Палаты троекуровых. Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году . Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах . Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке , разработанные Д. Трезини.

1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне , вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.

Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.

1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.

Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.

1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской , заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина — парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.

архитектор Н. А. Мясоедов

1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.

1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.

После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.

1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века — церкви Трех Святителей Вселенских , собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.

архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев

Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».

Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова» .Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года

Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»

Гостиничный комплекс на 6-ой линии В.О.

Реконструкция памятника истории и культуры - дома Троекурова - с размещении в здании гостиницы и кафе. Рабочий проект. Функции генерального проектировщика. Согласование в КГИОП и КГА. Авторский надзор. Сдан в эксплуатацию в 2008 году.


Объект к продаже: Особняк «Дом Троекурова» на Васильевском острове

Год постройки: 1730 г.
Год реконструкции: 2010 г.
Цокольный этаж: осуществленная реконструкция дома Алексея Троекурова предполагает отведение цокольного этажа здания для организации предприятия общественного питания. В соответствии с таким назначением помещения цокольного этажа проектировались для оптимального размещения всех необходимых хозяйственных узлов и оборудования. В цокольном этаже также располагаются помещения инженерного обеспечения здания: помещение главного распределительного щита и водомерный узел. Доставка необходимых продуктов и необходимого оборудования и инвентаря осуществляется с внутреннего двора. Для этого предусмотрено загрузочное окно в одном из подсобных помещений. Связь с другими этажами осуществляется по главной лестнице.
1,2 этаж: Помещения на первом и втором этажах могут быть использованы для размещения представительского офиса крупной компании, медицинского центра или мини-гостиницы с конференц-залом.

Дом Троекурова
(6-я линия, 13)

На Васильевском, острове, неподалеку от Андреевского собора, на 6-й линии расположен памятник архитектуры петровского барокко - дом Троекурова.
Он был построен в 30-х гг. XVIII в. для А. И. Троекурова, стольника Петра Великого.

Этот дом - редкий образец каменных жилых домов той эпохи. По нему можно судить, как выглядели улицы Петербурга в середине XVIII в., застроенные подобными особняками.
В отличие от первоначального проекта «образцового дома для именитых» Д. Трезини, это здание имеет не семь, а девять окон.
Центральная часть дома слегка выступает вперед (здесь был небольшой зал). Над ней расположен мезонин. Окна украшены фигурными рельефами. Дом окрашен в два цвета.

В 1738 г. владельцем значился "принц Штерке вице-президент". В середине XVIII в. владельцем стал майор лейб-гвардии Н. Ф. Соковнин. В это время в здании была домовая Введенская церковь. При Соковнине состоял ординарцем двадцатилетний А. В. Суворов.

В 1761 г. дом купил действительный статский советник П. П. Курбатов, а в 1779 г. продал его жене статского секретаря В. А. Матвеева. От наследников Матвеева в 1800-х гг. дом перешел в казну. В нем разместили вице-губернатора Петербурга. Для этого дом перестроил арх. А. А. Михайлов. Позднее здесь располагался

военный генерал-губернатор.

В середине XIX в.здание передали Министерству финансов, а затем продали в частные руки. В 1868 г., когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, арх Н. А. Мясоедов заново оформил главный фасад в формах эклектики и изменил планировку помещений, сохранив общие габариты здания.

В 1871 г. здание приобретено для детского Серебряного приюта, переехавшего сюда с Гаванской ул. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.

В дальнейшем это был жилой дом. В 1969 г. проведена реставрация, работы вели архитекторы И. А. Бартенев, Б.Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н.Микишатьев. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. В доме размещалось предприятие "Биотехномед". Планировалось реконструировать дом под гостиницу.

Георгиевский пер., 4

фото - Лев Кучинский (кто такой, не знаю)

Палаты XVI-XVII вв., принадлежавшие боярину И.Б.Троекурову, упоминались как сохранившиеся до нашего времени в сообществе неоднократно ( , и ) в связи с утраченными палатами В.В.Голицына в Охотном ряду.
Прочитала в сборнике "Петр Барановский. Труды, воспоминания современников", изд."Отчий дом", Москва, 1996) в воспоминаниях академика И.В.Петрянова "Человек-легенда" следующее...

Будучи крайне мало осведомлена в вопросах москвоведения, но, тем не менее, общаясь в сообществе со знающими людьми, и имея пример (Мещанская, 3) того, что "часть" может означать и, в том числе, - "наличники на бетонном каркасе", решила уточнить, что же в данном случае означает "часть".
В сети нашлась фотография этих палат, которая вынесена в начало поста и эта (автора установить не удалось, источник - "Энциклопедия Москва")

Далее - скан-текст из книги "История русской архитектуры" (Учебник для вузов// 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург, Стройиздат СПб. 1994 - 600 с.), Архитектура централизованного Русского государства (XVII в.) (Тиц А.А.), Развитие гражданского зодчества


Палаты В.В.Голицына (около 1689 г.) Фасад (реконструкция П.Д.Барановского и Н.Н.Соболева)

Особую группу составляют палаты, строившиеся сторонниками западно-европейских новшеств. Именно в этих каменных палатах наиболее наглядны перемены, подготовившие появление дворцовых построек ХVII в.
Переход от свободной композиции обособленных в пространственном и конструктивном отношении объемов, из которых слагались хоромы, к более регулярной компактной композиции и центрально-осевому построению уже заметен в московских палатах В. В. Голицына. Каменная часть этого здания, законченного около 1689 г., представляла собой почти правильный параллелепипед с несколько смещенным с оси выступающим объемом столовой палаты. Этот расположенный в средней части объем сохранял главенствующее значение и в пространственной структуре здания. Если в архитектурных формах первого этажа, расположении окон, рисунке наличников чувствуется традиционный подход, то второй этаж с четким строем однотипных оконных обрамлений говорит о новых художественных идеалах. Весьма знаменательно членение выступающей стены столовой палаты колонками, поставленными в каждом простенке, а не фиксирующими места примыкания внутренних стен.
Элементы ордерной системы, большая регулярность, устройство анфилады приемных комнат, отделанных на «фряжский» манер, являются приметами перехода к возведению дворцовых построек на Руси.


Фрагмент фасада палат И.Б.Троекурова (XVI-XVII вв.), эскиз А.А.Тица

Достаточно геометрически правильны очертания плана московских палат боярина И. Б. Троекурова, находившихся по соседству (Георгиевский пер., 4) с домом В. В. Голицына.
Палаты Троекурова строились в несколько этапов, а потому их фасады дают наглядную картину изменения декоративных форм. Подклет здания, возможно, даже восходит к XVI в. Фасад второго этажа со спаренными колонками по углам и в местах примыкания внутренних стен, с узорными наличниками и небольшими арочными оконными проемами типичен для середины XVII в. Столь же характерен, но для конца XVII в., и третий этаж. Окна становятся больше и приобретают прямоугольные очертания, наличники включают ордерные формы. Их основой являются две коринфские колонки на консолях с антаблементом. В членениях карниза сказываются и принципы построения классического антаблемента.

........................................ ......................


М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г.
Палаты боярина Троекурова — одно из замечательных жилых зданий XVII века. Вместо разновеликой живописной группы каменных палат, обычно крытых порознь разнообразными по форме крышами, мы видим здесь единый каменный блок здания. Однако декоративные формы нижнего и верхнего этажей отличаются друг от друга. Если нижний имеет наличники и карнизы-тяги, типичные для середины XVII века, то верхний — замечательное по красоте и рисунку белокаменное убранство, типичное уже для конца столетия. Подобный «разнобой» форм объясняется тем, что первоначально над зданием XVI века была выстроена нижняя часть в виде обычных самостоятельно крытых крышами палат. В конце 80-х годов XVII века их надстроили, объединив все здание общей кровлей. Так сложился новый тип дома, цельный по своему объему. Однако легко установить, что спаренным колонкам фасада здания отвечает внутренняя система стен его помещений-комнат; в этом приеме членения наружных стен видны еще старые навыки. Варварски стесанные в XIX веке наличники третьего парадного этажа были особенно декоративны. С правой стороны дома, обращенной к ул. Охотный Ряд, некогда находились открытая галерея и лестница, ведшая во внутренние покои. Система расположения верхних помещений представляет собой простое сопоставление почти равных по площади комнат с высокими сводами, что свидетельствует о воздействии старых планировочных схем деревянного зодчества.

........................................ ..............
Сегодня увидеть эти палаты "простому смертному" очень сложно. Вернее, увидеть еще как-то можно, но сфотографировать, у меня во всяком случае, получилось только так

Ниже - фрагменты этой же фотографии



Снаружи выглядят палаты довольно печально...
Охранник сказал, что сейчас здание пустует и разрушается на глазах...

..............................
С середины 50-х годов и до 1985 г. в палатах находился Государственный музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

В 1999 году предполагалось палаты Троекурова отдать музею детских театров, у основания которого стоит Наталья Ильинична Сац, но Государственная Дума пророчила туда свой собственный музей. Это - режимная территория, и на нее у Думы - свои виды.

В распоряжении Правительства Москвы от 15 сентября 2005 г. N 1808-РП (пп Ю.М.Лужков) "О первоочередных мерах по созданию комплексной нфраструктуры туристического сервиса на пешеходном маршруте "По достопримечательным местам Замоскворечья" в составе туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" (понятия не имею, насколько это распоряжение актуально ) в числе "объектов, рекомендуемых для создания археологической экспозиции (музея)" под номером 6 - "Палаты Троекуровых и комплекс кузнечного производства в Охотном ряду".

На форуме ОИРУ 14.04.2006 размещено объявление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о повторном открытом конкурсе на разработку научно-проектной и сметной документации (включая получение необходимых согласований, ТУ, разрешений и утверждений в соответствующих органах) для реставрации и приспособления памятника архитектуры "Палаты Троекуровых" (дата окончания приема конкурсных заявок - 3 октября 2003 г. (вероятно, "воз и ныне там"? )
.............................

На этом - все! Спасибо за внимание:)
Рассказывайте пожалуйста, кто что знает. Спасибо!
...............
UPD:
Охотный ряд (фото из сети, год?)

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году. Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах. Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке, разработанные Д. Трезини.
1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.
Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.
1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.
Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.
1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина - парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.
архитектор Н. А. Мясоедов
1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.
1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.
После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.
1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века - церкви Трех Святителей Вселенских, собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.
архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев
Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».
Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова».Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года
Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»

Владимир Кошевой и Равшана Куркова

22.12.2016 Эвелина Гурецкая

С некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.

Александр Сергеевич Пушкин так и не закончил свой роман «Дубровский» , пытаясь отобразить темную сторону русской души во вполне, казалось бы, романтическом произведении. Можно предположить, что именно это больше всего привлекло в «Дубровском» талантливого режиссера-экспериментатора Максима Диденко . Продюсерская компания «Экстатик» собрала в «Черном русском» массу знаменитостей: хореография - модного Евгения Кулагина («Машина Мюллер» в «Гоголь-Центре»), художник по костюмам — Евгения Панфилова Золотая маска» за «Золушку» в «Практике»), художник-постановщик — Мария Трегубова («Золотая маска» за «Алису» в БДТ). В итоге «Черный русский» стал модным событием, которое театральные критики единодушно окрестили «перформансом» . Создатели назвали его «иммерсивным спектаклем-триллером по мотивам неоконченного романа А.С.Пушкина «Дубровский». Еще одно определение подобных постановок - квест, или интерактивный спектакль, которые в просторечье именуют «спектаклями -бродилками». Этот жанр зародился в Британии в 2000 году: зритель ходит за актерами, наблюдая за их игрой в разных театральных локациях, а порой и сам оказывается вовлеченным в действо. В России они появились не так давно, но становятся все популярнее. Среди первопроходцев - Театр Маяковского с «Декалогом» , «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, да и «Гоголь-Центр» эту форму уже опробовал. Но «Черный русский», похоже, стремится затмить все до него существовавшее. Средства в него явно вложены немалые.

Искушенный театрал вряд сюда придет, а если и придет, то с предубеждением: «Все понятно, взяли беспроигрышный вариант, «наше все», переиначили его на свой лад, забыв о первоисточнике. Главное, и не придерешься: написали ведь "по мотивам"» . А прийти стоит, хотя бы ради того, чтобы понять, как коммерческий театр ищет новые формы, соперничая с привычными антрепризами.

Сцена из спектакля

Дом Спиридонова на время стал Домом Троекурова. Парадный подъезд с красной дорожкой, массивной дверью и еловым лапником каждому пришедшему дает почувствовать: он среди избранных. Учитывая цены на билеты, сюда и впрямь приходят «избранные». Уже в передней - атмосфера тайны, буквально разлитая в воздухе: девушки с набеленными лицами в одеждах то ли монахинь, то ли тайных прислужниц; открытый гроб со встроенным зеркалом. Звучат поминальные молитвы. Всем раздают маски: лисы, оленя и совы. Выбирать не приходится. Маска здесь - твоя судьба. «В этом доме нельзя предсказать, куда вас заведет судьба и собственное любопытство». К тому же за масками не разглядеть лиц, хотя знаменитостей здесь немало - побывать на «Черном русском» считает своим долгом весь столичный бомонд. В сопровождении тех же существ в черном публика сначала перемещается в буфет. Интерьеры и здесь, и во всех иных пространствах выдержаны в черных тонах, равно как и закуски, предлагаемые к водочке: черный хлеб, черная кровяная колбаса, и даже блины почти черного цвета. Вспоминая сюжет пушкинского романа, понимаешь, что ты на поминках почившего Андрея Гавриловича Дубровского, отца главного героя. С этого момента и начинается само действо.

Те же персонажи в черном выводят за собой публику, сортируя ее по маскам. Тут и понимаешь, что у каждой маски свой путь. Одни пошли за Машей, другие - за Троекуровым, третьи за Дубровским. «В этом доме запрещено смотреть, однако гости остаются вправе подглядывать» . Мне довелось подглядывать за Дубровским, который появился в какой-то момент в буфете вместе с двойником. Оба одеты в европейские костюмы с красными жилетами. Кто из них Дубровский догадаться было несложно: харизматичный Владимир Кошевой притягивает к себе своей энергетикой. С какой завистью будут многие подглядывать за его избранницами, когда Дубровский-Кошевой выберет из цепочки блуждающих по картонному черному лесу одну из девушек и уединится с ней! И какое счастье, если повезет оказаться одной из них - когда он тебе жарко нашептывает на ухо знакомые пушкинские строки, звучащие по-новому, страстно, и интимно. Но это будет потом...

Владимир Кошевой и Равшана Куркова

Сначала следом за ним начинаются перемещения во времени и пространстве, где смешаются эпизоды из пушкинского романа и арт-хаусные находки режиссера. Где эстетика модерна сосуществует с нашим, исконно русским, народно-хороводными, даже сказочным: непременный карла в дурацком колпаке и полосатых штанах, сеновал и скотный двор с живыми свинками и гусями. Ну, и медведи, разумеется, то есть артисты в медвежьих шкурах. Одного из них Дубровский, он же француз Дефорж в доме Троекурова, завалит выстрелом, а из шкуры вдруг появится обнаженная красотка.

Любопытным рекомендуется придти сюда еще два раза, чтобы «подсмотреть» за Машей и Троекуровым - действие развивается в трех сюжетных линиях. У тех, кто роман Пушкина подзабыл, будут проблемы с восприятием. Ближе к финалу все три линии воссоединятся вокруг крутящегося стола-сцены, блуждающие превратятся, наконец, в обычных зрителей. Все задействованные в представлении артисты уместятся на этом столе. Будет бал под «Гром победы раздавайся» - отставной генерал-аншеф Гаврила Петрович Троекуров частенько напевал эту мелодию. Гостям, то бишь зрителям, поднесут водочки - «За Святую Русь». Следом за балом - финал истории любви детей двух враждующих семейств - Дубровских и Троекуровых. После плясок и хороводов прольется кровь - Маша в подвенечном платье выхватит из кармана крошечный револьвер и первой выстрелит в Дубровского. Потоки крови расплывутся по белоснежному столу и стенам. Такой видит нынешнюю реальность режиссер Диденко: замуж девушка предпочтет по доброй воле выйти за богатого князя Верейского, а не за нищего, хотя и любимого разбойника Дубровского. А его решится убить, чтобы душу не бередить: «нет человека - нет проблемы». Пушкин, помнится, Дубровского оставил в живых. Но времена меняются. Вот и в Маше проявилось нечто от «черного русского». Под монотонный голос диктора: «Всем срочно покинуть здание. Всем срочно покинуть здание» - гости спешно покидают дом.

Сцена из спектакля

Красивые лица и тела актеров, прекрасная хореография, продуманные костюмы, видеоинсталляции на потолке и стенах (над этим работала целая группа художников видеоарта), музыка композитора Ивана Кушнира - все вместе делает это представление по-настоящему зрелищным. И в то же время явно перегруженным элементами разнообразных декораций, смысл которых не всегда понятен. Тот самый случай, когда форма явно превалирует над содержанием, и «за деревьями не увидишь леса». Если у кого-то и появится желание задуматься о глубинных смыслах, которые режиссер Диденко, безусловно, хотел донести, на это просто не хватит времени, так стремительно все меняется. Так что зрители в массе своей воспринимают «Черного русского» как развлечение - не более того. Хотя впечатлений каждый получит вдоволь. Впрочем, именно за впечатлениями в первую очередь люди и ходят в театр.

Кто здесь настоящие герои - так это артисты. Все без исключения. Им приходится выкладываться. Спектакли идут как киносеансы - по три подряд почти каждый вечер. На главные роли приглашены по нескольку исполнителей. Никогда не угадаешь, кто будет Дубровским: Артем Ткаченко, Иван Дель, Станислав Румянцев или Владимир Кошевой. В роли Маши сначала были задействованы две актрисы - Равшана Куркова и Мари Ворожи, но ввели еще и Елену Николаеву. Троекуровых, правда, всего два: Владимир Дель и Андрей Ребенков. Что касается других исполнителей, определить, кто есть кто довольно сложно, даже если перед началом внимательно изучить программку. В которой, кстати, приведена цитата из записной книжки Анны Ахматовой: «Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И все-таки Дубровский - неудача Пушкина. И, Слава Богу, что он его не закончил ». За него «Дубровского» закончил Максим Диденко. По-своему. Но что надо непременно сделать зрителям перед походом на «Черного русского», так это перечитать «Дубровского».

Сцена из спектакля Темы: