Характеристика евгения онегина таблица. Онегин и Ленский: воспитание и образование. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (по роману «Евгений Онегин»)

Имя Александра Пушкина является родным для русского читателя и уважаемым далеко за пределами России. Его стиль письма принято считать безупречным, ему подражали и подражают многие поэты. Дети зачитываются сказками Пушкина, а взрослые познают глубину стихотворений и поэм. Удивительным по красоте формы и глубине содержания является его роман в стихах « ». Персонажей этого произведения можно отнести к вечным образам, ведь они давно стали жить не только на страницах романа, но и за его пределами.

Главным героем является столичный дворянин Евгений Онегин. Владимир Ленский – друг главного героя, а значит, тоже немаловажный персонаж. Сравнительная характеристика этих образов позволит глубже раскрыть их сущность.

Может называться баловнем судьбы. Он - дворянин, с детства живущий в достатке. Его обучением занимался гувернер-иностранец, который не перетруждал ученика наукой. Поэтому герой самокритично отзывается о своем образовании: обучался «чему-нибудь» и «как-нибудь». Но благодаря любви к чтению и острому уму Онегин, все же был неплохо образован. Он «блистал» умом на балах, ведь умел красиво рассуждать на любые темы. И хотя познания его были в основном поверхностными, но большего «высокообразованное» столичное общество и не требовало.

Евгений безупречно владел французским языком, что всячески поощрялось в среде русского дворянства того времени. Что же касается родной культуры, традиций, то этим герой интересовался очень мало.

– утонченная романтичная натура. Он, как и Евгений, был довольно умен. Известно, что обучался Владимир в Геттингенском университете в Германии. Герой увлекался философией Канта и поэзией. Здесь прослеживается авторский намек на то, что Ленский – идеалист. Но глубиной суждений герой все же не отличался. Поэтому, возможно, что все его высокие романтичные порывы объясняются юношеской пылкостью и чувственностью натуры. Ведь Владимиру Ленскому всего лишь 18 лет. В этом возрасте многие пишут несложные любовные стихи.

Характер Евгения Онегина сложен и неоднозначен. Он умеет вести себя в обществе: способен поддержать любую беседу, искусен в любви, изворотлив в поступках. Евгений рано обучился мастерству лицемерия и лести, поэтому хорошо вписывался в круг «золотой молодежи». Но в глубине души такой способ жизни ему был противен. Герой стремился найти в жизни хоть что-то настоящее. Но душевные порывы разбивались о его «постылые» привычки. Именно так он объясняет и свой отказ Татьяне Лариной. Он смог разглядеть в той девушке чистую настоящую душу, но не смог взять за нее ответственность.

Владимир Ленский – юный романтик, идеалист-теоретик. Он неплохо знаком с трудами иностранных философов, но далек от настоящего понимания родной культуры. Его можно сравнить с красивым цветком, лишенным корня. Он красив лишь временно: под тяжестью малейшего ветерка он будет сломлен.

Евгений Онегин не любит среду, в которой живет. Но не верит в то, что может что-то изменить. Поэтому словно мстит обществу своим цинизмом.

Евгений Онегин – представитель «лишних людей» в литературе. Они везде чувствуют себя чужаками, виня в этом лишь общество. Хотя во многом виноваты сами. Евгений Онегин не привык добиваться чего-то тяжким трудом, поэтому и отыскать свои идеалы просто ленится.

Евгений Онегин и Владимир Ленский во многом похожи: оба принадлежат к высшему столичному обществу, умны, начитанны. Но все-таки они являются антиподами. Образ Владимира Ленского оттеняет образ главного героя, позволяя узнать его лучше.

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского позволяет глубже понять сущность обоих персонажей и раскрыть образы героев максимально полно.

Две разные натуры

Автор знакомит нас с Евгением, детально описывает события из его детства, даёт представление о тех ценностях, чертах характера, которые могли сформироваться у человека, окружённого чрезмерной заботой, неограниченной роскошью и воспитанием учителя, которому чужда русская культура. Он родился в Петербурге, был изнежен и избалован гувернанткой и учителем-французом, но не знал родительской любви, не был близок с отцом.

Взросление Ленского прошло под влиянием немецкой культуры, либерализма, вольнодумства. Он получил отличное серьёзное образование, применяет на практике все свои знания, полон задумок, планов, надежд и мечтаний.

Оба персонажа живут в достатке: Евгений наследник всех своих родственников (он единственный ребёнок в семье), Ленский управляет имением, которое – плод многолетней работы его семьи.

“Они сошлись…”

Точный портрет Онегина автор не даёт, основное внимание он уделяет натуре молодого дворянина, его внутреннему миру. Мы знаем, что он привлекателен, ужасный модник, много времени проводит перед зеркалом, похититель женских сердец, соблазнитель (а значит – внешность у героя более чем приятная).

Внешность Ленского описывается более детально: у него длинные чёрные волосы до плеч, он очень красив и романтичен. К тому же – Владимиру всего 18 лет, он горяч, страстен, эмоционален (в нём “играла жизнь, кипела кровь”), что делает его образ особенно притягательным.

В Евгении нет жизни, нет жажды познаний, впечатлений, отсутствуют всякие чувства; Ленский, напротив, – полон чувств, он тончайший романтик, поэт, ранимая душа.

Онегин склонен к публичности (хотя светская жизнь ему стала неинтересна), а Ленский – тихий домосед, светские развлечения он считает пустой тратой времени.

Онегин – циник, умелец “язвительно злословить”, он не имеет друзей, ему чужды тёплые отношения с кем бы то ни было. Ленский верит в дружбу, полон высоких идеалов из романтической литературы. Образование Ленского и Онегина открывало им любую сферу для своего будущего: службу, науку, творчество, но первый выбрал управление имением, а второй – полную бездеятельность, праздное времяпрепровождение.

Сопоставительная характеристика

Цитатная и содержательная характеристика героев по плану позволяет более наглядно сравнить двух персонажей. Она представлена в таблице:

Евгений Онегин Владимир Ленский
образование Получал домашнее образование, вполне сносное по тем временам: отлично владел французским, поверхностно разбирался в латыни, читал книги по экономике. Выучился в престижном университете в Германии, склонен к литературному творчеству, к философствованию, пишет стихи.
характер Онегин – равнодушный, спокойный, циничный, высокомерный, холодный, ленивый, беспринципный. Владимир – умный, честный, немного вспыльчивый, активный, чувствительный, эмоциональный, романтичный и немного наивный.
отношение к любви Онегин видит любовь как ненужное чувство, простое и низменное, оно связано с предательством и изменой. Он сердцеед и ловелас, не верит в настоящую любовь.”…рано чувства в нём остыли”. Ленский воспитанный на германском романтизме искренне верит в любовь, в судьбу, полон эмоциональности и романтичности.
отношение к дружбе Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.(“друзья и дружбы надоели”) Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеализирует эту сферу.(“Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…”)
чтение и литература Ни в чтении, ни на писательском поприще Евгений не нашёл себя, ему “тошно” от стихосложения, а романтические книги повергают в скуку. Читает книги по экономике, чтобы понимать государственное устройство. Поэзия – его любимое ремесло, в нём он выражает свою тонкую натуру. Много читает, “поклонник Канта”.
отношение к работе Евгений не состоит на службе, не занимается управлением, хозяйством. Он расточителен, не интересуется совершенно ничем. Положение позволяет жить в полном безделье, это значительно влияет на его образ жизни. Опытный хозяин, отлично справляется с большим именьем, везде успевает. Активен и неутомим: ищет себя.