Pink floyd краткая биография. Легендарная британская рок-группа "Пинк Флойд": история и распад. Обратная строна Луны

Профессорский сынок, которого раздирал дух противоречий, в молодости бросил колледж, чтобы стать настоящим рокером. А теперь - бунтарь, который шокировал окружающих своими выходками, получает корочку в Кембридже.

На выпускной в Кембридж приходят в парадно-выходных мантиях, почти как у Гарри Поттера. Передают из уст в уста главный слух: к нам примкнет сегодня тот, чье имя нельзя произносить вслух без придыхания. В шеренге лучших учеников и почетных гостей - волшебник-недоучка - Гилмор, великий и ужасный. Идет за дипломом специалиста по разнообразным искусствам. Почетным, по совокупности заслуг.

Дэвид Гилмор, рок-музыкант: "Очень приятно и странно стоять здесь в докторской мантии. Во-первых, в ней жарко. Во-вторых, я бросил колледж из-за разгильдяйства и музыки, чем разбил сердце отцу-профессору генетики".

Гилмор-недоучка, гордо напоминавший в каждом такте и в каждом интервью: "Знаете, куда вам надо пойти со своим образованием? Вы, общество свиней на крыльях, чему вы учите? Ваши книжки - еще один камень в стену, в которую вы замуровали душу". Это была его революция против взрослых, к которым настоящие рокеры никогда себя не причисляют, против мальчишек-обидчиков - таких, как Роджер Уотерс, коллега по "Пинк Флойд", писавший знаменитые заумные тексты - умник, вали из нашей группы, споем без ученых!

Гилмора признавали лучшим в мире игроком на электрогитаре, разрушителем берлинской стены, членом пантеона бессмертных британцев, но никак не доцентом, как мечтал папа. Поэтому перед залом, где дают дипломы, практически спотыкается под строгим взглядом декана.

Дэвид Гилмор: "С меня пример брать не надо. Я бы сейчас сам на вас равнялся, наверное. Золотой век рока прошел, рок-н-ролл мертв, а я получаю диплом о высшем образовании. Учитесь, дети, лучше. В ваше время иначе нельзя. Хотя, знаете, мой друг Сид Баррет, основатель "Пинк Флойд", выучился, а потом сошел с ума и умер".

Вежливые аплодисменты вместо музыки - теперь Гилмор, великий и ужасный, образованный человек и почти ученый. В академических кругах ждут, что его образ усилит тягу детей к образованию, как когда-то ждали его почти рыка: "Эй, учитель, оставь детей в покое!"

Дэвид Гилмор: "Все это приятно. Но я диплом обмывать никак не буду. Знаете, мне 63. И что-то все это рок-веселье уже не по здоровью".

Картинка с обложки диска. Именно здесь, вокруг белых труб электростанции баттерси, "Пинк Флойд" запускали свою знаменитую надувную свинью на крыльях. Как сегодня говорит Гилмор, тогда это казалось мощным протестом против социального мещанства, сегодня - детским воздушным шариком. Хотя бы потому, что для него это - естественная эволюция революции. Ведь рокеры не становятся взрослыми. Они просто устают быть наивными.

Pink Floyd (Пинк Флойд)- английская прогрессив/психоделик рок группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериментами, инновациями в оформлении альбомов и грандиозными шоу. Является одной из наиболее успешных групп в рок музыке - около 70 млн проданных альбомов в США (седьмое место), в мире же было продано около 200 млн.

Группа была основана в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету лондонского политехнического института (Regent Str. Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал) и Ником Мэйсоном (ударные), и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара).

В 1968 году к четверке присоединился Дэвид Гилмор, который заменил Барретта после его "отставки". После ухода Барретта доминирующими фигурами в группе вначале стали бас-гитарист Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт, но со временем Райт уступил гитаристу Дэвиду Гилмору. Уотерс с каждым новым альбомом закреплял лидерство, постепенно придя к единоначалию. После ухода Барретта и вплоть до 1983 года Уотерс был автором подавляющего большинства лирики песен группы (например, уже с 1973 года тексты писал только он один) и главным автором рок-оперы "The Wall". Последний альбом группы ("The Division Bel"), последний тур и негласный распад состоялись в 1994 году. Каждый из участников группы сделал в той или иной степени успешную карьеру, в основном опираясь на опыт альма-матер. Последнее выступление классического состава произошло в июле 2005 года на концерте "Live 8".

Название

Название Pink Floyd возникло после ряда переименований групп Sigma 6, T-Set, Meggadeaths, The Screaming Abdabs, The Architectural Abdabs и The Abdabs. Вначале группа именовалась The Pink Floyd Sound, и только затем просто The Pink Floyd в честь двух блюзовых музыкантов из Джорджии - Пинка Андерсона (Pink Anderson) и Флойда Каунсила (Floyd Council). Определённый артикль"The" был отброшен из названия только после 1970 г. (см., напр., обложку пластинки с музыкой к «Забриски-пойнт»).

История

Формирование (1963-1964)

Ник Мэйсон и Роджер Уотерс познакомились в университете Вестминстера в Лондоне, где оба учились на факультете архитектуры. Они начали играть вместе в группе, сформированной Китом Ноблом и Кливом Меткалфом. Позже к ним присоединился Ричард Райт, и секстет был назван Sigma 6. Девушка Райта - Джульетта Гейл - была частой гостьей на репетициях группы. Роджер Уотерс, прежде чем перейти на бас-гитару, играл на ритм-гитаре. Sigma 6 играла песни группы The Searchers и материал, написанный студентом Кеном Чэпменом, который стал менеджером группы и автором песен. В сентябре 1963 года Мэйсон и Уотерс переехали на более дешевую квартиру на Стэнхоп Гарденс, владельцем которой был преподаватель университета - Майк Леонард. Леонард помогал молодой группе в репетициях. Sigma 6 использовала эту квартиру для своих репетиций. Позже Мэйсон выехал из квартиры, а его комнату занял новый гитарист Боб Клоуз. На протяжении выступлений название группы неоднократно менялось. Вскоре Меткалф и Нобэл покинули состав группы. Осенью 1963 года семнадцатилетний Сид Барретт прибыл в Лондон для учебы. Уотерс и Барретт были детскими приятелями (Уотерс часто навещал Барретта в доме его матери). Барретт присоединился к составу Tea Set в 1964-м году и поселился у Уотерса и Клоуза.

Период с Сидом Барреттом (1964-1968)

Как The Pink Floyd Sound

После ухода Ноубела и Меткалфа Tea Set лишился вокалистов. Испытывая сильный недостаток в вокале, Клоуз познакомил группу с Крисом Деннисом. Под предводительством Денниса Tea Set сменило название на The Pink Floyd Sound, в честь двух блюзовых музыкантов, записи которых Барретт держал в собственной коллекции - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Баррет переименовал группу, поскольку на одном из выступлений он выяснил, что на нем присутствовала группа, которая тоже носила название Tea Set. Сам Деннис позже уехал в Бахрейн, назначив Сида Барретта фронтменом группы.

Первый визит на студию звукозаписи произошел в декабре 1964 года. Члены группы попали в студию благодаря связям Райта. Его друг работал в студии на Вэст Нампстиде и использовал перерыв для записи нескольких сетов The Pink Floyd Sound. Во время их сессий были записаны четыре песни, которые стали первыми демозаписями группы, и включали в себя кавер на классическую ритм-н-блюзовую композицию "I’m A King Bee" и три песни сочиненных, Сидом Барреттом: "Butterfly", "Lucy Leave" и "Double O Bo".

Далее The Pink Floyd Sound стали постоянными гостями в лондонском Каунтдаун Клаб, где отыгрывали по 90 минут с позднего вечера до раннего утра. Также группа была приглашена на телепередачу Ready Steady Go!, которая искала молодые таланты. Боб Клоуз покинул группу в 1965-м году, а лидер-гитаристом и вокалистом группы стал Сид Барретт.

The Pink Floyd Sound продолжали играть в клубах преимущественно ритм-н-блюзовые композиции. На одном из таких выступлений в марте 1966 года их заметил Питер Дженнер. Дженнер, лектор в лондонской школе экономики и политических наук, был восхищен акустическими эффектами, которые были воссозданы Барреттом и Райтом, во время их выступления, и он, совместно со своим другом Эндрю Кингом, стали менеджерами группы. Именно в это время группа стала экспериментировать в музыке и со своими выступлениями. Под предводительством Дженнера группа стала выступать на лондонских подпольных концертах (Лондонский андерграунд), а продюсеры группы организовали менеджерскую компанию для рок групп, под названием Blackhill Enterprises. Отношения The Pink Floyd Sound с Blackhill Enterprises укрепилось превратившись в шестигранное предприятие. К октябрю 1966 года записи группы пополнились еще несколькими сетами собственных песен.

The Piper at the Gates of Dawn

Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы The Piper at the Gates of Dawn (распространён некорректный перевод названия альбома - «Волынщик у врат зари», хотя на самом деле это всего лишь название главы из любимой книги Сида "Ветер в ивах" Кеннета Грэма, где "The Piper" - это, конечно, никакой не "волынщик", а бог Пан, играющий на свирели, в переводе Ирины Токмаковой - «Свирель у порога зари») считается лучшим примером английской психоделической музыки. Треки с этой пластинки демонстрируют музыкальную смесь, от авангардной "Interstellar Overdrive" ("Космическая перегрузка") до причудливой "Scarecrow" ("Пугало"), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах.

Однако не все участники группы выдержали бремя свалившегося на них успеха. Употребление наркотиков и постоянные выступления сломали лидера группы Сида Барретта. Его поведение становилось всё более невыносимым, нервные срывы и психозы повторялись всё чаще, выводя из себя остальных членов группы (особенно Роджера). Неоднократно бывало, что Сид просто «выключался», «уходил в себя» прямо на концерте. В январе 1968 года к группе присоединился давний знакомый Роджера и Сида гитарист Дэвид Гилмор, чтобы заменить Барретта. Тем не менее планировалось, что Сид, хотя и не будет выступать, продолжит писать песни для группы. К сожалению, из этой затеи ничего не вышло.

В апреле 1968 года «отставка» Барретта была формализована, но Дженнер и Кинг решили остаться с ним. Шестистороннее предприятие "Blackhill Enterprises" прекратило свою деятельность.

A Saucerful of Secrets

Несмотря на то, что Барретт написал бо́льшую часть материала для первого альбома, на второй альбом "A Saucerful of Secrets" (Блюдце, полное секретов), вышедший в июне 1968 года, попала лишь одна песня, сочинённая им, а именно - "Jugband Blues" (Блюз для шумового оркестра). "A Saucerful of Secrets" занял девятое место в Великобритании.

Без Барретта (1969-1972)

More, Ummagumma

После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму "More" ("Ещё") режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом "Ummagumma", частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.

Atom Heart Mother

В 1970 году появился альбом "Atom Heart Mother" ("Мать с атомным сердцем") и занял первую строчку в Великобритании. Группа росла в музыкальном плане, и теперь для реализации идей понадобился хор и симфонический оркестр. Усложнённая аранжировка потребовала привлечения специалиста со стороны, которым стал Рон Гисин (Ron Geesin). Он написал вступление к заглавной композиции, а также оркестровку альбома.

Meddle

Год спустя, в 1971 году, вышел "Meddle" ("Вмешательство") - схожий с предыдущим по структуре (но никак не по музыке): одну сторону пластинки занимают короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую - развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная "эпическая звуковая поэма" (как её назвал Уотерс) под названием "Echoes" ("Эхо"), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на «Atom Heart Mother», а также синтезатор VCS3. Альбом также включал «One of These Days» - концертную классику Пинк Флойд , где барабанщик Ник Мэйсон страшно искажённым через вокодер голосом обещал "порезать вас на мелкие кусочки" ("One of these days, I’m going to cut you into little pieces"), лёгкие и беззаботные "Fearless" и "San Tropez" и озорная "Seamus" (Шеймус - кличка собаки), где на "подпевки" была "приглашена" русская борзая. "Meddle" занял третье место в британском хит-параде.

Obscured by Clouds

Менее известный альбом группы был выпущен в 1972 году под названием "Obscured by Clouds" ("Скрытая облаками"), как саундтрек к фильму Барбета Шрёдера "La Vallee" ("Долина"). Альбом является одним из самых любимых у Ника Мэйсона. Всего лишь 46-е место в "Топ 50" США и шестое место у себя дома.

Пик успеха (1973-1982)

The Dark Side of the Moon

Альбом 1973 года "The Dark Side of the Moon" ("Темная сторона Луны") стал звёздным часом для Pink Floyd . Это была концептуальная запись - не просто собрание песен на одном диске, а работа, проникнутая единой, связующей идеей давления современного мира на психику человека. Идея была мощным катализатором творчества группы.

Совместно её члены составили список тем, раскрываемых в альбоме: композиция "On The Run" ("На бегу") рассказывала о паранойе; "Time" ("Время") описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни; "The Great Gig In The Sky" ("Шоу на небесах", первоначально называлась "Mortality Sequence" - "Смертная череда") повествует о смерти и религии; "Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой и овладевают человеком; "Us And Them" ("Мы и они") говорит о конфликтах внутри общества; "Brain Damage" посвящена безумию.

Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии "Abbey Road", почти девяти месяцам, ушедшим на запись, и стараниям звукоинженера Алана Парсонса, альбом получился беспрецедентным и вошёл в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Сингл "Money" попал в двадцатку хит-парада в США, а альбом стал № 1 (в Великобритании только № 2) и оставался в "Топ 200" США на протяжении 741 недели, включая 591 неделю с 1973 по 1988 годы последовательно, и несколько раз попадая на первое место. Альбом побил множество рекордов, и стал одним из самых продаваемых альбомов всех времён.

Wish You Were Here

"Wish You Were Here" ("Жаль, что тебя нет здесь") был выпущен в 1975 году и заглавной темой в нём стало отчуждение. Вдобавок к заглавной песне, ставшей классикой Pink Floyd , альбом включает горячо принятый критикой 20-минутный трек "Shine On You Crazy Diamond" ("Продолжай сиять, безумный бриллиант"), как и заглавная песня, посвящённый Сиду Баррету и его психическому распаду. Сам Барретт, располневший и стриженный наголо, неожиданно появился в лондонской студии Эбби Роуд (Abbey Road), где группа записывала альбом, посвященный ему, произведя сильнейшее впечатление на участников Pink Floyd. Кроме того, в альбом вошли "Welcome to the Machine" ("Добро пожаловать в систему") и "Have a Cigar" ("Сигару?"), посвящённые бездушным нравам дельцов шоу-бизнеса. Альбом стал первым в Великобритании и в Америке. В 1995 году Гилмор и Райт назвали этот альбом своим любимым альбомом Пинк Флойд .

Animals

Ко времени выхода альбома "Animals" ("Животные") в январе 1977 года музыка группы стала подвергаться все более интенсивной критике со стороны нарождающегося направления панк-рока за чрезмерную "слабохарактерность" и надменность, ухода от простоты раннего рок-н-ролла. Это в значительной степени концептуально-текстовая работа и влияние Роджера Уотерса как автора стихов очевидно. Кроме того, в этом альбоме наметились тенденции "уотерской" акустики и использования бытовых звуков в качестве музыкальных элементов, столь характерных для сольных работ Уотерса впоследствии.

Альбом содержал три длинные основные песни и две короткие, дополняющие их содержание. Концепция альбома была близка смыслу книги Джорджа Оруэлла "Скотный двор". В альбоме собаки, свиньи и овцы используются как метафоры для описания или обличения членов современного общества. Музыка "Animals" значительно более основана на использовании гитар, чем предыдущие альбомы, что, возможно, связано с возрастающим напряжением между Уотерсом и Райтом, который не внёс большого вклада в альбом.

The Wall

Рок-опера "The Wall" ("Стена") была создана под доминантой Уотерса, однако при значительном композиторском и аранжировочном влиянии Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина. Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Сингл из этого альбома - "Another Brick in the Wall, Part II" ("Ещё один кирпич в стене, часть 2"), затрагивающий проблемы педагогики и образования, - попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании и впоследствии стал материалом ремиксов в стилистике диско и техно. Вдобавок к третьему месту в Великобритании, "The Wall" 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Альбом стал очень дорогим в процессе написания и принёс очень много расходов из-за проведения масштабных шоу, но продажи пластинок вывели группу из финансового кризиса. В период работы над альбомом Уотерс расширил своё влияние и укрепил свою руководящую роль в деятельности группы, порождая в ней постоянные конфликты. Например, пытался склонить членов группы уволить Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение. По иронии судьбы, Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу "The Wall". Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу Пинк Флойд после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. Однако в этом же непростом альбоме уже присутствуют и стилистические признаки позднего Гилмора. В полную силу эти новые ходы раскроются как в сольных работах гитариста, так и в альбомах группы, записанных без Роджера, но при помощи того же Боба Эзрина. "Стена" оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет.

В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм на основе альбома - "Pink Floyd The Wall". В главной роли рок-звезды "Пинка" снялся основатель группы "Boomtown Rats" и будущий организатор фестивалей "Live Aid" и "Live 8" - Боб Гелдоф (Bob Geldof). Сценарий фильма был написан Уотерсом, режиссёром стал Алан Паркер, а анимация была создана известным мультипликатором Джеральдом Скарфом (Gerald Scarfe). Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идеей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. В фильме «Стена» прямо не показывается ни одна из проблем. Весь фильм соткан из аллегорий и символов, например, безликие подростки, которые один за другим падают в мясорубку и превращаются в однородную массу. Клипы из этой ленты были цензуированы во время трансляций по американскому MTV. Создание фильма сопровождалось дальнейшим ухудшением отношений между двумя наиболее сильными личностями группы: Уотерсом и Гилмором.

Последние альбомы и распад группы (1983-1994)

The Final Cut

В 1983 году появился альбом "The Final Cut" ("Окончательный монтаж" или "Смертельная рана") с подзаголовком "Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Пинк Флойд". Более мрачный, чем "Стена", этот альбом пересматривает многие её темы, а также обращает внимание на проблемы, которые как были актуальными, так и остаются по сей день. Сюда вошли недовольство и злость Уотерса на то, что Британия участвует в Фолклендском конфликте - композиция "The Fletcher Memorial Home" ("Мемориальный дом Флетчера"), где Флетчер - отец Уотерса - Эрик Флетчер Уотерс. Тема трека "Two Suns in the Sunset" ("Два солнца на закате") - страх перед ядерной войной. Отсутствие Райта при записи альбома привели к некоторому недостатку клавишных эффектов, характерных для предыдущих работ Пинк Флойд , хотя приглашённые музыканты Майкл Кэймен (Michael Kamen, фортепиано и фисгармония) и Энди Боун (Andy Bown) внесли некоторый вклад как клавишники. Среди музыкантов, принимавших участие в записи "The Final Cut", отметился тенор-саксофонист Рафаэль Рэйвенскрофт (Raphael Ravenscroft). Несмотря на противоречивые отзывы об этом альбоме, "The Final Cut" имел успех (№ 1 в Великобритании и № 6 в США), и вскоре после выхода стал "платиновым". Наиболее хитовыми композициями по версии радиостанций были "Gunner’s Dream" ("Сон Артиллериста") и "Not Now John" ("Не сейчас, Джон"). Трения между Уотерсом и Гилмором в период записи альбома были настолько сильными, что они никогда не появлялись в звукозаписывающей студии одновременно. С этим альбомом группа не ездила с концертами. Вскоре Уотерс официально объявил об уходе из группы.

После альбома "The Final Cut члены группы пошли каждый по собственному пути, выпуская сольные альбомы вплоть до 1987 года, когда Гилмор и Мэйсон начали воссоздавать Pink Floyd . Это породило жаркие юридические споры с Роджером Уотерсом, который после ухода из группы в 1985 году решил, что без него группа существовать всё равно не сможет. Тем не менее, Гилмор и Мэйсон сумели доказать, что они имеют право продолжать музыкальную деятельность как группа Пинк Флойд. Уотерс в то же время оставил за собой некоторые традиционные образы, созданные группой, включая большинство реквизита и персонажей из "Стены" и все права на "The Final Cut".

A Momentary Lapse of Reason, The Division Bell

В результате Pink Floyd под руководством Дэвида Гилмора вернулась в студию совместно с продюсером Бобом Эзрином. Во время работы над новым альбомом группы под названием "A Momentary Lapse of Reason" ("Кратковременная потеря рассудка", № 3 и в Великобритании, и в США) к коллективу вновь присоединился Ричард Райт, вначале как сессионный музыкант с еженедельной оплатой его работы, затем как полноценный участник вплоть до 1994 года.

В 1994 году вышла последняя работа флойдовцев "The Division Bell" ("Парламентский звонок", № 1 в Великобритании и США) и последующий тур, ставший одним из наиболее доходных за всю историю рок-музыки.

Все члены Pink Floyd выпустили собственные сольные альбомы, достигшие различных уровней популярности и коммерческого успеха. "Amused to Death" («Позабавили до смерти») Роджера Уотерса был принят наиболее тепло публикой, но всё-таки был встречен неоднозначными отзывами критиков.

Поздняя деятельность группы

С 1994 года и альбома "The Division Bell" Пинк Флойд не выпускали студийных материалов. Единственными результатами работы группы стали концертный альбом 1995 года "P*U*L*S*E" ("Пульс"); живая запись "Стены", скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов "Is There Anybody out There? The Wall Live 1980-81" ("Есть ли кто там снаружи? Стена вживую, 1980-81") в 2000 году; двухдисковый набор, содержащий наиболее значимые хиты группы "Echoes" ("Отголоски", "Эхо") в 2001 году; посвящённое 30-летнему юбилею альбома переиздание "Dark Side of the Moon" в 2003 году (пересведенное Джеймсом Гатри в SACD); переиздание "The Final Cut" 2004 года с добавленным синглом "When the Tigers Broke Free" ("Когда тигры вырвались на свободу"); переиздание дебютного альбома группы в моно и стерео варианте, с добавленными песнями, некоторые из которых нигде раньше не издавались; юбилейный бокс-сет "Oh, By the Way" ("Кстати"), включающий в себя репродукции всех студийных альбомов группы в виде мини-винилов.

Альбом "Echoes" вызвал множество споров из-за того, что песни перетекают друг в друга в другом порядке, чем на оригинальных альбомах, из некоторых вырваны значительные части, а также из-за самой последовательности песен, которая, по мнению любителей, не соответствует логике.

Дэвид Гилмор в ноябре 2002 года выпустил DVD своего сольного концерта "David Gilmour in Concert" ("Дэвид Гилмор на концерте"). Он был составлен из записей шоу с 22 июня 2001 года по 17 января 2002 года в Королевском фестиваль-холле (Royal Festival Hall) в Лондоне. Ричард Райт и Боб Гелдоф были приглашены на сцену как гости.

Из-за того, что члены группы занимаются по большей части собственными проектами - например, Мэйсон написал книгу "Inside Out: A Personal History of Pink Floyd" (Наизнанку: Личная история Пинк Флойд), из-за смерти Стива О’Рурка 30 октября 2003 года - менеджера группы на протяжении многих лет, из-за сольного проекта Дэвида Гилмора (альбома On an Island и одноимённого концертного тура) и смерти Ричарда Райта 15 сентября 2008 года - будущее группы неясно.

Выступление на Live 8 (2005)

2 июля 2005 года, на один вечер отбросив прошлые разногласия, Пинк Флойд в последний раз выступили в своём классическом составе (Уотерс, Гилмор, Мэйсон, Райт) на всемирном шоу Live 8, посвящённом борьбе с нищетой.

Это выступление на время увеличило в 13 с лишним раз продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd. Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, сказав:

"Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней. "

Группа Pink Floyd сыграла всего четыре песни: "Breathe" (Дыши), "Money" (Деньги), "Wish You Were Here" (Жаль, что тебя здесь нет) и "Comfortably Numb" (Уютно-бесчувственный), при этом фонограммой были проиграны трек "Speak to Me", открывающий альбом "The Dark Side of the Moon", за которым на альбоме как раз следовал "Breathe", а также звон монет и звуки кассового аппарата из "Money" и фрагменты радиопередач из "Wish You Were Here".

После концерта Live 8 Pink Floyd было предложено 150 миллионов фунтов стерлингов за тур по США, но группа отклонила предложение. Позже Дэвид Гилмор признался, что дав согласие на выступление на Live 8, он не позволил истории группы закончиться на "фальшивой ноте".

" Была еще одна причина. Во-первых, поддержать дело. Во-вторых, сложные, высасывающие силы, отношения между Роджером и мной, которые тяготят мое сердце. Поэтому мы и захотели выступить и оставить все проблемы позади. В-третьих, я бы сожалел, если бы отказался. "

История этой ведущей психоделической команды всех времен и народов началась в первой половине 60-х годов, когда под вывеской "Sigma 6" объединились басист Роджер Уотерс , ударник Ник Мэйсон и клавишник Ричард Райт . Коллективу пришлось сменить целый ряд названий ("Megadeaths", "Leonard"s Lodgers", "The Tea Set", "The Abdabs", "The Architectural Abdabs", "The Screaming Abdabs", "The Pink Floyd Sound"), прежде чем музыканты остановились на варианте "Pink Floyd", составленном из имен двух блюзменов, Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. К тому моменту в группе произошли и некоторые кадровые перемены, самой главной из которых стало появление поющего гитариста и неординарного композитора Сида Барретта . "Pink Floyd" довольно быстро перешагнули рамки традиционного для той поры ритм-энд-блюза и занялись экспериментами со звуком. В ход пошли фидбэки, реверберация и прочие ухищрения, в результате чего рождалась необычная для слуха музыка, а для усиления психоделического эффекта на концертах группа использовала световое шоу. Сделав себе имя в андеграунде, коллектив в 1967 году заключил контракт с "EMI" и с ходу загнал дебютный сингл "Arnold Layne" с историей о трансвестите в британский Топ 20.

Второй миньон, "See Emily Play", пробил горячую десятку, а следом в нее отправился и альбом "The Piper At The Gates Of Dawn". Большинство композиций на этой пластинке было написано Барреттом , однако Сид успел крепко подружиться с наркотиками и быстро вышел из игры. Зачастую он улетал прямо на сцене, поэтому уже в 1968-м его выставили из группы, а образовавшуюся вакансию заполнил давний знакомый Сида , Дэвид Гилмор . С уходом Барретта доминирующие позиции занял Уотерс , и большая часть материала на "A Saucerful Of Secrets" принадлежала уже ему.

Несмотря на смену лидера, команда не только легко удержалась на плаву, но и сумела значительно повысить свой статус. Постепенно у "Pink Floyd" выработался свой собственный легко узнаваемый саунд, а все их альбомы неизменно присутствовали в горячей десятке. Помимо "A Saucerful Of Secrets" в конце 60-х также вышли саундтрек к фильму "More" и двойник "Ummagumma", поделенный на концертные номера и экспериментальные разработки каждого из участников группы. Наивысшим достижением переходного периода стала работа "Atom Heart Mother", побывавшая на самой верхушке национального чарта и запомнившаяся первым сотрудничеством музыкантов с оркестром. Удачной получилась и программа "Meddle", знаменитая своим 23-минутным эпиком "Echoes", однако появление относительно слабой пластинки "Obscured By Clouds" отнюдь не предвещало последовавшего всплеска продуктивности и резкого подъема популярности группы. Первой ласточкой глобального успеха стал альбом "Dark Side Of The Moon". Этот настоящий шедевр психоделии вознес "Pink Floyd" на самую вершину "Billboard" и безвылазно провел в заокеанских чартах 591 неделю.

Казалось, что после "Dark Side" сложно было произвести на свет нечто аналогично грандиозное, однако коллектив справился с данной задачей и спустя два года предложил слушателям не менее захватывающий материал под названием "Wish You Were Here", одной из изюминок которого стало посвящение Барретту "Shine On You Crazy Diamond". На фоне двух предыдущих работ диск "Animals" выглядел чуть менее привлекательно, зато в 1979 году "Pink Floyd" нанесли новый мощный удар по чартам сверхамбициозным двойным альбомом "The Wall".

Впрочем, мультимиллионные тиражи и успешные туры в поддержку релиза не спасли команду от внутреннего раскола. Уотерс окончательно сосредоточил всю власть в своих руках, и с его подачи из официального состава был выведен Райт . Отношения Роджера с другими коллегами также были далеки от идеальных и, в конце концов, это сказалось на качестве материала. Альбом "The Final Cut" (особенно на фоне предшествующих шедевров) оказался провальным, и после его выхода Уотерс объявил о роспуске команды. Пока он налаживал сольную карьеру, Гилмор с Мэйсоном решили возродить "Pink Floyd" и вернули в штат Райта . Первая попытка восстановленной группы в виде диска "A Momentary Lapse Of Reason" получилась слабоватой, но потоптавшись несколько лет на месте, коллектив выдал достойный альбом "The Division Bell", вполне сопоставимый по качеству с ранними работами. Релиз сопровождался глобальным туром и выходом концертника "Pulse", а в последующие годы активность "Pink Floyd" значительно снизилась. Примечательное событие случилось летом 2005-го, когда на концерте "London Live 8" на сцену поднялись все четверо участников классического состава. К сожалению, горячо ожидаемого фанами реюнион-тура не последовало, а в сентябре 2008-го скончался Ричард Райт .

Казалось, что на этом история группы закончилось, однако в 2011-м Уотерс , Гилмор и Мэйсон вновь очутились вместе на одной сцене, и в том же году стартовала мощная кампания по переизданию раннего материала, получившая название "Why Pink Floyd?". Спустя несколько лет еще более неожиданным оказалось заявление жены Дэвида о том, что "Pink Floyd" готовят новый альбом. Впоследствии, правда, выяснилось, что "The Endless River" собран из неликвидов 20-летней давности, но несмотря на то, что эта почти инструментальная работа мало напоминала классических "флойдов" и вызвала множество нареканий своим эмбиентным настроем, в чартах целого ряда стран она заняла первое место.

Last update 20.12.14

224 подбора аккордов

Биография

Pink Floyd (Пинк Флойд) — британская прогрессив/психоделик-рок-группа, созданная в Кембридже. Знаменита своими психоделическими песнями и грандиозными шоу. Является одной из наиболее успешных в рок- и поп-музыке, находится на седьмом месте в мире по количеству проданных альбомов (более 300 млн. копий по всему миру). Была основана в 1965 году, последний альбом («The Division Bell») и тур состоялись в 1994 году. Последнее выступление — июль 2005 года («Live8»).

Участники группы

Первоначальный состав:

* Сид Барретт (англ. Syd Barrett) — гитарист, вокалист (1966—1968);
* Роджер Уотерс (англ. Roger Waters) — бас-гитарист, вокалист (1966—1985);
* Ричард Райт (англ. Richard Wright) — клавишник, вокалист (1966—1981, с 1987 по 15 сентября 2008);
* Ник Мейсон (англ. Nick Mason) — барабанщик (с 1966 по настоящее время).

Присоединился позже:

* Дэвид Гилмор (англ. David Gilmour) — вокалист, гитарист (с 1968 по настоящее время).

Название «Pink Floyd» образовано комбинацией имён джазовых, точнее ритм-н-блюзовых музыкантов Пинка Андерсона (Pink Anderson) и Флойда Каунсила (Floyd Council), фанатом коих был Барретт; название это, по рассказу Уотерса явилось Баррету в вещем сне, и он настоял на переименовании группы. До этого группа сменила много названий: «Sigma 6», «T-Set», «Meggadeaths», «The Screaming Abdabs», «The Architectural Abdabs» и «The Abdabs». Притом вначале группа именовалась «The Pink Floyd Sound», затем просто «The Pink Floyd» и только потом определённый артикль «the» был отброшен в угоду «звучности».

«Кто из вас Пинк?»

Первый состав группы Пинк Флойд включал одноклассников по лондонскому архитектурному институту Ричарда Райта (клавишные, вокал), Роджера Уотерса (бас-гитара, вокал) и Ника Мейсона (ударные) и их кембриджского друга Сида Барретта (вокал, гитара). В начале своего творчества Пинк Флойд занимались переделкой ритм-энд-блюзовых хитов, таких как «Louie, Louie» («Луи, Луи»). Группа сформировала «Blackhill Enterprises» — шестистороннее деловое предприятие, включавшее четвёрку музыкантов и их менеджеров, Питера Дженнера (Peter Jenner) и Эндрю Кинга (Andrew King).

Изданный в августе 1967 года дебютный альбом группы «The Piper at the Gates of Dawn» («Трубач у врат рассвета») считается лучшим примером английской психоделической музыки. Треки с этой пластинки демонстрируют эклектичную музыкальную смесь, от авангардной «Interstellar Overdrive» («Межзвёздная езда на высшей передаче») до причудливой «Scarecrow» («Чучело»), меланхоличной песни, написанной под вдохновением от сельских ландшафтов, окружавших Кембридж. Альбом был успешен и стал шестым в британских чартах.

Однако не все участники группы выдержали бремя свалившегося на них успеха. Употребление психоделиков (как следствие — обострение врождённой шизофрении) и постоянные выступления сломали лидера группы Сида Барретта. Его поведение становилось всё более невыносимым, нервные срывы и психозы повторялись всё чаще, выводя из себя остальных членов группы (особенно Роджера). Неоднократно бывало, что Сид просто «выключался», «уходил в себя» (что вызывалось кататоническими приступами) прямо на концерте. В январе 1968 года к группе присоединился давний знакомый Роджера и Сида гитарист Дэвид Гилмор, чтобы заменить Барретта. Тем не менее планировалось, что Сид, хотя и не будет выступать, продолжит писать песни для группы. К сожалению, из этой затеи ничего не вышло.

В апреле 1968 года «отставка» Барретта была формализована, но Дженнер и Кинг решили остаться с ним. Шестистороннее предприятие «Blackhill Enterprises» прекратило свою деятельность.

Несмотря на то, что Барретт написал большую часть материала для первого альбома, для второго альбома «A Saucerful of Secrets» («Блюдце, полное секретов»), вышедшего в июне 1968 года, целиком он сочинил лишь одну песню «Jugband Blues» («Блюз для шумового оркестра»). «A Saucerful of Secrets» занял девятое место в Великобритании.

Без Баррета

После написания группой в 1969 году саундтрека к фильму «More» («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера в том же, 1969, году вышел альбом «Ummagumma», частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы, и каждый из них записал, по сути, свой мини-сольник. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.

В 1970 году появился альбом «Atom Heart Mother» («Мать с атомным сердцем») и занял первую строчку в Великобритании. Группа росла в музыкальном плане, и теперь для реализации идей понадобился хор и симфонический оркестр. Усложнённая аранжировка потребовала привлечения специалиста со стороны, которым стал Рон Гизин (Ron Geesin). Он написал вступление к заглавной композиции, а также оркестровку альбома.

Год спустя, в 1971 году, вышел «Meddle» («Вмешательство») - практически близнец предыдущего (по форме и длине песен, но никак по музыке; разве что без оркестра и хора обошлись). Вторая сторона диска была отведена под 23-минутную «эпическую звуковую поэму» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на «Atom Heart Mother», а также зиновьевский синтезатор VCS3. Альбом также включал «One Of These Days» — концертную классику Pink Floyd, где барабанщик Ник Мейсон страшно искажённым голосом обещал «порезать вас на мелкие кусочки» («One of these days, I’m going to cut you into little pieces»), лёгкие и беззаботные «Fearless» и «San Tropez» и озорную и хулиганскую «Seamus» (Cимус — кличка собаки), где на вокальную партию была приглашена русская борзая. «Meddle» занял третье место в британском хит-параде.

Менее известный альбом группы был выпущен в 1972 году под названием «Obscured By Clouds» («Скрытая облаками») как саундтрек к фильму Барбета Шрёдера «La Vallee» («Долина»). Альбом является одним из самых любимых у Ника Мейсона. Всего лишь 46-е место в «Топ 50» США и шестое место у себя дома.

Пик успеха

Обратная сторона Луны

Альбом 1973 года «The Dark Side of the Moon» («Обратная сторона луны») стал звёздным часом для группы. Это была концептуальная работа, то есть не просто собрание песен на одном диске, а работа, проникнутая единой, связующей идеей давления современного мира на психику человека. Идея была мощным катализатором творчества группы, и совместно её члены составили список тем, раскрываемых в альбоме: композиция «On The Run» («На бегу») рассказывала о паранойе; «Time» («Время») описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни; «The Great Gig In The Sky» («Шоу на небесах», первоначально называлась «Mortality Sequence» — «Смертная череда») и «Religious Theme» («Религиозная тема») повествуют о смерти и религии; «Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой и овладевают человеком; «Us And Them» («Мы и они») говорит о конфликтах внутри общества; «Brain Damage» посвящена безумию и Сиду Барретту. Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road» , почти девяти месяцам (фантастически долго для того времени!), ушедшим на запись, и стараниям звукоинженера Алана Парсонса (Alan Parsons), альбом получился беспрецедентным и вошёл в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Сингл «Money» попал в двадцатку хит-парада в США, а альбом стал №1 (в Великобритании только №2) и оставался в «Топ 200» США на протяжении 741 недели, включая 591 неделю с 1973 по 1988 годы последовательно, несколько раз попадая на первое место. Альбом побил множество рекордов и стал одним из самых продаваемых альбомов всех времён.

Wish You Were Here

«Wish You Were Here» («Жаль, что тебя здесь нет») был выпущен в 1975 году, и заглавной темой в нём стало отчуждение. Вдобавок к заглавной песне, ставшей классикой Pink Floyd, альбом включает горячо принятый критикой трек «Shine on You Crazy Diamond» («Сияй же, безумный бриллиант»), посвящённый Сиду Барретту и его психическому распаду. Кроме того, в альбом вошли «Welcome to the Machine» («Добро пожаловать к станку») и «Have a Cigar» («Закури сигару»), посвящённые бездушным дельцам шоу-бизнеса. Альбом стал первым в Великобритании и вторым в Америке.

Ко времени выхода альбома «Animals» («Животные») в январе 1977 года музыка группы стала всё более подвергаться критике со стороны нарождающегося направления панк-рока за чрезмерную «слабохарактерность» и надменность, уход от простоты раннего рок-н-ролла. Альбом содержал три длинные основные песни и две короткие, дополняющие их содержание. Концепция альбома была близка смыслу книги Джорджа Оруэлла «Скотный двор». В альбоме собаки, свиньи и овцы используются как метафоры для описания или обличения членов современного общества. Музыка «Animals» значительно более основана на использовании гитар, чем предыдущие альбомы, что, возможно, связано с возрастающим напряжением между Уотерсом и Ричардом Райтом, который не внёс большого вклада в альбом.

The Wall (Стена)

Рок-опера «The Wall» («Стена») была создана практически полностью Роджером Уотерсом и вновь получила восторженный приём у фанатов. Сингл из этого альбома — «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании. Вдобавок к третьему месту в Великобритании, «The Wall» 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Альбом стал очень дорогим в процессе написания и принёс очень много расходов из-за проведения масштабных шоу, но продажи пластинок вывели группу из финансового кризиса, в котором она находилась. В период работы над альбомом Уотерс расширил своё влияние и укрепил свою руководящую роль в деятельности группы, порождая в ней постоянные конфликты. Например, Уотерс пытался склонить членов группы уволить Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Райт в конце концов принял участие в нескольких концертах за фиксированное вознаграждение. По иронии судьбы, Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall». Сопродюсером «Стены» был Боб Эзрин (Bob Ezrin), друг Роджера Уотерса, который принимал участие в написании текста песни «The Trial» («Суд»). Позже Уотерс выдворил его из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с родственником-журналистом об альбоме. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет.

В 1982 году был снят полнометражный фильм на основе альбома — «Pink Floyd The Wall». В главной роли рок-звезды «Пинка» снялся основатель группы «Boomtown Rats» и будущий организатор фестивалей «Live Aid» и «Live 8» — Боб Гелдоф (Bob Geldof). Сценарий фильма был написан Уотерсом, режиссёром стал Алан Паркер, а анимация была создана известным мультипликатором Джеральдом Скарфом (Gerald Scarfe). Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. Ведь, как известно, в 1970-е годы человека могли арестовать только за то, что он был одет в рваные джинсы, или за то, что у него на голове был ирокез. В фильме «The Wall» прямо не показывается ни одна из проблем. Весь фильм соткан из аллегорий и символов, например, безликие подростки, которые один за другим падают в мясорубку и превращаются в однородную массу.

Создание фильма сопровождалось дальнейшим ухудшением отношений между двумя наиболее сильными личностями группы: Уотерсом и Гилмором.

Последние альбомы и распад группы

В 1983 году появился альбом «The Final Cut» («Окончательный монтаж» или «Смертельная рана») с подзаголовком «Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Pink Floyd». Более мрачный, чем «Стена», этот альбом пересматривает многие её темы, а также обращает внимание на проблемы, которые как были актуальными, так и остаются по сей день. Сюда вошли недовольство и злость Уотерса на то, что Британия участвует в Фолклендском конфликте — композиция «The Fletcher Memorial Home» («Мемориальный дом Флетчера»), где Флетчер — отец Уотерса Эрик Флетчер. Тема трека «Two Suns in the Sunset» («Два солнца на закате») — страх перед ядерной войной. Отсутствие Райта при записи альбома привело к некоторому недостатку клавишных эффектов, характерных для предыдущих работ Пинк Флойд, хотя приглашённые музыканты Майкл Камен (Michael Kamen, фортепиано и фисгармония) и Энди Боун (Andy Bown) внесли некоторый вклад как клавишники. Среди музыкантов, принимавших участие в записи «The Final Cut», отметился тенор-саксофонист Рафаэль Рейвнскрофт (Raphael Ravenscroft). Несмотря на противоречивые отзывы об этом альбоме, «The Final Cut» имел успех (№ 1 в Великобритании и № 6 в США) и вскоре после выхода стал «платиновым». Наиболее хитовыми композициями, по версии радиостанций, были «Gunner"s Dream» («Сон Артиллериста») и «Not Now John» («Не сейчас, Джон»). Трения между Уотерсом и Гилмором в период записи альбома были настолько сильными, что они никогда не появлялись в звукозаписывающей студии одновременно. С этим альбомом группа не гастролировала с концертами. Вскоре Уотерс официально объявил об уходе из группы.

После альбома «The Final Cut» члены группы пошли каждый по собственному пути, выпуская сольные альбомы вплоть до 1987 года, когда Гилмор и Мейсон начали воссоздавать «Пинк Флойд». Это породило жаркие юридические споры с Роджером Уотерсом, который после ухода из группы в 1985 году решил, что без него группа существовать всё равно не сможет. Тем не менее, Гилмор и Мейсон сумели доказать, что они имеют право продолжать музыкальную деятельность как группа Pink Floyd. Уотерс в то же время оставил за собой некоторые традиционные образы, созданные группой, включая большинство реквизита и персонажей из «Стены» и все права на «The Final Cut». В результате группа под руководством Дэвида Гилмора вернулась в студию совместно с продюсером Бобом Эзрином. Во время работы над новым альбомом группы под названием «A Momentary Lapse of Reason» («Кратковременная потеря рассудка», № 3 и в Великобритании, и в США) к коллективу присоединился Ричард Райт, вначале как сессионный музыкант с еженедельной оплатой его работы, затем как полноценный участник вплоть до 1994 года, когда вышла последняя работа флойдовцев «The Division Bell» («Колокол Разделения», № 1 в Великобритании и США) и последующий тур, ставший наиболее доходным за всю историю рок-музыки на сегодняшний день.

Все члены группы выпустили сольные альбомы, достигшие различных уровней популярности и коммерческого успеха. «Amused to Death» («Позабавили до смерти») Роджера Уотерса был принят публикой наиболее тепло, но всё-таки был встречен неоднозначными отзывами критиков.

Поздняя деятельность группы

С 1994 года и альбома «The Division Bell» Pink Floyd не выпускали студийных материалов, и в ближайшее время таковых не предвидится. Единственными результатами работы группы стали концертный альбом 1995 года «P*U*L*S*E» («Пульс»), живая запись «Стены», скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов «Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980—81» («Есть ли кто снаружи? Стена вживую, 1980—81») в 2000 году; двухдисковый набор, содержащий наиболее значимые хиты группы «Echoes» («Эхо») в 2001 году; посвящённое 30-летнему юбилею альбома переиздание «Dark Side of the Moon» в 2003 году (пересведённое Джеймсом Гатри в SACD); переиздание «The Final Cut» 2004 года с добавленным синглом «When The Tigers Broke Free» («Когда тигры вырвались на свободу»). Альбом «Echoes» вызвал множество споров из-за того, что песни перетекают друг в друга в другом порядке, чем на оригинальных альбомах, из некоторых вырваны значительные части, а также из-за самой последовательности песен, которая, по мнению любителей, не подлежит логике.

Дэвид Гилмор в ноябре 2002 года выпустил DVD своего сольного концерта «David Gilmour in Concert» («Дэвид Гилмор на концерте»). Он был составлен из записей шоу с 22 июня 2001 года по 17 января 2002 года в Королевском фестиваль-холле (Royal Festival Hall) в Лондоне. Ричард Райт и Боб Гелдоф были приглашены на сцену как гости.

Из-за того, что члены группы занимаются по большей части собственными проектами — например, Мейсон написал книгу «Inside Out: A Personal History of Pink Floyd» («Наизнанку: Личная история Pink Floyd»), из-за смерти Стива О’Рурка (Steve O’Rourke) 30 октября 2003 года — менеджера группы на протяжении многих лет, из-за сольного проекта Дэвида Гилмора (альбома On an Island и одноимённого концертного тура) и из-за смерти Рика Райта 15 сентября 2008 года будущее группы туманно.

Хотя 2 июля 2005 года, на один вечер отбросив прошлые разногласия, Пинк Флойд выступили в своём классическом составе (Уотерс, Гилмор, Мэйсон, Райт) на всемирном шоу «Live 8», посвящённом борьбе с нищетой.

7 июля 2006 года вследствие осложнений диабета в Кембридже скончался один из основателей группы - Сид Барретт. Летом с аукциона были проданы немногие сохранившиеся картины Барретта, а также его мебель и некоторые рукописи. 10 мая 2007 года состоялся концерт «Madcap"s Last Laugh», посвященый его памяти, но Роджер Уотерс выступал на нем отдельно от Pink Floyd.

3 сентября 2007 года первый альбом Pink Floyd «The Piper at the Gates of Dawn » был переиздан в честь его сорокалетия. Издание включает в себя 3 диска: моно-версию альбома, стерео-версию, ранние треки, а также несколько отсканированных листов из записных книжек Сида Барретта.

Шоу Pink Floyd

Pink Floyd известны, помимо прочего, своими невероятными представлениями, сочетающими визуальные эффекты и музыку, создавая шоу, в котором сами музыканты практически уходят на второй план. В ранний период творчества Pink Floyd были практически первой группой, использующей специальную аппаратуру для светового шоу в своих представлениях — слайды и видеоклипы, проецируемые на большой круглый экран. Позже использовались лазеры, пиротехника, надувные шары и фигуры (наиболее заметной среди них является огромная надувная свинья, впервые появившаяся в альбоме «Animals»).

Наиболее масштабное представление на сцене было связано с альбомом «The Wall», где несколько сессионных музыкантов играли первую песню в резиновых масках (показывая, что члены группы неизвестны как отдельные личности); далее в процессе первой части шоу рабочие постепенно выстраивали между публикой и группой огромную стену из картонных коробок, на которую затем проецировались мультфильмы Джеральда Скарфа, а под конец выступления стена рушилась. Это шоу позже было воссоздано Уотерсом с помощью многих приглашённых музыкантов, включая Брайана Адамса, группу «Scorpions» и Вана Морисона, в 1990 среди руин Берлинской стены.

Иллюстрации альбомов

Неотъемлемой частью творчества группы для фанатов являются иллюстрации альбомов. Обложки альбомов и конверты грампластинок придают эмоциональный импульс для восприятия музыки с помощью яркого и осмысленного визуального ряда. На протяжении всего творчества группы этот аспект был в первую очередь подкреплён талантом фотографа и дизайнера Сторма Торгерсона (Storm Thorgerson) и его студией «Hipgnosis». Достаточно упомянуть знаменитые изображения человека, пожимающего руку своего горящего двойника («Wish You Were Here») и призму с проходящим через неё светом («Dark Side of the Moon»). Торгесон был вовлечён в создание дизайна всех альбомов кроме «The Piper at the Gates of Dawn» (фото для этой обложки сделал фотограф Вик Сайн (Vic Singh), а задняя часть обложки оформлена рисунком Сида Барретта), «The Wall» (для дизайна которого группа наняла Джеральда Скарфа) и «The Final Cut» (дизайн обложки создавал сам Уотерс, используя фотографию, сделанную его зятем Вилли Кристи (Willie Christie)).

Дискография
Студийные и концертные альбомы

* The Piper at the Gates of Dawn (LP; EMI; 5 августа 1967; Баррет/Райт/Уотерс/Мейсон)
* A Saucerful of Secrets (LP; EMI; 29 июня 1968; Баррет/Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* More (LP; EMI; 27 июля 1969; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Ummagumma (2 LP; EMI; 25 октября 1969, студийные и концертные записи; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Atom Heart Mother (LP; EMI; 10 октября 1970; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Meddle (LP; EMI; 30 октября 1971; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Obscured by Clouds (LP; EMI; 3 июня 1972; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* The Dark Side of the Moon (LP; EMI; 24 марта 1973; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Wish You Were Here (LP; EMI; 15 сентября 1975; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* Animals (LP; EMI; 23 января 1977; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* The Wall (2 LP; EMI; 30 ноября 1979, 2 LP; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)
* The Final Cut (LP; EMI; 21 марта 1983; Гилмор/Уотерс/Мейсон)
* A Momentary Lapse of Reason (LP; EMI; 7 сентября 1987; Гилмор/Мейсон)
* Delicate Sound of Thunder (LP, концертный; EMI; 22 ноября 1988; Гилмор/Райт/Мейсон)
* The Division Bell (LP; EMI; 30 марта 1994; Гилмор/Райт/Мейсон)
* P*U*L*S*E (2 CD, концертный; EMI; 5 июня 1995; Гилмор/Райт/Мейсон)
* Is There Anybody out There? The Wall Live 1980—81 (CD, концертный; 27 марта 2000; Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон)

Компиляции

* Relics (1971) — компиляция некоторых изъятых из альбомов материалов и песен со сторон B ранних синглов
* Masters of Rock, выпуск 1 (1974) — компиляция; первоначально сборик выпускался под названием «The Best Of Pink Floyd»
* A Nice Pair (1973) — компиляция, объединяющая в одном альбоме первые два диска группы — «The Piper at the Gates of Dawn» и «A Saucerful Of Secrets»
* A Collection of Great Dance Songs (1981) — компиляция включает несколько альтернативных версий известных песен, особенно интересна новая запись Money, в которой David Gilmour один исполнил все партии, кроме саксофона.
* Works (1983) — компиляция, включающая не выходившую на альбомах композицию «Embryo» и две альтернативные версии «Brain Damage» и «Eclipse»
* Shine on (CD Box Set, 1992) — роскошно оформленный набор компакт-дисков, включающий ремастированные «A Saucerful Of Secrets», «Meddle», «Dark Side Of The Moon», «Wish You Were Here», «Animals», «The Wall», «A Momentary Lapse Of Reason», а также сборник первых синглов группы
* 1967: The First Three Singles (1997) — компиляция первых трёх синглов группы
* Echoes (2 CD, 2001) — компиляция, составленная из лучших композиций группы

* «Live at Pompeii» (Живой концерт в Помпеях) (1973, концерт, режиссёр Эдриан Мэйбен (Adrian Maben); Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон) — запись исполнения группой десяти песен на фоне древних руин Помпей (Италия)
* «Pink Floyd The Wall» (1982, MGM, режиссёр Алан Паркер (Alan Parker); Гилмор/Райт/Уотерс/Мейсон) — фильм, основанный на альбоме The Wall 1979 года
* «The Final Cut» — 1983, корокометражный фильм
* «Delicate Sound of Thunder» (Нежный звук грома) (1988, концерт, режиссёр Уэйн Ишэм (Wayne Isham); Гилмор/Райт/Мейсон) — запись концерта в Nassau Coliseum(США)
* «Pulse» — 2006, концерт

Саундтреки

* «Tonite Let’s All Make Love In London» (Давайте все вечером займёмся любовью в Лондоне) (1967, режиссёр Питер Уайтхед (Peter Whitehead), Великобритания) — использовались лишь две короткие части композиции «Interstellar Overdrive», но фильм позволил сделать первую студийную запись четырёх песен группы.
* «The Committee» (Комитет) (1968, режиссёр Питер Сайкс (Peter Sykes), Великобритания) — использовалась, в частности, ранняя версия «Careful With That Axe, Eugene».
* «More» (Ещё) (1969, режиссёр Барбет Шрёдер (Barbet Schroeder), Франция) — фильм о похождениях хиппи в Ибице. Не очень известный в мире, но ставший очень популярным во Франции. В качестве саундтрека использовались изменённые старые и несколько новых песен группы.
* «Zabriskie Point» (Высота Забриски) (1970, режиссёр Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), США) — использовались четыре фрагмента песен группы.
* «La Vallee» (Долина) (1972, режиссёр Барбет Шрёдер, Франция) — этот фильм также известен как «Obscured by Clouds» (Скрытая облаками). Он рассказывает о хиппи, отправившихся в Новую Гвинею в поисках затерянной долины. Музыка группы, использованная в фильме, отличается от той, которую можно услышать на альбоме «Obscured by Clouds».
* «La Carrera Panamericana» (Панамериканская Автострада) (13 апреля 1992 года, режиссёр и продюсер Ян Макартур, Великобритания) — документальный фильм о 2500-мильных автогонках в Мексике. В этих соревнованиях принимали участие и были одними из спонсоров Дэвид Гилмор и Ник Мейсон. Группа Pink Floyd сделала звуковую дорожку к фильму. Помимо нескольких композиций с альбома «A Momentary Lapse of Reason», для фильма было записано несколько новых мелодий, которые так и не вошли в следующий студийный альбом группы, хотя всплыли на нескольких пиратских дисках.

(«Лед Зеппелин») они сформировали музыку 1960-х годов. Альбом The Dark Side of the Moon («Темная сторона Луны») стал самым продаваемым в истории мировой музыки - число проданных копий превышает 45 млн, и этот показатель неустанно растет.

История создания и состав

Участники Pink Floyd связаны с раннего детства. , Сид Барретт и учились в соседних школах в Кембридже. В Вестминстерском университете, на архитектурном факультете, Уотерс познакомился с Ником Мейсоном и Ричардом Райтом. Потребовалось несколько десятков лет, чтобы понять: вместе они - состав в будущем легендарной группы.

Первыми, кто объединился, стали Ник Мейсон, Роджер Уотерс и Ричард Райт. Вместе с сокурсниками в 1963 году они создали группу Sigma 6. Играли репертуар The Searchers и песни, сочиненные Кеном Чэпменом - менеджером коллектива. Основной публикой были студенты на закрытых вечеринках.


Осень того же года подарила Sigma 6 сразу двух одаренных музыкантов - вместо Мейсона в квартиру к Уотерсу переехал гитарист Боб Клоуз, а затем Лондон посетил Сид Барретт. С 1964 года, когда группу переименовали в Tea Set (или T-Set), подростки стали жить втроем и репетировать сутками напролет.


Позже оказалось, что коллектив под именем Tea Set уже существует. Так появились The Pink Floyd Sound. Новое название сложилось из имен двух блюзменов - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Идея принадлежала Сиду Барретту.


В конце 1964 года «флойды» впервые оказались на студии звукозаписи и создали четыре композиции. Музыканты часто выступали в барах, где однажды их заметил Питер Дженнер. Он был восхищен акустическими эффектами и экспериментальным звучанием.


Дженнер решил помочь группе раскрутиться и устроил пару концертов в тематических заведениях для широкой публики. Он же порекомендовал убрать из названия слово Sound и артикль The. Так впервые зазвучал Pink Floyd.

Музыка

В январе 1967 года «флойды» неожиданно стали популярными. Они выпустили сингл Arnold Layne, который мгновенно занял лидирующие строчки в чартах. Произведение, написанное в жанре психоделического рока, до сих пор входит в список «50 лучших британских песен за всю историю» по версии журнала Mojo. Это же издание поставило трек на 56 место в списке «100 записей, изменивших мир».

Песня «Arnold Layne» группы «Пинк Флойд»

Pink Floyd считают прародителем психоделики как жанра музыки, и дебютная пластинка The Piper at the Gates of Down, которая вышла в августе 1967 года, стала ее эталоном. Подростки, не знакомые с экспериментальным роком, были в восторге от космической песни Interstellar Overdrive и странноватой Scarecrow. Остались довольны и музыкальные критики. Первый альбом группы занял шестое место в британских хит-парадах.

Свалившийся успех не всем оказался по зубам. Лидер Pink Floyd, автор большинства песен Сид Барретт начал принимать наркотики. Вместе с алкоголем и изнуряющими гастролями они делали музыканта невыносимым и психически нестабильным. В январе 1968 года вместо него в группу взяли гитариста Дэвида Гилмора.

Песня «Interstellar Overdrive» группы «Пинк Флойд»

Изначально планировалось, что Баррет, пройдя курс терапии, вернется к творчеству и продолжит писать треки для коллектива, но в апреле он окончательно покинул состав «флойдов». Дальнейшая биография музыканта незавидна: он выпустил два сольных альбома, которые, впрочем, не нашли отклика у критиков, а потом вернулся в родной Кембридж к матери. Он скончался 7 июля 2006 года от рака поджелудочной железы.

Потеря музыкального вдохновителя не сломила Pink Floyd. Альбом Atom Heart Mother превзошел ожидания музыкантов и взлетел на первую строчку чарта Великобритании. Трек-лист называл стадии развития ребенка: Father"s Shout («Крик отца»), Breast Milky («Грудно-молочный»), Mother Fore («Передний план матери») и т. д. Для записи этой «истории» группе потребовалась помощь хора и симфонического оркестра.

Песня «Time» группы «Пинк Флойд»

Музыка «флойдов» - это полноценные художественные произведения, достойные места в классической дискографии. Например, в альбом Meddle 1971 года вошли инструментальная пьеса, многочастная сюита и Echoes – 23-минутная «эпическая звуковая поэма», как называл ее Уотерс. К ее созданию приложили руку все четыре члена Pink Floyd. Композиция вошла в топ-3 продолжительных песен группы.

1973 год стал триумфальным: вышел альбом The Dark Side of the Moon. Согласно задумке Уотерса, композиции должны были объединяться общей темой. За основу он предложил взять события и состояния, которые доводят людей до сумасшествия. После обсуждения музыканты составили список: «жесткие сроки, длительные поездки, боязнь полета, соблазн денег, страх смерти, умственное напряжение» и так далее. Уотерс взялся за сочинение стихов. Кстати, The Dark Side of the Moon стал первой пластинкой, тексты к которой написал один человек. В альбом вошли 10 песен.

Песня «Money» группы «Пинк Флойд»

В 1975 году вышел диск Wish You Were Here, посвященный Сиду Барретту. Бывший участник группы, словно почувствовав это, однажды явился в студию к «флойдам» во время записи. Поначалу никто из друзей его не узнал: он сильно набрал в весе, наголо выбрил голову и брови. Когда музыканты поняли, кто перед ними, то буквально потеряли дар речи – настолько Барретт обнищал и обрюзг.

На фото, сделанном в тот день, видно, что мужчина безумен и потерян. С того появления на студии никто из группы больше не встречался с Сидом вплоть до похорон в 2006 году. Тем не менее, посвященный ему альбом оказался впечатляющим. Он включал в себя трек Shine On You Crazy Diamond, который длится 26 минут.

Песня «Shine On You Crazy Diamond» группы «Пинк Флойд»

Рок-опера The Wall, написанная в 1979 году, стала культовой. Сейчас молодежь знакома с Pink Floyd преимущественно по этому альбому и треку Another Brick in the Wall, Part II, рассказывающему о проблемах образования.

«Стена» рассказывает историю Пинка Флойда (при рождении Флойд Пинкертон), который с рождения кирпич за кирпичом возводил между собой и обществом толстую стену. Он рос без отца, под гнетом истеричной матери. Масла в огонь подливали учителя, затем – девушки. По ходу оперы Пинк разводится, подсаживается на наркотики, перестает контролировать агрессию и сходит с ума.

Песня «Another Brick in the Wall, Part II» группы «Пинк Флойд»

Гастроли в поддержку оперы получились дорогостоящими. В каждом городе музыканты устраивали театральное шоу, разрушая стену из картонных блоков высотой 12 метров. Концерты сопровождались анимационными клипами, над созданием которых трудились 40 мультипликаторов. Убыток с этого альбома составил порядка 400 тыс. фунтов стерлингов. Чтобы уравновесить доходы и расходы, в 1982 году был снят фильм «Пинк Флойд: Стена».

Во время записи альбома The Wall в группе начались проблемы: Уотерс провозгласил себя лидером, не признавал права других солистов на написание песен. Во время гастрольного тура он жил отдельно от теперь уже бывших друзей и ездил на отдельном автомобиле.

Песня «Not Now John» группы «Пинк Флойд»

На некоторое время Pink Floyd превратилась в сольный проект Уотерса, и в 1983 году вышел альбом The Final Cut с подзаголовком: «Реквием послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Пинк Флойд». В эти моменты лидер сильно конфликтовал с Гилмором, что привело к уходу Роджера из группы.

Вплоть до 1986 года музыканты занимались сольным творчеством, а затем Гилмор и Мейсон попытались вернуть Pink Floyd. Позже к ним присоединился Райт. Вместе они записали два альбома, которые попали в тройку великобританских чартов. После этого деятельность группы впала в «анабиоз».

Песня «High Hopes» группы «Пинк Флойд»

В 2005 году четверо «флойдов», забыв разногласия, собрались, чтобы сыграть на шоу Live 8, посвященном борьбе с нищетой. Группе предлагали 150 млн фунтов за гастроли по США, но участники отказались и вернулись к сольным проектам.

На свой юбилей в 2015 году они переиздали некоторые сборники и альбомы. В августе того же года Дэвид Гилмор официально объявил о роспуске Pink Floyd.

Pink Floyd сейчас

Роджер Уотерс в 2017 году выпустил альбом Is This the Life We Really Want? Он поднялся на третью строчку в Великобритании. В 2018-м музыкант заявил о намерении совершить прощальное турне с шоу Us + Them.


В 2015 году свет увидела сольная пластинка Дэвида Гилмора Rattle That Lock. За ним последовало короткое турне по Европе и Америке.

Ник Мейсон отошел от творчества. Он живет в Лос-Анджелесе, занимается гольфом и активно просматривает социальные сети.


Например, когда в марте 2018 года появилось известие о его кончине, он написал в Twitter, процитировав знаменитую фразу :

«По-моему, сообщения о моей смерти сильно преувеличены».

Ричард Райт умер 15 сентября 2008 года от рака легких. Ему было 65 лет. Он не успел завершить свой четвертый сольный альбом.

Дискография

  • 1967 – The Piper at the Gates of Dawn
  • 1968 – A Saucerful of Secrets
  • 1969 – Music from the Film More
  • 1969 – Ummagumma
  • 1970 – Atom Heart Mother
  • 1971 – Meddle
  • 1972 – Obscured by Clouds
  • 1973 – The Dark Side of the Moon
  • 1975 – Wish You Were Here
  • 1977 – Animals
  • 1979 – The Wall
  • 1983 – The Final Cut
  • 1987 – A Momentary Lapse of Reason
  • 1994 – The Division Bell
  • 2014 – The Endless River

Клипы

  • 1968 – Astronomy Domine
  • 1968 – See Emily Play
  • 1968 – Arnold Layne
  • 1968 – The Scarecrow
  • 1968 – Apples and Oranges
  • 1971 – One of These Days
  • 1973 – Money Wayne Isham
  • 1975 – Welcome to the Machine
  • 1979 – Another Brick in the Wall, Part II
  • 1987 – Learning to Fly
  • 1988 – On the Turning Away Lawrence Jordan
  • 1994 – High Hopes
  • 2014 – Marooned
  • 2014 – Louder Than Words