Семнадцать мгновений весны (12 серий). Реальный телефон Гиммлера и Геринга

Кто сыграл Штирлица в кино?
Этот вопрос на самом деле не так прост как кажется сначала.
Большинство сразу вспомнят Вячеслава Тихонова. Некоторые добавят Даниила Страхова.
Конечно, это самые известные киновоплощения знаменитого разведчика на экране. Особенно Штирлиц в исполнении Тихонова. Но, как и в недавнем посте про Шарапова, Тихонов был не первым и далеко не единственным


Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров - герой многих произведений Юлиана Семёнова. Разведчик-нелегал, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах.

"Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА):
"Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…"

Первое киновоплощение знаменитого киноразведчика было в экранизации романа "Пароль не нужен" 1967 года.

Молодой чекист Всеволод Владимиров в 1921 году отправляется во Владивосток, где при поддержке японцев произошёл антибольшевистский переворот. Роль Всеволода Владимировича Владимирова в этом фильме сыграл Родион Нахапетов. Вот его-то и следует считать первым Штирлицом в кино

В том же 1967 году (по некоторым источником 1968) выходит советско-монгольский фильм "Исход" о последних днях гражданской войны.

Сценарий создан совместно с Базарыном Ширэндыбом по мотивам приключений разведчика Максима Максимовича Исаева. Персонаж, однако, носит фамилию Прохоров. А сыграл его Владимир Заманский

Следующим был многосерийный фильм, принёсший Всесоюзную славу образу Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова

Сюжет рассказывать не буду. Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика

Через 2 года, в 1975 году, выходит экранизация романа "Бриллианты для диктатуры пролетариата"

Молодоого сотрудника ВЧК Всеволода Владимирова здесь играет Владимир Ивашов

Ещё через год выходит экранизация романа "Бомба для председателя" - "Жизнь и смерть Фердинанда Люса"

Действие происходит в конце 1960-х. Профессор из СССР Владимиров, в исполнении Всеволода Сафонова оправляется в Западный Берлин на выручку своего ученика

в 1980 году выходит экранизация романа "Испанский вариант"

Только почему-то у главного героя в фильме имя Вальтер Шульц в исполнении Улдиса Думписа

Ну и последним киновоплощением любимого персонажа стал сериал "Исаев"

Это телеэкранизация романов "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Пароль не нужен" и рассказа "Нежность".
Роль Всеволода Владимирова здесь сыграл Даниил Страхов

Правда ещё одним киновоплощением можно назвать комедийную пародию "Восемнадцатое мгновение весны", где знаменитого разведчика сыграл Василий Антонов

Но тогда придётся вспоминать и "Гитлер капут!", и короткометражку "Дорога без конца"

Источники

Использованы кадры из художественных фильмов:
"Пароль не нужен", Режиссёр Борис Григорьев, 1967 год
"Исход", Режиссёры Анатолий Бобровский, Жамьянгийн Бунтар, 1967 год
"Семнадцать мгновений весны", Режиссёр Татьяна Лиознова, 1973 год
"Бриллианты для диктатуры пролетариата", Режиссёр Григорий Кроманов, 1975 год
"Жизнь и смерть Фердинанда Люса", Режиссёр Анатолий Бобровский, 1976 год
"Испанский вариант", Режиссёр Эрик Лацис, 1980 год
"Исаев", Режиссёр Сергей Урсуляк, 2009 год

– Юлиан Семенов очень любил Штирлица и наделил его некоторыми своими чертами. Папа носил красивый металлический браслет, – рассказывает Ольга. – Как-то актер Василий Ливанов, снимаясь в следующем фильме по папиному сценарию, попросил поносить это украшение в кадре. Папа немножко замялся, но тот его убедил. На браслете оказалась гравировка: «Юлиан Семенов – 8 октября 1931 г., Максим Исаев-Штирлиц – 8 октября 1900 г.». Папа дал Штирлицу свой день и месяц рождения. На это совпадение никто не обратил внимания, а Ливанов стал всем рассказывать и дружески потешаться над ним. Кстати, браслет у нас сохранился. Папа окончил Институт востоковедения, учился вместе с будущим премьером Евгением Максимовичем Примаковым, который несколько лет руководил и Службой внешней разведки. Отец был неординарным человеком, смелым, образованным, говорил на пяти языках: английском, испанском, немецком, фарси и афганском пушту. Он сам, если бы не выбрал журналистику и писательство, легко мог стать разведчиком или дипломатом.

Реальный телефон Гиммлера и Геринга

– Всю жизнь папа дружил с разведчиками. Прежде чем писать роман, сценарий, участвовать в съемках фильма, много консультировался. Одними из уникальных его друзей и советников были венгерский картограф и географ Шандор Радо, поставлявший в Советский Союз сведения о планах немецкого командования и дислокации войск германской армии на Восточном фронте, и Норман Бородин, наш нелегальный резидент, работавший во время войны во Франции. Юлиан Семенов всегда стремился к полнейшей достоверности, месяцами сидел в архивах, и в немецких в том числе, изучал переписку Сталина и Черчилля, даже знал реальные телефоны Геринга, Гиммлера. Один из самых сильных моментов фильма, когда советская разведчица Кэт во время родов в Германии кричит на русском языке, – реальная история. Ее папе рассказал Бородин.

Шарм Штирлица в том, что он личность, поступает не по указке, сам принимает решения. Папа был таким же. Писал смелые репортажи, в 1989 году основал газету «Совершенно секретно». Он жил по принципу: «Что не запрещено, то разрешено». И эта внутренняя свобода его героя очень не нравилась цензуре. От него потребовали, чтобы он усилил роль руководства. Не может советский разведчик действовать самостоятельно. Так в фильме появились знаменитые шифровки «Центр – Юстасу», которых в романе не было.

Фото: предоставлено Культурным фондом и Домом-музеем Юлиана Семенова

Сцены в кафе могло не быть

Вообще, с фильмом папа настрадался. Режиссер Татьяна Лиознова очень одаренная, но встреча двух больших талантов приводила к страшным конфликтам, у каждого было свое видение фильма. Так, Лиознова в роли Штирлица хотела снимать грузина Арчила Гомиошвили, известного по роли Остапа Бендера. Папа был категорически против и настоял на своем. В главной роли он видел только Вячеслава Тихонова. После выхода фильма самыми любимыми сценами для папы были размышления Штирлица, он говорил: «Слава умеет потрясающе молчать и думать в кадре, это дано только тем редким актерам, у которых есть мощное нутро». Лиознова стремилась развить линию жены, ввести в фильм сына Штирлица Сашеньку. Он есть в романе, но в сценарий не вписывался и в итоге в кино так и не появился. Папа был против сцены встречи Штирлица с женой в немецком кафе «Элефант». Он говорил: «Над нами будут смеяться! Никогда не переправляют через границу жену, только чтобы муж на нее посмотрел. Это неоправданный риск!» Вообще встречи разведчиков с семьей устраивали крайне редко, в исключительных случаях, а папа выступал за достоверность. Правда, потом он с легкостью признал, что актеры сыграли прекрасно и сцена получилась замечательная. Юлиан Семенов умел раскаяться в своих ошибках.

Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Остался без наград

Папа дружил с актерами, перезванивался с Леонидом Броневым, Лев Дуров приезжал к нему в гости в Крым, с Тихоновым у них были очень нежные отношения. Когда в последние годы жизни у папы случился инсульт, и его нельзя было навещать в больнице, врачи сказали, что друзья могут записать свои послания на магнитофонные кассеты. Тихонов наговорил прекрасные, трогательные воспоминания о съемках, об их дружбе. Когда папа их слушал, слезы набегали на его глаза. Тихонов после «Семнадцати мгновений весны» снимался еще в нескольких фильмах по папиным сценариям и всегда с гордостью говорил: «Я опять играю разведчика!»

А вот с Лиозновой он больше никогда не пересекался. Признаюсь, папа настолько намучился на съемках, что после их окончания написал пьесу, где главная героиня – женщина-режиссер с очень непростым характером. Конечно, прототипом стала Лиознова.

Когда «Семнадцать мгновений весны» посмотрел генеральный секретарь Леонид Брежнев, то пришел в невероятный восторг и потребовал найти разведчика, с которого списан Штирлиц, и наградить Звездой Героя Советского Союза. Ему долго объясняли, что это собирательный, вымышленный персонаж, тогда он велел отметить всех основных создателей фильма. Не наградили только Юлиана Семенова и Льва Дурова. Они оба горевали. Дуров пытался утешать друга: «Юлечка, ты не один обойденный», на что папа отвечал: «Левушка, но все же ты актер, а все персонажи – мои дети, это я их создал!»

Папа и Штирлиц очень похожи внутренне. Интеллигенты, любящие свою страну, но и способные выслушать и попытаться понять своего противника. Штирлиц живет за границей, но его безумно тянет на родину. Папа много ездил по миру, бывал в Америке, Японии, Франции, Испании, Кубе, Чили, во всех горячих точках, во Вьетнаме, Афганистане, Никарагуа, но всегда стремился домой. Он говорил: «Больше месяца-двух не могу жить за границей, без России и русского языка или сопьюсь, или сгину». Сцена, где Штирлиц сидит у камина и тихонько поет про себя русские народные песни, – это про самого Семенова. Когда папа дописывал очередной роман, он наконец-то позволил себе расслабиться и всегда затягивал «Летят утки...». Но и Штирлиц оказал влияние на своего создателя. Во времена перестройки известный американский режиссер, хороший папин друг Оливер Стоун предложил, пока в России голодно, на несколько лет поехать поработать в Штаты, преподавать в университете, писать сценарии. Папа сказал: «Автор Штрилица не имеет права бросить родину. Я останусь с моими читателями и зрителями». Это не звучало пафосно, потому что шло изнутри. Только честный и порядочный человек мог создать такого героя.

Юлиан Семенов с дочерью Ольгой в своем кабините

Фото: предоставлено Культурным фондом и Домом-музеем Юлиана Семенова

Вилла Штирлица

Папа любил Крым, они с мамой провели там свадебное путешествие, затем ездили в Дом творчества в Ялту. Рассказывали, что меня зачали именно там. А потом жизнь в Крыму стала для папы необходимостью. В 1968 году он писал репортажи из воющего Вьетнама, спал в пещерах с партизанами на циновках на холодном полу, и после возвращения у него обнаружилось затемнение в легких, врачи подозревали туберкулез и прописали климат Крыма. Папа постепенно построил маленький домик и с начала 80-х годов почти все время жил в поселке Олива в 30 километрах от Ялты. Он назвал дом «Вилла Штирлиц», на входе висела лампа с такой надписью. Здесь он писал продолжение о разведчике, всего 14 романов. Домик стоит высоко в горах, Юлиану Семенову, чтобы иметь возможность работать, нужно было прятаться от поклонников. Ему присылали мешки писем, приходило много шифровок, люди рассказывали, что так как романы в дефиците, они переписывают их от руки. После выхода фильма постоянно звонили друзья, знакомые, приятели и поклонники таланта, а папе из-за природной скромности было тяжело отказать во встрече или разговоре, и иногда он шел на невинную хитрость, отвечал женским голосом: «Юлиан Семенович уехал в командировку, извините, пожалуйста, будет только через неделю». Он, как Штирлиц, был очень дисциплинированным. Просыпался рано, работал по 12 часов, мог, как и его герой, днем заснуть и без будильника ровно через 10 минут проснуться и продолжить работать. Он был трудоголиком.

Сейчас «Вилла Штирлиц» – это бесплатный музей. Для себя семья построила небольшой домик рядом, а ее полностью отдали в распоряжение посетителей. У нас сохранились все папины печатные машинки, многие рукописи, книги, вещи, фотографии. Как-то один священник сказал, что воспитывает детишек по Штирлицу. Я спросила: «Какая связь между православием и советским разведчиком?», а он ответил: «Штирлиц 20 лет не видел жену, семью, посвятил себя служению родине. Он жил как настоящий монах». Папа был еще очень веселым человеком и обожал все анекдоты о Штирлице – и самые глупые, и умные. Друзья всегда рассказывали ему новенькие, особенно много таких анекдотов знал Андрей Миронов. Папа выслушивал и заливался своим громким, раскатистым, счастливым смехом. Он считал анекдоты искренним признанием народа.

Телесериал - экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова. Этот нестареющий фильм стал сенсацией. Он вошел в анналы советского кино, в анекдоты - и в жизнь нескольких поколений

Советская разведка обрела свое воплощение - Максима Максимовича фон Штирлица, а немцы - человеческое лицо.

Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией.

Работа Штирлица в СД вызывает подозрения у начальника РСХА Кальтенбруннера, и он поручает гестапо провести в отношении Штирлица тщательную негласную проверку.

При бомбёжке Берлина разрушен дом, где живут радисты Штирлица — муж и жена Эрвин и Кэтрин Кин. Эрвин гибнет, беременная Кэтрин без сознания попадает в клинику Шарите, где её случайно разоблачает гестапо. Задача Штирлица осложняется: он остался без связи с московским руководством.

Что переговоры действительно идут в Швейцарии, и их инициатором является глава СС Гиммлер, Штирлиц выясняет довольно быстро. Он сам по поручению своего прямого начальника Шелленберга участвует в их обеспечении. Передать сведения в Москву Штирлиц поручает порознь двум антинацистски настроенным немцам: опальному пастору Шлагу и профессору Плейшнеру, брату одного из руководителей антинацистского подполья. С этой целью, пользуясь своим служебным положением, Штирлиц переправляет обоих в Швейцарию. Шлаг, кроме того, должен попытаться через свои связи в церковных и эмигрантских кругах добыть дополнительную информацию о контактах Гиммлера с англо-американским командованием, и, возможно, даже помешать им.

Рассудительный и осторожный Шлаг успешно выполняет свою часть задания. Плейшнер же по рассеянности сразу попадает в ловушку: бернская явка, куда он принес шифровку Штирлица, провалена гестапо. Осознав происшедшее, Плейшнер совершает самоубийство.

Чтобы воспрепятствовать переговорам, Штирлиц решает использовать соперничество в высших эшелонах власти Рейха. Он идёт на прямой контакт с рейхсляйтером Мартином Борманом и сообщает ему о «предательском заговоре против фюрера».

Тем временем в руки начальника гестапо Мюллера попадают серьёзные улики, указывающие на Штирлица как на советского резидента. Штирлиц ведёт напряжённую психологическую дуэль с Мюллером, стремясь избежать провала. Объяснения, которые он может представить в своё оправдание, достаточно шатки, но Мюллер удовлетворяется ими. Штирлиц для Мюллера теперь — человек Бормана, а именно Борман ведет тайные финансовые дела Рейха. Шеф гестапо даёт понять Штирлицу, что заинтересован в нём и сейчас, и особенно после войны, когда нужно будет налаживать отношения с победителями и не опоздать к дележке «золота партии».

Ещё одна задача, которую приходится решать Штирлицу — спасение Кэт. Радистка, по указанию Штирлица, даёт согласие на участие в радиоигре. Штирлиц добивается права курировать эту операцию со стороны СД. Благодаря неожиданному повороту событий Кэт бежит с конспиративной квартиры, где её разместило гестапо. Штирлиц находит способ выехать вместе с нею в нейтральную Швейцарию.

Обращение к Борману даёт результат. Обергруппенфюрера Вольфа, представителя Гиммлера на переговорах с делегацией спецслужб США, отзывают в Берлин. Переговоры сорваны, задание Штирлица выполнено. От ареста и обвинения в измене Вольфа спасает Шелленберг: он заранее заготовил версию, что переговоры затеяны СД, чтобы поссорить Сталина с союзниками.

В Берне Штирлиц отправляет Кэт на родину, получает от Шлага ценные сведения о контактах Вольфа с американцами, восстанавливает связь с Центром, узнаёт о том, что он представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, получает информацию о гибели Плейшнера и о том что он не был предателем, и возвращается в Берлин, чтобы продолжить свою работу.

1 серия

Ранняя весна 1945 года, последняя военная весна. Войска союзников активно наступают по всем фронтам. Некоторые представители вермахта, предвидя скорое поражение, начинают искать пути отступления всеми возможными способами. Москве становится известно о неких переговорах, которые ведутся за спиной советского командования. Центр поручает Юстасу (штандартенфюреру СС Штирлицу, чье настоящее имя — полковник Максим Максимович Исаев — известно только высшим руководителям Советского Союза) выяснить, кто затевает двойную игру и с какими целями...

10 серия

Противостояние шефа гестапо и штандартенфюрера Штирлица - кто одержит победу? Мюллер беседует со Штирлицем в камере пыток. Разговор напоминает допрос, хотя официального обвинения не было выдвинуто. Мюллер долго ходит вокруг да около, чего-то ждет, но все-таки приступает к главной теме. Он предъявляет Штирлицу его отпечатки пальцев со стакана и с телефона в кабинете правительственной связи, требуя объяснений. Штирлиц находит слова для пояснения, подтверждая свой контакт с Борманом, но не раскрывает сути и цели этой связи. Тогда Мюллер предъявляет отпечатки с чемодана русской радистки. Мюллер угрожает очной ставкой с Кэт и демонстрирует Штирлицу шифровку, перехваченную у Плейшнера. Он дает Штирлицу время на размышление, чтобы тот подготовил подробное объяснение по этому вопросу...

РООИВС "Русичи" - Советские фильмы о войне