Иллюзии и их секреты. Для всех и обо всем. Исчезновение статуи Свободы

Мне всегда нравилось, когда после фокуса рассказывают как он делается. Нет, ну понятно, что это как то «не естественно» для такой сферы, но видеть фокус, понимать что это не магия, а обман и не понимать КАК!! это мне не нравится. И все же понимают, что где то есть подвох, но все равно смотрят, ахают и аплодируют. А дальше? Ну дайте время людям подумать, прикинуть и все такое, а потом расскажите и покажите. Кто то скажет я так и думал, а кто то узнает какие то интересные фишки и свойства.

Такого конечно никогда не будет — секреты мастерства и шоу. Но иногда все же можно узнать, как исполняется фокус. Вот смотрите как это происходит с газетой и молоком:

Вот только я не могу понять, как в прозрачном кувшине не видно жидкости за второй стенкой?

А вот посмотрите, что сто раз уже разбирали:

А этот фокус все знают?

Вот как это делается …

вот уже и последователи есть:

Ну и совсем детский:

на всякий случай разгадка про шоколадку ниже:

Вот простенький фокус:

или вот например:

неплохой, про машинку:

ловкость рук:

Вот кстати. 10 трюков, которые вы можете сделать сами:

Среди фокусников существует негласное правило: никогда не раскрывать секреты своих трюков. Потому, когда были раскрыты некоторые фокусы Гудини, иллюзионисты возмутились таким нарушением профессиональной этики. Многие из них утверждали, что сами до сих пор используют приёмы известного фокусника. Но Гарри мёртв уже почти 90 лет, а современные иллюзионисты вряд ли пользуются его устаревшими методами.

1. Радио 1950 года

Гудини разработал этот фокус в 1925, за год до своей смерти. На столе располагалось огромное радио размером 2х1 м с ручками-регуляторами и двойными дверями. Продемонстрировав зрителям то, что внутри никого нет, Гудини настраивал нужную ему радиостанцию, и из коробки радио появлялась его ассистентка. «Настройте радио на нужную волну и получите девушку вашей мечты, – объявлял Гудини и добавлял. – Нет, джентльмены, радио не продаётся!»

Секрет фокуса заключался в столе, у которого была двойная столешница. В верхней столешнице был люк. Ассистентка находилась внутри радио, которое устанавливалось на столе, затем она пряталась в верхней части стола и ждала, пока Гудини показывал зрителям пустые внутренности радио, а когда фокусник настраивал радиостанцию, она быстро забиралась назад в радио.

2. Метаморфоза


«Метаморфоза» был одним из его первых фокусов 1894 года. Гудини не был его автором, а усовершенствовал более ранние версии, исполняя свой вариант вместе с женой. Фокус был достаточно сложным. Руки Гудини были связаны за спиной, а сам он сидел в завязанном мешке. Мешок помещался в ящик, ящик закрывался, обвязывался верёвкой и помещался в шкаф с занавесом. Жена Гудини заходила в шкаф, закрывала занавес и три раза хлопала в ладоши. После третьего хлопка занавес уже открывал Гудини, а его жена оказывалась вместо него со связанными руками в мешке.

Секрет на удивление прост: практика. Гудини был экспертом по канатам и узлам. Когда мешок завязывали, его руки были уже свободны. Когда мешок помещали в ящик, он изнутри ослаблял верёвки. Когда жена задёргивала занавес, Гудини выбирался из ящика через заднюю стенку. Три раза хлопал в ладоши он, а не жена. После первого хлопка она забиралась в ящик, не нарушая замки и верёвки. После третьего хлопка Гудини открывал занавес. В то время как он развязывал и отпирал ящик, его жена «упаковывалась» в мешок и засовывала руки в узлы верёвок. Гарри и Бесси настолько отработали этот фокус, что ухитрялись меняться местами всего за три секунды.

3. Освобождение подвешенного человека, одетого в смирительную рубашку

Младший брат Гудини Хардин тоже был фокусником, и оба брата демонстрировали одинаковый трюк освобождения из смирительной рубашки. Гудини решил, что превзойти брата, и усложнил фокус. Обычно он выполнял его на улице перед большой толпой. Его облачали в смирительную рубашку и связывали лодыжки, а затем кран поднимал его на определённую высоту.

Секрет фокуса раскрыл сам Гудини в своей книге «Освобождение из наручников» (1910). Он заключался в небольшом ослаблении рубашки, завязанной на нём. Руки были скрещены на груди, причём правая рука сверху. Когда рубашку затягивали, он делал глубокий вдох, чтобы при выдохе ткань была ослаблена, затем с помощью этого зазора Гудини освобождал руки – а дальше уже дело техники. Говорят, что в редких случаях фокуснику даже приходилось вывихивать плечо. Гудини настолько отработал этот трюк, что сумел сократить время освобождения с получаса до 3 минут.

4. Прохождение через кирпичную стену

Гудини показал этот фокус только несколько раз в Нью-Йорке в июле 1914 года, но данное представление стало настоящей сенсацией. Рабочие строили стену в 3 метра высотой и 3.5 метра длиной на сцене, перпендикулярно зрителям, так чтобы они могли видеть обе стороны стены. Саму стену возводили на ковре. Потом Гудини приглашал зрителей постучать молотком по ней, чтобы убедиться в её твёрдости и крепости. Затем Гудини занимал позицию с одной стороны стены, обе стороны на пару секунд закрывались передвижной шторой на колесиках, затем штора убиралась, и Гудини уже находился с другой стороны стены.

Секрет фокуса заключался в ковре. Под ним был продолговатый, узкий лаз, проходящий под стеной. Кроме того, Гудини использовал разные вариации выполнения фокуса, например, помещая крепкое стекло под стену, чтобы исключить сомнения зрителей насчёт лаза под стеной, а в момент фокуса, когда работники закрывали занавес с обеих сторон стены, быстро менялся с ними местами, переходя на вторую сторону.

5. Фокус с освобождением из наручников

Одним из первых фокусов Гудини был фокус освобождения из наручников. Трюк имел огромный успех, и благодаря ему фокусник получил свой первый контракт на выступления вместе с театром водевиля.

У Гудини было несколько секретов этого фокуса. Иллюзионист изучал замки всю жизнь и обладал энциклопедическими знаниями о наручниках. С одного взгляда он сразу понимал, какой ключ к ним нужен. Позднее Гудини изобрел специальный пояс из гибкой стали, который мог вращаться движением локтя, в ремне было несколько отсеков с различными ключами на выбор. Некоторым наручникам не требовался ключ, достаточно было ловко постучать ими о твёрдую поверхность. Ещё от одного вида наручников можно было избавиться с помощью проволочной петли, отмыкавшей замок.

6. Освобождение из молочного бидона

Фокус впервые был продемонстрирован Гудини в 1901 году и стал одним из самых известных. Его реклама звучала зловеще: «неудача означает смерть от утопления». Зрителями разрешалось изучить бидон и даже попинать его ногами для проверки на прочность. Высота его была около метра, а на горловине было шесть запоров, которые намертво крепили крышку к бидону. Гудини погружался в бидон с головой, вытесняя излишек воды, затем ёмкость закрывали крышкой, плотно её фиксируя. Пока все шесть запоров закрывались на замки, проходило не менее минуты. Затем бидон закрывали занавесом ещё на пару минут, и после появлялся мокрый и запыхавшийся Гудини. Сам бидон оставался по-прежнему плотно закрытым.

Через несколько лет после его смерти, друг Гудини раскрыл секрет, который заключался в искусно сделанных запорах, фиксирующих крышку на горловине бидона. Снаружи открыть запоры было невозможно, но человеку, сидящему внутри, не составляло труда вытолкнуть крышку и вылезти наружу, не открывая замки.

7. Освобождение из ящика под водой

Всевозможные трюки с освобождением из закрытых ящиков или других ёмкостей стали «фишкой» Гудини. Когда трюки с наручниками ему поднадоели, он переквалифицировался на «тюремные побеги», начав активно их практиковать. Его первое освобождение из ящика под водой было продемонстрировано в Нью-Йорке, в реке Ист-Ривер. На Гудини были надеты наручники, сам он находился в деревянном ящике. Ящик был забит и обмотан цепями, а затем опущен в реку. Гудини всплыл на поверхность через 150 секунд.

Секрет, конечно, заключался в конструкции ящика. Во-первых, в нём были мелкие отверстия, чтобы Гудини мог дышать, пока ящик забивали, обматывали цепями и опускали в воду, а он в это время освобождался от наручников. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть, причём как можно быстрее, пока ящик не упал на дно, когда возникал риск, что он упадёт именно на ту сторону, где были эти две незакреплённые доски.

8. Исчезновение слона

Фокус был исполнен только один раз 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром». Этот трюк был самым зрелищным, сравнимым только с фокусом под названием «Китайская камера для пыток водой». Гудини завёл слона в большой ящик, а потом слон исчез. Секрет этого фокуса тоже исчез. Ящик был утерян, а поскольку трюк выполнялся один раз, то посвященных в него людей практически не было. Считалось, что разгадка утеряна для истории.

Тем не менее, она нашлась. Начнём с театра «Ипподром». В нём было 5697 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не имели возможность хорошо видеть слона в ящике, поскольку он был далеко от края сцены. Мало того, есть предположения, что ящик был обычной, хорошо замаскированной клеткой, а исчезновение слона просто визуальной иллюзией, созданной с помощью ограниченного освещения и занавеса, который по цвету был идентичен задним шторам на сцене. В нужный момент Гудини стрелял из пистолета, зрители инстинктивно моргали, и в это время перед слоном молниеносно поднимался маскирующий занавес. Появилось даже описание ящика: он был продолговатый, на колесах, с двойными дверями с одной стороны и огромным занавесом с другой.

9. Китайская камера для пыток водой


В отличие от ящика для слона, китайская камера для пыток водой до сих пор существует, и мы знаем, как она работает. Великий маг заказал это приспособление за 10 тысяч долларов и запатентовал его. Камера напоминает продолговатый аквариум, выполненный из красного дерева и никелированного стального каркаса, а детали – из меди. Размеры: 67 см в ширину и 150 см в высоту; вес 3000 кг; объём 950 л воды. Передняя панель была сделана из закаленного стекла шириной 1,5 см. Руки Гудини были в наручниках, лодыжки опутаны цепями, а затем его очень медленно опускали в этот резервуар вниз головой. Камеру закрывали занавесом, а через пару минут из-за него появлялся Гудини. Вариантов данного трюка было несколько, маг любил усложнять и усовершенствовать его.

Для фокуса были важны два момента. Во-первых, хитроумные детали камеры и банальное вытеснение воды телом оставляли небольшой запас воздуха (воздушный карман) в резервуаре. Во-вторых, Гудини отлично умел освобождаться от наручников и цепей, мастерски владея телом, а затем выбирался наружу.

Злые языки утверждали, что однажды Гудини не повезло, и он утонул во время этого фокуса. Это не так. Он умер на больничной койке от воспаления аппендикса, который осложнился перитонитом. Ускользнуть от этой опасности великий маг, увы, не сумел.

Еще несколько интересных разоблачений для вас: вот например А вот не уж то и . А может быть или это А говорили же, что и

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=11197 .

Многие великие фокусы остаются неразгаданными по сей день. А самый великий фокус так и вовсе пока не придуман (речь о мгновенном переносе Кремля с обитателями в гостеприимное жерло вулкана Эйяфьядлайёкюдль). Но ряд грандиозных трюков и «престижей» удалось вскрыть и довести до твоего понимания.


Фокус с ловлей пули - один из самых древних и уважаемых, почти такой же древний и уважаемый, как сама пуля. Впервые фокус был упомянут в 1631 году в трактате «Театры Божьего суда», написанном преподобным Томасом Бирдом. С веками фокус с пулей совершенствовался, пока не достиг своей вершины в исполнении фокусников Пенна и Теллера, одновременно стреляющих друг в друга и ловящих пулю ртом.


Кажимость


Действительность

Для успешного проведения фокуса с пулей важна не столько кропотливая подготовительная работа, сколько ловкость рук, щек и языка. Пули, которые демонстрируют активистам из зала и которыми в итоге выстреливают, - поддельные, скорее всего восковые, они разрываются, едва вылетев из дула. Чтобы сделать такие пули максимально похожими на настоящие, мастера покрывают их акриловой краской свинцового цвета. Почему же добровольцы из зала не замечают, что пули поддельные? Представь, на тебя направлена камера, все ждут твоих остроумных ответов на вопросы всемирно известных фокусников, у тебя потеют ладони - тут не до скептицизма.

Пенн четко озвучивает, какие инициалы ставит доброволец на пуле и что он рисует на гильзе. Рисунок, как ты понимаешь, сложностью не отличается: большинство людей малюют смайлик, солнышко или палочку. В это самое время ассистент за сценой изображает на уже отстрелянной заранее пуле инициалы (можно смазанные, все-таки пуля побывала в револьвере). Пенн и Теллер подходят к вешалке, на которой их поджидают защитные жилеты и маски.


Обрати внимание: вешалки расположены рядом с занавесом. Это роковой момент: оба фокусника отворачиваются от камеры, на секунды они вне поле зрения окружающих. И тогда-то ассистенты кладут пули в рот Пенну и Теллеру.


Самое время восхититься разговорными навыками Пенна: он продолжает свой отвлекающий зрителей монолог об опасности огнестрельного оружия, удерживая за щекой пулю. Дальнейшее - дело техники и тренировок. Все, что остается фокусникам, - это прицелиться, выстрелить холостыми, а затем, прикрываясь пороховой завесой, выпихнуть пулю из-за щек и зажать ее между зубами.

Каждый иллюзионист мечтает пройти по воде. До XXI века удалось лишь одному, да и то в библейские времена. Зато в наши дни благодаря развитию технологий фокус стал осуществим. В числе первых его продемонстрировал миру британский иллюзионист Стив Фрейн, известный как Динамо. Да как эффектно продемонстрировал - прошел не по какой-нибудь воде, а по самой Темзе!


Действительность

Поскольку фокусы Динамо еще не раскрыты компетентными людьми, мы выскажем свою версию.

Цимес фокуса - в массивной нетонущей платформе из плексигласа, которая заранее была поставлена на якорь у набережной. В принципе, происходи дело в бассейне с чудесной журчащей хлорированной водой, платформа была бы видна и невооруженным глазом. Но речь о Темзе. Здесь вода такая темная, волнистая и грязная, что, задумай иллюзионист пройтись по утопленникам, наряженным в разноцветные перья, никто и этого бы не заметил.


Гребцы, демонстративно проплывшие за спиной Динамо, вообще не заслуживают критики. Но мы все-таки покритикуем. Глубина погружения одноместной байдарки - не больше 15 см.


А если ты внимательно посмотришь на это фото, то увидишь, какие массивные кроссовки у Динамо и как ощутимо они увеличивают его рост. Это позволяет байдаркам проплыть над платформой, не побеспокоив ее.


Ну и, наконец, на этом фото мы можем наблюдать зыбь, образующуюся только на мелкой глубине.

Ровно 101 год назад, в 1912-м (уточняем, если ты случайно закинул калькулятор на другой конец дивана), этот фокус исполнил небезызвестный Гарри Гудини. С тех пор освобождение из ящика с водой стало одним из самых уважаемых фокусов в мире, ну прямо crème de la crème иллюзий. Существуют десятки интерпретаций освобождения. В частности, потому, что, прежде чем осесть в личной коллекции Копперфильда, подлинный ящик долгое время болтался неизвестно где и установить точную технику исполнения фокуса было непросто. Фокус активно снимался в кино: например, в уже упомянутом «Престиже» и «Докторе Хаусе» (сезон 4, эпизод 8 «Лучше тебе не знать»). Но мы выбрали версию дуэта иллюзионистов Шерри и Кралла, потому что в 2012 году, на столетие фокуса, они повторили трюк Гудини точно так, как его исполнял маэстро. Разве что в ящик с водой лезет не мужчина, а женщина.


Кажимость


Действительность

Секрет трюка по большей части в замке камеры. Ну и в отличной физической подготовке иллюзиониста, которому предстоит выбраться из нее.


В тот момент, когда Кралл, выполняющий роль ассистента, запирает замки на крышке, Шерри незаметно вытаскивает стержни из петель, удерживающих крышку. Поэтому, чтобы выбраться, девушке достаточно сильно напрячь мышцы пресса, подтянуться и вылезти из открытой камеры.


Возможно, ты сейчас потянулся на диване и буркнул: «Подумаешь, это каждый может». На самом деле китайская водяная камера пыток считается самым настоящим смертельным номером. Сам посуди: исполнитель трюка минимум три минуты проводит подвешенным вниз головой, что само по себе испытание. Прибавь к этому погружение в воду, необходимость физической нагрузки и риск потерять сознание от притока крови к голове. Все-таки приятно, что существует люди, готовые рисковать жизнью нам на потеху.

Чтобы прославиться на весь мир, Дэвиду Сету Коткину пришлось не только взять себе фамилию покрасивее, но и на несколько минут лишить американцев их национального достоинства. Второе, между прочим, оказалось куда проще, чем многие думают.


Кажимость


Действительность

Как ты, должно быть, читал в Википедии, статуя Свободы стоит на небольшом островке, вдали от огней большого города. Единственные источники света на острове принадлежат собственно системе освещения статуи. Поэтому, когда перед носом зрителей поднимается белая ткань, все, что требуется, - это элементарно выключить внутреннее и внешнее освещение девушки с факелом.


Белая ткань опускается, и зрители в унисон ахают, увидев, что статуя исчезла. Хотя на деле им следовало бы ахнуть от того, как несовершенно человеческое зрение: зрители не могут рассмотреть медную 93-метровую махину, так как их ослепили освещенные столбы, на которые натягивается ткань. Когда через несколько минут Копперфильд поднимает ткань, вновь заслонив статую от пуб­лики, их глаза еще не успели адаптироваться и рассмотреть дорогие сердцу янки очертания.


Что до прожекторов, пересекающих «пустое» пространство, то и это обман зрения. Прожекторы были установлены не по сторонам от статуи, а перед ней, и, направленные вертикально, они не задевали статую и создавали иллюзию пустоты. Позже, когда исчезновение транслировали по телевидению, доверчивым телезрителям показывали пленку, снятую с вертолета. А вот это уже видеомонтаж: статуя была загодя изъята с постамента.

Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими жалкими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса.


Кажимость


Действительность

Во-первых, конечно, мешок. Не так прост мешок, как кажется. Обрати внимание, что мы никогда не видим его дна, оно все время скрыто от нас сундуком. Поэтому, даже несмотря на то, что Шарлотта честно прячет своего мужа в мешке и завязывает его сверху, Джонатан всегда может выбраться через дырявый низ мешка. Что он и делает, едва Шарлотта захлопывает крышку.


Что до замка, то он тоже запирается по-настоящему. Ну да кому какое дело, что внутри сундук оснащен системой отодвигания верхней крышки. Едва Шарлотта забирается на ящик, она закрывает его и себя черной материей и при этом упирается в боковые стенки сундука. Тут-то и начинается, грубо говоря, магия. Джонатан, уже выбравшийся из мешка, отодвигает крышку. Шарлотта не падает, потому что боковые стенки, на которых она стоит, неподвижны. Джонатан привстает на крышке ящика и берет из рук Шарлотты ткань.


Передав эстафету, девушка запрыгивает в сундук и захлопывает крышку. В этот же момент Джонатан откидывает ткань и предстает перед публикой - запыхавшийся и лоснящийся от гордости. Пока он раскланивается, его жена успевает сорвать с себя верхний купальник, под которым скрывается другой, контрастного цвета (хотя, согласись, больший эффект был бы достигнут, выпрыгни миссис Пендрагон из сундука голой). Осталось лишь залезть в мешок, что Шарлотта успешно и делает.


Тем временем Джонатан демонстративно вынимает саблю и отпирает бесполезный замок. Развязывает мешок, и - вот неожиданность! - в мешке оказывается его жена. В купальнике другого цвета!*


* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Примерно по такой схеме всегда и выполняются «Метаморфозы». Супруги Пендрагон оказались самыми быстрыми исполнителями иллюзии благодаря своей отличной физической форме и способности прыгать из сундука и обратно, не свернув себе случайно шею »

Все в суд!

Как ты понимаешь, иллюзионисты очень не любят, если их фокусы раскрываются. Когда в 1997 году вышла первая американская передача из серии «Тайны великих магов», профсоюзы фокусников по всему миру забили тревогу. Это не помогло: программа, детально препарирующая фокусы, снимается до сих пор. Собственно, ее вклад в подготовку этого материала неоценим. Ведущий программы, фокусник Вэл Валентино, пояснил, что раскрывает фокусы, дабы его коллеги придумывали новые. Но мы подозреваем, что он делает передачи ради славы и денег.

А еще иллюзионисты очень любят ходить в суды и выяснять, кто первым придумал вытаскивать кролика из распиленного ящика, парящего в невесомости. Так, в 1930-х годах широкую огласку получило дело фокусника Горация Голдина против табачной компании R.J. Reynolds Tobacco Company, использовавшей объяснения его патентованного фокуса «Распиливание женщины на части» в рекламе новых сигарет. Рекламная кампания называлась «Весело быть обманутым... Но еще веселее знать» и целиком состояла из разоблачений фокусов. Голдин так и не выиграл дело, но впредь был осторожнее и, во избежание утечки информации, даже не стал патентовать свой следующий громкий фокус, в котором распиливал ассистентку уже не обычной, а циркулярной пилой.

К вопросу о раскрытии секретов фокусов November 11th, 2016

За последние сто лет иллюзионный мир испытал два потрясения, «удара под дых», как это модно говорить. О первом хорошо рассказано в документальном фильме «Grand Illusions – The Story Of Magic». Это появление телевидения. Фокусники могли бесконечно репетировать чистоту появления голубя, но телевидение убивало весь эффект. На экране даже самый впечатляющий фокус вызывал недоверие у зрителей. В конце 40-х гг в Америке телевизор стал привычной частью домашней обстановки, а золотая эра мюзик-холлов, кабаре, театра закончилась. Казалось, что телевизор убил популярность любых живых шоу.


Однако со временем фокусники смогли приручить телевизионного монстра и использовать его в свою пользу. Во-первых, появилась возможность транслировать трюки на многомиллионную аудиторию. Во-вторых, попасть в телевизор означало верхом признания. Известный фокусник Ланс Бартон вспоминает, как одна из зрительниц упрекнула его в непрофессионализме, аргументируя фразой «Ну вас же не показывают по ТВ». Фокусники пережили этот кризис, выжил и театр. Благодаря телевидению мы знаем о Дэвиде Копперфильде, Дэвиде Блейне, фокуснике Геннадии. Однако до сих пор существует мнение, что телевидение убивает эффект фокуса.

Вторым ударом под дых является появление интернета. Фокусники перестали обладать монополией на информацию. Если раньше секрет фокуса можно было найти только проведя день в библиотеке (и то не всегда), сейчас достаточно нескольких секунд, чтобы нагуглить на ютьюбе прыщавого школьника или мужика в трико, который расскажет вам, как делается тот или иной трюк. Иногда разоблачения мы видим и от профессионалов, которые прикрываются громкими словами о «популяризации жанра». Однако, как сказал Андрей Чеканюк, все это стремление популяризировать свое е-лицо.

Спекуляции на тему разоблачения фокусов шли всегда, достаточно вспомнить сериал «Человек в маске». Поскольку зрителей всегда привлекает тема раскрытия секретов, то гораздо проще устроить сеанс разоблачения, засветиться на этом, быстро набрав лайков, подписчиков, нежели хорошо выступить и иметь тот же успех. Для первого варианта достаточно уметь говорить, для второго – обладать талантом, тренироваться, работать. Поэтому, чем бездарнее фокусник, тем чаще он прибегает к теме разоблачения, так как других альтернатив привлечь внимание у него нет.

Как же относятся профессиональные фокусники к раскрытию секретов в общем доступе? Есть две позиции. Первая, назовем ее «пассивной», заключается в признании того, что это неизбежный необратимый процесс, как побочный эффект развития интернета. Это своего рода плата за свободу слова в Сети. Поэтому мы не можем никак повлиять на это. Всегда найдутся люди, которые по злому умыслу или по безразличию захотят нарушить главное правило фокусника – не раскрывать секреты фокусов. Бороться с этими людьми бесполезно, имя им – легион. Да и с юридической точки зрения нет возможности эффективно с этим бороться (если не брать во внимание экзотические случаи с патентами и авторскими правами). Выход из сложившейся ситуации – менять подачу трюка, выезжать за счет артистизма, изобретать новое.

Вторая позиция, назовем ее «нетерпимой», диаметрально противоположна. Ее сторонники считают, что с разоблачениями можно и нужно бороться. Нельзя сидеть сложа руки, нужно что-то делать. Бездействие разрушает иллюзионный жанр и плодит еще большее количество как разоблачителей, так и хреновых фокусников. Раньше иллюзионист был белой костью эстрады, элитой, сейчас же возник проходной двор на сцену, произошла девальвация понятия артист. Насмотревшись секретов в интернете, любой может вообразить себя фокусником и начать выступать. Увидев таких горе-фокусников зритель разочаровывается в иллюзионном жанре, а обилие разоблачений в интернете еще больше убеждает зрителя, что фокусы – это говно. Все легко, просто и неинтересно. Поэтому нельзя молчать и бездействовать, нужно защищать свой жанр как от проходимцев, так и от разоблачителей.

Стоит сделать ремарку, что разоблачение фокусов не развивает жанр. Этой пафосной фразой часто прикрываются, дескать, придумывайте новые фокусы, какая проблема? Разоблачения не подстегивают к изобретениям, а скорее демотивируют. Представьте, вы полжизни отдали на разработку трюка, а потом какой-то мудак его раскрывает за 10 секнуд на аудиторию 2 миллиона человек. Это вызовет вдохновение работать над фокусом, придумывая новый метод? Чтобы потом этот же мудак раскрыл его снова? Да секреты не главное, это знает любой фокусник. Но любой фокусник также знает, что есть базовые вещи, на которых строятся сотни фокусов, и раскрытие их просто уничтожает сотни возможностей. Я не стану приводить примеры (хотя есть очень красочные). Спросите у изобретателя Игала Месики.

Есть две категории разоблачителей. Первые – это обыватели. Им по большому счету плевать на фокусников и весь иллюзионный жанр. Они хотят выпендриться, набрать лайков, подписчиков, повысить свою значимость. Типа, мне 12 лет, а я вам уже рассказываю, что такое левитация.

Вторая группа – профессиональные фокусники, которых бес попутал. Мы не берем сейчас случаи, когда фокусник хорошо выступил на ТВ и научил зрителей фокусу с перепрыгиванием резиночки на двух пальцах. Мы говорим о системном разоблачении (группы, открытые семинары, регулярное создание контента на тему разоблачений). Во многом причина такого поведения – копирование поведения кумиров и лидеров жанра. Если мы видим, как популярные иллюзионисты разбрасываются секретами фокусов, как семечками, это и есть самый настоящий удар под дых. Удар под дых иллюзионному жанру. Если Ларионов торгует фокусами, как гербалайфом, то с кого, как не с него молодежи брать пример? Происходит девальвация фокусов – это лишь разменная монета для заработка. "Заработай на фокусах в два раза больше средней зарплаты в твоем городе!". Так выглядит призыв к развитию иллюзионного жанра?

Мы не рассматриваем борьбу с разоблачителями в рамках неправового поля. Хотя тут есть хорошо проверенные годами способы.

С юридической точки зрения нет закона, который бы позволял приструнить разоблачителей. Мы не берем во внимание единичные случаи наличия авторских прав, регистрации патентов. Лев Клинский предлагал варианты юридической защиты, но все они выглядят как утопия, и годятся только в отношении собственных авторских разработок. Это не защитит от раскрытия лифтов, вольтов, амперметров и еще тысячи их вариаций.

Остается пропаганда. Морально-этические способы воздействия. Это на мой взгляд единственный возможный инструмент. Я ждал онлайн-конференцию Винокурова на эту тему, ждал результатов, выводов, но все как в русском футболе: «Ваши ожидания – это ваши проблемы». Да, по существу говорили Свят Костюк, Александр Константинов (но так сдержанно, как будто к виску ему приставили пистолет). Где тот бойкий Андрей Чеканюк, который записал эмоциональное обращение? Кратко выступил бизнесмен Александр Муратаев… Типа, я тут сейчас на встрече сижу, вас не слушаю, но так и быть скажу. Да и вообще, переписка в фейсбуке показала, что немалое количество фокусников относится к «пассивной» категории. Или взять Александэра. Что он делал на этой конференции? Почему он? Он был инициатором борьбы с разоблачителями? В общем, как было сказано в фильме Небеса обетованные «просрали Цусиму». Единственным выводом конференции можно считать тезис «если фокусы раскрываются своими, профессионалами, мы можем хоть как-то на них воздействовать, так как к ним есть доступ». Но тема не закрывается бичеванием, а потом дружбой с «wandermakers».

На мой взгляд, решение может быть таким. Поскольку тему с раскрытием секретов в общем доступе подняло сообщество «нетерпимых», активных фокусников, необходимо сформировать из их числа инициативную группу. Уверен, человек 15 наберется сходу. Этих людей мы уполномочиваем правом от лица ВСЕХ фокусников порицать (если не сказать устраивать травлю) разоблачителей. Ведь положа руку на сердце, ВСЕМ фокусникам не хочется, чтобы фокусы раскрывались. Сделать это можно путем:

1. Предоставления им открытых писем и обращений от всех существующих клубов, ассоциаций и объединений фокусников, выступающих против раскрытия секретов в общем доступе;
2. Предоставления видеозаписей личных обращений фокусников.

Я уверен, что в 70% случаев, столкнувшись с таким моральным давлением, люди поймут, что делают что-то не правильно, раз такое огромное количество профессионалов и любителей фокусов протестует. Для этого необходимо собрать соответствующий контент, отражающий единую позицию всех фокусников, что раскрывать фокусы – это плохо.
Если же сообщество фокусников окажется неспособным объединиться хотя бы в этом аспекте и что-то предпринять, я предлагаю закрыть тему разоблачения фокусов раз и навсегда и никогда больше к ней не возвращаться. Как когда-то закрыли возможность рассмотрения патентов на изобретение вечных двигателей. Ибо это лишь пустой разговор и бесполезная трата времени.

Угадываем магическое число. Это простой трюк, в котором фокусник просит человека проделать простые математические вычисления, что приводит его к практически одному и тому же ответу каждый раз. Вот, что вам следует говорить зрителю:

  • «Придумайте любое число от 2 до 10».
  • «Умножьте его на 9».
  • «Сложите первую цифру этого числа со второй».
  • «Из результата вычтите 4».
  • «Запомните новое число - это ваше секретное число!»
  • «Теперь загадайте букву по алфавиту, соответствующую этой цифре. То есть если у вас получилось 1, то это буква А; 2 - буква Б и так далее».
  • «Подумайте о европейской стране, которая начинается на эту букву».
  • «На 3 букву этой страны загадайте крупное животное».
    • Когда зритель выполнит все ваши указания, просто скажите: «Я знаю, о чем вы думаете... это число 5 и носорог в Дании!» Это должно работать каждый раз.
  • Угадываем магический овощ. Этот простенький трюк работает почти всегда. Все, что вам нужно, это листки бумаги, ручки и несколько доверчивых зрителей. Для начала положите один лист бумаги с надписью «огурец» в левый карман, а второй, с надписью «помидор», - в правый карман. Запомните, куда вы положили каждый из листков. Вы готовы начинать фокус:

    • Для начала раздайте бумагу и ручки всем желающим зрителям.
    • Попросите их проделать несколько простых математических расчетов, например, умножить 2 на 2, разделить 10 на 5, сложить 3 и 3 и так далее. Вы можете сказать, что это подготовительный этап перед чтением мыслей.
    • Потом скажите: «Быстро напишите название овоща!» Убедитесь, что люди это делают как можно быстрее; не позволяйте никому думать долго.
    • Вызовите случайного зрителя и попросите назвать записанное название овоща.
    • Если он называет «огурец», вытяните бумажку с надписью «огурец» из левого кармана. Если он называет «помидор», вытяните бумажку с надписью «помидор» из правого кармана. Скажите зрителям, что у вас настолько развита способность чтения мыслей, что вы смогли предсказать, что они напишут до того, как сам фокус начался.
    • Люди в России выбирают один из этих овощей в большинстве случаев. Если человек не называет один из этих двух овощей, в таком случае вам придется быстренько перейти к другому фокусу! Если вы живете в другой стране с другими распространенными овощами, вам придется поискать свой собственный «магический овощ».
  • Угадываем имя известного человека. Это довольно простой фокус, но может занять немного времени. Все, что вам понадобится, - это шляпа, около 10 зрителей, ручка, что-то, на чем можно писать свое предсказание и столько листов бумаги, сколько будет присутствующих. Вот, что вам следует делать:

    • Попросите одного из зрителей назвать имя знаменитости.
    • Напишите первое имя на листе бумаги и бросьте его в шляпу.
    • Попросите остальных называть имена знаменитостей.
    • Делайте вид, что вы записываете каждое имя, в то время как в реальности вы будете записывать только первое имя снова и снова. Это то, для чего нужна практика.
    • Когда шляпа будет заполнена, попросите кого-нибудь из зрителей помочь вам.
    • Скажите, что вы можете предсказать, какое имя он вытащит из шляпы. Конечно, вы предскажете первое имя. Напишите его на дощечке, чтобы все могли видеть.
    • Попросите зрителя достать из шляпы любой лист бумаги. Все зрители увидят, что там написано первое имя и, о чудо, вы сделали правильное предсказание!
  • С самого детства нас привлекают слова "волшебство" и "магия". И мы чувствуем неподдельный восторг, когда кто-то показывает фокусы, хотя и понимаем, что магические трюки ничто иное как представление, не имеющее ничего общего с реальностью. Представляем вашему вниманию ошеломляющие фокусы выдающихся иллюзионистов.

    Дэвид Копперфильд «Пила смерти»


    Дэвид ложится на стол лицом вниз, ассистенты приковывают его ноги, туловище и руки к столу, и закрывают в короб. Над ним установлена огромная циркулярная пила, которая начинает работать и медленно опускаться вниз. У Дэвида ровно минута, чтобы освободиться и выбраться на волю перед тем, как пила распилит его. Он не успевает, начинает суетиться, пила разрезает его точно посередине. Через несколько секунд он приподнимает голову. Ещё через секунду два ассистента раздвигают половинки стола в разные стороны, на одной лежат ноги, а на другой - туловище. Обе половины подвозят друг к другу, из зала раздаётся крик: «подвигай ногами!». Дэвид смотрит на свои ноги и через секунду они начинают шевелиться. После чего он запускает механизм в обратную сторону, пила начинает крутиться, половинки соединяются, короб закрывает Дэвида и его ноги. Через секунду, он поднимается целым и невредимым.

    Крис Энджел «Хождение по воде»


    Крисс Энджел- американский иллюзионист, гипнотизёр, музыкант. Признан лучшим фокусником 2001, 2004, 2005, 2007, 2008, 2011 годов. Крисс Энджел самый мрачный фокусник из этого списка, знаменитый своими шоу Сумасшедший, Феномен. Он известен своей темной магией. В этой иллюзии показывается бассейн с людьми, которым он показывает, что может идти по воде, выполняет свой трюк, пока они смотрят и плавают вокруг него и под ним. В 2006 году вышла его книга, в которой он раскрывает секреты своих фокусов. Однако эту книгу нельзя найти на прилавках книжных магазинов, ему можно приобрести лишь только на официальном сайте Криса.

    Пол Дэниелс “Кубок”


    Пол Дэниэлс- известный британский фокусник и телеведущий. Зрителям нравились выступления Пола Дэниелса, потому что они были динамичными и по-настоящему захватывающими. Своими быстрыми движениями рук Пол мог настолько долго развлекать публику, что он по праву считался наилучшим фокусником в своём жанре. Голливудская академия магических искусств в 1983 году даже отметила его престижной наградой “Маг года”.

    Ланс Бартон «Голуби»


    Ланс Бартон - манипулятор мирового класса, имеет собственный театр иллюзий в Лас-Вегасе. Участвовал в многочисленных телепередачах, выступал перед королевой Елизаветой II и президентом Рональдом Рейганом. В августе 1994 года Бартон подписал 13-летний контракт (самый долгий контракт для иллюзиониста за всю историю Лас-Вегаса) с Monte Carlo Resort. Специально для его выступлений был построен «Театр Ланса Бартона» на 1274 места, стоимостью 27 миллионов долларов. Открытие состоялось 21 июня 1996 года. Согласно сведениям журнала USA Weekend, за 13 лет работы прибыль Бартона составила более 110 миллионов долларов. Главная иллюзия мага заключалась в том, что он, стоя на улице во фраке и цилиндре, доставал голубей, свечи и трости прямо из воздуха. С этим номером он выиграл FISM в 1982 году, тем самым став самым молодым из всех, кто выигрывал приз этих соревнований.

    Ричард Росс «Соединенные кольца»

    Ричард Росс был голландским фокусником, известным своей ловкостью рук. Трюк «Соединенные кольца» был исполнен в 1983 году. Нужно было внимательно следить за кольцами, как они невероятно приближаются и отдаляются друг от друга.

    Гарри Блэкстоун младший «Парящая лампочка»

    Гарри Блэкстоун младший (1934 – 1997) – американский фокусник. Уже с 6 месяцев Гарри начинает принимать активное участие в представлениях своего отца, а отцом его являлся Гарри Блэкстоун старший, которого называют легендой, ведь именно он поднял на невиданный уровень технику иллюзий и волшебства, которые намного опередили его эпоху. В фокусе «Парящая лампочка» зрители наблюдают лампочку без проводов, летящую по сцене и залу.

    Дэвид Блэйн «Удаление передних зубов»


    Дэвид Блэйн- американский иллюзионист. Начал заниматься уличной магией в 1997 году. Его шоу на ABC сразу завоевало популярность. С 1999 года Блэйн периодически показывал более грандиозные «чудеса», среди которых: Заморозка во льду (2000); «Головокружение» - 35-часовое «стояние» на вершине 22-метровой колонны (2002); 44-дневное заточение без еды в ящике над поверхностью Темзы. В фокусе «Удаление передних зубов» он, подходя от одного человека к другому, прямо на камеру вынимал у каждого зуб изо рта. Дэвид Блэйн является дипломированным специалистом в сфере уличной магии и магических представлений.

    Дэвид Копперфильд «Исчезновение статуи Свободы»


    Фокус с исчезновением статуи Свободы изобретен известным конструктором фокусов Джимом Стейнмейером. Исполнялся один раз - Дэвидом Копперфильдом в 1983 году. Перед статуей Свободы поставлены две вышки. На фоне ночного неба видна ярко освещённая Статуя, на радаре видна отметка от неё. На вышках поднимается покрывало, Дэвид закрывает собой радар, покрывало опускается - статуя исчезла, видно только кольцо огней вокруг неё. Отметка радара тоже исчезает. Снова поднимается-опускается покрывало - статуя появилась как ни в чем не бывало. Естественно, изображение на радаре - имитация (причём имитация неумелая - развертка обрисовывает линии сетки, в то время как Статуя отображается независимо от движения развертки; к тому же, дальняя от радара сторона статуи вообще не может быть отображена).

    Джонатан и Шарлотта Пендрагон «Метаморфозы»

    Фокус «Метаморфозы», придуманный иллюзионистом Джоном Невилом Маскелином в XIX веке, в XX веке приобрел статус легендарного. По мере сил его старались выполнять все фокусники, от Гудини до Марка Уилсона, и каждый привносил в номер что-то новое. Особенно отличились в деле усовершенствования «Метаморфоз» Джонатан и Шарлотта Пендрагон. Они так набили руку и другие части тела на этот фокус, что кульминацию проворачивали за рекордные две секунды. С этими секундами Пендрагоны и вошли в юбилейное 50-е издание Книги рекордов Гиннесса. В 2006 году Джонатан Пендрагон упал на стрелу во время репетиции опасного трюка. Стрела задела печень, желудок и сердце, но он выжил. Их фокус метаморфозы признан самым быстрым фокусом в истории. Пара известны своими опасными иллюзиями.

    Пенн и Теллер «Ловля пули»


    Совершенства в исполнении трюка с пулей достигли американские иллюзионисты Пенн и Теллер, которые не только просили кого-то из зрительного зала выбрать пули, подписать их своими инициалами и зарядить пистолет, но и одновременно стреляли друг в друга. Вслед за этим фокусники демонстрировали "пойманные" и зажатые между зубами патроны и обращались к тем же самым зрителям с просьбой проверить наличие сделанных ранее подписей. "Ловля пули" заведомо подразумевает обман, так как физически невозможно остановить вылетающий из пистолета патрон зубами и остаться в живых. Иллюзионисты используют подсадных зрителей или, отвлекая внимание публики, с помощью незаметных манипуляций извлекают пули из заряженного пистолета перед тем, как выстрелить. Однако, даже при точно выверенном сценарии и слаженной работе ассистента и фокусника, этот трюк остается одним из самых опасных: более 10 профессиональных иллюзионистов погибли при исполнении именно этого номера.