Описание внешности ассоль из алых парусов. Характеристика Грея и Ассоль. Существуют ли алые паруса

В наше время стало нарицательным имя девушки Ассоль. Оно ассоциируется с романтичностью, открытостью, истинными, настоящими чувствами. Синонимичными понятиями считаются это имя и вера в любовь. С помощью характеристики Ассоль из произведения "Алые Паруса" Александра Грина мы исследуем особенности героини этой замечательной книги. "Алые паруса" - это повесть-феерия с самой романтической героиней русской литературы XX века. Любому современному читателю будет интересно больше узнать о внешности героини, ее чертах характера, воспитании, судьбе. Некоторым девушкам можно взять на заметку поступки и поведение мечтательной красотки.

Перед тем, как дать характеристику Ассоль ("Алые паруса" А.Грина), стоит познакомить вас с основными сюжетными линиями. Из феерии мы узнаем историю девочки Ассоль, в возрасте 8 месяцев потерявшей свою мать. Вместе со своим отцом, моряком Лонгреном, она проживает в деревушке Каперна. Ее отец был нелюдимым и замкнутым, изготавливал и продавал игрушки в виде парусников и пароходов. Так он зарабатывал на жизнь для себя маленькой дочурки.

Когда Ассоль исполнилось 8 лет, собиратель песен Эгль подарил ей маленький парусник и сказал, что когда-нибудь за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезет в далекую страну. С тех пор у нее появилась мечта о заморском принце. Из-за этого девочку все считали полоумной.

С другой стороны автор показывает нам Грея. Он был отпрыском знатной и богатой семьи, имел живую душу, стремился к подвигам. Однажды он на лодке поехал на рыбалку и остановился на ночлег под Каперной. Утром в зарослях он наткнулся на спящую Ассоль. Ему очень понравилась эта необыкновенная девушка.

Будучи немного "не от мира сего", Грей отправляется в лавку за алым шелком и делает из него паруса. Грей на своем паруснике подплывал к берегу, где находилась Ассоль, а на корабле звучала музыка. К морю подбежали все жители деревни. Грей на лодке подплыл к девушке и забрал ее с собой, как это и предвещал ей сказочник.

Очарование героини

Писатель в начале феерии показывает Ассоль восьмимесячной малышкой, оставшейся без мамы, за которой три месяца ухаживает добрый старик-сосед, пока отец плавал. В конце повести мы видим семнадцатилетнюю девушку, у которой сбылась мечта после встречи с Греем.

В пять лет Ассоль отличалась добрым нервным личиком, которое очень нравилось ее отцу. В 12 лет она была худенькой, загорелой девчонкой. У нее были густые темные волосы, выразительные глаза, маленький рот с кроткой улыбкой. Девушка была настолько чиста и выразительна, что сравнивается с ласточкой в полете.

В 17 лет все ее черты имели удивительную привлекательность: темно-русая, невысокого роста. От ее длинных ресниц тени спадали на щеки, любой проходящий мимо старался рассмотреть ее нежнейшие очертания лица.

Характеристика Ассоль доказывает, что любом возрасте она была очаровательной (несмотря на бедную и дешевую одежду). Ассоль замечали даже в таких нарядах. Грин использует для описания девушки очень тонкую деталь - косыночку, под которой спрятаны густые пряди девушки и ее взгляд.

В Каперне не очень восхищались внешностью очаровательной скромницы, жителей пугала ее диковатость и ум, скрывающиеся в глубоких темных глазах. Это совсем не та девушка с базара, у которой грубые руки и развязная речь.

Детские годы Ассоль

Отец девушки был моряком. Ассоль быстро всему обучалась, помогала родителю, слушалась, проявляла доброту и ласку. Страдания девочке приносило отношение к ней других детей, которых родители пугали ее злым отцом, называли его убийцей. Ассоль много плакала, обижалась, а потом стала играть сама и ни на кого не обращать внимания.

Юная героиня жила в своих мечтах и фантазиях. Ее мир совершенно отличался от реального. Девочка продолжала любить жизнь и радоваться ей. Особенно она любила окружающую ее природу, с добротой относилась к понимающему ее человеку в деревеньке - угольщику Филиппу. Добрая душа героини никогда не копила обиды и злобы (в отличие от других обитателей Каперны). Умная и трудолюбивая Ассоль по-настоящему умела мечтать и никогда не отчаивалась. Со временем она стала ходить в город, чтобы выставлять поделки отца на продажу. Ее детство, хотя прошло в бедности, но зато в любви.

Черты характера героини

Характер девочки складывался в одиночестве. Когда ей было скучно, она отправлялась к своему единственному другу - природе. От тоски она превратилась в робкую и страдальческую девушку, лишь только изредка оживлялось ее лицо. Зато героиня обрела глубокую душу, которая тонко чувствовала все вокруг. Она протягивает руку помощи любому встречному. Самыми важными ее чертами характера можно выделить следующие:

  1. Очень хозяйственная. Умеет шить, варить, убираться, экономить средства.
  2. Индивидуальная личность. Другие, правда, называют ее тронутой или сумасшедшей.
  3. Любит природу. Верным другом для нее было все живое: деревья, птицы, море.
  4. Образованная девушка. Она читала много книг и переживала за их героев.

Мечта сбывается

Через все свое детство и отрочество Ассоль пронесла сказку о корабле с красными парусами, которую ей поведал сказочник Эгль. Девушка верит в нее, не отказывается от мечты. Часто она смотрела на море и выглядывала в морской пучине заветный корабль. И однажды ее мечта сбылась! В ее жизни появился Грей. Книга заканчивается так оптимистично, что хочется верить в радостную дальнейшую жизнь юной красавицы.

Главная мысль произведения

Феерия "Алые паруса" является красивым примером мечты, которая сбывается, благодаря вере и надежде очаровательной Ассоль. Грин учит людей верить в мечту и чудеса. Совершенно пуста жизнь без заветных мечтаний. К ним нужно стремиться, тогда они обязательно сбудутся. Навстречу своему будущему нужно идти смело!

Сравнительная характеристика Ассоль и Грея

Ассоль была дочкой бедного игрушечного мастера, в прошлом - моряка. Грей родился в богатой семье, ему дали прекрасное образование и воспитание. Он испытывал с детства любовь и уважение. Мать и отец старались дать мальчику все самое лучшее. У девочки было трудное детство, все дети отказывались с ней дружить, ее друзьями были только отец и Бог. К нему она обращалась с просьбами очень часто, разговаривала с ним. Образования героиня не получила, зато прочитала много книг.

У Грея было хорошее наследство, благодаря которому он мог не работать. Но он проявляет упорство, изучает морское дело и сбегает из дома. Отец Ассоль делает игрушки и ловит рыбу. Этим они и живут, еле сводят концы с концами.

Общее у Ассоль и Грея то, что они оба были романтиками и мечтателями. Грей свои мечты о море воплощает в жизнь сам, а Ассоль живет в мире грез и сказок. Юноша стал отличным капитаном, а девушка дождалась своего принца на корабле с алыми парусами. Оба героя честны и порядочны, верят в любовь.

Кроме романтичности и целеустремленности, Грей обладает благородством, смелостью и решительностью. Он стал добрым волшебником для мечтательной Ассоль. Девушка очаровала юношу своей чистой и искренней красотой. Подарив мечту Ассоль, Грей сам стал светлым и искренним. Он просто и реально сделал чудо другому человеку.

Образ Ассоль в кинематографе и искусстве

Проникнутые духом романтического времени "Алые паруса" нравятся нашим современникам. Повесть напоминает очень добрую сказку. В 1961 году режиссер Александр Птушко снял фильм "Алые паруса". Роль Ассоль в фильме-сказке сыграла великолепная Анастасия Вертинская, а роль Грея - знаменитый Василий Лановой. Некоторые кадры из этой замечательной киноленты вы можете видеть на фото.

Во многих театрах сделаны десятки постановок, музыкальных спектаклей по мотивам феерии "Алые паруса". Композиторы также не остались в стороне и сочинили много песен на эту тематику. Особенно нравится современникам песня Татьяны Снежиной, рок-группы "Маршал", Алексея Свиридова - "Ассоль". Многим известен одноименный мюзикл Максима Дунаевского. Главной героине также установлены памятники в нескольких российских городах: в Кирове, Геленджике, Ханты-Мансийске, Череповце.

Повесть для настоящих романтиков «Алые паруса» первоначально носила название «Феерия». Наброски к литературному произведению стал делать еще в 1916 году, работая над «Бегущей по волнам». Книга была опубликована в 1923 году с посвящением супруге писателя. В центре повествования – история юной девушки Ассоль, жизнь которой наполнена мечтами и фантазиями. Живя в реальном мире, героиня грезит сказкой, которой однажды суждено сбыться.

Юная Ассоль – лиричный и поэтичный образ. Это утонченная девушка, стойкая и сильная духом, как и главные героини российских драматических произведений. Работая над любым произведением, автор вкладывает в описываемых персонажей частицу себя. Образ Ассоль соткан из черт, свойственных Грину. Гриневский (настоящая фамилия писателя) мечтал стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Романтизм в его душе столкнулся с суровыми буднями, поэтому вместо того, чтобы попасть на корабль, Александр стал работником каботажного судна.


Сталкиваясь с грубостью профессиональных моряков, Грин обрел скептицизм, что связывает его с моряком Лонгреном – отцом Ассоль. Талантливый писатель не был красавцем, морская карьера не сложилась, и судьба не благоволила. «Алые паруса» сочетают в себе символизм жизненных перипетий Александра Грина, его надежды и мечты вкупе с тяготами реальности.

История создания

Характеристика Ассоль перекликается с мировоззрением и идеалами автора. Ему, как и прелестной девушке, сложно было существовать в мире, где нет места сказке. Гриневский описывает главную героиню повести ровно настолько, чтобы дать читателю представление о ней. Надежда является главной чертой, символизирующей ее душевный уклад. Характер описан расплывчато, и читателям свойственно самостоятельно облагораживать девушку посредством воображения.


Героиня живет в прибрежном городе Каперна. В детстве Ассоль не была душой компании, сверстники не принимали ее из-за дурной репутации отца. Пережив это, она научилась быть самодостаточной и не обращать внимания на обиды. Придумав собственный мир, где мечты исполнимы, Ассоль ждет указания судьбы, чтобы радоваться жизни и любить кого-то, кроме отца и окружающей природы.

Характеристика внешности героини стала второстепенным нюансом повести, но описание присутствует в повествовании. Героиня убирает густые темные русые волосы косынкой и носит простое платье в розовый цветочек. У девушки приятная кроткая улыбкой и грустный взор. Тонкая хрупкая фигура не мешает Ассоль трудиться.


Скромная мечтательница рано осталась без матери. Она живет с отцом, бывшим моряком, и они продают деревянные игрушки, чтобы прокормиться. Несмотря на безумную любовь родителя, Ассоль одинока. Однажды она узнает о предсказании, гласившем, что к ней прибудет принц на прекрасном корабле и заберет девушку с собой. Слов незнакомца было достаточно доверчивой Ассоль, чтобы поверить в легенду. Ее вера основывалась не на легкомыслии, а на желании изменить жизнь. Стойко выдерживая насмешки окружающих, фантазерка была верна своей мечте, и она реализовалась.

Сюжет

Главной линией в произведении становится история Ассоль. Она живет в маленькой деревушке с нелюдимым и замкнутым в себе отцом. Односельчане не любят их семью из-за несчастного случая, к которому причастен Лонгрен. В шторм он был свидетелем гибели трактирщика Меннерса, но не стал спасать земляка, памятуя о том, что в схожей ситуации его жене никто не пришел на помощь.


Ассоль - иллюстрация к книге "Алые паруса"

На самом деле супруга бывшего моряка погибла из-за его черствости и скупости, что и стало причиной ненависти к семье со стороны недоброжелателей. Однажды девочка пошла в город продавать поделки, среди которых был кораблик с алыми парусами. Ассоль пускала его по ручью, и игрушка потерялась. Кораблик нашел сказочник Эгль. Он предсказал девочке, что, когда она вырастет, с родной земли Ассоль заберет принц, приплывший на корабле с алыми парусами.


Артур Грэй из богатой семьи испытывал тягу к приключениям и управлению морскими суднами. Однажды, отправившись в плавание на корабле, он ушел на лодке, чтобы порыбачить. Заночевав на берегу, утром Грэй увидел спящую Ассоль. Поразившись ее красоте, он оставил на руке девушки свое кольцо. В близлежащем трактире Артур узнал историю девушки, приукрашенную местными легендами. Не слушая сплетен, уверившись в благородстве мечтаний Ассоль, Грей купил алый шелк в лавке и приказал пошить паруса. На следующий день к пристани Каперны подошел корабль, который Ассоль видела в своих грезах. Грей увез ее в далекую страну, как и предвещало предсказание сказочника.

  • Александр Гриневский, грезящий морем, сделал символом надежды и воплощения мечты не веру девушки в приезд принца, а корабль. Аллюзия к несбывшимся надеждам автора, алые паруса стали знаком того, что, если мечты не сбылись, это не значит, что они были невозможны. Ассоль не ждала Грея. Она ждала корабль, в который вложила веру, накопленную годами одиночества и непонимания.

  • Возможно, скрытый символизм произведения сделал его любимой книгой коммунистов, свято верящих в мечту и уверенных в ее достижении. Романтическая подоплека в восприятии читателей и подаче автора уходит на второй план.
  • Примечательно, что даже волшебное имя Ассоль появилось случайно. По слухам, Грин покупал в магазине томатный сок и в вопросе: «А соль?» – услышал сочетание звуков, вдохновившее писателя на создание имени для главной героини произведения.

  • По мотивам повести не раз ставили мюзиклы и спектакли. Она была экранизирована режиссером Александром Птушко в 1961 году. Актриса стала создательницей главного женского образа. Молодой воплотил в кадре Артура Грея.
  • Картинки по книге «Алые паруса» до сих пор вдохновляют деятелей искусства на создание графических изображений, мозаик, скульптур и других объектов в различных техниках исполнения. Главным персонажем, воплощаемым художниками, становится девушка Ассоль, а предметом – корабль с алыми парусами.

Цитаты

Произведение Александра Грина полно морали, содержащейся в монологах и репликах главных героев. Примечательные цитаты из повести «Алые паруса» стали крылатыми фразами.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить».

Эти слова не теряют актуальности в наши дни. Они характеризуют не детей, а взрослых, начинающих жить так, как это присуще их возрасту, и забывающих о своих мечтах.

«Чудеса делаются своими руками».

Реплика намекает на то, что не стоит жить в ожидании, в то время как решительные действия быстрее приведут к желаемому результату. Возможно, этими словами руководствовался Грин, нанимаясь работать на судно и мечтая управлять кораблем.

«Мы любим сказки, но не верим в них».

Ассоль была мечтательницей, и ее фантазии воплотились в реальность. Это произошло благодаря неизменной вере и стойкости духа. Подчас вера позволяет обстоятельствам сложиться нужным образом.

«Море и любовь не любят педантов»

Так писал романтик Грин, сравнивая две своенравные стихии. В столкновении с ними не важны мелочи, которые ценят педанты. Фантазеры и люди, чувствующие способность творить свою судьбу согласно мечтам, получают то, что ищут.

Пожалуй, в не меньшей степени, чем Грэй, Ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. В душе Грэя уживались два человека. И в душе Ассоль жили две Ассоль, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов», сама была воплощением поэзии. Трепеща и волнуясь, жила Ассоль в ожидании чуда. И в этой взаимности теней и света, в этой прекрасной неправильности была, как и у Грэя, своя правильность, было присущее им обоим высокое искусство преображать мир, вдохновенно совершать множество удивительных открытий «эфирно-тонких», «невыразимых», «но важных, как чистота и тепло».

Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности». Самый звук ее имени, столь же странный и непривычный для слуха, как нежное имя Суок в «Трех Толстяках», предвещал встречу с существом, не похожим на других. Эглю, например, нравится, что имя это так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. «Что бы я стал делать,- задумчиво говорит он Ассоль,- называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности? Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование?»

В чем же источник очарования Ассоль? Грин не собирается задавать нам загадок на сей счет. Столько в ее душе чистоты, непосредственности, естественности, такая готовность видеть мир глазами, в которых не остается ничего взрослого,- большими глазами ребенка, что вместе с нею мы проникаемся ожиданием Прекрасной Неизвестности. Другу своему, угольщику Филиппу, Ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда Филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. И Филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. Трепеща и волнуясь, уходит Ассоль на берег моря, напряженно высматривая на горизонте белый корабль с алым парусом. И мы тоже, не веря, что верим, дожидаемся его появления.

«Эти минуты были для нее счастьем,- написал Грин о своей героине,- нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния». И какое же торжество над прозаическим, грубым, одномерным, плоским и обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей Каперны вдруг возникает корабль с теми самыми парусами, имя которых до сих пор звучало, как издевательство.

Героиня «Алых парусов» в свое время показалась некоторым критикам книги персонажем хотя и поэтическим, однако пассивным, бездеятельным. Такой упрек Грину адресовали не раз. Так ли уж он справедлив? Грэю даны силы, возможности, желание воплотить в жизнь мечту Ассоль. Но вспомним, что никто другой, как Ассоль и вдохновила Грэя на его поступок! Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину.

оль и вдохновила Грэя на его поступок! Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину. Понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. И может быть, именно поэтому Грэй и не захотел никого другого, кроме Ассоль.

Вот, оказывается, как в феерии Грина в конечном счете счастливо, почти по-сказочному, а в то же время необратимо, неизбежно сплетаются судьбы, воля и свойства характеров. Встреча сказочника Эгля с Ассоль определяет цель ее бытия. Картина, изображающая корабль, вздымающийся на гребне морского вала, которую в детстве любил подолгу рассматривать Грэй, стала для него «тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого ему трудно было бы понять себя». В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним…

А разве мимолетное видение - миниатюрная лодочка, которую Грин однажды увидел в витрине магазина игрушек,- не находится где-то в том же ряду? Незначительное это впечатление оказалось для писателя очень нужным и очень важным.

Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.

Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.

Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания. Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника. И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» - феерия.

Образ Ассоль в повести «Алые паруса»

Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя - Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.

«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок... не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети... Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.

Ассоль же была совсем другой... Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.

А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.

Образ Грэя в повести «Алые паруса»

История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей. Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой. В ней не учли его живой и независимый характер.

Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди. Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим. Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.

Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка. Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки. Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».

Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.

Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.

Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров». «Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.

Алые паруса - это символ надежды, с которой всё и началось...

Основные особенности повести «Алые паруса» :

  • жанр: повесть-феерия;
  • сюжет: предсказание и его исполнение;
  • контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
  • идеальный герой в центре повествования;
  • присутствие символов;
  • концепция «чуда», творимого собственными руками;
  • встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.

​ ​

Пожалуй, в не меньшей степени, чем Грэй, Ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. В душе Грэя уживались два человека. И в душе Ассоль жили две Ассоль, “перемешанных в замечательной прекрасной неправильности”. Одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. Другая, та, которую Грин называл живым стихотворением “со всеми чудесами его созвучий и образов”, сама была воплощением поэзии. Трепеща и волнуясь, жила Ассоль в ожидании чуда. И в этой взаимности теней и света, в этой прекрасной неправильности была, как и у Грэя, своя правильность, было присущее им обоим высокое искусство преображать мир, вдохновенно совершать множество удивительных открытий “эфирно-тонких”, “невыразимых”, “но важных, как чистота и тепло”.
Все, что видела Ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось “кружевом тайн в образе повседневности”. Самый звук ее имени, столь же странный и непривычный для слуха, как нежное имя Суок в “Трех Толстяках”, предвещал встречу с существом, не похожим на других. Эглю, например, нравится, что имя это так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. “Что бы я стал делать,- задумчиво говорит он Ассоль,- называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности? Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование?”
В чем же источник очарования Ассоль? Грин не собирается задавать нам загадок на сей счет. Столько в ее душе чистоты, непосредственности, естественности, такая готовность видеть мир глазами, в которых не остается ничего взрослого,- большими глазами ребенка, что вместе с нею мы проникаемся ожиданием Прекрасной Неизвестности. Другу своему, угольщику Филиппу, Ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда Филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. И Филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. Трепеща и волнуясь, уходит Ассоль на берег моря, напряженно высматривая на горизонте белый корабль с алым парусом. И мы тоже, не веря, что верим, дожидаемся его появления.
“Эти минуты были для нее счастьем,- написал Грин о своей героине,- нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния”. И какое же торжество над прозаическим, грубым, одномерным, плоским и обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей Каперны вдруг возникает корабль с теми самыми парусами, имя которых до сих пор звучало, как издевательство.
Героиня “Алых парусов” в свое время показалась некоторым критикам книги персонажем хотя и поэтическим, однако пассивным, бездеятельным. Такой упрек Грину адресовали не раз. Так ли уж он справедлив? Грэю даны силы, возможности, желание воплотить в жизнь мечту Ассоль. Но вспомним, что никто другой, как Ассоль и вдохновила Грэя на его поступок! Ассоль помогла Грэю понять одну нехитрую истину. Понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. И может быть, именно поэтому Грэй и не захотел никого другого, кроме Ассоль.
Вот, оказывается, как в феерии Грина в конечном счете счастливо, почти по-сказочному, а в то же время необратимо, неизбежно сплетаются судьбы, воля и свойства характеров. Встреча сказочника Эгля с Ассоль определяет цель ее бытия. Картина, изображающая корабль, вздымающийся на гребне морского вала, которую в детстве любил подолгу рассматривать Грэй, стала для него “тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого ему трудно было бы понять себя”. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним…
А разве мимолетное видение – миниатюрная лодочка, которую Грин однажды увидел в витрине магазина игрушек,- не находится где-то в том же ряду? Незначительное это впечатление оказалось для писателя очень нужным и очень важным.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Наверное, нет таких литературных произведений, которые не затрагивали бы тему любви. Повесть “Алые паруса” многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль – главная героиня этой феерии – в своей жизни успела столкнуться и с тем, Read More ......
  2. Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина “Алые паруса”. Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, Read More ......
  3. Давайте и мы воспользуемся приглашением Грина и, размышляя о секретах его мастерства, обратим внимание, как, какими средствами он достигал эффектов алого цвета. В других сочинениях, в других пересказах мы говорили, что автор “Трех Толстяков” рисовал свой сказочный, блистательный мир веселыми, Read More ......
  4. Романтическая повесть “Алые паруса” – одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, Read More ......
  5. Недавно, я прочитал романтическую повесть Александра Грина “Алые паруса”. А. Грин прожил очень тяжелую жизнь. Бывал он и в тюрьме, и отправлялся в ссылку, но оттуда сбежал. Именно, тогда А. Грин начал писать повесть “Алые паруса”, а в 1920 году Read More ......
  6. Александр Грин написал замечательную повесть “Алые паруса”. В этой повести он не старался показать нам чудо, сказку, волшебство. Писатель хотел сказать, что они бывают, дать нам надежду на чудо. Маленькая девочка по имени Ассоль однажды встретилась с Эглем, который сказал Read More ......
  7. Очевидно, вы с первых же страниц почувствовали, что при всем внешнем жизнеподобии повесть Грина родственна сказке. Неслучайно сам писатель дал ей подзаголовок “феерия”, что означает “волшебная, сказочная пьеса”. Действительно, сюжет повести разворачивается в вымыш­ленном селении Каперна, расположенном на живописном морском Read More ......
  8. Александр Степанович Грин – писатель необыкновенно красивой и светлой фантазии. Его произведения, написанные в трудные двадцатые годы, поражают детской верой в торжество справедливости и добра. Одной из лучших повестей писателя является феерия “Алые паруса”. С самого начала повествования читатель попадает Read More ......
Образ и характеристика Ассоль в феерии “Алые паруса”