“Белая Вежа”: почему мы экономим на фестивале, который называем брендом города? Билеты также можно купить

В Бресте открылся ежегодный международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Первыми на фестивальные подмостки вышли актеры Национального академического драматического театра имени Максима Горького.

Артисты представили публике комедию в двух действиях «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, премьера которой прошла в октябре прошлого года в Минске. Не секрет, что выступать первыми всегда непросто: впереди еще 26 спектаклей, поэтому нужно в буквальном смысле ошеломить зрителя, чтобы представление запомнилось до закрытия фестиваля.

Накануне приезда труппы в Брест корреспондент Zarya.by связалась с режиссером-постановщиком спектакля «Двенадцатая ночь», главным художественным руководителем горьковского театра Сергеем Ковальчиком, чтобы расспросить его о том, с какими мыслями и чувствами столичные артисты в очередной раз едут на «Белую Вежу».

— Выступать в качестве почетных гостей на XXI «Белой Веже», тем более принимать непосредственное участие в открытии фестиваля, нам всегда приятно, — сказал Сергей Михайлович. — Наш театр не в первый раз дает старт «Белой Веже». И мне особенно приятно отметить, что публика в Бресте нас любит. И мы ее очень любим! После спектаклей у меня всегда возникает чувство плодотворного энергетического взаимодействия между брестским зрителем и сценой. Потому в этот раз, хорошо отыграв спектакль, мы хотим снова подарить городу праздник театра. А также настроить других участников фестиваля на предстоящий творческий марафон!

О том, чем конкретно конкурсная комедия «Двенадцатая ночь» должна зацепить зрителя «Белой Вежи», Сергей Михайлович не намерен рассуждать односложно. «Вы ведь знаете: у каждого зрителя — свои критерии оценки. Так же, как и у каждого визита в театр — своя причина. Наконец, вкусы у зрителей тоже разнятся.

Задача хорошего спектакля (впрочем, как и театра в целом) — организовать зрителей… в публику. То есть если в процессе просмотра постановки все зрители (каждый — со своим жизненным опытом за плечами и вкусовым цензом) объединятся и впечатление у всех окажется положительное, значит, это хорошая постановка! Для меня, как для режиссера-постановщика, добиться такого впечатления — одна из задач в работе над спектаклем".

Каждый сезон оргкомитет «Белой Вежи» старается сделать фестиваль оригинальным. Лейтмотивом грядущей театральной феерии станет единство. Повод — что ни на есть весомый: в декабре этого года Союзу независимых государств исполняется 25 лет. А потому большинство театров-участников текущего конкурса — из стран ближнего зарубежья.

Однако, поскольку в числе ключевых идей фестиваля — жанровое и тематическое разнообразие, без разницы менталитетов в фестивальной программе не обойтись и на сей раз. Изысканными «блюдами» «Белой Вежи» для театральных гурманов в этом году станут хореографический спектакль из Франции, невербальный театр из Румынии, уличное представление от актеров из Чехии, немецкий моноспектакль и лирическая мелодрама с любовью из Великобритании.

В двадцать первый раз поднимется занавес Брестского академического театра драмы, выйдут на сцену артисты, чтобы объявить Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» открытым.


По сложившейся традиции, фестиваль является значимым событием в культурной жизни Беларуси. Творческие коллективы из стран ближнего и дальнего зарубежья продемонстрируют высший класс театрального мастерства.

Путём профессионального отбора экспертный совет сформировал обширный репертуар - в фестивале примут участие драматические, площадные, музыкальные и пластические театры из 17 стран мира: Азербайджана, Армении, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Туркменистана, Украины, Франции, Чехии. Всего будет показано 27 спектаклей от 27 театральных коллективов.

В программе нынешнего форума широко представлено разнообразие жанров: театр формы, игра в готический триллер, драма, неправдоподобная притча, школьный квест, фантасмагория, рок-опера, мюзикл и, бесспорно, комедия. А также вниманию зрителей МТФ «Белая Вежа» предложены моноспектакли, уличные и хореографические постановки.


Читать полностью в источнике с фото:

На протяжении всей праздничной недели театрального искусства рядом с классическими произведениям Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Чехова, Ч.Айтматова, У.Шекспира будут уникально соседствовать спектакли по современной драматургии:

· Государственный академический русский театр имени М.Горького (Астана, Казахстан) сыграет на сцене Брестского театра драму «Язычники» по пьесе А.Яблонской, совместная работа со знаменитым литовским режиссёром Йонасом Вайткусом. Пьеса лауреат московской премии «Искусство кино».

· Знаменитый английский драматург и актер Пип Уттон, мастер перевоплощений примет участие в «Белой Веже» с лирической монодрамой «Чаплин» о судьбе самого известного в мире комика.

· Компания De Fakto, участники Авиньонского фестиваля, представят искромётную танцевальную постановку «Па-де-де: от вальса до хип-хопа».

Показ спектаклей состоится на 8 языках: русском и белорусском, на английском, азербайджанском, армянском, казахском, французском языках с переводом и на польско-белорусском диалекте.

Постановки пройдут на 5 площадках города: в большом и малом залах Брестского академического театра драмы, в Областном общественно-культурном центре, Центре молодежного творчества и на площади Ленина.

Большую часть программы фестиваля составляют драматические постановки, среди которых:

  • «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира Национального академического драматического театра имени М. Горького, Беларусь;
  • «Козий остров» Белорусского государственного молодежного театра;
  • «Дядя Ваня» Новгородского академического театра имени Ф.М. Достоевского, Россия;
  • «А в пустыне мертвая тишина» акимата города Астаны, Казахстан;
  • «Дураки» Государственного национального русского теата драмы имени Чингиза Айтматова;
  • «Ревизор» Государственного национального русского театра драмы имени Ч. Айтматова, Грузия;
  • «Осеннее солнце» Капанского государственного драматического театра имени А.Ширванзаде, Армения;
  • «Дорогая Елена Сергеевна» Брестского академического театра драмы, Беларусь;
  • «Язычники» Государственного академического русского театра драмы имени М.Горького, Казахстан;
  • «Требуется старый клоун» Азербайджанского государственного театра юного зрителя;
  • «Мы обязательно встретимся» Государственного русского драматического театра имени А.С.Пушкина, Туркменистан;
  • «Ведьма» Валкского городского театра, Латвия;
  • «Гамлет.NEXT» по трагедии У.Шекспира Ачинского драматического театра, Россия;
  • «Здесь живет Нина» Московского театра «Школа современной пьесы», Россия.

Музыкальные и музыкально-хореографическое спектакли:

  • «Ночь перед рождеством» музыкальная комедия по повести Николая Гоголя Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Т.Г.Шевченко;
  • «Белая ворона» рок-опера Государственного русского молодежного драматического театра «С улицы роз», Молдова;
  • «Подожди, солнце!» музыкально-драматический моноспектакль Белорусского поэтического театра одного актера;
  • «Раскольников» мюзикл по роману Ф.Достоевского на музыку Э.Артемьева Международного славянского института, Россия;
  • «Белое - черное» хореографический спектакль Запорожского муниципального театра танца, Украина;
  • «Па-де-де: от вальца до хип-хопа» хореографический спектакль компании De Fakto, Франция;
  • Necuvinte (Не-слова) невербальный театр театральном компании Passe-Pertout Dan Puric, Румыния;
  • «Хор сирот» театра КТО, .

Моноспектакли:

  • «Ксения» Театра Чрево, Польша;
  • «Чаплин» театральной компании «Пип Уттон», Великобритания;
  • «Рудольф Нуриев. 48 часов» театра Русская сцена, Берлин.
  • Площадные представления:
  • «Чайка» по пьесе А.Чехова Львовского академического театра «Воскресиння», Украина;
  • «CAUSA FATALIS» Театра Нового Фронта, Чехия.

Работы четырех творческих коллективов из Беларуси станут участниками нынешнего форума:

· Национальный академический драматический театр имени М. Горького откроет фестивальную программу 9 сентября в 18.00 в Б/зале БАТД спектаклем «Двенадцатая ночь»;

· Белорусский государственный молодежный театр представит спектакль «Козий остров».

· Белорусский поэтический театр одного актера - музыкально-драматический моноспектакль «Подожди, солнце!».

· Хозяева фестиваля - Брестский академической театр драмы - молодежную постановку по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» режиссера Тимофея Ильевского. В спектакле заняты самые молодые актёры театра.

Торжественное закрытие фестиваля состоится 16 сентября в 20.30 на площади Ленина спектаклем «CAUSA FATALIS» Театра Нового Фронта (Прага, Чехия).

Организаторы фестиваля:

  • Брестский областной исполнительный комитет
  • Брестский городской исполнительный комитет
  • Министерство культуры Республики Беларусь
  • Брестский академический театр драмы

Ежегодный Международный театральный фестиваль "Белая Вежа" состоится в 2015 году уже в двадцатый раз и пройдет с 11 по 19 сентября.

Начало: 11 сентября 2015 в 18:00 Окончание: 19 сентября 2015 в 20:10

Адрес: Брест

Категории: Фестивали

Информация о мероприятии

Ежегодный Международный театральный фестиваль "Белая Вежа" состояится в 2015 году уже в двадцатый раз и пройдет с 11 по 19 сентября. За все время своего существования форум получил авторитет в фестивальном движении, в нем принимали участие творческие коллективы из более 50 стран мира. С каждым годом увеличивается число гостей, расширяется география стран-участниц. Из года в год повышается художественный уровень фестиваля.

Программа Международного театрального фестиваля "Белая Вежа"

На участие в МТФ «Белая Вежа» - 2015 было подано более 100 заявок. В этом году в фестивале будут участвовать драматические, кукольные, площадные, музыкальные и пластические театры из 15 стран мира: Армении, Беларуси, России, Болгарии, Германии, Грузии, Израиля, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Таджикистана, Туниса, Украины, Чехии.

Всего будет представлено 25 спектаклей на русском, белорусском, болгарском, английском, тунисском, литовском языках (с переводом) от 25 театральных коллективов. Постановки пройдут на 6 площадках города:

  • большой и малый зал Брестского академического театра драмы
  • Областной общественно-культурный центр
  • Центр молодёжного творчества
  • площадь Ленина
  • Брестский театр кукол.

Торжественное открытие «Белой Вежи - 2015» - 11 сентября в 18.00 в большом зале БАТД, будет представлен спектакль «Viva commedia!» Национального академического драматического театра имени М.Горького (Минск) и постановочной группы из Италии.

Хозяева фестиваля – Брестский академический театр драмы - представит премьеру «Дзяды» Адама Мицкевича, результат совместной работы постановочной группы из Польши (режиссёр - Павел Пассини) и коллектива брестского театра.

Республиканский театр белорусской драматургии ппокажет зрителям современную интерпретацию народной трагедии «Разорённое гнездо».

Торжественное закрытие фестиваля - 19 сентября в 18.00 в большом зале БАТД, будет представлен спектакль «Павлинка» Национального академического театра имени Янки Купалы.

12 и 13 сентября - мастер-класс польского театра «Бюро подружи» по технике площадного спектакля «Я - ты - и другие».

Среди участников фестиваля следующие:

  • Национальный академический театр имени Янки Купалы (Беларусь)
  • Волынский академический областной театр кукол (Украина)
  • Государственный молодежный театр Литвы
  • Национальный академический театр имени М.Горького (Беларусь)
  • Республиканский театр белорусской драматургии (Беларусь)
  • Рижский русский театр имени М.Чехова (Латвия)
  • Брестский театр кукол (Беларусь)
  • Республиканский театр «Лучафэрул» (Молдова)
  • Брестский академический театр драмы (Беларусь)
  • Белгородский государственный академический театр имени М.С.Щепкина (Россия)
  • Белорусский государственный театр кукол (Беларусь)
  • Львовский академический театр «Воскресиння» (Украина)
  • Пермский театр «У Моста» (Россия)
  • Театр «Бюро подружи» (Польша)/

В юбилейную программу фестиваля войдут драматические постановки , среди которых:

  • «О, мой безумный господин!» по пьесе В.Шекспира «Король Лир» (Театр «Русская сцена», Германии)
  • «Холстомер. История лошади» (Тбилисский государственный академический русский драматический театр имени А.С.Грибоедова
  • «Безрукий из Спокэна» Пермского театра «У Моста»
  • «Вишнёвый сад» Государственного Молодежного театра Литвы
  • «Фро» Рижского государственного русского театра имени М.Чехова
  • «Адам и Ева» Республиканского театра «Лучафэрул» из Молдовы
  • «Любовь пери» Государственного русского драматического театра имени Вл. Маяковского из Таджикистана
  • «Куклы» Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С.Щепкина.

Моноспектакли:

  • «Разговор в ночи» (Театральный проект Роберта Акопяна, Армения)
  • «Записки сумасшедшего» (Независимый проект в театре «Возрождение», Болгария)
  • «Кыся» («Свой театр» Всеволода Чубенко, Россия)
  • «Д-Сизиф» (Театр «Новый взгляд», Тунис).

Кукольные театры представят:

  • «Тартюф» (Белорусский государственный театр кукол, Минск)
  • «Тарас» (Волынский академический областной театр кукол, Украина)
  • «Самозванец» (Брестский театр кукол, Беларусь).

Музыкальные и музыкально-хореографические спектакли:

  • «Та самая мелодия» – спектакль-концерт (Театр Гошен, Израиль)
  • «Ветер» – музыкально-хореографический спектакль (Кинокомпания «Союз Маринс Групп», Театр «Центр драматургии и режиссуры», Москва).

Площадные представления:

  • «Вишневый сад» (Львовский академический театр «Воскресиння», Украина)
  • «Сатириада» («Театр на чемоданах», Польша)
  • «Прощальная песня / Carmen funebre» (Театр «Бюро подружи», Польша)
  • «Алиса» (Театр огня Аманитас, Чехия).

В фестивале будут представлены 2 главных направления: обширная международная программа, включающая современные воплощения произведений мировой практики, и спектакли белорусских театров.

Bзвестные театральные критики из Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины, Эстонии будут работать на протяжении всего фестиваля. Из-за специфики юбилейной программы оргкомитет принял решение не прибегать к традиционному институту жюри.

Стоимость билетов на МТФ "Белая Вежа"-2015

Спектакли:

  • кукольных театров - 35-80 тысяч
  • драматических театров - 60-300 тысяч.

Дополнительная информация, заказ и приобретение билетов с 1 августа на официальном сайте театра: www.bresttheatre.info .

Билеты также можно купить:

  • с 01.08 на сайте КВIТКI.by
  • с 28.07 у театральных представителей, по тел. МТС: 797-63-42, 723-92-37, 725-68-06, 725-29-83, 220-75-71);
  • с 25.08 в театральной кассе.

Телефоны для информации: 20-76-59 (руководитель литературно-драматургической части Шелест Вера Владимировна), 20-76-52 (заместитель генерального директора по информации и организации зрителя Новицкая Лариса Александровна)

Тел./факс: 20-76-56 (приёмная), 20-76-62 (администратор), e-mail: [email protected] .

Организаторы фестиваля:

  • Брестский областной исполнительный комитет
  • Министерство культуры Республики Беларусь
  • Брестский академический театр драмы.

Журналист Татьяна Гапеева, которая 7 лет работала на театральном фестивале “Белая Вежа”, рассказывает, почему у неё не возникло желания смотреть спектакли в этом году и отчего лучше закрыть фестиваль, чем экономить на нём.

“Белая Вежа” никогда не была для меня рядовым театральным событием. Косвенно этот фестиваль повлиял на мою жизнь: я не планировала идти в журналистику, но хотела писать о театре. Первая публикация в 2011 году была посвящена фестивальным спектаклям. С тех пор я ежегодно писала о них.

Ходить на “Белую Вежу” я начала задолго до – если не изменяет память, с 2005 года. С тех пор я не пропускала ни одного фестиваля. Я пыталась попасть на максимальное количество спектаклей – выходило 15-17 в неделю. Но усталости я не чувствовала, потому что “Белая Вежа” в городе, бедном на театральные события, была настоящим подарком. Если вы взглянете на афиши тех лет, то поразитесь, насколько насыщенной была программа. Я не возьмусь утверждать, что все спектакли были удачными, но фестиваль безусловно воспитывал вкус. Поэтому то, что происходит сейчас, меня удручает.

В этом году я переехала в Минск. Изучив афишу, я впервые решила не посещать “Белую Вежу”. Объясню, почему.

То, что у фестиваля есть финансовые проблемы, говорили не один год. Директор “Белой Вежи” Александр Козак в 2016 году признался, что она окупается на 70% , остальные расходы покрывает местный бюджет. Организаторы планировали уделять внимание финансовой составляющей, то есть включать в афишу больше спектаклей “популярных, коммерческого плана, у которых есть “звёздное” имя”.

Э та мысль нашла подтверждение в 2017 году, когда вне программы показали комедию “ВДВ. Всем добрый вечер” с участием Александра Балуева, что совсем не вязалось с просветительской, образовательной целями фестиваля.

В этому году у “Белой Вежи” был “рекордно низкий бюджет” . За все годы существования (с 1996 года) из бюджета выделили меньше всего денег. Программа скукожилась с 7-8 дней до 6. Из афиши исчезли уличные спектакли, которые всегда были особенностью “Белой Вежи” и неизменно собирали публику. На них приходили даже те люди, которые в принципе не интересовались театром. Это были хорошие, качественные постановки. Например, Львовский театр “Воскресіння” играл “Вишневый сад”, а театр КТО из Кракова показывал спектакль “Слепые” по роману нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. То есть в афишу включали не хоть бы что. Но на уличных спектаклях невозможно заработать.

В этом году программу фестиваля дополнили постановками детских и юношеских студий – остаётся только гадать, сделали ли это, чтобы дать площадку молодежи или чтобы сэкономить.

По поводу следующего года у меня нет оптимистических ожиданий. Обратите внимание на высказывание председателя Брестского горисполкома Александра Рогачука о том, какой может быть “Белая Вежа-2019”. Один из вариантов, который сейчас рассматривают – сделать фестиваль “в формате представления городов-побратимов” . То есть выбирать будут не самые яркие, интересные, новаторские спектакли, а подходящие территориально. На мой взгляд, это совершенно формальное отношение. Мы тратим огромные средства на подготовку к 1000-летию города, неужели не найдется денег на “Белую Вежу”, чтобы привезти хорошие дорогие постановки?

Но самое неприятное то, что фестиваль позиционируют как “один из брендов города” . Тогда почему его не финансируют должным образом?


Репетиция спектакля “Портреты польских королей”, Старый национальный театр имени Хелены Маджеевской в Кракове, реж. Кшиштоф Горбачевский

Александр Козак в прошлом году говорил, что фестиваль подошёл к такой точке, когда нужно либо что-то менять, либо прекращать его проведение . Изменения, на мой взгляд, и правда нужны, но остается вопрос, какими они будут. Надеюсь, афишу не заполнят безвкусные спектакли с российскими “звёздами” и не очень качественные постановки. Да, безусловно, на них придут люди, но это не уровень “Белой Вежи”. Не сомневаюсь, что директор фестиваля это понимает. Но понимают ли люди, ответственные за финансирование “Белой Вежи”?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нравы на современных театральных фестивалях сейчас довольно свободные, могут кого угодно вогнать в краску. Так в бананово–лимонном Сингапуре на недавнем Международном фестивале искусств, крупнейшем форуме Юго–Восточной Азии, выдумали просто форменное безобразие. Стыдно даже такой пример приводить в уважаемом издании, но придется, чтобы не быть голословным. Каждому пришедшему на спектакль аргентинского режиссера Фернандо Рубио «Все, что на моей стороне» предлагали лечь в постель с актрисой. Десять кроватей стояли в ряд в фойе Национальной галереи Сингапура, и в каждой - по актрисе.

Весь спектакль, длящийся 15 минут, игрался в кровати. И охотников принять участие в так называемом представлении, красноречиво демонстрирующем весь упадок буржуазных театральных нравов, оказалось предостаточно. К показу прилагалась инструкция: снять нужно было только обувь, лечь в кровать, повернуться к актрисе лицом, а дальше - молчать и слушать. Трогать актрису или участвовать в диалоге возбранялось. Фраза «Мы еще увидимся» служила для интерактивного зрителя сигналом, что пора, мол, вставать с постели и убираться восвояси. «Ну как?» - спросил я у своего старого армейского друга Викентия Вератилы, когда он, весь красный от стыда, покинул сценическую кровать. - Телефонами хоть обменялись?» «Секс–туризм какой–то, а не фестиваль», - только и смог сконфуженно сказать зардевшийся Викентий. Улетали мы из Сингапура с тяжелым сердцем.

Надеемся, что в Бресте на XXI международном театральном фестивале «Белая вежа», который откроется совсем скоро, в сентябре, до такого не додумаются. Мы все–таки сильны не эпатажем (не надо нам за Юго–Восточной Азией гоняться), а другим - верностью классическим традициям. Спим исключительно в своих постелях с томиком Андрея Макаенка под подушкой.

В этом году фестиваль «Белая вежа» будет посвящен солидной дате - 25–летию образования СНГ. В Бресте увидят 27 спектаклей из 17 стран, от Азербайджана и Туркменистана до Франции и Великобритании. Вообще, отрадно, что, несмотря на все трудности, мы сохранили наше фестивальное движение. В театральную Беларусь едут коллективы со всего мира.

Довольно сильными спектаклями представлена на форуме и наша страна. Откроется «вежа» работой театра имени М.Горького «Двенадцатая ночь» в постановке художественного руководителя Сергея Ковальчика. Это яркий, остроумный, ансамблевый спектакль - современный и острый взгляд на комедию Шекспира. Костюмы, музыка, сама диковинная атмосфера, все звезды на сцене, от Чекереса и Вергунова до Суцковера и Пранскуте, - лучшего открытия слета трудно себе представить.

«Двенадцатая ночь» у режиссера получилась живой, импульсивной, в некоторых сценах даже гротескной. Но это совершеннейший театральный hand–made, ручная работа.

Психоделический триллер «Козий остров» представит Белорусский государственный молодежный театр. С этого спектакля началось сотрудничество известного российского режиссера Искандера Сакаева с нашим Молодежным. Пьеса Уго Бетти - «крупнейшей театральной фигуры Италии после Пиранделло», -– как пишут ученые мужи, настоящая мистическая притча с налетом психологического детектива. Если в первом действии актеры Наталья Онищенко, Евгений Ивкович и молодые актрисы театра вдоволь наслаждаются типичной итальянской мелодрамой, то во втором акте всем приходит полный Хичкок.

Музыкально–драматический спектакль «Подожди, солнце!» покажет в Бресте неутомимый Белорусский поэтический театр одного актера «Знiч» славной труженицы театральной нивы Галины Дягилевой.

Также, думаю, событием станет показ спектакля «Язычники» Государственного академического русского театра имени М.Горького Казахстана по пьесе Анны Яблонской. Автор трагически погибла в 2011 году во время теракта в аэропорту «Домодедово». Ей было 29 лет. Спектакль поставил Йонас Вайткус, художественный руководитель Русского драматического театра Литвы, приезжавшего недавно на гастроли в Минск.

Никак нельзя пропустить «Дядю Ваню» из Великого Новгорода, «Ревизора» из Тбилиси, рок–оперу «Белая ворона» из Кишинева, постановку «Чаплин» из Великобритании. Будут и хореографические спектакли из Лиона и Запорожья. В общем, пляшем, танцуем и смеемся в Бресте с 9 по 16 сентября.

Добрый зритель в 9-м ряду.