Памятник крылову на патриарших прудах описание. Патриаршие пруды
Конечно же, Патриарших прудов было несколько. Если точнее, то три. История их интересна, хотя ничего необычного в ней нет. Сначала здесь были болота. Неприятные, непролазные дебри, считавшиеся дальними окраинами. Сюда практически никто не забредал, хотя совсем рядом располагался важный сельскохозяйственный объект – Козий двор, настолько знатный, что шерсть с него уходила не куда-нибудь, а прямо ко двору. Сегодня в это сложно поверить, но Козье болото, которое потом и стало прудами, просуществовало здесь аж до XVII века.
В лихие годы Смуты эту землю облюбовал Патриарх Гермоген, личность по-своему удивительная. Сегодня он известен православному большинству лишь как один из великого сонма русских святых, и мало кто знает, что Гермоген был ещё и широко известным общественным деятелем, серьёзно влиявшим на жизнь простого и не совсем простого народа. Московским Патриархом он стал в 1606 году, тогда ему было уже за 70. Этот исторический персонаж, пожалуй, придётся по душе как патриотам, так и либералам. Первым – потому что призывал бороться с поляками всеми средствами, вытравливая их из Кремля, вторым – потому что, кажется, чуть ли не впервые в истории царства предложил провести выборы и посадить на престол того, за кого проголосует народ! Был в его жизни и момент, когда он почти согласился признать поляка царём, правда, лишь при условии его крещения и вывода войск из Москвы, но Владислав Сигизмундович отказался от такого предложения. В результате, незадолго до выдворения поляков из Кремля, Гермоген скончался в темнице от голода. Считается, что и из застенков Патриарх рассылал по всей стране гонцов, чтобы те подстрекали народ русский на восстание. Вот такая история.
Так вот, в бытность свою Патриархом Московским, Гермоген присмотрел себе эти не слишком прекрасные места и основал здесь Патриаршую Слободу. Она постоянно расширялась и богатела, и однажды властителям дум пришла идея разводить рыбу к столу духовных особ. Так из Козьего болота сделали три пруда. Возможно, вы знаете, что неподалёку располагается теперь Трёхпрудный переулок, получивший название именно в честь этих трёх промысловых водоёмов. На Трёхпрудном находятся знаменитые объекты культурного наследия - Здание Товарищества Скоропечатни Левенсона, Доходные дома А. А. Волоцкой (здесь нашли приют театры Практика и Театр.doc), а также ещё несколько исторических строений, среди которых и дом, архитектором которого был Д. Д. Булгаков.
Патриаршие пруды во многом являются центром всей архитектурной картины района, хотя остался от них лишь один пруд – остальные были засыпаны. После того, как Патриархия была упразднена, Слободы тоже не стало, местность в очередной раз заболотилась и причиной всех бед стали именно бывшие рыбные водоёмы. Сегодня на их месте уже высятся здания разного времени постройки. Большая часть домов строилась в начале двадцатого века. К примеру, в 1912 году один дом здесь спроектировал и построил гениальный неоклассик Иван Владиславович Жолтовский. Между прочим, будучи известным модернистом, он стал одним из первых архитекторов, начавших работу над панельными домами. К моменту постройки особняка Тарасова маэстро уже являлся академиком и уважаемым теоретиком и практиком архитектуры.
Были ли Патриаршие пруды в Москве главным местом отдыха? По правде говоря, нет. Они изначально находились на отшибе, сначала были частными владениями, а потом – местом прогулок членов высшего общества и партийных работников. Стоит отметить, что в 1924 году они были переименованы в Пионерские пруды, но новое название популярностью не пользовалось. Вообще, нововведения в этих местах редко встречают с радостью. В 1976 году был установлен памятник Крылову. А вот ансамбль в честь героев Мастера и Маргариты местные жители видеть не захотели. Их протесты были услышаны, единственное, что напоминает о Булгакове здесь – знак, предупреждающий о том, что не стоит разговаривать с незнакомцами. Что ж, протест - вещь хорошая. Но вот от строительства огромного и, по-моему, уродливого жилого комплекса Патриарх никакой протест спасти не смог. Псевдоклассический гигант теперь высится над прудом, его видно откуда угодно, и кроме статуса самой дорогой жилплощади в Москве, никакими иными достоинствами он не обладает.
Памятники Патриарших прудов
Сегодня на берегах пруда можно найти несколько памятников. Самый масштабный – «Басни Крылова»: двенадцать панно, местами затёртых на счастье, и сам баснописец, довольно оглядывающий своё наследие. Неразумные влюблённые прилепили куда смогли замочки на счастье, так что аутентичность памятника сильно пострадала. Но всё же, это место очень любят как иностранцы, так и местные жители. Вообще, Крылов жил в Санкт-Петербурге, и выезжал из него крайне редко, поэтому такому огромному монументу можно только удивляться, учитывая отсутствие какого-либо памятника главному популяризатору Патриарших прудов в народе – Михаилу Булгакову. А памятника действительно нет.
Ещё в 1999 году был проведён конкурс на лучший проект монумента, но его забраковали местные жители. Смотря на горы мусора, появляющиеся даже несмотря на старания дворников, и маргинальную аудиторию, которой исполнен маленький парк, можно только жалеть, что граждане отказались от строительства памятника. Глядишь, чище было бы. Зато дорогой и пафосный Павильон, ресторан в одноимённом здании с лепниной и остатками первого павильона 38-го года, смотрится тут совсем не к месту. И эту его чуждость творящееся порой вокруг безобразие отлично подчёркивает.
Последний экспонат на Патриарших прудах в Москве – знак. Небольшой, забавный псевдоавтомобильный знак с надписью «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Единственный намёк на Мастера и Маргариту. А сколько великих людей вообще никак не упомянули? Патриаршие связаны с Цветаевой, которая родилась неподалёку, Дмитриевым, Маяковским. Этот район был прибежищем писателей и поэтов. Рядом жил Маяковский, останавливался Блок… Если каждому известному обитателю района поставить по памятнику, парк придётся расширять за счёт и без того узкой проезжей части.
В общем, если вам интересен дух старой Москвы, приезжайте сюда. Здесь он ещё остался.
ПАМЯТНИКИ ИВАНУ КРЫЛОВУ
Первый в России памятник баснописцу И.А. Крылову работы знаменитого скульптора П.К. Клодта появился в мае 1885 года в Санкт-Петербурге. Отлитый на средства петербуржцев, он стоит в Летнем саду, где Иван Андреевич любил по утрам совершать пешие прогулки.
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других.
Легенды и мифы
Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве. Здесь в 1976 году и установлен памятник. Находится он в тихом Ермолавеском переулке возле Патриарших прудов. Авторы этого монумента скульпторы А.А. Древин и Д.Ю. Митлянский.
В Твери прошли юные годы Ивана Андреевича. Памятник Крылову Ивану Андреевичу в Твери был открыт 14 августа 1959 года. Скульпторы работы - С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Установлен в честь баснописца И.А. Крылова, который жил в Твери с 1774 по 1783 год. Памятник, выполненный из бронзы и высотой 4 метра, стоит на гранитном постаменте высотой около 3 метров. Находится в сквере возле площади победы. По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых имеется по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова.
Похоронен Крылов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Средства на надгробие собирал весь город. Поэты Жуковский и Вяземский организовали для этого специальную подписку. По их же просьбе автором его стал Клодт.
Памятник в Санкт-Петербурге
Страна: Россия
Город: Москва
Ближайшее метро: Маяковская
Сдан: 1976 г.
Скульптор: А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский
Архитектор: А.Г. Чалтыкьян
Описание
Памятник знаменитому русскому поэту и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, который находится у Патриарших прудов, представляет собой не просто памятник, а целый скульптурный ансамбль. Главный элемент ансамбля конечно памятник Ивану Андреевичу. Мощный Иван Андреевич в пол оборота сидит в своем кресле и смотрит на героев своих знаменитых басен.
Памятник расположен на не высоком прямоугольном постаменте. На постаменте нанесена памятная надпись “Иван Андреевич Крылов”.
Справа от памятника располагаются скульптуры в виде раскрытых книг. На страницах книг изображены сцены из басен: Мартышка и очки, Слон и Моська, Волк и Ягненок, Ворона и Лисица и многие другие.
История создания
Памятник по проекту скульпторов А.А. Древина, Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна был установлен у Патриарших прудов в 1976 году.
Как добраться
Приезжаете на станцию метро Маяковская, первый вагон в центр и выходите на Большую Садовую улицу. По Большой Садовой идете до перекрестка с Малой Бронной улицей и сворачиваете на нее. Буквально через несколько шагов окажитесь на перекрестке с Ермолаевским переулком. Здесь на перекрестке вход на территорию парка Патриаршие пруды. И совсем недалеко от входа вы увидите памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. (ул. Малая Бронная д.44).
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
...Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью "Пиво и воды".
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.
Реклама — поддержка клуба
Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, − никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея. "
М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Аллея на Патриарших прудах, параллельная Малой Бронной улице, о которой пишет М. Булгаков в начале романа "Мастер и Маргарита"Кто из нас не знает этих бессмертных строк? Кто из почитателей таланта великого писателя не мечтал прогуляться в таком мистическом месте, как , и найти здесь что-то необычное. Чем вообще столь привлекательна мистика и загадки? Мистика - это попытка понять себя и окружающую жизнь, найти ответы на свои вопросы. Наконец, эта извечная тяга человека к сказкам и вера в чудеса. Только жизнь и искусство часто идут параллельно, не пересекаясь. И ожидания не всегда сбываются.
Что такое Патриаршие пруды? Какие они? Нашла ли я тут что-то особое, сверхъестественное? Об этом я расскажу вам это сегодня. И по возможности покажу...
Итак, события почти веком позже описанных в романе...
Суббота, 8 июня с.г. пополудни. Мы на Патриарших прудах. Мы - это маленькая девочка Софи и ее родители. Жаркий летний день собрал под огромными старинными липами неожиданно большое количество самого разного народа... Так началось наше знакомство с Патриаршими прудами.
Аллея на Патриарших прудахВойдя в сквер, Софи первым делом бросилась к детской игровой площадке. Мы покорно пошли за ней.
Детская площадка на Патриарших прудах существует здесь уже 10 лет.Надо сказать, игровая площадка для детей на Патриарших шикарная: большая, безопасная и очень хорошо продуманная. На площадке Софи задержалась...
Эх, прокачусь!Видя бесполезность попыток вытащить ее с горок, я пошла немного познакомиться с этим легендарным местечком. В наше время Патриаршие пруды - это сквер, райский зеленый уголок для отдыха в шумном мегаполисе. И ничего больше. Поэтому возникающие разочарования накрывают многих, кто движимый мыслями о романе Булгакова приходит за какими-то особыми достопримечательностями. Почти ничего примечательного...
Как я уже писала, когда мы пришли сюда, застали достаточно большое количество народу. И сидели они так просто и непринужденно, что казалось, что сидят они так постоянно на протяжении долгого времени. Это мы были туристами, чужими, а они свои, родные, местные...
Аллея Патриарших прудовПочти все лавочки по периметру пруда и на детской площадке были заняты теми, кто не уехал на выходные из города. Немало иностранцев с детьми и просто бабушек и дедушек, выгуливающих внуков. Также много людей сидят на берегу самого пруда, просто глядя на водную гладь, отдыхая от московской суеты. У нас такого не увидишь, хотя и пруд более значительный по размеру, и красивых водоплавающих больше. Знаете почему так? Потому что для загазованной Москвы такой парк - зеленый оазис, редкое место, где можно погулять с детьми, побегать по утрам и вообще приятно погулять . И никакой мистики. Жизнь одного из районов Москвы.
Кстати, я не ошиблась, когда написала "пруд". На деле пруд один. Он находится в центре небольшого сквера, а с четырех сторон его окружают липовые аллеи. На аллеях тесно стоят лавочки.
Крылов на Патриарших прудах
Как ни удивительно, достопримечательностей на Патриарших не много. Одна из них - стоящий рядом с детской площадкой памятник баснописцу Крылову - большой, уютный, располагающий к отдыху. В начале 1950-х годов на месте этого памятника стоял другой - памятник Алексею Толстому (сейчас находится у церкви Святого Вознесения на Никитской).
Памятник КрыловуРядом с памятником Крылову стоят весьма забавные стелы с барельефами на темы басен А.Крылова (скульптор Митлянский). Стелы симпатичные, сделаны с юмором. Вокруг них всегда вьются туристы. Вот в фотографирующихся с обезьяной, слоном или крокодилом людях сразу угадываются чужаки. Редко какой приезжий заглянет сюда просто погулять с ребенком. И на лавочках туристы не сидят, они пробегают по бульвару мимо немногочисленных достопримечательностей в поисках той загадки, которая так манит на Патриаршие пруды.
Патриаршие. Пейзажи и лирика
Красота красотою, но многие приходят на Патриаршие пруды с целью лично увидеть места, описанные в романе Булгаковым - скамейку, на которой беседовали Берлиоз и Бездомный, когда к ним подсел таинственный незнакомец, место, где Берлиозу отрезало голову трамваем, место, где стояла будочка "Пиво и воды" и т.д.. Давайте посмотрим.
Скамейка. Согласно книге, Берлиоз с Бездомным "уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной". Она расположена напротив подъезда дома № 32 по Малой Бронной и выбрана писателем потому, что здесь жили его друзья.
Для полноты картины позволю себе воспользоваться схемой событий. Автор: Serge.
October 27th, 2013
На постаменте появившейся недавно рядом с галереей "Дом Нащокина" скульптуры Мастера и Маргариты размещена атрибуция достаточно неоднозначного характера "Фрагмент запрещенного в 2003 году памятника М.А. Булгакову". Неплохо работают пиарщики галереи - у нас ведь как: если что-то запретили, то наверняка это что-то стоящее. Очереди на Голгофу еще никто не отменял. И вот уже весь интернет пестрит статьями про "не понятый обывателями" и проект памятника и гений скульптора Рукавишникова. Я не искусствовед, поэтому свое мнение по поводу сего прожекта оставлю за скобками. Просто предлагаю вспомнить, что планировали наваять на Патриарших, и что из этого получилось.
Та самая табличка с атрибуцией.
Конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову московское правительство объявило еще в далеком 1998 году. Выиграл его, наверное, самый спорный и плодовитый скульптор Москвы (после Зураба Церетели, разумеется) - Александр Иулианович Рукавишников. Он хорошо известен москвичам и гостям столицы памятником Шолохову с плывущими конями, Достоевским, сидящим на фоне библиотеки им. Ленина, и Никулиным, выходящим из машины напротив цирка на Цветном бульваре.
Согласно проекту Рукавишникова, памятник Булгакову на Патриарших прудах должен был быть расположен вдоль аллей, параллельных Малой Бронной и Большому Патриаршему переулку. Именно в этом месте Патриарших прудов и пили Иванушка с Берлиозом абрикосовую и там же встретили Воланда (об этом подробнее ).
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах.
Источник: www.vesti.ru
Памятник, по аналогии с романом Мастер и Маргарита, должен был включать в себя три линии: московскую, ершалаимскую и мистическую. За ершалаимскую линию отвечал Иешуа, который должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром 10 метров не должен был замерзать даже зимой. Предполагалась также луна, которую бы имитировал прожектор, врезанный в газон.
Источник: www.vesti.ru
Макет скульптуры Иешуа.
Источник: www.eg.ru
Видимо, в ершалаимскую линию также должны были входить статуи Понтия Пилата с собакой и Левия Матвея, но никаких изображений этих скульптур в интернете я не нашла. Вообще, что касается освещения во всемирной сети этого памятника, то с ним какая-то очень непонятная история: пишут очень много, а вот фотографий макетов, проектов и т.д. практически нет... Даже и не знаю, к чему бы это...
Михаил Булгаков, который отвечал за "московскую линию" романа должен был сидеть на лавочке за скульптурой Иешуа и смотреть ему в спину.
Макет скульптуры М.А. Булгакова.
Мистическая линия романа была представлена свитой Воланда и прочими потустронними персонажами. Сегодня в разных уголках Москвы можно посмотреть на Коровьева с Бегемотом и машину с водителем-грачом.
Коровьев и Бегемот. Скульптура А.И. Рукавишникова.
Машина с водителем-грачом. Скульптура А.И. Рукавишникова.
Центром композиции памятника на Патриарших должен был стать гиганский (12 м) примус. Он был бы одновременно и символом эпохи - примус в 20-х - 30-х гг. был чуть ли не в каждой московской квартире - и символом чертовщины.
Макет памятника Булгакову на Патриарших прудах. Фрагмент.