Пьеро пьетро делла франческа. Пьеро делла Франческа. (Раннее Возрождение). пьеро делла франческа

Пьеро делла Франческа Пьеро делла Франческа

(Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо, Урбино и Сан-Сеполькро. Уже в произведениях 50-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея, Лондон; "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства. В 1452-66 Пьеро делла Франческа создал цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем древе креста". Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности, гармоничной целостности картины мира. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске "Воскресение Христа" (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах ("Рождество", около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Пьеро делла Франческа - автор 2 научных трактатов. В первом из них - "О перспективе в живописи", написанном под влиянием Л. Б. Альберти, он даёт математическую разработку приёмов перспективы; во втором - "Книжица о пяти правильных телах" - практическое решение некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии и оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы. Литература: В. Н. Лазарев, Пьеро делла Франческа, М., 1966: Clark К., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969; Longhi R., Piero della Francesca…, Firenze, 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пье́ро Де́лла Франче́ска

(piero della francesca) (ок. 1420, Борго Сан-Сеполькро, близ Флоренции – 1492, там же), итальянский живописец и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения . Родился в семье ремесленника. В кон. 1430-х гг. работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции. Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески , а также нидерландского искусства. Работал преимущественно в родном городе, где неизменно пользовался почётом и занимал важные государственные должности, а также в Ферраре (ок. 1448-50 гг.), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466 г.). Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482 г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы ; «Книга о пяти правильных телах», ок. 1490 г., – исследование о совершенных пропорциях).

В произведениях Пьеро царят светлая радость и торжественный покой. В композициях нет ничего случайного, суетного. Движения неторопливы и плавны, жесты скупы и выразительны. Последовательное применение линейной перспективы призвано не столько создать иллюзию трёхмерного пространства, сколько выразить справедливую разумность и упорядоченность мироздания. Этой же цели служит геометризация форм, особенно заметная, например, в головных уборах и причёсках, идеально круглых, конусовидных или цилиндрических. Вместе с тем Пьеро делла Франческа – один из величайших колористов в истории мирового искусства. Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны; насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью («Крещение Христа», 1450-55; «Мадонна Мизерикордия», 1460-е гг.).


Художника прославил цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-66) на тему легенды о животворящем древе Креста, на котором был распят Иисус Христос. Литературным источником послужила «Золотая легенда» Иосифа Ворагинского (13 в.). Обобщая объёмы фигур, развёртывая строгие, пронизанные величавым ритмом композиции параллельно плоскости стены на фоне гармонически ясной, словно утренней природы, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности. Во фреске «Сон императора Константина» он одним из первых в европейской живописи делает попытку передать поток света, рассеивающий ночную мглу. Особая возвышенность и благородство отличают образный строй фрески «Воскресение Христа» (ок. 1463 г.). Профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (ок. 1465 г.) своими чеканными контурами напоминают античные медали. Погрудные изображения супругов вплотную придвинуты к переднему плану, в то время как пейзаж, простирающийся словно у их ног, убегает вдаль, растворяясь в голубоватой дымке. В поздней работе «Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро» (ок. 1472-75 гг.) архитектура храма, в котором пребывают Мадонна и предстоящие ей святые, не обозначает фон для изображённого события, а создаёт глубинное центрическое пространство.


Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы живописи эпохи Возрождения в Средней и Северной Италии. Учениками и последователями мастера были Лука Синьорелли, Мелоццо да Форли и Франческо Косса.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Пьеро делла Франческа" в других словарях:

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций,… … Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан Сеполькро, Тоскана, похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского… … Большая советская энциклопедия

    Пьеро делла Франческа - (Piero della Francesca) Ок. 1415 1420, Борго Сан Сеполькро 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Итальянский живописец и теоретик искусства. Мастер тосканской школы. Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция … Википедия

    Пьеро делла Франческа - (ок. 1420 1492) ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго Сан Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Пьеро делла Франческа - ПЬÉРО ДÉЛЛА ФРАНЧÉСКА (Piero della Francesca) (ок. 1420–92), итал. живописец эпохи Раннего Возрождения. Произв. отличаются величеств. торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций … Биографический словарь

Татьяна Кустодиева. Фото: Власта Ватаман

Татьяна Кустодиева — ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, автор книг по итальянской живописи ХIII-ХVI веков.

Выставка «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи» — событие, которое стоит специальной поездки в Петербург. Что на ней будет?

Это большое событие не только для Эрмитажа, но и вообще для культурной жизни, потому что впервые собирается вместе столько работ Пьеро делла Франческа. В последние десятилетия выставки, затрагивающие его творчество, проходили и в Европе, и в Америке, но нигде еще не было такого количества работ, как у нас: 11 живописных и 4 рукописи. Кроме того, это художник, которого, как ни странно, мало знают. В российских музеях его произведений нет совсем. Даже те, кто интересуется искусством, ходит в Эрмитаж и любит XV век, в первую очередь знают Боттичелли, а Пьеро — нет. А между тем это художник необыкновенно значительный даже на фоне тех блестящих мастеров, которыми так богата Италия XV века. Он прекрасный монументалист, портретист. Мы постараемся эту его яркую индивидуальность показать.

Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино. Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino

Какие работы удалось получить на выставку?

Одно из ударных произведений — навершие большого алтаря со сценой Благовещения из Национальной галереи Умбрии в Перудже, где очень ярко отразились особенности Пьеро делла Франческа. Он был одним из тех мастеров, которые разрабатывали проблему перспективы. И здесь колоннады, которые уходят вглубь и замыкаются стеной голубоватого мрамора с прожилками, — это своего рода гимн, пропетый Пьеро в честь линейной перспективы. Вещь эта большая, недавно она была отреставрирована, и это важный акцент нашей выставки.

Будет знаменитая «Мадонна Сенигаллия». Названа она по месту первоначального нахождения, а сейчас хранится в Национальной галерее Марке в Урбино. Тоже своего рода квинтэссенция Пьеро. В центре его мироздания всегда человек, что вообще характерно для итальянского Ренессанса, но в облике этой мадонны есть особое равновесие, гармония. Для Пьеро делла Франческа совершенно не было характерно изящество, он всегда весомый, объемный в своей живописи, и у него несколько простонародный стиль. Я говорю это не из квасного патриотизма, а потому что Пьеро делла Франческа действительно был провинциалом. И хотя он работал при дворах разных властителей Италии, он всегда оставался художником, который очень крепко ощущал связь с родной для него провинцией Борго-Сансеполькро, с ее пейзажами и жителями, и все это отражается в «Мадонне Сенигаллии». Кроме того, у нее совершенно великолепный серебристо-голубой колорит. В общем, от этой работы просто глаз не отвести.

И третье, что хочу отметить: из Лондона, Лиссабона и Музея Польди-Пеццоли в Милане к нам приходят створки одного алтаря. Он был разделен, четвертая створка находится в Коллекции Фрика в Америке, ее у нас не будет. Но то, что удается собрать три, тоже очень интересно. На них изображены святые Михаил, Августин и Николай Толентинский — разные характеры, но все очень мощные, независимо от того, изображен ли куртуазный рыцарь или монах. В них есть представление Пьеро о мужской красоте и о том, кто такой воин-ратник, монах и епископ. Святой Августин еще отличается тем, что у него великолепные вышитые далматик и митра с евангельскими сценами. Эти вышивки настолько интересны, что могут служить пособием для тех, кто занимается прикладным искусством.

Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. Фото: Museo Thyssen-Bornemisza

А что-то из портретов будет на выставке?

К сожалению, самый знаменитый диптих из Галереи Уффици мы не смогли получить, но будет детский портрет Гвидобальдо да Монтефельтро из собрания Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде. Прелестный ребенок с золотыми волосами — уверена, все дамы будут плакать от умиления. При этом будущий тиран и властитель Умбрии и покровитель искусств, который станет заказчиком Рафаэля.

Еще один портрет, который будет на выставке, изображает Пандольфо Малатесту, тирана Римини, которого обвиняли во всех грехах: в кровосмешении, убийствах, грабежах. Тем не менее он был очень удачливым кондотьером. Этот портрет из коллекции Лувра характерен не только для Пьеро, но и вообще для Ренессанса. Даже при тех лаконичных средствах, которыми пользуется мастер, в нем сразу угадывается облик человека эпохи Возрождения — волевого, сильного, грубоватого.

Пьеро делла Франческа. «Благовещение». Фрагмент «Полиптиха Сан-Антонио». 1465-1470. Национальная галерея Умбрии, Перуджа. Фото: Galleria Nazionale dell"Umbria, Perugia

Вы упомянули четыре трактата, которые дополнят живописную часть.

Да. Дело в том, что Пьеро делла Франческа в конце жизни ослеп. И когда он не смог больше писать красками, он писал трактаты, в первую очередь о перспективе. Тут он стоит в одном ряду с Леонардо да Винчи, Лукой Пачоли. Кстати, словами Пачоли мы озаглавили нашу выставку. Он назвал Пьеро «монархом живописи» — в этом нет особого преувеличения.

Пьеро делла Франческа известен еще и как автор фресок. Куда отправляться за ними тем, кто влюбится в него после вашей выставки?

Естественно, фрески мы в экспозиции показать не можем, хотя у нас есть два фрагмента его росписей. Самая ударная работа Пьеро — цикл с историей Истинного Креста в церкви Святого Франциска в Ареццо. Если вы помните, в фильме «Английский пациент» есть момент, когда герой приводит свою возлюбленную в эту базилику и катает ее на какой-то платформе. Так вот, в кадре она проезжает мимо этих замечательных фресок. У нас на выставке будет фильм, посвященный циклу, чтобы посетители смогли в какой-то мере представить себе эту работу Пьеро. Цикл уникален по монументальности и простоте, единству замысла, решению перспективы, воплощению телесности. Это одна из высочайших точек Ренессанса.

Вы будете проводить в экспозиции какие-то параллели с эрмитажной коллекцией, дополнять ее чем-то?

Нет. Нам абсолютно нечем дополнить Пьеро делла Франческа, и нам это ни к чему. Мы хотим впервые показать его нашему зрителю. К открытию у нас выйдет довольно объемная брошюра, которая позже станет частью каталога, она так и озаглавлена: «Знакомство с Пьеро делла Франческа». В ней я провожу некоторые параллели. Например, «Мадонна Сенигаллия» Пьеро и «Мадонна Магнификат» Боттичелли — это почти одно и то же время, но совершенно разные изобразительные средства, которые тем не менее достигают одной цели — показать человека как центр мироздания Ренессанса. Выставка рассчитана на ту публику, которая представляет себе, что такое Ренессанс в целом, знает наши коллекции, но не до конца представляет себе, кто такой Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла Франческа. «Портрет Сиджизмондо Малатесты». Лувр, Париж. Фото: Musee du Louvre

А можете для такого зрителя кратко рассказать, что нужно знать про Пьеро делла Франческа, собираясь на выставку?

Он родился, как я уже говорила, в Борго-Сансеполькро в Тоскане. В 1439 году побывал во Флоренции, и его знакомство с флорентийским искусством, передовым для того времени, дало ему очень многое. Он увидел Мазаччо, Донателло, познакомился с проблемами передачи объема и перспективными поисками. При этом Флоренция не сделала из него обычного кватрочентиста, но дала ему возможность на основе этих знаний идти дальше в своем искусстве. Кстати, надо сказать, что Пьеро довольно мало эволюционировал, и поэтому его вещи трудно датировать, а подписных работ у него не так много. Принципы, которые он вырабатывает в начале пути, он сохраняет и в дальнейшем. При обилии индивидуальностей в Италии XV века Пьеро занимает особое место своей гармонией и открытиями в области перспективы. К тому же он замечательный колорист: такие серебристые тона или, скажем, вкрапления лимонного цвета мы мало у кого еще найдем. Я думаю, зрителю надо просто прийти, полюбоваться и проникнуться этим искусством.

У него были ученики, последователи?

Какие-то ученики были, он оказал влияние на Луку Синьорелли и Мелоццо да Форли, но это не та школа, как у Леонардо, за которым ездили во Францию, сидели рядом и смотрели в рот. Кстати, выставки, которые проходили в Европе, в том же Форли, просматривали влияние Пьеро вплоть до ХХ века. Кураторы нашли его черты и в кубизме, и у Сезанна, и у других художников, особенно у итальянцев 1920-1940-х годов. Иногда мне кажется, что это несколько натянуто, а иногда нет. Пьеро — художник, которого открыли довольно поздно, так же как Боттичелли. До этого немало его вещей приписывали другим мастерам. Многие его работы остались в провинции, а до Ареццо и Сансеполькро доезжают не все. И только в середине XIX века Национальная галерея в Лондоне приобрела такие ударные вещи, как «Крещение» и «Рождество», что сделало его доступным для более широкой публики. После этого имя Пьеро зазвучало.

Биография

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро (Borgo Santo Sepolcro), в Умбрии , в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже , Лорето , Флоренции , Ареццо , Монтерки, Ферраре , Урбино , Римини , Риме , но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятелетия жизни он провел именно там.
Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции , причем освоился со стилем тамошних реалистов, приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи .
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI-XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.

Ученики

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли , и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо-да-Форли, отца Рафаэля , Джованни Санти, и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.

Произведения

«Бичевание»

После того, работая в своем родном городе, он написал масляными красками образ «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми» и пределлу к нему со сценами Страстей Господних, для местного общества della misericordia, и фреску «Воскресение Христово» в Палаццо Коммунале.

  • В г. он был призван ко двору герцога Федерико в Урбино , где, по заказу этого государя, исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).

Одна из самых загадочных картин Пьеро, напоминающая диптих по своей композиции, где в левой части сцена бичевания, а в правой трое беседующих мужчин. Существует три версии возможного сюжета, изображенного на картине. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии это сон Бл. Иеронима. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона … три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима».

  • после г. Портрет герцога Федерико Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца , его супруги.
  • ок. - гг. Алтарь Монтефельтро (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским), написан также по заказу Федериго да Монтефельтро, реквием в честь умершей жены, находится в пинакотеке Брера , Милан .

Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г.) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав её более воздушной. В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель , Св. Бернардин, Св. Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. Франциск (показывающий стигматы), Св. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов . Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь, является и эмблемой рода Монтефельтро, спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы.

Библиография

  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. - СПб: Азбука-классика, 2003. - С. 504. - ISBN 5-352-00597-6
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. - СПб:. Азбука-классика, 2004. - 672 с. ISBN 5-352-01012-0
  • Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. - М: Искусство, 1978.
  • Edited by LauraBaini. Brera. Guide to the Pinacoteca, Mondadori Electa S.p.A., Milano, 2005

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франческа, Пьеро делла" в других словарях:

    Франческа (Francesca) Пьеро делла (около 1420 1492), итальянский живописец; см. Пьеро делла Франческа … Большая советская энциклопедия

    - «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция. Триумф. Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона, галерея Уффици, Флоренция. Пьеро делла Франческа (итал. Piero della… … Википедия

    См. Пьеро делла Франческа … Энциклопедический словарь

    Франческа П. делла, см. Пьеро делла Франческа …

    Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

    - (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств - Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло д’Эсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). Эти прекрасно образованные и крайне амбициозные правители покровительствовали наукам и искусству, приглашали для осуществления своих обширных архитектурных замыслов ведущих зодчих Италии, при дворах этих князей существовали гуманистические кружки, объединявшие блестяще образованных людей, знатоков античности, философии, искусства. Видимо, Пьеро делла Франческа был вхож в эту среду, здесь мог пробудиться его интерес к теоретическим проблемам и математике, здесь он мог существенно пополнить свое образование; в частности, он свободно владел латынью, что было большой редкостью в художественной среде. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: "De prospettiva pingendi" (О перспективе в живописи) и "Libellus de quinque corporibus regolaribus" (Книга о пяти правильных телах).

Творческий путь Пьеро делла Франческа, видимо, начался в первой половине 1440-х годов, хотя первый заказ, зафиксированный в документах, относится к 1445 году; последние работы датируются серединой 1470-х годов, во второй половине этого десятилетия художник утратил зрение. Таким образом, он работал около трех десятилетий. Список работ, созданных Пьеро делла Франческа на протяжении этого тридцатилетия и дошедших до наших дней, очень невелик: он включает два больших многостворчатых алтаря, сравнительно небольшой фресковый цикл в церкви Сан Франческо в Ареццо, около десятка алтарей меньшего размера и два портрета. Правда, список работ художника, который приводит в своих "Жизнеописаниях" Джорджо Вазари примерно вдвое больше: значительная часть работ художника не сохранилась. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Видимо, Пьеро делла Франческа работал очень медленно, и в этом, вероятно, кроется один из секретов того совершенства, безупречной гармонии ритма, форм, цвета, той законченности и ясности творческого замысла, которые отличают его немногочисленные работы.

Пьеро делла Франческа - один из величайших и наиболее самобытных мастеров итальянского Раннего Возрождения. Величественный облик его персонажей, лаконизм изобразительного языка, ярко выраженное монументальное начало роднят его с такими флорентийскими мастерами, как Мазаччо. В то же время созданный им мир не находит аналогий в творчестве других мастеров Раннего Возрождения. Облик этого мира определяют законы неких совершенных форм, в наиболее чистом виде воплощенные в архитектуре - очертаниях арок, стройности колонн, согласованности, гармонии и равновесии всех элементов сложных построек.

Видимо, не случайно, что в «Мадонне делла Мизерекордиа» - центральной части многостворчатого алтаря, написанного для Братства Милосердия 1460-1462, Сансеполькро, Пинакотека), - плащ широко раскинувшей руки Мадонны, под сенью которого укрылись жители города, подобен алтарной нише, а сама Мадонна, стоящая очень прямо, увенчанная плоским диском нимба, подобна величественной колонне.

В фреске «Мария Магдалина» (1462-1464, Ареццо, Собор) статная фигура святой, чье одеяние сияет розово-красными, фисташково-зелеными, серебристо-белыми тонами, идеально вписывается в очертания иллюзорной, написанной кистью Пьеро делла Франческа, арки.

В одной из самых замечательных поздних работ художника - «Мадонна с Младенцем, святыми и заказчиком Федериго да Монтефельтро» (1472-1474, Милан, Пинакотека Брера), колоссальная алтарная ниша, на фоне которой предстают молитвенно сложившая руки Мадонна с спящим на ее коленях Младенцем, полукругом обступившие ее святые, коленопреклоненный урбинский герцог Федериго да Монтефельтро, наделена гораздо большей степенью иллюзорности, чем человеческие фигуры.

Идеальная стройность и чистота архитектурных форм, их совершенство и многообразие, гармония их пропорций нашли воплощение в облике изображенного художником «Идеального города» (ок. 1470, Урбино, Национальная галерея области Марке).

Мир Пьеро делла Франческа полон гармонического равновесия и спокойствия; персонажи художника - высокие статные женщины, величественные мужчины столь сдержанно проявляют свои эмоции, что кажутся бесстрастными. Они пребывают в неком особом, неизменном мире, где отсутствует категория быстротекущего времени, любое, даже резкое движение как бы останавливается, застывает, длится вечно. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Эта композиция - одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. Два мира и два различных по структуре пространства - отодвинутый в глубину мраморный зал дворца Пилата, где разыгрывается сцена Бичевания и реальный мир итальянского города времен Пьеро делла Франческа с уходящими в глубину зданиями и вплотную придвинутыми к зрителю, изображенными крупным планом босоногим юношей, мужчиной средних лет и тучным лысым стариком, предстают у Пьеро делла Франческа как нечто единое (весь первый план объединяет замостка темно-красным камнем, разделенная белыми полосами), и одновременно находятся в различных пространственных и временных пластах, где течение времени замедленно, остановлено. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455-1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага.

Величественный, бесстрастный мир Пьеро делла Франческа в то же время гармоничен и прекрасен, сияет весенней свежестью своих красок. Колористическое дарование художника сформировалось под влиянием его учителя Доменико Венециано, чья палитра была основана на светлых, холодных тонах; несомненное влияние на Пьеро делла Франческа оказала и живопись нидерландских мастеров. И в то же время его колористическое дарование уникально. В его картинах, написанных маслом, и во фресковых росписях господствует изысканная гамма светлых, холодных тонов - бледно-розовых, серо-голубых, жемчужно-белых, фисташково-зеленых, золотистых, лимонно-желтых, гармонично сочетающихся с более интенсивными карминно-красными, сине-голубыми, фиолетовыми. В этой палитре есть нечто от свежих и чистых красок утренней природы, объединенных холодной серебристой тональностью. Особенно изысканная красочная палитра отличает композиции, где действие разыгрывается на фоне природы. Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд.

Самой значительной работой Пьеро делла Франческа является фресковый цикл «История Животворящего Креста» (1452-1458, Ареццо, церковь Сан Франческо). Этот цикл, украсивший алтарную часть церкви, состоит из шести больших композиций, расположенных в три регистра, одна над другой, на длинных боковых стенах капеллы; ее торцовую стену украшают четыре значительно меньших композиции, расположенные по две в нижнем и среднем регистре; в верхнем регистре изображены фигуры двух пророков.

Сюжет "Истории Животворящего Креста" был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников - Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Как повествует автор этой книги, дерево, из которого был сделан крест, ставший орудием казни Христа, выросло из семени, врученного ангелом сыновьям Адама и положенного под язык праотцу человечества. Позднее дерево было срублено и использовалось как мостик через небольшой водоем перед порогом дворца царя Соломона. Посетившая Соломона царица Савская преклонила перед ним колени и возвестила его судьбу стать орудием казни Спасителя. Чтобы избежать этого, Соломон приказал закопать его в землю, но впоследствии его местонахождение было указано предателем-иудеем, и из найденного дерева сделали крест для распятия Христа. Крест был также закопан в землю, но в начале IV века н. э. был обретен первой византийской императрицей-христианкой Еленой, матерью императора Константина, которому во сне, накануне решающей битвы с его соперником язычником Максенцием, явился ангел и возвестил о грядущей победе Константина. Двумя веками позже другой христианский император - Ираклий, после победы над своим противником Хосроем, торжественно вернул Святой Крест в Иерусалим.

В росписях капеллы Святого Креста Пьеро делла Франческа не следует хронологической последовательности событий; как и в его алтарях и станковых картинах, реальное течение исторического времени не является для него определяющим. Отдельные эпизоды Золотой легенды чередуются, следуя иной логике - цельности общего решения, композиционного и ритмического равновесия, символической связи отдельных сцен. Первый эпизод - «Смерть Адама» - изображен в люнете правой стены. Ниже, в среднем регистре - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре - «Перенесение Священного Древа». Повествование продолжается в двух сценах нижнего регистра - «Благовещении» и «Сновидении императора Константина», затем возвращается на правую боковую стену, где под «Встречей царя Соломона с царицей Савской» располагается «Битва императора Константина с Максенцием». Следующий эпизод - «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». В нижнем регистре той же стены - один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой - «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием).

Столь сложная программа, построенная на символическом соответствии разновременных событий, глубинной связи между ними, не вносит во фресковый цикл Пьеро делла Франческа какого бы то ни было отвлеченного начала. Эти росписи - высшее достижение художника; присущая его творчеству величавая торжественность, поразительный дар колориста соединяются в них с непревзойденным другими мастерами XV века искусством гармонической компоновки сложнейших многофигурных композиций. Одна из лучших - «Встреча царя Соломона с царицей Савской». В этой большой композиции как единое целое предстают два эпизода - царица Савская в сопровождении своей свиты, преклоняющая колени перед переброшенным через маленький водоем мостом у входа в дворец Соломона, и собственно встреча могущественного царя и пророчицы в величественном дворцовом портике. Величественная пейзажная панорама с плавными очертаниями высоких холмов и кронами двух больших деревьев, на фоне которой предстает процессия придворных дам, сопровождающих царицу и сама царица Савская, преклонившая колени перед деревянным мостом, органично соседствует с нарядностью и стройностью дворцового портика, где царица Савская в сопровождении тех же дам, склоняется перед царем Соломоном. Неторопливая торжественность ритма сочетается с редкой даже у Пьеро делла Франческа изысканностью цветового решения, гармонией сияющих своей чистотой рубиново- и розово-красных, фисташковых, густо-синих, голубых, серебристо-белых тонов. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. Так, в одежде стоящего к нам спиной пажа, держащего под уздцы белую лошадь, художник находит гармонический аккорд бледно-сиреневого цвета камзола, ярко-голубого тона шейного платка и карминно-красного тона чулок.

Замечателен своим колористическим решением и «Сон императора Константина», где Пьеро делла Франческа с необычной для его времени живописной утонченностью передал эффект ночного освещения.

Персонажам Пьеро делла Франческа в гораздо большей мере, чем у кого-либо из художников XV века свойственно некое имперсональное начало. В то же время именно он был автором одного из самых ярких и выразительных портретов XV века - портрета урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (ок. 1465, Флоренция, Галерея Уффици). Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. Оба портрета, написанные на дереве, двусторонние - на оборотной стороне изображены их аллегорические триумфы. Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. Правитель карликового княжества с населением около восьми тысяч человек, он превратил свою столицу - маленький городок Урбино - в один из блистательных центров итальянской культуры. Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец - «город в виде дворца», как писали о нем современники. В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Во время одного из сражений он был ранен в лицо, утратил правый глаз, ударом меча была перерублена переносица. Поэтому, хотя в Италии XV века профильный портрет постепенно уступал место трехчетвертному, герцога изображали только в профиль.

Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета. Фигура герцога почти целиком заполняет поле портрета, чеканным абрисом вырисовываясь на фоне серебристо-голубого неба и далекой, как бы увиденной с высоты птичьего полета мирной пейзажной панорамы с полями, гладью вод, невысокими холмами. На этом фоне, написанном в светлой серебристой гамме, фигура герцога приобретает грандиозные масштабы, героическую значительность, а рубиново-красный цвет одеяния и головного убора-капуччо звучит особенно торжественно. Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника.

Пьеро делла Франческа оказал большое влияние на искусство Италии XV века. работая в маленьких городах Средней и Северной Италии, еще мало затронутых новыми веяниями, он способствовал утверждению здесь новых художественных принципов, формированию ренессансных живописных школ.

Ирина Смирнова

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Пьеро делла Франческа, итальянский живописец

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения . В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо , Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства . Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо , Урбино и Сан-Сеполькро. Уже в произведениях 50-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея , Лондон ; "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека , Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства. В 1452-66 Пьеро делла Франческа создал цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем древе креста". Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности, гармоничной целостности картины мира. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске "Воскресение Христа" (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах ("Рождество", около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Пьеро делла Франческа - автор 2 научных трактатов. В первом из них - "О перспективе в живописи", написанном под влиянием Л. Б. Альберти, он даёт математическую разработку приёмов перспективы; во втором - "Книжица о пяти правильных телах" - практическое решение некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии и оказало влияние на венецианскую и