Сообщение о патриотизме. Каким бывает патриотизм. Как же обстоят дела в данное время

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

Патриоти́зм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням; готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

Патриотизм - 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности; 2) принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.

Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом?

По большому счёту учение об уранополитезме строится на положении о необходимости предпочтения верующими Небесного Отечества земному.

В наиболее крайних формах уранополитизм сводится к тому, что поскольку христианин стремится в Царство Небесное, постольку не должен и даже не вправе предпочитать прочим народам и государствам свой народ, свою родную страну. При этом, подразумевается, что данное требование носит безусловный характер, покрывает все обстоятельства, распространяется на все времена.

Как умеренный, так и крайне выраженный уранополитизм опирается на слова Иисуса Христа, запрещавшего служить двум Господам (), и Его же призыв собирать сокровища на небесах (). Кроме сильным доводом в пользу уранополитизма считается предупреждение апостола Иакова, что «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (), а также прямое указание апостола Павла о том, что верующие суть странники и пришельцы на земле (). (см.: ).

Что можно на это возразить? Христианин и действительно должен думать о Царствии Божьем, и предпочитать его всем царствам мира сего. Он не должен служить «двум богам» (см.:). Однако это не означает, что живя на земле, человек не вправе испытывать особое чувство к своему народу, родному Отечеству. Речь, главным образом, здесь идёт о другом: об опасности и губительности стремления человека к земным благам в ущерб Небесным. Ведь блага мира сего часто служат для человека препятствием на пути восхождения к Богу, носят временный характер, а стремление к Небу есть стремление к вечной жизни в союзе с Богом и Его святыми, к непрестанной радости и блаженству.

Примеры заботы о близких, о родственниках, наконец, о своём народе встречаются в Священном Писании и Предании Церкви неоднократно.

Со времен Ветхого Завета Бог учил представителей израильского народа относиться друг к другу как к братьям. И это было связано не только с тем, что всех их объединяла общая вера. Ведь по закону особые отношения связывали людей даже и внутри каждого из двенадцати колен, хотя все они были призваны исповедовать одну и ту же веру.

Господь Иисус Христос показал в притче о блудном сыне, насколько трудно жить человеку, оторванному от корней, от родного дома. Здравый патриотизм как раз и подразумевает любовь к Родине как к своему дому, разве что понимаемому шире.

Любовь к своему народу, конечно же, не должна трактоваться как нелюбовь или, что хуже, ненависть к другим нациям. Кроме того патриотизм не должен сопровождаться горделивым превозношением какой-либо нации над другой. Такое превозношение способно привести к национализму или даже нацизму. В этом отношении апостол Павел дал совершенно ясную установку, сказав, что для облекшихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» ().

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами : спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Патриарх Алексий II

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.
Патриарх Кирилл

«Человек, который любит свою страну за её мощь, всегда подобен ненадёжному поклоннику, мужчине, который любит женщину за её деньги».
Гилберт Кийт Честертон

Кто такой патриот? И что такое патриотизм? Эти вопросы сейчас очень актуальны, потому что тучи сгущаются над нашей страной уже совсем явно.

Президент Путин некогда заявил, что «национальная идея России - это патриотизм». Ну, Бог с ним, что не все знакомы с русским языком и его правилами, поскольку идея (национальная) и чувство (патриотизм) - это совершенно не одно и то же. Идея не может быть чувством. Но это, как говорится, их проблемы. А наша проблема и задача - точно понимать, что такое национальная идея и что такое патриотизм, и вызывать к жизни те силы народные, которые нашу страну на её изломе, на испытании, когда возникает просто-напросто грань жизни и смерти для нашей Родины, были бы способны её от этой грани отодвинуть и уберечь.

Патриотизм - это слово, означающее любовь к Родине. При этом надо понимать, откуда это понятие взялось и что оно означает по своей сути. Любовь к ближнему, любовь к женщине - это более-менее понятно. Но сейчас не об этом.

А что такое любовь к Родине? И почему это вдруг?

На самом деле это глубокое и фундаментальное свойство живой природы. Например, когда образцы биологической жизни (по Ч.Дарвину) жили и сражались в борьбе за выживание, в борьбе за существование, то одновременно с этим стали развиваться те формы организации жизни, которые были более эффективны для её жизнеспособности. Появились стая, рой, прайд и т.д. И в том же львином прайде взрослые львы охотятся не только для собственного пропитания, но ещё и для того, чтобы накормить и немощную львицу-старуху, и молодняк, пока ещё не способный охотиться. Т.е. в львином прайде зарождаются социальные отношения (и современные научно-познавательные фильмы всё это хорошо и подробно показывают). Получается, что даже в дикой природе появилось слово «МЫ», и это слово является ключевым по отношению к слову «Я». Получается, что слово МЫ - это фактор прогресса!

Я выживу в конкурентной борьбе по всем правилам социал-дарвинизма (или современного либерализма), если Я сильнее, наглее и безнравственнее других.

Но человеческая эволюция, особенно когда к человеку пришли разум и душа, стократно усилила фактор с помощью МЫ. С появлением МЫ появился народ, появилось наше государство, появилась память о земле предков, которую наши предки защищали и которая их кормила, кормит нас и будет кормить наших детей и внуков, появилось понятие Родина. МЫ - это ключевое понятие, которое связано с коллективностью, с общинностью, с соборностью, с социальностью, с социализированностью, с социалистичностью, и абсолютно противоположно индивидуализму, либерализму, переходящему в формы фашизма, расизма, социального расизма, превосходства, конкурентоспособности всех со всеми. «Все должны быть конкурентноспособны», - объясняют нам Греф и Путин. Все борются со всеми. Человек человеку - волк! И т.п. Поэтому, патриотизм - это не просто абстрактное и неведомое чувство любви к своей Родине. И Родина - это совершенно не абстракция.

Но ведь у кого-то Родина - это мешок с долларами за плечами и счета в швейцарских банках. А они всё вокруг берёзок ходят да говорят, что «национальная идея - это патриотизм». «Не верю», - говорил Станиславский.

Ну и что же мы имеем сейчас в нашей стране? Какова ситуация с патриотизмом?

А имеем мы казённый патриотизм и угар патриотизма.

Дают, например, команду из Администрации президента - и вот нам показывают подвиги наших журналистов в Славянске под миномётным обстрелом укрофашистов. Потом отдают другую команду - и ничего этого уже не показывают. А потому что «Донбассу ничего не обещали», а потому что «есть Минские соглашения», так что «идите в Украину», да и вообще «это внутриукраинский вопрос», да и «Россия не сторона конфликта». Всё! Ничего не показывают, никакого патриотизма не стало, никакого Русского мира не осталось. Куда он вдруг делся? А его и не было. Не было никакого Русского мира, никакой Русской идеи и никакого патриотизма. Мешки с деньгами и телевизор - есть, а русской идеи и патриотизма никакого ТАМ нет.

Вот мы сейчас «Исканде́ры» везём туда, «Исканде́ры» везём сюда, система «Бастион» там-то, мы объявляем, что у нас новые бомбардировщики, новые ракеты и т. д., грозим тем, грозим этим - грозим, якобы защищая нашу Родину. А что в итоге мы защищаем? Некую группку, контролирующую 70% богатств страны и сложившую эти богатства себе в карманы? Их замороженные в Швейцариях счета?

А в это время остальное население беднеет, а кто-то уже и нищенствует, общество расслаивается, страна деградирует. Зато бушует угар и казённый патриотизм - «голосуйте за правящую партию», «голосуйте за действующее руководство страны», «видите, как они бьются со злобным Западом за то, чтобы нашу страну, нашу Родину защитить». Да за карманы свои они бьются! За счета в швейцарских и прочих банках они бьются! За свою недвижимость в виде дворцов они бьются! За оффшоры, куда они сотни миллиардов долларов вывезли, украв их у российского народа, у российского государства, у Родины нашей, они бьются! А обставляется дело так, что они, оказывается, патриоты, у них, оказывается, патриотизм.

Есть вопрос и о совместимости патриотизма с центральной идеологией правящей верхушки в нашей стране. На самом деле, есть всего три идеологии в мире и в природе человечества: либерализм, социализм (коммунизм) и фашизм. Так какая из этих трёх идеологий характерна для правящего клана в руководстве нашей страны? Ну, очевидно, что либерализм. Который потихоньку начинает трансформироваться в фашизм. И это кто-то хочет совместить с патриотизмом?

Либерализм - это Я. Я - индивидуалист, Я - конкурентоспособен, Я - сильный, Я всех победю и мне будет хорошо.

Патриотизм - это МЫ. МЫ - семья, МЫ - народ, МЫ поможем и не очень сильному, МЫ поддержим его. МЫ - это противоположность либерализма. Либерализм с патриотизмом несовместимы! Но есть и ещё вопрос. А совместим ли патриотизм с политической оппозицией? Нам говорят: «Что?! Вы против Путина? Так он же Крым присоединил! Так вы же не патриоты! Вы должны Путина поддерживать». «А заодно с ним надо поддерживать и его назначенцев: Медведева, Сердюкова, Силуанова, Кудрина, Набиуллину, т. е. всех тех, кто на самом деле страну уничтожает?» - хочется спросить в ответ. Так в чём патриотизм? Патриотизм не в том, чтобы чиновников поддерживать, и особенно тогда, когда на них тратятся миллиарды рублей. Именно так - объёмы грантов из Администрации президента на поддержку политических «штанов» составляют миллиарды рублей. И тут даже не овечью шкуру на волчью морду натягивают, тут другие слова напрашиваются.

Так вот, политическая оппозиция выдвигает обвинение путинизму - в том, как убивают нашу страну, в либерализме, в демонетизации экономики, в деформации и деградации культуры, науки, образования, здравоохранения в нашей стране, уродовании душ наших детей (и не только детей) в коммерциализированном кинематографе и других пропагандистских промывочных институтах и процедурах.

Настоящий патриотизм сейчас заключается, на самом деле, в осмысленной политической оппозиции путинизму и президенту Путину, ко всем его назначенцам, политическому режиму, их практике и результатам этой практики.

Я бы ещё соотнёс понятие настоящего патриотизма (который всегда был и всегда будет, и особенно в нашей русской российской версии) с, уж простите, умственной неполноценностью. С простотой какой-то запредельной. Приходится сталкиваться ну с таким жутким примитивом, ну с такой убогостью, ну с такими нелепостями, ну с таким попросту идиотизмом. И всё это под знаменем патриотизма. Причем высокие слова, высокие и важные ценности опускаются по формуле «простота хуже воровства» ниже плинтуса. «Советский Союз существует: вот Президиум СССР, вот главнокомандующий, вот президент». Причём уже и не одна версия Советского Союза на сегодняшний день существует. Так заявляя это утверждается, что нынешней нашей с вами России не существует? Той России, в которой надо строить власть в интересах народа? «Нет, - они говорят, - надо, чтобы все признали существование СССР». Где он есть, СССР, кроме как в воображении этих искренних, в принципе, людей? Но ведь настоящий патриотизм, профессиональный патриотизм, способность спасти и оздоровить нашу Родину, с одной стороны, и «простота», с другой стороны, - несовместимы.

Я - за патриотизм. За настоящий патриотизм.

Надо видеть и понимать, в какое болото нас заводят, используя это святое слово. Причём не только по причине нашей умственной неполноценности, что, конечно же, не соответствует действительности, но ещё и по причине очень высокого профессионализма противников нашего Отечества - как раз тех, кто слово патриотизм применяет не к нашей стране, а к другим государствам, откуда они получают и бабло, и виды на жительство, и гарантии, и задания. И из которых их ещё и проверяют, и контролируют, и пальчиком грозят. Таковы реалии нашей жизни. Их понимать надо.

admin

Патриотизм — высшее нравственное чувство. Выражается в искренней любви к Родине, своему народу, семье и близким. За прошедшие столетия истинные патриоты доказывали всему миру чистоту самосознания в этом аспекте. В истории народа действия, вызванные патриотической идеей, отражены как самопожертвования во благо общества. Характер патриота непоколебим и тверд.

Положительные моральные черты характера формируются обществом и поведением человека. Воспитание, историческая грамотность и духовные ценности влияют на формирование патриотизма.

Три составляющих этого чувства:

Ментальность.
История народа, страны.
Точное знание национальных обрядов, культуры и языка.

С давних времен идея патриотизма трактовалась как необъяснимое обобщенное поведение, основанное на нравственных понятиях.

Позитивное чувство патриотизма

Позитивное чувство патриотизма человека связано с государством, народностью и регионом.

Говоря о позитиве в чувстве патриотизма, стоит заметить что масштабы этого морального устоя разные. На уровне целого государства настоящий патриотизм не возможен без сплоченного, справедливого общества. Оно обязано знать, что на нем будущее, судьба родины и воспитание юного поколения.

Народная любовь к стране не в высказываниях, меценатстве и соблюдении всех законов. Это интерес к фольклору, ведущей религии и личностям, изменившим жизнь всех к лучшему.

На примере мировых войн, связанных с Российской Империей. Можно отчетливо увидеть сплоченность настоящих граждан. Именно позитивные чувства дают такой результат. И не важным становится положение в обществе, когда идут военные действия затяжного характера. Люди, понимающие все без слов на подсознательном уровне, становятся одной большой семьей. Где в почете уважение к возрасту, воспитание крепкого молодого поколения.

Хороший уровень патриотизма задают в высших военных учебных заведениях. Офицерская элита любой страны без чести и уважения к истории государства не имеет смысла.

Простой человек, занимающийся трудом во благо родного края, без позитивного чувства патриотизма не способен на благие дела. Такое состояние определяют к гражданскому патриотизму. Правильное общество, воспитанное на традициях, дает шанс передавать знания через поколения, сохранять чистоту и благородство нации. В труде, ремесле и науке без хорошей нравственной школы делать нечего.

Воспитать позитивное отношение в человеке нужно как можно раньше. Для этого созданы образовательные системы. Они дают основу к волевому патриотическому мышлению. С возрастом, несмотря на экономическую ситуацию в годном регионе, здравомыслящие патриоты не занимаются поиском лучше доли на стороне. Это несколько малодушный этап для них.

Чувство патриотизма, как одно из самых светлых в жизни, содержит в себе переживания нравственного характера. То есть, меняя родную область, страну на более комфортную по уровню жизни, человек оставляет в качестве «разменной монеты» духовность по отношению к природе и людям. В век финансовых ценностей это не имеет достаточной степени важности для большого круга людей, заинтересованных в навязанной культуры. Однако, не зная родной речи, не прочувствовать чужую. Общества, не принимающие всех, кто стремится к лучшей доле за чужой счет, сохранят только позитивное и настоящее отношение к патриотизму для своих потомков.

Негативное чувство патриотизма

Это чувство называют антипатриотизмом. Полна противоположность благородному, устоявшемуся чувству.

Может быть вызван реакцией человека или общества на изменение условий существования. Экономическими последствиями, миграцией или эмиграцией. При попадании человека в непривычный, нестабильный социум негативное чувство патриотизма проистекает из неприятия культуры чужой общности.

Встречается нередко полное отрицание духовных родных ценностей. В таком случае традиции, культура речи и отношения к обществу негативные. Человек, группа людей отрицают данные родными моральные ценности и с максимализмом пропагандируют устои удобные, модные на данный момент.

В современной истории отчетливо прослеживается подмена ценностей российского общества на космополитизм. В этом историческом цикле было наглядно показано как пробуждаются антирелигиозные, пропагандистские зачатки разума. Люди, добровольно-принудительно отказывались от родных семей, собственности посвящали себя ложным намерениям. Такое поведение в массах людей вызвано не только на антипатриотизме, но и отрицании духовных чувств. Гуманность общества по отношению к иным в таком виде — минимальная. Она устанавливается не на справедливом восприятии, а на пропагандном настрое определенных слоев общества.

Достаточно большой уровень негатива в контрпатриотизме. Это чувство основано на идеальном представлении родной страны, общей нации. Еще ошибочно называют национализмом. По сути, национализм не провоцирует к действию в отношении других национальностей. Наоборот, опираясь на культуру, основы и духовность, несет в себе любовь только к своей родине и нравственным ценностям.

Итог

Подсознательно, каждый человек имеет гражданскую позицию, которую стоит поддерживать как личное мнение по вопросу любви к ближнему. Для позитивного ключа в отношениях между людьми в обществе будьте искренними с самим собой и близкими. Настоящий патриот не занимается пропагандой своих идеалов. Он личным примером демонстрирует, как следует относиться к родине, религии и традициям. Соблюдая это, любое общество заслужит уважение!

30 марта 2014

Патриотизм прививается человеку почти с младенческих лет. Этой теме посвящается много часов в школьной программе, на вузовских лекциях. Во Союза тема патриотизма рассматривалась гораздо активнее, чем сейчас. Воспитание патриота являлось одной из первоочередных задач для партии и правительства.

Однозначно определить на вопрос о том, что такое патриотизм, невозможно. Но без него просто терялся смысл существования такой мощной державы, как Советский Союз. Вся сила страны держалась в основном на патриотизме преданных людей.

Владимир Даль в своём словаре дает определение: "Патриот - это любитель Отечества, человек, который свято оберегает интересы своей страны". Одним словом, патриотизм - и ко всему, что с ней связано. Это может быть не только защита интересов и безопасности своей страны, но и бережное отношение к государственным ценностям, сохранение природных запасов и чистоты экологической обстановки. Для кого-то это государственный язык и литература, исторические ценности и так далее.

Что такое патриотизм сегодня? Современные определения несколько отличаются от советских. Это также любовь к своей стране как к месту своего рождения, где находятся корни, уважение традиций своего народа, болезненное переживание происходящих катаклизмов, даже

Помимо любви к Отечеству и к своим предкам, патриотизм проявляется в деятельности человека, которая направлена на укрепление и развитие страны. Это - непримиримая борьба с людьми, которые наносят явный вред благу державы. Это могут быть отдельные личности или целые коллективы. Они осуществляют свою деятельность, не задумываясь о вреде, который наносят, о том, что своими разговорами сеют вражду.

Можно ли назвать патриотами людей, которые на глазах у миллионов устраивают драки или словесные перепалки на телевидении? Русский патриотизм, наверное, несколько иное понятие обрёл в современном мире. Иначе, как можно назвать патриотами политиков, которые, придя к власти, решают в основном только свои собственные проблемы? Как можно назвать патриотами молодых людей, которые всякими путями стараются уклониться от службы в армии?

Много можно привести примеров, но как бы там ни было, патриотизм все-таки есть! И патриотов в России множество. Людей, которые любят свою страну и стремятся к её процветанию. И сам патриотизм - это такое чувство, которое невозможно уничтожить, оно просто неистребимо, оно воспитывается в каждой семье и передаётся из поколения в поколение.

Нельзя не вспомнить о русском, советском патриотизме в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь он проявился с небывалой силой, именно поступки советских воинов убедительно объясняют, что такое патриотизм. Как и во все тяжёлые времена, в годы войны патриотизм объединяет людей, придаёт им силу и веру в прекрасное будущее своей страны, в победу.

Но патриотизм - это и духовный потенциал. Поэтому возрождение веры является одной из важнейших задач. Это совокупность идей, и моральных качеств как каждого в отдельности, так и страны в целом.

Становится понятно, что патриотизм переживал разные периоды. Это были моменты спада и моменты возрождения с новой, более мощной силой. Такому возрождению всегда предшествовали какие-то тяжёлые для страны моменты, когда люди, воодушевлённые патриотизмом, объединялись для восстановления и сохранения государственных ценностей. Были времена, когда в стране наблюдалась массовая эмиграция. Но что поделаешь, если человек не нужен был своей стране. Проблемы и тяжёлые ситуации он должен был решать самостоятельно, но это вовсе не означало, не являлся патриотом своей Родины. Так сложились обстоятельства. Может, это был единственный способ выжить самому и не дать погибнуть своим близким.

Но сегодня можно наблюдать тенденцию к возвращению на Родину бывших эмигрантов. Не патриотизм ли это? Именно так! Поэтому когда встаёт вопрос о том, что такое патриотизм, дать ответ каким-либо одним определением невозможно. Это довольно обширная и крайне необходимая тема.