Концерт Kraftwerk в Кремле превзошел все ожидания

В Москве и Петербурге в феврале выступит легендарная немецкая группа Kraftwerk, которую считают основоположником электронной музыки. Вслед за музыкантами в Россию приехал их преданный фанат Пол Уилкинсон, посетивший 184 концерта коллектива. Издание TJournal расспросило отчаянного 46-летнего британца, не надоедают ли ему одни и те же треки, какие выступления были самыми интересными и как удается сочетать разъезды с работой.

Уилкинсон работает на железной дороге: следит за тем, чтобы в поездах хорошо обслуживали клиентов и работала билетная система. Примерно тогда же, когда он получил эту работу, он расстался с девушкой, так что семьи у него нет и он «наслаждается жизнью в одиночестве». Некоторые коллеги не понимают, зачем Уилкинсону столько раз смотреть на Kraftwerk, но друзья не удивляются его пристрастиям.

«У меня хорошо оплачиваемая работа и нормальное время для отдыха. Чтобы накопить на тур, мне нужно более пяти месяцев, включая сверхурочную работу. Если бы я этого не делал, у меня никаких путешествий бы не было».

О музыкальных вкусах:

«Я большой любитель музыки, в особенности 1980-х годов и с использованием синтезатора. Кроме Kraftwerk, нравится Heaven 17 и The Human League. Как услышал Sound of the Crowd от The Human League, так сразу заинтересовался электронной музыкой».

О начале любви:

«Это было воскресенье, май 1981 года, мне было девять лет. Я слушал чарт с синглами и под номером 39 оказалась песня Pocket Calculator - тогда я впервые услышал Kraftwerk. Я сказал: «Это будущее музыки, и я хочу быть ее частью». Тот момент навсегда изменил мою жизнь. Меня так зацепило, что я купил все, что они выпускали ранее, и стал слушать. Прошло столько лет, и я до сих пор наслаждаюсь их музыкой так, будто бы мне все еще девять».

О необычных концертах группы:

«В последние годы группа снова стала устраивать туры и много играть вживую. Я этим пользуюсь. Они часто играют в невероятных местах вроде Современной галереи Тейт в Лондоне, похожем на лодку здании Louis Vuitton в Париже, Новой национальной галереи в Берлине, Тур де Франс в Утрехте и Дюссельдорфе, кинотеатре 1940-х в Эссене или музея Гуггенхейма в Бильбао. Все эти концерты я сам посещал. Когда едешь в туры, всегда заодно видишь много достопримечательностей».

Поклонник Kraftwerk особенно хотел увидеть их в России и Греции, и в этом февральско-мартовском туре музыканты как раз выступают в Москве, Петербурге и Афинах. «Сейчас я собрался посетить февральско-мартовский тур, который стартует в России и продолжится в таких городах, как Хельсинки, Таллин, Будапешт, Белград, Бухарест и Афины. В Сараево я не поеду».

«От того, где Kraftwerk играет, зависит, получу ли я отгул на работе и смогу ли себе это позволить. В 2015 году я начал посещать полные туры, что ранее для меня было только мечтой. Но тогда я устроился на работу получше, и благодаря ей у меня есть и время, и деньги на это. В 2015 году я посетил весь ноябрьско-декабрьский тур, который состоял из 27 концертов. Всего за тот год я был на 56 шоу. В 2016 году я сходил на 18 концертов, в 2017-м - на 33, включая весь тур по Великобритании и Ирландии».

Он готовился к этому туру пять месяцев: решал, как будет перебираться из города в город, бронировал отели, покупал билеты, отпрашивался с работы, смотрел, как добираться от жилья до места проведения концерта. «В отличие от групп, я должен организовать все себе сам. Какого-нибудь тур-менеджера у меня нет». В туре ему понадобилось много одежды, как теплой, так и легкой: «В чемодане у меня все подряд, ведь тур развернется от холодной России до жаркой Греции».

Каждый тур обходится Уилкинсону больше чем в 1000 фунтов (81 тысяча рублей), но траты бывают и намного больше. Британец старается экономить, но это может быть утомительно. На гастролях он общается с другими поклонниками Kraftwerk: сообщество координируется через соцсети.

«К примеру, я знаю, что в Москву приедет как минимум шесть фанов из Англии, один из Германии и один из Японии. Во время тура, особенно в Будапеште, к нам присоединится еще больше людей. Я могу путешествовать и один, но так я встречаю людей, которых я как будто бы уже знаю. Так что мы быстро становимся друзьями».

О лучшем концерте:

«На мой взгляд, Kraftwerk дали лучший концерт в 2009 году, на велодроме в Манчестере. Они выступили прямо во время Тур де Франс, пока велосипедисты ехали по треку. Было около трех тысяч человек, но шум и энергия превращали все это в 20 тысяч. Я никогда не был на подобном концерте ни одной группы - ни до, ни после. На втором месте мой самый первый концерт Kraftwerk, 12 июля 1991 года. Тогда по-настоящему мои детские мечты сбылись».

«Вообще, я раньше мечтал посетить очень много мест, и благодаря турам у меня это получилось. Я увидел Альпы из Франции и Швейцарии, Колизей в Риме и площадь Микеланджело во Флоренции. Прогулялся по крыше концертного зала в Осло, прокатился на лодке по Сене в Амстердаме. Хороших городов так много, я люблю Рим и Флоренцию. Не люблю Марсель, нахожу его грязным и страшным».

О надоедании:

«Меня очень часто об этом спрашивают. Если бы мне надоело, я бы просто перестал это делать. Сейчас я живу мечтой видеть концерты моей любимой группы, посещая классные города и страны. Вот что мне не нравится, так это ситуация с сет-листами. Мне хочется, чтобы они чаще обновлялись, но большинство аудитории могло не видеть Kraftwerk раньше или ходить на нее не так часто. Но это тоже клево, ведь заядлые фанаты на концертах слушают разные версии одних и тех же треков».

Концерт группы Kraftwerk придётся по душе тем, кто любит классику мировой электронной музыки. Эта программа подарит им встречу с легендой и её новым и необычным шоу-проектом.

Данный коллектив из Германии за годы своей активности уже успел отойти к разряду культовых. Но при этом с годами интерес к его творчеству не ослабевает. Ведь эти музыканты во многом опережали время. А потому и сейчас в актуальности их творчества не стоит сомневаться. Удивительно, но ныне легендарный проект стал одним из первых на земном шаре, кто начал активно использовать компьютеры в своём творчестве. Но в 1970 году музыканты из Дюссельдорфа вряд ли могли себе представить, во что выльются их смелые эксперименты. За годы творчества они успели поработать в немалом числе музыкальных жанров и направлений от экспериментальной музыки до синти-попа и даже хип-хопа. Первые релизы не принесли данной команде ощутимого успеха. А купить билеты на концерт группы Kraftwerk немецкие, а затем - и мировые меломаны начали лишь после 1974 года. Именно тогда увидела свет пластинка «Autobahn». Она содержала довольно длинные и не очень простые для понимания рядовыми слушателями композиции. Но данный релиз стал прорывом на тогдашней мировой и европейской сцене, так ранее никто ничего подобного не делал. Кроме того, он показал подлинные безграничные возможности компьютеров и электронных музыкальных инструментов и устройств. С ростом технического прогресса начали активно увеличиваться и возможности этих ставших популярными немцев. С каждым релизом их музыка становилась более простой и рассчитанной на массовую публику. К концу 70-х годов проект стал знаменитым на всём земном шаре. А в последующем десятилетии он стал всё реже радовать поклонников своими релизами. А его слава начала заметно убывать. Но это обстоятельство ничуть не помешало музыкантами стать подлинными легендами мировой электронной музыки. Кроме того, коллектив Крафтверк оказал существенное влияние на творчество музыкантов и команд последующих поколений. Его влияние прослеживается и в работах некоторых современных исполнителей.

Несмотря ни на что, и сегодня легендарная группа продолжает свою концертную деятельность и имеет немало поклонников по всему миру. Есть такие фанаты и в России. Они уже имели возможность видеть вживую прославленную команду. А скоро она планирует снова выступить в Москве, где покажет новое шоу с использованием передовых 3D-технологий.

Первый, и пока единственный, раз знаменитая немецкая группа Kraftwerk дала два концерта в Москве и Санкт-Петербурге в 2004 году. Спустя 14 лет группа возвращается. На этот раз со своим 3D-шоу, которое будет продемонстрировано 11 февраля в Санкт-Петербурге в спорткомлексе «Юбилейном» и 13 февраля в Кремлевском дворце в Москве. Что из себя представляет этот концерт сами музыканты не рассказывают, но Mixmag Russia проанализировал реакцию очевидцев и попытался понять — чего ждать.

Семидесятилетие Геннадия Заволокина, бенефис Тамары Гвердцители, трехмерный концерт Kraftwerk. Февральская афиша Государственного Кремлевского Дворца выглядит довольно парадоксально, но в то же время — абсолютно логично.

Kraftwerk, некогда одна из самых прогрессивных электронных групп, не выпускала ничего нового с 2003 года (несмотря на обещания). 3D-концерты они играют с 2009-го, а нынешняя ретроспективная одиссея, основанная на главных восьми альбомах, продолжается уже шестой год. В 2017-м вышел бокс-сет «3D (Der Katalog)» — аудиодокументация последних концертов (даже без зрительских шумов), за которую Kraftwerk недавно в номинации «Лучший танцевальный / электронный альбом». Их двухчасовое путешествие по дискографии с едва переработанными версиями старых песен настолько предсказуемо, что посмотреть в будущее и заранее восстановить его можно по уже существующим, практически идентичным, рецензиям на концерты из той же серии и материалам с ютьюба и инстаграма. Что это такое — ленивый старческий чес или продолжение воплощения идеи великой механистичности?

Kraftwerk, напрямую повлиявшим на формирование жанров от техно до хип-хопа, давно не нужно никому ничего доказывать. За ними ездят по всему миру — известно о человеке , утверждающем, что посетил 185 их концертов. Билеты в партер на петербургское выступление почти распроданы. Общим местом стало сравнивать значимость Kraftwerk с The Beatles. Бьорк очень хорошо описала их музыку как «очень холодную, но в то же время очень, очень теплую». Их семплировали Madonna и New Order, к ним отсылали Coldplay и Дэвид Боуи. В то же время Kraftwerk безразличны и чужие мнения, и чужие вопросы. От разговоров с журналистами группа чаще отказывается, хотя для РИА Новости единственный оригинальный участник Ральф Хюттер сделал исключение, дав довольно комичное, как будто написанное роботом, интервью .

Выглядит их концерт неизменно так. Четверо мужчин в неопреновых светоотражающих костюмах стоят за консолями практически не двигаясь и не разговаривая ни друг с другом, ни с публикой. Что они там делают — играют в тетрис или выбирают продукты в «Утконосе»?


На этом видео можно попробовать понять

Все это время на экране демонстрируются напрямую соответствующие и так незатейливому смыслу треков визуалы. Автобан — значит, автобан.


Очевидцы в бумажных 3D-очках хором выделяют летающую тарелку, проносящуюся над головами во время «Spacelab».


Прилетит прямо в вас

Запрограммированность, бесстрастность, дотошность — то, что Kraftwerk пестовали еще сорок лет назад и то, благодаря чему они победили. Неудивительно, что, найдя для себя и поклонников идеальную концертную форму, они продолжают показать ее, как отлаженный суперкомпьютер, всему миру.


Так выглядит публика

В то же время Kraftwerk всегда стремились поженить робота и человека, высший разум и неподдельное чувство. Что можно ощутить на их концерте? Это не бездушие, но тотальная отстраненность, которая соединяется с вызываемым 3D-аттракционом эффектом погруженности. Это ода первичности и в то же время бессмысленности современных технологий — они, как выразился Хютер в одном интервью о твиттере, «очень банальны и несут слишком много глупости». Это иллюзия и напоминание о том, что радиоволны, аэродинамика, техно-поп и компьютерная любовь среди нас, что они важны не меньше, чем грядущее терраформирование Марса. А оно обязательно случится — уж в этом после концерта сомневаться не приходится.

Вступление
Kraftwerk – та группа, которую можно представить без особых распинаний. Пионеры электронной музыки, революционеры поп-сцены, электробоги, люди-роботы – пожалуй, именно такие ассоциации в первую очередь возникают при упоминании имени этого культового немецкого квартета. Но так ли много мы действительно знаем о Kraftwerk? Сложно ответить на этот вопрос однозначно, но факт остаётся фактом – все официальные 45 лет своего существования (а фактически – немногим даже больше) легендарный коллектив из Дюссельдорфа был и остаётся одной из самых закрытых групп в мире, история которой до сих пор в какой-то мере окутана тайной и вызывает много вопросов, а отвечать на эти вопросы музыканты не очень-то торопятся. В конце 90-х после долгих лет затишья и единичных концертов музыканты, наконец, вышли из небытия и начали активную студийную и гастрольную деятельность. Выпущенный в 2003 году альбом “Tour De France Soundtracks” и последовавший за ним мировой тур показали, что Kraftwerk по-прежнему в строю и всё ещё невероятно популярны. Ошеломительный успех выступлений вдохновил группу на дальнейшее совершенствование своей концертной деятельности. Вслед за переизданием в 2009 году восьми студийных альбомов, от “Autobahn” до “Tour De France Soundtracks”, под общим названием “Der Katalog”, группа перешла к принципиально новому формату выступлений – концертам в формате 3D, которые смело можно назвать феноменально инновационными шоу.

Kraftwerk XXI века
Что есть Kraftwerk сейчас? Всё что угодно, но только не группа в привычном понимании. Скорее, это имя, брэнд, явление, концепция, если хотите. И в первую очередь – это олицетворение конкретного человека – Ральфа Хюттера. Некоторые журналисты даже в шутку называют сегодняшний Kraftwerk словом “Ralfwerk”, подчёркивая тем самым, что все определяющие решения в группе теперь принимает только один человек – господин Хюттер. После того, как в 2009 году коллектив покинул один из его основателей, Флориан Шнайдер, Ральф остался единственным “роботом” из оригинального состава группы. Да, это по-прежнему квартет, но уже совсем с другими участниками. Помимо Ральфа, Kraftwerk сегодня – это Хеннинг Шмитц, Фриц Хильперт и Фальк Гриффенхаген. И если Хеннига и Фрица сейчас уже уверенно можно назвать полноправными членами коллектива (в составе проекта они уже около 20 лет), то Фальк примкнул к Kraftwerk лишь в 2012 году, заменив Стефана Пфаффе, отвечавшего в группе за программирование визуальных эффектов. Итак, как видно, группа живёт и здравствует. Так где же новые песни и новый альбом? Пожалуй, сейчас этот вопрос среди фанатов актуален как никогда. Думается, тут всё просто. Kraftwerk обессмертили своё имя ещё 30 лет назад и давно сказали своё веское слово в истории мировой музыки. Зачем изобретать велосипед, если можно эксплуатировать материал прошлых лет, разъезжая с концертами и зарабатывая баснословные гонорары? Возможно, альбом мы всё-таки когда-нибудь услышим. По крайней мере, есть сведения, что контракт на выпуск диска Kraftwerk якобы подписали ещё в 2009 году с лейблом “EMI Elektrola”. Но пока что слухи о выходе альбома так и остаются слухами.

Последние три года в истории Kraftwerk – не что иное, как череда бесконечных гастролей в разных уголках нашей планеты, где особую ценность представляют 3D концерты в рамках программы “The Catalogue 1 2 3 4 5 7 8”. Суть “Каталога” в том, что Kraftwerk дают восемь концертов подряд в каком-либо городе, каждый день играя только один из своих восьми классических альбомов, и, разумеется, разбавляя шоу основными хитами. Именно на выступление такого формата и было решено отправиться в Копенгаген. Какой ажиотаж творится вокруг концертов немецкого квартета, мне стало понятно уже на стадии покупки билетов. Зайдя на сайт спустя всего четыре часа с момента старта продаж, я увидел, как покупка билетиков на самые популярные шоу типа “Autobahn” и “The Man Machine ” оказалась уже недоступной, на другие же концерты самые козырные места были оперативно раскуплены. Более-менее неохваченным оставался “Technopop”, что было совсем не удивительным – этот альбом (первоначально выпущенный в 1986 году под названием “Elektric Café”) считается наименее успешным в дискографии групп. “Эх, была – не была”, - подумал я и, ткнув на экране монитора на свободное место в восьмом ряду партера, получил таки заветный пропуск на “Technopop”. Любопытно, что билет оказался вовсе не электронным. Спустя какое-то время я обнаружил в своём почтовом ящике конверт, внутри которого находился красочный билетик, где помимо прочего были напечатаны мои имя и фамилия. Так почему же всё-таки Копенгаген? Честно говоря, надежда на то, что Kraftwerk когда-нибудь вновь доберутся до России, тает у меня с каждым годом. А если добавить к этому, что Ральфу Хюттеру в 2015 году исполнится 69 лет, то неизвестно, как долго группа ещё будет продолжать гастролировать. Поэтому пришлось рискнуть и отправиться на три дня в датское королевство, где прежде я никогда не бывал, и на три дня из Футуриста превратиться в обычного туриста, но с чётко определённой музыкальной миссией.

Копенгаген
По опыту прошлых своих отчётов знаю, что многим посетителям интересно ознакомиться не только с рассказом о самом концерте, но и с заметками о городе. Поэтому позволю в этот раз уделить немузыкальной части репортажа немного больше слов, чем обычно. Если же кому-то это не интересно вовсе, прошу переходить сразу к концертному повествованию. Если верить всяким рейтингам, Копенгаген входит в десятку самых комфортных городов мира наряду с Веной, Цюрихом, новозеландским Оклендом и некоторыми другими (в то время как Москва занимает в этом списке лишь 167-е место). Не знаю, насколько всё это правда, но пребывание в датской столице вызвало у меня действительно приятное чувство умиротворения и при этом за три дня не возникло никаких неприятных ассоциаций с суетой мегаполиса. Но говорить о стопроцентном комфорте с моей стороны было бы лукавством. Самое некомфортное, что тут есть – это, конечно же, цены. Абсолютно на всё. Помня о своей прошлогодней поездке в Швецию, я уже готовился к тому, что придётся затянуть пояс потуже. В реальности же всё было ещё хуже – ценники оказались сущим адом. Не буду перечислять весь прейскурант, приведу лишь один пример – разовая поездка на метро тут стоит 236 рублей. Неудивительно, почему Копенгаген по праву считается велосипедной столицей Европы. С такими поездками в общественном транспорте сыт точно не будешь. А на велике пусть и сердито, зато дешёво, да ещё и для здоровья полезно. Метрополитен в Копенгагене, кстати – один из самых молодых и современных на территории Старого Света. Поезда тут управляются компьютерами, так что при желании можно расположиться на сиденье у лобового стекла и вообразить себя настоящим машинистом. Как и в Швеции, в датском королевстве повсеместно распространён безналичный расчёт. В этот раз было решено провести эксперимент – не снимать наличные, не прибегать к услугам обменников, а использовать только банковскую карту. Но в первый же день эта затея с треском провалилась. Когда к вечеру моё изголодавшееся тело захотело быстрого перекуса, попавшийся на глаза ларёк с хот-догами был как нельзя кстати. Однако к оплате там принимались только наличные или же датские карты. Деваться было некуда – пришлось тащиться к банкомату.
Дания – самое старое королевство Европы с большим культурным и архитектурным наследием. Центр Копенгагена – настоящий рай для туриста. Королевские дворцы, замки, парки, музеи, – всё это при желании можно внимательно и скрупулёзно изучать и осматривать, зависнув в столице минимум на парку-тройку дней. У меня же был режим цейтнота, так что времени хватило лишь на пешеходные прогулки по центру городу и беглому ознакомлению с основными достопримечательностями. Из того, что запомнилось больше всего - это, в первую очередь, набережная Нюхавн с её пряничными домиками всех цветов радуги (а ведь когда-то это был неблагополучный район борделей и дешёвых гостиниц), и, конечно же, самый узнаваемый и главный символ Копенгагена – статуя Русалочки. Наверное, нигде в датской столице нет такого скопления туристов, как у этой знаменитой скульптуры. Тем не менее, каким-то чудом я умудрился сделать селфи на фоне статуи таким образом, чтобы в кадр в очередной раз не попала рука какого-нибудь горе-туриста, хватающего бедную Русалочку за грудь и прочие части “тела”.
Отдельного упоминания заслуживает Христиания – свободный и непризнанный город-государство прямо в центре Копенгагена, населённый хиппи, растаманами и прочими маргинальными личностями. Здесь действуют свои законы и правила, есть свои магазины, кафе и рынки, а прямо на улицах можно купить лёгкие наркотики. Запах марихуаны и гашиша меня буквально преследовал, пока я перемещался по этому диковинному кварталу. Забавно, что при выходе из Христиании можно прочитать надпись “Теперь вы входите на территорию Евросоюза”. Вот так вот быстро, безболезненно и, главное, без всяких там виз, можно пересечь границу еврозоны, не покидая центра датской столицы. Единственное ограничение – в Христиании запрещена фотосъёмка. Исторический центр – не единственное место, которое стоит посетить в Копенгагене. Есть тут раздолье не только любителям старины, но и всяким там урбанистам-футуристам. Поселился я на окраине датской столицы в районе Эрестад. И хотя до центра приходилось добираться на метро, о своём выборе я не пожалел ни разу. Дело в том, что Эрестад считается одним лучших спальных районов в мире. В этом ультрасовременном месте нет ни одного одинакового здания. Каждое строение – прекрасный образец современной архитектуры. В домах, похожих на гигантские аквариумы, не принято застеклять балконы, а широкие окна от пола до потолка никто не занавешивает (такое же явление, кстати, можно наблюдать в Швеции и Голландии). Не знаю, насколько это имеет отношение именно к Дании, но где-то доводилось слышать, что такая традиция пришла из далёкого прошлого. Когда моряки уходили в плавание, их жёнам запрещалось зашторивать окна, чтобы соседи могли видеть, что благоверная не изменяет своему суженому, который отправился в дальнее странствие. Но, думаю, отсутствию штор на окнах есть и куда более логичное объяснение: датчане – нация открытая, и, по их мнению, всё, что они честно заработали, не должно быть скрыто от людей.

Концертный зал
В Эрестаде же находится и Danish Radio Koncerthuset (DR Concert Hall, т.е. концертный зал Датского радио) – именно в этом концертном зале проходила серия 3D выступлений Kraftwerk. Доподлинно известно, что на строительство Koncerthuset было потрачено 226 миллионов евро, и на сегодняшний день это самый дорогой в мире (!) музыкально-концертный комплекс. Здание впечатляет своим дизайном. Оно имеет прозрачные стены, и из-за меняющегося направления солнечных лучей в разные часы суток выглядит по-разному. Особенно эффектно DR Concert Hall смотрится вечером, когда начинает светиться в темноте голубыми огнями. Верхняя часть здания – это гигантский дисплей, а внизу, сквозь стеклянные стены можно видеть разноцветные светильники фойе. Чтобы попасть на концерт, одного билета было недостаточно. Обязательным требованием являлось предъявление удостоверения личности (т.к. билеты, напомню, были именными), о чём всех посетителей заблаговременно предупредили рассылкой по электронной почте. Благополучно пройдя контроль, я оказался в многолюдном фойе, где шла бойкая торговля пивом, лёгкими закусками и, конечно же, мерчем. К огромному разочарованию, прилавок с мерчендайзом принимал только наличные, так что ни футболки, ни плаката, ни красочного фотоальбома мне не досталось. Но всё это в тот момент казалось сущим пустяком. Ведь до осуществления давней музыкальной мечты меня отделяли считанные минуты. Взяв 3D очки, я поспешил занять своё место. Костяк аудитории составляли мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, что совсем не удивительно, ведь Kraftwerk всегда считались “мужской” командой. Конечно, можно было наблюдать и представительниц прекрасного пола, но, думаю, в основном это были дамы, пришедшие поддержать своих кавалеров. Публика не очень-то спешила к своим позициям, предпочитая разогреваться в фойе, а некоторые усаживались в кресла, запасливо держа в руках сразу два стакана с пивом. Зал вместимостью 1800 человек был разделён на три сектора – партер, балкон и боковые террасы. Мои переживания по поводу неудачно выбранного места рассеялись мгновенно. Позиция в партере оказалась почти идеальной – гигантский экран и все четверо участников располагались ровно по центру. Обзор был просто отличным.

Концерт
В Копенгагене Kraftwerk решили отыграть восемь концертов стахановским методом: сразу по два выступления в день, то есть на протяжении 4 дней подряд, с 26 февраля по 01 марта. Мой концерт “Technopop” был вторым за этот день и начался в 22.30, а всего каких-то полтора часа назад группа только-только закончила играть “Computer World”. Шоу началось чётко по расписанию. Под неспешное интро и медленно гаснущий свет распахнулся занавес, и сотни глаз в 3D очках устремили свои взоры на сцену. Описывать концерт Kraftwerk, да ещё в 3D формате, непросто. По сути, все два часа зрители видят одно и то же: как четыре фигуры невозмутимых мужчин в облегающих светоотражающих костюмах, вызывающих ассоциацию с фильмом “Трон”, колдуют над своими синтезаторами и прочими хитрыми девайсами, а на их фоне друг друга сменяют видеоинсталляции – специально сочинённый для каждой композиции видеоряд. Словесное описание вряд ли сможет передать то, что можно прочувствовать только собственными глазами и ушами. Но всё-таки попробую, насколько это возможно, рассказать о наиболее интересных моментах выступления. Первая часть шоу, как и полагалось по регламенту, посвящалась альбому “Technopop”. С одной стороны, это вряд ли можно было назвать самой захватывающей частью выступления, с другой – следует признать, что только в рамках “Технопопа” можно услышать вживую такие редкие композиции, как Electric Café и The Telephone Call. И хотя это далеко не визитные карточки группы, по-своему они тоже интересны. К тому же многие считают, что именно “Technopop” (он же “Electric Café”) является самой недооценённой пластинкой Kraftwerk. Тут сложно что-то возразить, но есть мысль, что выпусти они этот альбом не в 1986 году, а сразу вслед за суперпопулярным “Computerwelt” (1981), в году этак 82 или 83, пластинка имела бы больше шансов на успех. А в 1986 году поезд, можно сказать, уже уехал – к этому времени благодаря бурному развитию технологий и появлению огромного количества электронных поп-групп (прежде всего, в Британии) в мире музыки появилось немало знаковых альбомов, в сравнении с которыми крафтверковский “Electric Café” выглядел уже устаревшим и неактуальным. Но как бы то ни было, по прошествии 30 лет композиции с “Electric Café” всё равно кажутся невероятно гармоничными и совершенными. После того, как Ральф закончил петь про Sex Object, на экране появилась знакомая всем фанатам картинка со значком автомагистрали на голубом фоне. Зал заметно оживился и заёрзал на сиденьях: началось исполнение одной из самой прорывных композиций группы – Autobahn. В оригинале эта монументальная ода путешествию на автомобиле длится 22 минуты, в концертной же версии её урезали до 9 минут, но, тем не менее, сохранив все основные ключевые моменты. 3D эффект был просто ошеломительным – создавалось настоящее ощущение нахождения в салоне мчащегося по шоссе автомобиля: на экране возник фрагмент объёмного руля, сверху можно было видеть зеркало заднего вида, а мимо проносились “фольксвагены-жуки”, ‘мерседесы” и прочие представители немецкого автопрома 70-х. Довершали эффект присутствия повторяющиеся декламации Ральфа Хюттера: “Wir fahr’n, fahr’n, fahr’n auf der Autobahn” (“Мы едем-едем-едем по автобану”). Одним словом – очень мощная и, можно даже сказать, гипнотическая электронная композиция! Вслед за “Автобаном” была исполнена ещё одна визитная карточка группы – Radioactivity. Вступительные тревожные звуковые сигналы счётчика Гейгера пробрали до мурашек, после чего на экране появился международный знак радиации – жутковатая пиктограмма трилистника с жёлтыми и красными лучами, и названия городов, ставших жертвами разрушительной силы атомной энергии – Чернобыль, Харрисбург, Селлафилд и Хиросима. Как известно, в 1991 году Kraftwerk полностью переписали текст данной композиции, превратив её из песни, воспевающей радиоактивную энергию, в песню-предупреждение о том, насколько небезопасна атомная энергетика. Именно эта версия антиядерного гимна и была исполнена на концерте. Интересно, что после аварии на Фукусиме в 2011 году Kraftwerk вновь подвергли лайв-версию Radioactivity небольшой корректировке. Теперь первый куплет Ральф поёт на японском языке, а к появляющимся на экране городам-жертвам добавлена также Фукусима. Если говорить в целом об аранжировках треков, звучавших на концерте, то все они в той или степени были переработаны и отличались от альбомных версий. Всё это, несомненно, делало живое выступление Kraftwerk особенно ценным. Отдельно стоит сказать о звуке на концерте – это высший пилотаж. Всеобъемлющий, многослойный, он словно проникал внутрь и превращал зрителя в единое целое с этой уникальной мультимедийной феерией. Особенно запомнился момент, когда началось исполнение The Man Machine, и этот узнаваемый цокающий звук словно вонзили мне в мозг! Не знаю, было ли это оборудование непосредственно музыкантов или же самого концерт-холла, но на качестве и мощности тут явно не поскупились. Вряд ли когда-нибудь раньше я слышал такой идеальный живой электронный саунд. Визуальные эффекты поражали не меньше, чем звук. Цифры в хаотичном порядке словно выпрыгивали из экрана и впивались в тело (Numbers), мчащийся на всех порах поезд ехал прямиком на зрителей (Trans-Europe Express), а летящий искусственный спутник будто протыкал антенной, при этом создавался эффект присутствия на настоящей орбитальной станции (Spacelab). Надо отметить, что создатели видеоряда подошли к своей работе весьма креативно: во время исполнения Spacelab появилось изображение летающей тарелки, которая приземлилась прямо у здания копенгагенского концерт-холла, изображение которого было спроецировано на экран. Зрители оценили тонкий юмор и дружно захлопали. Наиболее бурными аплодисментами зал встретил песню The Model – пожалуй, самую попсовую в творчестве Kraftwerk. Популяризации способствовали различные перепевки “Модели”, самой известной из которых является кавер Rammstein. Во время песни на экране демонстрировались ретро видео с манекенщицами. Немного жаль, что некоторые свои песни Ральф исполнял на интернациональном английском. На мой взгляд, немецкоязычные оригинальные версии звучат у Kraftwerk гораздо гармоничнее и аутентичнее. Например, очень бы хотелось услышать не Computer Love, а Computerliebe. Одним из последних номеров выступления перед уход на “бис” стал трек Tour De France. Кажется, запев гимн знаменитой велогонке, Ральф Хюттер словно ожил и впервые стал похож на человека, а не на робота, сосредоточенного за непростой работой по извлечению электронных звуков. Велоспорт для господина Хюттера давно стал не просто отдушиной, а настоящим смыслом жизни. И если верить разным биографическим данным, велосипед в какой-то момент затмил для Ральфа Kraftwerk и стал для него важнее музыки. Бывшие участники Kraftwerk Карл Бартос и Вольфганг Флюр потом не раз вспоминали в своих интервью, что именно увлечение Ральфом велоспортом стало причиной столь длительной стагнации в творчестве Kraftwerk. Перед первым энкором занавес закрылся, и вскоре стало понятно, почему. Когда спустя несколько минут сцена вновь открылась взору, за синтезаторами уже не было людей. Их место заняли роботы, а точнее, одетые в красные рубашки и чёрные галстуки манекены – точные копии музыкантов. “Я твой слуга, я твой работник” – говорил по-русски неживой голос, а “роботы”, неторопливо вращаясь и размахивая руками, “исполнили” одноимённую композицию – ещё одну культовую вещь Kraftwerk. Это, конечно же, был самый кульминационный момент всего шоу! На втором энкоре Kraftwerk вновь предстали перед публикой как ни в чём не бывало и принялись за работу. Заключительная часть выступления началась с “велосипедной” части (Aéro Dynamik, Elektro Kardiogramm), а завершилась тем, с чего, собственно, и стартовала вся сегодняшняя концертная программа, - с треков “Технопопа”. Комичный и заводной номер “Боинг, бум, чщак!”, последовавший за ним Technopop и, наконец, Musique Non Stop – все эти три вещи шли нон-стопом и превратились в одну непрерывную 13-минутную композицию. Именно так Kraftwerk на протяжении последних лет закрывают концерты. По сложившейся традиции, в конце трека Musique Non Stop каждый участник исполняет свою сольную партию, после чего выходит на поклон к публике и удаляется через левую кулису. Когда три участника группы оставили свои инструменты, на сцене остался один Ральф. Наконец, и он закончил своё соло, и, неторопливо подойдя к левой части сцены и приложив правую руку к сердцу, поклонился залу и скрылся за кулисами. Аплодисменты не смолкали ещё несколько минут – до тех пор, пока в зале не включился свет. Двухчасовой концерт подошёл к концу, но хочется надеяться, что он останется в моей памяти навсегда. Можно как угодно относиться к Kraftwerk – говорить, что они мертвы и им давным-давно пора на покой, но нельзя не признать того факта, что группа уже обрела бессмертие. Ведь как сказал Ральф в одном из своих интервью, “ewig währt am längsten” (“у вечности долгий век”).

Сет-лист:
1. Electric Café
2. The Telephone Call
3. House Phone
4. Sex Object
5. Autobahn
6. Nachrichten
7. Geiger Counter
8. Radioactivity
9. Spacelab
10. The Model
11. Neonlicht
12. The Man Machine
13. Numbers
14. Computer World
15. Computer World..2
16. It’s More Fun To Compute / Home Computer
17. Computer Love
18. Tour De France 1983
19. Prologue
20. Tour De France 2003
21. Trans-Europe Express
22. Metal On Metal
23. Abzug

Encore:
24. The Robots

Encore 2:
25. Aéro Dynamik
26. Elektro Kardiogramm
27. Boing Boom Tschak
28. Techno Pop
29. Musique Non Stop





Несмотря на полувековую историю, Kraftwerk - последняя группа в мире, которую можно было бы назвать "динозавром". И дело не только в том, что большинство электронщиков от Depeche Mode до Daft Punk в числе своих учителей неизменно называют Kraftwerk. Речь скорее о том, что азы сегодняшнего звучания, когда-то заложенные группой, во многом формировались вне музыкальных ориентиров того времени. Возможно именно поэтому Kraftwerk, ориентированные сначала на немецкий краут-рок и авангард, в итоге вышли на самостоятельную орбиту и стали в равной степени законодателями электро, синти-попа и техно.

Несмотря на то, что отцы-основатели Kraftwerk Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер на момент создания группы учились в дюссельдорфской консерватории, проект возник больше как реакция на общие социально-культурные веяния Германии 1960-х. За всю свою историю Kraftwerk выпустили всего девять номерных альбомов, остальное - саундтреки, перемикшированные старые треки и концертные записи. Тем не менее, каждая из этих пластинок - четкий, сбалансированный сплав каждой из эпох.

Больше 13 лет назад Kraftwerk приехали в Москву и это был, пожалуй, первый концерт в российской гастрольной истории, когда экраны включенных мобильных телефонов впервые и (к радости пожарной охраны) уже, возможно, навсегда пришли на смену зажигалки. Музыка и технологии в очередной раз у Kraftwerk слились в единое целое.

Сегодня Kraftwerk это Ральф Хюттер, Фриц Хильперт, Хенинг Шмиц и Фальк Гриеффенхаген и их новая программа - огромное мультимедийное 3D-шоу, для восприятия которого, кроме единой музыкальной волны, понадобятся еще и 3D-очки, которые выдадут на входе.

Именно через них, по мнению Kraftwerk, и гладкий европейский автобан, и стремительно несущиеся велосипедисты Тур-де-Франс, и посетители "Электрического кафе" выглядят максимально гармонично.

Kraftwerk с самого начала нельзя было заподозрить в предсказуемости и заигрывании с мейнстримом. Они выставляли на сцену манекенов, отчетливо намекая на то, что на смену энергии живой энергии рок-н-ролла придет технократический холод. Изображали на обложках пластинок собственные автомобили ("Фольскваген-жук" Хюттера на конверте пластинки Autobahn, двигался навстречу "Мерседесу" Шнейдера), вскользь намекая на разницу взглядов и происхождение участников Kraftwerk.

Группа неоднократно меняла состав. Обещала новые альбомы, но вместо этого ублажала публику очередным перформансом, вроде состоявшегося шесть лет назад в Нью-Йорке многодневного выступления в Музее современного искусства, когда на каждом из концертов Kraftwerk играли по целому альбому.