Кто по профессии булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков. Биографическая справка. Пьесы, либретто, киносценарии

«Тако бо бяше у князя великого Александра множество храбрых, яко же древле у Давыда царя силини и кръпцни; тако же воя великого князя Александра исполиншася духа ратна: бяху бо сердца их же, акы лвом, и ркоша: «О княже нашь честный и драгнй! Ныне приспе время положити главы своя за тя и за Русь». Житие Александра Невского «О велицем князе Александре» .

«…Пришло время "собирать камни"! В этом году замкнулось Благодатное Кольцо Святых Лавр Руси Православной и вот ещё один значимый проект Международного центра развития социально-значимых проектов "Святые Лавры Руси Православной" продолжает свое осуществление по установке закладных камней памятнику Александру Невскому. Святой князь Александр Невский в монументальном облике памятников и небесным своим светом встанет на нашей русской земле от Переславль-Залесского до Луганска и Донецка. И будет охранять землю нашу от врагов и бед, во славу Божью!..»

Микроавтобус делегации Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» стремительно шел на юг нашей огромной страны. Великолепная трасса М4 «Дон» величественной лентой опоясывала просторы Тульской, Липецкой, Воронежской областей. Впереди лежали земли Всевеликого Войска Донского. После московской непогоды мы вырвались из снежного плена и столичных пробок, проехали границу холодного фронта, и теперь с каждым десятком километров становилось всё теплее и теплее. И было тепло на душе от того, что мы ехали с благородной миссией. На многострадальной Луганской земле 8 ноября у храма Александра Невского в столице Луганской Народной Республики будет установлен закладной камень памятнику святому благоверному князю, великому воину и дипломату, молитвеннику и строителю земли Русской Александру Невскому.

Где-то за горизонтом справа от пути нашего следования лежали ратные поля великих побед русского оружия - Куликовское и Прохоровское поля. Мы ехали в Донбасс, который стал новым ратным полем битвы Русского Мира со вселенским злом. Грандиозный проект Международного центра «Святые Лавры Руси Православной» - «Имя России - Александр Невский» начал своё шествие в год 70-летия Великой Победы Советского Народа над фашистской Германией. Установка закладных камней на местах будущих памятников князю Александру Невскому, как символа непоколебимого русского духа, по периметру земли русской станет духовным поясом на страже веры православной и символом единства нашего народа. По задумке организаторов проекта памятники Александру Невскому будут устанавливаться в местах боевой славы вдоль границ Руси Православной и завершится эта акция в 2021 году, к 800-летнему юбилею великого русского князя.

Гранитные природные многовековые камни с родины Александра Невского в Переславль-Залесском, где великий святой Александр принял княжеский постриг, будут освящаться и крестным ходом направляться в места их установки.

Тогда в Звездном Городке после открытия закладного камня на торжественном митинге директор Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» Владимир Березовский в своем выступлении отметил:

«…Пришло время «собирать камни»! В этом году замкнулось Благодатное Кольцо Святых Лавр Руси Православной и вот ещё один значимый проект нашего Центра продолжает свое осуществление. Святой князь Александр Невский в монументальном облике памятников и небесным своим светом встанет на нашей русской земле от Переславль-Залесского до Луганска и Донецка. И будет охранять землю нашу от врагов и бед, во славу Божью!..»

Громадная толща лет отделяет нас от эпохи Александра Невского. Людям XX столетия знаменитый князь больше известен по историческим романам, беллетризованным жизнеописаниям, картинам Николая Рериха, Павла Корина, кинофильму Сергея Эйзенштейна.

Но необходимо отметить, что Александр Невский - государственный деятель и полководец Средневековой Руси явился нам Божьей волей, как покровитель и защитник земли нашей.

«Соблюдение Русской земли, — писал историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Некий рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан Батый.

Изначально был похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — Лавра) в Санкт-Петербурге.

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России».

Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя Православной Церкви.

Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом - Золотой Ордой, и, отразив нападение с Запада, одновременно защитил Православие от католической экспансии.

На донской земле в Донецке (Ростовском) наша делегация сделала первую остановку. В составе нашей группы были: Леонид Васильевич Колобов - представитель Международного центра развития социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» в городе Переславль-Залесский, Олег Михайлович Кошелев - председатель Правления общественной организации ветеранов «Боевое братство» города Переславля, Андрей Валерьевич Охапкин - экс-мэр города Переславль-Залесский, участник проекта, Владимир Казмин - член Союза писателей России, член Международного центра развития социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной», Сергей Иосифович Залесский - представитель фонда поддержки экологических программ «Золотая Русь» со своим сыном, юнармейцем Григорием и наш боевой водитель Андрей Валентинович Петренко - член Федерации Воздухоплавателей России.

Впереди в сумраке ночном за пограничным переходом Изварино лежала тревожная тишина луганской земли. Так как в Луганской Народной Республике был уже комендантский час, мы решили дождаться утра и тогда продолжить свой путь в Луганск, где нас дожидался Владимир Васильевич Березовский - директор Международного центра развития социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной». Руководство Международного Центра провело большую предварительную работу по подготовке торжественного мероприятия в Луганске, где этому событию в Луганской Народной Республики было предано огромное значение на государственном уровне.

С рассветом, когда из-за горизонта вышло солнышко, озарив своим светом отроги Донецкого Кряжа, степные просторы и рукотворные пирамиды терриконов, мы продолжили свой путь по обожженной войной луганской земле. Мы проехали через героические города Краснодон и Молодогвардейск, остановились в расстрелянной бандеровскими неофашистами Новосветловке, где поклонились сожженному танку ополченцев. Здесь летом 2014 года шли ожесточенные кровопролитные бои, украинские силовики и бандеровцы пытались перерезать единственную дорогу, которая связывала Луганск с Россией - эта дорога стала «дорогой жизни», несмотря на большие жертвы тогда ополченцы луганщины выстояли и победили!

Мирный, но прифронтовой город, столица ЛНР Луганск, встретил нас утренней суетой и чистотой своих улиц и проспектов.

Храм Святого Александра Невского в Луганске был заложенный в 2000 году и полностью достроен в 2003 году по проекту архитектора Анатолия Бондарева. Храм украшают 6 куполов, на четырёх из них есть звонницы, общая площадь составляет 306 м². Расположен по улице Будённого, на территории парка Университета им. В.И Даля.

К центральному входу ведет высокая лестница, под которой на нижнем ярусе размещен вход в предел святой блаженной Матроны Московской, известной христианской подвижницы ХХ века.

Колокольный звон храма известил о начале торжественного освящения закладного камня памятника святому благоверному князю Александру Невскому. В торжественной церемонии, при большом стечении народа, приняли участие глава ЛНР Игорь Плотницкий, руководство республики, представители общественности и духовенства. Чин освящения места установки закладного камня провел митрополит Луганский и Алчевский Митрофан.

«Святой Александр Невский занимает особое место в истории нашего Отечества, потому что в нем очень гармонично сочетались прекрасные дарования государственного деятеля, политика, воина и вместе с тем глубоко верующего духовного человека, который всю свою жизнь, управляя своим народом, старался следовать заповедям Божиим. Не случайно имя Александра Невского стало символом России, потому что его подвиг, его жизнь - это пример для всех», - сказал, обращаясь к присутствующим, владыка Митрофан.

«Его память напоминает нам о единстве народов Святой Руси. О чем мы должны молиться, просить Бога, чтобы не было разделения, а было единство», - отметил митрополит.

Памятник великому русскому князю планируется установить в 2017 году при непосредственном участии Международного центра развития социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» в рамках всероссийского плана мероприятий по подготовке празднования 800-летия князя Александра Невского.

Глава ЛНР Игорь Плотницкий в своём выступлении на этом торжестве сказал:

«Сегодня мы стали еще ближе к России, к Русскому миру. Потому что сегодня на земле луганской есть закладной камень святого благоверного великого князя Александра Невского, который символизирует духовное родство между нами и нашей великой Родиной. Сегодняшнее торжество в очередной раз показывает, что для людей, которые идут дорогой правды, веры и справедливости, нет никаких преград…».

В своей речи директор Международного центра Владимир Березовский отметил:

«В рамках проекта «Имя России - Александр Невский» закладной камень именно с родины, там, где он родился - легендарного города Переславль-Залесский, пришел к вам - моим землякам.

В сентябре 2015 года Международный центр развития социально значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» на основании Указа Президента Российской Федерации Владимира Путина о праздновании 800-летия со дня рождения Александра Невского приступил к реализации проекта установки закладных камней с родины защитника Руси в городах, где будут устанавливаться памятники и бюсты святому благоверному великому князю.

Первый закладной камень в Донбассе был установлен в Донецкой Народной Республике. 8 сентября 2015 года в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери, после богослужения и крестного хода у храма Александра Невского и Владимирского собора на Красной площади Переславля-Залесского состоялась церемония освящения камня для героического Донбасса.

12 сентября 2015 года в день памяти благоверного князя он был заложен на место будущей установки памятника на территории Донецкого высшего общевойскового командного училища (ДонВОКУ) .

Затем в мае 2016 года в Переславле-Залесском состоялась торжественная церемония освящения закладных камней епископом Переславским и Углечским Феодором для Луганска, Матвеева Кургана и Звездного Городка. И вот теперь мы видим этот священный камень здесь в Луганске…»

После торжественного митинга в небо взлетела стая голубей и белые шары выпущенные юными школьниками, как символ мира и благополучия, чего так не хватает на луганской земле.

В администрации Главы ЛНР Игоря Плотницкого состоялся прием на государственном уровне, где были обсуждены вопросы о дальнейшем сотрудничестве. Участники проекта за укрепление гражданского мира на Луганщине были награждены правительственной наградой ЛНР юбилейной медалью «70-лет Победы». Руководству республики от делегации Международного Центра были подарены книги участников проекта.

Вечером того же дня наша делегация тронулась в путь к следующему пункту нашего следования - поселку Матвеев Курган Ростовской области. Дорога шла через луганские города Красный Луч, Миусинск. Мы въехали на территорию Донецкой Народной Республики город Снежное. Здесь на легендарной земле Миус-фронта на кургане Саур-Могила, как и в далеком 1943 году, так и в 2014-м, шли кровопролитные бои с врагами земли русской: в 43-м - с гитлеровскими фашистами, а 2014-м - с бандеровскими националистами. Мы ехали по исковерканной снарядами и ракетами дороге, мы ехали по стонущим донецким просторам, мы ехали сквозь время боли и немеркнущей славы, которой пронизано это великое пространство…

После таможенных формальностей на пограничном переходе «Успенка» наш микроавтобус побежал по ростовскому, донскому краю.

На земле, овеянной бессмертной славой победы на Миус-фронте, раскинулись поля и села Матвеево-Курганского района.

Среди событий Великой Отечественной войны, важное место занимают боевые действия советских войск на Дону. Они продолжались около двух лет, с октября 1941 - по август 1943 года.

Из летописи минувшей войны мы знаем, что в феврале 1943 года войска Южного фронта освободили от немецко-фашистских захватчиков Ростов и большую часть донской земли. Освобождение Таганрога и юго-западной части Ростовской области произошли позже в последующих боях. Гитлеровское командование укрепило свои позиции на Миус-фронте. Предстояли ожесточенные бои. Здесь, на Миусе, фашисты надеялись взять реванш за разгром под Сталинградом, но были наголову разбиты и после захвата нашими воинами ключевой высоты Саур-Могилы фашисты были изгнаны не только с донской земли, но из Донбасса.

Матвеево-Курганский православный Приход храма блаженного Павла Таганрогского был включен в проект по установке закладных камней из города Переславль-Залесского в тех городах и поселках, где планируется установить памятник великому русскому князю Александру Невскому не случайно. Этот храм возводился как храм-памятник погибшим на Миус-фронте воинам. На территории прихода планируется возвести часовни-усыпальницы для останков воинов, которых ежегодно в большом количестве находят поисковые отряды в ходе «Вахты памяти».

Необходимо рассказать предисторию, связанную с событием закладки камня.

«Наш храм находится на границе с Донецкой Народной Республикой, и мы видим, что в современных условиях единственное спасения для нашего народа - это объединение на основе исторической памяти. Личность Александра Невского благодаря благодатной помощи Божьей собрала вокруг себя разрозненные княжества и не дала погибнуть нашему Отечеству.

И в наши отягченные братоненавистнической враждой годы святой князь подкрепит душевные силы, объединив братские народы», - написал настоятель Матвеево-Курганского благочиния, иерей Игорь Миляев в своем послании, адресованном директору Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые Лавры Руси Православной» Владимиру Березовскому с просьбой включить его в проект. Эта просьба была рассмотрена и одобрена. И вот 9 ноября 2016 должно свершится великолепное действе установки закладного камня в Матвеевом Кургане.

Это удалось сделать благодаря активной поддержке со стороны заместителя Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном Округе Анатолия Сафронова и Главы Администрации Матвеево-Курганской районной Александра Рудковского.

31 мая 2016 года состоялось совещание Главы Администрации Матвеево-Курганского района Александра Рудковского и благочинного округа иерея Игоря Миляева на тему установки памятника благоверному князю Александру Невскому.

По благословению Высокопреосвященнейшего Меркурия, митрополита Ростовского и Новочеркасского, были проведены работы по проектированию и подготовке места для памятника великому святому и полководцу Русской земли. Сквер, прилегающий к территории храма праведного Павла Таганрогского, решено переименовать в честь благоверного князя Александра Невского и в центре установить закладной камень для будущего памятника, а также объединить территории храма и сквера. Таким образом территория прихода и сквера Александра Невского станут единой пешеходной парковой зоной центральной части поселка Матвеев Курган.

В полдень в парке 9 ноября 2016 года состоялось торжественное освящение места для установки закладного камня.

В церемонии, вместе с нашей делегацией, приняли участие глава администрации района А.А.Рудковский, благочинный о. Игорь Миляев, представители общественности поселка и духовенство.

Под звон колоколов крёстный ход в составе казаков и почётных гостей прошествовал от храма св.бл. Павла Таганрогского по аллее к закладному камню и аккуратно, не торопясь сняли с него покрывало. Затем священники провели молебен и освятили место для установки гранитного закладного камня с закреплённой на нём чёрной плитой с поясняющей надписью. Затем состоялся митинг, в ходе которого была особо подчёркнута значимость происходящего.

«Очень символично то, что памятник святому князю Александру Невскому, защитнику и собирателю земли Русской, будет стоять между Храмом и братской могилой освободителей нашего района, - отметил в своём выступлении Александр Рудковский. - Это не просто дань великому прошлому, но и призыв к нам и нашим потомкам защищать Россию, крепить единство её народа!..»

На торжественном митинге выступил директор Международного центра В.В.Березовский:

«Первый закладной камень начал свой Крестный путь в год 70-летия Великой Победы Советского Народа в Великой Отечественной войне, в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Тогда стартовал наш грандиозный проект. И вот по воле проведенья Божьего один из этих камней нашел свое место на донской земле, здесь в Матвеевом Кургане, рядом с захоронением воинов, которые отдали свои жизни за други своя и землю русскую в праведной борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны. На Миус-фронте погибли сотни тысяч солдат и офицеров, не случайно, что именно здесь встанет памятник святому князю великой Руси Александру Невскому - как олицетворение славы русского оружия и будущих побед с врагами нашей земли. Храни нас святой благоверный князь! Я уверен, что наши общие дела послужат духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения».

Торжество завершилось под звуки Гимна России и поднятием в парке молодогвардейцами огромной копии Знамени Победы - демонстрацией связи времён и поколений в немеркнущей славе наших далёких предков.

Имя Александра Невского, как воина и защитника земли русской, не случайно снова вспыхнуло на наших знаменах.

Храни, Святой Александр, нас и Русь Православную!

Владимир Казмин , поэт, член Союза писателей России

В журнале «Шестое чувство» (2/2010) появились две публикации, «две реплики на одну тему». А сама тема заявлена в рубрике «Чувство Родины». Автор первой публикации - Алексей Коровин, второй (оппонирующей первой) - Арсений Замостьянов.

Меня заставило взяться за перо серьёзное несогласие с первым автором и некоторое, но существенное несогласие со вторым.

Сразу скажу, что предмет моих рассуждений - как бы это выразиться - некий вялый патриотизм обоих авторов. Феномен интересный и очень показательный.

Но - по порядку.

Сначала меня удивил в статье Алексея Коровина термин «лучшие люди», который он употребил в небольшой публикации несколько раз. Что же это за лучшие люди? Помнится, в XIX веке Н. Чернышевский придумал этот термин для определения деятельных социалистов. Правда, Ф. Достоевский назвал этих лучших людей бесами и пророчески усмотрел в них тех, кто «зальёт мир кровью». Что и случилось.

Кто же такие «лучшие люди» в данной трактовке?

Читаем: «Речь идёт о наших лучших людях, умницах, предпринимателях. Это они в 80-е и 90-е крутились, как белка в колесе, заботясь далеко не всегда (курсив мой - М. Щ.) о собственном кармане. Будь у них силы и желание и - главное! - вера в Россию, они сумели бы всё вверх дном перевернуть и многое в нашем обществе изменить. Правда, нельзя гарантировать, что эти перемены оказались бы к лучшему». Далее автор ещё более прямо уточняет: лучшие люди - это «отечественные состоятельные люди».

Казалось бы, о чём тут говорить? Термин очевидно, мягко выражаясь, неточен.

А. Замостьянов аргументированно возражает, и я с ним согласен во всём (кроме последних двух абзацев), однако есть ощущение недоговорённости. Во-первых, сам факт введения термина «лучшие люди» - правомерен ли он? Думаю, что его просто быть не должно. Ведь если мы его принимаем, то мы должны принять и другой термин: «худшие люди». То есть мы берём на себя функцию судить и выносить приговор по отношению к ближнему. А взяв на себя право судить, мы неизбежно осуждаем, а это великий грех, который, как известно, есть нарушение заповеди «не убий». Нам сколько-то позволительно говорить «лучший художник», «лучший сапожник», «лучший делец», то есть высказывать своё отношение к деятельности человека, но самого человека нам судить не дано. Нам не дано судить образ Божий, который есть в каждом человеке. И Господь недвусмысленно сказал: «Мне отмщенье и Аз воздам». А. Замостьянов справедливо, но, на мой взгляд, слишком мягко говорит о гордыне, о «представлении о том, что я лучше страны. Что вообще я лучше кого-либо и чего-либо». Таким образом, сами рассуждения о чьей-то «лучшести» для христианина недопустимы. Господь совсем не ради прихоти мыл ноги своим ученикам. Во-вторых, небезынтересно выяснить, на каких критериях основаны выводы о том, что одни люди лучше (то есть высший сорт), а другие хуже (второй сорт и так далее). Собственно, А Коровин эти критерии указал (а я уже процитировал). Это - ум, предприимчивость, трудолюбие, материальная состоятельность и забота не всегда о собственном кармане. Лучшее, высшее качество воплощается в своём предельном варианте - в идеале. Для христианина идеал - Бог, Христос.

В вышеперечисленных достоинствах «лучших людей» такой идеал отсутствует. Рассмотрим критерии А. Коровина. Ум? Да, это дар Божий, однако он не есть высшая иерархическая ценность. Ум - это инструмент, который одинаково успешно служит и добру, и злу. Так называемая эпоха Просвещения, в русле которой и по сей день пребывает западное общественное сознание, обожествила человеческий разум. Историческая практика быстро доказала абсурдность и гибельность сей сатанинской идеи, однако инерция мышления столь велика, что эта глобальная ложь продолжает пребывать в миллионах голов.

Предприимчивость и трудолюбие? Да, это безусловно хорошие качества, однако, как и в вопросе об уме, возникает вопрос: а ради чего? И опять можно констатировать релятивизм этих достоинств в нравственном отношении: предприимчивыми могут быть и преступники, а трудолюбие может быть направлено на строительство очередной вавилонской башни. Думаю, что, к примеру, создатели телевизионных программ, растлевающих народ, не обделены качеством трудолюбия (особенно если за неплохие деньги): работа-то ведётся ого-го-го какая масштабная и планомерная.

И вот основной критерий: материальная состоятельность. Если очень умный, предприимчивый и трудолюбивый человек в силу каких-то причин (заболел, произошёл несчастный случай, не сумел быть достаточно аморальным, чтобы подавить конкурента и т.д.) не заимел в результате своей деятельности соответствующего капитала, то вряд ли А. Коровин отнёс бы его к «лучшим» людям. Таким образом, лучшие люди - это богатые люди, которые сумели добиться успеха благодаря собственным достоинствам. Что ж, сказано прямодушно и откровенно, по-американски. Ведь в основу процветания США, в основу их конституции положена европейская просвещенческая идея: «Не добродетель должна побеждать порок, а другой порок».

Социодарвинизм - норма для западной цивилизации, и «лучший» логично является синонимом «сильнейшего». Только при чём тут христианство? Автор статьи цитирует Священное Писание, словно желая иметь верную меру в руке, обладая в чём-то христианским отношением к Отечеству. Явная непоследовательность. Ф. Ницше был более точен: объявил себя антихристианином и без обиняков заявил: «Слабые и неудавшиеся должны погибнуть - вот закон нашего человеколюбия».

Он же, Ницше, будучи всё-таки умным человеком, определил: все устремления на земле есть следование инстинкту власти. Думаю, что для горизонтального уровня человеческого бытия это справедливо. Есть административная власть, есть власть денег, есть утончённая власть искусства, есть власть священства и т.д. Сегодняшний день - это день, когда властвуют деньги. Убогая мечта современника знаменательна: капитализм с человеческим лицом. И вполне логично появился новый кумир (лучший человек) - преуспевающий буржуазный предприниматель. Автор пишет, что лучшие люди «в 80-е и 90-е крутились, как белка в колесе». А что за процесс происходил в стране в эти годы? Передел собственности. Приватизация, захват того, что тебе не принадлежит. Период первоначального накопления капитала, который, по справедливому мнению К. Маркса, никогда не протекал без крови и преступлений. Это период распада государства и его институтов. Что же делали «лучшие» люди? Развивали науку, технику, укрепляли армию и правосудие? Нет, им было не до этого. Нужно было осуществить первоначальное накопление. Этим и занимались.

И это было общей генеральной тенденцией.

Бизнес сделался мерой достоинств человека. Сейчас как-то неловко даже высказать сколько-нибудь критическое отношение к самой идее бизнеса. Предоставляю слово выдающемуся бизнесмену (кажется, это был Рокфеллер): «Бизнес - это умение изъять из чужого кармана деньги законным способом». Как видим, нравственными достоинствами этот тезис не наделён. Да и что возразить, когда Христос без обиняков сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Господь сказал ещё более определённо: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мр. 10:25). А по поводу того, кто есть лучший среди людей, Он тоже высказался очень определённо: «…кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою…» (Мр. 10:43).

Можно много чего сказать по этой теме. Но довольно. Я остановился на ней постольку, поскольку из неё вытекает главная тема моего высказывания.

Ложная посылка о «лучших» людях неизбежно диктует ложный и сомнительный вывод.

Собственно, утверждая, что Россия недостаточно хороша для «лучших» людей, можно прийти к закономерному выводу, что ничего плохого в том нет, чтобы «эту страну» покинуть. «Рыба ищет, где глубже, - пишет Алексей Коровин, - а человек, где лучше. Человек не рыба, но у меня не повернётся язык осудить этих людей». Людей осуждать не надо, а их позицию - можно и должно. На первый взгляд, если страна такая плохая, зачем её беречь? Пусть уходит в небытие, если не хочет и не умеет жить и выживать!

Логично. Но только внешне, а по сути, глубоко безнравственно. Правда, А. Коровин приводит причину, по которой он пока не покидает Россию: «Где родился, там и в дело сгодился». Думаю, что корневая ошибка состоит в том, что личность сегодня стала воспринимать себя автономно от России: вот отдельно «эта страна» - а вот я (к тому же «лучший»). Я могу быть в этой стране, могу не быть. Я - не её часть, не её принадлежность, а некий сотрудник в ней, попутчик, потребитель. Однако личность не есть только сегодняшняя психосоматическая единица. Личность - это связующее звено между многовековым прошлым и, будем немного надеяться, достаточно долгим будущим. Звено, на котором лежит ответственность и перед теми, чью кровь, традиции, беды и победы я со-держу в себе, и перед теми, кого я либо лишаю всего этого, либо кому бережно передаю, укрепляя и развивая, то, что получено как завещание. Внутренне покидая Родину и народ, мы разрушаем свой род. Бесплодие есть антоним плодородию. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Ведь Господь говорит о почитании любых родителей. Он не говорит: «Чти хороших родителей». Он впрямую связывает отношение к родителям с будущим земным долголетием. Наш народ, наш род, Родина - это и есть родители, без которых нет нашего долголетия. Вспомним слова Н. Гоголя: «Не возлюбивши России, не возлюбить вам своих братьев, не возгореться любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам». Здесь речь идёт уже о вечности. Гоголь тесно связывает идею спасения с идеей любви к России. Путь в небесное отечество, по Гоголю, лежит через земное отечество. Нужно возлюбить ближнего, семью, род, Родину, и лишь тогда возгорится любовь к Богу. Отрицая Родину, выдвигая непримиримые претензии к ней, мы начинаем искать другую родину, чью-то родину, а нашедши, служим ей. По сформированному общественному мнению, это вполне нормально и допустимо.

Ну а если война? Переход на сторону врага называется позорным словом «предательство». И объяснять здесь ничего не нужно. «Я тебя породил, я тебя и убью», - говорит Бульба, и сердцу ясна страшная правота этих слов.

Можно как будто возразить: сейчас мирное время, и поэтому о предательстве говорить неуместно. Да так ли это? Смею заметить, что война не прекращалась. Она изменила формы. Западные политики, особенно не таясь, говорят о том, что существенно больших результатов можно добиться, не бросая свою армию на противника. Можно завоевать страну, не пересекая границ. Есть и название такого рода деятельности: информационная война. После Второй мировой войны такая война, расписанная, как по нотам, в известном плане Даллеса, велась против системы социализма и победоносно завершилась. Сейчас в США поставлена очередная цель: «мутация русского духа». А З.Бжезинский во всеуслышание заявил: «После уничтожения социализма враг номер один - православие».

Согласно выводам С. Хантигтона (американский политолог, автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций») есть три фактора, формирующих цивилизацию: кровь, язык и религия. На первое место он справедливо ставит религию, на второе - язык и лишь на третье - кровь. Мутация русского духа длительное время осуществляется через уничтожение православной веры. Русская соборность вырождается в прагматичный эгоизм. Насаждается сексуальная распущенность (вспомним восточную мудрость: «Хочешь уничтожить род - растли женщину рода»).

Задача информационной войны в том, чтобы человек потерял себя как целостную единицу, когда, в частности, отделение от Родины раскалывает нашу душу, ибо Родина - во мне, её лишиться невозможно, вместе с ней мы теряем и себя. В сознание внедряется отчаяние и неверие в народ и Отечество. Пессимизм по отношению к своим возможностям (сколько фильмов-катастроф изливается в души телезрителей! В США демонстрация таких фильмов крайне ограничена). Добиваются, чтобы в сознании и подсознании укоренилась идея существования в мире торжествующего зла, в котором, если хочешь жить, то живи по-волчьи... Программа информационной войны хорошо разработана и оплачена. Особый её пункт - последовательная поддержка компрадорской буржуазии, то есть того социального слоя, для которого интересы бизнеса выше интересов Отечества. Это слой предателей национальных интересов в условиях завоевания колониального государства. Да, сделано и делается всё, чтобы лишить народ России духа, а значит, жизни, ибо тело без духа - труп. Да, Отечество в опасности, да, русский народ выродился и продолжает вырождаться, он гибнет в гораздо больших масштабах, чем если бы его морили в концлагерях. Но что из этого следует? Для рыбы, которая ищет, где лучше, вывод очевиден.

А вот тем, кто выразил дух нации, проблема виделась иначе:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как (...) пустыня
И как алтарь без божества.

Да, конечно можно говорить «уезжайте» и пожимать руки, но пилюлю-то зачем золотить? Предательство есть предательство, так как согласно А.С. Пушкину без любви к Отечеству земля мертва.

Арсений Замостьянов, с которым, повторяю, я во многом солидарен, подводя итог своим размышлениям, говорит, что мы отстояли в ХХ веке не только полезные ископаемые, но и язык, и литературу, и песни… И далее: «По мне лучше плохонькое, но своё». Сначала я не поверил своим глазам. Откуда такая унизительная скромность? Это наш язык, литература, религия - «плохонькое, но своё»? Понятно, когда Ф. Достоевский говорил, что в области просвещения Россия стоит выше других народов, потому что Христос просветил её. Однако есть масса свидетельств «со стороны». Томас Манн называл русскую литературу святой. Рильке говорил о России, что она одна граничит с небом… Русская культура, к которой с почтением относятся за рубежом, - плохонькая?!

Да, Россия больна. Возможно, смертельно. Но больна великая Россия, и применять к ней эпитет «плохонькая» кощунственно. Она даже не плоха. Она «плохонька», то есть ничтожна. Да как же можно? Что ж, тут уж есть все основания для рыбы плыть в иные глубины. Далее Арсений Замостьянов сравнивает чувство Родины с музыкальным слухом. Что делать - у одних он есть, у других нет. Как видим, суждение лишено нравственной координаты. Что делать: у одного человека есть совесть, а у другого нет. Это тоже как музыкальный слух. Будем толерантны! Но толерантность по отношению к злу есть уже форма соучастия и безмолвной поддержки зла.

И завершает данный автор свою статью цитатой из А.С. Пушкина: «Каждого художника нужно судить по законам, которые он сам признаёт над собой». То есть: «Любишь Родину - я тебя сужу по закону этой любви, предаёшь Родину - я тебя сужу по логике твоего предательства».

Смею заметить, что Пушкин говорил о творчестве художника. И о законах творчества, о его эстетике, а отнюдь не о нравственной или гражданской позиции человека. И, будучи великим патриотом, он недвусмысленно клеветников России называл клеветниками.

Россия больна. И здесь действительно возможны две логики. Одна логика: освободиться от Родины и свалить, сдав, как мать, в дом престарелых, или поступать, как у Высоцкого друг поступает по отношению к другу: «А когда ты упал со скал, он стонал, но держал».

Я, кажется, всё сказал, что хотел, но, думаю, очень уместно вспомнить сегодня стихи великого русского поэта Анны Ахматовой. Думаю, что сегодня они ещё более актуальны, чем в год их написания:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет!
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Михаил ЩЕПЕНКО,
художественный руководитель
Московского театра русской драмы
«Камерная сцена»,
заслуженный деятель искусств РФ

Хотел бы искренне поблагодарить Вас, Михаил Григорьевич, за строгий отзыв внимательного читателя. Ваш ответ насыщен верными аргументами и личным опытом.

Однако стиль Ваших замечаний, на мой взгляд, не лишён некоторой излишней жёсткости, граничащей с прокурорским осуждением. То ли это своеобычная хирургия христианской любви, то ли её определённый дефицит.

Как Вы считаете? Да, действительно, сложно разграничить человека, как образ Божий, и грех. Это - то великое искусство, которого, увы, пока ещё не достиг, наверное, никто из нас. Но это, как говорится, дело всей жизни.

Позволю себе два комментария. Для меня патриотизм, Родина и даже государство - важнейшие, ключевые понятия. Но являются ли они нравственным абсолютом, таким, например, как совесть? Не уверен. Это долгий разговор, в котором можно вспомнить, например, спор вокруг публикаций игумена Петра (Мещеринова) и протоиерея Георгия (Митрофанова). Я всем сердцем против их антипатриотической концепции, но и считать их позицию безнравственной не могу.

Не знаю, стоит ли здесь произносить скандальное слово «толерантность», но, думаю, надо признать, что вопрос этот, учитывая переменчивость исторических обстоятельств, неоднозначный.

Что же касается выражения «лучше плохонькое, но своё», то, разумеется, оно не означает, что мы относим русское к категории «плохонького». Просто и плохонькое, но своё для меня - кондового патриота! - лучше чужого.

Чужого душа не принимает.

Ваш Арсений Замостьянов


(3(15).05.1891-10.03. 1940), писатель, драматург. Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество Булгакова Киев войдет как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923). Решающее влияние на формирование будущего писателя оказали: дружная обстановка большой интеллигентной семьи, душой которой была мать, Варвара Михайловна, учительница по профессии; город на Днепре, где все дышало русской стариной; учеба в Первой киевской гимназии (1901-09), из которой вышли многие знаменитые люди (впоследствии она займет свое место в одном из центральных эпизодов романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»); медицинский факультет Киевского университета (1909-16), по окончании которого Булгаков получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924); культурная среда (университетская и офицерская), окружавшая его. Все это воспитало в Булгакове человека, который смолоду превыше всего ценил честь, достоинство и независимость личности. Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. По словам его сестры Н. А. Земской, в 1913 он читал ей свой рассказ «Огненный змей», что свидетельствовало о приобщении к литературным занятиям. Ко времени первой мировой войны, когда «внезапно и грозно наступила история» («Киев-город»), Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губ., где стал врачом сначала сельской больницы (с. Никольское), затем с сент. 1917 - Вяземской городской больницы. Эти наполненные напряженным ежедневным трудом годы послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, составивших цикл «Записки юного врача» (1925-27). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губ., регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.
,

Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918. В условиях калейдоскопической смены властей в столице Украины 1918-19 остаться в стороне от схватки было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: «В 1919, проживая в Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». О ключевом значении для его творчества этих крайне нестабильных и исключительно тревожных полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных», рассказ «Необыкновенные приключения доктора» (1922).

После взятия Киева генералом Деникиным (авг. 1919) Булгаков был мобилизован в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация - газетная статья под примечательным заглавием «Грядущие перспективы» («Грозный». 1919. № 47. Нояб.). Написана она с позиции неприятия «великой социальной революции» (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Крушение монархии во многом означало для Булгакова крушение самой России, родины - как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В тревожные годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор - расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1910-21, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил 5 пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, «с голодухи», были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной - «Сыновья Муллы». Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с «левыми» критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова и др.

Булгаков не сразу осознал всю трагедию потери милой его сердцу дореволюционной России. В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, он готов был покинуть родину и уехать за границу, как это делали тысячи русских людей, не принявших большевизм. Но вместо этого осенью 1921 он неожиданно появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье в маленьком театре на окраине. Литературное дарование и исключительное упорство в достижении цели помогли ему довольно быстро освоиться в столице, стать хроникером и фельетонистом ряда известных газет: «Гудка», «Рупора», «Рабочего», «Голоса работника просвещения», «Накануне», издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней были опубликованы «Записки на манжетах» (1922-23), а также его рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни» (все - 1922). Среди множества ранних произведений, написанных «журналистом поневоле», выделяется своим художественным мастерством рассказ «Ханский огонь» («Красный журнал для всех». 1924. № 2). Это был период становления Булгакова как писателя, который проходил уже в зрелом возрасте при немалом жизненном опыте. В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему глубоко чужды были и популярные тогда концепции «левого» искусства, формальные творческие эксперименты. Культурные корни Булгакова уходят в XIX в. Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа «Похождения Чичикова» и кончая инсценировкой «Мертвых душ» (1930) и киносценарием «Ревизор» (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Наследуемый им творческий опыт русской литературы не ограничивается названными именами и включает в себя, как установлено современными исследованиями, традиции Пушкина, Достоевского, Чехова и др. Многое соединяет писателя с западноевропейской литературной традицией, в частности с произведениями Мольера, Гофмана, Гёте и т. д. И все же великие русские сатирики оказали на него, пожалуй, наибольшее влияние, особенно в начале творческого пути.

Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 20-х, говоря его словами, - «бесчисленные уродства нашего быта». Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки. Тревожные симптомы этого недуга воспроизведены им в сатирических повестях «Дьяволиада» (1924) и «Роковые яйца» (1925). Подобно тому как в медицине результат лечения изначально зависит от верного диагноза, так и социальные болезни, с точки зрения Булгакова, лечатся с помощью их точного описания и анализа. В «Дьяволиаде» естественное желание делопроизводителя Короткова устранить несправедливость, допущенную по отношению к нему со стороны начальства, оборачивается для него настоящим бюрократическим кошмаром. В «Роковых яйцах» открытый проф. Персиковым «луч жизни», сулящий республике немалые блага, в результате нетерпеливого и неумелого вмешательства властей ведет к ужасной по своим последствиям катастрофе почти всероссийского масштаба. В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести Булгакова «Собачье сердце». Небывалый медицинский эксперимент проф. Преображенского (превращение дворняги Шарика в некое подобие человека путем пересадки гипофиза, взятого у пролетария Клима Чугункина) неожиданно дает очень опасный и ускользающий из-под контроля результат. С появлением на свет Шарикова, быстро адаптировавшегося к условиям «революционной разрухи», возникает реальная угроза существованию не только самого профессора, но и человеческой культуры как таковой. Насильно насаждаемому кодексу «пролетарского» поведения и морали, на словах возвышающего, а на деле принижающего человека, автор повести противопоставляет духовные и нравственные ценности гонимого «старомодного» прошлого. В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Нелепости послереволюционного бытия, находящиеся за гранью здравого смысла, естественно побуждают его переводить повествование в фантастический план, не отрываясь, однако, ни на шаг от реальности.

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Главная отличительная черта романа, на которую обратили внимание современники, заключалась в том, что события революции в нем максимально очеловечены. Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Критика предпочитала ругать и поучать художника, вместо того чтобы подниматься до высоты его объективности, которая «не устраивала ни одну из воюющих сторон». Дом Турбиных для Булгакова - это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась 5 окт. 1926). Именно она принесла Булгакову широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против «апологетичного» по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против «антисоветски» настроенного автора пьесы. И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения «Дней Турбиных» И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к «контрреволюционному» спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге.

«Дни Турбиных» означали рождение Булгакова-драматурга, познавшего вместе с громкой славой и горечь несправедливых обвинений, коллективной критической обструкции. Отныне его жизнь была отравлена атмосферой глухого непонимания, гонений, вражды и подозрительности. Это не могло не сказаться на судьбе его произведений, в т. ч. и театральных. Первое движение холодного ветра репрессий Булгаков почувствовал в мае 1926, когда во время обыска его московской квартиры у него изъяли рукопись повести «Собачье сердце» и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. «Турбины» были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей.

На рубеже 20-30-х Булгаков оказался в наихудшем положении: пьесы его были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти («Письмо правительству», 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. К тому времени Булгаков уже окончательно убедился в невозвратности той России, с которой связывал свои мечты и надежды. Его стремление «стать бесстрастно над красными и белыми» («Письмо правительству») в условиях тоталитарного режима оказалось неоправданной иллюзией. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (18 апр. 1930), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 30-е едва ли не главной в творчестве Булгакова становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса «Мольер», биографическая повесть «Жизнь господина де Мольера», 1933), пушкинской (пьеса «Последние дни»), современной (роман «Мастер и Маргарита»). К какой бы эпохе ни обращался писатель, отсвет трагического конфликта между деспотическим строем и художественным талантом неизбежно падал на его личную жизненную судьбу. Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (напр., К. С. Станиславский) проявляли порой удивительное непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки «Мольера», из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом. Многолетние и в целом плодотворные отношения Булгакова с МХАТом имели множество разных оттенков: от упоения совместной работой до глубокого разочарования.

К к. 30-х, в годы заката своей писательской славы, Булгаков закончил роман, прочитав который (в рукописи) А. Ахматова сказала об авторе: «Он гений». Роман «Мастер и Маргарита» принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на 3 десятилетия (первая публикация в сокращенном виде: «Москва». 1966. № 11; 1967. № 1). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также ценнейший художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Задуманный с самого начала как «роман о дьяволе» (под таким названием он упоминается в переписке Булгакова с близкими ему людьми), «Мастер и Маргарита» лишь постепенно обрел своих истинных героев, обозначенных в его заглавии. Новые герои органично вошли в ранее сложившуюся фабулу, где уже действовал Воланд и его свита. Тема «дьяволиады», начатая Булгаковым в 20-е, нашла свое завершение в московских сценах романа. Истекшие годы еще резче выявили в облике людей печальные последствия духовной и культурной самоизоляции, «нового общества», революционной нетерпимости, отбрасывания целых пластов всемирной истории ради ложно понятых ценностей. Похождения Воланда и его свиты в Москве позволили писателю оттенить все несовершенство земного мира, начиная с отнюдь не безобидного отрицания существования Бога и дьявола (Берлиоз, Иван Бездомный) и кончая такими известными общественными и человеческими пороками, как взяточничество (Босой), стяжательство (буфетчик варьете), воровство под маской респектабельности (Арчибальд Арчибальдович), приспособленчество и зависть (литераторы), нравственная нечистоплотность (Лиходеев, Семплеяров), «пустое место» вместо руководителя (Прохор Петрович) и т. д. Московские эпизоды романа - это пиршество сатиры Булгакова, но сатиры (и в этом ее особенность) веселой, не злобной, не исключающей и возможности преодоления порока. Автор не знает пощады лишь там, где обнаруживаются трусость, предательство, донос (критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель).

Основополагающей для нравственно-философской концепции романа является мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени; в их постоянном и неизбежном сопутствии друг другу - залог гармонии бытия. Утверждению этой идеи служат и библейские главы романа, где ощутимо влияние книг Э. Ренана, Ф. Фаррара, Д. Штрауса, Г. Буассье и др. В центре этих глав - своеобразный поединок между прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и «безумным философом» Иешуа Га-Ноцри. Обращение Булгакова к библейским мотивам для выяснения сложнейших нравственных проблем наводит исследователей на мысль об использовании им опыта автора «Братьев Карамазовых», опыта создания Достоевским «Легенды о великом инквизиторе». Тем более что имя Достоевского упоминается в романе вопреки официальному отношению в те годы к этому писателю, тоже оказавшемуся неугодным революционной эпохе. Библейские мотивы у Булгакова так или иначе сопряжены с глубоким драматизмом его собственной судьбы. Это не значит, что автор отождествляет себя с Иешуа, такая параллель наблюдается скорее между Иешуа и Мастером. Образ последнего и связанная с ним тема одинокого, ненужного и не понятого миром творца имеет несомненное автобиографическое происхождение. «Покой», обретенный ценою ухода из земной жизни, - не единственный дар и утешение Мастеру. Высшей наградой для него является любовь его верной подруги Маргариты, имя которой подчеркнуто совпадает с героиней Гете. Однако, в отличие от гетевского «Фауста», сделку с дьяволом в булгаковском романе совершает сама Маргарита, как бы заранее предуготовленная к этой миссии (ведьмины черты в ее облике и поведении). Не в пример Мастеру, она хотя и по-своему, но активно сопротивляется миру низменных стремлений и страстей, не теряя при этом любви и милосердия. Наличие в романе героев, наиболее близких Булгакову (Иешуа, Мастер, Маргарита), все же не закрепляет за кем-либо из них исключительного права на выражение авторской точки зрения. В целом она может быть адекватно воспринята и осмыслена лишь с учетом всего многообразия персонажей романа. Злу реальному, часто торжествующему Булгаков противопоставляет не какого-либо «идеального» героя, а традиционные христианские ценности: творческий дар, любовь, сострадание, нравственный стоицизм. Эти ценности всеобщи и непреходящи, о чем свидетельствует опыт почти двух тысячелетий человеческой истории, отраженный в романе.

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор С. Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Б. В. Асафьев), «Дружба» (1937-38, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор И. О. Дунаевский) и др., это говорило скорее о неистощимости его творческий силы, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы «Батум» (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти.


Булгаковская энциклопедия. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич" в других словарях:

    Булгаков Михаил Афанасьевич - Русский писатель, драматург Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая (по старому стилю - 3 мая) 1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. В августе 1901 г., после окончания приготовительного … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Булгаков, Михаил Афанасьевич - Михаил Афанасьевич Булгаков. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 1940), русский писатель. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (поставлена в 1926), Бег (1926 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал… … Большая советская энциклопедия

    - (1891 1940) русский писатель. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (постановка в 1926), Бег (1926 28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах белого движения. Многие произведения писателя при… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков Дата рождения … Википедия

    - (1891 1940), русский писатель. В романе «Белая гвардия» (1925 27), пьесах «Дни Турбиных» (пост. 1926), «Бег» (1926 28, пост. 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны, крах Белого движения, драматическую судьбу русской эмиграции.… … Энциклопедический словарь

Жизнь и творчество М.А. Булгакова овеяны мистическим ореолом. Это один из самых загадочных писателей русской литературы. Продолжая в своем творчестве традиции Гоголя, автор приобрел и таинственность, присущую Николаю Васильевичу.

Возможно, все дело в том, что в своем творчестве он не боялся использовать образы нечистой силы, а, возможно, причина такой мистификации кроется в другом. Краткая биография Булгакова поможет разобраться в некоторых непонятных и интересных фактах из жизни прозаика, выяснить, какая была причина смерти.

Вконтакте

Жизнь и творчество Булгакова: начало пути

Михаил Афанасьевич появился на свет в Киеве , в семье доцента духовной академии. Всего в семье, где родился будущий великий писатель Булгаков, было семеро детей. Отец изучал западные религиозные вероисповедания и был специалистом в этой теме. В детские годы жизни Михаил Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание.

Отец заставил его выучить несколько языков, среди которых были немецкий, латынь, французский и английский. По окончании Киевской гимназии, писатель поступает на учебу в Киевский университет , на медицинский факультет. За год до окончания ВУЗа, Булгаков берет в жены Т.А. Лаппа.

В 1916 году Михаил Афанасьевич становится врачом, трудится в Смоленской губернии. Именно работая там, он накапливает свои впечатления для создания книги «Записки юного врача», которая поражает искренностью изображения будней уездного врача.

Это были нелегкие времена, тогда Булгаков пристрастился к морфию, отвыкнуть от которого оказалось очень сложно. Здесь ему очень помогла жена, которая помогла избавиться от вредной привычки.

В 1918 году Михаил Афанасьевич открывает собственную врачебную практику по лечению венерических заболеваний.

В годы Гражданской войны Булгакова, как военнообязанного, призывают в ряды армии. В 1919 году он вместе с белыми оказывается во Владикавказе, где заболевает и печатает свои первые произведения (фельетоны). Гражданская война воспринимается писателем как ужасное и братоубийственное действо. Отношение к этому событию нашло свое отражение во многих произведениях.

В 1921 году писатель переезжает на постоянное место жительства в Москву, где жил Булгаков до самой смерти.

Творчество М.А. Булгакова

Одной из главных своих тем Булгаков считал представление русской интеллигенции, как интеллектуальной элиты государства. Он мнил себя свободным в критике нелепостей и ошибок советской России и полагал, что именно в этом его долг сатирика. Первыми произведениями Булгакова были фельетоны и сборник рассказов «Записки юного врача». Позже появляются повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». В 1925 писатель заканчивает работу над романом «Белая гвардия», который стал повествованием о духовном пути интеллигенции в революции.

Через год на основе романа создана пьеса «Дни Турбиных». Позже в свет выходят «Бег», «Зойкина квартира».

Многие произведения печатались всего один раз, а некоторые пьесы Булгакова вовсе запрещались. Прозаика травили советские критики и политические деятели. Талантливого сценариста, вынуждали работать простым рабочим на сцене.

Чтобы снять с себя правительственную опалу, Булгаков написал пьесу «Батум». После автор вспоминает работу над этой пьесой, как своеобразную «продажу души».

С 1928 года вплоть до самой смерти писатель создает главное свое произведение, роман «Мастер и Маргарита» .

За Михаилом Афанасьевичем прочно закрепилась слава «буржуазного писателя». Советские критики не могли простить ему пренебрежительного и саркастического отношения к устоям страны советов. Это вылилось в настоящую травлю. Пьесы Булгакова не допускают к печати, и многие из них не выходят при жизни автора на сцену.

Резко отрицательно творчество Булгакова осуждал Сталин . Многие произведения получают клеймо «антисоветщины». Отношение писателя к подобным гонениям нашло свое выражение в романе «Мастер и Маргарита». Когда критик Латунский разбивает в пух и прах работу Мастера, Маргарита, приняв облик ведьмы, мстит ему.

Важно! В своем произведении о революции писатель досконально описал дом, где жил Булгаков в Киеве. Он сделал его одной из центральных сцен действия. По сюжету герои оставили в клад в этом доме. После выхода в свет романа, нашлось много желающих отыскать сокровища. Это привело к тому, что дом, где жил Булгаков, был разгромлен. К счастью, он уже не принадлежал его семье.

Дела сердечные

В 1925 году Булгаков встречает новую любовь, он разводится с женой и делает предложение Л.Е. Белозерской. Она вдохновляет его на написание следующих произведений:

  • «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Дьяволиада».

«Собачье сердце» спровоцировало обыск в доме Булгаковых. Рукопись повести отобрали, писатель очень долго добивался ее возвращения. В результате это произведение было опубликовано только через полвека.

Встреча Елены Сергеевны Шиловской с Булгаковым стала переломным моментом в жизни обоих. Она была богатой замужней дамой, муж ее – военачальник, а Михаил Афанасьевич на тот момент был нищим писателем, без намека на будущую громкую славу.

Но любовь поразила их обоих. Елена Сергеевна вдохновила М. Булгакова на написание главного романа его жизни, «Мастера и Маргариты».

Она сама стала Маргаритой. Писатель наделил героиню произведения чертами своей возлюбленной. Елена Сергеевна провела с Михаилом Афанасьевичем последние годы его жизни. И благодаря ей увидели свет многие произведения, которые при жизни писателя были под запретом.

Последний роман

За некоторое время до начала работы над своим финальным произведением Булгаков прочел книгу «Венедиктов, или Достопамятные события моей жизни», сюжет этой книги – противостояние молодого человека и дьявола, натолкнул его на мысль о подобном произведении. Роман «Мастер и Маргарита», который последним написал Булгаков, явился своеобразным итогом жизни и творчества Булгакова.

Произведение отличается интересной композицией. Главы, повествующие о жизни в Москве в конце 20-х годов, чередуются с главами повествования Мастера об Иешуа. Части, посвященные Москве, несут в себе остро сатирическую направленность. Булгаков высмеивает советское чиновничество, советский строй, критично изображает писательскую организацию МАССОЛИТ, в которой практически все заняты добыванием льгот.

В центре внимания писателя и читателей, несомненно, находится Воланд. Это удивительный персонаж, который олицетворяет собой справедливость и воздаяние за грехи. Известно, что в эпиграфе к роману Булгаков написал строки из «Фауста». Эти слова Мефистофеля призваны подчеркнуть двойственность дьявола в понимании писателя.

Воланд является гарантом справедливости, правильным судьей людей, творцом добра. Мировоззрение автора «Мастера и Маргариты» имеет во многом антихристианскую направленность, но есть в романе персонаж, который может противостоять нечистой силе и интуитивно обращается к русским святым, это Иван Бездомный (Понырев).

Внимание! В романе «Мастер и Маргарита» отразилась ищущая и противоречивая душа М.А. Булгакова, он вырос и сформировался как личность в кипящем интеллигентском обществе в период смены существующего в России устоя. Век атеизма и массовая нестабильность наложили глубокий отпечаток на все творения Булгакова.

Последние годы

С 1929 года пьесы Булгакова находились под полным запретом . В отчаянии он обращается к Сталину в письменном послании и просит позволения на выезд за границу, либо смягчения условий, в которые была поставлена его работа.

Сталин пошел навстречу писателю в этом вопросе. И у него появилась возможность работать в театрах.

Во второй половине 30-х годов Булгаков начал терять зрение, обострилась болезнь почек. Он продолжает принимать морфий в качестве лекарства, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания.

Гипертонический нефросклероз потихоньку отнимает силы у Михаила Афанасьевича. Известно, что болезнь эта досталась ему по наследству от отца, причиной смерти которого также был этот недуг. Последний раз Булгаков работает над романом о Мастере 13 февраля , спустя почти месяц его не станет.

Из-за того, что в своем творчестве Булгаков прибегал к теме нечистой силы, о нем ходили слухи, что он заключил сделку с самим дьяволом. Писателя обвиняли в оккультизме и отношениях с нечистью. Многие предполагали, что это и есть причина смерти. Другая версия, которую массово поддерживали люди, заключалась в том, что писатель был заядлым морфинистом, и именно это свело его в могилу. В смерти Булгакова видели что-то мистическое.

Похороны писателя прошли на Новодевичьем кладбище. Место, где похоронен Михаил Афанасьевич Булгаков, находится неподалеку от могилы столь любимого им Гоголя. По настоянию его жены на могилу вместо памятника поставили огромную мраморную глыбу, которая некогда охраняла вечный сон Н.В. Гоголя.

Музей

Дом, в котором Булгаков некоторое время жил, находясь в Москве, сейчас является музеем, который носит имя Михаила Афанасьевича. В нем содержатся различные интересные экспонаты, которые принадлежали писателю. Иногда в музее организуют выставки, сотрудники рассказывают интересные факты из жизни гения.

Краткая биография Булгакова помогла нам разобраться в жизни и творчестве прозаика. Романы Михаила Афанасьевича Булгакова заставляют читателей плакать и смеяться вот уже много лет. Его творчество относительно недавно стало доступно для широкой публики. Удивительно, как человек, перенесший столько испытаний и гонений, не согласился идти на сделки с совестью и сумел не потерять чувство собственного достоинства. Остается надеяться, что место, где похоронен Булгаков, подарило ему тот самый покой, о котором он так мечтал.

Жизнь и творчество Булгакова оставили неизгладимый след в памяти современников.

Краткая биография Булгакова

История жизни и творчества Михаила Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891 - 10 марта 1940) родился в Киеве в семье доцента духовной семинарии. Был крещен своим же отцом, который посчитал нужным дать сыну имя в честь хранителя Киева — архистратига Михаила.

Детство

В семье Булгаковых воспитывалось 7 детей, из которых Михаил был старшим. Как вспоминал в будущем писатель, мать относилась к ним со всей строгостью. Дети получали точное понятие, что такое зло и добро. Отец, в свою очередь, старался им привить большую любовь к науке.

Дом семьи Булгаковых располагался на Андреевском спуске, который знаменит своей энергетикой и неимоверными пейзажами. Мальчик с юных лет рос в особой атмосфере свободы и красоты.

До 9 лет Михаил получал домашнее образование, а затем отправился на обучение в Александровскую гимназию, где в начале 20 века преподавали самые сильные учителя Киева. Именно гимназийный период ознаменовался первыми творческими порывами будущего писателя: Михаил проявил себя как талантливый юный поэт и прозаик, а также — карикатурист и музыкант.

Юношество

После окончания гимназии вопрос о продолжении образования решался просто: в семье Булгаковых было много родственников-врачей. Да и смерть отца Афанасия от почечной болезни повлияла на выбор юноши. Михаил всегда проявлял интерес к тому, как «устроен человек». Уже на втором курсе он оставил холостяцкую жизнь, женившись на выпускнице гимназии Татьяне Лаппа.

Планы на обучение прервала Первая мировая война. Михаил принял решение работать в госпитале, но уже осенью получил назначение в Смоленскую губернию. Так он стал земским врачом.

Молодые годы

Военное время оказалось удручающим: среди заболевших часто встречалась дифтерия. Булгакову приходилось оказывать помощь каждому нуждающемуся. От этого пострадал и он сам, заразившись дифтерийной палочкой от больного мальчика. Спасительным лекарством оказался морфий. Михаил смог вылечиться от дифтерии, но не смог отказаться от наркотического вещества. Уже вскоре ежедневно ему требовалось вводить две дозы.

Находясь в наркотическом угаре, писатель садился за стол и пытался на бумаге передать все то, что «посещало» его голову в тот момент. И только благодаря жене он смог избавиться от пагубной привычки.

Доктор в отставке

После первой мировой войны многие представители интеллигенции покидали Россию. На то время Михаил нес службу военного врача на Северном Кавказе. Тяжелый тиф, сваливший писателя, не дал ему возможности вовремя эмигрировать из страны. Уже потом он не раз ставил в упрек своей жене то, что она не приняла решение и не вывезла его за границу. Причиной такого желания были особые взгляды Булгакова, которые шли вразрез с политическими верхами. Это четко можно проследить в его первых масштабных произведениях «Роковые яйца», «Собачье сердце, «Зойкина квартира».

Интересный факт: уважаемый профессор Преображенский из «Собачьего сердца» имел своего реального прототипа. Им стал дядя Михаила Булгакова, врач Николай Покровский. Само произведение было впервые опубликовано только в 1987 году.

В 1919 году писатель покинул медицинскую практику и женился снова. Его супругой стала Любовь Белозерская. Многие ошибочно считают, что произведение «Мастер и Маргарита», Булгаков посвятил ей. На самом деле его музой была Елена Шиловская, которая в 1929 году «получила звание» третьей законной супружницы писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» стал настоящим отражением судьбы самого писателя. Несмотря на переплетение современного и исторического аспекта, ему было присвоено титул «Евангелия от Дьявола». Главный герой романа — Мастер, стал тем самым проводником между прошлым и настоящим: временами Понтия Пилата и современной Москвой 30-х годов.

В начале 30-х годов материальное состояние писателя желало лучшего. Ему пришлось написать письмо Сталину с просьбой или дать возможность работать ли разрешить выезд из страны. Так в жизни писателя появился театральный период. Им была написана даже пьеса о Сталине, которую запретили к постановке. Единственной пьесой, которая шла многие годы на сцене МХАТа, было произведение «Дни Турбиных».

В 1939 году Булгаков начинает снова употреблять морфий для снятия боли вследствие гипертонического нефросклероза. Именно эта болезнь была названа официальной причиной его смерти в марте 1940 года. Недруги поговаривали, что уход писателя ускорило его увлечение оккультизмом: нечистая сила предъявила свои права на его жизнь.