Пуччини где родился. Значение опер Пуччини. Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

Giacomo Puccini называют вторым после Giuseppe Verdi крупнейшим итальянским оперным композитором. Пуччини входит в число наиболее ярких представителей веризма – музыкального стиля, характерного для Италии конца 19-го и начала 20-го века. Название «веризм» произошло от слова «vero», то есть «правдивый», «истинный». Представители веризма стремились достоверно отображать социально-психологические конфликты, характерные для их исторической действительности.

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, он был одним из 7 детей. К тому времени семья Пуччини была настоящей музыкальной династией с более чем вековой историей. Отец Джакомо умер, когда ему было 5 лет, и мальчика отправили на обучение к композитору и дирижеру Фортунатто Маджи, который приходился ему дядей. Первый учитель Пуччини называл его плохим и недисциплинированным учеником, а за каждую фальшиво взятую ноту мальчик получал болезненный пинок по голени. От этого у Джакомо выработался рефлекс – всю оставшуюся жизнь при появлении фальши в исполнении он чувствовать боль в ноге.

С детских лет Джакомо Пуччини был вынужден работать певчим в церкви, а в 14 лет он уже стал церковным органистом. Прихожане восхищались тем, как он вплетал в свои импровизации народные тосканские напевы и оперные мелодии, однако представителям духовенства такое творчество не нравилось из-за чрезмерной театральности.

Пуччини закончил луккский Музыкальный институт имени Пачини и в 1880 году поступил в Миланскую консерваторию. Во время учебы он писал различные произведения и на выпускном экзамене исполнил лучшую из своих студенческих работ – Симфоническое каприччио. В 1883 году о Пуччини начали одобрительно отзываться в прессе, и сам он стал понимать, что его жанр – это не симфоническая инструментальная музыка, а театральные произведения, связанные с живыми действиями на сцене.

Первая опера Пуччини «Виллисы» была поставлена в 1884 году и привлекла внимание издателя партитур Джулио Рикорди, влиятельного человека, который и заказал у композитора новую оперу – «Эдгар». Мировую известность Джакомо Пуччини получил в 1896 году, когда написал оперу «Богема» по мотивам романа французского писателя и поэта Анри Мюрже. Одновременно с Пуччини оперу с аналогичным названием к тому же роману «Сцены из жизни богемы» писал другой итальянский композитор – Руджеро Леонкавалло. Из-за этой ситуации музыканты поссорились и прекратили общение.

В 1900 году Пуччини представил оперу «Тоска», которая и сегодня остается в числе наиболее популярных в мире. В 1904 году в Миланском театре «Ла Скала» представлена новая опера Джакомо Пуччини под названием «Мадам Баттерфляй», в ее исполнении участвовали выдающиеся певцы (Джузеппе де Лука, Джованни Дзенателло, Розина Сторкио), но спектакль оказался провальным. За месяц Пуччини обновил произведение, и его новая премьера стала триумфом – зрители семь раз вызывали композитора и актеров на сцену.

После «Мадам Баттерфляй» новые оперы появлялись все реже, а в 1903 году Джакомо Пуччини попал в аварию: композитор был серьезно увлечен только появившимися автомобилями. В 1909 году произошел громкий семейный скандал – ревнивая жена Пуччини обвинила композитора в связи с домработницей, из-за чего последняя покончила с собой. Родственники служанки отсудили у композитора немалую денежную сумму, а в 1912 году случился еще один удар – умер издатель Джулио Рикорди, немало сделавший для популяризации музыки Пуччини.

Композитор очень любил тосканские сигары и сигареты, и в 1923 году у него появились жалобы на боли в горле: врачи установили, что это был рак гортани. В 1924 году Джакомо Пуччини умер в Брюсселе в результате осложнений после операции, так и не закончив последний акт оперы «Турандот».

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Мике́ле Секо́ндо Мари́а Пуччи́ни (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка - 29 ноября 1924, Брюссель) - итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. Некоторые исследователи полагают, что он крупнейший после Верди итальянский оперный композитор.

Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье, одним из семи детей. Династия музыкантов в семье Пуччини была основана в Лукке прапрадедушкой Джакомо (1712-1781) и его тёзкой. После смерти отца, Микеле Пуччини (1813-1864), пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим, недисциплинированным учеником и, как пишет современный биограф композитора, награждал его болезненным пинком по голени за каждую фальшивую ноту, после чего у Пуччини всю жизнь рефлекторно возникала боль в ноге от фальшивых нот. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе.

Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».

В течение четырёх лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» была поставлена в 1884 году в театре Dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главы влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар» .

Третья его опера, «Манон Леско» , законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Руджеро Леонкавалло, вследствие чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться.

За «Богемой» последовала «Тоска» , премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Даркле, исполнявшей главную роль в этой опере, и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d’arte». Также он позволил Даркле, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска - брюнетка).

17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Дэвида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешиа состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз - триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.

После этого новые оперы стали появляться реже. В 1903 году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию. В 1909 году разразился скандал, связанный с тем, что страдающая припадками ревности жена композитора Эльвира обвинила домработницу Дорию Манфреди в любовной связи с Пуччини, после чего домработница покончила с собой. (Была ли связь на самом деле - неизвестно). Родственники Манфреди предъявили иск, и Пуччини заплатил назначенную судом сумму. В 1912 году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности.

Тем не менее, в 1910 году Пуччини закончил оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорил как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно, из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман) окончилась неудачей. В 1917 году Пуччини закончил переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»).

В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трёх одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия и фарс). Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская честь» , либо с оперой Леонкавалло «Паяцы» .

В конце 1923 года Пуччини, бывший большим любителем тосканских сигар и сигарет, начал жаловаться на хронические боли в горле. У него был диагностирован рак гортани, и доктора порекомендовали ему новое экспериментальное лечение, радиотерапию, которое предлагали в Брюсселе. Ни сам Пуччини, ни его жена не были в курсе остроты болезни, эта информация была передана только их сыну.

Пуччини скончался в Брюсселе 29 ноября 1924 года. Причиной смерти послужили осложнения, вызванные операцией, - неконтролируемое кровотечение вызвало инфаркт миокарда на следующий день после операции. Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижёр, близкий друг композитора Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижёр обернулся к публике и сказал: «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».

Незадолго до смерти Пуччини заметил в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Стиль

Необыкновенно одарённый мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Известны так называемые «пуччинивские октавы» - излюбленный и хорошо узнаваемый приём оркестровки, когда мелодию ведут в разных регистрах разные инструменты (или в пределах одной оркестровой группы). Гармонический язык композитора также очень интересен, есть типичные для композитора ходы, например, разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, параллельные квинты и т. п. Влияние музыки импрессионистов слышится в ярких тембральных решениях и постоянной игре оркестровыми красками. В «Тоске» мастерски применяются акустические эффекты, создающие иллюзию многомерного пространства. Особенно прекрасна мелодика Пуччини. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Моцарта, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире.

Последователи

Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей известный музыкальный критик Иван Соллертинский, отметив, что «самым ярым» представителем этого движения стал Имре Кальман. К «пуччиниистам» также принадлежали Франц Легар и Исаак Дунаевский. В произведениях Дмитрия Шостаковича иногда слышно влияние стиля Пуччини. В основном это касается схожего чувства кантилены и колористических приёмов оркестровки.

Отклики и мнения некоторых современников Пуччини

В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка - это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти».

Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta»): «„Богема“ не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать своё произведение ошибкой».

Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями».

Либреттист Иллика писал Пуччини: «Работать с вами, Джакомо, - это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений».

В 2006 году опера «старомодного мелодиста» «Богема» отметила своё стодесятилетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила.

В честь Пуччини назван кратер на Меркурии.

Политика

В отличие от Верди, Пуччини не участвовал в политической жизни страны. Его биограф писал, что в течение всей жизни. Другой биограф считает, что если бы Пуччини имел собственную политическую философию, то он скорее всего был бы монархистом

Во время первой мировой войны отсутствие интереса Пуччини к злободневым вопросам сослужило ему плохую службу. Его долгая дружба с Тосканини была прервана почти на десятилетие после замечания Пуччини летом 1914 года о том, что Италия выиграла бы от немецкой организованности. Пуччини продолжал работать на оперой La rondine , заказанной ему австрийским театром в 1913 году, и после того, как Италия и Австро-Венгрия стали врагами в 1914 (контракт, правда в конце концов был расторгнут). Пуччини не участвовал в общественной деятельности во время войны, но частным образом помогал людям и семьям, пострадавшим от войны

В 1919 году Пуччини получил заказ написать музыку на оду Фаусто Сальватори в честь побед Италии в первой мировой войне. Премьера этого произведения, Inno a Roma («Гимн Риму»), должна была состояться 21 апреля 1919 года, во время празднования годовщины основания Рима. Как бы то ни было, премьера была отложена до 1 июня 1919 и была исполнена на открытии соревнований по лёгкой атлетике. Хотя Гимн Риму не был написан для фашистов, он широко использовался во время уличных парадов и общественных церемоний, проводимых итальянскими фашистами.

В последний год жизни у Пуччини было несколько контактов с Бенито Муссолини и другими членами фашистской партии Италии, и Пуччини даже стал её почётным членом. С другой стороны, сведения о том, был ли Пуччини реально членом фашистской партии, противоречивы. Итальянский сенат по традиции включал нескольких членов, назначенных в свете их вклада в культуру страны. Пуччини надеялся заслужить эту честь (так, как ранее заслужил её Верди) и задействовал имеющиеся у него связи с этой целью. Хотя почётные сенаторы обладали правом голоса, нет свидетельств о том, что Пуччини искал это назначение для того, чтобы использовать право голоса. Пуччини мечтал основать национальный театр в родном Виареджо и, разумеется, для этого проекта ему требовалась поддержка правительства. Пуччини встречался с Муссолини дважды, в ноябре и декабре 1923 года. Хотя театр так и не был основан, Пуччини получил титул сенатора (senatore a vita ) за несколько месяцев до смерти.

В то время, когда Пуччини встречался с Муссолини, тот находился на посту премьер-министра около года, но его партия ещё не получила полный контроль над парламентом. Муссолини объявил о прекращении представительского стиля правления и начале фашистской диктатуры в своей речи, обращённой к палате депутатов, 3 января 1925 года, уже после смерти композитора

Оперы

  • «Виллисы» (итал. Le Villi) , 1884. Премьера одноактной оперы состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. По одноименному рассказу Альфонсо Карра о русалках-вилиях.
  • «Эдгар» (итал. Edgar), 1889. Премьера оперы в 4 актах состоялась 21 апреля 1889 года в театре Ла Скала, Милан. На основе пьесы «La Coupe et les lèvres» Альфреда де Мюссе
  • «Манон Леско» (итал. Manon Lescaut), 1893. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1893 года в театре Regio, Турин. По одноименному роману аббата Прево
  • «Богема» (итал. La bohème), 1896. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года в театре Regio, Турин. По книге Анри Мюрже «Scènes de la vie de Bohème»
  • «То́ска» (итал. Tosca), 1900. Премьера оперы состоялась 14 января 1900 года в театре «Костанци», Рим. По пьесе Викторьена Сарду «La Tosca»
  • «Мадам Баттерфляй» (итал. Madama Butterfly). Премьера оперы в 2 актах состоялась 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе Дэвида Беласко. В России опера шла также под названием «Чио-Чио-сан»
  • «Девушка с Запада» (итал. La fanciulla del West), 1910. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк. По пьесе Д. Беласко «The Girl of the Golden West».
  • «Ласточка» (итал. La rondine), 1917. Премьера оперы состоялась 27 марта 1917 года в театре Opéra, Монте Карло.
  • Триптих: «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (итал. Il Trittico: Il Tabarro, Suor Angelica, Gianni Schicchi), 1918. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк.
  • «Турандот» (итал. Turandot). Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе К. Гоцци. Осталась незаконченной в связи со смертью композитора, завершена Ф. Альфано в 1926 году.

Изучение наследия Пуччини

В 1996 году в Лукке был основан «Centro Studi Giacomo Puccini» (центр изучения Джакомо Пуччини), охватывающий широкий круг подходов к изучению творчества Пуччини. В США American Center for Puccini Studies специализируется на необычных исполнениях работ композитора и открывает публике неоценённые ранее или неизвестные отрывки работ Пуччини. Этот центр был основан в 2004 году певцом и дирижёром Гарри Дунстаном.

Итальянский композитор Джакомо Пуччини (Puccini) родился 22 декабря 1858 года в городе Л укка в семье музыканта.

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, Джакомо Пуччини в шесть лет потерял отца - органиста регента Луккского собора. Учился в местном институте "Пачини" и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил с первой оперой "Виллисы" , имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 опера "Манон Леско". Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 узаконила свои отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 Пуччини живёт в Торре дель Лаго и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Джакомо Пуччини достиг международной известности, выдержал нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершил многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.

Первые две оперы: "Виллисы" (1884), на сюжет Гейне и "Эдгар" (1889), Милан - традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини. Тем не менее премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Композито ром заинтересовался издатель Рикорди, ставший покровителем и другом .

"Манон Леско" (1893), Турин, либретто Иллики, Оливы, Праги, Риккорди по роману Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" отличается от первых опер Пуччини большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия — напевная, гибкая, богатая ри тмически. В центре оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, 1 февраля 1893, «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.
"Богема" - 1896, Турин, либретто Иллики и Джакозы по повести Мюрже "Сцены из жизни богемы" - э
то шедевр, который мог и не появиться на свет. Дело в том, что приятель композитора Руджеро Леонкавалло уже начал сочинять оперу на тот же сюжет. В одном из миланских кафе, когда Пуччини сообщил Леонкавалло о том, что тоже облюбовал эту историю, между друзьями происходит ссора. Но упрямство и целеустремленность Пуччини были столь велики, что он пошел на разрыв с коллегой, но от намерения не отступил. Опера Леонкавалло появилась годом позже, но выдержать сравнения с произведением Пуччини не смогла.



Либретто во многом отличается от нашумевшего романа Мюрже, опубликованного в 1851. Если в первоисточнике повествование ведется как бы ироничным отстраненным наблюдателем (что отражено и в названии «сцены»), то в опере все звучит более лирично и интимно. Образ героини объединил черты героинь романа - типичной парижской мидинетки Мими и обаятельной героини рассказа «Муфта Франсины».



К абсолютным мелодическим шедеврам относится вся большая лирическая сцена знакомства главных героев в 1-м акте, состоящая из 2-х арий Рудольфа и Мими ("Che gelida manina" и "Mi chiamano Mimi") и их дуэтного обрамления. В опере есть еще ряд ярчайших мелодических эпизодов - вальс Мюзетты из 2-го акта, трогательный ариозный эпизод «прощания с плащом» Коллена "Vecchia zimara, senti" из 4-го. Не может оставить никого равнодушным и финальная сцена смерти героини.

Достаточно сдержанный прием на премьере (типичный для многих новаторских произведений) довольно быстро перерос в успех, и успех не скоротечный и случайный, а прочный и безусловный.

Премьерным спектаклем Богемы дирижировал Артуро Тосканини, с которым композитора в дальнейшем связывала прочная творческая дружба. Опера вскоре перешагнула пределы Италии. Уже в 1897 состоялись английская премьера в Манчестере, немецкая в берлинской Кроль-опере, австрийская в Театре ан дер Вин, американская в Лос-Анджелесе. В том же году Богема прозвучала и на русской сцене в мамонтовской Московской частной русской опере (в главных партиях были заняты Цветкова и Секар-Рожанский). Цветкова была замечательным интерпретатором образа Мими. По свидетельству жены Шаляпина, великий певец плакал на генеральной репетиции оперы во время финальной сцены. Среди русских постановок начала века особо надо отметить премьеру 1911 в БТ. Этот спектакль сталь единственной режиссерской работой Собинова, он же исполнил партию Рудольфа, а в роли Мими выступала замечательная певица Нежданова.



"Тоска" - либретто Джакозы и Иллики по драме Сарду. Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900. Оперу Пуччини подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных сцен. Но не это определило успех «Тоски» у публики — покорила красивая, выразительная музыка, неразрывно связанная с действием. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры.

Заключительное действие начинается довольно спокойно. За сценой звучит ранняя утренняя песнь пастушонка. Сценой этого действия является крыша тюремного замка Сант-Анджело в Риме, куда для казни должен быть приведен Каварадосси. Ему дается короткое время, чтобы приготовится к смерти. Он пишет последнее письмо любимой Тоске и поет душераздирающую арию «E lucevan le stelle» («В небе звезды горели»).



Появляется Тоска и показывает ему спасительные пропуска, которые ей удалось добыть у Скарпиа. Тоска рассказывает Каварадосси, как она убила вероломного шефа полиции; и влюбленные поют страстный дуэт, предвкушая свое счастливое будущее. Тоска объясняет, что для побега Каварадосси должен пройти фарс ложной казни. Появляется расчет, ведомый Сполеттой. Марио встает перед ним. Они стреляют. Он падает. Солдаты уходят. Тоска падает на тело своего убитого возлюбленного. Только теперь она осознает, что Скарпиа коварно обманул ее: патроны были настоящими, и Каварадосси лежит мертвый. Рыдая над трупом Каварадосси, молодая женщина не слышит шагов возвратившихся солдат: они обнаружили, что Скарпиа убит. Сполетта пытается схватить Тоску, но она отталкивает его, вспрыгивает на парапет и бросается с крыши замка. Пока в оркестре гремит прощальный мотив предсмертной арии Марио, солдаты стоят замершие в ужасе.

Maria Callas. Madama Butterfly.

"Мадам Баттерфляй" (1904) Милан, либретто Иллики и Джакозы по драме Беласко.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.



«А как поют индейцы?» — спрашивал себя композитор, посмотрев драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей в Нью-Йорке . В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию «Тоски» — в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций. "Девушка с Запада" - либретто Чивиннини и Зангарини по драме Беласко. Премьера в Нью-Йорке 10 декабря 1910года была сенсацией. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, в которых раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада».

Второе десятилетие XX века было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны ослабила его творческую активность. Лирическая комедия « Ласточка» (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора.

Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы — Л. Толстого, Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха — цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер.




ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: КОЗЕРОГ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИТАЛЬЯНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: ОТ РОМАНТИЗМА ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДО РЕАЛИЗМА

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ЭРОТИЧЕСКОМ ТРиЛЛЕРЕ РОКОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ» (1987) НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ФИЛЬМА

МУДРЫЕ СЛОВА: «МНЕ БЕЗ ДЕРЕВНИ НЕЛЬЗЯ, ДЛЯ МЕНЯ ОНА - НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. ЭТО ПОХОЖЕ НА ТО, КОГДА СИЛЬНО ХОЧЕШЬ В ТУАЛЕТ, А ТАМ ЗАНЯТО, И ТЕБЯ НЕ ПУСКАЮТ».

Джакомо Пуччини прожил жизнь бурную и насыщенную, в которой чего только не было - и трагедия, и комедия, и лихие крайности. Запретная любовь? Пожалуйста. Смертельный риск? Ставим галочку. Победа над превратностями судьбы? И это тоже.

Не случайно его оперы изобилуют врезающимися в память персонажами, включая завистливых оперных певцов, бесчувственных офицеров, злокозненных принцесс и вероломных полицейских. Известная вредина, принцесса Турандот, и кротчайшая, покорнейшая мадам Баттерфляй, доведенная до самоубийства, - продукты воображения Пуччини, но обе имели реальных прототипов в жизни своего создателя.

И это лишь подтверждает справедливость старинного присловья: пиши о том, что хорошо знаешь.

ПЛОХОЙ ПАРЕНЬ ИЗ ЛУККИ

В городе Лукка семью Пуччини знали как музыкальную династию. Когда у Микеле и Альбины Пуччини в 1858 году родился первенец, его нарекли Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария в честь его музыкальных предков. После смерти Микеле Пуччини главной надеждой семьи стал пятилетний Джакомо, который, однако, не торопился осознать важность возложенной на него миссии. Его отдали в музыкальную школу в Лукке, но преподаватели постоянно жаловались на лень и непослушание мальчика. Он даже выламывал трубы из церковного органа и продавал их на металлолом, а на вырученные деньги покупал сигареты. Будучи церковным органистом, кражу он покрывал, переделывая гимны так, чтобы недостаток труб не был заметен.

Тем не менее Пуччини был готов продолжить семейный музыкальный бизнес в родном городе. И продолжил бы, если бы в 1876 году не отправился в Пизу - тридцать километров пешком, и все ради того, чтобы посмотреть «Аиду» Джузеппе Верди. «Для меня словно открылось окно в музыку», - вспоминал он. Опера навсегда останется его главной страстью. Он принялся экономить, и к 1880 году наскреб достаточно денег, чтобы держать экзамен в Миланскую консерваторию. Как и Верди, он столкнулся с проблемой ограничений по возрасту, но, в отличие от Верди, его подготовку сочли удовлетворительной и в консерваторию приняли. Несмотря на все уступки и поблажки со стороны преподавателей, Пуччини и в Милане оставался нерадивым студентом, от исключения его спасал только выдающийся талант.

В 1882 году Пуччини услыхал о конкурсе одноактных опер и решил попробовать свои силы. Конкурс он не выиграл, хотя и был упомянут как достойный участник, но некие меценаты работу Пуччини - оперу «Виллисы» - одобрили и в 1884 году спонсировали постановку этого произведения. На спектакле присутствовал Джулио Рикорди, знаменитый патриарх итальянской нотной печати. Опера ему понравилась, и он заказал молодому композитору новое сочинение.

ЭЛЬВИРА, МОЕ СЕРДЦЕ ПЫЛАЕТ!

Пуччини ухватился бы за это предложение обеими руками, но известие о том, что его мать при смерти, позвало его домой. Похоронив мать, утешив сестер и распродав имущество, Пуччини однако не торопился покидать Лукку. Миланские друзья не понимали, почему он тянет с возвращением, им было невдомек, что Пуччини влюбился, да еще в замужнюю женщину, Эльвиру Бонтури Джеминьяни, модную и образованную жену одноклассника композитора.

Естественно, сплетники обрадовались поживе. Сестры Пуччини умоляли его не позорить семью. Он, как всегда, не послушался, и Эльвира забеременела от него. Скандал разразился осенью 1886 года, когда любовники бежали из города. Консервативная Лукка была в ужасе. Респектабельные сестры Пуччини - особенно монахиня Иджиния - не знали, куда деваться от бесчестья. Взбешенный муж Эльвиры сыпал угрозами, так что влюбленным пришлось скрывать место своего пребывания.

Все эти страсти, рождение внебрачного сына, бесконечные перепалки с родней, как композитора, так и Эльвиры, задержали появление следующего оперного произведения Пуччини. Опера «Эдгар» была исполнена только в 1889 году, она разочаровала публику и более никогда не возобновлялась. Рикорди, однако, не поставил крест на Пуччини. Он заказал ему новую оперу, и композитор принялся работать над «Манон Леско». В поисках тишины и уединения Пуччини присмотрел для проживания приморскую деревушку Торре дель Лаго. Он любил тишину, безлюдье и хорошую охоту. Эльвира же все перечисленное ненавидела. Модная, изысканная Эльвира в допотопной рыбацкой деревне? Представить страшно.

Премьера «Манон Леско» состоялась в 1893 году, и это был первый и безусловный успех в карьере Пуччини. За «Манон Леско» последовали не менее прекрасные «Богема» в 1896-м и «Тоска» в 1900 году. Авторские отчисления текли рекой, и Пуччини знал, как ими распорядиться. Он носил безупречные костюмы, шляпы и обувь; строил дома, один комфортабельнее другого. Он сделался заядлым автомобилистом и обожал все, что связано с автомобилями.

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА МИРОВОГО КЛАССА

Деньги и успех, по идее, должны были радовать Эльвиру, но ее ничего не радовало. Житейские невзгоды и распри с родней превратили Эльвиру в стареющую и безумно ревнивую стерву. Впрочем, основания для ревности у нее имелись. В 1900 году Пуччини влюбился в молодую женщину по имени Коринна. (Ни фамилии, ни возраста этой женщины источники не сообщают.)

Эльвира перепробовала все, от семейных скандалов до голодовки, но Пуччини не прекратил встречаться с Коринной. И вот однажды, когда Пуччини в очередной раз «отправился на охоту», Эльвира поспешила в соседнюю деревню, где, по ее подозрениям, влюбленные голубки свили себе гнездо. Мужа на «месте преступления» она не застала, Пуччини уже уехал, Коринна же как раз садилась в экипаж. Эльвира с воплями подбежала к экипажу и начала тыкать в Коринну зонтиком. Кучер хлестнул лошадей с намерением избавиться от сумасшедшей тетки, и элегантная Эльвира упала в грязь. Это ее добило. Домой она вернулась раньше мужа, и стоило «охотнику» войти в дверь, как Эльвира набросилась на него, молотя кулаками и царапаясь, как кошка. Потом глубокие царапины на лице Пуччини объяснял падением в ежевичный куст. Ему никто не поверил.

Некоторое время спустя Пуччини и Эльвира с сыном Тонио и шофером ехали домой туманной ночью. Шофер не заметил поворот, машина съехала в канаву и перевернулась. Эльвира и Тонио отделались испугом и синяками, шофер сломал ногу. А Пуччини нигде не могли найти. В конце концов композитора, лишившегося чувств, обнаружили под машиной, ему раздавило ногу. Вызванный врач констатировал перелом большой берцовой кости. Пуччини много месяцев провел в постели, а потом до конца жизни ходил с палкой.

И словно ему мало было, на следующий день после аварии умер Джеминьяни, муж Эльвиры. Сестры умоляли Пуччини жениться на Эльвире, он колебался. Коринна угрожала судебным иском по обвинению в ложных обещаниях. В результате Пуччини уломали, он откупился от Коринны и женился на любовнице, с которой успел прожить восемнадцать лет. «Иджиния будет довольна», - говорил он.

И ТРАГЕДИЯ - МИРОВОГО КЛАССА

Среди этих треволнений Пуччини все же умудрился завершить новую оперу - «Мадам Баттерфляй». Через день после свадьбы он уехал из Торре дель Лаго в Милан на репетиции (так медовый месяц закончился, не успев начаться). Пуччини возлагал большие надежды на «Мадам Баттерфляй», однако премьера обернулась вопиющим провалом. Рикорди увидел в случившемся козни недоброжелателей Пуччини, якобы настроивших публику против композитора, но Пуччини признал серьезные недоработки в опере. Четыре месяца он ее переделывал, а затем представил на суд зрителей новый вариант - к полному восторгу публики. С тех пор «Мадам Баттерфляй» не сходит со сцены.

Свидетельство о браке не смягчило нрав Эльвиры. Она читала почту мужа, подслушивала под дверью и следила за Пуччини, когда он выходил из дома. На гастролях Эльвира обыскивала одежду мужа в поисках порочащих улик и однажды в Нью-Йорке закатила скандал, обнаружив за лентой мужниной шляпы записку от дамы, с которой супруги познакомились на званом ужине. Затем Эльвира вообразила, что Пуччини спит со служанкой Дорией Манфреди. Пуччини и Дория все отрицали, Эльвира им не верила. В Торе дель Лаго она ходила за Дорией по пятам, обзывала ее шлюхой и заявлялась к ней домой, выкрикивая ругательства. Честь семьи в деревенской Италии была делом серьезным; братья Дории грозили Пуччини расправой за растление невинной девушки. Отчаявшаяся Дория купила в аптеке ядовитую протраву, выпила и, промучившись пять дней, умерла.

Потрясенный Пуччини едва не наложил на себя руки; зато Эльвира и не думала каяться, она принялась распускать слухи о неудачном аборте, который якобы и стал причиной смерти Дории. Когда вскрытие показало, что Дория умерла девственницей, ее семья подала иск против Эльвиры. Суд, получивший широчайшую огласку в прессе, приговорил Эльвиру к пяти месяцам тюрьмы и весомому штрафу. Адвокаты Пуччини убедили родственников Дории отозвать иск в обмен на крупную сумму, и суд аннулировал приговор.

Супруги на время разъехались, но потом Пуччини вернулся к Эльвире. Трудно понять, почему они продолжали жить вместе после стольких несчастий. Наверное, все дело в привычке.

ПОДРОСТКОМ ПУЧЧИНИ ВОРОВАЛ ТРУБЫ ИЗ ЦЕРКОВНОГО ОРГАНА, ПРОДАВАЛ ИХ НА МЕТАЛЛОЛОМ, А НА ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПОКУПАЛ СИГАРЕТЫ.

Первая мировая война не слишком взволновала Пуччини, в отличие от его друга, Артуро Тосканини, военный оркестр которого однажды играл так близко от линии фронта, что инструменты музыкантов повредило шрапнелью. (Тосканини дирижировал на премьерах многих опер Пуччини, однако, взбешенный равнодушием композитора к кровопролитию, прекратил общаться с ним на долгие годы.)

Следующую оперу Пуччини решил написать на сюжет пьесы Карло Гоцци «Турандот». Но партитуру закончить не успел - его срочно отвезли в Брюссель на лечение. Годами он страдал от болей в горле, которые списывали то на ларингит, то на простуду, пока доктора не диагностировали рак горла. Единственной надеждой была операция и экспериментальная радиотерапия. Не помогло ни то, ни другое, и 29 ноября 1924 года Пуччини не стало.

Партитура «Турандот» осталась незавершенной. В апреле 1926 года Тосканини дирижировал премьерой «Турандот» в миланском «Ла Скала». Примерно на середине третьего акта, там, где обрывается партитура Пуччини, дирижер остановил оркестр, отложил палочку и повернулся к залу. «Здесь опера кончается, - объявил он, - потому что на этих нотах маэстро умер». Лишь на следующий вечер оперу исполнили целиком - финал дописал Франко Альфано, основываясь на черновиках Пуччини. «Турандот» - не самая популярная опера Пуччини; в рейтинге наиболее часто исполняемых опер в Северной Америке «Мадам Баттерфляй», «Богема» и «Тоска» занимают 1 - ю, 2-ю и 8-ю строчки соответственно, «Турандот» же довольствуется скромным 12-м местом. Но Пуччини удалось создать поистине бессмертное музыкальное произведение - чарующую арию Nessun dorma («Пусть никто не спит»), которую знают и любят во всем мире спустя много-много лет после кончины композитора.

ТОСКА СКОК-ПОСКОК

Опера «Тоска», как известно, заканчивается тем, что главная героиня бросается с высокой башни. Обычно сопрано, исполняющие эту партию, прыгают в широкое отверстие в задней части сцены на заранее подготовленные матрасы. Но, согласно оперной легенде, один из спектаклей в Чикагском городском оперном театре (Лирической опере) английская певица Ева Тёрнер запомнила на всю жизнь: она приземлилась не на матрасы, а на батут. Тоску подбросило раза три или четыре к вящей радости публики. Осталось невыясненным, кто и, главное, с какой целью заменил матрасы батутом - то ли этот «кто-то» проявил чрезмерную заботу о безопасности, то ли решил проучить чересчур капризную примадонну.

Незадолго до Первой мировой войны Пуччини посетил Вагнеровский фестиваль в Байройте вместе со своей тогдашней любовницей Йозефиной фон Штенгель. Стараясь уберечь себя от внимания прессы и преследований Эльвиры, Пуччини зарегистрировался под чужим именем. Но композитора узнали, за его спиной начали шептаться. Кто-то указал на него Козиме Вагнер, и, когда она подошла к композитору представиться, попавший в отчаянное положение Пуччини решил не снимать маску. «Нет, я не Джакомо Пуччини», - заявил он и быстро удалился.

ПРИМИТЕ С УВЕРЕНИЯМИ В САМЫХ ЛУЧШИХ ЧУВСТВАХ

Пока между Пуччини и Тосканини длилась вражда, они прекратили всякие контакты друг с другом - за исключением одного случая на Рождество. В тот год Пуччини забыл вычеркнуть имя дирижера из списка друзей, которым он посылал по итальянской традиции рождественский пирог панеттоне. Осознав свою промашку, композитор отправил дирижеру телеграмму: «Панеттоне послан по ошибке. Пуччини». Тосканини ответил: «Панеттоне съеден по ошибке. Тосканини».

ОПЕРНЫЕ ЛИБРЕТТО

Текст оперы называется либретто, а либреттистом - тот, кто эти тексты пишет. В хорошем либретто, кроме строчек, которые можно спеть, имеется еще и крепкая драматическая интрига. Хотя многие оперы созданы по пьесам или романам, либреттисту часто приходится попотеть, адаптируя оригинальное литературное произведение. Написать трехактную оперу с ариями, дуэтами и хорами, да так, чтобы публика не заскучала, - это надо уметь.

Однако тяжкие труды либреттистов редко удостаиваются заслуженных похвал. Зрители идут на «Аиду» Верди и на «Так поступают все» Моцарта, а вовсе не на «Аиду» Антонио Гисланцониили на «Так поступают все» Лоренцо да Понте. Более того, многие композиторы нещадно шпыняют своих либреттистов. От Пуччини, например, его авторы стонали, он вымогал у них черновики и постоянно требовал переделать тот или иной отрывок.

Вагнер нашел выход из положения - он сам писал либретто для своих опер. Таким образом Вагнер смог избавиться от ряда проблем, в том числе от необходимости платить либреттисту, однако страдало качество текста. Еще при жизни Вагнера критики клеймили его стихи как претенциозные и нудные, а если учесть, что «Гибель богов» длится пять часов, литературный редактор этой опере определенно не помешал бы.

Так что, когда в следующий раз вы окажетесь в опере, не забудьте отдать дань уважения невоспетому либреттисту. Он вложил в эти строчки массу сил и времени - и без этого каторжного труда, возможно, никакая, даже самая расчудесная музыка не спасла бы оперу от провала.

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Джакомо Казанова ВОЯЖ В ДЮНКЕРК Из прилагаемой истории читателю станет ясно, почему Казанова вошел в историю не как шпион, а как международный авантюрист и любовник. В этом рассказе он сам повествует об одной из своих шпионских операций. Имея при себе большой багаж и

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

2 апреля. Родился Джакомо Казанова (1725) Необычайные приключения итальянца в России Венецианец Джакомо Казанова, чье 285-летие 2 апреля 2010 года отметил крещеный мир, для русских особенно значим, и не только потому, что его мемуары, издававшиеся в советское время, были для нас

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Казанова джакомо Полное имя Джакомо Джироламо Казанова де Сейнгальт (род. в 1725 г. - ум. в 1798 г.)Венецианский авантюрист международного масштаба, солдат, писатель и тайный агент на службе у французского короля Людовика XV. Автор и герой всемирно известных воспоминаний,

Из книги Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765-1766 автора Казанова Джакомо

Джакомо Казанова Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766 Печатается по изданию: Записки венецианца Казановы о пребывании его в России, 1765–1766. Русская старина, 1874. Т. IX. Орфография и пунктуация оригинала

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Джакомо Мейербер Олигарх мировой оперы Эта история такова, что в ней самое главное - уточнять.Ее герой - один из немногих. Точнее - один из немногих, обладающих властью. Еще точнее - обладающих огромной властью, которая далеко не всем сразу заметна. Одним словом -

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

ПРОФЕССОР ДЖАКОМО ТРОМБАРА Внешнеполитические проблемы сильно отвлекали Александра I от положения в стране. Поэтому Бетанкуру часто приходилось общаться не с самим царём, проявлявшим интерес к мельчайшим подробностям жизни Института Корпуса инженеров путей сообщения,

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Любовные похождения Джакомо Казановы автора Казанова Джакомо

Джакомо Казанова Устрицы в декольте и волосы на десерт Главным смыслом всей моей жизни было взращивание чувственности: на мой взгляд, нет ничего более важного. Я чувствовал себя рожденным для женщин, всегда любил женщин и старался как можно чаще предаваться этой великой

Из книги Записки непутевого резидента, или Will-o’- the-wisp автора Любимов Михаил Петрович

История Джакомо Казановы де Сенгальт, венецианца, написанная им самим в замке Дукс, в Богемииа Ne quicquam sapit quis ibi non

«Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра», – так сформулировал свое творческое кредо Джакомо Пуччини. Его иногда называют последним великим оперным композитором – и действительно, после смерти равного ему на этом поприще среди современников не было.

Связать свою творческую жизнь именно с оперным жанром Пуччини решил в восемнадцатилетнем возрасте, послушав в Пизе «Аиду» Джузеппе Верди (для этого ему пришлось пройти пешком четыре десятка километров), но композиторская судьба была ему предначертана еще до рождения. В его семье композиторская профессия и почетное звание «музыканта республики Лукка» передавалось из поколения в поколение с XVIII столетия от отца к старшему сыну. Его матери – многодетной вдове – было нелегко дать ему музыкальное образование, но на помощь пришел ее брат – церковный органист, ставший для Джакомо первым учителем. С десятилетнего возраста мальчик играл на органе в церкви и пел в хоре – предполагалось, что он, подобно предкам, станет церковным композитором и органистом, но после судьбоносного посещения оперного театра в Пизе он принял решение посвятить жизнь созданию опер, и четыре года спустя – благодаря материальной помощи двоюродного дяди – стал студентом Миланской консерватории. Его наставником стал Амилькаре Понкьелли, который всецело поддерживал ученика в желании создавать оперы, понимая, что симфоническая музыка – это не то поприще, на котором талант Пуччини может раскрыться в полной мере.

В студенческие годы – в 1882 г. – он представил свое первое сочинение в оперном жанре – «Виллисы» – на конкурс одноактных опер. Победителем он не стал, но в 1884 г. произведение увидело свет рампы и имело большой успех – автора восемнадцать раз вызывали на сцену. На произведение обратил внимание Джулио Рикорди, и по заказу этого издателя композитор создал новую оперу – «Эдгар», представленную публике впервые в 1889 г. Успеха она не имела, позднее автор неоднократно перерабатывал оперу, но это не сделало ее более популярной, да и автор со временем окончательно в ней разочаровался.

Неуспех «Эдгара» ухудшил и без того сложное материальное положение Пуччини: связь композитора с женщиной, ради него бросившей мужа, вызвала скандал в Лукке, и это побудило родственника-благодетеля потребовать вернуть деньги, затраченные на учебу Джакомо в консерватории. Несколько лет Пуччини с семьей скитался по арендованным квартирам. Поправить материальное положение помог успех следующей оперы – «Манон Леско», премьера которой состоялась в Милане в 1893 г. Создавая ее, композитор понимал, что рискует, ведь уже существовала другая опера на той же литературной основе, пользующаяся немалой известностью – «Манон» Жюля Массне, но Пуччини говорил: «Это будут две абсолютно разные сестры». Композитор оказался прав: оба сочинения выдержали испытание временем, и ныне в равной степени любимы публикой.

Зрелый период творческого пути Пуччини открывается написанием оперы «Богема», основанной на романе «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже. Пуччини над нею работал с такой страстью, что сам создавал текст для некоторых фрагментов (например, для вальса Мюзетты), не дожидаясь, пока это сделает либреттист. Сюжет, столь увлекший Пуччини, невольно «подсказал» ему , несколько раньше заинтересовавшийся им – но опера Пуччини оказалась более успешной, и это положило конец дружбе композиторов: Леонкавалло не смог простить Пуччини «украденной» идеи. Критики более чем сдержанно оценили «Богему», называя ее «оперой оборванцев», зато публика приняла ее с восторгом. Оперы Пуччини покоряли публику мелодическим богатством – не стала исключением и «Тоска», впервые поставленная в 1900 г.

Оперы Пуччини исполнялись и в европейских странах, и на других континентах. Он посещал Аргентину, США, Венгрию, побывал и в Англии, где в Театре принца Йоркского посмотрел пьесу Давида Беласко «Гейша». Так возникла идея «Мадам Баттерфляй». Премьера, состоявшаяся в 1904 г. в Милане, провалилась, зато обновленная редакция, вскоре представленная в Брешии, имела огромный успех.

Последующие годы оказываются не столь плодотворными. «Девушку с Запада», созданную в 1917 г., сам Пуччини причислял к своим самым сильным произведениям, но в популярности она не смогла сравниться с «Тоской» или «Богемой». Попробовал он свои силы и в жанре оперетты, но успеха не достиг, а неудавшуюся оперетту в 1917 г. переработал в оперу «Ласточка».

Преодоление творческого кризиса связано с созданием в 1918 г. «Триптиха», состоящего из трех одноактных опер – «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», а последним «творческим взлетом» становится «Турандот». Смерть помешала композитору закончить оперу, и в таком виде – незавершенной – ее представили публике. На спектакле дирижер обратился к публике со словами: «Здесь перо выпало из рук композитора». Позднее финал дописал Франко Альфано.

На похоронах композитора звучал похоронный марш из его ранней оперы «Эдгар».

При жизни Пуччини некий критик презрительно именовал его «старомодным мелодистом», однако ныне творения «старомодного мелодиста» входят в число десяти наиболее часто ставящихся оперных шедевров.

С 1930 г. в итальянском городе Торре дель Лаго, расположенном недалеко от Лукки – родного города композитора – проводится Фестиваль Пуччини.

Все права защищены. Копирование запрещено.