Добром человеке из сезуана. Бертольд брехт - добрый человек из сычуани

«Сказка о царе Салтане» - сказка в стихах Пушкина, посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу - царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Сказка о царе Салтане краткое содержание

Три сестры мечтают стать царицами. Сидя за прялкой они говорят о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей. Первая — обещает устроить пир на весь мир, вторая - наткать полотна, а третья - «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который подслушал беседу сестёр под окном. Он предложил третьей сестре замужество, второй - стать ткачихой при дворе, а первой — место поварихи во дворце.

Когда царь уезжает на войну в дальние края, царица рождает сына - царевича Гвидона. Но завистливые сёстры пишут царю, что жена родила ему «неведому зверюшку» и, хотя царь приказывает подождать до его возвращения, прикрываясь подложным письмом с приказом, сестры царицу с новорождённым сажают в бочку и сбрасывают в море.

Бочку выносит на необитаемый остров, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

Мимо острова проплывают купцы и восхищаются красотой города. По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу - это она сама и есть. В итоге царь Салтан отправляется в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней - своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато

Сказка о царе Салтане краткое содержание для читательского дневника

Царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр и женился на той, которая в разговоре пообещала родить богатыря. Царица родила мальчика, но сёстры оговорили царицу. Царицу и царевича Гвидона посадили в бочку и скинули в море. Бочку выбросило на берег острова, на котором стоял град. Царевич спас лебедь от коршуна,. Лебедь оказалась прекрасной царевной. Гвидон стал царём на этом острове. На остров три раза прибывали торговые купцы, которые насмотревшись диковин на острове молодого царевича, рассказали об этом царю Салтану. Царь Салтан отправился на остров молодого царевича, к своему удивлению он узнал в царевне свою жену, а в царевиче своего сына. Радость встречи помогла ему простить завистливых сестёр.

Замечательная сказка Пушкина о царе Салтане и его сыне, князе Гвидоне не теряет свою популярность и сейчас. История с чудесными персонажами и волшебными превращениями слушается на одном дыхании.

Краткое содержание книги “Сказка о царе Салтане”:

«Сказка о царе Салтане «, написанная Пушкиным А.С., основана на народных преданиях и фольклорных персонажах. Называют даже реальных прототипов героев и политических событий, о которых автор поведал в иносказательной форме. В каждой строке видна любовь к простонародной речи и знание особенностей фольклорной сказки.

Сказка Пушкина о царе Салтане повествует о том, как государь выбрал в жены младшую девицу, обещавшую подарить ему сына-богатыря. Но кознями Бабарихи и старших сестер царицы, мать и ребенка посадили в бочку и сбросили в море. Гвидон, который рос «не по дням, а по часам», уговорил волну выбросить бочку на берег. Царица и сын оказались на пустынном острове. Юный витязь спасает от колдуна лебедку, которая оказывается морской чародейкой. Царевна Лебедь становится женой Гвидона, дарит ему три чуда, а также помогает встретиться с отцом.

Многочисленные герои «Сказки о царе Салтане» делятся на тех, кто стоит за добро и правду (Лебедь, Гвидон, богатыри и Черномор) и тех, кто себе в угоду не желает встречи Салтана с его семьей (тетки Гвидона и Бабариха). Царь Салтан — персонаж спорный. Он искренне любит жену и ждет наследника. Кроме того, Салтан храбрый воин и талантливый полководец. Но, в тоже время, он дает жестокий указ бросить царицу с ребенком в море, поверив наговорам Бабарихи.

Идея «Сказки о царе Салтане» в том, что справедливость рано или поздно торжествует. А зло и зависть наказывают сами себя. Семейные ценности, обычаи русского народа, мечта простых людей о добром царе воплотились в авторской сказке Александра Сергеевича.

Издательство : Малыш
Год издания : 1987
Автор : Пушкин А.С.
Формат : PDF
Количество страниц : 80
Язык : Русский

Файл временно не доступен на сервере

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре - «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части - вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План "Сказки о царе Салтане"

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына - следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV-XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи - это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, - собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана "Сказки о царе Салтане" неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX-начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» – и разговаривали, мечтая, что бы они сделали, если бы были царицами. Одна сказала, что приготовила бы тогда пир на весь мир; другая – что наткала бы на весь мир полотна, а третья – что родила бы богатыря для батюшки-царя. [См. полный текст этой сказки Пушкина .]

Разговор этот случайно слышал проезжавший мимо царь Салтан. Войдя в избу, он сказал, что берёт третью девицу себе в жёны, а двух других принял во дворец поварихой и ткачихой.

Пушкин. Сказка о царе Салтане. Мультфильм

После свадьбы царь поехал на войну. Его молодая жена вскоре вслед за отъездом мужа родила мальчика богатырского сложения. Но ткачиха с поварихой из зависти, что царскими жёнами стали не они, сговорились со сватьей бабой Бабарихой и тайком послали к государю гонца. Он доставил царю лживое письмо о том, что супруга его родила не сына и не дочь, а «неведому зверюшку».

Опечаленный царь приказал ждать его возвращения. Но три заговорщицы напоили гонца, прискакавшего обратно, и подсунули ему другое письмо: Салтан-де приказывает «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод».

Бояре посадили царицу и младенца в бочку, засмолили её и бросили в Окиян. Бочку долго носило по волнам, но по мольбе сидевших внутри волна выплеснула её на пустынный остров. Сын, росший не по дням, а по часам, вышиб дно бочки и вышел с матерью оттуда.

Из сломленного дубового сука он сделал лук для охоты, а из шнурка нательного креста – тетиву к нему. Царевич пошёл бродить с луком по острову и вскоре увидел, как на плывущую по морю белую лебедь нападает коршун. Царевич пустил стрелу, убил коршуна и спас лебедь от смерти.

Та стала благодарить его человеческим языком, сказав, что сама она – девушка-волшебница, а убитый коршун был злым колдуном. Лебедь обещала приплыть по первому зову царевича и выполнить любое его желание, а пока посоветовала ему и его матери поспать.

Они легли почивать, а когда проснулись, увидели на пустом прежде острове великолепный город с множеством жителей. Народ этого города встретил царевича как своего государя, и он сел там править под именем князя Гвидона.

Вскоре к городу приплыл купеческий корабль. Его купцы рассказали Гвидону, что держат путь в царство Салтана. Гвидон велел, чтобы они передали Салтану поклон от него, но скрыл от них, что сам он – Салтанов сын.

Когда корабль отплыл, Гвидон на берегу с грустью глядел ему вслед. Вдруг на море появилась белая лебедь. Гвидон признался ей, что очень хотел бы повидать отца. Плеснув на князя водой, лебедь превратила его в комара. Гвидон полетел за кораблём и спустился на него.

По прибытии в царство Салтана купцы пошли к нему во дворец, и комар полетел за ними. Купцы рассказали Салтану, что видели чудо: на пустынном ещё недавно острове теперь стоит прекрасный город. Его правитель, князь Гвидон, шлёт поклон Салтану.

Салтан удивился и захотел отправиться в гости к Гвидону. Но стоявшие у трона ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха зачуяли неладное и стали отговаривать царя. Повариха сказала, что городов у моря много, и в них нет ничего чудесного. Но от людей она слышала о настоящем чуде: где-то в лесу под елью живёт белка, которая грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами. Комар-Гвидон, услышав эти слова, слетел к поварихе и ужалил её в правый глаз. Та завопила – да так и осталась кривой навеки. Комар же перелетел через море обратно в свой удел.

Возвращаясь из царства Салтана, купеческий корабль снова проплывал мимо острова Гвидона. Купцы поведали князю рассказ о чудесной белке, который услышали в Салтановом дворце. Князь вышел на берег моря и увидел белую лебедь. По его просьбе она сотворила такую белку в Гвидоновом дворце. Белка эта сама складывала золотые скорлупки в ровные кучки, припевая: «Во саду ли, в огороде».

Вскоре у острова Гвидона появился новый корабль, плывший в страну Салтана. Гвидон принял купцов с него у себя, показал им чудесную белку и снова передал через них поклон Салтану, не говоря, что он – его сын. Когда корабль отчалил, лебедь обратила Гвидона в муху, и он, как в прошлый раз, поплыл с купцами к отцу.

Корабельщики рассказали Салтану, что в городе Гвидона есть белка, грызущая золотые орехи. Получив вновь поклон от Гвидона, Салтан ещё пуще загорелся желанием побывать на его острове. Но теперь царя стала отговаривать ткачиха, крича, что белка – совсем не чудо; в свете есть иное диво: близ одного из берегов море начинает шуметь и пениться, и из волн на берег выходят тридцать три удалых богатыря во главе с дядькой Черномором. Муха-Гвидон, рассердившись на коварную ткачиху, слетел ей на нос и ужалил в левый глаз, так что она тоже окривела.

Когда Гвидон вернулся на свой остров, белая лебедь сказала ему, что тридцать три морских богатыря – её родные братья. По её просьбе они и дядька Черномор стали выходить из моря на берег близ Гвидонова города и ходить вокруг дозором на охране крепостных стен. Этому чуду подивились купцы с ещё одного проплывавшего мимо корабля. Гвидон в третий раз поплыл на нём к Салтану, превратившись в шмеля.

Корабельщики рассказали Салтану, что Гвидон, чей город охраняют теперь тридцать три морских богатыря, вновь шлёт ему поклон. Салтан опять изъявил желание отправиться к Гвидону, но Бабариха стала говорить, что и богатыри не чудо. Настоящее чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Шмель, услышав эти хитрые слова, слетел к Бабарихе и ужалил её в нос. На нём тут же вскочил здоровенный волдырь.

Пушкин. Сказка о царе Салтане. Аудиокнига. Читает И. Смоктуновский

Вернувшись домой, Гвидон снова повстречался с лебедью. Оказалось, что она и есть та самая царевна. Лебедь предстала перед князем в своё настоящем, человеческом облике прекрасной девушки со звездой на лбу и месяцем под косой. Гвидон, благословясь у матери, женился на ней.

Через некоторое время мимо острова проплывал новый кораблик. Купцы с него дивились красоте жены Гвидона. Они поплыли к Салтану и рассказали ему об этом новом чуде, передав и новый поклон от князя. На сей раз не утерпев, Салтан не стал слушать отговоров ткачихи, поварихи и Бабариха, приказал снарядить флот и отправился к Гвидону.

Его встретили на острове колокольным звоном и пальбой в воздух из пушек. Сойдя с корабля, Салтан сразу узнал свою бывшую супругу и понял, что Гвидон его сын. Приплывшие с ним вместе ткачиха, повариха и Бабариха от страха разбежались по углам, но Салтан на радостях не стал карать их строго. Гвидон устроил в честь отца весёлый пир.

Литературные сказки рано входят в круг детского чтения. Но, чтобы их глубокий смысл был понятен ребенку, важно его вникание в сказочные традиции. Сказки опираются на сказки народные. Их сюжеты основаны на тех произведениях, которые он слышал в детстве от своей няни Арины Родионовны. Александр Сергеевич преломил народное повествование через призму литературы. Наверно, по этой причине сказки Пушкина пленяют сердца читателей всех возрастов и не устаревают. Далее рассмотрим краткое содержание сказки о царе Салтане.

Главные герои сказки о царе Салтане:

  • царь Салтан;
  • его сын — князь Гвидон;
  • царевна-лебедь;
  • супруга царя и ее сестры.

Три сестры

Сказка начинается с описания вечернего времяпрепровождения трех сестер. Они сидят под окошками светлицы и мечтают о том, что могло бы быть, будь они царицами. Вечереет, а девушки прядут пряжу и разговаривают. Первая из сестер говорит о том, что (при условии – она царица) она устроила пир на весь крещеный мир. Вторая предполагает, что она могла бы отличиться тем, что смогла бы наткать много полотна, а третья обещает подарить наследника царю.

Царь слышит эти разговоры, и в самый ответственный момент входит к девушкам.

Важно! Правитель повелевает первой девушке стать поварихой, второй – ткачихой, а третью берет в законные супруги.

Идет время, и царю нужно уехать в дальние края. В это время у его супруги появляется на свет сын. Старшие ее сестры — завистницы, и они тайно извещают царя о том, что у него родился не ребенок, а невесть кто. Царь в ответ приказывает ждать его возвращения. Но придворные его не слушаются. Они жену царя с младенцем сажают в бочку, а бочку смолят и бросают в открытое море.

Бочку носит по волнам и, наконец, ее выбрасывает на берег острова, где никого нет. Царевич, который наречен Гвидоном, уже подрос. Ему лет двадцать. Он выбирается из бочки. Вынимает матушку. Оба они голодны. Тогда, чтобы утолить голод, Гвидон идет поохотиться.

Подходит юноша к морю и видит, что белая лебедь не может отбиться от коршуна. Он спасает прекрасную птицу. В ответ на такой благородный поступок лебедь платит благодарностью.

В результате на этом необжитом месте вырастает прекрасный город, в котором княжит Гвидон.

Город видят купцы, проезжающие по торговым путям. Они приплывают в царство Салтана и рассказывают государю о диковинном городе. Также они сообщают своему правителю, что он приглашен в этот город. Этот разговор слышит князь Гвидон. Он ранее превратился в комара, забился в одну из щелей купеческого корабля и вместе с ними приплыл к Салтану.

Его тетка, которая назначена поварихой, ведает царю о диковинной белке, которая грызет золотые орехи. Царь, услышав о таком диве, не хочет ехать к Гвидону. За не слишком хороший поступок комар ужалил в глаз тетку.

Князь возвращается в свой город. Он идет к морю, вст

речает там лебедь и рассказывает ей о белке. По его просьбе лебедь переносит белку в город Гвидона.

Проходит какое-то время. Снова купцы едут к Салтану, и ведают ему о белке и снова приглашают царя в гости. В этот раз царевич превращается в муху и слушает разговор. Но вторая его тетка – ткачиха рассказывает государю о Черноморе и 33 богатырях. Царю хочется увидеть это диво, и он снова не едет к Гвидону. Тогда царевич в обличье мухи кусает тетку в глаз.

Спустя еще некоторое время купцы в очередной раз следуют мимо острова Гвидона в царство Салтана. Хозяин острова в виде шмеля едет с ними. По приезде купцов состоялся разговор, во время которого Бабариха ведает Салтану о прекрасной царевне.

А купцы снова приглашают Салтана к Гвидону. Царь пленен рассказом о чудо-царевне и снова отказывается от приглашения. По этой причине шмель укусил Бабариху в нос.

Князь возвращается на остров в город. Он идет к морю и говорит лебеди, что хочет связать себя узами брака с той царевной, о которой слышал у отца. Лебедь превращается в прекрасную девушку, и Гвидон женится на ней.

Тем временем Салтан спешит в гости к князю. Когда он ступает на берег, то понимает, что мать Гвидона – это его супруга. Он обрадован, что семья воссоединилась. Прощены все. Все живут долго и счастливо.

Тема и идея сказки

О чем рассказывается в знаменитой сказке? Это произведение Пушкина повествует о Салтане: о том, как он женился, а затем на свет появился сын царя. Тетки малыша коварны, они делают так, чтобы избавиться от молодой супруги и наследника. Но бедствующие спасены. Им помогает могущественная лебедь. В конце сказки Гвидон становится молодым правителем нового города. А отец князя воссоединяется с женой.

План сказки о царе Салтане:

  1. Сестры хотят стать царицами.
  2. Самая младшая стала царицей.
  3. Рождение наследника и отъезд Салтана.
  4. Гонец с вестями.
  5. Подмена распоряжения царя.
  6. Супруга и сын Салтана качаются в бочке на волнах.
  7. Спасение из бочки и встреча с прекрасной царевной-лебедь.
  8. Превращения Гвидона в комара, муху и шмеля.
  9. Семья воссоединилась.

Главная мысль сказки в том, в том, что Александр Сергеевич хочет показать читателю, что все скрытое рано или поздно становится явным. Также он заставляет задуматься о том, что зло всегда будет побеждено добром. Важно, что если человек просит прощения, то он будет прощен.

Любая сказка поучительна. Эта — раскрывает сущность прощения. Также автор подчеркивает, что доверие – вот основа человеческих взаимоотношений. Текст произведения доказывает справедливость народной мудрости, которая гласит: «Доверяй, но проверяй».

Полезное видео: смысл сказки о о царе Салтане

Читательский дневник

Читательский дневник должен содержать краткий пересказ сказки Пушкина о царе Салтане.

Обратите внимание! Иногда дополнительно требуется характеристика главного героя или второстепенных персонажей.

Приводим ниже краткое содержание произведения.

Салтан стал невольным свидетелем разговора трех молодых девушек, сестер, о том, что бы они сделали, стань они царицами. В жены он берет третью сестру, потому что она говорит о рождении наследника. Идет время и Салтан должен уехать по государственным делам. В это время у него рождается сын, а тетки малыша из зависти сажают его вместе с матерью в бочку и обрекают на верную смерть. Так получилось, что бочку прибило к пустынному берегу.

Гвидон уже взрослый. Он идет по берегу моря и становится спасителем прекрасной лебеди. Она помогает ему стать могущественным правителем, осуществляет мечты князя о владении разными диковинными вещами. Царь тоже любит диковины. Купцы рассказывают Салтану о городе Гвидона, и он посещает остров. Там он понимает, что когда-то его обманули. Он воссоединяется с семьей, чтобы больше не расставаться.

Полезное видео: А С Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Вывод

Сказка о Салтане, которую написал Пушкин, позволяет читателю воспитывать в себе человеческие качества. Для юных читателей она полезна тем, что позволяет формировать у них литературный вкус.