Презентация по мхк культура древней греции. Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему: Художественная культура Древней Греции. Искусство Древней Греции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Периодизация древнегреческого искусства Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Эллинизм (334 г. до н. э.-30 г. до н.э.)

3 слайд

Описание слайда:

Эпоха геометрики (ок.1050 г. до н.э.-VIII в. до н.э.) Эпоха получила название по виду вазописи. Древнегреческая вазопись - декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

4 слайд

Описание слайда:

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, начинают использоваться инструменты - циркуль, линейка. В расцвет геометрики преобладают в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры - меандры (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию), зубцы, треугольники, волны, сетки. РАЗНОВИДНОСТИ МЕАНДРА

5 слайд

Описание слайда:

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака. В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз - проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Крупных скульптур не сохранилось. Малые разделяют на несколько стилей: стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г.до н.э

6 слайд

Описание слайда:

В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля - с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине. Схема древнегреческого храма типа мегарон

7 слайд

Описание слайда:

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.) Храм Посейдона Следующий период в истории Греции носит название "архаика". Эта эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э., - время формирования греческих городов-государств. Бурное развитие этих городов способствовало расцвету культуры и искусства. В VII-VI вв. до н.э. распространяется греческая письменность, процветают науки - математика, медицина, астрономия, возникает философия. Рост городов (полисов) в первую очередь отразился на развитии монументального зодчества. Храм, в котором ставились статуи богов, стал основным типом общественного здания и главенствовал в застройке города, располагаясь на его центральной площади. На ней обычно проходили народные собрания, религиозные празднества. Вокруг греческого храма была сосредоточена вся жизнь полиса и его граждан. Именно поэтому архитектуре храма уделяли огромное внимание.

8 слайд

Описание слайда:

Уже в VII в. до н.э. архитекторы разработали систему соотношения между несущими и несомыми частями здания. Эта система, которая легла в основу архитектуры всего западного мира, получила название ордер. Ранними ордерами считаются "дорический" (он складывался на Пелопоннесе и в Великой Греции, т.е. в греческих колониях Сицилии и юга Италии) и "ионический", родившийся на побережье Малой Азии. Храмы греки строили из тесаных кубов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Архитектурные детали построенного храма подкрашивали разными цветами, так же как и отдельные элементы скульптуры.

9 слайд

Описание слайда:

Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат. Ее ствол украшало множество желобков-каннелюров. Завершала колонну простая капитель, состоявшая из круглой каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной плиты (абак). Над колоннами находился антаблемент, состоявший из трех частей. Непосредственно на колоннах лежал архитрав, на нем - фриз из чередующихся прямоугольных плит (метопы) и вертикальных плит с желобками (триглифы). Над фризом располагался карниз. Передний и задний фасады храмов украшали треугольные фронтоны, в которых обычно помещали скульптуры. Ионический ордер отличался большей легкостью и изяществом пропорций. Колонна опиралась на базу, а венчавшая ее капитель имела два завитка - волюты.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным типом греческого храма был периптер. Такой храм стоял на высоком подиуме, его центральный объем (наос) окружали колонны дорического или ионического ордера. Внутреннее пространство храма (наос, или целла) двумя рядами колонн делилось на три нефа. В среднем нефе, у противоположной от входа стены, стояла статуя бога. Один из наиболее значительных храмов архаической эпохи - храм Аполлона в Коринфе второй половины VI в. до н.э. Это дорический периптер с шестиколонным портиком. Его приземистые пропорции характерны для раннего дорического ордера. Портик - образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

12 слайд

Описание слайда:

Данный период был и временем рождения прославленной греческой пластики. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Развитие скульптуры определялось эстетическими запросами общества. Частые вооруженные столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые развивали крепость тела и стойкость духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует о не менее красивом духе. Становлению такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых считали равными богам. Образ прекрасного человека нашел свое воплощение в статуях юношей, так называемых куросах.

13 слайд

Описание слайда:

КУРОС (греч. kú ros – юноша) В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона, и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний. Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками. Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт, одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

14 слайд

Описание слайда:

КОРА (греч. kó rē – девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Это были изображения юных жриц Афины, которые обычно помещали на Акрополе. Девушек изображали неподвижно стоящими в длинных пеплосах, перехваченных поясом. Голову коры с длинными волнистыми волосами мог украшать венок, в ушах были серьги, а в левой руке она держала венок или ветку.

15 слайд

Описание слайда:

Скульптор удивительно передает лицо юной жрицы с миндалевидными глазами, тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой. Нужно отметить, что архаические скульптуры не были абсолютно белыми, на многих статуях сохранились следы краски. Волосы кор были золотистыми, глаза и брови - черными, а розоватый тон мрамора великолепно передавал цвет человеческого тела. Не менее нарядными были и одежды жриц.

16 слайд

Описание слайда:

Наряду с архитектурой и скульптурой вазопись является в период архаики наиболее развитой областью художественной культуры. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика. Гидрия чернофигурная Кратер чернофигурный

17 слайд

Описание слайда:

Позднее мастера, стремясь передать пространство, объем и движение, меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурная роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства.

18 слайд

Описание слайда:

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в позднейший классический период становятся более реалистичными. Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Архаический период, во время которого была создана система архитектурных ордеров, положил начало греческой пластике и живописи, определил пути дальнейшей эволюции эллинской культуры.

19 слайд

Описание слайда:

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.) Следующий, классический, период в истории Древней Греции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V-IV вв. до н.э. - временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многом было обусловлено становлением там демократии. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

20 слайд

Описание слайда:

Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Идея осознания себя гражданами полиса, а не просто его жителями отразилась в первую очередь в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила, трагедии которых способствовали успешному развитию греческого театра. Во многом именно последний, будучи общедоступным, воспитывал патриотизм и гражданственность.

21 слайд

Описание слайда:

В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э.

22 слайд

Описание слайда:

Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, но его лицо с глазами из цветного камня обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса. Дельфийский возничий в хитоне

23 слайд

Описание слайда:

В период ранней классики мастера V в. до н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры и скульптуры. И та, и другая выступают как совершенно равные, дополняющие друг друга искусства. Скульптурный декор фронтонов храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.) - лучший тому пример. На одном из фронтонов была изображена сцена состязания Пелопса и Эномая, которые положили начало Олимпийским играм. Сюжетом композиции на противоположном фронтоне послужила битва героев с кентаврами.

24 слайд

Описание слайда:

В центре фронтона находится высокая фигура Аполлона. По сторонам от него - кентавры, сражающиеся с героями. Лица последних - спокойные и мужественные - демонстрируют силу духа и уверенность в победе. Весь замысел скульптурной композиции символизирует победу разумного начала, воплощенного в Аполлоне и греческих героях, над необузданными силами природы в лице кентавров. Композиционное решение скульптурных групп очень продуманно. Драматизм постепенно нарастает к центру, и вдруг Аполлон своим властным жестом как бы усмиряет этот хаос.

25 слайд

Описание слайда:

Великим достижением греческой классики, несомненно, является искусство рельефа. Самое знаменитое произведение этого вида пластики - рельеф "Рождение Афродиты" (470-460 гг. до н.э.). Это целая композиция, состоящая из трех рельефов, выполненных из паросского мрамора. На центральном изображен сам момент рождения богини из морской пены. Две девушки поддерживают Афродиту, прикрывая ее тело тонкой струящейся тканью. На одной из боковых плит изображена обнаженная девушка, играющая на флейте, на другой - женщина, сидящая в такой же позе и задрапированная в длинную одежду, возжигает курильницу в честь Афродиты

26 слайд

Описание слайда:

Середина и третья четверть V в. до н.э. - это период, когда творили ведущие мастера греческой пластики - Мирон, Поликлет и Фидий. Их произведения дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I-II вв. н.э. Самая прославленная работа Мирона - "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.). Мирона волновала проблема изображения движения, улавливает тот момент, который лежит между замахиванием и самим броском. Захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Скульптор передать всю мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы.

27 слайд

Описание слайда:

В отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции - красоту, лица - одухотворенность. V в. до н.э. Бронза. Древняя Греция. Копьеносец (Дорифор).

28 слайд

Описание слайда:

Одной из вершин мировой художественной культуры является архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя, строительство которого связано с именем Фидия. На скале Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели множество общественных зданий, которые были уничтожены во время греко-персидских войн.

29 слайд

Описание слайда:

В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления Перикла, Афины украшаются новыми величественными постройками, в том числе самой значительной из них - ансамблем Акрополя

30 слайд

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Или истории познакомить ребят с древнегреческими божествами: и олимпийцами, и малыми, и местными богами. Презентация иллюстрирована и содержит необходимый текстовый материал.

Боги Древней Греции

Древняя Греция – это одна из древних цивилизаций. Её культура также синкретична, как и культура всех Мифы Древней Греции, которые мы сейчас воспринимаем как сказки, для древнего грека были основой мировоззрения. В отличие от богов Древнего Египта, большинство греческих богов антропоморфны. От обычного человека их отличает лишь бессмертие и волшебная сила. Греческим богам свойственны вполне человеческие слабости, такие как, например, зависть, ревность, сладострастие. Важно, читая «Мифы Древней Греции» Николая Куна, понимать, что эта книга представляет лишь литературную интерпретацию мифологических сюжетов. В действительности, нам не дано до конца понять, какую роль в жизни древних греков играли их религиозные представления. Отчасти восполнить этот пробел помогут лекции моего любимого сайта Арзамас , посвящённые религиозным представлениям обитателей древней Ойкумены .

Начиная с эпохи Просвещения, античная мифология становится центральной темой изобразительного искусства, а архитекторы проектируют здания с использованием греческого ордера. Фронтоны, фризы зданий классицизма украшают сцены из греческих мифов. Живописцы посвящают античной мифологии свои шедевры. Театры всего мира ставят спектакли, кинорежиссёры снимают кино на основе древнегреческих трагедий и комедий. Мифы и легенды Древней Греции – это азбука понимания искусства.

В качестве своеобразного эпиграфа к первому уроку мировой художественной культуры, посвящённого теме «Художественная культура Древней Греции», предлагаю небольшое слайд-шоу, созданное мной в простой и очень полезной программе Киностудия

Сайт Арзамас разместил видеоролик, который за 18 минут поможет получить представление об истории и культуре Древней Греции. Несомненно, этот материал не претендует на то, чтобы стать энциклопедией древнегреческой истории, но его задача, как я понимаю, мотивировать к более углублённому изучению материала. Настоятельно рекомендую читать поэмы «Илиаду и «Одиссею» Гомера . Это настоящая энциклопедия, в которой отношения древних греков с их богами описаны ярко, образно.

Счастливого вам погружения в прекрасный мир греческого искусства!

Культура античного мира

Слайдов: 38 Слов: 1541 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура античного мира. Общая характеристика античности. Историко-культурное значение античности. Основные черты античной культуры. Гражданские доблести. Периодизация античности. История Древнего Рима. История культуры Древней Греции. Первое государство в Европе. Верования критян. Дворцы. Кносский дворец. На Крит вторгаются ахейцы. Крит превратился в отсталую провинцию. Микенская (ахейская) культура. Дворцы в Микенах. Фрески на темы войны и охоты. Время расцвета микенской цивилизации. Культура гомеровского периода. Важнейшие новшества. Культура архаики. Города-государства. - Культура античного мира.ppt

Античная архитектура и скульптура

Слайдов: 64 Слов: 2342 Звуков: 0 Эффектов: 2

Античная культура и искусство. Учебный материал. Начала античности. Кносский дворец. Львиные ворота из Микен. Таврокатапсия. Боксеры. Богиня со змеями из Кносса. Маска Агамемнона из Микен. Ритон с морскими звездами из Закро. Гомеровская Греция. Вазопись. Чернофигурный стиль. Краснофигурный стиль. Полис - основа "греческого чуда". Античное воспитание. Античный театр. Поликлет Младший. Маски древнегреческого театра. Древнегреческий театр. Музыка. Греческие скульпторы. Классический период. Поликлет. Фидий. Статуя Зевса в Олимпии. Греческие скульпторы. Скопас «Амазономахия». - Античная архитектура и скульптура.ppt

Эллинистическая культура

Слайдов: 50 Слов: 1515 Звуков: 0 Эффектов: 0

Эллинистическая культура. Культура эпохи Эллинизма. Религия и мифология. Греческий пантеон богов. Культ Зевса. Культ Диониса. Египетская Исида. Культ Сераписа. Философия. Возникновение новых философских школ. Научные взгляды. Представители. Элегия. Значение для последующего развития. Театр. Новая аттическая комедия. Архитектура. 7 чудес света. Фаровский маяк. Колос Родосский. Башня ветров в Афинах. Мусейон. Градостроительство. Особенность эллинистических городов. Скульптура. Пракситель. Скопас. Лисипп. Агесандр. Леохар. Общие для эллинистической культуры тенденции. Вазопись. - Эллинистическая культура.pptx

Искусство Древней Греции

Слайдов: 19 Слов: 207 Звуков: 0 Эффектов: 0

Золотой век Афин. М.Михайлов. Этапы развития культуры Греции. Эгейская культура – «прекрасная прелюдия» искусства Древней Греции. Дворец в Кноссе. Современный вид. Фрески Кносского дворца. Женщины. Кносский царь. Микены. Львиные ворота. Маска Агамемнона. Зевс - Олимпиец. Эгейские вазы. То гармонически размерны, То соблазнительно неверны. Афины- политический и культурный центр Эллады. Город- полис. Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности. Перикл. Афинский Акрополь. Парфенон. Богиня Афина. Кариатиды храма Эрехтейон. Театр Диониса. Серый шифер. Белый тополь. - Искусство Древней Греции.ppsx

История искусств Древней Греции

Слайдов: 32 Слов: 541 Звуков: 0 Эффектов: 72

Искусство Древней Греции. Перикл. В каких сооружениях древние греки использовали ордер. Фронтон. Назовите наиболее распространенный вид греческого храма. Колонна. Назовите ордер. Назовите сооружение. Определите ордер. Название храма, место нахождения. Какая деталь храма изображена. Укажите название храма. Кому посвящен храм и где он находится. Что изображено. Парфенон. Классика. Искусство высокой классики. Греческий театр. Возникновение Древнегреческого театра. В трагедиях рассказывалось о героических событиях. Аристофан. К какому стилю росписи относятся эти вазы. - История искусств Древней Греции.pptx

Архитектура Древней Греции

Слайдов: 31 Слов: 110 Звуков: 0 Эффектов: 3

Архитектура Древней Греции. Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-438гг. до н.э. Афины. Храм Деметры, VIв. до н.э. Олимпия. Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421гг. до н.э. Афины. Пропилеи, зодчий Мнезикл, 437-432гг до н.э. Афины. Эрехтейон, 421-407гг. до н.э. Афины. Архитектура Древнего Рима. Колизей,75-80гг. Италия, Рим. Арка Септимия Севера, 203г. н.э.Италия, Рим. Римский форум, VIв. до н.э. Италия, Рим. Термы Каракаллы, нач.IIIв. н.э. Италия, Рим. Храм на Бычьем рынке, сер.I в. до н.э.Италия, Рим. Пантеон, зодчий Дамасский Аполлодор, 118-128гг., Италия, Рим. - Архитектура Древней Греции.ppt

Древнегреческая архитектура

Слайдов: 26 Слов: 1313 Звуков: 0 Эффектов: 0

Древнегреческая архитектура. Архитектурный ордер. Храм Зевса в Олимпии. Акрополь. Храм Ники Аптерос. Статуя Афины Промахос. Храм Эрехтейон. Храм Эрехтейон. Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине. Храм Парфенон. Фриз. Фронтон. Скульптор Фидий. Скульптура. Мирон. Две статуи составляли группу. Скульптура: поликлет. Диадумен. Пракситель. Аполлон, убивающий ящерицу. Лисипп. Геракл и Телефос. Скопас. В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба. Фидий. Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы. - Древнегреческая архитектура.ppt

Архитектура и скульптура Древней Греции

Слайдов: 30 Слов: 534 Звуков: 0 Эффектов: 27

Культура Древней Греции. Скульптура. Архитектура. Театр. Бронзовая статуя древнегреческого воина. Артемида- охотница. Фидий и фризы Парфенона. Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Дискобол Мирона. Мирон первым из скульпторов сумел победить неподвижность камня. Копьеносец. Поликлет. Чернофигурный и краснофигурный рисунок. Хорошо видный со всех сторон. Афина Варвакион. V в. до н. э. Мрамор. Римская копия. Афины. Национальный музей. Амазонка Фидия. Рим. Музей Ватикана. Амазонка Поликлета. - Архитектура и скульптура Древней Греции.ppt

Афины

Слайдов: 22 Слов: 771 Звуков: 0 Эффектов: 47

Афины – центр греческой цивилизации. Расцвет греческих полисов. Ансамбль Акрополя – это высшее достижение древнегреческой архитектуры. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины. Центральный вход - Пропилеи. С Юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный Храм Ники Аптерос. Храм Ники Аптерос. Главный храм Акрополя - Парфенон. Парфенон- наиболее известный памятник античной архитектуры. Иктин и Калликрат. Афина Парфенос. Интересные факты. Современность. Круг Фидия. Храм Эрехтейон. Храм был воздвигнут в честь Афины. Внешний вид. На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса. - Афины.pptx

Греческий храм

Слайдов: 24 Слов: 1066 Звуков: 0 Эффектов: 13

Архитектура Древней Греции. Жилая архитектура. Храм. Антаблемент. Типы греческих храмов. Периптер. Карниз. Составные части ордеров. Архитектурная система. Колонна. Дорический ордер. Дорический периптер. Ионический ордер. Стройная колоннада. Коринфский ордер. Архитектурный ордер. Сопоставь храмы и ордера. Греческий архитектурный ордер. Храм Зевса. Классический дорический периптер. Храм Геры. Храм Посейдона. Интерьер Парфенона. Храм Аполлона. - Греческий храм.ppt

Греческие дома

Слайдов: 27 Слов: 689 Звуков: 0 Эффектов: 0

Греческий дом. Жилища греков. Обстановка средиземноморского жилища не менялась на протяжении веков. Освещение. Масло наливали в круглый резервуар лампы. Дом с двориком. В дворике стоял небольшой алтарь и лежал ковёр с лицом Зевса. Двор был вымощен каменными плитами, а крыша покрыта глиняной черепицей. Раздельное проживание. Греческие дома, особенно в Афинах, почти всегда имели второй этаж. Мужчины ели и развлекались на нижнем этаже, в комнате, которая называлась андрон. Внизу также находились: кладовые, кухня и ванная. Основные занятия. Стол древнего грека. Первый завтрак (греки съедали обычно на заре). - Греческие дома.pptx

Архитектура Афин

Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура Древней Греции. Золотой век Афин. Афины – центр греческой цивилизации. Архитектура. Ансамбль Акрополя. Общий вид. 5 в. До н.э. Афины. Пропилеи – центральный вход в Акрополь. Центр – крытые ворота. Север – пинакотека. Юг – храм Ники Аптерос (Бескрылой) Храм Ники Аптерос. 5 в. до н.э. Афины. Парфенон. Главный храм Акрополя, посвященный богине Афине, покровительнице города. Иктин и Калликрат. Парфенон. 5 в. до н.э. Афины. Фриз Парфенона. Эрехтейон. Храм, главное святилище Акрополя, созданный в честь богини Афины и Посейдона. Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, поддерживающих карниз. - Архитектура Афин.ppt

Храм Артемиды в Эфесе

Слайдов: 10 Слов: 564 Звуков: 0 Эффектов: 0

Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. В течение веков храм много раз страдал от землетрясений. Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет. От величественного храма не только не осталось и следа. Спасибо за внимание. - Храм Артемиды в Эфесе.ppt

Скульптура Греции

Слайдов: 15 Слов: 254 Звуков: 0 Эффектов: 5

Скульптура Древней Греции. В поисках идеала. Много есть славных сил в природе, Но славней человека нет ничего. Софокл. Этапы развития. Архаика(VIII-VI в. до н. э.) Классика (V - IV в. до н.э.) Эллинизм (III – I в. до н.э.). «В здоровом теле – здоровый дух». В период архаики создаются идеальный образ Мужчины и Женщины. Ранняя классика. Высокая классика. Мирон «Дискобол» V в. до н.э. Римская копия с бронзового оригинала. Дорифор. Поликлет. Дискофор. Диадумен. Великий Фидий. Скопас. Страсть, пафос, сильное движение- главные черты искусства Скопаса. Менада. Амазономахия. Пракситель. - Скульптура Греции.pptx

Греческая скульптура

Слайдов: 15 Слов: 1443 Звуков: 0 Эффектов: 4

Греческая скульптура. Период бурной духовной жизни Греции. Красота. Скопас. Лисипп. Дискобол. Мирон. Венера Милосская. Мрамор. Сохранность и местонахождение. Дорифор. Копьеносец. Канон Поликлета. Параметры статуи. - Греческая скульптура.ppt

Известные скульптуры Древней Греции

Слайдов: 14 Слов: 94 Звуков: 0 Эффектов: 0

Скульптура Древней Эллады в современном мире. Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Венера Милосская. Две Венеры. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Триумф Венеры. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности. - Известные скульптуры Древней Греции.ppt

Театр Диониса

Слайдов: 27 Слов: 807 Звуков: 0 Эффектов: 0

В театре Диониса. Рождение греческого театра более 2,5 тысяч лет назад связано с празднествами. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы. Орхестра. Комедия. Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Древнегреческий поэт-драматург. Рождение греческого театра. Металлическая или костяная палочка с острым концом. Древнегреческий поэт-драматург (около 496 - 406 гг. до н.э.), один из трех великих представителей античной трагедии, автор трагедии «Антигона». Найди ошибку. Солон (594 г.до н.э.). Афинская демократия при Перикле. Можно ли считать Афинское государство образцовым. - Театр Диониса.ppt

Античный театр

Слайдов: 28 Слов: 1428 Звуков: 0 Эффектов: 0

Рождение античного театра. Введение Древнегреческий театр Римский театр. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. Древнегреческий театр. Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей. Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры. - Античный театр.ppt

Античный театр Древней Греции

Слайдов: 15 Слов: 2486 Звуков: 0 Эффектов: 1

Театр греков. Драма. Античный театр. Период. Культ Диониса. Трагедия. Театр в Древней Греции. Место для представлений. Феспид. Число актеров. Костюм трагического актера. Афинская публика. Рождение театра в Афинах. Греческий театр. - Античный театр Древней Греции.pptx

Древнегреческие вазы

Слайдов: 17 Слов: 69 Звуков: 0 Эффектов: 6

О чем могут рассказать древнегреческие вазы. Амфора из керамика 11 век до н.э. Родосская ойнохоя «коврового стиля» 7 век до н.э. Амфора около 530 год до н.э. Псиктер 6 век до н. э. Ковровый. Краснофигурный. Геометрический. Символическое значение древнегреческих орнаментов. Реверсо – зубчатый орнамент. Меандр. Варианты меандрового узора на греческих вазах. Волна. Бутон лотоса. Пальметта - узор из листьев, напоминающих пальмовые. - Древнегреческие вазы.ppt

Сосуды Древней Греции

Слайдов: 5 Слов: 362 Звуков: 0 Эффектов: 1

Типы сосудов. Гомер. Древняя Греция. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Считался атрибутом бога Диониса. - Сосуды Древней Греции.pptx

Древнегреческие сосуды

Слайдов: 20 Слов: 1108 Звуков: 0 Эффектов: 0

Из истории декоративного искусства. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов. Канфар. Кофон, Котон - древнегреческий сосуд с одной ручкой. Использовался для питья. Оксибафоны. Мастос. Мастосы использовались в греческом застолье. Ойнохойя. Псиктер. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. Псиктеры вместе с кубкообразными кратерами использовались на симпосиях. - Древнегреческие сосуды.ppt

Древнегреческая вазопись

Слайдов: 10 Слов: 511 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вазопись. Греция. Живопись Древней Греции. Древняя Греция. Древнегреческая вазопись. Форма и назначение сосуда. Орнаментальная роспись. Сюжетная роспись. Стили росписи античных ваз. Практика. - Древнегреческая вазопись.ppt

Рисунки на греческих вазах

Слайдов: 18 Слов: 344 Звуков: 0 Эффектов: 12

Декоративное искусство Древней Греции. Афинский Акрополь. Греческие вазы. Амфоры. Кратеры. Килики. Лекифы. Вазы. Особенности греческой вазописи. Возвышенный настрой. Греческие орнаменты. Нарисовать вазу. Последовательность работы. Сиртаки. Практическая работа. - Рисунки на греческих вазах.ppt

Музыка Древней Греции

Слайдов: 18 Слов: 2503 Звуков: 0 Эффектов: 0

Музыка Древней Греции. Орфей. Владыка мертвых. Античные музыкальные инструменты. Лира. Марсий. Авлос. Пан. Пифийские игры. История Пифийских игр. Театральные соревнования. Стадион в Дельфах. Формирование мировоззрения. Музыкальная культура. Памятники. Мыслители. Основные понятия. - Музыка Древней Греции.ppt

Древнегреческое искусство

Слайдов: 33 Слов: 335 Звуков: 0 Эффектов: 43

Древнегреческое искусство. Живопись и керамика. Виды древнегреческих храмов. Греческая архитектура. Храм. Колонна. Капитель. Портик. Виды греческих храмов. Дорический храм. Храм Парфенон в Афинах. Парфенон в Афинах. Парфенон. Ионический храм. Храм Эрехтейон в Афинах. Храм Эрехтейон. Эрехтейон. Кариатида. Коринфский храм. Храм Зевса в Афинах. Храм Зевса. Скульптура. Вид изобразительного искусства. Копьеносец. Мирон. Фидий. Афина Парфенос. Пракситель. Живопись. Полигнот. Амфора. Пифос. Тип храма. - Древнегреческое искусство.ppt

Олимпийские боги

Слайдов: 25 Слов: 1270 Звуков: 0 Эффектов: 97

Урок внеклассного чтения. Боги Олимпа. Эллада. Миф. Рапсод. Жребий. Олимп. Зевс. Посейдон. Аид. Гера. Деметра. Афродита. Арес. Афина. Гефест. Аполлон. Артемида. Гермес. Дионис. Пан. - Олимпийские боги.ppt

Мифология Древней Греции

Слайдов: 55 Слов: 2981 Звуков: 0 Эффектов: 0

Античность. Аид. Царство мертвых расположено в недрах Земли. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона. Согласно мифу, у богини Деметры и Зевса была юная, прекрасная дочь. Деметра разгневалась на громовержца Зевса. Однажды Деметра пришла к городу Элевсину. Говард Дэвид Джонсон. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. Пан. Рубенс Петер Пауль. «Пан и Сиринга». Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх. Посейдон. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. - Мифология Древней Греции.pptx

Древнегреческие мифы о богах

Слайдов: 58 Слов: 504 Звуков: 0 Эффектов: 31

Мифы Древней Греции. Тренируем свою память. Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшая». Какая война началась по преданию из-за слова «Прекраснейшая». Как называлась одежда, которую носили древние греки. Кто из богов был отцом Геракла. Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла. Кто все время пыталась погубить Геракла. Из каких источников ученые узнали мифы. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. Назвать братьев Зевса. Как звали богиню победы. Сизиф. Кто из героев подарил людям огонь. Бог брака и семейных уз. Кто был воспитателем Геракла. - Древнегреческие мифы о богах.ppt

Аид

Слайдов: 37 Слов: 1852 Звуков: 0 Эффектов: 144

Анакреонт (Вторая половина VI в. до н. э.). Аид. Мартынова Нурия МОУСОШ № 43 г. Пермь. Имя Аид - букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»). Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона.. Джон Мартин. Тартар. Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Тартар - место наказания в Подземном царстве. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в страшное царство Аида. Ужасные реки текут там. Чудовища Тартара. Аид и Персефона. Характер у Аида был, как говорили древние греки, скверный и мрачный. Лоренцо Джованни Бернини Похищение Прозерпины. - Аид.pptx

Афина

Слайдов: 51 Слов: 3190 Звуков: 0 Эффектов: 230

Афина. Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю, Страшную. Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ли. Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу! Гомер. Илиада. Мартынова Н. МАОУ СОШ № 43 г. Пермь 2011г. Афина - богиня знаний, искусств и ремёсел, покровительница ума, сноровки и изобретательности. Рождение Афины - Гефест раскалывает голову Зевса Чернофигурная керамика. И вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина. Испугался великий Зевс. Афина Паллада. Слово «Паллада» стало эпитетом богини Афины. Афина Глиняная статуэтка VII в. до н. э. Афина Минерва, держащая сову Париж, Лувр. -