Происхождение древнегреческой драмы и театра. Древнегреческая драма и театр

Появлению драмы в Грециипредшествовалдлительныйпериод, на протяжении которого главенствующее место занимали сначалаэпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос - поэмы"Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный)эпос - поэмыГесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связанособрядовымииграми, которые посвящалисьбогам-покровителямземледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались вкультовую драму.Например, в городе Элевсине вовремямистерий(таинств, на которых присутствовалилишьпосвященные)устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочериивозвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богомтворческихсилприроды; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Егочасто изображали в виде быка или козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали нетолькоторжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен вчестьДионисавырослитрижанра древнегреческойдрамы: трагедия, комедияисатировскаякомедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедияотражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально - сатирическую. Сатировская драма представлялась среднимжанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место напраздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, браланачалоотзапевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором,примешивались элементыактерскойигры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать самислова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит отдвухгреческих слов: трагос -"козел" и одэ -"песнь", т.е."песнькозлов".Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникамДиониса, козлоногим существам,прославлявшим подвиги истраданиябога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос"- этошествиеподвыпившей толпыряженых, осыпавших другдругашуткамиинасмешками, на сельских праздниках в честьДиониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты измифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителейсосредотачивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на тойобщественной и нравственной проблематике, котораяразворачиваласьвокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал своиэтические, философские, религиозные воззрения. Поэтому рольтрагическихпредставленийвобщественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н.э.трагедиядостиглазначительного развития.Античная история передает, чтопервымафинским трагическим поэтом был Феспид (VIв.дон.э.). Перваяпостановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. До н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принятосчитатьгодом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, Гипокрит ("ответчик"), мог обращаться к хорусвопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходудействияразличныхперсонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразнымдиалогоммежду актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.

При этом, хотя количественно партия актера в первоначальнойдраме была невелика и главную роль играл хор,именноактерссамого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, кмифологическиммотивам примешивались житейские, которые постепенно сталипреобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, вовремякомосасталиразыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собойэлементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводезначит"подражание", "воспроизведение"; исполнителиэтих сценок также назывались мимами). Героями мимовбылитрадиционные маски народноготеатра: горе - воин, базарныйворишка, ученый- шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса имимы - этоглавные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию. Она постояннозатрагивалавопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурномизображенииотдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлиннымиименами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождьафинскойдемократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана).При этом древняяаттическая комедия создает обычно образ неиндивидуальный, аобобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в "Облаках" Аристофана наделен не чертамиреальноголица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масокнародных карнавалов. Такая комедия могла существоватьтольковусловиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего наивысшего расцвета древнегреческоетеатральноеискусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до н.э.-Эсхила, Софокла, Еврипида икомедиографаАристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. дон.э. Одновременно с ними писали и другие драматурги.Однако до насдошлитолько небольшие отрывки их произведений, а иногда лишь именаискудные сведения.

Эсхил (525-456 до н.э.). Его творчество связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которыевелисьснебольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили длягреческих государств-полисов освободительныйхарактер.

Эсхил происходил из знатного рода. ОнродилсявЭлевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил принимал участие в сражениях приМарафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец втрагедии "Персы".Незадолго до своей смерти Эсхил отправилсянаСицилию, где и умер (в городе Геле).В надписи наегонадгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как одраматурге, но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До насдошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, теогромные сдвиги в социально-экономической и культурнойжизни, которые были вызваны крушением родового строяистановлениемафинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своейбылорелигиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действиюзаконамировойсправедливости. Человек, вольно или невольно нарушивший справедливый порядок, будет наказанбогами, и тем самым равновесие восстановится. Идея неотвратимостивозмездия и торжества справедливостипроходитчерезвсетрагедии Эсхила.

Эсхил верит в судьбу-Мойру, верит, чтоейповинуютсядажебоги. Однако к этому традиционномумировосприятиюпримешиваютсяи новыевзгляды, порожденныеразвивающейсяафинскойдемократией. Так, герои Эсхила- не безвольные существа, безоговорочно выполняющих волюбожества: человекунегонаделенсвободнымразумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почтипередкаждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки - дна из основных тем трагедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открылвозможность болееглубокойразработкитрагическогоконфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это былнастоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всюпьесу, родиласьноваятрагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и саминепосредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняетследыблизостик дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затемследует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев(диалогическихчастей, исполняемыхактерами, иногдапри участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом; эксод-это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедияхвстречаютсятакжегипорхема(радостная песня хора, звучащая, какправило, вкульминационныймомент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов. Стасимы разделяютсянаотдельныечасти-строфыиантистрофы, строго соответсвующие по структуре одна другой. Приисполнениистрофи антистрофхор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону.

Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одноми том же размере, а новые строфа и антистрофа- в другом. Такихпарв стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хораобязательноисполнялисьподаккомпанементфлейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами. Трагическийтанец назывался эммелейя.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),гдепрославляется победа греков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н.э.);"ПрометейПрикованный"- возможно, самаяизвестная трагедияЭсхила, повествующаяоподвигетитанаПрометея, подарившего огонь людям и жестоко заэтонаказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем, что единственный дошедший до нас полностьюобразецтрилогии, вкотороймастерство Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразительобщественныхустремлений своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, вморали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитиемировой поэзии и драматургии.

Софокл (496-406 до н.э.). Софокл происходил из зажиточнойсемьи владельца оружейной мастерской и получил хорошееобразование. Его художественная одаренность проявилась уже в раннемвозрасте: шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшемсаламинскую победу, а позжесамвыступалкакактервсобственныхтрагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу надсамимЭсхилом. Вообщевся драматургическая деятельность Софокла сопровождаласьнеизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды - занимал чаще все - го первые и редко вторые места.

Софокл принимал участие и в государственнойжизни, занимаяответственные должности. Так, он был избранстратегом(военочальником) и вместе с Периклом участвовал в экспедициипротивострова Самоса, решившего отделится от Афин. После смерти Софокласограждане почитали его не только как великогопоэта, ноиодногоиз славных афинских героев.

До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120. Трагедии Софокла несут в себе новыечерты. ЕслиуЭсхила главными героями были боги, то уСофокладействуютлюди, хотяи несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софоклеговорят, что он заставил трагедию спуститься с неба наземлю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже еслионии не появляются по ходудействия, иэтибогитакжемогущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить человека. Но Софоклрисует, прежде всего, борьбу человеказаосуществлениесвоихцелей, его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю.

У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и угероев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевныхколебаний. Борьба ввергает героев в величайшиестрадания, ииногдаони гибнут. Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потомучто их ведет гражданский и нравственный долг.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан:- этовоплощениеидеалагармоническойличности,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокланазывают певцом афинской демократии.

Однако творчество Софокла сложно ипротиворечиво. Еготрагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полиснойсистемы, закончившейся гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогическиечасти комедии (эписодии) и уменьшил партиихора. Действиесталоболее живым и достоверным, так как на сценемоглиодновременновыступать и давать мотивировку своимпоступкамтриперсонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль втрагедииичисло хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычносудьбацелогорода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, нокаждая из них была самостоятельным произведением.

С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.

Наиболее известны трагедии Софоклаизфиванскогоцикламифов. Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429до н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441г. дон.э., ужепосле смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужаснуюправду, онвыкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Этачастьмифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".

После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами, Эдипбожественнымобразомумирает: егопоглощаетземля. Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальцастановится святыней афинскойземли. Обэтомрассказываетсявтрагедии "Эдип в Колоне".

Трагедии Софокла явилисьхудожественнымвоплощениемгражданских и нравственных идеалов античнойрабовладельческойдемократии периода ее расцвета (Софокл не дожил дострашногопоражения афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.). Этимиидеалами были политическое равенство и свобода всех полноправныхграждан, беззаветноеслужениеродине, уважениекбогам, благородство стремлений и чувств, сильных духом людей.

Еврипид (около 485-406 до н.э.). Социальный кризис афинскойрабовладельческой демократии и обусловленная им ломкатрадиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и онполучил хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипидне принимал непосредственного участиявполитическойжизнигосударства, однако он живо интересовался общественнымисобытиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний инамеков на современность.

Большого успеха у современников Еврипиднеимел: завсюсвою жизньонполучиллишь5первыхнаград, причем последнюю - посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовалсяпочетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцевдосмертиСофоклав Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности; он, посвидетельствуАристотеля, изображаллюдейтакими,"каковыониесть".Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялисьмыслями, стремлениями, страстямисовременных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умереннойдемократии, опоройкоторойонсчиталмелкихземлевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкиевыпадыпротив политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобыиспользовать ее в своих корыстныхцелях. ВрядетрагедийЕврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле емупредставляетсянарушениеместественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении ибогатстве. ПоложительныеперсонажиЕврипиданеоднократно высказывают мысль, что безудержное стремлениекбогатствуможет толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Онсчитает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военнымиуспехамисоотечественников, но в целом относится к войнеотрицательно. Онпоказывает, какие страдания несетвойналюдям, преждевсегоженщинамидетям. Война может быть оправдана только в том случае, если людизащищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивныхмыслителейчеловечества.

Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но иполучалисвое развитие. При этом он небоялсяизображатьнизкиечеловеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того жечеловека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческихдраматургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в.дон.э.его называли величайшим трагическим поэтом, итакоесуждениеонем сохранилось на все последующие века.

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся идраматургии, иактерскогоисполнения, иархитектурытеатральногоздания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятсякомедиии трагедии. Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишьнебольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьесаинесколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Менандра.

Комедию эллинистической эпохи называютновойаттической(или новоаттической) комедией. Время еерасцвета - конецIV-IIIв.До н.э. Вновойаттическойкомедиипо-своемуотразилисьизменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о божественноммиропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходитубеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личноесчастье, общественное положение-все зависит отволислучая. Случайопределяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ейжизньтольков плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедиииграет мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовалипсихологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласнокоторойвсе свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распозноватьтотилииной персонаж.

В новой комедии заметно влияниеЕврипида. Близостьмногихего героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний - вотто, чтоновая комедия взяла у Еврипида.

Основной особенностью новой комедии было отсутствиехора, который был бы органически связан с развитием действия, - хорвыступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться всложной интриге.

Другой особенностью новой комедии балаеегуманно-филантропическая направленность. В лучших произведениях проводилисьпередовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражениятакиеважные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальныйсюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловкоустроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

Драма как самостоятельное художественное произведение зародилась только в Греции, и притом не раньше VI в. до н.э., и воплотилась в форме трагедии и комедии. Ведь драма предполагает большую самостоятельность человеческой личности и столкновение личностей между собой, равно как и столкновение личностей с природой или обществом. Это могло появиться в Греции только в связи с восхождением и утверждением демократического общества. Та личность, которая некогда выделилась из родовой общины, должна была овладеть стихийной силой рода, уметь внутренне понимать животворящие творческие силы мира природы. Вот тут-то и пригодился относящийся, конечно, еще к первобытным временам культ таких божеств, который по преимуществу был обобщением именно этих творческих процессов.

Подобного рода божеств всегда было очень много на всей территории первобытного мира. Но в период зарождения и восхождения греческой демократии таковым божеством оказался Дионис, культ которого из негреческих местностей Фракии на севере, Малой Азии на востоке и Крита на юге пронесся буйным вихрем по всей -Греции в течение VII-VI вв. до н.э.

Этот оргиастический культ поражал воображение тогдашних греков. Участники культа сами представляли себя Дионисом, который имел еще другое имя - Вакха, и потому назывались вакханками и вакхантами. А так как Дионис был не чем иным, как обобщением творчески производительных процессов природы и общества, то он мыслился воплощенным в каждом живом существе, которое представлялось растерзанным и потом воскресающим, наподобие самого божества. Это, несомненно, способствовало зарождению и росту разного рода представлений о борьбе одной индивидуальности с другой, то есть зарождению и росту драматического понимания жизни.

Дионисийский восторг и оргиазм по самой своей природе разрушил всякие перегородки между людьми, и потому прежняя родовая и аристократическая знать в отношении этого нового божества оказывалась уже на одном уровне с низшими слоями населения.

Театральные представлениякоторые выросли на основе культа Диониса, всегда имели в Греции массовый и праздничный характер. Развалины древнегреческих театров поражают своими, рассчитанными на несколько десятков тысяч посетителей. История древнегреческого театра хорошо прослеживается на так называемом театре Диониса в Афинах, раскинувшемся под открытым небом на юго-восточном склоне Акрополя и вмещавшем приблизительно 17 тыс. зрителей. В основном театр состоял из трех главных частей: утрамбованной площадки(орхестры, от греческого orhesis -"пляска) с жертвенником Дионису посредине, мест для зрителей (театр, то есть зрелищные места), в первом ряду которых было кресло для жреца Диониса, и скены, то есть строения позади орхестры, в котором переодевались актеры. В конце VI в. до н.э. орхестра была круглой, плотно утрамбованной площадкой, которую окружали деревянные скамьи для зрителей. В начале V в. деревянные скамьи были заменены каменными, спускавшимися полукругом по склону Акрополя. Орхестра, на которой был хор и актеры, стала подковообразной (возможно, что актеры играли на небольшом возвышении перед скеной). В эллинистическое время, когда хор и актеры не имели уже внутренней связи, эти последние играли на высокой каменной эстраде, примыкавшей к скене - проскении,- с двумя выступами по бокам, так называемыми параскениями. Театр отличался замечательной акустикой, так что тысячи людей без труда могли слышать актеров, обладавших сильными голосами. Места для зрителей охватывали полукругом орхестру и были поделены на 13 клиньев. По бокам проскения находились пароды - проходы для публики, актеров и хора. Хор при постановке трагедии состоял сначала из 12, затем из 15 человек во главе с корифеем - главой хора, разделяясь на два полухора, выступая с песней и танцами, изображая близких к главным героям лиц, мужчин или женщин, одетых в соответствующие действию костюмы. Трагические актеры, число которых постепенно возросло от одного до трех, играли в чрезвычайно красочных, великолепных костюмах, увеличивая свой рост котурнами (обувь с толстыми подошвами наподобие ходуль) и высокими головными уборами. Размеры туловища искусственно увеличивались, на лица надевались ярко раскрашенные маски определенного типа для героев, стариков, юношей, женщин, рабов. Маски свидетельствовали о культовом происхождении театра, когда человек не мог выступать в своем обычном виде, а надевал на себя как бы личину. В огромном театре маски были удобны для обозрения публики и давали возможность одному актеру играть несколько ролей. Все женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, но и пели и танцевали. По ходу действия употреблялись подъемные машины, необходимые для появления богов. Были так называемые эккиклемы - площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Употреблялись машины также и для шумовых и зрительных эффектов (гром и молния). На передней части скены, обычно изображавшей дворец, было три двери, через которые выходили актеры. Эта часть скены расписывалась различными декорациями, постепенно усложнявшимися с развитием театра. Публика - все афинские граждане - получала с конца V в. до н.э. от государства специальные зрелищные деньги для посещения театра, в обмен на которые выдавались металлические номерки с указанием места. Так как представления начинались с утра и продолжались в течение всего дня (ставилось три дня подряд по три трагедии и одной сатировской драме), то публика приходила, запасшись едой.

Драматург, написавший тетралогию или отдельную драму, просил у архонта, ведавшего устройством праздника, хор. Архонт поручал избранному из числа богатых граждан хорегу, обязанному в качестве государственной повинности набрать хор, обучить его, оплатить и устроить по окончании празднества пир. Хорегия считалась почетной обязанностью, но вместе с тем была весьма обременительной, доступной лишь богатому человеку.

Из числа 10 аттических фил избирались судьи. После трехдневных состязаний пятеро из этой коллегии, выбранных по жребию, высказывали окончательное решение. Утверждались три победителя, получавшие денежную награду, но венки из плюща вручались только одержавшим первую победу. Актер-протагонист, игравший главную роль, пользовался большим почетом и даже исполнял государственные поручения. Второй и третий актеры целиком зависели от первого и получали от него плату. Имена поэтов, хорегов и актеров-протагонистов записывались в особые акты и хранились в государственном архиве. С IV в. до н.э. было постановлено вырезать имена победителей на мраморных плитах - дидаскалиях, обломки которых дошли до нашего времени. Сведения, которыми мы пользуемся из сочинений Витрувия и Павсания, относятся в основном к театру эллинизма, поэтому некоторые моменты древнейшего состояния театральных построек в Греции не отличаются четкостью и определенностью.


Похожая информация.


Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика Илиада, Одиссея, произведения лирических поэтов VI в. до н.э Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам- покровителям земледелия Деметре, ее дочери Коре, Дионису.

Такие обряды иногда превращались в культовую драму.

Дионис или Вакх считался богом творческих сил природы позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы трагедия, комедия и сатировская комедия названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов трагос - козел и одэ - песнь, т.е. песнь козлов. Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. Комос - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса.

Следовательно, слово комедия обозначает песнь гуляк. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид VI в. до н. э. .Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором.

При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Так, стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами в переводе значит подражание, воспроизведение исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски народного театра горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию.

Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие - у Аристофана. При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

Например, Сократ в Облаках Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Театр в мировой литературе

Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для.. Конечно, это во многом верно нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник, поразительна.Но вряд ли..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1) в театре Древней Греции открытый проход на орхестру (См. Орхестра ) между амфитеатром и зданием скены (См. Скена ); через западный П. (справа от зрителей) вступал Хор , якобы приходивший из Афин, через восточный (левый) П.- из чужой страны.

2) В древнегреческой трагедии и древне-аттической комедии - первая вступительная песнь хора. Пение чередовалось с речитативом и декламацией.

Паро́д (др.-греч. πάροδος) в древнегреческом театре (трагедии икомедии ) -хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении ворхестру . Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра.

Определяя части трагедии в «Поэтике», Аристотель выделяет три жанра хоровой песни (др.-греч. χορικόν) - парод,стасим икоммос (др.-греч. κομμός). Согласно Аристотелю, парод - это вступительный хор, первое выступление хора, совершающееся сразу после Пролога. Позднейшие греческие словари и справочники (Суда ,«Ономастикон» Поллукса , словарь «Etymologicum magnum» ,Псевдо-Пселл ) с вариантами воспроизводят классические определения Аристотеля.

Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части Поэтики) не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» (др.-греч. εἴσοδος τοῦ χοροῦ) как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, омузыкальной ритмике игармонии ) затруднительно

Античная драма

Д. Дилите

Происхождение античной драмы

Существуют две теории по поводу происхождения греческой драмы: положения английской этнологической школы и традиционная позиция специалистов по классической филологии. Сторонники первой теории утверждают, что драма возникла из различных обрядовых и ритуальных действий: из погребальных плачей , из ритуала инициации . Вторые, соглашаясь, что различные обрядовые представления (например, спектакли Элевсинских мистерий) имели много общего, полагают, что все же надо бы очень осторожно связывать эти архаические, доисторические ритуалы с цивилизованным и интеллектуальным греческим V веком до н. э., что нет основания не доверять Аристотелю, выводящему греческую драму из гимнов и песен на празднествах в честь Диониса . Он утверждает, что трагедия первоначально возникла "от запевал дифирамбов" (Poet. 1449 a Аристотель. Поэтика. / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т IV. М., 1984, с. 650. Здесь и далее пер. М. Л. Гаспарова). Это положение Аристотеля подтверждает то, что спектакли ставились не когда угодно, а только во время празднеств в честь Диониса, которых было три: Великие Дионисии, Малые Дионисии и Ленеи.

Как мы уже упоминали, слово "дифирамб" негреческое (видимо, этот род песнопений эллины переняли из субстратной культуры), но в VII-VI вв. до н. э. дифирамб был известен и распространен в Греции. Дифирамбами называли песни празднеств в честь Диониса. Их исполнял предводитель хора и мужской хор из пятидесяти человек. Песни, исполняемые попеременно предводителем и хором, видимо, и должны считаться началом диалога драматического произведения. Мужчины, исполнявшие дифирамб, изображали спутников Диониса сатиров и силенов: они прикрепляли рога, надевали козлиные шкуры, иногда прицепляли лошадиные хвосты. Слово "трагедия" означает "песнь козла". Аристотель говорит, что поначалу трагедия была веселым действом, а позднее приняла возвышенный характер (Poet. 1449 a).

Комедия (греч. "комос" - ватага веселых гуляк, "ода" - песня). Песни и процессии комоса, скорее всего, были похожи на описанные Гоголем гуляния колядующих по деревне; по утверждению Аристотеля, комедия происходит "от запевал фаллических песен, какие и теперь еще в обычае во многих городах" (Poet. 1449 a). Веселая процессия на праздниках в честь Диониса пела песни, полные элементов ритуального поругания. Греки верили, что такие непристойные, смешные песни в форме диалога между отдельными группами процессии, способствуют урожайности и плодородию.

Таким образом, исполнители гимнов и песен на праздниках в честь Диониса постепенно стали действующими лицами. Дело в том, что греч. "драма" -это действие. И Аристотель подчеркивает, что драма подражает активно действующим людям (Poet. 1448 a).

Устройство театра и организация представлений

Греческий театр составляют три части: театр, оркестр и сцена. Места для зрителей, называемые театром (местом для зрелищ), обычно устраивали на склоне холма. Сначала зрители сидели на земле, потом были установлены каменные скамьи, рядами поднимающиеся вверх и дугой опоясывающие площадку в форме круга - орхестру (от греческого глагола со значением "танцевать), на которой происходили представления. За орхестрой натягивали палатку, называемую по-гречески "скине". В ней участники представления складывали маски и другие вещи. Чтобы каждый раз не нужно было бы натягивать палатку, впоследствии было установлено постоянное сооружение, которое люди и в дальнейшем продолжали называть скеной. Поскольку действие греческих драм чаще всего происходило не в закрытом помещении, а под открытым небом, здание скены после установки некоторых элементов декораций могло изображать храм, царский дворец и т. п. Если в таком здании не было необходимости, скену прикрывали натянутым на раму огромным полотном с нарисованным морем, горами или другим необходимым изображением. Позднее около скены было сооружено небольшое возвышение, которое постепенно все увеличивалось и превратилось в такую сцену, которую мы видим в современных театрах.

И трагедийные, и комедийные актеры носили маски, которые они надевали на голову. Маски изготавливались следующим образом: мастер обтягивал проволочный каркас полотном и на него накладывал гипс. Потом маску раскрашивали, прикрепляли волосы, бороду. Маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, моральные качества и душевное состояние действующего лица с помощью цвета, формы лба, положения бровей. Если психологическое состояние действующего лица менялось, актер менял маску. Поскольку маска увеличивала голову, фигура актера казалась меньшей. Это подходило для комедии, а трагедийные актеры, желая избежать комического впечатления, носили специальную обувь на толстой подошве - котурны.

Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Сначала в драме играл один актер: надевая все время новые маски, он исполнял все роли. Исполнитель разговаривал с хором или один. Эсхил придумал выпустить на орхестру двух актеров, и между ними уже мог происходить диалог. Софокл увеличил количество действующих лиц, находящихся на орхестре одновременно, до трех. Исполнитель главной роли назывался протагонистом. Конечно, в драмах обычно было больше, чем три персонажа, и те же самые актеры получали по несколько ролей. Еще несколько актеров изображали слуг, спутников, воинов и других бессловесных персонажей. Важным действующим лицом в драмах был хор, который пел и танцевал на орхестре. С середины V с. до н. э. в трагедийном хоре было пятнадцать человек, а в комедийном - двадцать четыре. Самый главный хорист, руководитель хора назывался корифеем.

В театре были разнообразные механизмы, которые поднимали актера, сидящего на каком-нибудь бутафорном животном (Пегасе, птице, жуке), или спускали богов на землю. Поэтому внезапное появление бога, разрешавшего конфликт, называлось "богом из машины". В театроведении утвердился латинский перевод этого термина: deus ex machina.

В греческом театре драматург был не только писателем, но и композитором, и балетмейстером, и режиссером. Иногда он и сам играл какую-либо роль. Расходы на постановку спектакля покрывал гражданин, назначенный народным собранием.

В Афинах театральные представление окружал сакральный ореол: они происходили только на праздниках в честь Диониса и воспринимались как элемент почитания бога. Перед спекталями жрец Диониса приносил в жертву поросенка на алтаре, стоявшем в центре орхестры. Зрители шли в театр в красивой одежде и венках, как и при участии в других обрядах. Сначала театральные спектакли были бесплатными, позднее надо было приобретать глиняные или свинцовые номерки многократного пользования, указывающие место, которые стоили очень дешево. Небогатые люди получали для этого деньги от государства, и представления обычно смотрели все афиняне.

Обычно исполнялись три драматических произведения. Пьесы всегда оценивало жюри, состоящее из десяти членов. Таким образом, это были театральные состязания. Драматург, занявший первое место, получал венок из плюща. Третье место означало поражение.

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА. У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и эпические предания, ставшие источниками драмы, однако греки были первыми, кто придал примитивным представлениям высокоразвитую драматическую форму.

Золотым веком греческой драмы был 5 в. до н.э. Город-государство Афины переживал пик политического, экономического и художественного развития. Драмы ставились и в других областях Греции, но афинская, или аттическая, драма отличалась особой утонченностью и изысканностью. Представления устраивались трижды в год на праздниках, посвященных Дионису, – Великие Дионисии (в марте – апреле по нашему календарю), Ленеи (в январе – феврале) и Сельские Дионисии (в декабре – январе). Главным праздником были Великие Дионисии, на них каждый поэт-трагик представлял три трагедии и сатировскую драму – короткий фарс, в котором партию хора исполняли сатиры, козлоногие спутники Диониса. Комический поэт представлял одну комедию.

Спектакли устраивались в больших открытых театрах. Театр состоял из скены – палатки, где переодевались актеры (она же служила декорацией); орхестры – круглой площадки, на которой выступали актеры и хор, и полукруглого амфитеатра, где размещались зрители. В спектакле всегда принимал участие хор, число его участников варьировалось: у Софокла их было 15, у Аристофана – 24. В драме никогда не участвовало больше трех актеров, так что каждый исполнял несколько ролей. Женские роли исполняли мужчины. В трагедиях актеры были одеты в длинные, богато украшенные хитоны. Комические актеры надевали короткие туники, их костюмы часто имели гротескный или фантастический характер. Маски помогали узнавать персонажей и усиливали звук с помощью раструба во рту. Благодаря маскам с крупными, выразительными чертами и котурнам, обуви на очень толстой подошве, актеров было хорошо видно со всех рядов огромного амфитеатра.

Слово «трагедия» в переводе с греческого значит «козлиная песнь». Происхождение названия, возможно, связано с жертвоприношением козла, сопровождавшемся ритуальными танцами. Поэтика Аристотеля (384–322 до н.э.) является главным источником сведений о греческой драме. Аристотель полагал, что трагедия произошла от древних дифирамбов – гимнов, которые хор исполнял в честь Диониса. Считается, что литературную форму для декламации придал дифирамбу поэт Арион (ок. 600 до н.э.). По-видимому, греческая драма 5 в. до н.э. имеет ритуальное происхождение.

Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии – это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод. В плачах, т.н. коммосах, партии хора и актеров могли чередоваться, как, например, в Хоэфорах Эсхила . Поэт Феспид (6 в. до н.э.) признан первым, кто поставил трагедию, в которой актер был отделен от хора. Платин (ок. 534 до н.э.) первым сочинил сатировскую драму, но от его пьес сохранился лишь один фрагмент. Другим известным трагиком был Фриних, впервые завоевавший победу в 511 до н.э. Названия и сохранившиеся фрагменты его трагедий указывают на то, что в их основе лежали не только мифологические сюжеты, но и недавние исторические события.

Один из величайших писателей Древней Греции Эсхил (525–456 до н.э.) сократил роль хора, ввел второго актера и сделал диалог главной частью трагедии. Возможно, именно Эсхил первым объединил три трагедии, представляемые на Великих Дионисиях, в трилогию, так что они стали по существу тремя актами трагедии с единым сюжетом. Эсхил 13 раз побеждал на драматических состязаниях. Сохранились лишь 7 из 90 написанных им трагедий: Персы , Семеро против Фив , Просительницы , Прикованный Прометей и трилогия Орестея , в которую входят Агамемнон , Хоэфоры и Эвмениды . В Просительницах заметно, что в ранней аттической трагедии хор играл главную роль. Героини трагедии – 50 дочерей Даная (Данаиды), бежавшие от ненавистных женихов из Египта в Грецию. Персы – единственная дошедшая трагедия, действие которой связано не с мифом, а с историческим событием – победой греков у Саламина в 480 до н.э. В Прикованном Прометее титан Прометей побежден и за самонадеянность наказан Зевсом, новым верховным божеством. Семеро против Фив – третья часть не сохранившейся трилогии, в которой рассказывается о борьбе за фиванский престол Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа. Трилогия Орестея – шедевр Эсхила. В первой части, Агамемноне , рассказывается о возвращении царя Агамемнона с войны и его гибели от руки собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. В Хоэфорах сын Агамемнона, Орест, мстит за смерть отца. В Эвменидах Ореста преследуют богини-мстительницы Эринии. В конце трагедии его оправдывает учрежденный богиней Афиной суд ареопаг. Трагедия посвящена одновременно нескольким темам: победе мудрых и милосердных богов над богинями слепой мести; появлению цивилизованного суда взамен примитивного судилища; отмене родового проклятия.

Второй великий греческий трагик, Софокл (496–406 до н.э.), больше интересовался внутренним миром человека, нежели волей богов в его судьбе. Софокл уменьшил роль хора и ввел третьего актера. Драматург одержал более 20 побед и написал свыше 110 трагедий, из которых сохранилось 7: Аякс , Антигона , Царь Эдип , Трахинянки , Электра , Филоктет , Эдип в Колоне . Три из них посвящены семье царя Эдипа. Человеку не дано понять те непостижимые силы, что влияют на его судьбу (Царь Эдип ). Всесильного Эдипа преследует рок, над которым он не властен, сам же он стремится узнать истину, чего бы это ни стоило. В Эдипе в Колоне царь предстает старым слепым странником, которого сопровождает лишь его дочь Антигона. Он находит убежище в Афинах, где умирает, благословляя этот край и проклиная своих враждующих сыновей, Этеокла и Полиника. Их братоубийственная война легла в основу Антигоны . Нарушая запрет Креона, царя Фив, Антигона хоронит своего брата Полиника, как того требует обычай. За это ее приговаривают к смерти. Две пьесы Софокла, Аякс и Филоктет , посвящены героям Троянской войны.

Софоклу якобы принадлежат слова, что он изображал людей такими, какими они должны быть, а Еврипид (485–406 до н.э.) – каковы они на самом деле. Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Сохранилась сатировская драма Еврипида Циклоп и 18 его трагедий: Алкестида , Медея , Ипполит , Андромаха , Гекуба , Гераклиды , Просительницы , Геракл , Троянки , Электра , Ион , Ифигения в Тавриде , Елена , Финикиянки , Орест , Вакханки , Ифигения в Авлиде и Рес (неудачная инсценировка 10-й песни Илиады ; считается, что это подделка). Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В Медее колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства героини. Любовные переживания лежат и в основе Ипполита , но в них виновна богиня Афродита, которую отверг Ипполит, давший обет девственности Артемиде. В отместку Афродита заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в пасынка. В результате Федра кончает с собой, а Ипполит, ложно обвиненный в попытке обесчестить мачеху, трагически гибнет. Царица Алкестида – полная противоположность Федры и Медеи – добровольно идет в могилу вместо своего мужа.

Пять трагедий Еврипида связаны с Троянской войной: Троянки , Гекуба , Ифигения в Авлиде , Елена , Андромаха . Заслуживает внимания, что война предстает в них как бессмысленное страдание и бесполезная гибель. В Ифигении в Авлиде Агамемнона заставляют принести свою дочь Ифигению в жертву Артемиде, чтобы подул попутный ветер и корабли смогли отплыть в Трою. В Троянках и Гекубе рассказывается о страданиях, которые терпят жена и дочь троянского царя в плену у греков. Сюжет Ореста и Электры тот же, что в великой трилогии Эсхила. Вакханки – единственная известная трагедия, героем которой является Дионис. Циклоп , сюжет которого взят из Одиссеи , – единственная полностью сохранившаяся сатировская драма. При жизни Еврипида его творчество вызывало упреки в безнравственности, поскольку его герои не почитали богов и склонялись к недозволенной любви.

Состязания трагиков продолжались в Афинах в течение нескольких веков, но ни одна из трагедий 4 в. до н.э. и последующих веков не сохранилась. В 3 в. до н.э. интерес к трагедии ненадолго вспыхнул в Александрии. Трагедии семи поэтов, т.н. «Плеяды», блистали скорее ученостью, нежели драматическим мастерством. Их творчеством завершается история греческой трагедии.

Слово «комедия» происходит от греч. слов «пирушка» и «песнь». Аристотель считал, что комедия выросла из пиршественных песен, которые исполнялись во время праздников в честь Диониса, однако уже во времена Аристотеля мало что было известно об истории аттической комедии. Существовало несколько типов дорической комедии; в Спарте актеры в масках разыгрывали фарсовые сценки из повседневной жизни; в городах Великой Греции ставились филаки, т.е. комические сценки, пародировавшие мифологические сюжеты. В Сикионе (Пелопоннес) процессия подвыпивших гуляк исполняла перед толпой шутливые гимны в честь Диониса. В Сиракузах философ Эпихарм (ок. 500 до н.э.) писал, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, чрезвычайно веселые и остроумные комедии. Благодаря росписям на аттических вазах 6 в. до н.э. известно, что в Афинах давались представления, связанные, возможно, с культом Диониса, на которых люди наряжались животными. Возможно, эти представления и послужили основой для ранней аттической комедии. Согласно источникам, первым афинским комедиографом был Хионид, выигравший состязание на Великих Дионисиях в 487 до н.э. Наиболее знаменит среди первых афинских комедиографов Кратин (впервые победил в 453 до н.э.), много сделавший для формирования аттической комедии.