История создания сказки либерал салтыков щедрин. Цикл «Сказки» М. Салтыкова-Щедрина: художественные особенности и приемы. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Тема 2.
Древнегреческая литература архаического периода.
Гомер.
(И.М.Тронский. Раздел I.)
Истоки античной литературы.
Героические сказания.
Аэды и рапсоды.
Гомеровский вопрос.
Открытия Г. Шлимана и А. Эванса.
Историческая и мифологическая основа гомеровского
эпоса.
Основные события и герои поэм Гомера «Илиада» и
«Одиссея».
Характерные черты строго эпического стиля и свободного
эпического стиля.
Переводы и исследования гомеровского эпоса.

АНТИЧНОСТЬ
(фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike)
-термин, перешедший в русский язык из
романских и германских языков.
Восходит к латинскому antiquitas древность, старина.
Литература античности – литература
средиземноморского культурного круга:
литература Древней Греции и Рима
X-IX вв. до н.э. - IV-V вв.н.э.
Античная литература представляется
истоком и образцом новых литератур;
осознается духовной опорой европейской
культуры.

Греки называют свою страну Элладой, а себя –
эллинами.
Зона интенсивного развития античной культуры:
на севере – Рейн и Дунай (у Гесиода упоминается
как Истр);
на западе – Атлантический океан;
на юге – Сахара;
на востоке – Иранское нагорье.
Античная культура – «колыбель европейской
цивилизации», «детство человечества».
Античная картина мира
Античный космос – символ мирового порядка и
разумности.
Космос разумен, прекрасен в силу царящей в нем
гармонии.
Человеку принадлежит срединное пространство –
ойкумена (заселённая земля).
Земное воплощение разумности мира – городгосударство (полис).

Характерные особенности античной
литературы:
-мифологическая тематика; это
позволило символически воплощать
высокие мировоззренческие обобщения;
-традиционализм; это заставляло
воспринимать каждый образ на фоне,
предшествующего опыта, окружало
образы ореолом литературных
ассоциаций и тем самым очень
обогащало их;
-поэтическая форма – результат
дописьменного отношения к стиху как
единственному средству сохранить в
памяти подлинную словесную форму
устного предания; поэтическая форма
давала в распоряжение писателя
огромные средства ритмической и
стилистической выразительности.

Античное литературное
мышление было жанровым.
Система жанров была
устойчивой.
Самый высокий жанр –
героический эпос (хотя в
«Поэтике» Аристотель
поставил выше всех
трагедию).
Система стилей полностью
подчинялась системе жанров.
В системе стиха господствует
метрическая система
стихосложения, основанная на
упорядоченном чередовании
долгих и кратких слогов.
Такая метрика очень
напоминала музыку.

Особая проблема – сохранность и
реконструкция античной литературы.
Платон, Гораций, Вергилий – известны
почти полностью.
Эсхил – 7 драм из 80-90.
Софокл – 7 драм из 120.
Рафаэль Санти.
Афинская школа. 1511.
Апостольский дворец.
Ватикан
Периоды развития античной культуры:
Древняя Греция – Эллада (греч. Ελλάδα, Elláda)
III–I тыс. до н. э. эгейская (крито-микенская)
культура.
XI–VIII вв. до н.э. гомеровский период
VIII–VI вв. до н.э. архаика
V–IV вв. до н.э. классика
конец IV в. до н.э. (условно с 323 г. - года смерти
Александра Македонского) – I в. до н.э.
эллинизм
Древний Рим
VIII – VI вв. до н.э. царский период
V – I в. до н.э. республиканский период
I в. н.э. – Vв. н.э. императорский период

Персонология античной культуры

ПЕРСОНОЛОГИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Древняя Греция
Древний Рим
Политики:
Солон,
Перикл, Демосфен,
Александр Македонский.
Политики:
Цицерон, Гай Юлий Цезарь, Катон
Старший, Марк Аврелий.
Ученые, философы:
Фалес,
Пифагор,
Парменид,
Анаксагор, Протагор, Геродот,
Сократ, Демокрит, Гиппократ,
Платон,
Диоген,
Гераклит,
Аристотель,
Евклид,
Зенон,
Архимед, Плутарх.
Творцы
художественной
культуры:
Гомер, Гесиод, Сапфо, Эксекий,
Эзоп, Алкей, Анакреонт, Арион,
Эсхил,
Пиндар,
Софокл,
Еврипид, Иктин, Калликрат,
Мирон,
Фидий,
Поликлет,
Аристофан, Пракситель, Скопас,
Лисипп, Менандр, Лонг.
Ученые, философы:
Полибий,
Страбон,
Птолемей, Плотин.
Тацит,
Творцы художественной культуры:
Плавт, Теренций, Лукреций Кар,
Катулл,
Вергилий,
Гораций,
Тибулл,
Проперций,
Овидий,
Марциал,
Ювенал,
Светоний,
Апулей.

Греческая литература архаического периода

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Д.Веласкес.
Эзоп.
Истоки древнегреческой литературы – устное народное творчество.
Пословицы, поговорки, поучительные наставления, афоризмы (часто в
стихотворной форме).
Прозаические басни. Многие басни приписывались фригийскому рабугорбуну Эзопу. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (их 426) в
прозаическом изложении.
Среди басен, приписываемых Эзопу, есть много хорошо знакомых нам
сюжетов:
«Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда.
Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще
зелены».
«Волк и Ягненок», «Крестьянин и Змея», «Дуб и Трость», «Лягушка и
Вол», «Лошадь и Осел», «Цикада и Муравьи», «Волк и Журавль», «Ворон
и Лисица» и т. д.
Позднее отдельные писатели придавали этим басням литературную
форму (например, в I в. н. э. римский поэт Федр).
Из этого источника черпали сюжеты и баснописцы нового времени -
Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, в России- И.А. Крылов и др.
Обрядовые песни на праздниках весны, сбора урожая, посвящениях
юношей в воинов или охотников, свадьбах и пр.
Погребальные плачи (трены).
Застольные песни (сколии), исполнялись поочередно участниками
пирушки.
Культовые гимны – хоровое пение во время религиозных празднеств в
честь различных богов.

Героические (богатырские) сказания.
Аэд
певец-профессионал,
владеющей
техникой героического повествования. Но это
не только певцы, т. е. исполнители чужого
текста, но и авторы исполняемого текста -
поэты.
Они
пели
свои
произведения
под
аккомпанемент струнного инструмента -
лиры, форминги или кифары.
Рапсоды. Первое известие о рапсодах относится
к VI в. до н. э.
Рапсоды были уже только исполнителями
готовых поэм, но не создателями новых
произведений; они уже не пели поэмы, а
декламировали
их
в
торжественной
обстановке, на праздниках, например, в
Афинах на празднике Великих Панафиней
(самый крупный праздник в честь Афины).

Гомеровский вопрос
1. Вопрос об авторстве поэм.
Большинство ученых считало, что из всего героического
эпоса Гомеру принадлежат только «Илиада» и «Одиссея».
Некоторые ученые («разделители») обратили внимание на
наличие некоторых существенных различий между
поэмами и сделали, что они не могли принадлежать одному
автору.
Из всех противоречивых суждений, высказанных по
гомеровскому вопросу, абсолютно доказанными можно
считать следующие положения:
1)поэмы обнаруживают единство художественного плана.
2)созданию поэм предшествовал продолжительный период
устного народного творчества, когда слагались сказания
(саги) и небольшие эпические песни, отличные по
характеру от крупных произведений типа «Илиады» и
«Одиссеи».
3)несомненным является единство и цельность характеров.
4) некоторые части, как свидание Гектора с Андромахой,
путешествие Телемаха и т. п., не имеют ничего общего с
мифами. Расправа Одиссея с женихами представлена
совершенно не в мифологическом плане, а похожа на
бытовую новеллу.

«Парижанка»
Фреска Кносского
дворца.
XV в. до н.э.
2.Вопрос о времени создания.
Наиболее вероятная дата – IX-VIII вв. до н. э.
3.Вопрос о личности Гомера.
Некоторые высказывали мнение, что имя «Гомер» есть
нарицательное слово, которое имело значение или
«провожатый», или «заложник», или «слепец».
Неоднократно делались попытки найти и этимологическое
значение слова «Гомер» путем разложения его на составные
части.
Имя «Гомер» как будто состоит из двух частей - «гом» и
«ер»: одна означает «вместе», другая произошла от корня
«прилаживать». Так создается представление о человеке,
что-то прилаживающем или объединяющем разрозненные
песни в одно целое.
4.Вопрооб историчности поэм.
Во второй половине XIX в. немецкий археолог Генрих
Шлиман раскопал реальные остатки гомеровской Трои.
В 70-х и 80-х гг. XIX в. в результате раскопок Г. Шлимана и
В. Дёрпфельда на Пелопоннесском полуострове была
открыта микенская культура.
В начале ХХ в. английский археолог Артур Эванс сделал
свои поразительные открытия на Крите.

ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
(по Алексею Федоровичу Лосеву)

Голова Гомера.
Фрагмент древнегреческой
статуи.
Около 460 до н.э.
Поэмы Гомера «Илиада» и
«Одиссея» созданы в первой
трети I тыс. до н.э. в Ионии
(область Древней Греции).
Составителей этих поэм было,
вероятно, очень много, но
художественное единство поэм
предполагает какого-то
неизвестного нам единоличного
автора, оставшегося в памяти
всей античности и всей
последующей культуры под
именем слепого и мудрого
певца Гомера.

Сюжеты поэм взяты из цикла героических сказаний о
Троянской войне, походе греков на город Трою (или Илион).
Троянский царевич Парис похитил у спартанского царя
Менелая много сокровищ и жену, красавицу Елену.
«Старцы, лишь только узрели идущую к башне Елену.
Тихо между собой говорили крылатые р ечи:
«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
Истинно, вечным богиням она красотою подобна!»
Антонио
Канова
Елена
1811.
Оскорбленный Менелай и его брат, микенский царь
Агамемнон, собрали из всех греческих областей рать для похода
на Трою под верховным предводительством Агамемнона.
Десять лет греческое ополчение безуспешно осаждало Трою, и
только хитростью удалось грекам, спрятанным в деревянном
коне, проникнуть в город и поджечь его.
Троя сгорела, а Елена была возвращена Менелаю.
Однако возвращение греческих героев на родину было
печальным: одни погибли в пути, другие долго скитались по
разным морям, прежде чем им удалось вернуться домой.
Из суммы этих сказаний складывается «троянский» цикл
греческой мифологии.
«Илиада» и «Одиссея» передают только отдельные моменты
троянской мифологии.

ИЛИАДА
Троя действительно
существовала. Этот город
находился на
малоазиатском побережье
к югу от Дарданелл.
Троянская война – рубеж
XIII-XII вв. до н.э.
Действие «Илиады» (т. е.
поэмы об Илионе)
отнесено к 10-му году
Троянской войны, но ни
причина войны, ни ход ее
в поэме не излагаются.

Содержанием поэмы является
один эпизод, в пределах которого
сконцентрирован огромный
материал сказаний и выведено
большое количество греческих и
троянских героев.
«Илиада» состоит из 15 700
стихов, которые впоследствии
были разбиты античными
учеными на 24 книги, по числу
букв греческого алфавита.
Тема поэмы объявлена в первом
же стихе, где певец обращается к
Музе, богине песнопения:
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса,
Пелеева сына».

Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского
царя Пелея и морской богини Фетиды,
храбрейший из ахейских витязей,
является центральной фигурой
«Илиады».
Он «кратковечен», ему суждена великая
слава и скорая смерть.
Ахилл изображен настолько могучим
героем, что троянцы не смеют выйти из
стен города, пока он участвует в войне;
стоит ему появиться, как все прочие
герои становятся ненужными.
«Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в
военных действиях, служит, таким
образом, организующим моментом для
всего хода действия поэмы.

Обреченность города показана в
двух сценах.
Первая - шествие Троянских
женщин к храму Афины«градодержицы» с мольбой о
спасении, -
«... но Афина молитву отвергла».
Лосенко Антон
Прощание Гектора с
Андромахой (фрагмент)
1773
Вторая - прощание Гектора с
его женой Андромахой и
младенцем сыном - дает
картину семейного счастья,
разрушаемого предчувствием
грядущих бедствий.

Обеспокоенный троянским
наступлением Ахилл дает согласие
на то, чтобы его любимый друг
Патрокл облекся в его доспехи и
отразил непосредственную
опасность.
Патрокл, во главе дружины Ахилла,
отгоняет троянцев от кораблей, а
затем, увлеченный своей победой,
гонит их до стен Трои.
Здесь, обезоруженный Аполлоном,
он гибнет от руки Гектора.
«Тихо душа, излетевши из тела,
нисходит к Аиду,
Плачась на жребий печальный,
бросая и крепость и юность».

Гефест
Ахилл потрясен гибелью
друга.
Гнев сменяется жаждой
мести.
Не имея доспехов, он
выходит без оружия и одним
своим криком отгоняет
троянцев от тела Патрокла.
По просьбе Фетиды, Гефест,
бог-кузнец, изготовляет для
Ахилла новые доспехи.
Повествование, проходящее
под знаком мщения Ахилла,
приобретает мрачный
характер.

Ж.Л.Давид,
Андромаха,
оплакивающая Гектора
1783
Богиня Афина помогает Ахиллу, и Гектор
гибнет. Ахилл привязывает тело Гектора к
своей колеснице и гонит коней, волоча голову
противника по земле.
Отец Гектора Приам просит Ахилла отдать
ему тело сына.
Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама
за руку, - оба плачут о горестях
человеческого существования.
Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть
тело. Описанием погребения Гектора
заканчивается «Илиада».
Изложение «Илиады» ведется через победы
ахейцев к их поражениям, к гибели Патрокла,
которая требует отмщения, и к смерти Гектора
от руки Ахилла.
Когда свершились погребальные обряды над
Патроклом и Гектором, все последствия
«гнева Ахилла» исчерпаны, и сюжет доведен
до конца.

Одиссей.
Краснофигурная
роспись на
кратере.
IV в.до н.э.
ОДИССЕЯ
Темой «Одиссеи» являются
странствия и приключения
«хитроумного» Одиссея, царя
Итаки, возвращающегося из
троянского похода.
сновной сюжет «Одиссеи»
относится к широко
распространенному в мировом
фольклоре типу сказаний о
«возвращении мужа».
С этим сюжетом в «Одиссее»
объединена часть другого
популярного сюжета - о «сыне,
отправляющемся на поиски
отца».

«Одиссея» является продолжением
«Илиады».
Действие отнесено к 10-му году
после падения Трои, но в рассказах
действующих лиц упоминаются те
эпизоды, время которых
приурочивалось к периоду между
действием «Илиады» и действием
«Одиссеи».
Все важнейшие герои греческого
стана «Илиады», живые и мертвые,
выведены и в «Одиссее».
Как и «Илиада», «Одиссея» была
разбита античными учеными на 24
книги.

Иллюстрации Мая
Митурича
По композиции «Одиссея»
сложнее «Илиады».
Сюжет «Илиады» подан в
линейной
последовательности, в
«Одиссее» эта
последовательность
сдвинута: повествование
начинается со средины
действия, а о
предшествующих событиях
слушатель узнает лишь
позже, из рассказа самого
Одиссея о его странствиях.

Ранний эпический стиль – строгий.
Его основные черты:
1)Объективность.
Древний эпический стиль дает
объективную картину жизни, не входя
глубоко в психологию действующих лиц и
не гоняясь за деталями и подробностями
изображения. Даже все боги и демоны, все
чудесное изображается у Гомера так, как
будто бы оно реально существовало.
Невозмутимый повествовательный тон
характерен у него для любых сказочных
сюжетов.
2)Вещественное изображение жизни.
Эпический художник сосредоточивает
внимание на внешней стороне
изображаемых им событий. Отсюда его
постоянная любовь к зрительным,
слуховым и моторным ощущениям.

3)Традиционность.
Строгий эпический художник
изображает по преимуществу все
постоянное, устойчивое, вековое, для
всех очевидное и всеми
признаваемое, старинное, дедовское
и в настоящем для всех
обязательное.
4)Монументальность.
Широкий охват настоящего и
прошлого делает эпическую поэзию
возвышенной, далекой от
субъективной прихоти поэта. Эта
нарочито выставляемая
незначительность художника перед
грандиозной широкой народной
жизнью превращает его
произведения в монументальный
памятник прошлого.

5)Героизм.
Человек оказывается героем потому, что он внешне лишен эгоистических черт,
но всегда является и внутренне и внешне связанным с общенародной жизнью
и общенародным делом.
6)Уравновешенное спокойствие.
Эпическое спокойствие возникает в поэте, если он мудро созерцает жизнь
после великих катастроф, после огромных всенародных событий, после
бесконечных лишений и величайших страданий, а также после величайших
успехов и побед. Он знает о постоянстве законов природы и общества, о вечном
круговороте природы и о вечном возвращении жизни («смена поколений, как
смена листвы на деревьях»).
Таким образом,
объективность строго эпического стиля отличается пластическим
традиционным и монументальным героизмом, отражающим собой вечный
круговорот и вечное возвращение общенародной жизни.

Поздний эпический стиль – свободный.
1)Развитие эпических жанров.
"Илиада" и "Одиссея" в основном являются
героическими поэмами.
Но эпосу Гомера свойственны и зачатки других
эпических жанров, например сказки.
Сказка ничем существенным не отличается от мифа по
своему содержанию. Но миф верит в буквальную
реальность изображаемых в нем лиц и событий, в то
время как сказка относится к изображаемому уже
достаточно скептически, рассматривая его как
предмет забавного и занимательного рассказа.
Особенно далеко в этом отношении ушла "Одиссея".
В IV песни этой поэмы имеется, например, большой
рассказ о превращении морского бога Протея в разных
животных и о том, как Менелай поймал его в тот
момент, когда Протей был человеком, и заставил
рассказать будущее.
В XII песни той же поэмы изображены Сирены полуптицы, полуженщины, завлекающие путников
своим сладостным пением.
Здесь же - рассказ о том, как Одиссей проскочил со
своими спутниками между Сциллой, чудовищем с
шестью головами и двенадцатью лапами, и Харибдой,
водоворотом, который поглощал всех плывущих около
него путников в морскую бездну.

2)Лирика.
Гомеровский эпос содержит много
лирических мест.
Сцена прощания Гектора с его супругой
Андромахой перед боем.
Душа Патрокла расстается с телом,
испытывая печальное чувство по поводу
погибшей юности, как и душа Гектора.
Гомер часто печалится о судьбе внезапно
гибнущего героя на поле сражения, рисуя
себе страдания родных этого героя, которые
пока еще ничего не знают о его злой участи.
3)Драматизм.
Конфликт из эпического переходит в
драматический.
Трагичны почти все основные герои обеих
поэм:
Ахилл, обреченный на гибель в молодых
годах и знающий об этом;
Гектор, Патрокл, Одиссей.

4)Комизм, бурлеск, юмор, сатира, ирония
Много комических мест:
драка Одиссея с нищим Иром на пороге дворца,
где пируют женихи. Этот комизм достигает
степени бурлеска, когда возвышенное
изображается в качестве низменного.
Олимпийские сцены почти всегда даются
Гомером в стиле бурлеска: супружеская ревность
Геры; Зевс хочет побить свою супругу, а
кривоногий уродец Гефест пытается рассмешить
богов шутками.
Юмористично подана Афродита, когда она
вступает в сражение и получает ранение от
смертного героя Диомеда, по поводу чего ее
осыпают насмешками боги на Олимпе.
Циклопы изображены как карикатура и сатира
на людей, живущих без всяких законов.
Сатирических черт очень много и в самом
Агамемноне, который удивляет своей жадностью,
деспотизмом, трусостью.

Художественный стиль
1)Beщи.
Почти все предметы и вещи получают у
Гомера неизменные эпитеты "священный",
"божественный" или просто "прекрасный",
"сильный", "блестящий" и т. д.
"Священными" являются у него города и вся
домашняя утварь.
"Божественна" та соль, которой посыпают
кушанья, обязательно "прекрасны" сандалии
у Афины Паллады.
Гомер чрезвычайно любит блестящие
предметы.
Обычно все у него сверкает, лучится.
Изысканная одежда не только у Геры, но и у
Кирки.
Подробно описывается оружие героев. Оно
тоже обычно светится, ослепительно блестит,
на нем много золота, серебра и драгоценных в
те времена металлов.
Особенно ярко изображены щит Ахилла и
вооружение Агамемнона.
Описываются блеск и убранство дворцов
Алкиноя и Менелая.

2)Люди и их характеры.
Подобным же образом рисуются Гомером и герои. Почти
все они сильны, красивы, благородны; они тоже
"божественные", "богоравные" или по крайней мере
ведут свое происхождение от богов.
Ахилл - это грозный герой гомеровского эпоса,
уверенный в себе, преданный родине и народу. Однако
он чрезвычайно гневлив и груб, упрям и несговорчив, к
боям он возвращается лишь потому, что стремится
отомстить за своего друга; он беспощаден к Гектору и
проповедует право сильного зверя, отказывая ему в
исполнении его предсмертной мольбы, и с
бессмысленной жестокостью и надругательством
волочит его труп вокруг Трои в течение девяти дней.
Но вместе с тем Ахилл умеет благородно и
снисходительно относиться к побежденному врагу и
даже питать к нему гуманные чувства: по просьбе
Приама он прекращает надругательство над трупом
Гектора и с почетом возвращает его отцу.
Ахилл знает предопределение судьбы о своей близкой
гибели, и тем не менее он не страшится; образ его
исполнен трагической скорби.

Другой славный герой "Илиады" Агамемнон - деспотичен и даже
бесчеловечен, жаден и труслив,
но он от души скорбит по поводу поражения
своего войска, сам бросается в бой и
получает ранение, а в конце концов
бесславно гибнет от руки собственной жены.
Гектор - безупречный герой и защитник
своей родины, идеальный вождь своего
войска, свободный от мелких слабостей
Ахилла и Агамемнона; он нежно любящий
муж, сын и отец.
Но и его не надо представлять слишком
упрощенно: он настойчив, часто принимает
необдуманные решения, не всегда умен и
сообразителен, а иной раз ведет себя наивно,
по-детски. Это идеальная, но вполне живая
фигура.

Одиссей известен своим умом, хитростью,
дипломатичностью, ораторским искусством и
умением выйти из любого тяжелого положения.
Однако, нужно прибавить два свойства:
1)Одиссей очень предан интересам своей родины и не
может о ней забыть в течение 20 лет. Нимфа Калипсо,
сделавшая его своим мужем, предлагала ему
роскошную жизнь и бессмертие, и все-таки он
предпочел оставить ее и вернуться к себе на родину.
2) Его невероятная и бесчеловечная жестокость. Он
перебивает женихов, наполняя весь дворец трупами,
и вместе со своим сыном вешает неверных служанок
с каким-то патологическим хладнокровием.
Если к этому прибавить еще его постоянную
храбрость, отважность как в мелких, так и в больших
делах, бесстрашие перед смертью, его неистощимую
терпеливость и вечные страдания, то нужно
признать, что и этот гомеровский характер
бесконечно далек от какого-нибудь скучного
однообразия и полон самых глубоких противоречий.

3)Боги и судьба.
Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь. Троянец
Пандар стреляет в греческий лагерь, вероломно нарушая
только что заключенное перемирие; читатель обычно
возмущается и осуждает Пандара. Но это случилось
вследствие решения богов и прямого воздействия Афины
Паллады на Пандара.
Приам направляется в палатку Ахилла (Ил., XXIV), и между
ними устанавливаются дружелюбные отношения; обычно
забывают, что все это внушено Приаму и Ахиллу богами
свыше.
Если понимать сюжет Гомера буквально, то с полной
достоверностью нужно будет сказать, что человек, безусловно,
унижен у Гомера, что он превращен в бездушное орудие богов
и что героями эпоса являются исключительно только боги.
Однако едва ли Гомер понимал мифологию буквально.
Гомеровские боги являются только обобщением человеческих
чувств и настроений, человеческих поступков и воли и
обобщением всей социально-исторической жизни человека.
Если тот или иной поступок человека объясняется велением
божества, то фактически это значит, что данный поступок
совершен человеком в результате его собственного
внутреннего решения, настолько глубокого, что даже сам
человек переживает его как нечто заданное ему извне.

Герои у Гомера (Агамемнон, Ахилл,
Менелай) нисколько не стесняются
возражать богам, и возражать довольно
грубо.
Боги вовсе не отличаются высоким
моральным поведением:
им свойственны любые пороки, страсти
и дурные поступки.
Кое-где можно предполагать
предопределение судьбы.
Но так же часто человек поступает и
"вопреки судьбе".
Таким образом, в вопросах о богах и
судьбе гомеровские поэмы занимают
переходную позицию между древним
фатализмом и свободой человека
позднейшего времени.

Основной характер
поэтической техники эпоса
1)Повторение.
Многократное повторение целых стихов или
их частей:
в "Одиссее": «встала из мрака младая с
перстами пурпурными Эос», рассчитанное на
создание впечатления медлительности,
важности, спокойствия и вечной
повторяемости жизни.
2)Эпитеты.
Эпитеты неизменно прилагаются к
соответствующим лицам, часто независимо
от их уместности в данной ситуации:
быстроногий - об Ахилле;
шлемоблещущий - о Гекторе;
волоокая - о Гере;
многоумный - об Одиссее.

3)Сравнения.
Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью,
разнообразием и красотой сравнения.
Предметы, выступающие в качестве сравнения,
чаще всего огонь (особенно бушующий в горном лесу), поток,
метель, молния, буйный ветер, животные, и среди них
особенно лев, искусства прикладные и изящные, факты
обыденной жизни (трудовой, семейной) - рисуется гораздо
подробнее, чем это требуется для пояснения.
Встречаются несколько сравнений подряд (по 2-3), а иногда и
целое скопление сравнений (по 5) греков, выступающих в
блестящем вооружении,- с огнем, с птицами, листьями,
мухами и козами.
4)Речи.
Частое введение речей. Речи эти обладают весьма
примитивной аргументацией и наивным построением,
непосредственно исходящим из души говорящего.
Но зато они всегда медлительны, торжественны, наивно
убедительны, обстоятельны; оратор становится на высокое
место, прерывать оратора нельзя, и говорит он долго и
довольно красиво. Даже когда герои бранятся, когда готовы
вступить в бой, они все равно говорят обычно пространно,
торжественно.
Из простых и непосредственных речей можно отметить речь
Одиссея к Ахиллу, Андромахи к Гектору.

Язык и метрика
Гомеровский язык отличается обилием
гласных, отсутствием сложных в
синтаксическом отношении фраз.
Поэмы Гомера написаны гекзаметром,
который отличался торжественностью,
медлительностью и ласкал слух грека.
Гекзаметр не декламировался, но
произносился нараспев, речитативно, он
допускал в художественной речи многое
такое, что в простой декламации
исключается.
Гекзаметр, или шестистопный дактиль,единственный размер эпоса.

В древнерусской литературе упоминания о Гомере начинаются с XII в.
В XVII в. его знатоком является Симеон Полоцкий.
В XVIII в. число поклонников и переводчиков Гомера растет:
Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Херасков,
Державин, Радищев, Карамзин и Крылов.
Глубокими суждениями о Гомере известен В.Г.Белинский,
выразительно писавший о гомеровской народности, героизме,
поэтической сложности и детской простоте.
Большой интерес к Гомеру проявляли Тургенев и Достоевский.
Л. Толстой писал о Гомере, что это "вода из ключа, ломящего зубы, с
блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она еще чище и
свежее" (письмо к А. Фету).
Переводы Гомера на русский язык появляются во 2-пол. XVIII в.
В 1829 г. выходит знаменитый перевод "Илиады" Н.И.Гнедича.
Эпиграммы А.С.Пушкина:
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера.
Боком одним с образцом схож и его перевод.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущенной душой.
Симеон Полоцкий
Н.И.Гнедич
Жуковский В.А.
Вересаев В.В.
Гнедич
создал
неувядаемый
памятник
возвышенного
и
торжественного, но в то же время и жизнерадостного и поэтического
понимания Гомера.
Оригинальным истолкователем Гомера явился В. А. Жуковский в
своем переводе "Одиссеи« (1849). Поэт видел в эпосе Гомера наивный
и патриархальный мир, соответствующий по духу древнерусскому
опоэтизированному прошлому.
В. В. Вересаев в своих переводах обеих гомеровских поэм (опубл. в
1949 и 1953гг.) подчеркнул жизненность и суровую простоту их языка,
далекого от высокой торжественности и напыщенности.

Архаический период

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архаический период
Рубрика (тематическая категория) Литература

Долитературный периоод

Форма фольклора першедшая в лит-ру

Греческая мифология. Миф фиксирует явление, этап развития. Несет отголоски общинного строя. Распространяется понятие ʼʼпуть герояʼʼ

Жанры: дедактических, героических, генеологических эпосах, поэзия, романы, трагедии, мифографическая лит-ра

Сказка - носит подчеркнуто невероятный характер.

Особенности греческой: почти нет образцов, кроме сюжета от Амуре и Психее. (2 век до н.э.) в римской лит-ре. Пренебрежение к сказке.

Элементы сказки: эпос, классическая комедия(в сюжетах, где речь идет о герое, кот. Спускается в Аид, место где жизнь идет по идеальному принципу, резко отличающейся от действительности)

Песни трудовые и обрядовые

Трудовые В эпосах, эпиграммах, лирике, комедиях.

Обрядовые в героичском эпосœе и ранней греческой лирике.

Загадки, афоризмы, пословицы - малая форма фольклора

Басня сохранила в себе черты архаической эпохе. Ее героями чаще всœего были животные и птицы. Использовались для иносказания, объяснения чего-либо, превратилась в элемент социальной борьбы между аристократией и народными массами.

Самая ранняя относится в 8 веку до н.э. Гесиод ʼʼБасня о соловье и ястребеʼʼ

5 век до н.э. Появление сборника греческих басен Эзопа. Включает в себя около 400 басен разных веков 7-4 веков написания. Переведен в 1 веке н.э. Федром, стал частью Римской культуры. Басни Барбия 2 век н.э. Лафантен Франция (17 век), Крылов (цепочка перехода басен из одной культуры в другую)

Хронология. Начался с эпических поэм(героического эпоса).

Создаются на базе мифологического сюжета (не совпадает с мифологическим циклом, лишь эпизод) Отразил устную традицию долитературного периода.

Троянский цикл начало ссора трех богинь, конец возвращение и судьба выживших героев Троянской войны

Гомер (проблемы посвященных подлинности личности Гомера, его время жизни и автортав получил название Гомеровский вопрос. 2 этапа: в Античности(Считался реальным человеком, автором ряда произведений Иллиады, Одиссеи, Гомеровских гимнов, Некоторые Киклических поэм, ранние эпиграммы) (Основные вопросы: время жизни Гомера(2 пол. 10 века до н.э или 9 век до н.э. Или 9-8 века до н.э.); место рождения (около 20 полисов Малоазийские города (Колофон, Смирна, о. Хиос, Аргос, Афины)), насколько реальны описанные Гомером путешествия), в наше время).

Место создания поэмы Иония (область Малой Азии). В корне ионийский диалект.

Гегзаметр - размер, которым пишут эпические произведения. Стал обязательным, как и ионийский диалект.

Исполнялись аэдами под лиру или кифару.

В 6веке до н.э. Аэдов сменили рапсодов (исполнители)

Гомериды - рапсоды с острова Хиос, вели свой род от Гомера

Распространение Гомеровских поэм. Балканы, потому что в греческой вазописи были отражены эпизоды Илиады и Одиссеи. В 6 веке до н.э. Появление состязаний рапсодов по героическому эпосу. Песестрат повелœел провести в Афинах запись Гомеровских поэм для состязаний рапсодов. Афинская версия.

Драматурги относились к Гомеру, как к богу.

Появления критики произведений Гомера в 6 веке до н.э. Толкование эпизодов поэм Гомера, с точки зрения реальности происходящего.

В 5 веке до н.э. Геродот и Фукидит всœерьез рассматривали тексты Гомера.

Ксенован из Колофона поэт, философ первым обратился с критикой к Гомеру за снижения образа богов, за их изображение как людей (Платон развивает эту тему)

Самая злобная критика Гомера в ʼʼБиче на Гомераʼʼ Зоила из Амфиполя (Заилова критика)

В эпоху элинизма образуется Александрийская библиотека. С 3 века до н.э. Происходит изучения рукописей ранних греческих и Гомера, привлекающих ученых Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. В библиотека собрано множество версий рукописи Гомера. Названы по месту нахождения.

Систематизация текстов, попытка убрать новых выдуманных персонажей, уничтожение несостыковок, выявление самого раннего варианта. Арист. Самофр.
Размещено на реф.рф
Пытался вернуть Гомеровскому тексту изначальный смысл. Сома (тело, но потом труп) Фобос (страх, позже бегство)

Разбили на песни для того, чтобы было удобнее хранить. Заглавие по буквам алфавита.

Современные перевод основываются на версии Аристарха Самофракийского.

3 век до н.э. Геланник и Ксенон Хоризонты(разделители) проанализировав тексты нашли разные трактований образов и событий и сказали о том, что Илиада и Одиссея написаны разными авторами. Подверглись критике Аристарха Самофракийского (заявил, что возможно это из-за разных версий или из-за изменения возраста и взглядов Гомера)

Дошли в виде схолий(комментариев к Гомеру)

Самая ценная версия - Веницианская 10 век до н.э.

В Новое время гомеровский вопрос:

В 16 веке первая дискуссия ʼʼСпоры старых и новыхʼʼ между поклонниками эпического таланта Гомера и поклонниками Вергилия. Споры о том, кто лучше. В основном во Франции (негласно победил Гомер)

1664 год Фрнсуа Добеньяк защитил диссертацию об Илиаде, в которой заявил, что Гомера не существовало. Гомер не имя собственное, а термин ʼʼслепойʼʼ относился к ранним поэтам-сказителям, обозначал аэда или группу аэдов. Илиада - собрание песен нескольких певцов. Собрание песен слепых певцов. Откуда тогда единство текста? Причина всœему редакция 6 века до н.э.

1715 год - издание диссертации Добеньяка

1713 год - труд Бентли, который не отрицал существования Гомера, но говорил, что в основу Илиаду положены песни нескольких певцов, а Гомер их отредактировал

1795 год - Фидрих Авгут Вольф из дал ʼʼВведение к Гомеруʼʼ. Утверждал, что не существовало единства поэмы и общего текста͵ письменности еще не было, а в устной форме небольшие песни, созданные несколькими аэадами. Не отрицал Гомера, но это лишь один из аэдов, остальные имена стерлись из памяти. Поэмы соединœены из песен искусственно.

1. Теория малых песен (Карл Лахман) пытался найти первоначальные составные части.

2. Унитарная или теория Единства (Генрих Нич) говорил о том, что тогда уже была письменность и считал, что Одиссея и Илиада единые поэмы. Считал Гомера реальной личностью, одинм из аэдов, который принимал участие в создании и придал единство.

3. Теория основного ядра (Джордж Гротт) Гомер был, но им были написаны две небольшие поэмы праилиада и праодиссея, а в 6 веке до н.э. они были расширены другими аэдами.

Героический эпос написан на базе мифа, кроме некоторых поздних. В корне Илиады и Одиссеи положены эпизоды Троянского мифологического цикла. Содержание посвящено не герою, а действию. Поэма не об Ахилле, а о гневе Ахилла.

Илиада - военная поэма. Посвящена второй части цикла, ходу Троянской войны, последнего года осады Трои. Есть подробный список всœех героев. В последствии становится обязательным (на базе каталога кораблей Илиады) Самое главное - описание войны. Война показана через отдельные поединки и подвиги героев, а не через крупные батальные сцены. Подробное описание оружия.

Складывается образ гомеровского воина. Война из основное занятия, ради славы потомков, добычи

Одиссея - послевоенная поэма, с описанием мирной жизни. Война воспоминания.

Множество описаний пиров, на которых можно увидеть и фигуру аэда.

Показаны женщины: Елене, Пенелопа, Кирка. Показан домашний быт и работа женщин. Множество трудовых и обрядовых песен.

Элементы сказки.

Завершается поэма возвращением и расправой с женихами.

Основные черты героического эпоса Гомера: большой размер поэмы, обязательно о прошлом, обычно давнего прошлого; речь идет от лица автора, происходит наслоение эпох из-за того, что быт и обряды берет из современной ему эпохи; обязательное участие Олимпийских богов, сцена собрания богов и активное их участие в жизни героев; отсутствие авторской позиции на события и персонажей, объективное изложения, автор не анализирует, не судит, лишь повествует; нарочитая архаизация, удревление терминов и обрядов, подробные описания предметов, оружия, быта͵ сами герои богоподобны, сильные, красивые; ретардация - подробное описание предмета или события (своеобразная вставная конструкция); повторы наиболее важных событий в несколько строк одними и теми же словами; эпитеты(показывает отношение к герою) твердо закрепившееся за героями определœения, должна быть огромное количество; эпитеты богов связаны либо и их функциями либо с культовыми прозвищами; сравнения связаны с действиями, а не с человеком или вещью, имеют самостоятельное значение, используются для эмоционального воздействие на слушателя, связаны со стремлением к наглядности; хронологическая несовместимость отдельных событий (автор не может показать одновременность двух действий, в связи с этим перескакивает с описания одного события на другое (поединок Париса и Менелая и Елена с Приамом обсуждают ахейских воинов)); неравномерность описания событий(связано с устным созданием поэмы. Подготовка к действию описывается дольше, чем само действие); общие места (трафаретные стихи, показывающие повторяющиеся действия (восход, заход, приход, уход героя)2-3 строчки)

Язык гомеровских поэм:

Сформировались в Ионии. Написана литературным языком(самый ранний греческий литературный) оторван от греческой разговорной речи, практически не отражал его. Метонимия - замена одного слова двумя или тремя другими, сходными по значению (копье - острая медь).

Плеоназм - обилие синонимов, бросающееся в глаза (он слово сказал и промолвил).

Гекзаметр 6-ти стопный стих, созданный для героического эпоса. Каждая строка начинается с долгого слога. Стал обязателœен для всœей эпической поэзии.

Гомеру приписывался еще ряд произведения, к примеру, Гомеровские гимны. Обращение к Олимпийским богам (34 обращения). Гимн здесь понятие условное, миниэпосы. Тоже на ионийском диалекте в явном подражании Гомеру(эпитеты, трафаретные стихи). Темы: рождение богов, описание подвигов и битв богов. Возможно использовались на состязаниях рапсодов как вступление. ʼʼНачав с тебя перейду я к иной песнеʼʼ значилось в конце каждого гимна. Созданы (7(1-5 Аполлону(2), Деметре, Афродите, Гермесу)-5(богу Пнау) века до н.э.). Традиционное изображение богов, описаны с точки зрения вознесения образов богов(сильные, могучие, прекрасные).

Еще приписывается ряд киклических поэм(киклы) кикл - ʼʼкругʼʼ. Практически не сохранились (8-6 века до н.э.).Были собраны Александрийскими учеными. Замыкали круг какого-тот большого мифологического цикла (Троянский цикл. Начало с Киприи, Илиада, Эфиопия(на помощь троянцам приходят Амазонки и войско эфиопского царя Мемнона, завершается смертью Ахилла) Малая Илиада(погребение Ахилла и спор за его доспехи (между Одиссеем и Аяксом Таламанидом) Разрушение Илиона (Фелоктет убивает Париса, Троянский конь и пожар Трои) Поэмы Возвращения (Одиссея, о Агамемноне, Менелае, Аяксе малом, Нестора, Деамеда, Неаптолена, сына Ахилла) Фиванский цикл (Эдиподия, (о убийстве Эдипом отца)Фиваида(борьба за власть), Эпигоны (второй поход против Фив), Алкмеонида (поход Алкмеона на Фивы)). Киклы не имели единства, имели несколько сюжетных линий. Авторы старались включить как можно больше персонажей. Изучались ранними историками лагографами с точки зрения истории, использовали в кач-ве подтверждения разных истор.
Размещено на реф.рф
событий.

Пародия на героический эпос. (9-7 века до н.э.) писались на ионийском диалекте, гекзаметром с классическими гомеровскими эпитетами и сравнениями, но герои присутствуют в другом контексте (Маргид(7 век до н.э. плохо сохранилась. В центре пародии трусливый, жадный обжора, кот. не хочет воевать, но прославляет себя как героя) и Война мышей и лягушек (5 век до н.э. Пародия на Илиаду)

Переводы Гомера в русской лит-ре:

12 век упоминание в рукописях митрополита Клемента Славятича.

17 век первыепереводы были связаны с Войной мышей и лягушек, а не с Илиадой и Одиссеей.

18 век фрагментарный перевод Тредьяковского, Ломоносова. Попытка создания русского гегзаметра

1760 год Константин Кондратович впервые перевел Илиаду с латинской версии. Не опубликован.

1820-30 первый прозаический перевод Дмитрий Лыков

1829 перевод Гнедича 20 лет переводил. Подошел как исследователь, совместно с историками. Пытался точно передавать обычаи, вооружение, одежду, термины. Архаизация языка. Переводил фрагментами и песнями, представляя перевод в журналах и салонах. Открыл для России античную литературу

1842-49 перевод Одиссеи Жуковским. Переводил не зная греческого языка. Заказал подстрочник и придал этому подстрочнику поэтическую форму. Вольный перевод поэмы.1850-е годы. Василий Ордынский предпринял попытку перевести Илиаду языком былин

1896 ᴦ. Николай Минский новый перевод Илиады более современным языком, но считалось, что он уступает Гнедичу.

Вересаев 19-20 века. Илиада, на базе перевода Гнедича. Привлекает историков и фольклерисов. Переводит Одиссею.

Архаический период - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архаический период" 2017, 2018.

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.

1. Архаический, который охватывает время до начала V в. до н.э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально- родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до н.э.

2. Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

3. Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

4. Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

3. Архаический период

Архаический период - один из значительнейших для формирования древнегреческой культуры этапов, когда создаются принципиально важные направления, философские системы, эстетические принципы. Это не только время гомера, но и многих других крупных представителей древнегреческой литературы, в частности эпического поэта, родоначальника этики гесиода. О жизни и личности гомера известно крайне мало, да и то, что известно, носит полулегендарный характер. Гесиод же - реально живший человек, земледелец по изначальному роду деятельности. Сохранились две его большие поэмы: “теогония , целиком основанная на материале мифов, и “труды и дни . Именно эта поэма и считается первым в истории культуры произведением по бытовой этике и правилам поведения. Гесиод убежден в том, что люди отличаются от животных знанием добра и зла. “труды и дни” стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов и пользовались в элладе неизменной популярностью.

В vii - vi вв. До н.э. Формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название “лирических” (название происходит от “лиры”, популярного в греции музыкального инструмента, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Конечно,лирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах шумера и египта, но только в греции лирическое творчество стало нормой и традицией, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтовархилоха, солона, алкея, феогнида, анакреонта и легендарной поэтессы сафо.

Появление и развитие лирической поэзии обычно связывают с именем архилоха - величайшего из стихотворцев эллады (нач. Vii в. До н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для ф.ницше гомер и архилох -“праотцы и священноносцы греческой поэзии”: “гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дико носящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз - архилоха”, - пишет ницше в уже упоминавшемся ранее произведении “рождение трагедии из духа музыки”.