Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к ОГЭ

Комплексная работа с текстом для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Составила: Скрипченко Людмила Михайловна, учитель МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска

ОГЭ по русскому языку. Вариант №1

(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.

(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, - он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

(10) "Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.

(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.

(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.

(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)"В них помощь найдешь", - были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.

(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.

(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»

1) Он любил писать письма.

2) Он хотел устроить судьбы своих детей.

3) Ему нечего было делать.

4) Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.

1) Беловы еле сводили концы с концами.

2) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.

3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

4) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.

4. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный».

5. Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

9. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) - он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою..."- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.

13. Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

15.3. Что такое забота?

  1. Выписать из текста причастия
  2. Найти предложения с обособленными приложениями
  3. Выписать из текста обращения
  4. Замените устаревшие слова стилистически нейтральными синонимами: ОКРЕСТ(3), ГУБЕРНИЯ(1), ЧИН(4), УБОГОМУ(10), С КОИМИ(10), РЕТИВЫЙ(13), РАЧЕНИЕ (14), ПРОТЕКЦИЯ(15), ОТПРЫСК(15), С ВИЗИТАМИ(20)
  5. Выписать из текста 2 фразеологизма
  6. Выписать из текста 2 эпитета
  7. Заменить словосочетания другой связью: в офицерском чине, в пехотных полках, отцовскую пенсию, родительского дома, состязаясь в настырности, учебным заведениям, родительским благословением, рекомендательных писем, напутственные слова, слова родителя, легко восполнили, данные от природы, принят радушно.
  8. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях 13-21

ОТВЕТЫ в 1

расселились

исписанную

имущество/вещи

с усадьбой родителей

Саша был устроен

Фразеологизмы Сводить концы с концами, давать плоды

ОКРЕСТ(3)-вблизи, ГУБЕРНИЯ(1)-область, ЧИН(4)-звание, УБОГОМУ(10)-бедному, С КОИМИ(10)-с которыми, РЕТИВЫЙ(13)-быстрый, РАЧЕНИЕ (14)-забота, ПРОТЕКЦИЯ(15)-продвижение, ОТПРЫСК(15)-сын, С ВИЗИТАМИ(20)-посещение

Произведя, состязаясь в настырности, правильно полагая, находя невинную радость,

Живучи, исписанную фамилиями и адресами, данные ему от природы

Приложения - Отец Саши, Федор Пахомыч Белов,… Мне, убогому,… последнего, Сашеньку, …

ОГЭ по русскому языку. Вариант №2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Как уже упоминалось, стипендия курсантов составляла рубль в месяц. (2) На эти деньги каждый должен был обеспечить себе мундир, квартиру и стол, а так как большинству учеников из дома присылали очень мало или ничего, то, чтоб не умереть с голоду, морские питомцы прирабатывали на стороне кто как мог.

(3) Белов репетиторствовал сына богатой вдовы. (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

(6) Княжеский отпрыск Никита Оленев попал в навигацкую школу из-за каких-то семейных неурядиц, но подмогу из дома получал регулярно, и немалую, чем и выручал друзей в трудных ситуациях.

(7) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический. (8) Он играл в театре, труппа которого состояла из курсантов артиллерийской школы и семинаристов Славяно-греко-латинской академии.

(9) В театр Алексей попал случайно. (10) Один из самодеятельных актеров квартировал по соседству и уговорил Алешу пойти на представление. (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница. (13) "Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец", - проворчал суфлер. (14) Последнее замечание ничуть не смутило попечительницу. (15) В театре все женские роли играли мужчины. (16) "Ты будешь играть у нас Калерию",- сказала важная дама. (17) Алексей отказывался изо всех сил. (18) Он-де бесталантен, застенчив, но ничего не помогло.

(19) Через неделю после роковой примерки его вызвали в дирекцию навигацкой школы и намекнули, что если он откажется играть в театре, то, невелика птица, может и вылететь из родных Сухаревых стен в ближайшие же сутки. (20) И Алексей смирился.

(21) Благодетельница не оставила его своим вниманием. (22) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки. (23) На каждое представление он должен был непременно надевать все презенты, чем вызывал завистливые и злые насмешки актеров. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей стал играть в театре»?

1) Ему нравилось играть на сцене женские роли.

2) Ему нравились нарядные костюмы.

3) Ему много платили.

4) Ему пригрозили отчислением из навигацкой школы.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.

2) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

3) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.

4) "Где вы нашли такую красотку? - восторженно спросила попечительница.

4. Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный».

5. Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

6. Замените многозначное слово СТОЛ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

9. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

"Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец",(4) - проворчал суфлер. "Ты будешь играть у нас Калерию",(5) - сказала важная дама.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.

В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная.

13. Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

15.3. Что такое выживание?

  1. Выписать из текста причастия
  2. Выписать из текста деепричастия
  3. Выписать из текста прилагательные с Н, с НН, образованных от существительных или глаголов, и наречия, образованные от прилагательных
  4. Подчеркнуть в тексте обособленные обстоятельства
  5. Подчеркнуть в тексте обособленные определения
  6. Выписать из текста обращения
  7. Выписать из текста вводные слова
  8. Выписать из текста слова с изменяемыми приставками, правописание которых зависит от глухости и звонкости последующего согласного
  9. Выписать из текста слова с приставкой на значение и указать значение приставки
  10. Выписать из текста номера предложений с подчинительной связью и подчинительные союзы
  11. Выписать из текста номера предложений с сочинительной связью и сочинительные союзы
  12. Замените устаревшие слова стилистически нейтральными синонимами: НЕУРЯДИЦ(6), КВАРТИРОВАЛ(10), ПОДМОГУ(6), ПРЕЗЕНТЫ(23), МУНДИР(2), ПОПЕЧИТЕЛЬНИЦА(11), БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА (21)
  13. Выписать из текста 6 фразеологизмов
  14. Выписать из текста 2 метафоры
  15. Выписать из текста 2 эпитета
  16. Заменить словосочетания другой связью: сына вдовы, в карманах денег, княжеский отпрыск, семейных неурядиц, артиллерийской школы, высшим кругам, в навигацкую школу, женские роли
  17. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях 1-7

разговоре

выдумана

питание/пищу

спросила с восторгом

судьба уготовила

Фразеологизм умереть с голоду, кто как мог. напустить туману, для отвода глаз, изо всех сил, невелика птица,

ОГЭ по русскому языку. Вариант №3

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Никита Оленев снимал верхние апартаменты в богатом старинном доме на углу Сретенки и Колокольникова переулка. (2) Крутое, в два излома, крыльцо вело на второй этаж. (3) Три теплых помещения, два холодных, обширные сени и балкончик в затейливой резьбе - истинно княжеское помещение. (4) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков. (5) Когда Никита был при деньгах, Гаврилу то и дело гоняли вниз с кувшином, а потом гурьбой шли в баню, ломая во дворе свежие березовые веники, чтобы как следует попариться.

(6) Воскресный день Никита проводил дома. (7) Он лежал в подушках на лавке, укутав ноги одеялом, и пытался читать. (8) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

(9) - Ты зачем, чернокнижник, эти подозрительные рецепты в дом притащил? (10)Людей травить?

(11) - Грех вам, Никита Григорьевич, говорить такое. (12) Вы знаете, я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев.

(13) - Слова-то выучил -"компонентов"! (14) Фу, горечь какая! (15) И кисло, - сморщился Никита, выпив лекарство. - (16) Опять "незначительное количество незрелых померанцев"? (17) А почему воняет мерзко?

(18) - В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, - торжественно произнес Гаврила. - (19) Незрелые померанцы идут для других целей.

(20) - Мне бы лучше незначительное количество спиртовой настойки да со зверобоем. (21) Это мне больше поможет.

(22) - Спирт при вашем телосложении зело вреден. - (23) Гаврила вздохнул. - (24) Яд он при вашем телосложении. (25) Будете принимать это питье, - он указал на бокал, - мане эт нокте, то есть утром и вечером.

(26) Никита рассмеялся.

(27) - Мне-то хоть латынь не переводи, эскулап. (28) Латынь для твоего телосложения - яд!

(29) Камердинер с отвлеченным видом уставился в окно. (По отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Гаврила подозрительные рецепты в дом притащил»?

1) Для изобретения «различных снадобьев».

2) Лечить Никиту.

3) Делать настои для бани, когда туда пойдёт Никита.

4) Он коллекционировал рецепты.

1) Намедни он перепил морсу со льда, и у него болело горло, мучил то озноб, то жар, и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

2) Под лестницей находились баня и хозяйский винный погреб со множеством дубовых и липовых бочонков.

3) В этой настойке сложный букет трав для согретия груди, - торжественно произнес Гаврила.

4) Будете принимать это питье, - он указал на бокал, - мане эт нокте, то есть утром и вечером.

4. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5. Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н с помощью суффикса Н, то в нём пишется НН».

6. Замените просторечное слово ВОНЯЕТ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ (предложение 4), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Грех вам,(1) Никита Григорьевич,(2) говорить такое. Вы знаете,(3) я эти книги читаю от природной склонности к перемешиванию различных компонентов с целью изобретения различных снадобьев. - Фу,(4) горечь какая! И кисло,(5) - сморщился Никита,(6) выпив лекарство.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

Намедни он перепил морсу со льда,(1) и у него болело горло,(2) мучил то озноб, (3)то жар, (4) и злость за вынужденное свое безделье он срывал на камердинере Гавриле.

13. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.3 Что такое природная склонность?

  1. Выписать из текста причастия
  2. Выписать из текста деепричастия
  3. Выписать из текста прилагательные с Н, с НН, образованных от существительных или глаголов, и наречия, образованные от прилагательных
  4. Подчеркнуть в тексте обособленные обстоятельства
  5. Подчеркнуть в тексте обособленные определения
  6. Найти предложение с обособленным приложением
  7. Выписать из текста обращения
  8. Выписать из текста вводные слова
  9. Выписать из текста слова с изменяемыми приставками, правописание которых зависит от глухости и звонкости последующего согласного
  10. Выписать из текста слова с приставкой на значение и указать значение приставки
  11. Выписать из текста номера предложений с подчинительной связью и подчинительные союзы
  12. Выписать из текста номера предложений с сочинительной связью и сочинительные союзы
  13. Выписать из текста 2 метафоры
  14. Выписать из текста 2 эпитета
  15. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях 1-8

ОТВЕТЫ в 3

притащил

винный

пахнет

бочонков из липы

не переводи

ОГЭ по русскому языку. Вариант №4. Часть 2. Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) После того, как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, жизнь Никиты Оленева была заполнена одним - он ждал известий от отца. (2) Кажется, все сроки прошли, а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было. (3) Никита томился, нервничал. (4) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

(5) Август в Москве был пыльным и жарким. (6) Занятия в навигацкой школе кончились до осени. (7) Скучая без друзей и вынужденного безделья, Никита вспомнил свое былое увлечение - рисование. (8) С утра, взяв картон и уголь, он уходил на весь день, чтобы, примостившись где-нибудь в тихом переулке, рисовать главки древних церквей, белокаменную резьбу на полукруглых апсидах и узорочье кокошников. (9) Удачные рисунки он развешивал в своей комнате.

(10) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага. (11) Гаврила долго рассматривал рисунок, потом вздохнул.

(12) - Похоже на наш Никольский храм. (13) Тоже на холме стоит. (14) А помните, Никита Григорьевич, надвратную надпись на нашем храме? (15) "Пусть будут отверсты очи твои на храм сей ночью и днем". (16) Матушку вашу покойную, княгиню Катерину Исаевну, очень эта надпись умиляла.

(17) И словно спохватившись, что сказал лишнее, он поспешно вышел из комнаты.

(18) Никита благодарно улыбнулся ему вслед. (19) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день. (20) Шумела на ветру ольха, перекатывались по галечному дну воды тихой речки Сивки, старинная колокольня парила над Сивцевым оврагом. (21) Ничто вокруг не напоминало присутствия большого города, и Никите казалось, что он опять на родительской мызе, за спиной стоит мать и, как бывало в детстве, водит углем, зажатым в его руке, и оттого линии на бумаге ложатся четко и ровно.

(22) В этот вечер он лег с твердым намерением пойти завтра к тетке и узнать, не имеет ли она каких-либо сведений об отце.

(23) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке. (24) Дом был построен при государе Алексее Михайловиче и отвечал всем требованиям тогдашней архитектуры, но ряд пристроек, сделанных сообразно моде последнего времени, совершенно изменил его облик, и теперь он являл собой странную помесь русской барской усадьбы и жилища голландского буржуа. (25) Высокие окна с рамами на двенадцать стекол мирно уживались с подслеповатыми, забранными решетками, оконцами старой части дома. (26) Просторный двор, отгороженный от мира бревенчатым забором, был распланирован наподобие цветника и украшен двумя жалкими беседками.

(27) К покосившейся колонне одной из беседок был прикован лохматый пёс. (28) При виде Никиты он оскалился, залился злобным лаем и так натянул цепь, что, казалось, неминуемо должен был свалить хлипкое сооружение.

(29) На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Никита Оленев нервничал»?

1) У него не получалось красиво нарисовать церковь.

2) Он боялся идти к тётке.

3) Он ждал известий от отца.

4) В Москве было очень жарко.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.

2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.

3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.

4. Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение».

5. Из предложений 27-29 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово УМИЛЯЛА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ (предложение 26), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 27.

9. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

После того, (1) как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, (2) жизнь Никиты Оленева была заполнена одним - он ждал известий от отца. Кажется,(3) все сроки прошли,(4) а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик,(1) одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома,(2) а холщовые порты,(3) заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, (4) что никакая сила не может выбить из мужика русский дух.

13. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

15.3 Что такое жизненные ценности?

  1. Что такое увлечение? (определение и аргументы из текста обязательны!)

15.3 Что такое волнение? (определение и аргументы из текста обязательны!)

  1. Найти в тексте причастия и причастные обороты. Подчеркнуть как члены предложения
  2. Найти в тексте деепричастия и деепричастные обороты. Подчеркнуть как члены предложения
  3. Выписать из текста слова с Н и НН (орфограммы).
  4. Найти предложение с обособленным приложением
  5. Найти в тексте обращения
  6. Найти в тексте вводные слова
  7. Выписать из текста слова с изменяемыми приставками, правописание которых зависит от глухости и звонкости последующего согласного
  8. Выписать из текста слова с приставкой на значение и указать значение приставки
  9. Найти в тексте подчинительные союзы и выписать номера предложений с подчинительной связью
  10. Найти в тексте сочинительные союзы и выписать номера предложений с сочинительной связью
  11. Найти в тексте устаревшие или разговорные слова и заменить их стилистически нейтральными синонимами
  12. Выписать из текста фразеологизмы, сравнения (если есть)
  13. Выписать из текста 2 метафоры
  14. Выписать из текста 2 эпитета
  15. Выписать из текста словосочетания, которые возможно заменить другим видом синтаксической связи
  16. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях 1-12

ОТВЕТЫ в 4

пристройке

заправленные

трогала/волновала

забором из брёвен

пёс был прикован

ОГЭ по русскому языку. Вариант №5

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) – Никулин, встаньте!

(2) Гришка вскочил и захлопал длинными ресницами. (3)Усатый начал вышагивать по классу – верный признак того, что сейчас начнется комедия.

(4) – Надеюсь, вы извините меня,– начал Усатый под сдержанное хихиканье,– за то, что я поступаю столь бестактно. (5) Ведь я мешаю вам заносить свои умные мысли на бумагу, которую вы сейчас лихорадочно засовываете в карман. (Хихиканье усилилось.) (6) Однако я полагаю, что эта бумага имеет примерно такое же отношение к уроку истории, как мяуканье кошки – к приливам и отливам. (Радостный рев всего класса.)

(7) Усатый с минуту ходил по классу, бичуя позорный поступок Гришки. (8) Эти монологи были нашим любимым развлечением. (9) Усатый был вежлив и изысканно остроумен. (10) К ученикам, даже к первачам, он всегда обращался на «вы», что придавало его речи особую ироничность. (11)Сначала мы были этим потрясены, но потом привыкли и, как положено, стали вышучивать такую странность. (12)Как раз перед самым уроком Усатый застал Гришку на месте преступления, когда тот, подражая баритону учителя, выговаривал школьной кошке: «Вы, кошка, скушали колбасу и тем самым преступили законы человеческого общества. (13)И посему не обессудьте, кошка, но я должен дернуть вас за хвост».

(14)Пока Усатый добивал Гришку, я успел передать ему записку, и он подготовил сокрушительный контрудар. (15)И едва Усатый произнёс свои заключительные слова: «...поскольку вы, Никулин, не слушали моего рассказа, я вынужден зафиксировать это прискорбное явление в журнале», как Гришка с обидой сказал:

(16)– Зря вы, Иван Николаевич, на невинного человека напали. (17)Я вас с таким вниманием слушал, что даже в мозгу зазвенело! (18)Особенно в том месте, когда Гектор в честном поединке сразил Патрокла, друга Ахилла, который отдал ему доспехи, которые выковал Гефест, который был хромой, потому что Зевс швырнул его вниз с Олимпа.

(19)Усатый был явно озадачен.

(20)– Гм… гм…– произнес он.– (21) Вот как?

(22)– Конечно!– подтвердил Гришка. –(23) Поставили бы мне плохую отметку, а потом бы мучились угрызениями совести. (24)По ночам.

(25)– Да, вы, Никулин, предупредили судебную ошибку,– согласился Усатый. – (26)Благодарю вас.

(27)– Пожалуйста, – откликнулся Гришка. – (28)Я всегда, когда надо.

(29)– А сейчас,– предложил Усатый, не желая смириться с поражением,– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, от которой я вас столь бестактно оторвал. (30)Гришка смущённо вытащил из кармана листок, заглянул в него и хмыкнул.

(31)– Мне... неудобно, Иван Николаевич. (32)Тут о вас.

(33)– Тем более!– обрадовался Усатый. –(34) Читайте!

(35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами. –(36) «До чего интересно Уса… Иван Николаевич рассказывает о древних греках! (37)Так и слушал бы с разинутой от удовольствия пастью!» (38)Это я веду дневник...

(39)Не веря своим ушам, Усатый пробежал глазами по листку.

(40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он. –(41) В данном случае мы имеем лесть, смешанную с ложью. (42)Это не ваш почерк, Никулин. (43)Бумага подменена вот этим молодым человеком, который смотрит на меня чистыми глазами святого. (44)Встаньте, Полунин. (45)Это вы сделали?

(46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя. (47)Усатый удивился.

(48)– Хвалю за мужество. (49)И прощаю обоих. (50)Первого – за находчивость и любовь к древней истории, второго – за честное признание. (51)Молодцы! (52)Только,– Усатый погрозил нам пальцем, – не зазнаваться!

(53)И он засмеялся. (54)Облегчённо засмеялись и все мы. (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (57)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (59)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (61)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её. (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность. (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона. (По Санину В.*)

*Санин Владимир Маркович (1928 – 1989) – советский писатель, полярник, путешественник. Фрагмент взят из повести «Когда я был мальчишкой»

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какие человеческие качества ценил учитель истории?»

1) (40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он.

2) (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек.

3) (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам.

4) (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность.

1) (35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.

2) (46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.

3) (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.

4) (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

4. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

5. Из предложений 56-59 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).

6. Замените разговорное слово «первачам» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «с усердием отдавались» (предложение 60), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

9. Среди предложений 56-61 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Да, (1)вы, (2) Никулин, (3) предупредили судебную ошибку,(4) – согласился Усатый.– Благодарю вас.– Пожалуйста, (5)– откликнулся Гришка. – Я всегда, (6)когда надо.– А сейчас,(7)– предложил Усатый, (8)не желая смириться с поражением,(9)– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, (10) от которой я вас столь бестактно оторвал.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь, (1) вспоминая многие мысли Усатого, (2) я понимаю, (3) что он ценил в человеке честность и индивидуальность. Он прощал Васю, (4) полного профана в истории, (5) за то, (6) что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.

13. Среди предложений 52-57 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 54-60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.3 Что такое индивидуальность?

ОТВЕТЫ в 5

придавало

завоевать

зачинщикам

отдавались усердно

вы напали

ОГЭ по русскому языку.. Вариант №6

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет. (2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала:

(3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.

(4) Страшно мне стало. (5) Я чуть было не заплакал, но удержался. (6) Тётушка Эльза ведь не злая, а только очень бедная. (7) И ребята у нее мал мала меньше.

(8) Поднялся я и последний раз посмотрел на названых сестричек и братьев.

(9) Тетушка Эльза нажарила на прощанье полную сковороду картошки и, пока я ел, собрала вещи в дорогу:

(10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало. (11) И вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

(12) Довела она меня до лесной тропинки и сунула в руки узелок с вещами.

(13) - Иди на все четыре стороны. (14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье. (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!

(16) Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей, где прожил десять лет с тех пор, как умерла матушка, и пошёл лесной тропинкой.

(17) Иду и думаю: не такой уж я бедняк. (18) Есть у меня чистая рубашка, хлеб и сало. (19) Есть верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик. (20) Только зачем мне матушка оставила ключ? (21) Ведь дома у меня нету.

Александр Шаров*

Александр Шаров (настоящее имя - Шер Израилевич Нюренберг, 1909-1984) - русский советский писатель-фантаст и детский писатель, автор сказок «Кукушонок», «Мальчик-одуванчик и три ключика», «Волшебники приходят к людям». Данный текст взят из сказки «Человек-горошина и Простак».

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётушка Эльза отправила рассказчика из дома?»

1) Он должен был уехать к своим родителям.

2) Таково было желание умершей матери.

3) Герою уже исполнилось тринадцать лет.

4) Тётушка отправила героя самостоятельно зарабатывать хлеб.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) (7) И ребята у неё мал мала меньше.

2) (10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.

3) (19) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

4) (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5. Из предложений 8, 11, 16, 19 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «авось» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «матушкино наследство» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при однородных членах.

Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей,(1) где прожил десять лет с тех пор, (2) как умерла матушка, (3) и пошёл лесной тропинкой. Есть у меня чистая рубашка, (4) хлеб и сало.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ты уже не маленький,(1) пора самому на хлеб зарабатывать. Я чуть было не заплакал,(2) но удержался. Тётушка Эльза ведь не злая, (3) а только очень бедная. Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, (4) авось найдёшь свое счастье.

13. Среди предложений 13-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15. 3 Что такое бедность?

  1. Выписать из текста причастия
  2. Выписать из текста деепричастия
  3. Выписать из текста прилагательные с Н, с НН, образованных от существительных или глаголов, и наречия, образованные от прилагательных
  4. Подчеркнуть в тексте обособленные обстоятельства
  5. Подчеркнуть в тексте обособленные определения
  6. Найти предложение с обособленным приложением
  7. Выписать из текста обращения
  8. Выписать из текста вводные слова
  9. Выписать из текста слова с изменяемыми приставками, правописание которых зависит от глухости и звонкости последующего согласного
  10. Выписать из текста слова с приставкой на значение и указать значение приставки
  11. Выписать из текста номера предложений с подчинительной связью и подчинительные союзы
  12. Выписать из текста номера предложений с сочинительной связью и сочинительные союзы
  13. Найти в тексте устаревшие или разговорные слова и заменить их стилистически нейтральными синонимами
  14. Выписать из текста фразеологизмы, сравнения (если есть)
  15. Выписать из текста 2 метафоры
  16. Выписать из текста 2 эпитета
  17. Выписать из текста словосочетания, которые возможно заменить другим видом синтаксической связи соломенной

    может/может быть

    наследство матушки

    стало страшно

    ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №7

    Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания 2-14.

    (1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом. (2)Богатыри сражались со Змеем Горынычем, Гуси-лебеди детей воровали, Соловей-разбойник свистел так, что прохожие люди теряли сознание, а потом недоумевали: «Кто же свистнул их денежки?»

    (3)Но вдруг всё изменилось. (4) Стали происходить странные вещи. (5) Кощей Бессмертный бросил интересоваться принцессами, дерево с молодильными яблоками перестало давать плоды, Жар-птица прекратила излучать свет и тепло. (6) Напала на сказку скука и безразличие.

    (7) Только три Бабы-Яги, три неразлучные сестрицы знали, в чём дело.

    (8) В избушке на курьих ножках, как и положено, был полный беспорядок. (9) В углу стояла треснувшая ступа, совершенно не пригодная для полётов. (10) На ржавом гвозде висела шапка-невидимка, старательно обглоданная молью.

    (11) Потолок покосился, и казалось, что он держится на одной паутине. (12) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак». (13) Лет пятьсот назад её нацарапал Иван-царевич, который был здесь проездом.

    (14) Старшая Баба-Яга лежала на дубовой лавке и тоскливо разглядывала эту эпитафию.

    (15) Средняя сестрица с силой втирала ей в костяную ногу какую-то мазь, похожую на скисший йогурт.

    (16) Костяная нога слегка дымилась от этой процедуры, как будто из неё добывали огонь.

    (17) - Ты не жалей мази-то, погуще сдабривай. (18) Скрипит окаянная, спасу нет.

    (19) - У нас етой мази всего тридцать бочек осталось - лет на шестьсот хватит, а потом что?

    (20) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.

    (21) - Не прожить нам, сестрица, столько лет, - вздохнула старшая.

    (22) - Как это не прожить? (23) Мы же вечные.

    (24) - Бабы-Яги живут только в сказках. (25) На дворе двадцатый век колготится. (26) Сказки про нас никто не читает, новые никто не сочиняет. (27) Мы теперича бездельные. (28) Ну, ладно, хватит.

    (29) Старшая Баба-Яга прошлась по комнате. (30) Скрип в ноге пропал. (31) Средняя потащила остатки мази в чулан. (32) Через некоторое время оттуда донеслось:

    (33) - А раньше-то бывало… (34) То тебя Алёнка в печку хитростью заманит, то Иван-дурак такое вытворять начнёт, что и вспомнить стыдно.

    (35) - Так он же дурак, что с него возьмешь?

    (по сказочной повести М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)

    Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в сказке всё изменилось?»

    1) У Бабы-Яги кончилась волшебная мазь.

    2) Аленка перехитрила Бабу-Ягу.

    3) Напала на сказку скука и безразличие.

    4) Бабы-Яги заболели.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    1) Совсем ещё недавно в сказочном лесу всё шло своим чередом.

    2) На печи красовалась надпись: «Кощей дурак».

    3) Средняя Баба-Яга была самой глупой, но экономной.

    4) Средняя потащила остатки мази в чулан.

    4. Из предложений 2-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует глухой согласный».

    5. Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

    6. Замените просторечное слово «ТЕПЕРИЧА» из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    7. Замените словосочетание «на дубовой лавке» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

    9. Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

    Средняя Баба-Яга была самой глупой, (1) но экономной.- Не прожить нам,(2) сестрица,(3) столько лет,(4) - вздохнула старшая.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

    12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Костяная нога слегка дымилась от этой процедуры, (1)как будто из неё добывали огонь.- Ты не жалей мази-то,(2) погуще сдабривай. Скрипит окаянная, (3)спасу нет.

    13. Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

    14. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    15. 3 Что такое вечность (бессмертие)?

    Бессмертный

    обглоданная

    теперь/сейчас

    на лавке из дуба

    донеслось


    ОГЭ 2018. Математика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Под ред. Ященко И.В.

    М.: 2018. - 272 с.

    Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по математике. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также 30 примерных вариантов в формате ОГЭ 2018 года. Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

    Формат: pdf

    Размер: 5,4 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    1. Алгебра. . 5
    1.1. Числовые выражения 5
    1.2. Текстовые задачи 7
    1.3. Числовая прямая 12
    1.4. Последовательности и прогрессии 18
    1.5. Иррациональные выражения 19
    1.6. Степень и её свойства 22
    1.7. Уравнения и неравенства 24
    1.8. Преобразование алгебраических выражений 29
    1.9. Подсчёт по формулам 33
    1.10. Графики линейной, квадратичной и дробно-рациональной функции 35
    1.11. Графики зависимостей реальных величин 47
    1.12. Статистика 52
    1.13. Вероятность 58
    1.14. Решение систем уравнений с помощью графиков 60
    2. Геометрия 63
    2.1. Основные утверждения и теоремы 63
    2.2. Длины 67
    2.3. Углы 72
    2.4. Площадь 78
    2.5. Тригонометрия 83
    2.6. Прикладные задачи геометрии 84
    2.7. Движения на плоскости 89
    2.8. Векторы на плоскости 91
    3. Задания повышенного уровня 94
    3.1. Алгебра 94
    3.2. Геометрия 106
    Справочные материалы по математике 114
    Тренировочные варианты основного государственного экзамена 116
    Инструкция по выполнению работы 116
    Тренировочные варианты № 1 - 30
    Решения заданий части 2 241
    Тренировочный вариант № 1 241
    Тренировочный вариант № 6 243
    Тренировочный вариант № 11 245
    Тренировочный вариант № 16 247
    Тренировочный вариант № 21 249
    Тренировочный вариант № 25 250
    Тренировочный вариант № 28 252

    Государственная итоговая аттестация 9 класса в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) продолжает совершенствоваться. Аттестация за курс основной школы уже третий год проходит по математике, также как и на ЕГЭ. Все материалы, относящиеся к ОГЭ по математике, публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). В структуре контрольных измерительных материалов ОГЭ в первой и второй частях выделены два модуля: «Алгебра», «Геометрия».
    В контрольных измерительных материалах ОГЭ модуль «Алгебра» содержит 17 заданий, «Геометрия» - 9 заданий.

    1.2.19. Среди 10000 семей в городе телевизор есть у 70%. Из обладателей телевизора 35% пользуются спутниковой тарелкой, а остальные - услугами местного кабельного телевидения. Сколько семей пользуется кабельным телевидением?
    1.2.20. Смешали 25 литров воды и 10 литров 14%-ого раствора соляной кислоты. Сколько процентов составляет концентрация соляной кислоты в получившемся растворе?
    1.2.21. Клубника стоит 180 рублей за килограмм, а вишня - 120 рублей за килограмм. На сколько процентов клубника дороже вишни?
    1.2.22. Магазин делает пенсионерам скидку на определённое количество процентов от стоимости покупки. Пакет сока стоит в магазине 75 рублей, а пенсионер заплатил за него 63 рубля 75 копеек. Сколько процентов составляет скидка для пенсионера?
    1.2.23. Поступивший в продажу в июле мобильный телефон стоил 3800 рублей. В августе он стал стоить 3610 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с июля по август?
    1.2.24. Площадь земель крестьянского хозяйства, отведённая под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 49 га и распределена между зерновыми культурами и картофелем в отношении 2:5. Сколько гектаров занимает картофель?

    Дидактический материал для подготовки к ОГЭ

    (для 8 - 9 классов).

    Часть I (комплексная работа с текстом).

    Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая изученные орфограммы.

    Чёрная дорога потрескавшаяся похожая на большую покрышку мяча осторожно сползла с горы и не оглядываясь затаив дыхание осторожно перебралась по мосту через Суру.

    Горбясь старушкой опираясь с одной стороны телеграфными столбами поспешила мимо приозёрных кустов через сенокосные луга в лес.

    Там среди сыпучего песка покрытого куртинками мха и лишайника среди высоких сосен не пропускающих солнце появилось много других дорог. Но все дороги к одной и сходятся.

    Задания к тексту:

    1. В данном тексте найдите обособленные определения, обозначьте их графически.

    2. Найдите обособленные обстоятельства и выделите их графически .

    3. Выпишите все имеющиеся в тексте словосочетания и определите их вид по строению (по главному слову).

    4. В выписанных словосочетаниях определите способ подчинительной связи подписав сокращённо сверху: с; у; п.

    5. Выпишите из текста слова неизменяемой части речи, определите, к какой части речи они относятся и для какого способа подчинительной связи они характерны.

    6. Из 1-го абзаца выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

    7. Из 2-го абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

    8. Из 3-го абзаца выпишите 1 слово с непроизносимой согласной и 2 слова с оглушением звонких согласных в корнях слов.

    9. В 1-ом и 3-ем абзацах найдите слова, в которых приставка всегда пишется единообразно. Подчеркните данные слова 1-ой чертой.

    10. Во 2-ом абзаце найдите слово, в котором приставка имеет значение "нахождение вблизи чего-либо". Подчеркните его 2-мя чертами.

    11. Из 3-го абзаца выпишите слово, которое с НЕ пишется раздельно, так как у данного причастия есть зависимые слова.

    12. Выпишите причастия, укажите время.

    13. Найдите в тексте и выпишите глагол 3лица II спряжения.

    14. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    15. Выпишите из 1-го абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.

    16. Какие предложения по своему строению встречаются в данном тексте? Запишите.

    17. Определите стиль и тип речи записанного текста. Озаглавьте текст.

    18. Запишите языковое средство выразительности, которое встречается в предложениях 1-го и 2-го абзацев.

    Часть II (тестовая работа по теме:"Обособленные члены предложения").

    1). Прочитайте текст и выпишите номера предложений:

    1.С обособленным определением.

    2. С обособленным обстоятельством.

    3. С уточняющим обстоятельством места.

    1).Звёзды, ещё не назревшие, были по-весеннему далёкими и мелкими, зато луна, круглая и полная, висела под небом совсем низко и празднично.2).В её молчаливо-торжественном серебристом свете всё вокруг лежало в ленивом и блаженном оцепенении.

    3).Теплоход двигался почти бесшумно, чуть отваливая от бортов воду.4).Лунный звук, счастливо поющий, то спадал на землю, то медленно уходил вверх.5).Он звал куда-то, напоминая что-то дивное и давнее, и сердце, тревожась и не понимая, заходилось в отчаянной мольбе.6).Отзвучав, он возвращался опять и снова манил в чистые и заповедные дали.

    7).С неба сорвалась звезда и, прочертив горящую линию, погасла.8).Сильней и ближе зазвенело небо, и ещё глуше и бледней стала земля.9).В отходящей к берегу волне, удлиняясь в свечки, играли звёзды.

    10).Широко и ярко гуляла над землёй ясная майская ночь, уже летняя, смелая, но справа, на востоке, там, где заниматься заре, начинал слабеть край неба.

    2)Укажите номера предложений, в составе которых есть

    обособленное приложение.

    1).Пелагея Ворониха, его мать, была талантливой мастерицей и художницей по вышивке, вязанию и ткачеству.

    2).Тогда и вспомнили о дальневосточных растительноядных рыбах - амуре и толстолобике.

    3).Особенно надо сказать о красоте этой тихой, неторопливой реки.

    4).Теперь мне предстояло убить этого зверя, по праву человека с ружьём, хозяина земли, распорядителя над природой.

    5).Вот иду я, заморский страус, в перьях строф, размеров и рифм.

    6).Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока.

    7).Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью.

    8).Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой.

    9).Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, стал направлять лодку вдоль стены.

    10).Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий.