Меткий и образный русский язык. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами

Понятие «Богатство» через призму пословично-поговорочных изречений
(на материале русского языка)

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их, тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
М. Шолохов

Пословицы (в древности они назывались «притчами») и поговорки («присловья», «присказки») являются важным элементом народной культуры по отношению к себе самой. Они дают информацию о глубинных слоях национального сознания, позволяют выявить важнейшие культурные понятия, определить этические установки. Пословицы и поговорки служат ярким проявлением отношения народа к государству; человека - к ближнему, к труду, жизни и смерти. Фактически, тематика пословиц охватывает все сферы повседневной жизни, отражает ее наиболее устойчивые проявления и закономерности.

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872; псевдоним Казак Луганский) известен большинству людей как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». «Толковый словарь» - главное детище В.И. Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: „…и русская наука, словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости“». Вместе с тем, не меньшую ценность имеет и его сборник "Пословицы русского народа" (1862), уникальный и, пожалуй, единственный в своем роде по объему и разнообразию материала, структурированных на179 тематических разделов: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости и т.д. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа. Каждая пословица с пристальным интересом рассматривает то или иное явление. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях. Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма). Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда. Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.
Особое место среди выделенных тематических групп занимают пословицы и поговорки, обозначающие богатство. Исследования показали, что основными понятийными признаками богатства является выделенные первичные понятийные признаки слова «богатство» подтверждают особую роль описываемого концепта для мысли о человеческом благосостоянии. Изначально богатство соотносилось с понятием «достояние, состояние, доля».
В.И Даль в «Пословицах русского народа» выделяет несколько пунктов, посвященных теме богатство: 1) богатство – достаток; 2) богатство – убожество. Большой знаток русского языка В.И. Даль в своём словаре не приводит поговорок, упрекающих в богатстве заслуженных людей. В них входят такие пословицы, как:

1. Богатство разум рождает.
(Пословица говорит о том, что богатство прибавляет ума для того чтобы это богатство сохранить и приумножить).

2. Богатый бережет рожу, а бедный – одежду.
(Пословица говорит о том, что каждый человек бережет, то, что для него по-настоящему дорого, ценно. Например, на войне простой солдат бережнее относится к обуви и оружию, а офицеры к собственному блеску).

3. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
(Пословица говорит о том, что, безусловно, лучше иметь все и сразу, чем ничего или чуть-чуть).

4. Мошна туга – всяк ей слуга.
(Пословица говорит о том, что служат, подчиняются тому, кто богат, имеет много денег).

5. Не с богатством жить, а с человеком.
(Пословица говорит о том, что материальное благосостояние человека не главный аргумент при женитьбе или замужестве. Используется, как совет не обращать внимания материальное состояние человека).

6. С сильным не борись, с богатым не судись.
(Пословица говорит о том, что человек должен знать с кем имеет смысл связываться, а с кем лучше этого не делать из-за недостатка ресурсов и высокой вероятности поражения).

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная, правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Список используемой литературы:
1. В. Даль. Пословицы русского народа, тт. 1 – 2. М., 1984
2. www.fplib.ru/literature/proverbs.html
3. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4. М.,
1984
4. www. wikipedia.ru (Русские пословицы и поговорки)

«Проект по русскому языку» - Цель проекта. Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий. Проектно-оформительский этап. Заключение. Апробационный этап. Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями. Результаты. Такая форма позволяет делать урок нагляднее, интереснее, информативнее. Итоговый Редактирование разработанных компьютерных заданий.

«Уроки русского языка» - Урок – зачет. Урок – практикум. Урок – самостоятельных работ. Литература. Виды уроков: Урок – конференция. Урок – обзорная лекция. Уроки русского языка и литературы. Урок – концерт. Результаты экзамена по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ). Результаты экзаменов по литературе. Русский язык. Урок – семинар.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - Муравей невелик, а горы копает. Объект исследования. Две головы лучше одной. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык. Little strokes fell great oaks . В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Цели. Хорошо начатое - наполовину сделано. Одна голова хорошо, а две лучше.

«Пословицы о добре» - Не разорвать, а склеить. Не захватить, а отдать. Сделав добро, не попрекай. Доброе слово и железные ворота открывает. ПОМНИ! Попробуй не наступить, а уступить. Не кричать, а выслушать. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Добро помни, а зло забывай. Доброе слово, что дождь в засуху.

«Хлеб да соль» - Почему соли обладают сходными свойствами? Применение солей. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение. Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

«Конспекты уроков по русскому языку» - Тема «Сложное предложение» в 5 классе. Особенности изучения темы: - блочная подача материала; - опережающее обучение; - компоновка материала. Обучение русскому языку по опорным схемам-конспектам имеет много достоинств. П. – 2 и более П.П. Связь смысл интонация Обычно, Сс ,с.с . Прозрачный лес один чернеет, и П ель сквозь иней зеленеет.

Дорогие друзья, военные моряки!

Большое спасибо за теплое письмо и за внимание к моему творчеству.

Вы спрашиваете, почему я сделал Давыдова балтийским матросом.

У Давыдова было несколько прототипов. Я встречался со многими моряками, беседовал с ними, видел, как они работают там, куда направляла их партия. И всюду они вносили в жизнь свои хорошие морские, революционные традиции.

Еще Владимир Ильич Ленин дал высокую оценку морякам после Октябрьских событий. Так же доблестно сражались они и в гражданскую войну, принимали самое деятельное участие в строительстве советской власти.

Это и зародило во мне мысль сделать Давыдова бывшим балтийским матросом. Ибо человек, приехавший на работу в деревню, должен был обладать отвагой, выдержкой, хорошим юмором, умением общаться с людьми, чувствовать коллектив. Все эти качества, беззаветную преданность партии и делу коммунизма я видел у моряков, воспитанных на нашем флоте.

Вот, пожалуй, и все, что я коротко могу сказать в ответ на ваше письмо.

Горячо приветствую вас, дорогие и доблестные моряки, со славным 40-летием наших Вооруженных Сил.

Труден и славен наш подвиг

Дорогие мои, родные воины!

Все самые лучшие чувства, всю теплоту сердца отдаю вам в день 40-летия Советских Вооруженных Сил. Труден и славен ваш подвиг на полях сражений, высока ваша святая обязанность перед народом, перед Коммунистической партией.

Народ создал Армию и Флот в тяжкое время, чтобы отбросить прочь интервентов, чтобы защитить рождение нового строя - советской власти. Наши воины мужественно выполнили заповедь народную.

Я не видел других солдат, которые сражались бы с большим упорством и отвагой и так бы любили свою землю, как советские солдаты. Преданность советскому народу звала их на подвиг в дни Великой Отечественной войны, когда мы спасали не только себя, свой родной дом, а все человечество от ненавистного фашизма.

Для советского литератора нет выше чести, чем писать о вас. Мужество, доблесть, верность знамени революции и войсковому братству - всем этим славитесь вы, верные защитники нашего отечества.

Хочется пожелать вам сердечно новых успехов на трудном воинском пути. Народ уважает и любит вас, храбрые солдаты, стоящие на страже нашего дома. Горячо, от всего сердца поздравляю вас, доблестные защитники нашей матери-родины, со славным 40-летием Советских Вооруженных Сил.

Любите родину, свой народ, крепите войсковое товарищество, и вы всегда будете непобедимы.

В годы Великой Отечественной войны я был с вами, мои родные. И если позовет родина, я - как старый солдат - буду с вами до последнего дыхания.

Обнимаю вас, родные мои.

Солдаты моей Родины

Юбилей Советской Армии не только торжественный день в нашей жизни, но и общечеловеческий праздник, который очень много значит и для населения стран народной демократии, и для народов капиталистической Европы, вдоволь наглотавшихся дыма фашистских кремационных печей, и для немецкого народа, немало испившего цикуты из горькой чаши Бухенвальда.

Создавая Советскую Армию, великий Ленин ставил перед ней благородную задачу - защищать отчизну и завоевания Октября. На протяжении всей своей истории наши Вооруженные Силы были верны этой цели - вели только справедливые войны.

Оборонительные бои гражданской войны против орд интервентов и внутренней контрреволюции, кровавая схватка на далеком озере Хасан, сражение с японскими захватчиками на монгольской реке Халхин-Гол, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию породили столь массовый героизм советских солдат, какого еще не знала мировая история. Советский воин показал себя как подлинный сын своего века.

Может быть, сегодня стоит вспомнить, какими темными волнами накатывались события в суровые годы Великой Отечественной войны. Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнем и мечом прошел по цветущим полям Бельгии и Голландии и с меловых круч у Дюнкерка сбросил в холодные воды Ла-Манша остатки разгромленной английской армии генерала Александера. Как будто вернулось средневековье: в Европе зачадили костры, зажженные фашистской инквизицией.

В распоряжении фашистского фюрера оказались все арсеналы Западной Европы. Он стал полновластным хозяином промышленности и земли от Атлантики до советских границ.

Теперь известно, с какой точностью германский генеральный штаб разработал и расписал по месяцам и дням планы захвата Арабского Востока, Южной Америки, США. Над народами земного шара, все время разрастаясь, нависла коричневая тень свастики.

Мы помним ясное солнечное утро, тишина которого нарушилась грохотом танковых армий, гулом воздушных армад, топотом стрелковых дивизий, устремившихся на нашу землю, на которой начиналась косовица хлебов.

На оселке войны оттачивал наш народ свою ненависть к захватчикам.

Все лучшие люди мира, затаив дыхание, следили за кровавым сражением, разгоревшимся на Востоке, когда советские войска одни, без помощи союзников, вели напряженные оборонительные бои.

Уже тогда, в первые, самые тяжелые дни войны, ЦК Коммунистической партии поставил перед нашими Вооруженными Силами великую освободительную цель - отстоять родину и вызволить народы Европы из-под фашистского ярма.

Любопытные документы остались от той эпохи. Передо мною лежит пожелтевшая от времени американская газета "Вашингтон пост", в которой с душевным мужским волнением написано: "Дрожишь при одной мысли о том, что могло бы произойти, если бы Красная Армия рухнула под напором наступающих германских войск или если бы русский народ был менее мужественным и неустрашимым…"

Народы, главы правительств и парламенты стран мира не скрывали самого высокого мнения о мужестве советских людей. Английские газеты признавали: "Не будь Красной Армии, судьба свободных народов была бы поистине мрачной".

Победы Советской Армии прибавляли силы народу в закабаленных фашизмом странах, там все ярче разгоралось движение Сопротивления. Мы горды тем, что в рядах партизан Польши, Чехословакии, Югославии, Бельгии, Франции, Италии сражались бежавшие из фашистского плена наши соотечественники, такие, как московский слесарь Федор Поетан и ленинградец Анатолий Тарасов.

Бои с фашистами были продолжающейся по сей день борьбой советского народа за мир. И пулеметчики, крепко держа пульсирующие ручки затыльников, мечтали о том времени, когда смогут взяться за чапиги плуга. Известны случаи, когда в перерывах между боями истосковавшиеся по мирному труду танкисты, прицепив к своим "тридцатьчетверкам" плуги, пахали землю польским и югославским крестьянам.

Советский народ и его могучие Вооруженные Силы оправдали надежды миллионов людей - изгнали фашистские орды со своей земли и помогли многим народам освободиться от фашистского порабощения.

Кровно связаны советские люди со своей армией. Сколько жилищ украшено фотографиями бойцов с боевыми орденами и медалями на гимнастерках! В семейных альбомах не раз приходилось видеть снимки наших солдат с немецкими детьми на руках, доверчиво обнимающими их за шею.

И часто, когда я вижу такой по-настоящему человечный снимок, видится мне Берлин: улицы, похожие на каменоломни, и походные кухни, из которых ротные кашевары разливают суп голодным немецким женщинам.

Придя на немецкую землю как победитель, советский солдат очень хорошо понял, что есть две враждующие между собой Германии: Германия капиталистов, фашистских заправил - и Германия миллионов немецких рабочих и крестьян.

В Веймаре, милом зеленом городке, где Гете создавал своего бессмертного "Фауста", где творили Шиллер, Гейне и Лист, советский солдат увидел бухенвальдский лагерь уничтожения, построенный палачом Гиммлером для немецких коммунистов.

Преисполненный гнева, вошел советский солдат в крематорий, в котором эсэсовцы сожгли десятки тысяч непокорившихся немцев и убили вождя немецкого рабочего движения незабвенного Эрнста Тельмана.

Советские солдаты подали надежную руку дружбы подлинным героям немецкого народа - людям, которых они освободили из лагерей смерти, вернувшимся тогда из эмиграции, вышедшим из глухого подполья, где они скрывались от гестапо.

Советский народ помог этим героям засеять окровавленную, испепеленную почву Германии добрыми семенами жизни. Из этих семян выросла молодая Германская Демократическая Республика - государство восемнадцати миллионов немецких рабочих, крестьян, интеллигентов, строящих социализм.

Все передовые умы признают великую заслугу советского народа перед человечеством. Они знают, что СССР стойко выдержал все тяготы второй мировой войны, оказался сильнее противника.

Дорогой ценой досталась нам победа. Миллионы могил советских воинов разбросаны от Волги до Шпрее.

Хорошие памятники высятся в освобожденных нашей армией столицах европейских государств. И, думая сейчас об армии, я вспоминаю бронзового советского солдата в берлинском парке, придавившего сапогом разрубленную мечом свастику и держащего на руках спасенного ребенка.

Дети должны жить прекраснее и счастливее нас. Но в последние годы над колыбелями миллионов детей нависла новая мрачная тень - дьявольская тень водородной бомбы.

Эта тень убивает солнечный свет радостей бытия. Главная цель человечества в наши дни - борьба за мир!

Мы живем в такое сложное время, когда даже подготовка к войне опасна для всех жителей нашей планеты. Люди науки доказали, что испытания атомного и водородного оружия заражают смертоносной пылью не только землю, но и воздух и даже воду.

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости".

Конкурс знатоков пословиц и поговорок (1–4-й класс)

Цель:

    обобщение знания детей о пословицах и поговорках; расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры; формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Презентация I конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

8. Сани. (Любишь кататься-люби и саночки возить).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Презентация II конкурс: вспомнить пословицы о труде.

4.В большом деле и маленькая помощь дорога.

4.Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

3.Работай до поту, поешь в охоту.

2.Терпение и труд всё перетрут.

2.Труд кормит, а лень портит.

1.Без труда не выловить и рыбку из пруда.

1.Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. к пословицам и поговоркам которые вы увидите на экране договорите окончание пословицы.

III конкурс: Презентация.

4.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

2. Зачем и клад, коли в семье лад?

1. Писать - не языком чесать.

3. Наукой люди кормятся.

2. Вражда не делает добра.

4. У нашего свата ни друга, ни брата.

4. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

3. Своя земля и в горсти мила.

2. Каков мастер, такова и работа.

1. Спящему коту мышь в рот не забежит.

IV конкурс: на карточках написаны пословицы. Задание – нарисовать пословицу на время. Например:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Игра со зрителями: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

1. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

2. Беден тот, у кого друзей нет. (Английская пословица).

2. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. (Американская пословица).

На Бога надейся, а сам не плошай.

3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

4. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

4.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякише не проведёшь.

V конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

VI конкурс: Презентация.

вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

1.Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

2. Один машет, а семеро руками машут.

3. У лодыря, что ни день, то лень.

4. Ленивый одну работу два раза делает.

5. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

6. Лентяй сидя спит, лёжа работает.

7. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

8. У Федорки всегда отговорки.

9. Хочется есть, да не хочется лезть.

10. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Хоть сгорю, да не отворю.

11. Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

12. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

VI I . Вопросы для капитанов команд Теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую)

VIII . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Учитель говорит часть пословицы или поговорки, команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

1.Сделал дело … гуляй смело.
1.В гостях хорошо, ……а дома лучше.
1.За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

2.Не спеши языком …. спеши делом.
2.Что посеешь …то и пожнёшь.
2.Сам пропадай, а …. товарища выручай.

3.С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
3.Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
3.Как аукнется, ….. так и откликнется.

4.Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
4.Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
4.Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

«Подбери пословицу к тексту» Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика». (Поспешишь – людей насмешишь.)

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества. С незапамятных времен живут они в разговорной речи, в своеобразной форме выражая думы и чаяния простых людей.

Народные пословицы охватывают огромный круг явлений и событий, говорят о социальных отношениях людей в обществе, национально-освободительной борьбе, духовных качествах народа. Они «образцово формируют весь жизненный, социально-исторический опыт трудового народа», говорил А. М. Горький. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам - иноземным захватчикам.

Поэтому целью моей работы является исследование взаимосвязи между историей и культурой российского народа (на примере пословиц, поговорок и крылатых выражений)

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

1. изучение и анализ литературных источников, посвященных пословицам, поговоркам русского народа;

2. анализ пословиц и поговорок с точки зрения отражения в них конкретных исторических событий и отношения народа к ним;

3. составление таблицы, в которой пословицы и поговорки объединяются конкретным историческим событием, и дается краткое описание исторического факта.

4. ранжирование собранной информации по темам учебного курса История Отечества, что позволит использовать результаты работы на уроках, как учителю, так и ученикам.

Мною были изучены работы авторов, как филологов, так и историков – В. Даль, М. Горький, М. Шахнович (знатоки русской словесности) и В. Балязин, О. В. Волобуев, А. А. Данилова и многих других. Проведена систематизация поговорок и пословиц (на основе сборника В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»), отражающих исторические события, пережитые народом, и дано краткое описание этих событий. Проведена хронологическая систематизация и привязка этих материалов к конкретным темам, изучаемым в курсе истории Отечества в школе.

Продуктом исследовательской работы должна стать таблица пословиц, поговорок и крылатых выражений русского народа (на основе сборника В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»), проклассифицированных по историческим событиям, темам учебного курса История Отечества.

Полученные материалы помогут учителю в организации и проведении уроков, связанных с изучением культуры России, а ученикам узнать свою историю, историю своего народа с интересной и занимательной стороны, а следовательно формировать любовь к своему Отечеству.

Представленная работа не претендует на исчерпывающий характер (поскольку опирается на ограниченный круг литературных источников) и искусственно ограничена временными рамками (9-19 века). Однако несомненным достоинством данной работы является тот факт, что она может, продолжена по другим основаниям, критериям или временным границам.

Почему меня заинтересовало именно это проявление культуры народа – пословицы и поговорки? Пословицы и поговорки отличаются меткостью, лаконизмом, отточенностью. Мысль выражена в них предельно сжато, они легко запоминаются. Язык пословиц и поговорок отличается остротой, юмором, великолепными сравнениями, метафорами, эпитетами. Заключенные в пословицах необыкновенная мудрость, краткость и четкость выражения всегда привлекали внимание общественных деятелей, писателей. Еще Н. В. Гоголь подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многократно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный быт, строй, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, красота истин и уродство предрассудков.

Среди разнообразных произведений народной поэзии пословицы и поговорки занимают особое место: они живут в разговорной речи как ее органическая часть, концентрируя в художественном образе явления жизни человека и природы. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, свод точных и острых характеристик, наблюдений и обобщений. В пословицах отражены и ошибочные, ложные толкования окружающего мира и истинные знания, которые постепенно накапливались и получили образное выражение. Пословицы вместе взятые раскрывают сложное и зачастую противоречивое в процессе своего развития мировоззрение народа; в пословицах совершенно ясно выражена оценка народом существующей действительности, его взгляд на жизнь – через преодоление косных, отсталых взглядов – утверждение ее не такой, какая она есть, а какую хотелось бы видеть. Лучшие сборники пословиц и поговорок можно поставить в один ряд с величайшими произведениями мировой литературы. Выдающимся собранием пословиц является сборник В. Даля «Пословицы русского народа», составленный и изданный им в середине 19 века. Сборник В. Даля – классический труд, содержащий богатейший материал (около 30000 пословиц, поговорок, метких слов, присловий и пр.), большая часть которых живо воспринимается и сейчас. Именно этот сборник стал основным источником проанализированного мной фольклорного материала в представленной работе.

Источником для сборника В. Даля послужила живая народная речь, богатая пословицами и поговорками. В. Даль писал «источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетради, сообщенные с разных сторон, и – главнейшее – живой русский язык, а более – речь народа. ». Деление пословиц на древние и новые, на общие и частные, общие ж и местные, на исторические, политические и прочее применимо только к небольшому их числу. Но и тут не оберешься натяжки, все народные пословицы сложились в быту житейском и применение их крайне разнообразно – так считал В. Даль. С другой стороны историческое знание - это не только констатация конкретных исторических событий и фактов, но и отношение к этим событиям – одобрение или осуждение их народом, гордость или разочарование. Меня интересовали не столько литературные термины (филологическое толкование тех или иных понятий), сколько отражение исторических событий в них. Поэтому, несмотря на условность принципа деления пословиц и поговорок на исторические и другие я все же позволил себе выделение из общего числа пословиц и поговорок те, которые, на мой взгляд, отвечаю поставленной задаче.

Конечно, каждая из пословиц и поговорок народа в той или иной степени является результатом исторического развития общества, но в этом случае толкование истории является весьма обширным и не может быть использовано в рамках ученической работы. Значит, в своем анализе я опираюсь на конкретное название исторических фактов (войн, законов и т. д.) в пословицах и поговорках как основании их выделения как исторических.

В сборнике Владимира Ивановича Даля пословицы и поговорки проклассифицированы по двум основаниям – тематическое (190 разделов) и в алфавитном порядке по ключевым словам, встречающимся в пословицах и поговорках (434 наименования). Причем ни в первом, ни во втором случае не было предложенная мною использованного критерия классификации пословиц и поговорок. Мной проанализировано около 3000 пословиц и поговорок из словаря В. Даля, к нужной категории отнесено 74. Это около 2,5% от общего числа проанализированного материала.

Среди отобранных мною пословиц и поговорок большее число относятся к следующим событиям:

Отечественная война 1812 года;

Изречения, связанные с воинской доблестью;

Время правления Петра 1 ;

Ордынское иго на Руси.

Такой результат может быть объяснен тем фактом, что сборник В. Даля «Пословицы русского народа» был издан во второй половине 19 века и события Отечественной войны были свежи и популярны среди народа. А поскольку для русского народа эта война закончилась победой, то изречения связанные с воинской доблестью русского солдата также актуальны для России того исторического периода.

Каждой пословице или поговорке дано краткое описание исторического события, которое отразилось в нем (с точки зрения толкования пословицы или поговорки, а не исчерпывающего описания исторического события). Использование богатого, дополнительного материала по курсу истории Отечества позволило мне прочувствовать факты и события, которые до этого были абстрактными знаниями и представлениями. Это личное открытие является одним из важных результатов работы. Полученные материалы могут быть использовано учителем истории при подготовке уроков и факультативных занятий. Для того, что бы облегчить задачу учителю мною была проведена работа по распределению подготовленных материалов по темам учебного курса Истории Отечества.

Помимо учителя истории моя работа заинтересовала учителя русского языка и литературы, который считает, что моя работа интересна и использована ею.

Таким образом, проведенная мною работа свидетельствует о тесной взаимосвязи между историей русского народа и его культурой (на примере пословиц и поговорок). Мною создан «каталог» пословиц и поговорок (9-19 века) и описаны их исторические корни, что позволяет использовать подготовленные материалы в ходе преподавания и изучения курса истории Отечества.