Тема семьи в войне и мире. Проблемы семьи и воспитания

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вступление

Лев Толстой – один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают во всем мире, потому что эти поразительно живые и яркие словесные полотна не просто занимают читателя, а заставляют задуматься над многими важными для человека вопросами – и дают ответы на некоторые из них. Яркий тому пример – вершина творчества писателя, роман-эпопея «Война и мир», в котором Толстой затрагивает животрепещущие для всякого мыслящего человека темы. Тема семьи в романе «Война и мир» Толстого очень важна, как и для самого автора. Именно поэтому герои Толстого практически не бывают одинокими.

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Ростовы очень добры, всегда готовы прийти на помощь, искренны и отзывчивы, поэтому у них много друзей. Неудивительно, что именно в этой семье вырос настоящий патриот Родины Петя Ростов. Семье Ростовых совершенно не присуща авторитарность: здесь дети уважают родителей, а родители – детей. Именно поэтому Наташа смогла уговорить родителей вывезти из осажденной Москвы не ценные вещи, а раненных солдат. Ростовы предпочли остаться без гроша в кармане, а не преступить законы чести, совести и сострадания. В образах семьи Ростовых Толстой воплотил собственные представления об идеальном родовом гнезде, о нерушимой связи настоящей русской семьи. Это ли не лучшая иллюстрация, могущая показать, насколько велика роль семьи в «Войне и мире»?

«Плод» такой любви, такого высокоморального воспитания прекрасен – это Наташа Ростова. Она вобрала в себя лучшие качества родителей: от отца взяла доброту и широту натуры, желание осчастливить весь мир, а от матери – заботливость и хозяйственность. Одно из самых важных качеств Наташи – естественность. Она не способна играть роль, жить по светским законам, ее поведение не зависит от мнения окружающих. Это девушка с раскрытой нараспашку душой, экстраверт, способный целиком и полностью отдаваться любви ко всем людям вообще и ко своей второй половинке. Она – идеал женщины с точки зрения Толстого. И этот идеал воспитала идеальная семья.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

«Гадкий утенок» семьи Ростовых, Вера, выбрала для себя совсем другой путь – путь эгоизма. Выйдя замуж за Берга, она создала семью, не похожую ни на Ростовых, ни на Болконских. Эта ячейка общества основана на внешнем лоске и жажде обогащения. Такая семья, по мнению Толстого, не может стать фундаментом общества. Почему? Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Семья Болконских, служивых дворян, несколько отличается. Каждый из членов этого рода – примечательная личность, талантливая, цельная и одухотворенная. Это семья сильных людей. Глава семьи, князь Николай, – человек крайне резкого и неуживчивого характера, но не жестокий. Поэтому его уважают и побаиваются даже собственные дети. Больше всего старый князь ценит умных и деятельных людей, и поэтому пытается воспитать в дочери такие качества. Андрею Болконскому от отца достались благородство, острота ума, гордость и независимость. Сын и отец Болконские – разносторонне образованные, умные и сильные духом люди. Андрей – один из самых сложных персонажей романа. С первых глав эпопеи и до конца своей жизни этот персонах проходит сложнейшую духовную эволюцию, пытаясь постичь смысл жизни и найти свое призвание. Тема семьи в «Войне и мире» во всей полноте раскрывается в конце жизни Андрея, когда он все-таки понимает, что счастливым может стать только семьянин, окруженный дорогими сердцу людьми.

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого грубияна. Для него главное – это деньги и общественное положение. Его дети, Элен, Анатоль и Ипполит, ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые, хоть и красивые, сосуды. За собственными эгоизмом и жаждой наживы они не видят духовного мира – или не желают видеть. В общем, семья Курагиных – это мерзкие жабы, одетые в кружева и обвешанные драгоценностями; они сидят в грязном болоте и довольно квакают, не видя прекрасного бесконечного неба над головой. Для Толстого эта семья – олицетворение мира «светской черни», который сам автор презирал всей душой.

Выводы

Заканчивая сочинение «Тема семьи в романе война и мир», я хочу отметить, что эта тема – одна из основных в тексте. Эта нить пронизывает судьбы почти всех героев произведения. Читатель может в действии наблюдать причинно-следственную связь между воспитанием, атмосферой в родительском доме, дальнейшей судьбой повзрослевшего человека – и влиянием его на мир.

Тест по произведению

Семья и семейные традиции, по мнению Толстого, - основа формирования личности. Именно в семье «любимые» герои Толстого получают первые уроки нравственности и приобщаются к духовному опыту старших, который помогает им освоится в более широком сообществе людей. Многие главы романа посвящены семейной жизни героев, внутрисемейным отношениям. Разлад между близкими людьми (например, враждебное отношение старого Болконского к своей дочери, княжне Марье) - одно из противоречий «живой» жизни, однако главное в семейных эпизодах «Войны и мира» - непосредственное общение между близкими людьми.

Семья в представлении Толстого - свободно-личностное, неиерархическое единение людей, это как бы идеальное общественное устройство в миниатюре. Гармоничный семейный мир писатель противопоставляет разладу и отчуждению людей вне семьи, вне дома.

«Семейная гармония» в романе выражается по-разному. У Ростовых все совсем не так, как у Болконских. «Молодые» семьи, жизнь которых показана в эпилоге, также отличаются друг от друга. Взаимоотношения между членами семьи не могут регламентироваться никакими правилами, обычаем или этикетом: они складываются сами собой и в каждой новой семье по-новому. Каждая семья уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия - любовного единения между людьми - истинная семья, по мнению Толстого невозможна. Вот почему в романе показаны наряду с «гармоничными», соответствующими толстовскому идеалу, семьями и семьи «неподлинные»(Курагины, Пьер и Элен, Берги, Жюли и Борис Друбецкие), в которых люди близкие по крови или соединившиеся брачными узами не связаны общими духовными интересами.

Критериями «подлинности» и «неподлинности» семьи для Толстого являются цель супружества и отношение к детям. Создание семьи, по его убеждению, несовместимо с узко эгоистическими целями (брак по расчету или брак, рассматриваемый как способ получения «законного» наслаждения). Естественные инстинкты человека, заставляющие его создавать семью, имеют гораздо более разумную и возвышенную природу, чем любые рассудочные мотивы. Создавая семью человек делает шаг навстречу «живой» жизни, приближается к органическому бытию. Именно в создании семьи «любимые» герои Толстого обретают смысл жизни: семья завершает этап их юношеского неустройства и становится своеобразным итогом их духовных поисков.

Толстой - отнюдь неравнодушный зритель семейной жизни героев. Сопоставляя различные ее варианты, он показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование человеческой личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в «настоящих», «полноценных» семьях и, напротив эгоисты, и циники - в семьях «ложных», «случайных», в которых люди связаны друг с другом лишь формально. Толстой видит в этом важную нравственную закономерность.

Особенно близки писателю семья Ростовых и Болконских, а также часть «новых» семей, жизнь которых показана в эпилоге, - Николай и Марья, Пьер и Наташа.

На другом полюсе романа - изображение «неподлинных», «случайных» семей. Таковы Курагины: связь между членами этой семьи - формальная, отношения между родителями и детьми поддерживаются только ради приличия. По словам князя Василия, дети - его «крест». Княгиня завидует собственной дочери. Все Курагины эгоистичны и порочны: князь Василий фактически продает свою дочь, Элен заводит себе множество любовников и даже не считает нужным скрывать это, для Анатоля нет ничего важнее чувственных наслаждений. «Фамильные» черты Курагиных - ординарность и глупость, что они тщательно маскируют, неукоснительно соблюдая правила светского приличия. К удивлению Пьера, знавшего, что жена глупа, Элен считалась в свете «умнейшей женщиной». Брак Пьера и Элен не случайно оказался неудачным: Элен вышла замуж по расчету, а Пьер не испытывал к ней ничего, кроме физического, «животного» влечения. Дети с самого начала не были целью их супружества - Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей». Семья Друбецких также далека от толстовских представлениях о настоящей семье. Борис не уважает свою мать, видя ее готовность унижаться ради денег, но очень скоро приходит к выводу, что карьера и материальное благополучие - самое главное в жизни. Он женится на Жюли Карагиной ради ее денег, превозмогая отвращение к ней. Образовалось еще одно «случайное», « непрочное» семейство: ведь и Жюли вышла замуж за Бориса только для того, чтобы не остаться старой девой.

«Мысль семейная» в романе неразрывно связана с проблемой воспитания. Жизнь и духовное развитие детей и подростков - одна из излюбленных толстовских тем. Юность многих героев романа, особенно молодых Ростовых, - счастливая и беззаботная пора, с которой им жаль расстаться. Наташа говорит Николаю после охоты в Отрадном: «Я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь». Но Толстой не склонен идеализировать юность: ведь это только этап в становлении личности. От первых сцен романа, овеянных поэзией детства и юности, повествование движется к зрелой поре их жизни, в которой они обретают счастье в семье и воспитании собственных детей. Каждая пора жизни человека представляется писателю одинаково важной и поэтической.

В основе толстовской педагогической концепции лежат принципы Ж.-Ж. Руссо. Воспитание должно быть «естественным», незаметным, детей нельзя «держать строго».Слишком «рассудочный» подход к ним способен даже в дружных семьях привести к нежелательному результату. В самом деле, Вера. Единственная из Ростовых, производит неприятное впечатление, несмотря на красоту, хорошие манеры и «правильность» суждений. Она поражает своим эгоизмом и неспособностью войти в контакт с людьми. Оказывается ее «совсем иначе воспитывали», чем Наташу, которую мать балует. Ростовы и сами понимают свой промах.

Толстой показал два варианта воспитания, окрашивающие юность в светлые или мрачные, безрадостные тона. Первый - «ростовский»: у старших Ростовых нет каких-то особых принципов воспитания, их общение с детьми - стихийный «руссоизм». В семье Ростовых допускаются баловство и проказы, развивающие в детях непосредственность и жизнерадостность. Второй - метод воспитания, которого придерживается старый князь Болконский, крайне требовательный к детям, предельно сдержанный в выражении отцовских чувств. Марья и Андрей становятся «романтиками поневоле»: идеалы и страсти глубоко спрятаны в их душах, маска равнодушия и холодности тщательно скрывает их романтическую одухотворенность. Молодость Марьи Болконской - суровое испытание. Строгость отцовских требований лишает ее ощущения радости и счастья - единственных спутников юности. Но именно в доме вынужденного затворничества в родительском доме в ней идет «чистая духовная работа», увеличивается духовный потенциал, делающий ее столь привлекательной в глазах Николая Ростова.

Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть , так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.

Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.

Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»

Материалы к сочинению

«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.

Вступление

Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.

Основная часть

Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).

Аргументы

В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.


Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.


Заключение

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском (и маленькой княгине. Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем «тем кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним». Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он (так же «спасет» Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. «Пополнела и поширела», ревнивая, скупая, пение забросила. Однако надо разобраться - почему. «Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.» Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым «взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа». Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так,« как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом». Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это со стороны. А им не нужны длинные, закончен-ные фразы, опии так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души. Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй, тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее «вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей» восхищает и удивляет Николая, но сам он на это неспособен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делает их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь сбудется.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.