Материал на тему: Рассказ «Здравствуй, цирк! Валентин филатов рассказы дрессировщика

Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Ведь "устами младенца глаголит истина", не правда ли?
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!

Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.

В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного цирка.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.

На этой картинке показано, как нелегко приходилось наездницам Эдвардианской эпохи. Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями (не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.

Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века. Эта знаменитая голландская девушка одетая в мужскую одежду конца 17 века. Камзол, чулки и поверх чулок стеганые штанишки на ватной подкладке, шарообразной формы с разрезами (О-де-шосс), которые были популярны в мужской одежде 16 века. А почему в мужской? Да очень просто, девушки того периода носили юбки, представляете, смотрите вы вверх и что вы видите?, а в то время, в принципе, и нижнего белья не было, наверно это шоу называлось бы по-другому! Ну и формы юбок в моде росли в разные стороны, вот и наряд этот позволял ей двигаться легко, и защищал ее скромность. Хотя знаменитая канатоходец 19-го века, Мадам Саки выполняла свои номера в юбке.

Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери. У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830.
Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.

ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70). Он был французским цирковым артистом и первым воздушный гимнастом. Леотар создал номер "Полет с трапеции на трапецию", другое его великое наследие является частью одежды, названную его именем: (с англ. the leotard) трико, то есть сегодняшний купальник. Оригинальный купальник был трикотажным костюмом. Это позволяло свободу передвижения и не представляло опасности запутаться одежде в веревке.

Жан Мари Жюли в 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. И приобрел широкую известность в Европе.

(Еще парочку костюмчиков Леотара.)

Не могу не сказать о красивом мальчике со светлыми вьющимися волосами и не боящимся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился Wasgate где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини.

Эль-Ниньо (в переводе с испанского"мальчик") в 1886 году, ему было всего 10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.

В 17 веке диких животных можно было увидеть на ярмарках, а в 1793 году человек по имени Пидкока создал обмен животных в Лондоне.

Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.

(эти клоуны скорее напугают, чем насмешат!)


Клоун Август, начало 19 го столетия


Клоунесса



Клоун Франк Бэйл со своим шоу « обезьяна и собака»


Середина 20го столетия


Клоун "Richo", 1957-59

И еще немножко картинок и фотографий из цирковой жизни.

Жили себе в тяжелых трудах клоун и акробатка в одном очень бедном цирке, за просмотр которого никто не хотел платить и медных грошей. В этом цирке еще был старый пес, которого выавали за дрессированного волка, был петух, которому пристегивали павлиний хвост, была гнусавая шарманка, ручку которой вращал хозяин этого цирка. Хозяин был весьма прожорливым и круглым стариком, который мог бы всех смешить с утра до вечера своей глупостью, но вместо этого он изображал из себя серьезного умника, а чтобы это лучше получалось, предпочитал перед публикой не появляться.
Это был самый обычный день. Повозка с полудохлым мулом остановилась на окраине почти заброшенной деревни. Клоун и акробатка натянули шатер шатер, расставили внутри него складные стулья, с грустью думая, что большая часть из них, как всегда будет пустовать. Тем временем хозяин, трубя в старый горн, ходил по окрестностям и приглашал публику на вечернее представление. За ним следовал пес, который подвывал звуку подобия музыкального инструмента и крику хозяина.
Начало смеркаться. В шатре загорелись керосиновые лампы. Хозяин толкался у входа в шатер с шляпой, в которую публике следовало кидать подаяние. Клоун гриммировался перед треснувшим зеркалом в кибитке. Его подруга разминалась перед выступлением. Каждый день их мучил страх, что совсем никто не явится на их представление. Время в эти мгновения тянулось особенно медленно. Все трое думали в эти моменты о том, чтобы начать зарабатывать на жизнь чем-то другим.
Но вот, из темноты вышла старушка, с мешочком картошки и других овощей. Хозяин выскомерно кивнул, чтобы она оставила мешок у его ног и пропустил её внутрь. Потом приплелся усталый пахарь, от которого разило вином. Он положил хозяину руку на плечо, думал, что бы сказать, но промолчал, и вынул из кармана пару медных монет. Прибежала улыбчивая женщина с растрепанными волосами, в которых застряло сено. Она одарила хозяина корзиной, где были вареные яйца, кусок сыра, печеное мясо. Ей он приветливо улыбнулся. Потом набежал десяток чумазых детей, которые накидали мелочи в шляпу хозяина, который смотрел на них заранее строго. Пришло еще трое нездешних лесорубов с бочонком, к которому по очереди прикладывались. Они щедро одарили хозяина суммами поболее, чем все деревенские вместе взятые. Когда акробатка уже начала ходить на руках, под заунывное бренчание шарманки, в шатер проскользнули еще две женщины, положившие монеты на шарманку.
Акробатка закладывала ноги за голову, высоко подпрыгивала, кувыркаясь в воздухе, прошла по натянутому канату, под замечания публики, что на это совсем не интересно смотреть, ибо канат натянут слишком низко. Через полчаса замечания публики о том, что так и они могут, акробатка ушла со сцены и вышел, курящий большую сигару клоун, у которого дым пошел из ушей. Потом загорелась шляпа, наконец он начал плеваться огнем. Потом он изобразил охоту на петуха-павлина, в итоге которой птица исчезла под одной полой его пиджака, а из под другой появилась тряпичное подобие рождественской индейки, которую он начал, было, есть, но пришла собака в волчьей шкуре с большими ушами, хвостом и пастью, размером с духовку. Этот маскарадный костюм с собаки свалился, под дружный хохот публики. Клоун осмелел, начал показывать зверю, длинный язык, за который пес его немного потаскал по сцене. Потом он превратил подобие жаренного павлина в живого ежа, вокруг которого собака бегала и лаяла, не решаясь съесть. Потом пес задрал ногу и помочился на клоуна, который самодовольно расшаркивался перед публикой, превращая ежа обратно в тряпичную индейку на блюде.
В заключение представления, на сцену вышла гимнастка, только в платье, под которым были мешки с сеном в месте груди и ягодиц. Ресницы её были из павлиньих перьев, глаза размером с блюдца, а нарисованный огромный рот занимал всю остальную часть лица. Она начала кокетничать с клоуном, который совсем растерялся, а потом превратил птицу в большой подсолнух, который был отвергнут женщиной. Потому его снова пришлось превратить в птицу, приготовленную к еде. Кривляясь барышня поглотила этот подарок клоуна, а потом вытащила из-под юбки ленту сосисок. Клоун разрыдался под смех публики, а потом связал бусы сарделек в кольцо и начал крутить ими и жонглировать. Потом превратил их в цветы и они с акробаткой, которая снова вышла к публике в трико принялись их дарить зрителям.
Обычно зрители после этого расходились, похлопав в ладоши из вежливости, унося бумажный цветок, как память о дурацком вечере за грошовую плату.
В тот вечер трое лесорубов никуда не собирались уходить. Они так и остались сидеть на складных треногих табуретах, покуривая свои трубки, попивая пиво их бочонка.
- Если господа желают, - угодливо заговорил с ними толстяк, перестав крутить шарманку. - Мои артисты могут усладить их слух игрой на мандолине и флейте, а так же пением заморских песен, которые вы можете услышать только от нас. Но, господа, это только за отдельную плату...
Он снял шляпу и протянул её угрюмым лесорубам, которые вертели в грубых ручищах хрупкие бумажные цветы. Они переглянулись, потом кинули монеты в его шляпу, и около часа мужчина и женщина, облаченные в одежду на манер аристократов, перекрасив лица, одев другие парики, пели и играли. Когда они исчерпали репертуар, один из лесорубов, откинул опустевший бочонок, выбил давно потухшую трубку и заговорил, грозно глядя на толстяка. Хозяин цирка плохо понимал его язык. Женщина шептала ему на ухо, переводя на его язык разгвор лесорубов.
- Все это было не так уж и плохо! - начал он, обращаясь к товарищам. - Может мне только так кажется, после того, как я потерял счет времени в лесу, а потом на реке, гоняя эти чертовы плоты на лесопилку. Я одного не понимаю, друзья, почему все пожертвования публики идут в шляпу этой свиньи, которая ничего не умеет, только все портит своей мерзкой шарманкой!
- Не нашего ума это дело! - отмахнулся один, засовывая цветок в петлицу.- Идем спать, а то работать завтра...
- Успеешь ты заработать на свой домик на берегу лесного озера! - возразил третий лесоруб. - Мне тоже обидно за этих молодых людей! Они, как мы, работают, и с работой их не каждый их нашего брата справится, а весь их заработок присваивает себе этот бездельник, который весит в два раза больше их двоих. На нашей шее тоже сидит такой землевладелец, который нам кидает жалкие крохи и обещание светлого будущего.
- Вот я и говорю, может сначала с этим поросенком расправимся, а потом возьмемся за большого борова?
Так хозяин цирка в тот вечер был связан лесорубами, брошен на плот и пущен по реке, которая текла в другое королевство, на его родину, где его искали стражи порядка за то, что он когда-то растратил государственные деньги, работая чиновником и бежал. Его нашел один крестьянин, которого он много лет назад несправедливо обобрал. Так он попал в тюрьму, где его заставили тяжело трудиться, до конца жизни.
Лесорубы утром протрезвели, испугались того, что натворили ночью, и пошли работать дальше. А артисты спешно собрались еще ночью и отправились подальше их тех мест, где случилось преступление, возможно убийство с их молчаливого согласия.
Через много лет спустя один из лесорубов, как и мечтал купил себе дом на берегу озера в лесу и охотничьи угодья, а потом еще выгодно женился и сам стал богатым землевладельцем. Теперь уже он нанимал лесорубов и батраков на поля. И в один прекрасный день, на его пороге встала та самая пара артистов - уже потрепанных жизнью, постаревших, оборванных.
- Какого дьявола вы тут делаете? - спросил он их. - Почему вы больше не веселите уставших после тупой работы людей? Куда вы дели шатер, повозку, мула, костюмы, животных?
- Как-то у нас не получается... - глядя в землю пробурчали они. - Мы уже давно работаем на полях или в лесу, так проще и надежнее...
- Когда-то у моего деда были очень дорогие и хорошие часы с боем. И в них жили мыши. Я решил их оттуда прогнать. После этого часы остановились навсегда, и ни один мастер не может их починить. Я совсем не трогал механизм, только аккуратно притравил мышей дымом, потом вытянул оттуда крючком их, заделал дырку. Я так и не понял, в чем там было дело. Так же и мы тогда, поломали механизм этого цирка, который для многих бедняков был единсвенной забавой. Если не видишь необходимости в какой-то детали, то это значит только то, что ты её не видишь, а не то, что она не нужна...
- Так вы дадите нам работу? Мы целых три дня ничего не ели, только шли сюда через горы...
- Для того, чтобы работать в лесу или поле, или на реке вы не годитесь! Я вас, пожалуй, сначала откормлю, но в долг, с процентами, а потом дам вам работу специально для вас - будете веселить моих работников и меня по вечерам.
- Может лучше в поле или прислугой по дому?
- Вы кушайте, но перед этим подпишите долговые расписки...

Цирк - это волшебство, это мир детства, ярких огней и весёлой музыки, ярких переливающихся тканей, сладкого замирания сердца и смеха.

Запах лошадей и опилок на манеже, сладкой ваты и маминых духов. Мир громких аплодисментов, от которых потом немного болят ладошки, удивленных возгласов, грозного львиного рыка и бравурного "Алле-ап!"

А что же предлагает нам цирк сегодня?

Сейчас некоторые цирковые представления по бюджету не уступают некоторым голливудским фильмам. Тщательно разработанные сценарии, головокружительные спецэффекты, специально написанная к представлению музыка, высочайшего уровня артисты - вот что такое современный цирк.

Цирк у каждого свой. Его можно любить или не любить, но равнодушным он не оставляет никого!

Представляем вашему вниманию нашу книжную подборку на тему цирка.

Антон Чехов. Каштанка

Эта знаменитая повесть великого русского писателя Антона Павловича Чехова была написана в 1887 году. С тех пор героиня повести - "помесь такса с дворняжкой" - стала любимой героиней юных читателей.

Светлая и трогательная история собачки Каштанки не оставляет равнодушным ни одного читателя. Очень важно читать в детстве именно такие произведения, написанные умным, внимательным и добрым писателем.

В издательстве "Рипол-Классик" есть изумительное издание этой книги с иллюстрациями Геннадия Спирина - одного из лучших художников-иллюстраторов мира и лауреата множества наград,

Михаил Лоскутов. Рассказ о говорящей собаке

Михаил Петрович Лоскутов — курский писатель и публицист, в 22 года уже написавшего свою первую книгу.

Герой "Рассказа о говорящей собаке" - Доктор Каррабелиус - известный иллюзионист и дрессировщик, чревовещатель и заклинатель змей. Его обожают мальчишки всех городов, куда приезжает цирк.

Великий артист может проглотить шпагу, сделать яичницу в шляпе и научить собаку говорить...

В издательстве "ЭНАС-КНИГА" з наменитые ассказы М. П. Лоскутова воспроизведены с рисунками мастера книжной иллюстрации Анатолия Елисеева.

Альберт Лиханов. Цирковые циркачи

Повесть об артистах цирка в последние дни Великой Отечественной, о необычности цирковой жизни, о надеждах и испытаниях детства той поры.

Это очень трогательная история о мальчике, в дом которого заезжает семья циркачей.

Его переживания, ожидание отца с фронта перемежаются с общением и знакомством с цирком по ту и эту сторону шатра.

Данное издание вышло в издательстве " Детство. Отрочество. Юность", с иллюстрациями Марии Пинкисевич.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Валерий Шульжик. Фунтик в цирке

Данная книга издательства "Дрофа" - продолжение приключений знаменитого поросенка.

В этой истории у Фунтика началась "звездная болезнь", но мудрый дядюшка Мокус быстро нашел способ ее излечения.

В городе Большие Чухлы, куда прибывают на гастроли наши герои, по ночам происходят странные события, но за дело берется сам генерал полиции Прибамбас. А госпожа Беладонна не теряет надежды заполучить обратно "прибыльного поросенка", и это ей почти удается

Художники-иллюстраторы: И. Пшеничная, А. Солин.

Для младшего школьного возраста.

Наталия Дурова. Театр зверей дедушки Дурова

В книге издательства "Детская литература" рассказывается о животных-артистах театра "Уголок дедушки Дурова", а также о любви дрессировщиков к своим питомцам.

Театр зверей имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова» — театр в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

Иллюстрации в книге Сергея Ярового.

Для младшего школьного возраста.

Яков Аким. Девочка и лев

Эту небольшую книжку издательство "Речь", переиздала в серии "Любимая мамина книжка" ,

Спешите видеть! Только сегодня! Африканский лев Кирилл на арене цирка!

Но вот беда - лев заболел. Неужели представление не состоится?..

Стихотворение Якова Акима расскажет о доброте, дружбе и готовности прийти на помощь в трудную минуту.

А яркие иллюстрации Глеба Бедарева проведут малышей в волшебный мир удивительного циркового искусства.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Габриэлла Парка, Марчелло Арджилли. Кьодино в цирке

"Кьодино в цирке" - вторая книга итальянских авторов, поэтому похождения механического мальчика Кьодино продолжаются!

Кьодино - железный мальчуган, который дружит с девочкой Перлиной и постоянно попадает в разные истории,

Как-то раз Кьодино серьёзно поссорился с Перлиной. И пришлось ему разыскивать девочку, чтобы попросить прощения и вернуть её домой.

Но как объездить весь мир в поисках дорогого человека? Конечно, вместе с бродячим цирком, став его артистом…

Книга вышла в издательстве "Речь" с замечательными рисунками Леонида Владимирского.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Майкл Бонд. Медвежонок Паддингтон в цирке

Истории английского писателя Майкла Бонда о медвежонке по имени Паддингтон (издательство "Азбука") давно уже стали классикой английской детской литературы.

Медвежонок, который приехал из Дремучего Перу и поселился в доме у Браунов на лондонской улице Виндзорский Сад, очень любит всё новое и интересное.

Только вот автобусная экскурсия с его участием почему-то превращается в полную неразбериху, а оказавшись в цирке, он улетает на трапеции под самый купол…

Для младшего школьного возраста

Доро Гебель, Петер Кнорр. В цирке

Немецкие художники Доро Гёбель и Петер Кнорр показали в своей реалистичной книжке-картинке (издательство "Мелик-Пашаев") ослепительный мир цирка.

Малышам предоставляется редкая возможность заглянуть за кулисы, понаблюдать за повседневной жизнью артистов, за цирковыми животными, узнать об их маленьких и больших приключениях в цирковом городке и, конечно же, побывать на представлении.

Герои книги "В цирке" - дружные и интернациональные цирковые семьи, в которых не только мамы и папы выступают на арене, но и их дети, и даже бабушки с дедушками участвуют в представлениях!

.


Валентин Берестов, Сергей Михалков и др. Цирк! Цирк! Цирк!

Мир сказки, куда попадает всякий, вошедший под волшебный купол цирка, обещает множество чудесных историй и незабываемых впечатлений. Эта книга - о ярких номерах, талантливых, смелых и трудолюбивых артистах - людях и животных, профессия которых - праздник.

Для детей младшего школьного возраста .

Жильбер Делаэ, Марсель Марлье. Маруся - звезда сцены

В книгу "Маруся - звезда сцены" (издательство "АСТ") вошли две весёлые истории про эту знаменитую любознательную девочку и её лучшего друга Таксика.

В первой истории дети попадут в "Марусин театр" и узнают, как можно с помощью простых вещей, забытых на чердаке, поставить настоящий спектакль! А во второй - в "Марусин цирк", на арену к настоящим акробатам, львам и клоунам!

Книги о Марусе переведены на 30 иностранных языков. А ещё про неё снимают мультфильмы, которые с успехом идут во всём мире.

Для младшего школьного возраста.

Ян Фалконер. Оливия спасает цирк

Книжка "Оливия спасает цирк" издательства "Махаон" предназначена для маленьких выдумщиков и их родителей.

Совершенно уникальный дизайн персонажей и узнаваемые ситуации сделали книги о приключениях Оливии одним из самых успешных проектов на книжном рынке за последние пять лет.

В рассказах об Оливии вы найдете все, что присуще вашим детям, - желание быть взрослее и детскую непосредственность, веселый характер и нежелание слушаться старших.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель XIX века.

В своих произведениях Григорович поднимал проблемы трудной жизни крепостных крестьян, выводил образ идеальных крестьян.

Его книги пропитаны гуманизмом и сочувствием к разным "маленьким" людям, чьи судьбы он переносил на страницы своих повестей и рассказов.

В 1883 году выходит повесть "Гуттаперчевый мальчик" о жизни "маленьких людей" из артистического мира.

Критика назвала эту повесть "маленьким шедевром".

Настоящее издание вышло в издательстве "Искатель", в серии "Библиотечка школьника".

Для среднего школьного возраста.

Геннадий Цыферов. Лошарик и другие сказки

История о маленькой лошадке из жонглёрских шариков по имени Лошарик, которая лучше всех выступала в цирке, а также другие сказки Геннадия Цыферова ("История про робота", "Подъемный кран Бублик", "Рассказ одного Айболита" и др.).

Данную книгу издательства "Эксмо" украшают красочные иллюстрации Владимира Канивца.

По мотивам "Лошарика" снят мультфильм.

Удобный небольшой формат позволяет держать эту книгу под рукой и дома, и в поездках, и в дороге, и на даче.

Для младшего школьного возраста.

Дьюла Круди. Король цирка

Повесть впервые публикуется на русском языке (издательство "ЭНАС-КНИГА"), иллюстрации Анны Власовой.

Герой повести Миклош с юных лет работает в цирковой труппе.

В скитаниях по Балканским странам юный гимнаст со своими друзьями - цирковыми артистами - переживает немало опасных приключений.

Мастерство гимнаста растет; юноша получает приглашение в знаменитый на весь мир парижский цирк, где его признают "королем цирка".

Но на вершине своего успеха Миклош осознает, что все годы странствий его не оставляла тоска по дому. Он возвращается в родные края и там находит свое счастье.

Для детей среднего школьного возраста

Весь вечер на арене цирка…

Довольно интересный рассказ, с удовольствием прочитала, да и слог не тяжёлый. Спасибо! Прочитала и другие Ваши рассказы, понравились. Спасибо за доставленное удовольствие! Если сравнивать с половиной тех рассказов, что я прочитала за последние две недели, в вашем смыла больше, чем в них всех вместе взятых.

И к тому же здесь всё просто и понятно, на мой взгляд, именно так, как должно быть. Ничего лишнего, но в то же время достаточно. Nacre

Мать наша была меломанкой. Когда отец в гневе разбил ее магнитофон «Русь-309», то она по каталогу решила выписать себе новый. Тогда как раз эти глянцевые каталоги с различной бытовой техникой и прочими товарами, вплоть до газовых пистолетов, широко ходили по рукам. Выбрала она магнитофон «Весна М-310С1», перевела деньги в Санк-Петербург и стала ждать. Неделю, вторую, третью. На третью неделю к ней пришло понимание, что магнитофона она не увидит. Кинулась она заказывать межгород и названивать в это совместное предприятие, умоляя вернуть ей деньги. Как ни странно, но после того как я подсказал ей пригрозить написать письмо в «Комсомольскую правду», деньги ей вернули. Правда пришлось ехать в райцентр и открывать там счет в Сбербанке. В Сбербанке мать и узнала, что в областном центре, в цирке, скоро будет концерт весьма любимого ею Добрынина.

Мать, получив деньги, купила в райцентре магнитофон, который обошелся ей на треть дешевле, чем, если бы приобрела по каталогу, и от радости решила съездить на концерт. Созвонилась с сестрой отца тетей Ниной и та купила на нас четыре билета. В цирке же была назначена встреча с тетей Ниной и ее дочкой Лариской. Гордый носитель апоплексы папа Плейшнер провел все время концерта, рассматривая в привезенный с собой бинокль умеренно одетых девушек из подтанцовки этого самого Добрынина. А я рассматривал негров. Первый раз в жизни своей встретил живых негров. До этого про них лишь в книгах читал. Телевидение тогда еще не было захлестнуто мутным потоком пошлой продукции Голливуда с его «фирменным афроамериканским юмором», поэтому на экране этих персонажей не было.

Два негра сидели на ряд выше нас, и ближе к концу первого отделения уже заметно нервничали от моего пристального внимания.

– Гляньте, живые негры!

– Это мои друзья из Анголы, - важно заявил Плейшнер, не отрываясь от арены.

– Нехорошо так обращать внимание на людей! – одернула меня мать. – Смотри вон лучше на Пашку!

Смотреть на певца она не могла мне приказать, волнуясь, что полуголая подтанцовка повредит моей неокрепшей нравственности. Она была слегка двинута на этой почве. Когда в клубе показывали кино, то всегда сажала нас с Пашкой на кресла перед собой и при малейшем намеке на экранную «обнаженку» закрывала нам руками глаза.

– Где негры? Они живые? Настоящие? – перекрывая голос певца оживился сонный Пашка, который арену все равно не видел.

– Вон, сзади нас сидят.

– Да вон же!

– Показывать пальцем некультурно! – одернула меня мать. – Павел, не вертись!

– Это глисты! – выдал свою версию отец. – Чешется у него от глистов, поэтому и вертится.

– Смотри на Влада! – распорядилась мать.

– Мы в цирк приехали друг на друга смотреть?

– Не мешайте мне слушать песни! Устроили балаган какой-то, дикари! Людей постыдитесь!

В антракте я поднялся к темнокожим и спросил:

– Здравствуйте! А вы Тома Сойера знаете?

Они переглянулись и ничего не ответили.

– А Гекельберри Финна?

Дети «черного континента» смотрели на меня как бараны на новые ворота.

«Немые? Или просто по-русски не понимают?» - подумал я и вернулся на свое место.

– Что они сказали? – как уж на сковородке вертелся Пашка.

– Молчат.

– А вдруг это шпионы? Помнишь, как в том анекдоте, что крестный рассказывал?

– Да заткнетесь вы уже когда-нибудь или нет? – не выдержала мать. – Совсем ополоумели. Негров что ли ни разу не видели?

– А ты видела? – простодушно поинтересовался брат и начал корчить неграм рожи.

– Я? Я… я нет, - была вынуждена признаться мать.

– Я видел, - наконец-то соизволил обернуться к обсуждаемым персонам отец.

– Негры как негры, - наведя на них бинокль, громко заявил он. – У нас в институте таких полно было.

Теперь уже весь ряд, забыв про певца, уставился на них. Мать, напевая: «Синий туман, похож на обман…», тоже повернулась посмотреть.

– Черные то какие, прости Господи!

– Обычное дело, - папаша потерял к ним интерес и вновь нацелил окуляры на мелькающие, слегка прикрытые цветными лоскутками, прелести девушек.

– Не дай Бог, сглазят! Ишь как уставились! – мать достала из сумочки нож и стала его лезвием крестить воздух перед собой, а потом передо мной и Пашкой, стремясь уберечь от сглаза.

Негры, наблюдая это, заметно побледнели. Один из них сказал другому что-то вроде: «Вуду».

– Глянь, они выцветают! – обратил внимание Пашка, встав ногами на сиденье и едва не доставая своими возбужденно блестящими очками «черных братьев». – Наверно, они не настоящие, а цирковые.

– Нет, я понял. Это мавры, а не негры – не согласился я с братом. – Типа Отелло.

– Молилась ли ты на ночь, Дездемона? – немедленно отозвался единственной ему знакомой строчкой из Шекспира отец. – Что не молилась? Так молись!

– А где платок, что подарил тебе я? – подхватил я.

– Какой нах… платок? – не понял папенька.

– Это ему голову надуло, из-за того, что шапку не носит, - среагировала мать, продолжая яростно рубить воздух ножом. – Павел, сядь на сиденье!

– Оно грязное! – возмутился Пашка.

– Ты же сам и натоптал, - я решил принять посильное участие в воспитание брата.

– Да глисты у него, - вновь встрял Плейшнер. – Потому и ерзает.

Несчастные негры, не выдержав, на подрагивающих ногах покинули зал.

– Уходят шпионы! – заорал им вслед Пашка, заставив шарахнуться нескольких человек.

– Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас, – громко молилась мать, крестя спины спешно уходящих черных гостей города.

Тем временем концерт подошел к своему логическому завершению, то есть концу. Отец схватил букет тюльпанов, приготовленных матерью для Добрынина и размахивая биноклем ломанулся по ступенькам вниз.

– Ты куда намылился, старый черт? – размахивая ножом, кинулась за ним мать. – Ишь глаза на девок срамных как рак выкатил. А ну стой!

Вслед им свистели и улюлюкали возбужденные зрители. Возле самого выхода на арену эта парочка была перехвачена крепкими молодыми людьми в штатском и на некоторое время скрылась с наших глаз. Зрители покидали зал, мы потянулись вслед за ними. Выйдя, наткнулись на чучело волка, и Пашка оседлал его со словами:

– Я Иван-царевич!

– Ты Иван-дурак! Немедленно слезь с волка! – приказала подошедшая тетя Нина, тащившая на буксире Лариску. – Что вы там за шапито устроили? Весь цирк вместо Добрынина на вас смотрел. Совсем вы там свихнулись в своей глуши?

– А что мы? Мы ничего не сделали, - пытался защищаться я.

– Слезь с волка, сломаешь!

– Не слезу! – начал капризничать брат.

В это время подошел отец с помятым букетом в руках.

– Вить, вы совсем того? – тетя Нина покрутила пальцем у виска.

– Это тебе, - он протянул ей потрепанный букет.

– Спасибо, конечно, но все-таки…

– Это Валька во всем виновата, - поспешил папаша свалить вину на супругу. – У нее не все дома!

– Сам хорош, похотливая сволочь! – незаметно подошла мать. – Ломанулся к девкам срамным, как козлик молодой!

– Ладно, по пути домой разберетесь! – прервала их тетя Нина. – Давайте деньги за билеты и пока. А то тут знакомых полно. Будут потом говорить, что мы с сумасшедшими общаемся.

© Каюков Л., рисунки, 1980

© АО «Издательство «Детская литература», 2017

Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте знакомиться. Зовут меня Валентин Иванович. Фамилия – Филатов.

Я дедушка. У меня есть любимая внучка Юленька. Она уже большая, учится в школе, в третьем классе. Юля занимается гимнастикой, танцует, но больше всего на свете любит цирк. Конечно, ничего удивительного в этом нет. У Юли все родные: мама, папа, тётя Таня, дядя Саша и я, дедушка Валя, – все работают в цирке, дрессируют зверей.

Вы заметили, что я сказал – работают, а не просто выступают? Потому что перед тем как начать выступать, надо очень много и долго работать. Ведь научить зверей быть послушными совсем нелегко. Это хорошо знают те ребята, у кого есть домашние животные. А с дикими животными ещё сложней. Они с трудом привыкают к неволе, нередко проявляют свою коварную звериную натуру – могут поранить или даже убить дрессировщика.

Но Юлю это не пугает. Она смелая девочка и решила обязательно стать дрессировщицей. Я часто рассказываю ей про зверей, вожу в зоопарк и в цирк.

В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении, как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?

Всё, что я рассказывал своей внучке про зверей, я записал и составил из этих рассказов книгу. Посвящаю её всем детям, которые любят животных и любят цирк.

В медвежьих объятиях

История о том, как я стал дрессировщиком, интересная, но очень длинная. В ней немало смешного и страшного, весёлого и грустного. Если вы никуда не торопитесь и у вас есть лишнее время, сядьте поудобнее и слушайте.

Когда мне исполнилось шесть лет, я уже был цирковым артистом – выступал со своим первым учителем Иваном Ивановичем Ивановым в двух номерах: акробатом в икарийских играх и гимнастом на ножной лестнице.

В икарийских играх взрослые артисты лежали на специальных подушках и ногами перебрасывали друг другу нас, маленьких ребятишек. Во время перелётов мы кувыркались в воздухе, а в конце номера показывали на ковре акробатические прыжки: колёсики, флик-фляки, сальто-мортале.

На лестнице я выполнял стойку на руках, делал флажки, оттяжки – довольно трудные трюки. Конечно, прежде чем я осилил всё это, получил немало подзатыльников от взрослых артистов и синяков от неудачных падений.

Хотите знать, как я попал в цирк? Очень просто. Я родился и вырос в цирке. Мой дедушка ещё сто лет назад выступал с дрессированными тиграми. Мой отец Иван Лазаревич пошёл по дедушкиным стопам – дрессировал хищных зверей: косматых львов, полосатых тигров, пятнистых леопардов. А мама работала наездницей и помогала отцу обучать зверей. Шесть моих братьев и одна сестра тоже стали цирковыми артистами: акробатами, музыкальными эксцентриками, жонглёрами.

С детства я помогал старшим кормить животных, смотрел, как их дрессируют, старался не трусить, хотя порой от львиного рыка душа уходила в пятки.

Самым добродушным из всех зверей был большущий медведь Колька. Так мне, во всяком случае, казалось. Мы с ним очень подружились. Три года подряд он играл со мной, брал с ладони сахар, разрешал гладить густую мягкую шерсть. Иногда после репетиции брат сажал меня верхом на медвежью спину, и Колька, храпя и слегка переваливаясь с боку на бок, катал счастливого наездника вокруг манежа. Было весело и немного жутковато. Всё-таки медведь не скаковая лошадь!

Однажды летом выступали мы в небольшом городке Гусь-Хрустальном. Жарища стояла прямо африканская! В нашем передвижном парусиновом цирке «Шапито», похожем на огромную палатку, было очень душно. И люди и звери изнывали от зноя. Особенно трудно пришлось моему другу медведю Кольке – представляете, летом, в такую жаркую погоду, носить меховую шубу!

Колька совсем извёлся. Ревел благим матом и гремел длинной цепью, накинутой на врытый в землю столб. Дышал Колька часто и по-собачьи высовывал длинный красный язык.

Чтобы медведя не хватил тепловой удар, отец велел под навесом выкопать для Кольки глубокую яму. На глубине земля более холодная и влажная, чем на поверхности. В яме мишка почувствовал себя лучше – успокоился и прилёг в холодке подремать.

В это время я нёс на руках пятилетнего племянника Толю. Он плакал горькими слезами и кричал:

– Неси меня к маме, я пить хочу, я пи-и-ить хочу!

Разбуженный детским плачем, Колька встал на задние лапы, а передние положил на край ямы. Морду он задрал кверху и недовольно зарычал. Поскольку мы были старыми друзьями, я не обратил внимания на его рычание, а старался успокоить маленького Толю.

Несчастье произошло мгновенно. Когда я проходил мимо ямы, раздражённый Колька сгрёб меня передними лапами за ноги, и я полетел вниз, на дно. Хорошо, что я успел отбросить племянника подальше от ямы, иначе мы бы оба очутились в медвежьих объятиях. Толя завопил ещё пуще, я присоединился к нему, зовя на помощь истошным криком. Кричал я не только от страха, но и от боли.

Это ещё больше разозлило медведя. Он пустил в ход когти. На крик сбежались братья и с трудом вырвали меня из звериных лап. Медведь распорол когтями мою ногу от середины бедра почти до щиколотки.

Сюда со всего света привозили диких животных: из уссурийской тайги – тигров, из индийских джунглей – слонов, из Африки – гепардов и львов, из Южной Америки – обезьян и попугаев, из пустынь Средней Азии – змей и верблюдов, из русских лесов – медведей. Зооцентр распределял их по циркам и зверинцам, а больных зверей оставлял у себя до выздоровления.

Мне, конечно, здо́рово повезло. Всё свободное от школы время я проводил возле звериных клеток. Наблюдал зверей, кормил их, помогал ветеринарному врачу, нашему доктору Айболиту, лечить больных животных.

К сожалению, дрессировкой в Зооцентре занимались мало. Поэтому в свободное время я бегал на репетиции и представления на Ярославский рынок в зверинец, где с группой львиц выступал муж моей сестры и Толин отец – Александр Николаевич Корнилов.