Международный театральный фестиваль «белая вежа. “Белая Вежа”: почему мы экономим на фестивале, который называем брендом города

На сцене Брестского академического театра драмы под аплодисменты зрителей закончился спектакль рок-опера «Белая ворона» Государственного русского молодежного драматического театра «С улицы роз» из Молдовы… «Белая Вежа – 2016» опускает занавес.

На целых восемь теплых осенних дней Брест был погружен в атмосферу театра. 25 сценических произведений из 16 стран мира увидели жители и гости нашего города на 5 театральных подмостках. На этих сценах за 21 год существования Международного театрального фестиваля выступили мастера искусств из почти 60 стран мира.

Театральная программа этого года была приурочена к 25-летнему юбилею создания Содружества независимых государств. Организаторы по такому случаю пригласили мастеров сценического искусства из десяти стран бывшего СССР.

Впервые в Беларуси состоялась премьера постановки из Туркменистана. С театральными коллективами из Тбилиси, Львова, Кракова, Берлина зрители уже были знакомы. Как никогда, в программе этого фестиваля много дебютантов – 18 творческих коллективов впервые познакомили брестчан со своим творчеством. Разножанровость конкурсной программы и многообразие театральных форм – особенность «Белой Вежи».

В этом году в фестивале приняли участие драматические, площадные, музыкальные и пластические театры. Вниманию зрителей были предложены театр формы, игра в готический триллер, драма, неправдоподобная притча, школьный квест, фантасмагория, рок-опера, мюзикл, комедия, моноспектакли, уличные и хореографические постановки. А количество зрителей свидетельствует о неугасающем интересе к высокому театральному искусству.

По многолетней традиции организаторы пригласили в город над Бугом известных театральных критиков из пяти стран: Литвы, Украины, Эстонии, Польши и Беларуси.

Экспертный совет фестиваля подвел итоги и вынес свое решение. Специальным призом «За зрелищное воплощение притчи» награжден спектакль «А в пустыне мертвая тишина» «Жостар театр» акимата города Астаны (Казахстан).

Специальным призом «За яркий дебют на «Белой Веже» отмечен спектакль «Мы обязательно встретимся» Государственного русского драматического театра имени А.С. Пушкина из Туркменистана. Лучшим актерским ансамблем был признан спектакль «Ночь перед Рождеством» Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Т.Г. Шевченко (Украина).

В номинации «Лучшая мужская роль» победу одержал Пип Уттон за роль в спектакле «Чаплин» театральной компании «Пип Уттон» из Великобритании. Номинация «Лучшая женская роль» была присуждена актрисе Полине Харламовой за роль в спектакле «Язычники» Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького (Казахстан). В номинации «Лучшая режиссура» победу одержал Ежи Зонь с постановкой «Хор сирот» театра КТО из Польши.

Лучшим спектаклем была признана «Чайка» Львовского академического театра «Воскресиння» (режиссер Ярослав Федоришин). Это уже вторая победа Львовского театра в международном театральном фестивале «Белая Вежа».

XXI Международный театральный фестиваль закрыт, а это значит, что Брест начинает готовиться к новому фестивалю «Белая Вежа –2017».

Наталия Ковпанько

В двадцать первый раз поднимется занавес Брестского академического театра драмы, выйдут на сцену артисты, чтобы объявить Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» открытым.


По сложившейся традиции, фестиваль является значимым событием в культурной жизни Беларуси. Творческие коллективы из стран ближнего и дальнего зарубежья продемонстрируют высший класс театрального мастерства.

Путём профессионального отбора экспертный совет сформировал обширный репертуар - в фестивале примут участие драматические, площадные, музыкальные и пластические театры из 17 стран мира: Азербайджана, Армении, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Туркменистана, Украины, Франции, Чехии. Всего будет показано 27 спектаклей от 27 театральных коллективов.

В программе нынешнего форума широко представлено разнообразие жанров: театр формы, игра в готический триллер, драма, неправдоподобная притча, школьный квест, фантасмагория, рок-опера, мюзикл и, бесспорно, комедия. А также вниманию зрителей МТФ «Белая Вежа» предложены моноспектакли, уличные и хореографические постановки.


Читать полностью в источнике с фото:

На протяжении всей праздничной недели театрального искусства рядом с классическими произведениям Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Чехова, Ч.Айтматова, У.Шекспира будут уникально соседствовать спектакли по современной драматургии:

· Государственный академический русский театр имени М.Горького (Астана, Казахстан) сыграет на сцене Брестского театра драму «Язычники» по пьесе А.Яблонской, совместная работа со знаменитым литовским режиссёром Йонасом Вайткусом. Пьеса лауреат московской премии «Искусство кино».

· Знаменитый английский драматург и актер Пип Уттон, мастер перевоплощений примет участие в «Белой Веже» с лирической монодрамой «Чаплин» о судьбе самого известного в мире комика.

· Компания De Fakto, участники Авиньонского фестиваля, представят искромётную танцевальную постановку «Па-де-де: от вальса до хип-хопа».

Показ спектаклей состоится на 8 языках: русском и белорусском, на английском, азербайджанском, армянском, казахском, французском языках с переводом и на польско-белорусском диалекте.

Постановки пройдут на 5 площадках города: в большом и малом залах Брестского академического театра драмы, в Областном общественно-культурном центре, Центре молодежного творчества и на площади Ленина.

Большую часть программы фестиваля составляют драматические постановки, среди которых:

  • «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира Национального академического драматического театра имени М. Горького, Беларусь;
  • «Козий остров» Белорусского государственного молодежного театра;
  • «Дядя Ваня» Новгородского академического театра имени Ф.М. Достоевского, Россия;
  • «А в пустыне мертвая тишина» акимата города Астаны, Казахстан;
  • «Дураки» Государственного национального русского теата драмы имени Чингиза Айтматова;
  • «Ревизор» Государственного национального русского театра драмы имени Ч. Айтматова, Грузия;
  • «Осеннее солнце» Капанского государственного драматического театра имени А.Ширванзаде, Армения;
  • «Дорогая Елена Сергеевна» Брестского академического театра драмы, Беларусь;
  • «Язычники» Государственного академического русского театра драмы имени М.Горького, Казахстан;
  • «Требуется старый клоун» Азербайджанского государственного театра юного зрителя;
  • «Мы обязательно встретимся» Государственного русского драматического театра имени А.С.Пушкина, Туркменистан;
  • «Ведьма» Валкского городского театра, Латвия;
  • «Гамлет.NEXT» по трагедии У.Шекспира Ачинского драматического театра, Россия;
  • «Здесь живет Нина» Московского театра «Школа современной пьесы», Россия.

Музыкальные и музыкально-хореографическое спектакли:

  • «Ночь перед рождеством» музыкальная комедия по повести Николая Гоголя Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Т.Г.Шевченко;
  • «Белая ворона» рок-опера Государственного русского молодежного драматического театра «С улицы роз», Молдова;
  • «Подожди, солнце!» музыкально-драматический моноспектакль Белорусского поэтического театра одного актера;
  • «Раскольников» мюзикл по роману Ф.Достоевского на музыку Э.Артемьева Международного славянского института, Россия;
  • «Белое - черное» хореографический спектакль Запорожского муниципального театра танца, Украина;
  • «Па-де-де: от вальца до хип-хопа» хореографический спектакль компании De Fakto, Франция;
  • Necuvinte (Не-слова) невербальный театр театральном компании Passe-Pertout Dan Puric, Румыния;
  • «Хор сирот» театра КТО, .

Моноспектакли:

  • «Ксения» Театра Чрево, Польша;
  • «Чаплин» театральной компании «Пип Уттон», Великобритания;
  • «Рудольф Нуриев. 48 часов» театра Русская сцена, Берлин.
  • Площадные представления:
  • «Чайка» по пьесе А.Чехова Львовского академического театра «Воскресиння», Украина;
  • «CAUSA FATALIS» Театра Нового Фронта, Чехия.

Работы четырех творческих коллективов из Беларуси станут участниками нынешнего форума:

· Национальный академический драматический театр имени М. Горького откроет фестивальную программу 9 сентября в 18.00 в Б/зале БАТД спектаклем «Двенадцатая ночь»;

· Белорусский государственный молодежный театр представит спектакль «Козий остров».

· Белорусский поэтический театр одного актера - музыкально-драматический моноспектакль «Подожди, солнце!».

· Хозяева фестиваля - Брестский академической театр драмы - молодежную постановку по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» режиссера Тимофея Ильевского. В спектакле заняты самые молодые актёры театра.

Торжественное закрытие фестиваля состоится 16 сентября в 20.30 на площади Ленина спектаклем «CAUSA FATALIS» Театра Нового Фронта (Прага, Чехия).

Организаторы фестиваля:

  • Брестский областной исполнительный комитет
  • Брестский городской исполнительный комитет
  • Министерство культуры Республики Беларусь
  • Брестский академический театр драмы

В Бресте открылся ежегодный международный театральный фестиваль «Белая Вежа». Первыми на фестивальные подмостки вышли актеры Национального академического драматического театра имени Максима Горького.

Артисты представили публике комедию в двух действиях «Двенадцатая ночь» по Шекспиру, премьера которой прошла в октябре прошлого года в Минске. Не секрет, что выступать первыми всегда непросто: впереди еще 26 спектаклей, поэтому нужно в буквальном смысле ошеломить зрителя, чтобы представление запомнилось до закрытия фестиваля.

Накануне приезда труппы в Брест корреспондент Zarya.by связалась с режиссером-постановщиком спектакля «Двенадцатая ночь», главным художественным руководителем горьковского театра Сергеем Ковальчиком, чтобы расспросить его о том, с какими мыслями и чувствами столичные артисты в очередной раз едут на «Белую Вежу».

— Выступать в качестве почетных гостей на XXI «Белой Веже», тем более принимать непосредственное участие в открытии фестиваля, нам всегда приятно, — сказал Сергей Михайлович. — Наш театр не в первый раз дает старт «Белой Веже». И мне особенно приятно отметить, что публика в Бресте нас любит. И мы ее очень любим! После спектаклей у меня всегда возникает чувство плодотворного энергетического взаимодействия между брестским зрителем и сценой. Потому в этот раз, хорошо отыграв спектакль, мы хотим снова подарить городу праздник театра. А также настроить других участников фестиваля на предстоящий творческий марафон!

О том, чем конкретно конкурсная комедия «Двенадцатая ночь» должна зацепить зрителя «Белой Вежи», Сергей Михайлович не намерен рассуждать односложно. «Вы ведь знаете: у каждого зрителя — свои критерии оценки. Так же, как и у каждого визита в театр — своя причина. Наконец, вкусы у зрителей тоже разнятся.

Задача хорошего спектакля (впрочем, как и театра в целом) — организовать зрителей… в публику. То есть если в процессе просмотра постановки все зрители (каждый — со своим жизненным опытом за плечами и вкусовым цензом) объединятся и впечатление у всех окажется положительное, значит, это хорошая постановка! Для меня, как для режиссера-постановщика, добиться такого впечатления — одна из задач в работе над спектаклем".

Каждый сезон оргкомитет «Белой Вежи» старается сделать фестиваль оригинальным. Лейтмотивом грядущей театральной феерии станет единство. Повод — что ни на есть весомый: в декабре этого года Союзу независимых государств исполняется 25 лет. А потому большинство театров-участников текущего конкурса — из стран ближнего зарубежья.

Однако, поскольку в числе ключевых идей фестиваля — жанровое и тематическое разнообразие, без разницы менталитетов в фестивальной программе не обойтись и на сей раз. Изысканными «блюдами» «Белой Вежи» для театральных гурманов в этом году станут хореографический спектакль из Франции, невербальный театр из Румынии, уличное представление от актеров из Чехии, немецкий моноспектакль и лирическая мелодрама с любовью из Великобритании.

Нравы на современных театральных фестивалях сейчас довольно свободные, могут кого угодно вогнать в краску. Так в бананово–лимонном Сингапуре на недавнем Международном фестивале искусств, крупнейшем форуме Юго–Восточной Азии, выдумали просто форменное безобразие. Стыдно даже такой пример приводить в уважаемом издании, но придется, чтобы не быть голословным. Каждому пришедшему на спектакль аргентинского режиссера Фернандо Рубио «Все, что на моей стороне» предлагали лечь в постель с актрисой. Десять кроватей стояли в ряд в фойе Национальной галереи Сингапура, и в каждой - по актрисе.

Весь спектакль, длящийся 15 минут, игрался в кровати. И охотников принять участие в так называемом представлении, красноречиво демонстрирующем весь упадок буржуазных театральных нравов, оказалось предостаточно. К показу прилагалась инструкция: снять нужно было только обувь, лечь в кровать, повернуться к актрисе лицом, а дальше - молчать и слушать. Трогать актрису или участвовать в диалоге возбранялось. Фраза «Мы еще увидимся» служила для интерактивного зрителя сигналом, что пора, мол, вставать с постели и убираться восвояси. «Ну как?» - спросил я у своего старого армейского друга Викентия Вератилы, когда он, весь красный от стыда, покинул сценическую кровать. - Телефонами хоть обменялись?» «Секс–туризм какой–то, а не фестиваль», - только и смог сконфуженно сказать зардевшийся Викентий. Улетали мы из Сингапура с тяжелым сердцем.

Надеемся, что в Бресте на XXI международном театральном фестивале «Белая вежа», который откроется совсем скоро, в сентябре, до такого не додумаются. Мы все–таки сильны не эпатажем (не надо нам за Юго–Восточной Азией гоняться), а другим - верностью классическим традициям. Спим исключительно в своих постелях с томиком Андрея Макаенка под подушкой.

В этом году фестиваль «Белая вежа» будет посвящен солидной дате - 25–летию образования СНГ. В Бресте увидят 27 спектаклей из 17 стран, от Азербайджана и Туркменистана до Франции и Великобритании. Вообще, отрадно, что, несмотря на все трудности, мы сохранили наше фестивальное движение. В театральную Беларусь едут коллективы со всего мира.

Довольно сильными спектаклями представлена на форуме и наша страна. Откроется «вежа» работой театра имени М.Горького «Двенадцатая ночь» в постановке художественного руководителя Сергея Ковальчика. Это яркий, остроумный, ансамблевый спектакль - современный и острый взгляд на комедию Шекспира. Костюмы, музыка, сама диковинная атмосфера, все звезды на сцене, от Чекереса и Вергунова до Суцковера и Пранскуте, - лучшего открытия слета трудно себе представить.

«Двенадцатая ночь» у режиссера получилась живой, импульсивной, в некоторых сценах даже гротескной. Но это совершеннейший театральный hand–made, ручная работа.

Психоделический триллер «Козий остров» представит Белорусский государственный молодежный театр. С этого спектакля началось сотрудничество известного российского режиссера Искандера Сакаева с нашим Молодежным. Пьеса Уго Бетти - «крупнейшей театральной фигуры Италии после Пиранделло», -– как пишут ученые мужи, настоящая мистическая притча с налетом психологического детектива. Если в первом действии актеры Наталья Онищенко, Евгений Ивкович и молодые актрисы театра вдоволь наслаждаются типичной итальянской мелодрамой, то во втором акте всем приходит полный Хичкок.

Музыкально–драматический спектакль «Подожди, солнце!» покажет в Бресте неутомимый Белорусский поэтический театр одного актера «Знiч» славной труженицы театральной нивы Галины Дягилевой.

Также, думаю, событием станет показ спектакля «Язычники» Государственного академического русского театра имени М.Горького Казахстана по пьесе Анны Яблонской. Автор трагически погибла в 2011 году во время теракта в аэропорту «Домодедово». Ей было 29 лет. Спектакль поставил Йонас Вайткус, художественный руководитель Русского драматического театра Литвы, приезжавшего недавно на гастроли в Минск.

Никак нельзя пропустить «Дядю Ваню» из Великого Новгорода, «Ревизора» из Тбилиси, рок–оперу «Белая ворона» из Кишинева, постановку «Чаплин» из Великобритании. Будут и хореографические спектакли из Лиона и Запорожья. В общем, пляшем, танцуем и смеемся в Бресте с 9 по 16 сентября.

Добрый зритель в 9-м ряду.