Пронь, сергей валерьевич. «Бесконечное приближение


23 марта на сцене государственного театра эстрады "Квартет европейского джаза" Сергея Проня отметил свой двадцатилетний юбилей. В джазовом мире немного коллективов, имеющих такой продолжительный срок жизни. Чаще встречаются составы, собранные на короткий срок для студийной сессии или концертного тура. В России этот факт также не является исключением. Из долгожителей на ум приходит ансамбль "Арсенал", и, пожалуй, биг-бэнд Олега Лундстрема.

Шуточное название концерта с самого начала настроило на позитивный лад. И действительно, после немного утомительного вступления ведущего концерта - Владимира Махова, начался очень качественный джаз, чуточку сдержанный и академичный, но интеллектуальный и лиричный. Во время концерта Сергей Пронь рассказывал об истории создания произведений, что оказалось путешествием во времени не только в жизнь музыкальных событий, жизнь самих музыкантов- участников группы, но и страны в целом. Пьеса, открывшая концерт, была посвящена первому клавишнику группы, который в конце 90-х покинул Россию. Композиция называлась "Попутная песня". Произведение наполнено нежной грустью, и в то же время оптимизмом. Далее программа проследовала в хронологическом порядке - начиная с ранних произведений начала 90-х годов и заканчивая уже более поздними. Следует отметить, что все произведения были авторскими. Это вдвойне приятно - не было набивших оскомину "джазовых стандартов". Также в первом отделение прозвучала композиция "-17С0", посвященная суровому уральскому климату. "Унисон" - композиция, которой музыканты сделали попытку осмыслить смутные 90-е годы.

Во время концерта на сцену выходили друзья-музыканты со своими поздравлениями. Среди них были Игорь Паращук, Виталий Владимиров, Марк Иванцов, а также джазовый обозреватель Геннадий Сахаров. После своей не очень внятной, но эмоциональной речи саксофонист Марк Иванцов присоединился к квартету, и уже впятером была сыграна прекрасная баллада в память о друге музыкантов. Первое отделение закончилось произведением "Fast Waltz", посвящённое окончанию смутного времени в России и наступлению новой эпохи для всех жителей страны.

Во втором отделении сменился барабанщик. Юрия Бобрушкина заменил Юрий Ковалевский, и перед нами предстал квартет в его современном составе. Второе отделение показалось более динамичным и стремительным. Из запомнившихся произведений оказались фантазия на тему "Петрушки" и композиция "Сим-Сим", которая была сыграна вместе с М. Иванцовым, В. Владимировым и И. Паращуком. Каждый из солистов выдал очень уверенные и энергичные соло.

Сам Сергей Пронь демонстрировал яркий, чистый звук, разнообразие фразировок, безупречную технику. Его музыку отличают академичность исполнения и серьёзный подход к созданию произведений.

Помимо "духовой" составляющей концерта хочется отметить игру пианиста Александра Титова, чьи сольные партии заставляют сконцентрировать всё внимание, чтобы не пропустить ни одной ноты.

Но зрительный зал был заполнен едва ли на четверть. Когда приезжает джазовая звезда и играет с собранной на скорую руку ритм-секцией "джазовые стандарты", люди приходят и слушают лишь хорошие соло. А выступлением сложившегося, сыгранного коллектива с авторским репертуаром, в котором всё хорошо - чувство ансамбля, материал и его подача, солисты (начиная от лидера и заканчивая контрабасистом) - интересуются слабо.

От редакции: Зрители! Есть над чем задуматься!

Сергей Пронь: «Я, как композитор, не должен ничего придумывать. Я вижу это, и всё. Потом переношу на звуки». Фото: Александр Зайцев

«Областная газета» продолжает рассказ о номинантах на премию губернатора Свердловской области в сфере литературы и искусства за 2018 год. Среди претендентов на награду – 38 авторов и творческих коллективов. О многих из этих проектов и их авторах мы уже рассказывали, поэтому остановимся на тех номинантах, с чьими работами мы ещё подробно не знакомили наших читателей. На очереди – музыка.

В музыкальной сфере представлено сразу девять проектов – от Уральского театра эстрады, Свердловской филармонии, Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского и других культурных учреждений (см.врезку). Для сравнения: в прошлом году их было всего четыре. Конечно, рассказать обо всех номинантах на газетной полосе невозможно. Из всего многообразия замечательных проектов мы выбрали джаз, совсем не часто упоминающийся на страницах нашего издания, и поговорили с Сергеем ПРОНЕМ – трубачом, композитором, заслуженным артистом России, членом Международной Гильдии трубачей, лауреатом международных джазовых фестивалей. О чём зашёл разговор? Ну, конечно, о джазе.

– Сергей Валерьевич, для тех, кто ещё не успел познакомиться с вашей «Точкой возврата», как бы вы рассказали, о чём ваша новая программа?

– Наш квартет был создан в 1989 году и, стало быть, нам в этом году 30 лет. Ещё тогда мы взяли курс на авторские сочинения. Вот с 1989 года и сочиняем о жизни, которой живём. Так получилось, что это выпало на разлом одной системы, изменение уклада жизни. Был Свердловск, стал Екатеринбург. И песни – реакция на ту действительность. Квартет отражал тенденции в истории Екатеринбурга. Наша музыка рассказывала о городе, в котором мы живём, а не о какой-то «20-й авеню» за океаном. Это был джаз, но содержание было всегда разное – выдающиеся люди, ритм города, жители, культурные вещи. А с другой стороны, «Точка возврата» – это о том, что в современном мире много чего накапливается и трудно зафиксировать некоторые вещи. Да и люди с большим удовольствием слушают авторский материал, не переигровки, не «каверы». У нас в квартете сложился уникальный джазовый язык. Кстати, со мной на сцену выйдет Александр Титов , известный российский пианист, мой первый ученик в музыкальном училище, которого я ещё в 1989 году и учил.

– Вот вы сказали – ритм города. Это же очень интересно, потому что джазмены всегда пытались уловить ритм, например, Нью-Йорка. А какой ритм у Екатеринбурга?

– Наша задача этот самый ритм и уловить. Наш город – это же современный мегаполис. Тут бесконечно что-то движется. Сегодня одно, а завтра другое. Я живу здесь с 1989 года, но не перестаю удивляться. По сравнению с другими городами, у нас средоточие полярных вещей. Есть города с примерно одним и тем же укладом, и приезжая, легко считываешь его менталитет. Ну, например, Новосибирск и Томск между собой похожи. Там университетские городки, не так много промышленности, и люди другие. А у нас – такие разные люди. И, скажем так, «махровая» интеллигенция и мощный рабочий класс, и так далее. Повторюсь, что город наш меняется, и люди, которые уехали из Екатеринбурга, с каждым годом его узнают всё меньше. И вот нам важно зацепить эти изменения, людей и сделать правильную музыку, а не просто сочинять «я тебя люблю, а ты меня нет».

– Хорошо, город меняется. А джаз? На одном из сайтов я прочитал, что вас называют «джазменом старой школы». А новой тогда кто? Вы же вроде одно дело делаете.

– Старой, новой… Вот есть, например, Berkelee College of Music в Бостоне. Есть ещё ряд высших школ. Там учат технологии. И музыканты… ограничиваются этим. Им дают сильные средства, но дальше они не идут. Как сказал гитарист Маркус Миллер , который играл с великим Майлзом Дэвисом : «Я послушал этих музыкантов – и они все одинаковые». А музыку двигали личности. Вспомните, мы знаем конкретных людейЧарли Паркера, Луи Армстронга . Самобытные и уникальные. В старом джазе, традиционном, человек говорил всегда от своего имени и о своём личном опыте. Сейчас это, конечно, можно исполнить, но нужно переживать это внутреннее состояние. И публика всегда поймёт, сделал ли ты это. Молодые музыканты, возможно, что-то ищут. Но особенно «нового» – я не вижу. Есть попытка развития джаза, но революционных озарений пока нет. Будем ждать (улыбается ). Да и сейчас не рассказывается история, которая бы сильно трогала или волновала. Да, у молодых очень правильная игра, чистая, но ни один мускул не дрогнет. А у старых музыкантов была история «как в первый и последний раз». Так они и выходили на сцену. И слушатель путешествовал с разумом музыканта, с его душой.

– То есть нужно обратиться к традициям классического джаза?

– Кто бы что ни говорил о прошлом, нужно жить в настоящем. Джаз – это работа со временем. И вот это ощущение не всегда появляется у молодёжи… Второй момент – копировать что-то. Раньше высшей похвалой было – ты похож на Дэвиса, но на самом деле хуже просто быть не может. У Майлза Дэвиса, простите, жена другая, зубная щётка и особенности организма. Почему ты должен быть на него похож?

– При этом сейчас в России и Европе стало много джаза. Его активно играют. Только в Свердловской области за год проводится три фестиваля, посвящённых этой музыке… С чем вы это связываете?

– Думаю, что люди устают от кассового. Да, это хорошо выверенное, но настоящее ли это искусство? В популярной музыке всё вычисляется на студии. Если у тебя плохой голос – сделают на студии. И вживую ты так никогда не споёшь. Для многих это очевидно, и пропадает интерес это слушать. Многие люди не идут по трудной дороге. Публика сразу это чувствует. Ей не нужно то, что уже было и каких-то прописных истин. Я бы согласился с вами. Всё больше людей идёт на джаз. Это музыка по-прежнему впечатляет, а люди, как мне кажется, соскучились по чему-то настоящему. Даже «Точка возврата» – это тоже возвращение к чему-то настоящему.

– Значит, настоящий джаз никогда не умрёт и всегда будет жить? В последнее время эта мысль слишком уж часто звучит…

– Помню, что этот вопрос активно обсуждали, когда умерла Элла Фицджеральд . Тогда кто-то сказал: «Всё, джаз на ней закончился». Так не может быть. Есть какой-то яркий момент, потом другой, потом другой. И всегда есть повод о чём поговорить. Музыка – это же способ общения и отражения мироздания. Например, Рубенс нарисовал картину, и она теперь висит в его музее. А музыка – это чувство времени.

МУЗЫКА: номинанты

  • Авторская концертная программа «Точка возврата». Артист оркестра Сергей Пронь. Уральский театр эстрады.
  • Музыкальный спектакль-исповедь «Героям былых времён». Режиссёр Андрей Кирдаков. Уральский театр эстрады.
  • Рапсодия – мираж «Цветы Пальмиры» для оркестра русских народных инструментов. Музыкант Александр Заинчуковский, создатель мультимедийного ряда Михаил Курлапов. Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского.
  • Социально-музыкальный проект «Жизнь». Ансамбль «Art-QUINTET», Екатеринбургская детская музыкальная школа № 16.
  • Цикл концертных программ «Сказки с оркестром». Дирижёр Павел Васильев, художественный руководитель Сергей Белов. Уральский центр народного искусства.
  • Концертно-исторические программы «Заздравная чаша», «Музыкальная сокровищница архивов святых царственных страстотерпцев». Музыкант Оксана Шелудякова. Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского.
  • Оратория «Исход» для двух чтецов, смешанного хора и симфонического оркестра. Композитор Ольга Викторова. Свердловская филармония.
  • Концертно-исполнительский проект «Я Вас люблю, я думаю о Вас и повторяю в мыслях Ваше имя». Артисты-вокалисты: Гарри Агаджанян, Лилия Полякова, Ольга Семенищева.
  • Общегородской певческий праздник «Хором славим Россию и город». Музыканты Центра культуры «Урал».

Досье «Облгазеты»:

  • Родился 21 мая 1959 года в Саратове.
  • После окончания джазового отделения Саратовского музыкального училища в 1984 году поступил в класс трубы известного профессора Анатолия Селянина в Саратовскую государственную консерваторию.
  • Был дирижёром и солистом Саратовского биг-бэнда «Волга». В составе квинтета пианиста Бориса Золотарёва участвовал в ряде джазовых фестивалей СССР.
  • В 1989 году Сергей переезжает в Свердловск. Работает солистом и вторым дирижёром Уральского государственного оркестра джазовой музыки, а также преподавателем областного музыкального училища им. П.И. Чайковского и создаёт квартет современной джазовой музыки.
  • На данный момент – заслуженный артист России, член Международной Гильдии трубачей, лауреат международных джазовых фестивалей, лауреат премии губернатора Свердловской области, преподаватель эстрадного отделения Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского.
  • Опубликовано в №12 от 24.01.2019
NEW 2007 : Сергею Проню присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации!

NEW Сергей Пронь - "Вальс механической куклы"
УОМЗ, 2007
Екатеринбургский трубач Сергей Пронь , невзирая на географическую удалённость от основных джазовых центров, продолжает регулярно выпускать серьёзные и цельные альбомы своей авторской музыки, которая балансирует на грани современного джазового мэйнстрима и поисковых, новаторских направлений импровизационной музыки. Пронь - трубач безусловно европейского масштаба (что лишний раз доказали его московские выступления с ведущим оркестром Германии - WDR Big Band), и новый альбом доказывает это с особенной силой - изящные, легко воспринимаемые, но отнюдь не простые пьесы категории "креативного мэйнстрима" обрамляют в нём мощное тембральное полотно под названием "Петрушка", где фантастические, невероятные звучания, извлекаемые Сергеем из обычной трубы, очерчивают странный звуковой мир, одновременно пугающий и веселящий... в общем, такое услышишь не каждый день, и знакомство с этим альбомом особенно рекомендуется тем, кого интересует самый передовой край развития искусства игры на джазовой трубе!

БИОГРАФИЯ

Родился 21 мая 1959 года в Саратове. С 1981по 1989 год был дирижером и солистом Саратовского биг-бэнда "Волга", которым ранее руководил Николай Левиновский . В 1982-1989 годах в составе квинтета пианиста Бориса Золотарева (друга и соратника Николая Левиновского) участвовал в ряде джазовых фестивалей СССР. После окончания джазового отделения Саратовского музыкального училища в 1984 г. поступил в класс трубы всемирно известного профессора Анатолия Дмитриевича Селянина (ныне вице-президента Европейской Гильдии трубачей) в Саратовскую государственную консерваторию. В то время Сергей серьезно занимается академической музыкой, ему доверяют первое в СССР исполнение современной камерной американской музыки для трубы. Одновременно он находится в поиске собственного джазового языка и оттачивает мастерство джазового трубача. Сергей пишет исследовательские работы по особенностям современной академической музыки, делает переложения для трубы и фортепиано джазовых этюдов и композиций. Ему рекомендуют продолжить обучение в аспирантуре профессора Тимофея Александровича Докшицера, но он выбирает стезю джазмена...

После успешного окончания консерватории в 1989 году Сергей переезжает в Свердловск, где работает солистом и вторым дирижером Уральского государственного оркестра джазовой музыки, а также преподавателем областного музыкального училища им. П.И. Чайковского и создает квартет современной джазовой музыки.
Сергей создаёт различные программы, в которых реализует свой талант композитора. В концертах биг-бэнда и квартета звучат авторские композиции Сергея, как правило на оригинальном тематическом материале. Он часто принимает участие в международных проектах, общается с выдающимися музыкантами, что позволяет корректировать его чувство объективности к происходящим в джазе процессам и вырабатывать реакцию на взаимодействие с различными "джазовыми школами".
В дуэте с Игорем Паращуком Сергей концертирует во Франции и в Австрии, выступает в Венском "Концертхаусе". На российских фестивалях Сергей выступает со своим квартетом и практически со всеми известными русскими музыкантами.

Сергей Пронь - автор большого количества музыкальных тем, которые исполняются и записываются многими музыкантами. Участие Сергея в фольклорных экспедициях и общение с так называемыми "носителями фольклора" расширило "музыкальный словарный запас" музыканта и выразилось в ряде сочинений этно-джазового содержания. Владение широкой амплитудой музыкальных стилей и направлений позволяет Сергею уверенно балансировать в различной исполнительской стихии. Блестящее академическое образование и разумный авантюризм, композиторское мышление и стремление к поиску новых путей для самовыражения, понимание джаза только как творческого процесса раздвигает границы его джазовой деятельности.

Пресса называла Сергея то "лучшим трубачом России", то "одним из лучших". Он - лауреат Международных джазовых фестивалей и премии Губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области искусства"; член Американской Гильдии трубачей.

Концертные программы, созданные Сергеем, рассчитаны на различную музыкальную аудиторию с учетом эстетических потребностей и вкусов слушателей: для джазовых фестивалей, филармонических абонементов, концертов в джаз-клубе и на открытом воздухе.

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский .

Сегодня у нас на повестке дня серийная передача. Серийная в том смысле, что это серия, цикл, который объединён названием "Лица необщим выраженьем" . Речь в нём идёт о музыкантах, которые представляют своё собственное оригинальное музыкальное видение мира, а не повторяют пройденные пути, например, американские джазовые пройденные пути, имеют некое своё лицо, которое, кстати, интересно может быть всему миру. Потому что, если речь идёт о традиционном джазе, есть первоисточники, к которым можно обращаться. Если речь идёт о наших музыкантах, то, наверное, американцы эти источники воспроизводят чаще всего лучше, а вот когда музыканты представляют свою собственную культуру и своё собственное творчество, они становятся по-настоящему интересными.

Мы уже не в первый раз обращаемся к таким музыкантам. В последний раз, когда речь шла об ансамбле "АМА Jazz" из Екатеринбурга и кларнетисте Игоре Паращуке , так или иначе, всплывало имя ещё одного музыканта - трубача Сергея Проня.

Сергей Пронь - музыкант, который в последние годы является олицетворением творческого джазового Екатеринбурга. И сегодня речь пойдёт именно о нём. Ну, в первую очередь о нём. Быть может, мы успеем кого-то из музыкантов ещё захватить.

Заслуженный артист России Сергей Пронь в 1989 году закончил Саратовскую консерваторию по классу трубы. В начале 90-х он переехал в Екатеринбург, стал солистом и вторым дирижёром Уральского джаз-оркестра. Затем у него возникают собственные коллективы. Один из них носит название "PRO-Jazz" . Впрочем, это коллектив достаточно поздний. А на различных российских и зарубежных фестивалях Сергей Пронь выступал в первую очередь не с собственными коллективами, а вместе с российскими и европейскими музыкантами. Это происходило на территории России, это происходило на территории европейских стран. В числе его партнёров были Луи Склавис (Louis Sclavis) , Аркадий Шилклопер (Arkady Shilkloper) , Вернер Люди (Werner Lüdi) , Анатолий Вапиров , Вячеслав Ганелин .

Но это происходило уже позже, а поначалу Сергей Пронь становится активный участником екатеринбургской джазовой жизни. И сейчас мы начнём с того, что станем свидетелями одного из ранних проявлений этой джазовой жизни. Это будет запись екатеринбургского состава образца 1993 года из издания, которое, может быть, широко неизвестно нашей джазовой общественности, поскольку оно как-то так родилось на месте и на месте разошлось. У меня оно оказалось в результате хорошего знакомства с екатеринбургскими музыкантами. Это проект, который носит название "Ночное представление для музыкантов" . Это действительно некий междусобойчик екатеринбургских музыкантов: Игоря Паращука , играющего на кларнете и альт-саксофоне, трубача Сергея Проня , скрипача Андрея Чудакова , барабанщика Олега Давлетова .

Одной из центральных фигур этого собрания является контрабасист Асхат Сайфуллин , выпускник Свердловской консерватории (1988 года, класс контрабаса). Он развивает джазовую жизнь как раз не в Екатеринбурге, а в Томске. У него очень богатая джазовая история. Когда-то он заинтересовался джазом. Это было ещё в 80-е годы. Причём поначалу это был "новый джаз" . В последующие годы в большей степени Асхата Сайфуллина можно было слышать в рамках мейнстрима. Он сотрудничал в ансамбле "Снежные дети" с Сергеем Беличенко и новосибирскими музыкантами, работал долгое время в Томском симфоническом оркестре , параллельно играл в ансамбле старинной музыки "Камерата" . В 1997 году собрал квартет "Горячий сибирский джаз" . В 1996 году стал председателем Томского джаз-клуба , был и продолжает быть организатором и продюсером джазовой жизни в довольно большом сибирском регионе, привозит в Сибирь музыкантов, в том числе из-за рубежа. Но здесь он является таким неформальным лидером этого "ночного представления для музыкантов", в котором мы услышим и трубу сегодняшнего нашего героя - трубача Сергея Проня .

В исполнении ансамбля джазовых музыкантов из Екатеринбурга, в составе которого на трубе играет Сергей Пронь, звучит заглавная композиция из альбома 1993 года "Ночное представление для музыкантов":
1. "Ночное представление для музыкантов".

Вот эта музыка, рождённая в начале 90-х годов, носит характер тех лет и несёт некий вариант свободы, которую получили отечественные музыканты с перестройкой и которая поначалу ошеломила их, дала как бы возможность творить неограниченно по времени и по стилистике. Музыканты были уверены в том, что в стране, которая получила свободу, возникнет необходимость в такой музыке, и их музыка будет востребована. Потом оказалось, что это не вполне так. Страна пошла по пути, на котором осталось очень мало времени, места и сил для восприятия этой музыки, требующей, в сущности, довольно значительных усилий. Но тогда настроение было совсем иное. И вот эти музыканты: Асхат Сайфуллин , Игорь Паращук , Сергей Пронь , Андрей Чудаков , Олег Давлетов - верили в то, что свободная импровизация в том духе, в котором мы её слушали, это и есть музыка будущего.

Оказалось и так, и не совсем так. В это время Сергей Пронь не только становится творческой силой екатеринбургского джаза, но и организующей силой. В Екатеринбурге он формирует клубную жизнь, организует ансамбли, создаёт программы, постепенно начинает принимать участие в фестивалях, которые идут в Театре эстрады. Концертные программы, которые создаёт Сергей, рассчитаны на различную аудиторию с учётом вкусов и эстетических потребностей слушателей. Это могут быть программы для джазовых фестивалей, концертов в джаз-клубе, филармонических абонементов.

Сергею Проню очень помогает его уровень образования. В 1998 музыкант году был принят в Международную гильдию трубачей . Его возможности почти безграничны. Он умеет играть всё. А нужно ли это всё в Екатеринбурге? Это вопрос, который требует не просто ответа, а некой долгой практики в течение многих лет. В первое десятилетие нашего века Сергей Пронь выпускает творческие проекты, записи, которые воплощают целый ряд его достаточно новых, интересных, оригинальных идей, требующих уровня профессионализма, который присущ именно ему.

И вот сейчас перед нами диск квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня , который называется "Монотоны" ("Monotones") , который базируется и довольно высоком уровне композиторской техники и на довольно высоком уровне техники исполнительской. В противовес названию диска пьеса "Бег из тьмы" , которая сейчас прозвучит и которая не один раз появляется на изданиях С. Проня в разных вариантах, построена не на монотонном звучании, а на рывках, разрывах, мгновенных ускорениях, скачках. Она уже хороший пример европейской импровизационной музыки, исходящей из города, который находится ровно на границе между Европой и Азией. Пьесу исполняют: Сергей Пронь (труба), Юрий Бобрушкин (ударные инструменты), Аркадий Балакин (контрабас) и Александр Титов (фортепиано).

В исполнении джазового квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня (The Sergey Pron’ Jazz Quartet) звучит пьеса из альбома 2003 года "Monotones":
2. "Бег из тьмы" (Сергей Пронь).

Трубач из Екатеринбурга Сергей Пронь своим творчеством продолжает линию, намеченную циклом "Лица необщим выраженьем" . Этот цикл является существом программы "Бесконечное приближение", исследовательской музыкой, музыкой оригинальной, музыкой личностной. Это самое главное, пожалуй, для нас. И сегодня её представляет Сергей Пронь .

Сергей Пронь обладает очень высокого уровня композиторским талантом, великолепным чувством джаза, и его "живые" работы, его записи позволили ему участвовать в 2004 году в открытии цикла "Европейский джаз. XXI век" в Московском международном доме музыки. Собственно, цикл этот открывал известный очень именитый немецкий оркестр WDR биг-бенд, с которым в течение многих лет выступают великие звёзды джаза самого разного происхождения. Так вот, в Москве солистом этого оркестра стал Сергей Пронь .

Сергей Пронь и WDR биг-бенд не репетировали, они пришли к этой музыке сразу, обменявшись некими материалами, и концерт был в значительной степени импровизационным. Так что это действительно очень высокий уровень.

Ну и в том же 2004 году появляется новый альбом джазового квартета С. Проня , который называется "X-dance" . Записал его тот же состав, который мы только что слушали: Сергей Пронь (труба), Юрий Бобрушкин (ударные), Аркадий Балакин (контрабас) и Александр Титов (фортепиано). Композиции на этом альбоме чрезвычайно разнообразны, обладают невероятно мощным динамическим диапазоном и характеризуются великолепным владением трубой. Фактически альбом "X-dance" является сюитой, которая по обычному сюитному принципу состоит из целого ряда танцев. В данном случае этот танец рассматривается не как реальный танец с телесными движениями, а как танец-состояние, танец движения души. Думаю, что представление о характере этого танца даст "Танец номер 7" .

В исполнении джазового квартета екатеринбургского трубача Сергея Проня звучит композиция из альбома 2004 года "X-dance":
3. "Dance 7" (Сергей Пронь).

Сергей Пронь , обладающий отличной техникой, высоким уровень трубача и явным композиторским талантом, будучи одним из лучших трубачей России, оказывается интересен самым разным партнёрам. В последние годы он немало играет с разными музыкантами. В частности, в его арсенале уже несколько выступлений на фестивале в Иерусалиме "JazzGlobus" , где он музицирует в том числе и с арт-директором этого фестиваля - легендарным пианистом Вячеславом Ганелиным . У Сергея Проня хватает идей для целого ряда авторских дисков, записанных подряд за короткое время. А это не так просто сделать. Когда у музыканта выходят подряд диски, нужно, чтобы каждый из них имел некую собственную направленность, чтобы он был интересен слушателям. При этом С. Пронь не спекулирует радикальностью. Ему вполне хватает мысли при использовании обычных музыкальных средств.

Диск, который сейчас приготовлен для воспроизведения, был записан в 2006 году. Он называется "Вальс механической куклы" . "Вальс механической куклы" - это странный кукольный театр, в котором разворачивает свои возможности квартет Сергея Проня , который теперь уже получил название "Европейский джазовый квартет" . Куклы, которые участвуют в этих танцах, хотя и механические, вполне обращены к старому кукольному театру, к старому театру марионеток. У этих кукол разный характер. Причём совсем не детский характер. Это действительно европейский театр с многокультурным фоном. Интересно, что "вальс механической куклы", то есть некая механизированная музыка, так, по крайней мере, представляется этот диск, спонсируется Уральским оптико-механическим заводом . Наверное, в этом тоже есть какая-то своеобразная связь. Уральский оптико-механический завод к механике имеет всё-таки отношение. Ну и кукла здесь тоже механическая.

Ансамбль, который представляет этот диск, практически тот же, что был и перед этим, только барабанщик иной. Здесь в записи участвует Юрий Ковалевский . Остальные те же: Аркадий Балакин (контрабас), Александр Титов (фортепиано) и, конечно, Сергей Пронь (трубач и автор музыки). В данном случае его композиция называется "Петрушка" .

В исполнении джазового ансамбля екатеринбургского трубача Сергея Проня "Европейский джазовый квартет" звучит фрагмент пьесы из альбома 2006 года "Вальс механической куклы":
4. "Петрушка" (Сергей Пронь).

К творчеству трубача Сергея Проня мы ещё вернёмся в наших программах из цикла "Лица необщим выраженьем" .

Пронь, Сергей Валерьевич

К удалению|13 июня 2008 Серге́й Вале́рьевич Пронь - заслуженный артист России, обладатель титула «Лучший джазовый трубач России» (согласно коллективному мнению московской ассоциации джазовых журналистов) источник? . Лауреат международных джазовых фестивалей, лауреат премии Губернатора « За выдающиеся достижения в области искусства», член Международной гильдии трубачей, композитор, педагог. Участник многочисленных проектов со звёздами американского и европейского джаза. Закончил (1989) Саратовскую консерваторию по классу трубы у всемирно известного профессора А. Д. Селянина - ныне вице президента европейской гильдии трубачей. Сергей Пронь гастролировал во Франции, Австрии, Бельгии Голландии, Германии, Люксембурге. Имя Сергей Пронь входит в энциклопедию В. Б. Фейертага « Джаз XX век». Эксперт по музыке Итар Тасс Урал. Персональная страница на www.jazz.ru а так же на http://www.nestor.minsk.by/ Дискография: «Ночной концерт для музыкантов» 1993«При последней трубе» 1996«Заговор медных» 1998«Monotones» 2003«Freebrass» 2003«X - dance» 2004«Вальс механической куклы» 2007

Коппелия 21-го века

Третий - за три года – авторский проект лучшего, согласно коллективному мнению Московской ассоциации джазовых журналистов, нашего джазового трубача Сергея Проня и его «Европейского джаз-квартета». Первый («Монотоны») был о жизни вообще, второй (X-Dance) как бы - о жизни в искусстве, «Вальс механической куклы» о жизни как искусстве. Сразу же вспоминается главная в музыке механическая кукла - Коппелия, персонаж балета Лео Делиба по новеллам Э.Т.А Гофмана. Которые мы сегодня – назвали бы триллерами. Кукла - искусственный человек, которая в поисках души, становится как бы независимым от своего создателя – от Пигмалиона до Франкенштейна. В эпоху раннего модерна, когда джаз вторгся в европейскую музыку, он символизировал прямо противоположные вещи – с одной стороны этакое скифство, стихийный неопримитивизм, а с другой - наоборот: человека-машину, как назвала свой альбом уже в эпоху первых музыкальных компьютеров 80-х годов немецкая группа «Крафтверк». А в видеоклипе на электрофанк-джаз Rockit Херби Хэнкока буквально вслед за Гофманом-Делибом куклы оживают и живут своей жизнью.Сергей Пронь и его музыканты объединяют обе стихии - и без применения электронных технологий и механических ритмов. Напомню, первый же танец, который станцует в балете Делиба кукла Коппелия, которой передается часть души влюбленного в нее героя, это Вальс. У Проня вслед за ней оживают другие куклы и начинают вести себя по-своему («Встречное движение»), замирают от восторга, сталкиваясь с человеческой сущностью, не выражаемой ни действиями, ни словами («Давай помолчим»; Пронь - мастер тонких намеков - одновременно и на бродвейский репертуар 30-х годов и на камерные пьесы Чика Кореа). Их – не меньше, чем нас с вами поражают – с одной стороны - контраст мегаполиса и природы («Чужое небо»), а с другой стороны - простые лирические чувства («Эль Босса» - потенциальный радиохит – если бы у нас были джазовые радиостанции). Ожившая кукла чувствует себя в своей стихии в джаз-клубе («Неистовый блюз») и, наоборот, ищет общее в простой народной жизни («Петрушка» - диалог города и деревни или согласно русской традиции куклы с человеческой душой и хозяина «балаганчика»; всех их изображает одной своей трубой маэстро Пронь). И, наконец, кукла мастера Проня узнает, что такие же, как она, оживают и в Париже и в Дагестане («Вальс-лезгинка»).И встречаются в «Европейском джаз-квартете» Сергея Проня. Выдающемуся российскому трубачу-виртуозу и композитору и впрямь ближе не консерватизм «министра американского джаза» Уинтона Марсалиса, а европейская открытость французского кларнетиста-саксофониста Луи Склависа, который пять раз, выступал у нас с пятью разными проектами, в том числе и на сцене Театра им. Ермоловой в Москве - в дуэте с танцующей куклой - импровизирующей балериной. Мастер-кукольник по имени Сергей Пронь тоже должен увидеть, сможет ли жить сам по себе его кукольный народ.