Сочинение на тему: Онегин и Ленский, сравнение героев. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов

Источником развития общества во все времена была неудовольствие людей собственной жизнью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей действительностью. Типичными представителями этого круга являются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их неудовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили воспитание типичное для дворян того времени. Оторванные от русской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни. Поэтому скоро Онегин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел». Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных помещиков и будучи выше окружающих по духовным запросам, они подружились, хотя и представляли собой противоположные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему», Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Онегина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обществе, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив. ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которому не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский идеализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала принимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведет себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком предрассуждений… но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен воспитанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характерный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совестливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться. Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему призванию. Да, это трудно, может быть невозможно, но я попробую не отступиться.

"Евгений Онегин" А.Пушкин Ленский и Онегин

Евгений Онегин:

1)Портрет :Красивый,ухоженный светский лев,26 лет.Одевается по последней моде,следит за своей внешностью.Проводит у зеркала до 3-х часов в день.Умеет нравится людям,обольщать женщин.Быстро теряет интерес к людям,зевает от скуки,холоден и расчётлив.
2)Образование и воспитание: Домашнее воспитание и образование,избалован педагогами,не проявляет интереса к учению.
3)Состояние души, отношение к человеческим ценностям:
Разочарован в жизни,развращён роскошью.Понимает всю пустоту и лживость высшего света,Угрюмый,мрачный и замкнутый характер,твёрдый и холодный.Не верит в любовь,отвергает дружбу,презирает людей с их слабостями.
4)Жизнь в деревне, отношение к соседям: Скучает в деревне,ищет чем заняться.Не любит землю,так как вырос в столице,Онегин не понимает крестьян,помещичьей жизни,она ему не интересна.Избегает соседей,позволяет Ленскому завести с ним дружбу,но не сближается с остальными.
5) Поэтическое творчество, отношение к нему: Не читает стихов и не разбирается в поэзии.Высмеивает романтиков,пишущих стихи.Не читает книг вообще,иногда практичную литературы по экономике.Никогда не пробовал сочинять сам.
6) Отношение автора к герою: Пушкин снисходительно относится к Онегину,как к близкому человеку.Легкая ирония автора в отношении недостатков Евгения.Автор тепло и сердечно описывает своего героя,они близки по уму,пытаются ответить на многое вопросы,это сближает автора и Онегина.Героя окружают глупцы в жизни,что роднит автора и его персонажа.

Владимир Ленский

1)Портрет: Юный провинциальный дворянин,18-ти лет.Розовые щёки,лёгкий здоровый румянец.Черноволосый красавец,статный и ладный,романтик и мечтатель.Открытый,добрый и наивный юноша,робеющий в присутствии дам.Не испорчен светом,избегает балы и светские мероприятия.Пылкий юноша,умный и воспитанный.
2)Образование и воспитание: Дворянское воспитание,получил прекрасное образование в Германии.Увлекается романтизмом
3)Состояние души, отношение к человеческим ценностям: Верит в добро,честный и бескорыстный юноша.Умеет любить,восхищается красотой,пишет стихи.Верит в дружбу,предан и честен.Боготворит любовь,верит в искренность чувств.Верит в добро,надеется на светлое будущее.Благородный,учтивый юноша,с либеральными взглядами на жизнь.
5) Поэтическое творчество, отношение к нему: Пишет восторженные стихи,обожает поэзию.Не скрывая своих чувств,посвящает стихи своему идеалу-первой любви,Ольге Лариной.Романтик,чувствительный и возвышенный.
6) Отношение автора к герою: Автор делает Ленского романтиком,светлым и лёгким.С нежностью Пушкин описывает своего героя.Наделив его тонкой и ранимой душой,Пушкин понимает обреченность Ленского.Такие люди не выживают в бездушном и пустом мире,Ленский погибает на дуэли.Автор сочувствует герою,но быстро о нём забывает.

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.


ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям.

Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -