Сообщение особенности сказок салтыкова щедрина. Проблематика и художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина. Сочинение «Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина - синтез его творчества.

урок литературы 10 класс

Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.

Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, открыть личностный, глубокий смысл прозы М.Е. Щедрина; показать значение сказок для русской культуры; активизировать и пополнить значения учащихся в области теории литературы; совершенствовать навык анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; побудить детей к самостоятельному анализу произведения; заинтересовать учащихся, вызвать любовь и уважение к «живому» русскому слову.

Стих - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался смех.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказка - ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Оборудование.

  1. Портрет писателя
  2. Таблица
  3. Оформление доски.

Высказывания.

«Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутимо и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». Н.В. Гоголь

«Щедринская сказка - результат подлинного творческого усвоения сатириком поэтических норм русской сказки, не стилизаторское использование уже готовых форм для воплощения тех или иных сатирических замыслов, а создание новых с известной опорой на эстетику и поэтику народных сказок». А.С. Пушкин

Аллегория - иносказание эзоповский язык.

Гротеск - тип художественной образности, основанной на фантастики, смехе, гиперболе, сочетание фантастического и реального, прекрасного и безобразного.

Фантастика - вымышленный, нереальный мир.

Особенности сказки общие черты:

  • сказочные события;
  • сказочные герои;
  • сказочные существа;
  • необычность обстановки;
  • особая манера повествования;
  • троекратный повтор;
  • постоянные эпитеты;
  • градация.

Структура сказки

Зачин

Сказочные события

Концовка

Присказка

Сказки (карточка)

«Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Богатырь», «Либерал», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Повесть о том, как газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист», «Коняга», «Здравомысленный заяц», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий».

Слово учителя

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова - Щедрина многие. Так в 1835 г.

Б.Г. Белинский иронизировал: «Ну - пошла наша народная литература! Сказка за сказкой! Только успевай встречать да провожать незваных гостей». В это время писали сказки Пушкин,

Жуковский, Ершов, Казак-Луганский (В. Даль), Одоевский. Наиболее близки по сатирической направленности сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки А.С. Пушкина «Сказка о коне и его...»

Сказки этих великих писателей представляют собой высшие образцы творческого использования фольклорно-сказочной традиции.

Вспомним. Что представляет собой жанр сказка? Особенности русских сказок.

(Сообщение учащихся)

Сказка - один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого и бытового характера это выдумка, интересная не только детям, но и взрослым.

Существует несколько видов сказки: о животных, волшебные и бытовые. Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

  1. сказочные события;
  2. сказочные герои, существа;
  3. необычность обстановки
  4. особая манера повествования

Сказка строится по-особенному: зачин, сказочные события, концовка, в сказке может быть присказка, которая вводит в сказочную атмосферу, помогает слушателю настроится на встречу со сказочным.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказка? (сообщения учащихся}

Вывод: В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории, он создает своеобразную малую «сатирическую энциклопедию для народа». Сборник сказок. «Сказки для детей изрядного возраста», по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир, побудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Учитель

Сказки - это итог многолетних жизненных наблюдений, в них сплетается фантастика и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов языка.

В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: знакомые образы правителей; трусливых, продажных либералов, обывателей, смирившихся перед реакцией; эксплуататоров- крепостников, образ великого русского народа -труженика, собирающего силы для борьбы за свое будущие.

Создавая сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А. Крылова, на традиции литературной сказки.

В итоге он создал оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетается фантастика с реальной злободневной политической действительностью.

В отличие от народных сказок, сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых, борьбу добра и зла. В сказках противостоят две силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик», эксплуататоры в образе хищников.

II! Какие группы сказок выделяют исследователи творчества писателя?

1) Сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.

Дан список сказок, знакомых вам, соотнести их к соответствующей группе?

  1. «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. «Либерал», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист».
  3. «Коняги», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий»
  4. «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц»

Слово учителя

Строгое тематическое разграничение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина провести невозможно, так как обычно одна и та же сказка наряду с главной темой затрагивает и другие. Почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя ее жизни привилегированных слоев обществ.

Вспомните сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Какие пороки обличает М.Е. Салтыкова-Щедрина? Что сближает ее с народной сказкой?

Используя форму народной сказки, фольклорные сказочные выражения, М.Е. Салтыков-Щедрин наполняет сказку социально-политическим смыслом. Он высмеивает не только глупых, беспомощных и жалких генералов, но и безропотно повинующегося им мужика. Писатель убежден, что народу нужно ясное осознание своей обездоленности, тогда он поднимается на борьбу за справедливость.

Слово учителя

  1. Анализ сказки

С жестоким постоянством преследовала цензура писателя. «Чего со мной не делали! - писал он. -И вырезали, и урезали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявили, что я - вредный, вредный, вредный». В борьбе с цензурой сатирик обращался к эзоповой речи.

Выражение «эзопова речь» - обозначает целую систему приемов, с помощью которых

писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

У Салтыкова-Щедрина «эзопова речь» - это не только отдельное слово или словосочетание, имеющее иносказательный смысл. Самая сказочная форма у него носит эзоповский характер, позволяет высказать далеко не сказочные, горькие истин, открыть читателям глаза на сложные вопросы общественно-политической жизни.

Сказки. «Дикий помещик»

I Краткий пересказ

  1. Какие черты сближают сатирическую сказку с народной?

Традиционный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве»;

типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению»;

Постоянные эпитеты;

Инверсия («туча черная, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»);

Троекратное повторение событий.

  1. Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке?

(Помещик читает реакционную газету «Весть», история отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права «Не стало житья мужику», «Освобожденные крестьяне», куда ни глянут все нельзя, да не позволено, да не ваше)

  1. Как показаны отношения помещика и крестьян?

Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «проедят» и решается выжить мужика, создает невыносимые условия жизни крестьян.

  1. К какому превращению приходит помещик в заключительной части сказки?

Полное одичание, превращение в человека медведя.

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ - созидатель материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры, русский мужик кормилец и помещик горечью проникнута сатира, посвященная народу.

  1. С какой целью автор применяет гротеск в сказке?

Гротеск показывает основную идею сказки: Россия живет трудом мужика, его заботами. Народ - созидатель духовных благ, без него наступит голод и одичание.

  1. Чем эта сказка отличается от народной?

В народной сказке нет определенного времени, в сказке Салтыкова-Щедрина есть приметы

несказанного, конкретного, через сказочную форму писатель намекает своим читателям, что он ведет речь о животрепещущих самостоятельных социальных проблемах своей страны.

  1. Сравните сказочные сюжеты «Повести о том, как …» и «Дикого помещика». В чем их сходство и различие?

У глупых генералов сработал инстинкт самосохранения, и они отыскали неизвестно как попавшего на остров мужика. Во второй сказке глупый и самоуверенный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь, мечтают избавиться от притеснений помещика. Дальнейшие течение сказки как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не отыскался мужик,они бы растерзали друг друга, одичали, озверели. В « Диком помещике» сатирик доводит до логического завершения свое сказочное исследование.

9. Какова цель сказки?

Побудить самосознание,показать отношение между помещиком и крестьянами.

При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)

VI Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Каждая сказка посвящена определенному жизненному явлению. Сказка написана в 1881-1882 г. после покушения народовольцев на Александра II (1 марта 1881 г.)

«Уж очень худое время наступает», - замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 г. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчика нарекаются «борцами с изменой» .

Салтыков-Щедрин в сатирическом очерке «Письма к тетеньке» писал: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, счета нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых ста ют какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут -они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ-куда хочешь. Всем как-то все равно».

Страшнее всего считал Салтыков-Щедрина малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции.

В эту мрачную пору сатирик берется напоминать своим современникам о человеческом достоинстве, о части и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Пересказ сказки.

  1. Объясните смысл заглавия, значения эпитета премудрый.

Безусловно, ирония, хотя вначале идет обычное сказочное повествование и пескаря автор называет умным («ума пала»)

Подберем синонимы премудрый - умный, мудрый, башковитый, толковый.

Антонимы - глупый, бестолковый, несообразительный.

Значит, заголовок выражает иронию, насмешку, даже язвительный тон.

  1. Какой завет оставил пескарь - отцу своему? («Гляди в оба») Что значит?

Это предостережение, напоминает о необходимости устраняться от жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о своем благополучие и соей сохранности.

  1. С какими пословицами перекликается этот завет? («С сильным не борись» , «Сила солому гнет», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «Моя изба с краю», «Хочешь жить - умей вертеться». Во всех этих пословицах проповедуется приспособленчество - мораль рабов. Конечно, следуя этим пословицам, можно легче прожить, но будет ли эта жизнь достойной?
  2. Какие наказы оставляли отцы своим сыновья - героям предшествующим литературных произведений?

Отец Гринева наказывал: «Береги честь смолоду».

Алексей Степанович Молчалин признавался:

Мне завещал отец:

Во-первых, убеждать все людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, где буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Отец Павлуши Чичикова наставляли его: «Больше всего беречь и кони копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

  1. К какому из этих заветов ближе всего завет старого пескаря?

Этот завет не похож ни на один. Конечно, не заботят старого пескаря вопросы чести и достоинства, не учит он сына ни раболебствовать, чтобы сделать карьеру, ни беречь копеечку - только об одном заботится отец: «Сохрани себе жизнь, ни во что не ввязывайся, думай только о себе».

  1. Какую жизнь провел пискарь, следуя этому завету? На что направлен ум пескаря?

Он сберег свою «распостылую жизнь» , но «ни друзей у него, ни родных; ни он у кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит.» Перед лицами смерти сатирик заставляет этого « мудрец» понять бессмысленность прожитой жизни.

Что за мысли посещают пескаря перед смертью? (чтение)

«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему прислать отвечать никому никто». В этих вопросах заложена положительная программа жизни. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь было прожита напрасно, впустую, зря. Это позднее прозрение особенно мучительно, потому что исправить уже ничего нельзя.

Какой важный нравственный урок содержана эта сказка?

Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть, сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Заполнить и проверить, сверить таблицы.

Прослушайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик»?

Плывешь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год?

Чуть-чуть не классик,

А все сидишь, как на мели.

Плыви, плыви, злодей-карасик,

Чуть плавниками шевеля:

Опять лениво заметался,

И что ты там ни говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,

По-прежнему угрюм и зол,

И вдруг узнал я, что от лени,

Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

А ты не плачь,

А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу,

И если хочешь повтори-

О встречи с бабкой или дедом,

Чтоб веселились пескари!

К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки и стихотворения? Обывателям, равнодушным.

Б. Ясенский «Заговор равнодушных»

«Не опасайся друга - он может только предать, не опасайся врага - он может только убить, бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и

убийства».

Как вы понимаете это высказывание?

Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

Можем ли мы согласиться с тем, что премудрые пескари безвредны?

Отметим общие черты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
  2. Всегда аллегоричны, в одних сказках действующими лицами оказывается животные, олицетворяющие определенные классовые отношения в современном обществе, в других гл. героями являются люди.
  3. В сказках умело сочетается достоверное с фантастическим, писатель переключает действия из мира животного в мир человеческих отношений, в результате звучит политическая острота, какой не было в народных сказках.
  4. Сказки построены на резких социальных контрастах.
  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, комическое преобладает, в других комическое переплетается с трагическим.
  6. Язык сказок народный, с использованием публицистической лексики.
  7. Сказки рисуют, раскрывают классовую борьбу в России 19 века, в эпоху становления

буржуазного строя.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе все проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме сказок, М.Е. Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Домашние задание.

Самостоятельно проанализировать сказки «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», страница учебника 188-193 в 16 стр. 193, написать сказку на современные темы, злободневные в наше время.


“Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской литературе. Хотя их тематика схожа с тематикой произведений многих писателей, все же “Сказки” неповторимы благодаря своему художественному своеобразию и манере изложения.

Щедрин использовал жанр сказки, чтобы избежать нападок цензуры, а также чтобы читателю легче было понять абсурдность ситуаций, изображенных в произведении. Иносказательная манера повествования дает большие преимущества. Ведь нейтральное повествование не создает живой картины человеческих пороков, не порождает отвращения к существующему строю. Мудрая простота сказки позволила автору изложить взгляды на проблемы, отношение к ним в сжатом, обобщенном виде, не утратив при этом их значимости и остроты. Кроме того, из всех жанров сказка наиболее близка народному пониманию.

В “Сказках” писатель использует фольклорные элементы, исстари употребляемые народом в своем устном творчестве. Например, в зачине произведений Щедрин пользуется традиционным сказочным стилем: “жил-был пискарь.”, “в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик.”. Часто встречается волшебство (например, чудесное исчезновение мужиков в “Диком помещике”). Волшебство (или фантастика) позволяет автору дать героям достаточную свободу действий, неограниченность возможностей. Писатель также употребляет пословицы, поговорки, просторечия: “кузькина мать”, “курицын сын”.

Но наряду со сказочными, фольклорными, в “Сказках” присутствуют выражения, факты из современной писателю жизни: газеты “Весть”, “Московские ведомости”, латинская фраза “зшШе вйпШЪиз сигап1;иг”. Героями “Сказок” являются представители разных социальных слоев: чиновники, помещики, генералы и, разумеется, мужики.

“Сказки” Щедрина явились своеобразным итогом всего его предыдущего творчества. В них он затрагивает темы, которые волновали писателя на протяжении всей жизни и так или иначе раскрывались в его произведениях.

Одна из таких тем достаточно стара, о ней писали многие поколения русских писателей, и каждый, разумеется, находил в ней какую-то новую черту. Это тема взаимоотношений народа и власти. И Салтыков придает ей новое звучание, рассматривает ее под другим углом. По мысли автора, ничем не ограниченная власть частично лишает человека способности задумываться над своими поступками, над их последствиями, делает его ленивым, ни к чему не приспособленным, недалеким, ограниченным.

Люди, облеченные властью, привыкают к ней и, не испытывая необходимости делать что-либо самостоятельно, постепенно деградируют. Таковы, например, генералы из “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, которые и не подозревают, что “булки не в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”, что “человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет”. Они наивны и неосведомлены, оторваны от жизни народа, от тех самых мужиков, руками которых создаются все материальные блага, за счет коих и существуют правящие круги.

Щедрин призывает в своих “Сказках” к преобразованию русской действительности, к борьбе против произвола власть имущих. Но он не говорит об этом прямо, а использует для выражения своих идей сатиру, иронию, гиперболу, гротеск. эзопов язык. Он высмеивает общественные пороки, тем самым привлекая к ним внимание. Щедрин создает в своих произведениях преувеличенные, гротескные образы. Собраны все самые крайние проявления тех отрицательных черт, на которые он хотел бы обратить взгляд читателя.

Сатирические образы героев подчас даже уродливы, вызывают чувство отвращения, и читатель начинает понимать ужасное положение народа в российской действительности. У общества с такими порядками и нравами нет будущего, если оно не способно изменяться. Например, в “Диком помещике” высмеивается невежество самого помещика, его абсолютная уверенность в своем превосходстве над мужиком, неспособность народа сопротивляться. В “Премудром пискаре” – страх перед сильным, безволие либеральной интеллигенции.

Типичные черты различных социальных слоев общества Щедрин наиболее полно раскрыл в сказках о животных. Их действующие лица – птицы, звери, рыбы. В их манерах, поведении угадываются человеческие характеры. Под аллегорическим описанием произвола, творящегося в мире животных, мы видим российскую жизнь со всеми ее неприглядными особенностями. Например, в “Медведе на воеводстве” звери называются “лесными мужиками”. В каждом животном Салтыков-Щедрин собрал различные черты определенных типов людей. Вот некоторые из них: глупость Осла, неповоротливость, грубая и безумная сила Топтыгина. Эти свойства перекликаются с фольклорными представлениями об этих животных. Сочетание аллегорического и реального смысла усиливает остроту сатиры.

Не случайно Щедрин изображает высших чиновников под маской хищных зверей, которые разбойничают в своих владениях и ничего другого по природе своей делать не могут. Они действуют по принципу: управлять – значит опустошать, губить, разорять, грабить, учинять “особливые кровопролития”. Чиновники, приезжающие на места, ничего не соображают в вверенном им деле, не пытаются вникнуть в него; они привозят с собой какие-то свои заготовки, идеи, проекты, которые подчас не соответствуют существующему положению, особенностям данной местности, края.

Это хорошо проиллюстрировано сказкой “Медведь на воеводстве”. Медведи приезжают с целью разорять, уничтожать, осуществлять “кровопролития” и считают, что в этом-то и состоит смысл и предназначение власти. А что же народ? А народ не видит в действиях власти ничего чудовищного, это для него нормально, обычно, повседневно, так, как было испокон веков. Народ безропотен, подчиняется любому приказу свыше, так как считает это единственно возможным поведением. И эта готовность народа исполнять все прихоти доведена Салтыковым-Щедриным порой даже до абсурда.

В отличие от других писателей, Салтыков-Щедрин сатирически изображает не только помещиков и генералов, но и крестьян. Ведь в мужиках он видел невостребованную огромную силу, которая могла бы изменить существующий строй, создать благоприятные условия для жизни народа, если ее пробудить. Но для этого нужно убедить мужика, что нельзя мириться с господством “диких помещиков”, градоначальников, воевод, нужно бороться за свои права.

Лаконичность, четкость, безжалостная сатира, доступность простому народу сделали “Сказки” одними из самых значимых произведений XIX века. Многие проблемы, обозначенные в них, существуют и в наше время. И поэтому сатира Щедрина остается актуальной до сих пор.

(Пока оценок нет)



  • Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...
  • Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается...
  • В сказке «Медведь на воеводстве», краткое содержание которой приведено ниже, М. Салтыков-Щедрин пишет о безудержном мракобесии чиновников различных рангов. В...
  • Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в...
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин создавал свои произведения в такой период историческою развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчетливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года. Салтыков-Щедрин создает сатирические произведения, чтобы показать, что реформы не доведены до конца, положение угнетенных крестьян не претерпело существенных изменений; он высмеивает порядки, на основе которых существует российское общество.

    Особенностями сказок Салтыкова-Щедрина являются басенное начало, некая фантастическая призрачность происходящего, аллегории, иносказания, неожиданные переходы от реальности к нереальности, гротескная заостренность, а также политическая острота, целеустремленность и реализм фантастики.

    Обладая мощными народными «корнями», восходя к традициям народной сказки, щедринская сказка вместе с тем не является подражанием образцам народного творчества. Она вообще не подчиняется никаким строгим правилам жанра и, подобно другим произведениям сатирика, дерзко нарушает их. Отказываясь от внешнего правдоподобия, автор добивается особого комического эффекта на стыке традиционных сказочных приемов и вполне реалистических, даже будничных деталей современной ему жизни людей. Так, поведав в сказке «Медведь на воеводстве», как Топтыгин 1-й случайно чижика съел, автор говорит: «Все равно, как если б кто бедного крохотного гимназиста педагогическими мерами до самоубийства довел».

    Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни Крылова, на традиции западноевропейской басни. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальность, злободневная политическая действительность и вымысел.

    По своей форме и стилю Сказки Салтыкова-Щедрина связаны с традициями русского фольклора. Автор использует традиционные формулы, часто встречающиеся в народных сказках - «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «в некотором царстве, в некотором государстве». Форма сказки используется автором для сатирического обличения. Все Сказки Салтыкова-Щедрина аллегоричны, то есть через отношения между представителями мира животных отражены классовые взаимоотношения людей. Автор использует прием аллегории как средство создания образов.

    Сказки Салтыкова-Щедрина , как и во всем его творчестве, противопоставлены две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ в сказках представлен в образах беззащитных и добрых зверей и птиц (а часто просто под именем «мужик»), а эксплуататоры - в образах хищников.

    Фантастика щедринских сказок реальна, она несет в себе обобщенное политическое содержание, обладает сатирической направленностью. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» она служит главным средством выражения сатирического негодования автора в адрес помещиков. Писатель использует прием гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были твердо уверены в том, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Этот же прием используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетенных необходим генералам, без него они бы совсем пропали; он может найти выход из самою отчаянного положения: «До того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

    Сатира Салтыкова-Щедрина насыщена публицистическим содержанием, автор стремится представить реальную действительность в предельно контрастном освещении. Главным способом изображения в его творчестве становится реалистический гротеск, то есть контрастное преувеличение, придающее образам условный, неправдоподобный, нередко фантастиче-

    Ский характер. При использовании этого приема образ часто выводится за пределы допустимого правдоподобия.

    Но у Салтыкова-Щедрина Любое преувеличение представляется реалистически мотивированным, его фантастика является средством выявления скрытых, потенциальных возможностей персонажа в неожиданных ситуациях. Важной особенностью сатирической типизации у Салтыкова-Щедрина является умение создавать обобщенные, собирательные образы, отражающие социальную психологию определенных групп людей. Например, «премудрый пискарь», герой одноименной сказки, олицетворяет собой бескрылую и пошлую обывательщину. Смыслом жизни его, жизни «просвещенного, умеренно-либерального» труса, было самосохранение, уход от столкновений и борьбы, поэтому он и дожил до глубокой старости. Но эта жизнь состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру: «Он жил и дрожал - только и всего».

    Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки. Например, «неловко барашку без ярочки» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «жизнь прожить - не то что мутовку облизать» («Премудрый пискарь»), «приедет майор, тогда мы и узнаем, как кузькину тещу зовут» («Медведь на воеводстве»).

    Сказки вобрали в себя многолетние наблюдения и размышления Щедрина, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступной форме. На нескольких страницах он умело раскрывал суть общественных отношений («Как один мужик двух генералов прокормил»), рассказывал о многих событиях, с жестокой закономерностью повторявшихся в истории России (о злоключениях культуры и просвещения - в сказке «Орел-меценат»), характеризовал идейные течения эпохи («Карась-идеалист», «Либерал»).

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки Салтыкова-Щедрина уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. Способы выражения авторской позиции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". 8. Роль гротеска в
      1. Каковы художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы ("ни в сказке сказать, ни пером описать"). Сказки написаны эзоповым языком, благодаря чему можно было избежать цензурных запретов. Например, М.
      Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа "История одного города" Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа "История одного города" Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» Виталий Соломин читает "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" mp3 Вопросы и
      1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. Сквозник-Дмухановский 4. Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в "Сказках"? А. Аллегория Б. Фантастика В. Метафора 5. В какой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина обличается трусость? А. "Медведь на воеводстве" Б. "Карась-идеалист" В. "Премудрый пескарь" Г.
      Форма сказки сыздавна привлекала Щедрина. Первые сказки его были написаны в 1869 году («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик »)... Ряд сказок введен Салтыковым-Щедриным в «Современную идиллию»... Однако подавляющее большинство щедринских сказок было написано за период с 1884 по 1886 год. ...Фантастика сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор. Фантастика народной сказки... способ раскрытия реального содержания жизни. Салтыков-Щедрин часто прибегал к
      В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина тема “среднего человека” – “простеца”-разночинца – во всю мощь зазвучала в семидесятые–восьмидесятые годы. Именно “среднему человеку” писатель посвятил лучшие произведения этого периода. “Человек толпы”, ведущий свою родословную от “маленького человека” Пушкина, Гоголя, Достоевского, представлен у Щедрина достаточно широко. Мы имеем в виду человека, так или иначе связанного с “казённой” службой, которая, отнимая у него большую часть времени, взамен предоставляет ему лишь кусок хлеба; в духовном же,
      Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки - один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки быто­вые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором "Сказок для детей изрядного возраста». Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: "Карась-идеалист», "Орел-меце­нат», "Премудрый пискарь», "Коняга» и другие. Обычно в русских народных сказках о животных героями являются
    Особенности сказок Салтыкова-Щедрина (На примере одной сказки)

    Салтыков-Щедрин был вторым выдающимся литературным дарованием в стане революционной демократии. Свой талант сатирика он поставил на службу идеям этой политической партии. Поэтому многие его произведения в силу своей узко партийной тенденциозности утратили ныне свое значение, отошли в историю.

    Революционно-демократическая партийность Салтыкова-Щедрина проявилась и в том, что практически все его зрелые произведения переполнены революционно-демократической или народнической риторикой, уже совершенно неудобочитаемой сегодня. Собственно художественное (и даже высокохудожественное, ибо Салтыков-Щедрин, несмотря на все сказанное, остается одним из классиков нашей литературы) соседствует с обязательными идеологическими нравоучениями, которые просто невозможно дочитать до конца. Таков его роман "Господа Головлевы", яркая сатира на вымирающее дворянство, которое Салтыков-Щедрин, хотя и был по происхождению дворянином и помещиком, а в отставку вышел в генеральском чине, не любил и даже, можно сказать, ненавидел. Главный герой с характерным именем Иудушка - вместилище всевозможнейших пороков, творит одни злодейства, "умертвия", и не вызывает у автора, да и у нас, читателей, никакого сочувствия.

    Сложнее обстоит дело со сказками Салтыкова-Щедрина. Они забавны, полны иронии и сарказма, создавались в расчете на массового читателя (подобно поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", отсюда их фольклорная сказочная форма). Но весь могучий арсенал сатирических приемов Салтыкова-Щедрина поставлен в них на службу революционной агитации и пропаганде. Например, сказка "Либерал".

    Сейчас, когда фигура революционера получила в нашем общественном сознании новую оценку, для понимания этой сказки, кстати, очень любимой В. И. Лениным (еще бы: для всех революционеров либерал - враг номер один), надо произвести операцию, уже осужденную нынешними властителями дум. А именно: надо все авторские минусы поменять на плюсы, и получим вместо сатиры трагедию общества, страны, в которых либеральная традиция идеологии и политической практики абсолютно не привилась, несмотря на то, что Западная Европа и Америка процветают благодаря тому, что там утвердились именно либералы.

    Не столь прямолинейно-тенденциозна "История одного города" (186970 гг.), хотя вещь эта очень острая; в наше время известные деятели обязательно обвинили бы ее в антипатриотизме и глумлении над национальными святынями. Это сатира на политику российского самодержавия XVIII-XIX веков, оформленная в виде пародии на научные и донаучные, т.е. летописные сочинения по отечественной истории. Она написана в период, когда после отмены крепостного права, в ходе либеральных реформ правительства Александра II интерес к истории отечества оживился, в частности, возникло много специальных исторических журналов. В них обильно публиковались исторические документы, действовали такие известные историки дореволюционного периода, как С. М. Соловьев, Пыпин, Костомаров, Бартенев и многие другие. Итак, жанр этой в своем роде уникальной в нашей литературе книги (кстати, несколько лет назад современный писатель Вячеслав Пьецух написал продолжение "Истории одного города") может быть определен как пародийно-сатирическая хроника.

    Глава "От издателя" написана от лица автора, нашедшего "Глуповский Летописец". Смысл названия города Глупова и его расширительносимволическая трактовка Салтыковым-Щедриным, думаем, не требует пояснений. Глуповские градоначальники, смена которых и представляет собой историю этого вымышленного города, - это русские цари, иносказательно изображенные с помощью "эзопова языка", к которому вынужден был постоянно прибегать великий сатирик, чтобы спасти от цензуры свои грозные обличения и обвинения. Основа самодержавного строя формулируется Салтыковым-Щедриным в книге коротко и ясно: градоначальники секут обывателей, обыватели трепещут.

    "Глуповский Летописец" охватывает период с 1731 по 1825 годы, в действительности за это время сменилось девять монархов, Россия прошла огромный путь исторического развития, изменилась, но в Глупове меняются лишь градоначальники.

    Глава "Обращение к читателю" - единственная от лица летописца архивариуса, она стилизована под XVIII век, но фамилию летописцу Салтыков-Щедрин дал гоголевскую, из "Ревизора" - Тряпичкин, что характеризует низкую культуру и необразованность Глуповского историка, называющего "прославленными" Калигулу и Нерона.

    "Опись градоначальникам" представляет собой краткий план-проспект последующих глав. Соотношение глуповской хронологии градоначальничеств и российской хронологии царствований очень сложно и нарочно, в "эзоповых" целях запутано Салтыковым-Щедриным. "Распутать" его можно, поняв принципы соотнесения вымышленных персонажей с их историческими прототипами.

    Некоторые градоначальники имеют легко узнаваемые прототипы: Негодяев - это Павел I, Грустилов - Александр I, Беневоленский - крупный сановник и реформатор начала царствования Александра I М. М. Сперанский, Угрюм-Бурчеев - Аракчеев.

    Другие образы - собирательные. В "Сказании о шеста градоначальницах" трудно определить соответствие Ираиды Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Штокфиш, Анели Лядоховской многочисленным царственным дамам реального российского XVIII века, да это и не требуется, ибо сатирический смысл столь гротескно искаженного Салтыковым-Щедриным века дворцовых переворотов понятен. Но чем ближе подбирается безжалостный и дерзкий обличитель к своему времени, когда его клиентами или пациентами становятся три последних монарха - Александр I, Николай I и царствовавший в то время Александр II Освободитель, - тут требуется специальный комментарий, расшифровка щедринской тайнописи.

    Например, Двоекутов имеет прототипом тоже Александра I, но осмеяние его сползания от первоначального либерализма к реакции последнего десятилетия - предмет нежелательно актуальный после каракозовского выстрела, поэтому историческая основа образа Двоекурова автором затемняется. К тому же его борьба с обывателями за употребление горчицы и лаврового листа намекает на "картофельные" бунты уже при Николае I. Бородавкин, воюющий за просвещение, - это тоже искореняющий крамолу Николай I. А вот Фердыщенко имеет прототипом царя-освободителя.

    Важнейший художественный прием "Истории одного города" - обильное использовании анахронизмов. Анахронизм - это нарушение хронологической точности ошибочным или намеренным, художественно умышленным отнесением событий или явлений одной эпохи к другой. Анахронизмов в книге Салтыкова-Щетина так много, а родную историю мы знаем так поверхностно, что часто многие из них нами не замечаются, оказываются невнятными для нас. Глуповский архивариус, закончивший свою летопись 1825 годом, упоминает в ней современных Салтыкову-Щедрину историков, в том числе названных выше. "Польская интрига" в "Сказании о шести градоначальницах", изображающем XVIII век, намекает и на польскую интервенцию Смутного времени (начало XVII века), и на только что подавленное восстание 1863 года. Пожары в правление Фердыщенко (1772-1779 годы) возникли из знаменитых "нигилистических" пожаров в Петербурге в 1862 году. Общий смысл анахронизмов "Истории одного города" в том, что время в Глупове стоит, ничего не изменяется, т.е. истории, понимаемой как действительность в ее последовательном развитии, у города нет. Поэтому ключевые для всей книги слова произносятся при явлении последнего градоначальника Перехват Залихватского, прототипом которого является Николай I: "История перехватила течение свое". Действительно, так казалось многим современникам тридцатилетней тирании этого монарха. Но Салтыков-Щедрин расширяет смысл этой формулы: в его городе Глупове история вообще никогда не протекала.

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из веду­щих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинско­го, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй Рос­сии второй половины девятнадцатого века.

    Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произ­ведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пус­тословия».

    Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семиде­сятые - восьмидесятые годы девятнадцатого века, когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализ­ма. Реформа, которую проводило в то время царское правительст­во, не улучшила положения крестьян. Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэ­тому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом . В мировой литературе нет про­изведений, равных по политической остроте роману «История од­ного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество.

    Всего Салтыков-Щедрин написал три­дцать две сказки .

    Перед читателями предстают образы правителей России («Мед­ведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов («Ди­кий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пискарь»).

    Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салты­кова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе . Образ Ко­няги («Коняга») - это символ крестьянской России, вечно трудя­щейся, замученной угнетателями.

    Коняга - это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел - работа.

    Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопос­тавлении угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении яв­ляется сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил». В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих си­лах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, пере­плыть шутя океан. Генералы в сравнении с ним жалки и ничтож­ны. Они трусливы, беспомощны, глупы.

    Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины в лице трусливых либералов. В сказке «Премудрый пискарь» главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя. Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хо­рошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.

    Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа и призывает уничтожить несправедливый, бесчело­вечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаи­вает интересы генералов, принуждающих работать на себя силь­ного, смышленого мужика. В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральско­го чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали. Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где ка­кие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами. Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России. Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона народа - безропотность и го­товность народа подчиняться при его огромной силе . Мужик на не­справедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут. Возвратившись домой, генералы загребли в казна­чействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером опи­сать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: ве­селись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобрета­ют у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску . У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожале­нию, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким обра­зом, сатира Щедрина направлена не только на представителей пра­вящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет вере­вочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.

    Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на од­ном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертыва­ется быстро и динамично. Каждая сказка представляет собой не­большой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фоль­клорных приемов и описаний . Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора . Так, в основе сюжета уже рассмотрен­ной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужи­ком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в реги­стратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на не­обитаемом острове. Они вынуждены искать мужика. Первая встре­ча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично . Мужик за корот­кое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревоч­ку. Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет гене­ралов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой не­легкий труд жалкую подачку - пятак.

    В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генера­лов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился злове­щий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру . Важным композиционным приемом в сказке являются сны генералов, а так­же описание природы .

    Широко используется Щедриным и прием художественной ан­титезы . Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато му­жик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».

    В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям : в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук - представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей - трусливых обывателей; в образах му­жиков, Коняги - обездоленный народ.

    Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатириче­ской гиперболы - преувеличение некоторых поступков персона­жей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего прав­доподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее рас­крывает неприспособленность царских чиновников к жизни.

    | следующая лекция ==>