Особенности проявления кризиса 3 лет. Кризис трех лет у ребенка: как «лечить» малыша, педагогические советы родителям

1 522 0

Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента — он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.

Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования — это и есть кризис трех лет.

Через него проходит каждый ребенок, но радует одно — это временно.

Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.

  • Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
  • Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
  • В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
  • В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.

Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.

Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.

В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.

Причины появления детского кризиса

Причины Объяснение
Малыш неуверенный в себе Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость.
Хочет отомстить Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.

Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить.

Родители не уделяют времени детям По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь «Молодец», то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций.
Кризис — способ ребенка утвердиться Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет — это становление собственного «Я». Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать.

Отличительные признаки этого периода

Ребенок, высказав свое «хочу», стоит до последнего, даже если уже и не хочется.

Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.

Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают «Нет!», даже если этого сильно хотят.

К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: «Не хочу, не пойду». Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.

Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.


  • Самостоятельность

Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: «Я сам».

Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.

Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.

  • Обесценивание

Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.

Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.

В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.

  • Протест

Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.

Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.

  • Деспотизм

Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.

В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.

Сколько может длиться переходной этап

Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.

На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.

Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.


Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период

  1. Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
  2. Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте «хоть одну штучку». В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
  3. Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: «Одевайся, мы едем к бабушке», — замените на: «Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?». Проверьте, это работает.
  4. Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: «А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?», — отвлекут малыша.
  5. Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить «Нет». Вместо «Идем гулять на улицу?», можно спросить: «На какую площадку мы сегодня пойдем?».
  6. Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
  7. Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
  8. Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, — не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
  9. Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
  10. Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
  11. Чаще и самостоятельность.
  12. Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
  13. Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
  14. Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
  15. Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления «Я» без поддержки родителей не обойтись.
  16. Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.

Чего нельзя делать

  • Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
  • Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
  • Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
  • , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
  • Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
  • Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
  • Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
  • Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
  • Не нужно настаивать только на своем;
  • Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
  • Не ломайте упрямство.


Если ваши спокойная дочурка или сынишка в три года вдруг стали строптивыми и капризными, упрямыми и злыми, то не стоит по этому поводу переживать. Такой резкий контраст в поведении - не что иное, как проявление кризиса трехлетнего возраста, который является нормальной формой взросления ребенка. Но что же при этом делать родителям, бабушкам, дедушкам? Как себя правильно вести, чтобы через некоторое время дитя не стало эгоистом и диктатором в семье? Давайте разберемся.

Кризис 3 лет у детей: что делать?

Каковы же основные симптомы проявления кризиса трех лет? Их несколько, у разных детей они могут проявляться в разной степени:

  1. Негативизм. Буквально все предложения старших дитя встречает отказом. Его любимыми словами становятся ”нет” и „не хочу”.
  2. Упрямство в отстаивании своих желаний . Если предложения и просьбы взрослых ребенок воспринимает негативно, то свои желания он старается достигнуть любой ценой. Даже если у сынишки есть сотня машинок, ему хочется еще одну не потому, что она другая, а потому что это его желание. И на вопрос, зачем же тебе эта машинка, ребенок в лучшем случае ответит ”хочу”. Если же родители ее купят, то уже очень скоро интерес к ней мальчик просто потеряет.
  3. Строптивость . Дети без причин протестуют против тех дел и обязанностей, которые ранее выполняли с удовольствием. Это может быть отказ от умывания, от прогулок с собакой, традиционного вечернего катания на качелях.
  4. Своеволие . Ребенок все хочет делать самостоятельно, даже то, что у него совершенно не получается. При этом за помощью к маме он не обращается, а если что-то не получается, то начинается истерика.
  5. Бунт . Это может быть разбрасывание игрушек и категорический отказ складывать их на место. При этом дитя даже может сказать, чтобы это делали родители.
  6. Намеренная порча . Дочка или сын могут специально ломать игрушки, портить мамину помаду, резать папины брюки. Так ребенок демонстрирует, что он главный и может совершать те действия, которые ему хочется.
  7. Ревность, деспотизм . Малыш может выгнать папу из его любимого кресла или влезть в кровать между папой и мамой, намеренно отталкивая их друг от друга.

Итак, как видим, симптомы кризиса трех лет обязывают взрослых набраться терпения и вместе (а очень часто бабушки и дедушки идут на поводу у внуков) грамотно действовать в каждой ситуации, не позволять ребенку подчинять все в доме своей воле. Этот кризис - первая попытка ребенка продемонстрировать, что он не только должен выполнять указания, просьбы, поручения взрослых, а и может действовать самостоятельно. При этом его право на самостоятельность проходит и в борьбе с родителями, и в борьбе с самим собой.

Да, родители устают, и ежедневно после работы им тяжело выслушивать истерики, капризы и гнев детей. Но они-то понимают, что происходит с ребенком, а сам ребенок - нет. Поэтому ему и тяжело. Значит, задача родителей помочь ему самоутвердиться и показать, что они его любят, признают право на его мнение в разумных пределах, что он действительно взрослеет и становится самостоятельным.

Этот кризис похож на подростковый. Поэтому от мудрости родителей зависит во многом то, каким же будет подростковый период у сына или дочки.

Что же делать родителям? Сменить приказной тон на спокойный, но требовательный. Не делать за ребенка то, что он уже может научиться делать сам. Необходимо предлагать ребенку выбор. Например, предлагайте, куда же пойти после детского сада, что кушать на ужин, в какую игру поиграть, какую сказку почитать. Папа с мамой должны понимать, что ребенку, например, нужно гораздо больше времени, чтобы застегнуть сапожки или завязать шнурки. Поэтому, собираясь утром в садик, разбудите его пораньше, чтобы он успел это сделать самостоятельно, а не одергивайте и подгоняйте его каждую минуту. Это поможет избежать истерик, гнева, слез. И даже если шнурок завязан не так, как это делаете вы, то все равно хвалите ребенка. Почаще говорите ему, что он большой и что все у него отлично получается.

Как же помогать своему ребенку в конкретных жизненных ситуациях? Что делать родителям, дабы избегать конфликтов на людях? Каким способом гасить вспышки гнева трехлетнего ребенка?

Прежде всего, помните, что при посторонних людях ребенок не пытается выставить вас плохим отцом либо матерью, ему до этого очень далеко, он просто хочет самоутвердиться. Поэтому папа с мамой должны, прежде всего, руководствоваться не тем, что о них подумают люди, а интересами своего ребенка, помочь ему пережить этот кризис. Возможно, родителям в это время придется и валерьянки попить, но психика ребенка стоит того, чтобы набраться терпения и не вступать в споры с дитем, не показывать свою раздраженность и гнев. Итак, прислушайтесь к рекомендациям психологов:

  1. Безграничное спокойствие. Если малыш выходит из себя, орет, то не забывайте, что из вас двоих взрослый - это вы. Видя ваше спокойствие, невозмутимость и даже улыбку, ребенок успокоится гораздо быстрее, нежели тогда, когда вы будете отвечать криком на крик. Нельзя срываться в ответ! Проявите хитрость, например, во время истерики спойте песню или начните читать любимую сказку малыша. Его внимание переключится моментально.
  2. Положительное и уважительное отношение. Не ругайте малыша за разбитую чашку, испачканную одежду, сломанную куклу. Ведь он думает, что так вы перестаете его любить. Разбил - значит, плохой. Такая ассоциация всегда выстраивается в головке трехлетнего ребенка. В этом возрасте у малыша нет еще дифференциации отношения к нему и отношения к его поступкам. Необходимо чаще хвалить сынишку или дочурку, спокойно объяснять, что на новую куклу вместо сломанной нужно заработать деньги, что испачканная одежда - это запрет на прогулку, ведь маме необходимо ее выстирать. Ваш ребенок прекрасно поймет доходчивые для его возраста объяснения правил поведения и отношения к вещам, предметам, животным.
  3. Позволяйте малышу ошибаться. Иногда один раз в гневе сказанное мамой слово ”растяпа” надолго отбивает у малыша желание рисовать, помогать на кухне, лепить. Помните, что и вы учились когда-то на ошибках, неудачных блюдах и даже плохо выполненных проектах. Так и ребенок должен иметь личный опыт неудач, чтобы со временем научиться действовать правильно, иметь, с чем сравнивать.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими. Наверняка многим из вас приходилось слышать, как родители повторяют: „А вот соседские Сашенька, Машенька...”. Такими фразами вы демонстрируете ребенку, что чужое дитя лучше, чем ваше. Ребенок воспринимает это, как вашу нелюбовь и общую оценку его, как плохого сына или дочки. В 3 года малышу еще не присуще чувство здорового соперничества. А нехорошее отношение к Сашеньке и Машеньке такими фразами очень быстро формируется, особенно, если они сказаны в момент истерики ребенка.
  5. Предоставляйте малышу выбор. Считаться с мнением ребенка - значит спрашивать его, куда бы он хотел сходить на выходные (к бабушке в гости или в зоопарк), что бы он хотел одеть в садик, какое печенье купить к чаю. Пускай ребенок таким способом приучается к тому, что с ним считаются и что в жизни всегда есть возможность выбора.
  6. Игра как способ действия. Ведущим видом деятельности деток дошкольного возраста является игра. Исходя из этого, необходимо в игровой форме предлагать делать нужные вещи. Ребенок не хочет есть кашу - кормите ее любимого медведя. Но ведь надо же попробовать, не горячая ли каша? А потому необходимо убедиться, не остыла ли она. Не хочет чистить зубы? Учите чистить зубки любимую куклу на личном примере. Придумывайте такие ролевые игры, в каких малышу легче и интересней делать нужные вещи.
  7. Проявляйте дипломатичность. Если ребенок не хочет есть суп, то позвольте ему ограничиться вторым блюдом либо съесть сначала второе, а затем уже первое. Не нужно от ребенка требовать беспрекословного послушания, можно найти золотую середину как приемлемый для обоих вариант.
  8. Побольше добрых слов. В 3 года дитя уже испытывает гордость за свои успехи и умения . Одобряйте его самостоятельные поступки, давайте возможность помогать вам. Хочет дочка лепить вареники? Конечно, в 3 года это еще тяжеловато, но пусть пробует. И обязательно похвалите ее за помощь, старательность и послушание. У ребенка должна формироваться потребность делать добрые дела, и родители в этом для него первейший пример. Доброту можно проявить даже тогда, когда у ребенка истерика. Просто, молча, подойдите и поцелуйте ребенка. Затем выйдите в другую комнату. Вы услышите, что малыш быстро умолкнет, ведь зрителей для его концерта нет.

Специально для - Диана Руденко

Вы так радовались, что малыш уже не плачет ночами, освоил горшок и вовсю болтает. Думалось, самое сложное позади, вот теперь можно наслаждаться материнством. Но затишье оказалось перерывом. Вдруг дитя как подменили. Беспричинные истерики - вот атмосфера в доме. Карапуз не слушается, дерется, обзывается. Как любимый ребенок превратился во вредного чертенка? Куда бежать - к врачам или к «бабкам»?.. Если вы в теме, то, вероятно, переживаете новый этап взросления малыша. И это не патология, а норма. Как «лечить» кризис 3 лет у ребенка и не сойти с ума - в нашем материале.

Перемены в поведении ребенка поначалу лишь настораживают родителей. Ближе к трем годам детей обычно отдают в сад, поэтому колебания настроений чада списывают на привыкание к новому режиму дня, коллективу. Мол, адаптируется…

Диагноз: «кризис взросления»

Но истерики не проходят ни через день, ни через неделю. Тогда мамы и папы злятся и ищут причины неповиновения в дурном характере карапуза, проводят ревизию методов воспитания.

Настоящая паника начинается, когда о с ребенком уже не срабатывает ни метод кнута, ни метод пряника. К этому моменту родители морально на пределе. Их разрывают смешанные чувства, когда гнев, слезы и раздражение граничат с нарастающей тревогой за здоровье и будущее малыша.

Здесь многие взрослые обращаются за помощью к детским неврологам. И это правильно, поскольку поведенческие отклонения могут быть признаком заболеваний нервной системы и не только. Но более вероятно, что доктор осмотрит дитя и успокоит родителей, поставив «кризисный диагноз».

Врачи говорят, что кризис трех лет у ребенка - это необходимая для его полноценного развития стадия взросления. И беспокоиться нужно скорее, когда малыш в этом возрасте флегматичен, покорен и безынициативен.


Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных - пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я - сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Когда начнется и как долго продлится кризис 3 лет

Кризис трехлетия не обязательно проявляется четко в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, потенциала дитя. Некоторые мамы замечали кризисные предпосылки уже в два года. Так рано это происходит, если у ребенка быстро пошла речь. Но чаще кризис случается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Точные даты начала и окончания кризиса не зафиксируешь, поскольку ситуация развивается по нарастающей. И только в середине пути случается резкое обострение кризисной симптоматики.

Сколько длится кризис трехлетия? И здесь не будет конкретного ответа. Наблюдения показывают, что капризуля может исправиться уже через пять-шесть недель, а может «играть» на нервах целый год.

Проблема так актуальна, что в дошкольных учебных заведениях психологи и воспитатели даже проводят тематические консультации для родителей. Есть также специальные сайты психологической помощи, где в режиме виртуального общения можно посоветоваться со специалистами по поводу поведения малыша.

7 поведенческих симптомов детского кризиса

Как распознать симптомы кризиса 3 лет у ребенка? Советский психолог Лев Выготский, исследовавший развитие мыслительных процессов детей, выделил семь основных признаков этого периода. По Выготскому рассматривает данный вопрос и современная психология.

1. Негативизм: «Делаю наоборот»

Что это такое . Реакция отрицания по отношению к другому человеку.

Как проявляется . Малыш намеренно делает все не так, как его об этом просит конкретный человек, противоречит очевидным вещам. Такое отношение избирательно: ребенок слушается папу, но игнорирует маму или наоборот. И часто дитя поступает вопреки своим истинным желаниям, лишь бы сказать: «Нет!». Из этих соображений ребенок отказывается от предлагаемого сладкого и приглашения на игровую площадку.

Пример . Мама говорит, что платье черного цвета. Дочка отвечает: «Нет, платье белое». Мама соглашается с белым цветом, и малышка тут же перечит: «Нет, платье черное!»

Что делать . Реже используйте в речи утвердительную форму, заменяя ее вопросительной. «Садись обедать!» - ошибочная фраза. Лучше сказать так: «Сыночек, мы будем сейчас обедать?». Если вам нужен гарантированно положительный ответ, тогда обратитесь к ребенку так: «Сыночек, что мы будем на обед - суп или запеканку?» В критических ситуациях можно намеренно спровоцировать негативный ответ: «Не будем сегодня обедать!»


2. Упрямство: «Так решил Я»

Что это такое . Поведение, когда малыш ни при каких обстоятельствах и аргументах не отступает от своего первоначального решения, даже если оно больше не выгодно или вредит ему.

Как проявляется . Упрямство отличается от настойчивости. Одно дело, когда ребенок действительно хочет сладостей, и всячески пытается получить у родителей разрешение на дополнительную порцию десерта. Другое же дело, когда ребенку уже нехорошо от количества съеденных конфет и он буквально давиться, но впихивает в себя выстраданную добавку. Почему? Потому что он принял решение, и отступить - значит признать поражение. Так ребенок учится не сдаваться при достижении цели.

Пример . Мама предлагает дочке поиграть на площадке. Малышка отвечает отказом и остается на лавке возле дома. В какой-то момент на площадке появляются другие дети с новыми игрушками. Мама замечает интерес дочки, и снова предлагает перейти в игровую зону. Но девочка опять отказывается, хотя видно ее испорченное настроение.

Что делать . Если ребенок принял абсурдное с вашей точки зрения решение - примите это, не акцентируйте внимание на нелепости ситуации. Пусть дочка идет гулять в кроссовках, надетых под пышное платье. Увидев других детей, малышка, возможно, и сама поймет, что выбор наряда был неудачен. А если нет, то дайте ей немного времени, а затем мягко предложите надеть шорты и майку: «Может так тебе будет удобнее кататься с горки и на велосипеде?» Никогда не акцентируйте: «Так бы и раньше! Я же сразу сказала, что нужно одеться в удобные вещи!»

3. Строптивость: «Все плохо, все не так»

Что это такое . Реакция отрицания общих правил в семье, распорядка дня, условий воспитания. Она касается не конкретного человека, а в целом системы отношений.

Как проявляется . Малыш демонстрирует свое недовольство всем тем, чем он раньше с удовольствием занимался. Любимые игры не радуют, купание раздражает, совместные семейные вечера не увлекают. Ребенок фактически противопоставляет себя близкому окружению.

Пример . Папа привычно зовет с собой сына в гараж, чтобы вместе поставить машину на ночь. Раньше ребенок сам буквально тянул отца в заветный бокс для автомобиля, и капризничал, не желая уходить. Но теперь малыш даже в машину садится с истериками, а дорогу к гаражу и вовсе обходит стороной.

Что делать . Там, где это возможно уступайте настроениям малыша. Не хочет садиться за стол вместе с другими членами семьи? Не заставляйте и не заостряйте на этом внимание. Пусть побудет один, если так настроен. Но скорее всего, слыша живое и позитивное общение на кухне, очень скоро он решит присоединиться к вам.


4. Своеволие: «Я могу сам»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок стремиться делать все самостоятельно. Причем часто эта инициатива действовать не соответствует реальным возможностям малыша, что становится причиной ссор.

Как проявляется . Малышу хочется «потрогать» мир, как и что работает. Ему не нужны рамки и помощь. Он должен САМ все понять, хотя и подражает действиям взрослых. В том числе, испытать собственные силы и функциональность тела. Это этап самоутверждения и зарождения самолюбия.

Пример . Дочка вырывает из рук мамы таз с выстиранным бельем, чтобы развесить его для сушки. Малышке тяжело поднимать тяжелые мокрые вещи, она толком даже не дотягивается до сушилки. Но ее буквально разбирает желание сделать эту «взрослую» работу.

Что делать . Там, где ситуации не несут угрозы жизни и здоровью малыша, дайте свободу. Разрешать водить автомобиль, как папа, безусловно и категорически нельзя. Но развесить белье позволить можно. Пусть у ребенка не получится это действие или оно выйдет корявым. Помогите, но ненавязчиво. Вот это будет опыт, интересный и личный. Ну, а ту работу, которую малыш реально может делать сам, перестаньте выполнять за него - пусть будет занят.


5. Протест-бунт: «Примите меня как равного»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок намеренно провоцирует конфликты со взрослыми в ответ на запреты и ограничения.

Как проявляется . Ребенок хочет быть на равных со взрослыми, поэтому чувствуя ущемление, начинает эмоциональную войну. Специально накаляя страсти, он показывает собственную важность, взрослость. Малыш требует соответствующего уважения, признания своего Я: «Почему папе все можно, а мне - нет?»

Пример . Днем девочка провинилась. Мама наказала дочку, лишив сладкого и сказки перед сном. Новость о наказании вызвала настоящий протест: малышка мешала взрослым ужинать, сорвалась на крик и даже толкнула маму.

Что делать . Не допускайте кулаков и ругани в ответ - вам то уже не три года. Но объяснить ребенку, что его поведение обижает маму с папой нужно. Подчеркивайте, что малыш - полноценный член семьи. Но, конечно, в пределах разумного. Давать ему право распоряжаться бюджетом не нужно. Но спросить разрешение, когда берете его вещи, стоит. Благодарите ребенка. Интересуйтесь мнением, учитывайте предпочтения ребенка. Запреты, без которых в воспитании не обойтись, давят на малыша. И ему нужно «сливать» нарастающий гнев. Агрессия уходит во время физического контакта: подеритесь «не взаправду», устройте дуэль на подушках и позвольте ребенку «победить» вас.

6. Обесценивание: «Не люблю вас»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок отворачивается от любимых и дорогих прежде занятий, предметов, людей.

Как проявляется . Ребенок понимает, как много неизведанного вокруг. Ему хочется узнать все и сразу, но не получается. Такой диссонанс вызывает агрессию по отношению к доступным вещам и людям, которые постоянно рядом. Малыш всячески показывает, что прежний опыт ему не интересен, требует новых эмоций. Ребенок может разбивать любимые игрушки, изменять предпочтения в еде, обижать взрослых. В его речи даже появляются ругательства.

Пример . Мама попросила сына отсесть подальше от телевизора, поскольку «глазки будут болеть». Просьба была проигнорирована, и матери пришлось более авторитарно настоять на своем. В ответ ребенок выбежал из комнаты со словами: «Ты - дура»…

Что делать . Знакомьте дитя с новыми местами, ситуациями и людьми, предложите самому выбрать в магазине игрушку или костюм. Создавайте атмосферу, в которой малышу будет легче «обжиться» личными дорогими вещами и моментами. Хаос также можно попробовать остановить, но не наказаниями. Если ребенок разрезал картонный пазл, удивитесь, как ловко он обновил старую игрушку: сделал больше деталей, которые теперь можно вместе собрать. У куклы оторвана рука или разрисовано платье? А это ли не повод поиграть в «больничку» или организовать «ателье мод».

Если в свой адрес вы услышали нелестные слова, пригласите дитя на «семейное совещание» и расскажите, как вам было больно. Можно вместе придумать новое домашнее правило: «Каждый день трижды говорить друг другу приятные слова». Или дайте ребенку право выбрать «кодовое» слово, которым он будет пользоваться, когда недоволен или зол. Например, «крокодил».


7. Деспотизм: «Я в доме хозяин»

Что это такое . Властное поведение, когда ребенок пытается подчинить себе окружающих.

Как проявляется . Ребенок добивается от домочадцев удовлетворения своих прихотей. Если попросил мультик вместо положенного сна, значит, ночью семья будет слушать «концерт», пока малыш не получит свое. Он искренне радуется, когда ему удается подчинить себе взрослых.

Пример . Мама собирается на работу, а за сыном должна присмотреть бабушка. Но ребенок хочет, чтобы мама осталась с ним поиграть. Понимая, что мать таки намеревается выйти из дома, ребенок запирает ее в ванной, подловив удобный момент.

Что делать . В мелочах - уступайте. Это позволит ребенку ощутить вкус лидерства. Но при этом дайте малышу право распоряжаться его свободным временем. И объясните, что такое же право есть у взрослых: вы же теперь на равных. И если ребенок намеренно и без объективных причин посягает на родительскую «территорию», нужно говорить твердое «Нет». К примеру, когда малыш болен и хочет, чтобы именно мама была рядом, то здесь, конечно, следует отложить все дела. А если «маленькому террористу» просто стало скучно, то смело отправляйтесь на маникюр.

Перечисленные симптомы не проявляются все и сразу. Бывает, что они сменяют друг друга. А иногда дело обходится «малой кровью», и дитя демонстрирует лишь часть из возможных кризисных моделей поведения. Насколько остро ситуация сложится в конкретном случае, во многом зависит от родителей. Обычно тяжелее других справляются с кризисом семьи, где малыша держат в ежовых рукавицах или, наоборот, где ребенок находится под гиперопекой.


3 правила от доктора Комаровского

Кризис малыша трудно переносят все члены семьи. И если вы не пересмотрите свои взаимоотношения с ребенком, пора истерик затянется на долгие месяцы. Что же делать родителям?

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский говорит, что корень проблемного поведения ребенка лежит в его стремлении к самостоятельности. И советует придерживаться трех педагогических правил, позволяющих справляться с непослушанием малыша в целом и смягчить проявления кризиса в частности.

  1. «Нельзя» должно быть мало . В лексиконе родителей слово «Нельзя» должно звучать крайне редко, но от ребенка нужно требовать его беспрекословного выполнения. Тогда это будет стоп-словом и сигналом к опасности. В этом случае «Нельзя трогать плиту», «Нельзя выбегать на дорогу», «Нельзя ходить зимой без шапки» не затеряются среди бесконечного количества других несущественных запретов. Ребенок будет осознавать важность соблюдения «Нельзя».
  2. Единая позиция воспитания . Мама сказала: «Нет!». Значит, папа должен ее поддержать и тоже сказать: «Нет!». Разногласия в принципах воспитания нивелируют родительский авторитет в глазах ребенка.
  3. Нет - означает НЕТ . Слово «Нет» также нельзя использовать часто. Но если вы его произнесли, значит, завтра оно не должно трансформироваться в «Да». Неправильно сегодня запрещать ребенку трогать папин компьютер, а завтра разрешить «лишь бы не ныл».

Отдельной темой доктор Комаровский выделяет детские истерики. Это способ манипуляции родителями. В такие моменты врач рекомендует взрослым демонстрировать безразличие: улыбнувшись, выйдите из комнаты или продолжите свои дела.

Не поддавайтесь на провокации, какими бы сильными и душераздирающими не были возгласы дитя. Дадите слабину, и ребенок будет постоянно практиковать истерики, как способ управления вами. Даже если малыш дает «концерт» в людных местах и вас уже трижды осудили прохожие, сохраняйте спокойствие, демонстрируйте равнодушие, а затем - сделайте вид, что ничего не случилось. «Стая не идет за птенцом», - говорит Евгений Комаровский.

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

  1. Играйте словами . Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»
  2. Проявляйте креатив . В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - ваше.
  3. Не заставляйте - предлагайте и просите . Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
  4. Позвольте ошибаться . Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек - это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
  5. Не «залюбливайте» и не подавляйте . Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания - такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.
  6. Дайте разумную свободу и поощряйте . Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.
  7. Не сравнивайте с другими . Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
  8. Будьте мудрее . Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение - ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
  9. Любите . Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
  10. 1996 Красивые и необычные имена для мальчиков: советы по выбору и рейтинг модных мужских имен 927 Красивые и необычные имена для девочек: правила выбора и ТОП-30 женских имен

Наверняка каждому из родителей знаком этот период, когда маленькое чадо превращается в непослушное дитя и в плохо управляемого крикуна. Только недавно малыш послушно ходил с мамой, держась за ручку, и с радостью бежал выполнять все её просьбы, а теперь он со злостью раскидывает свои игрушки и истерит при всех на улице. Бедная мама не знает, что делать и как найти управу на маленького разъярённого отпрыска. Не у всех детей это происходит именно в 3 года. Перемены могут начаться уже в 2.5 года или даже немного позже – в 3.5 года.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста

Отличительными признаками этого периода является отказ ребёнка слушать родителей, его капризы и истерики по любому поводу, упрямство. Этот кризис ещё называют «Я – сам!».

Как утверждают детские психологи, в возрасте до 3 лет ребёнок ещё не умеет мыслить самостоятельно. В этот период он только учится этому и наблюдает за окружающим миром. Малыш копирует действия взрослых, произносит первые слова, а затем и фразы.

Чем ближе возраст к трём годам, тем больше ребёнок ощущает, что может что-то делать сам, хочет показать своё «я». Он стремится самостоятельно постичь все премудрости жизни. Маленькому бунтарю кажется, что у него всё получится так же хорошо, как и у взрослых, и он не хочет слушать уговоры старших. А если его о чём-то попросят, то он специально сделает все наоборот. Из-за этого происходят частые конфликты с родителями, и только от папы с мамой зависит, кого они вырастят, равнодушного и угрюмого обывателя или жизнерадостного и открытого человека. Длится кризис трёх лет у каждого ребёнка по-разному, в среднем где-то около полугода, как правило в 4 года он проходит у всех детей.

Психология кризиса 3 лет у детей: причины и что делать?

Психологи определили несколько причин, по которым трёхлетний ребёнок не хочет слушать взрослых и то, как эти причины можно разрешить.

Родители уделяют мало времени малышу . В этот период маленький человечек становится более самостоятельным и мама думает, что он и сам себя развлечёт. Но именно теперь у малыша возникает ещё большая необходимость общения с родителями. Ведь ему так много хочется узнать и всему научиться. Но маме некогда с ним поговорить, потому что по телевизору идёт интересный сериал, а папа пришёл с работы уставший и хочет отдохнуть, в ответ ребёнок тоже перестаёт слышать просьбы родных.

Детям нужно уделять как можно больше свободного времени. Пока они не стали взрослыми и самостоятельными, им всегда будет необходимо родительское внимание. Их интересы должны стоять на первом месте.


Ребёнок борется за утверждение своей личности . Такое происходит в тех случаях, когда родители не разрешают или не хотят, чтобы малыш действовал самостоятельно. Им кажется, что будет гораздо быстрее и лучше, если они сами сделают то, что хотел сделать ребёнок. Ведь пока он будет черпать ложкой из тарелки, то всё разольёт и запачкается, а поест плохо. И тапочки малыш всё равно не оденет правильно. Особенно нервничают родители, когда ребёнок начинает упрямиться. Но чем больше родные что-то не разрешают, тем больше крохе хочется против этого восстать.

Ребёнок должен понять, что быть самостоятельным - это хорошо. Если малыш хочет что-то сделать сам, необходимо его только поощрять и поправлять по мере необходимости. Иначе может вырасти лентяй, не желающий даже мизинцем пошевелить в ответ на просьбы родителей.

Ребёнок хочет отомстить . Бывает, малыш набедокурит, а родители в сердцах, не выяснив причины, наказывают его. Малыш, конечно же, ещё не может толком оправдаться, но чувствует, что наказан несправедливо, а если такое происходит часто, то он начинает думать, что мама с папой его не любят и дождаться справедливости ему не суждено. Бывает, что родители что-то пообещают своему чаду, а потом за делами забывают об этом. Бедный малыш начинает разочаровываться в близких ему людях и у ребёнка постепенно нарастает желание противиться взрослым.

Не стоит наказывать детей, не разобравшись конкретно в причине поступка. Желательно поговорить об этом с ребёнком, чтобы он понимал, что с его чувствами считаются. Искреннее желание родителей понять причину поведения повышает степень доверия детей.


Ребёнок не уверен в себе . Проще всего обидеть маленького ребёнка, ведь он не может ещё толком постоять за себя. Некоторые родители могут насмехаться над своим малышом, говорить о нем в обидном смысле. «Да ты даже ложку в руках держать не можешь!», - говорит мама своему ребёнку, когда он нечаянно роняет ложку на пол. Следующий раз он замочит рукав, когда будет умываться, и опять мама не довольна. Вот после такого дети начинают думать, что действительно они ничего не умеют.

Не нужно относиться к ребёнку как к неряхе и неумехе. Лучше наоборот уверять его в том, что у него все получится. Может быть не сразу. Маленький человечек должен знать, что родители его всегда поддерживают.

Хорошо, когда рядом с малышом находятся любящие и понимающие люди, которые хотят, чтобы их дети выросли счастливыми. А для этого нужно приложить много терпения и сил и данный кризис пройдёт сам собой. Просто необходим правильный подход – и всё!

Желаем удачи и поскорее пережить данный непростой период родительства.