Перед смертью не надышишься значение. Страх перед смертью. Время и смерть: перед последним «прощай» не надышишься

Какое самое удивительное явление в этом мире вы встречали? Не стоит особенно углубляться в размышления: это удивительное явление – вы сами! Познание самого себя и других окружающих нас людей (и даже живших в далекой древности) привлекает каждого, наверное, больше, чем познание чего-либо другого во всей Вселенной.

Что есть человек? Что есть мое «я»?

Все мы – величайшая тайна мироздания. Божественное Откровение приоткрывает для нас завесу этой тайны и свидетельствует, что человек – особое творение Господа. Он – самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, завершение и венец творения.

Бог сотворил человека

Об этом космическом событии просто и ясно повествуется в 1-й и 2-й главах книги Бытия (первой книге Ветхого Завета). В первой главе вы прочтете:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так ().

Во второй главе вы встретите некоторые добавления:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал... И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ().

В чём же особенность творения человека?

Давайте обратим внимание на то, каким образом Творец действовал при создании мира ангельского, мира вещественного и человека. Конечно, в данных описаниях много символов, в них – духовный смысл, который требует толкования. Но все-таки. Ангельский мир сотворил в молчании.

Мир вещественный создается творческим повелением «да будет». А перед творением человека, согласно Божественному Откровению, происходит некий совет в Самом Триипостасном Боге. Три Лица Святой Троицы имели предвечный совет о создании человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). Этим указывается на особенное назначение и высочайшее достоинство человека. Именно к нему обращено особое внимание Творца.

Таким образом, человек создан не просто как составная часть видимого мира. Он – живая личность и создан по образу Божию. Значит, он имеет ближайшее отношение к высшей, Божественной жизни, несет в себе отражение свойств Самого Бога.

Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что имя первого человека Адам значит «взятый из земли? Потому что тело человека создано из праха земного. Но что же здесь особенного? А то, что если при создании других живых существ Господь повелел земле производить их, сообщил ей для этого силу, то при творении человека действует Сам лично и непосредственно. Тело человеческое Творец созидает из земли словно Собственными руками. А душа призвана к жизни Божественным дуновением.

Таким образом, человек по своему естеству принадлежит одновременно двум мирам: телом – миру видимому, вещественному, земному, а душой – миру невидимому, духовному, небесному.

Божественное дуновение означает еще и то, что Господь при творении человека сообщил ему благодать Святого Духа. В этом – исключительность и уникальность человека. И если жизнь нашего тела зависит от присутствия в нем души, то жизнь души напрямую связана с приобщенностью к Духу Божию.

Для первого человека Господь специально творит «помощника, соответственного ему» – жену (). Имя первой женщины Ева означает "жизнь".

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества...

Так писал о сотворенном человеке Гавриил Романович Державин. Созданный Богом человек – это гармоничное единство души и тела. Природа человека двуедина. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру – духовному. В человеке соединены миры небесный и земной. Человек увенчивает собой все мироздание.

Но сначала давайте обратим внимание на то, что сразу бросается в глаза, – на телесное естество.

Телесное естество

Из уроков биологии и анатомии вы знаете, по телу человек есть один из организмов, живущих на земле. В теле имеется все, что существует в природе. Неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и нервная система – все совмещено в человеке.

В наше телесное естество так же, как и во все живое, вложена потребность самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело наделено пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Весь аппарат человеческого тела устроен сложно и премудро. Какой же закон лежит в основе устроения тела? Это закон красоты и соразмерности . И этот закон вы наблюдаете всякий раз, когда засматриваетесь друг на друга. Уж, наверное, вы согласитесь, что тело человека совершеннее тел всех остальных земных существ.

Даже своим видом оно указывает на возвышенное предназначение человека. Как именно? Так, что вертикальность положения тела показывает, что нам должно устремлять духовный взор к Небу, избегая приземленности мыслей и дел. Помните перевод самого слова «человек»?.. Кстати, а знаете ли вы, какое животное не может смотреть вверх? Да, да – это свинья! Ее голова всегда устремлена к земле – там все ее ценности. Кому же уподобляется человек, когда забывает о Небе?

По замечанию «отца Церкви» святителя Иоанна Златоуста , тело человека есть «сокращенный и малый мир».

Некий ученый подсчитал, что если разложить тело человека на отдельные химические элементы, то стоимость их окажется равной шести миллионам долларов. Но не спешите радоваться. Чтобы собрать из этих элементов тело и вернуть к жизни – не хватит всех драгоценностей мира. Само по себе тело было бы совершенно бездвижно, если бы его не оживотворяла душа. Итак, душа – бесценна! А назначение тела – быть достойным орудием и храмом души.

И – внимание! – по своей душе каждый из нас изначально был подобен ангелу. Естество души невидимо для телесных глаз, но именно она приводит все тело, мысли и чувства в движение.

Так неужели душа существует?

Вы знаете, что существование души иногда подвергается критике. В этом отношении будет интересен пример из жизни. Как-то один хирург сказал другому: «Я сколько ни вскрывал человека, но души не видел, и пришел к выводу, что ее в человеке нет». А другой возразил: «Сколько раз я вскрывал черепную коробку, прикасался к мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!»

Действительно, незримость души не означает ее отсутствие. Все вы, например, видите, как на землю падают дождь, град, снег. Вы понимаете, что причина падения – притяжение земли, однако саму силу притяжения никто никогда не видел. Так и в отношении души – она содержит собой все тело и управляет им, хотя сама при этом невидима.

В мире бездушной материи все подчинено закону строгой причинности. Там нет возможности выбора, каких-либо свободных, произвольных действий. Например, мяч покатится только тогда, когда вы его пнете или толкнете. Он неспособен размышлять или выбирать, куда и как ему катиться, – все зависит от вашего на него воздействия. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы мячи сами собой забивались в ворота – но не бывает так в материальном мире.

А вот человек поступает совершенно иначе. Даже ребенок, младенец может не подчиниться чьему-то приказу.

В этом отношении есть мудрые рассуждения у Андерсена в его сказке «Соловей»: «Капельмейстер расхваливал искусственную птицу и уверял, что она превосходит настоящую не только опереньем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами.

– Что касается живого соловья... то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно он вздумает петь, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать его внутреннее устройство – все это плод человеческого ума, расположение и действие валиков и только!»

Самого себя каждый человек ощущает вовсе не как бездушный сгусток материи. В человеке есть духовная сила, способная властвовать над физическими потребностями: например, можно долгое время не вкушать пищи, хотя весь организм просит этого. Дух способен преодолевать ощущения физической боли и даже, ради высшей идеи, идти на телесную вопреки всем желаниям плоти. Благодаря именно душе человек обладает волей и возможностью выбора. Душе принадлежат способности умственной деятельности, памяти и воображения. Именно душа переживает радость или горе, испытывает чувства любви или ненависти. В душе живет совесть, постоянно свидетельствующая, прав человек или заблуждается. Мы способны стыдиться некоторых своих поступков. Каждый из нас осознает самого себя как живую личность. Все это не объяснить одними химическими процессами мозга и нервной системы.

Но если душа человека обладает свободной волей, если она способна выбирать, значит, она может склониться как к добру, так и ко злу. Значит, от решений человека во многом зависит его жизненный путь. А в таком случае возникает вопрос: разве не права астрология?

Неужели эти бездушные, раскаленные глыбы космических тел, удаленные от нас на миллиарды миллиардов километров, не имеют над нами никакой власти?

Разве не права астрология?

Тогда почему возникла астрология? А потому, что раньше на звезды и созвездия смотрели как на богов – живых, разумных, почти всесильных существ, которые правят миром. Эта вера возникла в Древнем Вавилоне, задолго до создания телескопов. Там считалось: в небесное правление какого бога родился ты, тот и покровительствует тебе, и сообщает черты своего характера. Причем это правление, а равно сами боги, тем более человек, подчинены судьбе (року, фатуму, карме).

Но если все зависит от звезд, тогда «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Быть человеком – это действительно великая ответственность.

Астрология же предлагает свою альтернативу. Какую?

А вам не приходилось слышать подобного диалога (его записал, услышав случайно в электричке, современный православный исследователь сект Александр Дворкин):

– Скажите, а вы не скорпион?

– Нет, я рак. А вы, наверное, козерог?

– Что вы, я овен.

– А по восточному гороскопу?

– По восточному я – розовая крыса.

– А я – голубая свинья.

– Как замечательно, я так люблю свинок.

На что же меняет человек достоинство и ценность своей души?

Впрочем, возникает встречный вопрос: почему некоторые люди видят в гороскопе соответствие своему характеру, а астрологические предсказания порой сбываются?

В одной европейской стране провели такой эксперимент. Составили астрологический прогноз судьбы и гороскоп известного преступника, казненного в XIX веке. Эти данные разослали многим адресатам с просьбой ответить, соответствуют ли они их судьбе. Были обещаны и дальнейшие консультации. Что же, вы думаете, ответили многие? То, что прогноз в большой мере соответствует их характеру и отражает их судьбу!

Душа человека намного глубже, шире, богаче своими чувствами, своей внутренней жизнью, чем скудные наброски астрологических карт. Каждый из вас переживает, испытывает, чувствует и совершает столько, что, несомненно, черты, представленные в гороскопе, давно известны вашей душе. Но эти черты далеко не исчерпывают вашей ничем не повторимой жизни!

Вера в астрологию возникла от страха осознать возложенную на нас, людей, миссию. Легче поверить в предрешенную судьбу и закон звезд, нежели задуматься над своим поведением, постараться не погубить свою душу, а сохранить ее чистой, соделать богоподобной.

Так стоит ли подчинять себя овцам, козлам и пресмыкающимся, а еще более тем, кто смело трактует нашу судьбу с помощью звездного стада?

Ещё о душе

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

А теперь обратим взор в самую глубь веков и зададимся вопросом: каким был человек сначала?

Каким был человек сначала?

Нам сейчас трудно представить состояние, в котором находились первозданные люди, когда вышли из рук Творца. Современный человек смотрит на все сквозь покров собственной испорченности.

А первые люди с появлением на свет отличались непорочностью, чистотой, безгрешностью, святостью. В них не было и тени греха или малейшего противления добру. Совесть их была спокойна, душа не испытывала волнений, они ничего не боялись.

Ум первозданного человека легко усваивал как высшие духовные истины, так и знания о материальных предметах. Бог привел к всех животных, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (). Что это значило? То, что постигал самую суть, смысл всего живого и вообще мироздания, проникал в их тайну, мог выразить эту тайну словом. Наречение имен животным показывает, что человек познавал глубину вещей и их отличительные свойства. Впрочем, ум человека был и тогда ограничен, тем более не искушен опытом жизни. Ему следовало развиваться и совершенствоваться.

Каким было сердце первозданных людей? Оно изначально являлось обителью доброты, любви, самых светлых и теплых чувств. Сердце не знало порочных движений и беспорядочных чувств.

В человеке полностью отсутствовала плотская похоть – эта ненормально разросшаяся чувственность, враждебная духу. Поэтому «были оба наги, и жена его, и не стыдились» (). По учению святителя Григория Паламы (XIV век), прародители были облачены в Божественный свет, который окружал их и был лучше царской порфиры.

Воля первых людей обладала полной нравственной свободой, не испытывала никакого гнета. Человек был свободен от мучительного выбора, как поступить, чтобы ему было лучше. Он естественно любил добро и стремился к нему. Его воля находилась в согласии с волей Божией. Но значило ли это, что человек не мог вообще согрешить? Нет. Воля обладала абсолютной свободой. А следование за Богом всегда предполагает добровольность.

Наконец, тело первозданных людей не имело порока, какого-либо внутреннего или внешнего недостатка. Оно отличалось удивительной красотой, свежестью сил, не испытывало усталости, болезней, страданий. Да, человеческое естество, как сотворенное, само по себе переменчиво, тленно и смертно. Но оно изначально было причастно Божественной благодати, не имело внутреннего расстройства, поэтому не должно было и умирать.

Человек предназначен к бессмертию, а достичь его можно лишь в общении с Источником жизни – Богом.

Близость к Творцу

В том и заключалась основная особенность первых людей, что они находились в непосредственной близости к своему Творцу. Человек в Раю искренно любил Бога.

Сам Господь был первым Наставником и Учителем людей. Он являлся им, беседовал и открывал Свою волю. У первозданных людей было совершенное чувство близости Бога. Более того, они сами являлись храмом, обителью Бога, настолько тесно было их общение с Небесным Отцом.

«Человек есть богозданный храм Божества по душе и телу», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества». А святой Макарий Великий так изъясняет это: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Причастность Богу всем естеством означала состояние глубокой духовной радости, неизреченного мира, удивительного вдохновения, легкости и свободы, всего того, что может называться счастьем или блаженством.

Оказывая любовь и послушание Небесному Отцу, человек сам являлся владыкой видимого мира. Животные не причиняли ему вреда, но слушались, видя в нем своего царя.

Среди самих животных не было вражды, сильные не трогали слабых. Все звери питались лишь травой и растениями.

Природа не возмущалась катаклизмами. Солнце не иссушало лицо земли, отсутствовали морозы. Не было ничего такого, что в настоящее время причиняет страдания и ущерб животному и растительному миру. Везде царили гармония, красота, покой и порядок, так как все мироздание пока существовало в полном согласии с волей Творца.

Назначение же человека заключалось в том, чтобы все более совершенствовать как самого себя, так и подчиненный ему видимый мир, во всем утверждая Царство Божие и прославляя своего Небесного Отца.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для чего это было нужно?

Человек мог быть бессмертным только в близости Творцу. Общение с Богом возможно только при искренней любви к Нему. А любовь всегда проявляется в радостном исполнении воли того, кого любишь.

В исполнении повеления Божия люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Представляло ли это для человека чрезмерный труд? Вовсе нет. Ведь первые люди изначально имели глубокое доверие Богу. Они обладали полнотой всяческих благ. И внутри них не находилось потребности вкушать запретный плод.

Но почему это дерево называлось древом познания добра и зла? В этом – глубокий смысл. Само по себе это дерево не могло сообщить знание добра и зла. Ведь человек изначально обладал ясностью душевных чувств, чистотой совести и поэтому различал, в чем добродетель и в чем порок. Но через это дерево человек познал на опыте, какое добро содержится в послушании, а какое зло – в противлении воле Божией.

И не сами плоды дерева были смертоносны. Дерево это, как и прочие, было добро и прекрасно. Смертоносным же являлось непослушание Богу. Итак, повеление не вкушать от дерева познания добра и зла означало испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости Которому заключается вся его вечная жизнь.

Вспомните, в чем заключалась особенность творения человека?

На что эта особенность указывает?

В чем состоит уникальность человеческой природы?

Почему можно утверждать о существовании души, если даже она, по своей природе, невидима?

Можете ли вы рассказать о взаимной связи души и тела?

Что такое совесть и зачем она нужна?

Как вы охарактеризуете образ Божий в человеке?

А что такое подобие Божие?

Чем первозданный человек отличался от всех нас?

Что такое и зачем было нужно древо познания добра и зла?

Бог и Господь Бог разные , подтверждение можете найти в Библии — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 36: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал (т.е. назначил) Господом (т.е. повелителем) и Христом (т.е. спасителем) Сего Иисуса, которого вы распяли» . Видите, Бог назначает Господом . Но назначил его Господом только после распятия, а не так как написано, что при жизни его называли Господом. Если читать апокрифы, там везде к нему обращаются – рабби , т.е. учитель.

В Библии сказано, что Господь не один, а их много: «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как одни из Нас…» [Бытие 3:22]. Он не сказал «как Я», он сказал «как один из Нас», т.е. их много. Некоторые называют Господа – полубогами, т.е. есть Боги, а есть Полубоги, и в Библии есть этому подтверждение — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 34: «Ибо Давид не восшел не небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» . Т.е. один Господь говорит другому Господу: садись справа от меня (потому что слева уже занято).

Есть Господь Иегова, Адонай, Саваоф , и христианские проповедники через каждое слово говорят: «Господь Иисус», хотя они этого не имеют права делать. Знаете почему? В 1-ом послании к Коринфянам гл. 12 ст. 3 сказано: «Никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым». Т.е он Дух Святой, а Господом его называть нельзя. Остальные Господа небесные, они его могут называть Господом, а людям нельзя, пусть ты хоть трижды иерарх.

Первое человечество (Бытие. Глава 1)

«На шестой день Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Бытие 1:27]. Но это в современной Библии Бог в единственном числе, а в Торе по-другому, там созидал Элохим, что по-еврейски означает БОГИ, т.е. их множество, и какие они — многим неизвестно, потому что в Тору и Библию вошли учения и предания различных народов.

Боги создали людей по образу и подобию:
1. Раз мы в теле — значит, и Боги были в теле. Так? Да.
2. Кто сказал, что Бог бездушный? Может такое быть? Нет.
3. Может Бог быть бездуховный? Нет.
4. Может Бог быть безсовестный? Нет.

Значит, была создана Свастичная система: Тело, Душа, Дух, Совесть , которую мы называем Человеком, т.е. потомок Божий. «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь».

Второе человечество (Бытие. Глава 2)

На седьмой день Элохим (Боги) отдыхают. А на восьмой день начинает трудиться помощник Божий – Господь Бог, или как его называют свидетели Иеговы – , т.е. помощник начинает трудиться: «И создал Господь Бог (Иегова в Торе) человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [Бытие 2:7].
Т.е. Господь Бог создал только Душу , и поместил её в Эдеме на востоке от Земли, т.е. на планете Эдем (или рай) восточнее нашей Земли.

Затем разделил Душу пополам, отделил мужское начало от женского, и создал им телесную оболочку: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» [Бытие 3:21]. То есть, у этих () только два элемента: Тело и Душа .

И заметьте ещё — генетические формы тоже разные : в свастичной системе генофонд передаётся по линии отца, а в форме из двух элементов (из двух треугольников) генофонд передаётся по линии матери: «И нарек Адам имя жене своей: Ева (евр. Хава), ибо она стала матерью всех живущих» [Бытие 3:20], т.е. через неё начал передаваться генофонд.

Вот, пожалуйста, два различных человечества — у наших Богов и Предков свастичная система (4 элемента: Тело, Душа, Дух, Совесть), у них дуальная (Тело и Душа); у нас генофонд (наследство Рода) передаётся по отцу, у них по матери. Т.е. различные системы.

Миссия Иисуса Христа

Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы двухэлементному человечеству добавить ещё два элемента . Поэтому он пришёл (его же послали) и сказал: Ребята, я вам принёс Духа Святого (третий элемент). Ибо кто примет Духа Святого, станет как дитё малое, и в нём Совесть пробудится (т.е. появится и четвёртый элемент), и они будут такие же как и все, у которых четыре элемента. Но кто-то пошёл за Иисусом (учеников у него было много), а те, кому этого было не надо, сказали: «Пройдите на крест, пожалуйста».

Т.е. Святого Духа не приняли, Совесть не появилась — остались бездуховными и безсовестными. Поэтому они и говорят: «Подумайте о своей Душе» , а о Духе никто не призывает позаботиться, потому что Дух у них — это божественное, руками не трогать. А что они про Душу-то говорят? Они слова Павла приписали Иисусу: «Кто погубит Душу свою ради меня, тот её спасёт; а кто сохранит, тот её потеряет». Но Душу нельзя во имя кого-то или чего-то губить! Нельзя!

И заметьте, рай у них в Эдеме: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» [Бытие 2:8]. А Иисус что сказал? Всякий принявший меня в рай попадёт? Нет. Иисус сказал: «Всякий принявший меня обретёт Царствие Божие». А когда спрашивали: «Какое оно?», Иисус отвечал: «А обителей у Отца моего множество». Но спросите любого христианского священника: «Где находятся все праведные христиане?» Вам ответят: «Они все в раю, в райских кущах». А Иисус обещал Царствие Божие, но не как не рай . И обратите внимание, мы все – дети Божии, а христиане – все рабы божии. И что получается: умирает человек, ему вкладывается в руки сопроводительное письмо, в котором написано: «Сей есть раб/раба Божия и отправляется он в рай». Т.е. не в Обитель Божию, а в Землю Эдем — был рабом здесь на Земле, теперь давай в последующей жизни побудь в рабстве на Земле Эдем, там поработай рабом. То есть, рабство земное и посмертное.

Горячие споры вокруг различных теорий происхождения человека не стихают по сей день: дарвинисты доказывают, что человек произошел от обезьяны; религиозные люди верят, что все сущее, в том числе и человека, создал Бог; а есть мнение, что люди возникли благодаря деятельности инопланетного разума. Кто же из них прав? Каждый выбирает теорию, которая ему наиболее близка. Давайте подробнее рассмотрим теории создания людей.

Креационизм

Креационизм - концепция, согласно которой все формы жизни, в том числе и люди, были созданы Богом или Творцом. Теория о том, что человек появился благодаря божественной силе, возникла гораздо раньше, чем материалистические воззрения о том, что люди эволюционировали от обезьян. Во всех древних религиях есть мифы, в которых бог или боги создают людей различными способами. В антропогонических мифах люди обычно создаются из природных материалов: глины, воды, дерева и т. д. Например, в древнеегипетской мифологии бог-демиург (то есть творец) Хнум лепит людей на гончарном круге, а затем вдыхает в них жизнь. Древние шумеры считали, что Мардук и другие боги убили чудовище Тиамат и ее мужа Абзу, смешали кровь последнего с глиной и из этой смеси возник первый человек.

Адам и Ева - первые люди

В Библии, Торе и Коране описано, как Бог-отец создал первого человека Адама на шестой день творения. Бог сотворил Адама по образу и подобию своему. Согласно второму рассказу в Книге Бытия, Адам был вылеплен "из праха земного", глины. Затем Бог вдохнул в него жизнь и поместил в райский сад Эдем, где перед Адамом предстали все созданные божественной силой растения и животные. После этого Бог усыпил Адама, взял одно его ребро и создал из него первую женщину - Еву. Ева стала для Адама женой. Первые люди жили счастливо в райском саду, пока не были изгнаны оттуда за свое грехопадение.

Иудаизм и ислам также признают теорию божественного творения, эволюционную теорию Дарвина подвергают жесткой критике.

Научный креационизм

Помимо чисто богословского креационизма существует и научный. Концепция "Разумного замысла" пытается обосновать с научной точки зрения теорию божественного творения. Последователи данной концепции считают, что совершенство строения вселенной и живых существ объясняется замыслом высшего разума, то есть Бога. Они стремятся подтвердить тексты Библии научными доказательствами, а также опровергают факты эволюционной теории Дарвина.

Теория внешнего вмешательства

На сегодняшний день существует немало альтернативных теорий создания живых существ. Теория внешнего вмешательства отвечает на вопрос о том, как был сотворен человек. В соответствии с данной теорией, человек есть не кто иной, как прямой потомок пришельцев. Эта тема часто обсуждается в научно-популярной литературе и в фантастических фильмах. Например, писатели Станислав Лем и Роберт Шекли посвящали свои книги теме инопланетного вмешательства.

Теория внешнего вмешательства приобретает сегодня все больше сторонников. Ведутся споры о том, могли ли быть построены древние пирамиды Египта и Мексики людьми, или это доказательства присутствия на Земле инопланетян.

Есть несколько версий о том, каким образом пришельцы положили начало человеческой расе. Рассмотрим варианты, как могли быть созданы люди инопланетянами.

  • Возможно, люди - прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в древние времена и потерявших связь со своей планетой.
  • Высокоразвитая инопланетная цивилизация вывела путем селекции или вырастила в пробирке популяцию разумных существ.
  • Гуманоиды скрещивались с высшими приматами, через поколения появились первые люди.
  • Инопланетяне выводили первых людей методом генной инженерии.
  • Эволюция человекообразных обезьян была, но происходила она по замыслу инопланетного разума.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Бытие 1:27-28).

Бог создал человека, назвал его Адамом и дал ему влады­чество над землей. Бытие 3:8 говорит, что Бог и Адам ходили вместе в прохладе дня. Бог создал Адама по Своему точному образу и подобию, потому что Он хотел, чтобы Адам был на Его уровне, способный ходить и разговаривать с Ним в прият­ном общении. Он предложил Адаму самый высокий вид жиз­ни - быть Его семьей на земле: Адаму было поручено обладать землей и наполнять ее существами, подобными ему, которые были сотворены по образу Божьему.

Бог поставил Адаму лишь одно условие: «...от всякого древа в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16-17).

Единственное, что Бог потребовал от Адама, - это послуша­ние, но пришел день, когда тот решил поступить по своей воле и не послушаться Божьей заповеди.

В то же мгновение, когда Адам съел плод запретного дерева, сама жизнь Божья была отрезана от него. Те отношения, то личное общение и взаимоотношения, которыми он так наслаждался с Богом, прекратились. Он был мгновенно отде­лен от Бога и умер духовно, как и предупреждал Бог. Отделе­ние от Бога - это духовная смерть. Он отделился от своего духовного источника жизни.

Непослушавшись Бога, Адам избрал смерть - и это так же верно, как если бы он подписал официальный документ, глася­щий: «Я выбираю смерть». Его непослушание повлияло и на будущее мира - все потомки Адама рождались в этом мире с природой греха, а не праведности; с природой сатаны, а не Бога. Адам совершил государственную измену против Бога, и сатана стал его господином. На земле стали преобладать непослушание и бунтарство. Грех настроил человека против Божьих мыслей и Божьих путей. Поэтому и смерть царствова­ла благодаря непослушанию одного человека. «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Римлянам 5:17).

Нужно было что-то сделать. Бог дал Адаму владычество над землей, а Адам через непослушание сделал себя подвластным Божьему врагу - сатане, который был слабее Адама. Богу потребуется определенное время, чтобы опять вернуть челове­ка к союзу и согласию с Собой. Но Бог это сделает.

Даже в Едемском саду Бог знал, какую цену Ему придется заплатить. Но Он был готов платить цену, чтобы вернуть Себе Свою семью. Он сказал сатане: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Бог был готов пожертвовать Своим Единственным Сыном, чтобы вернуть человека к общению с Собой: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Из-за непослушания Адам потерпел катастрофу. Он был отделен от жизни Божьей. Он был изгнан из совершенной среды, которую Бог создал для него.

В этой статье мы рассмотрим истину о том, для кого Бог создал абсолютно всё, для Себя или для нас. А так же увидим разницу между «Человекоцентричным богословием и Богоцентричным»

Далеко не все люди, признавая Бога и становясь христианами, на самом деле ясно понимают Его статус, Кем Он является, поэтому не могут уделить Ему то место, которое Он должен по праву занимать.

Это приводит к тому, что большое количество верующих продолжают жить прежними ценностями, облекая их в христианскую терминологию. Конечно, все верующие признают существование Бога, необходимость в спасении, заместительную жертву Христа, ад и рай, но в их жизни не хватает истинного понимания сущности Бога, благодаря которому и должна строиться вся система истинных ценностей.

Существуют такие термины, как: «Богоцентричное богословие» и «Человекоцентричное богословие». Самого термина «Богоцентризм» нет в Писании, то же самое обстоит и с термином «Богоцентризм».

Мы видим из Писания, что Богоцентризм является сущностью самой жизни. Что имеется ввиду, когда говорится о Богоцентризме? Богоцентризм – это вера в то, что Бог является единственной причиной, центром и источником всего существующего, т. е. все процессы и всё бытие во Вселенной абсолютно зависят от Него, а так же это вера в то, что вся Вселенная и абсолютно всё, что в ней находится и существует, - существует для Бога, ради Бога и ради Его целей .

На сегодняшний день существует серьёзная проблема в христианстве, заключающаяся в том, что многие христиане придерживаются философии «человекоцентричного евангелия», искажённо показывающего Бога, Который якобы только и озабочен тем, чтобы во всём благословлять человека. В мышлении многих верующих в центре Божьего мироздания находится человек. Они глубоко верят, что Бог всё создал для человека и всё делает для человека. Это и есть человекоцентричное богословие, которое имеет свою теологию, многочисленные учения и огромную массу последователей.

Многие люди признают Бога, посещают богослужения, несут различные служения в Церквях, но в то же самое время не готовы расстаться с человекоцентричными ценностями. Это привело к тому, что в христианской среде возникли различные учения, основанные на человекоцентричной философии, которые и получили название «Человекоцентричное богословие».

Идея человекоцентризма звучит так: «Всё для человека!». Эта мирская философия, к сожалению так же проникла и в Церковь.

Богоцентризм и человекоцентризм являются двумя системами ценностей, которые постоянно конфликтуют между собой, так как прямо противоположны и абсолютно несовместимы. В этой статье мы увидим некоторые отличия Богоцентричного богословия от человекоцентричного.

Многие верующие на вопрос: «Для кого Бог всё создал?» ответят: «Конечно же, для человека! А для кого же ещё? Ведь человек является венцом творения Божьего!» Но на самом деле эта точка зрения неверная. Писание ясно нам открывает, что абсолютно всё, что создал Бог, Он это создал для Себя, а не для человека. «Всё сделал Господь ради Себя » (Прит.16:4). Еще одно место Писания говорит о том, что всё, что создано Богом, создано для Него, а не для человека: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16-17) .

Мы ясно видим, что смысл всего, что существует в этом мире не в нас, не в нашей особой значимости, (как учит человекоцентричное богословие), а в Нём и в Его решениях.

В Послании к Римлянам в 11 главе Павел показывает нам, что Бог абсолютно не зависит от людей или кого-либо ещё; а так же, что у Него есть Свои планы и цели, которые Он осуществляет и которые мы не всегда способны понять. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему . Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:33-36).

Апостол Павел говорит, что мы не можем постичь своим ограниченным умом пути Божьи и Его планы. «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Наш человеческий разум просто невозможно сравнить с Божьим разумом, поэтому, ум человека отличается от Божьего разума несравненно больше, чем ум первоклассника от ума профессора математики. Например, говоря о всезнании Бога, мы понимаем, что Он одновременно знает абсолютно всё, что происходит в любом уголке бесконечной Вселенной; что Он знает абсолютно каждую мысль, каждое слово и действие всех людей живущих на Земле; что Он знает всё о движении каждой молекулы во Вселенной. И можем мы хоть как-то сравнить свой разум с Его разумом?

Бог говорит человеку: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои» (Ис.55:8). Некоторые проповедники говорят, что, так как в Писании записаны мысли Бога, то по мере познания Библии мы начинаем мыслить как Он. На самом деле мы никогда не сможем мыслить как Бог, даже если выучим наизусть всю Библию. Даже через Писание Бог открывает нам самое малое, что мы способны понять и чего для нас достаточно, чтобы увидеть Его Величие, Всемогущество и Славу, чтобы подчиниться Ему во всём. Вот что Писание говорит по этому поводу: «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам…» (Втор.29:29). На самом деле, существует великое множество знаний, которые сокрыты от нас Богом по причине того, что мы просто не способны этого понять. Поэтому Павел и спрашивает: «Ибо кто познал ум Господень?»

Далее Апостол говорит: «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» То есть Бог абсолютно ничем не обязан людям. Люди совершенно ничего не дали Ему, чтобы Он был обязан как-то вести Себя по отношению к нам. Поэтому, Бог абсолютно ни от кого не зависит, и весь мир, и вся Вселенная подчинены Ему. И далее Павел пишет: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» . Эти стихи показывают нам, что абсолютно всё произошло от Бога, абсолютно всё держится Богом, и абсолютно всё идет к Богу, т.е. Бог является абсолютным Владыкой и главным смыслом всего существующего во Вселенной.

Вся история человечества доказывает, что Бог всё делал и делает для Себя Самого и Своей славы, а не для человека.

Мы видим, что Бог создал человека не ради самого человека, а ради славы Своей: «Веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли (говорит Господь), каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей « (Ис. 43:6-7).

Мы видим, что Бог избрал Себе народ не ради самих людей, а ради славы Своей «Я приблизил к Себе весь дом Израилев…, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением « (Иер. 13:11).

Мы также узнаём, что Бог избавил Свой народ от египетского рабства не ради них самих, а ради имени Своего. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего , дабы показать могущество Свое» (Пс. 105:7-8).

Бог снова и снова щадил Свой народ в пустыне, не ради их самих, а опять ради имени Своего, чтобы другие народы не сказали, что Бог евреев слабый Бог. «Я поступил ради имени Моего , чтобы оно не хулилось перед народами, в глазах которых Я вывел их» (Иез. 20:14).

Мы видим, что Бог не оставил Свой народ, когда тот не пожелал видеть в Нем Царя и просил себе земного царя, как у прочих языческих народов, опять не ради них самих, а ради Себя. «Не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего « (1Цар. 12:20-22).

Писание ясно говорит нам, что Бог вернул Свой народ из плена Вавилонского, опять таки ради Себя Самого, а не ради Своего народа. Исайя объясняет это так: «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя…Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» . (Исаия 48:9,11). А Иезекииль говорит об этом «Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего … И освящу великое имя Мое… и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. Не ради вас Я сделаю это , говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» . (Иезекииль 36:22-23,32).

Даже Сын Божий пришел на землю для искупления человечества не потому, что люди обладали большой ценность сами по себе, а прежде всего для того, чтобы прославить Божество во всех делах искупления. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя « (Ин. 17:1).

Итак, Писание открывает нам, что Бог создал абсолютно всё для Себя. Моисей очень хорошо понимал эту истину, поэтому когда Бог решил уничтожить Свой народ за постоянный ропот и непослушание, выведя его из Египта, Моисей обращаясь к Богу НЕ говорил: «Господи! Посмотри как много детей, как много хороших людей среди народа! Помилуй их!» Он хорошо, знал, что подобное «ходатайство» не принесёт никакого положительного результата. Он хорошо знал Бога, поэтому осознавал, что Господь всё создал не ради человека, а ради Себя и славы Своей, поэтому нашёл правильные слова, к которым Бог прислушался: «Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Чис.14:13-16).

Моисей в своём прошении о помиловании народа основывался не на особой значимости человека, а на том, что окружающие народы начнут говорить, что Господь просто не смог выполнить того, что обещал. Позже Сам Господь через Иезекеиля сказал об этом случае так: «Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их. Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами , в глазах которых Я вывел их» (Иез.20:13,14).

Тем людям, которые считают, что всё должно крутиться вокруг человека, не по душе эта истина, но от этого она не перестаёт быть истиной. Немалое количество христиан считают, что для Бога превыше всего является Его творение – человек, но истина в том, для Него превыше всего является Он Сам и Его слава, поэтому во всех Своих делах Он стремится превознести величие Своего имени. Ревность Его о славе Своей беспредельна. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это» , – говорит Господь. – «Славы Моей не дам иному » !

К сожалению, сегодня мало кто понимает эту истину, поэтому люди не могут уделить Богу то место, которое Он должен по праву занимать в их жизнях. Из-за этого масса христиан имеют неправильное представление о Боге и имеют неправильный подход к Писанию, что и приводит к многим ложным учениям, таким как: «Правильное и неправильное исповедание», «Учение о финансовом процветании», «Заключение заветов с Богом», «Планирование своей жизни» и т.д.

Когда мы слышим истину о том, что Бог всё делал и делает для Себя, что главная Его цель заключается в том, чтобы радоваться Себе и Своей славе, то сразу же возникает мысль о том, что это похоже на эгоизм. Мы не любим эгоистов, поэтому подобная истина сразу же встречает противление с нашей стороны. Но в Боге совершенно нет эгоизма. Он Свят и Праведен! Писание говорит: «Ибо все из Него, Им и к Нему. »(Рим.11:36). Дело в том, что Бог был всегда, чего мы своим ограниченным умом даже понять не способны. Всё, что существует на небе и на Земле обязано своим существованием только Ему, поэтому мы не можем дать Ему что-либо, чего уже не исходило бы от Него.

Мы ясно видим из Писания, что всё, что Бог делал и делает сегодня, Он делает не ради человека, значимость которого сильно преувеличивают в учении «человекоцентричного» или «либерального богословия», а ради Себя Самого. Мы можем с этим соглашаться или нет, но от этого реальность не изменится. Бог находится абсолютно выше всего. От того, какого Бога вы себе представляете, зависит и ваше богословие, которое будет либо Богоцентричным, либо человекоцентричным.

Незнание этой истины привело к тому, что многие христиане имеют неправильное понимание Бога и Его целей, что приводит к постоянному неосознанному противлению Богу и Его воли.

Сегодня в христианстве очень распространён либерализм. Что такое либерализм? Либерализм – это когда люди признают существование и величие Бога, но в реальности считают, что Бог и Церковь должны всё делать для блага человека. Для либерализма Библия нужна настолько, насколько она помогает человеку быть счастливым сейчас. Существуют различные проявления либерализма в современных Церквях разных деноминаций, но в этой статье мы коснемся только некоторых. Мы не будем говорить о таких проявлениях либерализма, как венчание однополых браков, рукоположение на пасторство гомосексуалистов и т.д., потому что это и так всем понятно, а коснёмся тех примеров, которые имеют место сегодня в наших Российских церквях.

Либеральное христианство своими учениями даёт понять, что не человек является слугой и рабом Божьим, (как говорит и Ветхий и Новый Заветы), а якобы Бог является помощником человека в достижении им счастья на Земле. В понимании либеральных верующих Бог только и озабочен тем, чтобы бегать за ними с желанием благословлять их и отвечать на многочисленные «молитвы-попрошайничества». Для либеральных христиан главным аргументом является их счастье, их планы, их цели, поэтому они говорят: «Ну, Бог же хочет, чтобы я был счастлив? Конечно, хочет!» и начинают достигать то, чего сами желают, подстраивая под себя Писание.

Христианские лидеры-либералы делают огромное ударение в своих учениях на успехе, процветании, повышении самооценки, позитивных провозглашениях, на так называемых «пророчествах в духовный мир» и на всём, что способствует достижению благ человека на этой Земле. В либеральных Церквях христиане могут развестись и тут же создать новую семью; выходить замуж или жениться на неверующих (ведь, по их мнению, Бог же хочет им счастья, а так они просто несчастны). А если таким «христианам» кто-то покажет на учение Христа по этому поводу, то они назовут такого человека религиозным фанатиком и «буквоедом» .

Эти люди будут говорить, что любят Бога и служат Ему, но в своей жизни они поступают так, как сами считают нужным. Но по учению Иисуса Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоан.14:21).

Любовь к Христу выражается не в словах, не в эмоциях, и даже не в служении Ему, а в послушании Его учению, поэтому либеральные христиане, само того не осознавая, находятся в постоянном противлении Богу.

Существует так же так называемый «евангеличный человекоцентризм», когда люди так сильно хотят спасать грешников, что начинают привлекать их тем, чего те хотят. В этом случае христиане мыслят так: «Ну, если он не хочет спасаться, то мы попробуем привлечь его тем, что ему нравится, а потом между делом его спасём». Таким образом, основанием того, что делают верующие – это не то, что говорит Бог через своё Слово, а то, что нравится этим людям. Например, если людям нравится реп или рок, то тогда христиане начинают использовать эти музыкальные направления, чтобы привлечь их. Или же христиане начинают одеваться и вести себя так, как неверующие, разговаривать жаргоном и т.д., чтобы «спасти их», но в результате сами попадают в ловушку и перестают быть Богоцентричными, становясь человекоцентричными.

Когда мы говорим о Богоцентризме, то мы не имеем в виду, что должны игнорировать нужды людей, но мы говорим о том, что только тогда мы сможем иметь правильное отношение к людям, когда по-настоящему будем любить Бога и трепетать перед Ним и Его Словом. Только тогда можно построить правильную Церковь, только тогда можно проводить правильные Евангелизации и т.д., когда Бог и Его Слово будут в центре всего.