Вернувшись внутрь он. Пастернак Борис. Полное собрание стихотворений и поэм

Пастернак Борис Леонидович. Полное собрание стихотворений и поэм / Вступ. Статья В.Н.Альфонсова: Состав, подготовка текста, примеч. Е.В.Пастернак и В.С.Баевского - СПб.: Академический проект, 2003 - 800 с. (Новая Библиотека поэта).

1.Пастернак родился в 1890, умер в 1960 г. В 1958 году получил Нобелевскую премию по литературе "За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа", т.е. в основном за роман "Доктор Живаго".

Пастернак на первом съезде Союза писателей в 1934 году


Учился в московской гимназии, в 1912 году изучал философию в Марбурге (это довольно важный период в его жизни, т.к. в этом городе он сделал неудачное предложение И.Высоцкой, о чем часто вспоминал в стихах).
1.1.Революция на нем сказалась скорее благотворно - стихи, поэмы, публикации. Кстати, у Пастернака есть и стихи о Ленине.

В поэме "Высокая болезнь" (написана в 1923 году) Пастернак делится восторгом от выступления Ленина на Девятом съезде Советов:

Он был как выпад на рапире.
Гонясь за высказанным вслед,
Он гнул свое, пиджак топыря
И пяля передки штиблет.
Слова могли быть о мазуте,
Но корпуса его изгиб
Дышал полетом голой сути,
Прорвавшей глупый слой лузги.


1.2.Насколько я понимаю, в 20-е годы у каждого вождя были свои "любимцы" среди поэтов. Сталин - Маяковский, Троцкий - Есенин. Так вот, Пастернака поддерживал Бухарин. Википедия говорит так:
"Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся. "
1.3.Правда, Бухарин в это время уже был довольно в глубокой опале. Еще в 1928 году началась борьба с "правыми уклонистами" (Бухарин, Томский, Рыков), в 1929 Бухарин был выведен из Политбюро, вскоре признал свои ошибки, в 1934 из членов ЦК ВКП(б) стал кандидатом в члены.
В 1936 году Каменев и Зиновьев дали показания против Бухарина, Рыкова и Томского. В феврале 1937 Бухарин был арестован, и без особой спешки, в марте 1938 года, расстрелян.
1.4.На Пастернаке перипетии судьбы его покровителя особо не сказались. Примерно с 1936 года его начинают поругивать в газетах, меньше публикуют. Но в это же время он поселяется в Переделкино, где и живет до самой смерти.

Борис Пастернак. Фото 1936 г.

В 1935 году он заступается за Льва Гумилева, в 1937 отказывается подписывать письмо с одобрением расстрела Тухачевского, все это сходит с рук.
1.5.А вот после Сталина, при Хрущеве, после получения Пастернаком Нобелевской премии в 1958 году, уже началась настоящая травля. К этому времени, кажется, относится и фраза: "Пастернака не читал, но осуждаю". Поэту даже пришлось отказаться от премии по причине отношения сограждан.
2.О сложившемся впечатлении по прочтении.
Стихотворное творчество Бориса Пастернака, на мой взгляд, четко подразделяется на две группы: понятное и непонятное.
2.1.Ранний период - текст трудновыговариваемый (я стихи читал вслух - ощущение мучительности самой артикуляции) и малопонятный.
Вот, как образец, стихотворение "Как усыпительна жизнь" (раздел "Возвращение" из цикла "Сестра моя - жизнь"), написанное в 1919. Понятно, что речь идет о каких-то железнодорожных впечатлениях, но каждое четвероростишие по отдельности заводит в тупик - я никак не могу уяснить, о чем это:
"Базары, озаренья
Ночных эспри и мглы,
А днем в сухой спирее
Вопль полдня и пилы.

Идешь, и с запасных
Доносится, как всхнык,
И начали стираться
Клохтанья и матрацы.

Я с ними не знаком.
Я послан Богом мучить
Себя, родных и тех,
Которых мучить грех.

"Мой сорт", кефир, менадо.
Чтоб разрыдаться, мне
Не так уж много надо, -
Довольно мух в окне.

Охлынет поле зренья,
С салфетки набежит,
От поросенка в хрене,
Как с полусонной ржи. "

И так везде.
2.2.Ситуация меняется примерно с 1931 - 32 года.
2.2.1.Еще написанная в 1930 "Смерть поэта" коверкает язык и нёбо при прочтении:
"Не верили, считали - бредни,
Но узнавали от двоих,
Троих, от всех. Равнялись в строку
Остановившегося срока
Дома чиновниц и купчих,
Дворы, деревья, и на них
Грачи, в чаду от солнцепека
Разгоряченно на грачих
Кричавшие, чтоб дуры впредь не
Совались в грех,
И как намедни
Был день. Как час назад. Как миг
Назад. Соседний двор, соседний
Забор, деревья, шум грачих
".
2.2.2.А уже в 1931 написано "Никого не будет в доме". Легкое, певучее стихотворение - недаром его в "Иронии судьбы" исполнил в качестве романса Сергей Никитин.
"Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого. "
2.2.3.Стихи военного времени (как и более поздние), помимо легкости выговаривания приобретают еще и простоту смысла. Как будто читаешь Фета или Тютчева. Это касается и пейзажных зарисовок, и сюжетных.

Борис Пастернак. 1942 г.


Вот, например, "Летний день":
"Я за работой земляной
С себя рубашку скину,
И в спину мне ударит зной
И обожжет, как глину
".

Иногда описание настолько натуралистично, что становится почти пародийным, как у Игоря Иртеньева (стихотворение "Сосны"):
"В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся - и снова
Меняем позы и места. "

2.2.4.Эта легкость формы и содержания не утрачена и в поздних стихах - их по-настоящему приятно читать, даже просто подряд, одно за другим. Например, "Сказка" (1953):

"Встарь, во время оно,
В сказочном краю
Пробирался конный
Степью по репью.

Он спешил на сечу,
А в степной пыли
Темный лес навстречу
Вырастал в дали ".

Или "Дорога" (1957 год):
"То насыпью, то глубью лога,
То по прямой за поворот
Змеится лентою дорога
Безостановочно вперед
".

3.Понравившиеся формулировки (в первую очередь содержание):
3.1.Из "Давай ронять слова...":
"Ты спросишь, кто велит,
Чтобы август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку

Кленового листа
И с дней экклезиаста
Не покидал поста
За теской алебастра? "

3.2.Из стихотворения "Рассвет" (Стихи доктора Живаго)
"Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
"

3.3.Из "Вакханалия":
"Прошло ночное торжество.
Забыты шутки и проделки.
На кухне вымыты тарелки.
Никто не помнит ничего
".

4.Среди пейзажных зарисовок встречаются стихотворения о прекрасной жизни в советской деревне.

В стихотворении "В разгаре хлебная уборка" (написано в 1957 году) Пастернак сравнивает старую и новую жизнь крестьян при уборке урожая:

Всех вместе сталкивала спешка,
Но и в разгаре молотьбы
Мужчина оставался пешкой,
А женщина - рабой судьбы.

Теперь такая же горячка, -
Цена ее не такова,
И та, что встарь была батрачкой,
Себе и делу голова.

Не может скрыть сердечной тайны
Душа штурвальщицы такой.
Ее мечтанья стук комбайна
Выбалтывает за рекой.

И суть не в красноречьи чисел,
А в том, что человек окреп.
Тот, кто от хлеба так зависел,
Стал сам царем своих судеб.

Везде, повсюду, в Брянске, в Канске,
В степях, в копях, в домах, в умах -
Какой во всем простор гигантский!
Какая ширь! Какой размах!


5.Понравившиеся рифмовки (в первую очередь форма):
5.1.Из "Елене":
"Милый, мертвый фартук
И висок пульсирующий.
Спи, царицы Спарты,
Рано еще, сыро еще
".

5.2.Из "Смерть сапера":
"И думал: глупость, оцарапали,
И он отвалит от Казани,
К жене и детям вверх к Сарапулю, -
И вновь и вновь терял сознание
".

5.3.Из "Разведчики":
"Всё день еще, и даль объята
Пожаром солнца сумасшедшего.
Но он дивится не закату,
Закату удивляться нечего
".

5.4.Из "Рассвет" (Из стихов доктора Живаго):
"Ты значил всё в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу
".

5.5.Из стихотворения для детей "Зверинец" (похоже на Бориса Заходера):
"В лоханке с толстыми боками
Гниет рассольник с потрохами.
Нам говорят, что это - ил,
А в иле - нильский крокодил.

Не будь он совершенной крошкой,
Он был бы пострашней немножко.
Такой судьбе и сам не рад
Несовершеннолетний гад. "

6.Отдельная загадка для меня - стихотворение "Музыка" (1956 год):
"Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Bнизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески. "
5.1.Всерьез это написано, или это издевка, пародия?
Сама торжественность описания совершенно заурядного, в сущности, события: переноса рояля на шестой этаж - намекает, как мне кажется, на некоторую иронию:
* Можно ли всерьез говорить "над ширью городского моря" про таскание рояля по ступенькам?
* А выражение "жилец шестого этажа"?
* А такие слова: "Вернувшись внутрь, он заиграл - Не чью-нибудь чужую пьесу..."?
Конечно, есть много восторженных сравнений - тут и "раскат импровизаций", и "полет валькирий", и Шопен с Чайковским. Но ведь фактически описывается ситуация, когда человек на рояле играет на весь дом какую-то самодельную импровизацию. У меня это вчуже ни малейшего восторга не вызывает. Как любой родившийся и поживший в городе человек, я хорошо понимаю, как это бывает, когда у соседей за стенкой музыка гремит на всю мощность. И - воля ваша, но у меня стойкое чувство, что и Пастернак намекает именно на это обстоятельство. Впрочем, полной ясности для себя я так и не получил.
И в примечаниях, что интересно - ни слова о возможности подвоха. Комментаторы простодушно поясняют, кто такие Паоло и Франческа, что такое полет валькирий. То ли у меня ложное ощущение, то ли у комментаторов недостаток чутья.

Будущий поэт родился в Москве в творческой семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман , 1868—1939).

Семья Пастернак поддерживала дружбу с известными художниками (И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, В.Д. Поленовым, С.Ивановым, Н.Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в т.ч. и Л.Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов. В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

В 1908 году, одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии, под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Выбор авторского, а не исполнительского пути в музыкальном искусстве, сделанный в тринадцать лет, легче всего, конечно, объяснить как первое проявление мощной творческой потенции, как первый выход на поверхность той созидательной силы, что всю дальнейшую жизнь давала Пастернаку высоко ценимое им право «дерзать от первого лица».

На пути осознания своего предначертания не простым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём « дойти до самой сути, в работе, в поисках пути... » Пастернак был в высокой степени одарен талантом поэтическим и талантом музыкального сочинительства. Натура менее требовательная приняла 6ы спокойно, как дар судьбы, обе эти способности и стала бы их культивировать параллельно, одновременно. Но не таков путь Пастернака. В. Ф. Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину». Вспоминая впоследствии свои переживания, Пастернак писал в «Охранной грамоте»: « Больше всего на свете я любил музыку... Но у меня не было абсолютного слуха... ». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: « Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным ».

И хотя он не состоялся как композитор, музыка слова — звукопись, особый звукоряд строфы — стала отличительной чертой его поэзии.

Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака

Музыка

Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.
И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Внизу остался под ногами.
Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.
Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.

Музыка

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,

И город в свисте, шуме, гаме,

Как под водой на дне легенд,

Внизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа

На землю посмотрел с балкона,

Как бы в руках её держа

И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл

Не чью-нибудь чужую пьесу,

Но собственную мысль, хорал,

Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес

Бульвар под ливнем, стук колёс,

Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На чёрной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир

На поколения четыре,

По крышам городских квартир

Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторий зал

При адском грохоте и тряске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франченки.

Особенности поздней лирики Бориса Пастернака

Во многих исследованиях, касающихся так или иначе творчества Пастернака, я встречала суждение о том, что «раннее» творчество поэта сложно, «позднее»- более простое; «ранний» Пастернак искал себя, «поздний»- нашел; в раннем творчестве много непонятного, нарочито усложненного, позднее преисполнено «неслыханной простоты».

Творческий путь писателей, поэтов, художников проходит в несколько этапов. И не всегда это путь от простого к сложному, от поверхностного

к глубинному или наоборот.

«Поздний» Пастернак («На ранних поездах» - «Когда разгуляется») – это Пастернак, нашедший новые средства создания экспрессии. Если в раннем творчестве образность во многом создавалась за счет использования индивидуальных языковых средств, то в позднем периоде поэт в большей мере пользуется обще-языковыми единицами.

Строфика стихов очень разнообразна: строфа может включать от четырёх (что наиболее характерно до десяти стихов. Своеобразие строф заключается не только в количестве, но и в комбинациях длинных и укороченных стихов. Объединенная общей мыслью, строфа не обязательно является законченной и иногда имеет синтаксическую и смысловую продолжительность в следующей. Я, например, заметила это в стихотворениях «Вальс с чертовщиной», «Опять весна», «Рождественская звезда». Величина строф и их сочетания здесь различны: в «Вальсе с чертовщиной»--6-8-6-7-10 стихов. Самое интересное, что проследить связь между величиной строф и тематикой стихотворения крайне сложно. Также трудно вывести какую-либо закономерность в соотнесении величины строфы с синтаксической структурой наполняющих её предложений. Например, вторая часть стихотворения «Вальс с чертовщиной» представляет собой октаву, состоящую из двух предложений, каждое из которых «располагается» на четырех стихах:

Великолепие выше сил

Туши, и серпии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих.

Реянье блузок, пенье дверей,

Рёв карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этом отрывке представлен пример одного из особенностей синтаксиса позднего Пастернака: употребление длинной цепи односоставных предложений. Здесь автор употребляет интересный стилистический прием: соединение многосоюзия и бессоюзия в одной строфе. Вся строфа имитирует ритм вальса (музыкальный размер «три четверит»), и если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, достигая максимума в последних двух стихах. В третьей же строфе:

В этой зловещей сладкой тайге

Люди и вещи на равной ноге.

Этого бора вкусный цукат

К шапок разбору рвут нарасхват.

Душно от лакомств. Ёлка в поту

Клеем и лаком пьёт темноту,-

Первое и четвертое предложения – двусоставные, второе – неопределенно-личное, третье – безличное.

Синтаксису позднего Пастернака свойственны конструкции перечисления однородных членов предложения. Последние имеют внешнее сходство с упомянутыми назывными. Например:

Вот он со скрытностью сугубой

Ушел за улицы изгиб,

Вздымая каменные кубы

Лежащих друг на друге глыб,

Афиши, ниши, крыши, трубы,

Гостиницы, театры, клубы,

Бульвары, скверы, купы лип,

Дворы, ворота, номера,

Подъезды, лестницы, квартиры,

Где всех страстей идет игра

Во имя переделки мира.

(«Поездка»).

На мой взгляд, этот пример выдержанного бессоюзия аналогичен приему перечисления, используемого поэтом для создания экспрессии. Внешне многофункциональный прием внутренне подчиняется одной закономерности: совмещении в одном ряду вещей разного порядка.

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.

(« Музыка»).

Соединенные в одном ряду разнообразные понятия создают многогранную картину действительности, активизируют разные типы восприятия.

Сходный эффект наращивания экспрессии, семантической многоплановости наблюдается не только при использовании (нанизывании) в одном ряду разнородных понятий, но и при появлении анафоры, которая является одной из ведущих стилистических фигур поздней лирики Пастернака. Например:

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Всё будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы.

(«Рождественская звезда»).

В поэзии «позднего» Пастернака встречается и столь характерное для ранней лирики использование обособлений, вводных и вставных конструкций:

Когда твои стопы, Иисус,

Оперши о свои колени,

Я, может, обнимать учусь

Креста четырехгранный брус

И, чувств лишаясь, к телу рвусь,

Тебя готовя к погребенью.

(«Магдалина I”).

Синтаксическая конструкция может быть осложнена развёрнутым сравнением или метафорой:

Солнце садится, и пьяницей

Издали, с целью прозрачной

Через оконницу тянется

К хлебу и рюмке коньячной.

(« Зимние праздники»).

Это типичная для Пастернака строфа. Метафоричность в ней распределена неравномерно. В первом предложении-Солнце садится – обозначение реалии, во втором – развернутая метафора. Результатом такой организации тропа является громоздкая синтаксическая конструкция. Первое предложение – обозначение объекта метафоризации, в нем задается тема метафоры.

Но ни строфа, ни синтаксис не являются у Пастернака самовладеющими, что подтверждается отсутствием закономерностей в построении строф и предложений.

Центральной темой, прошедшей через всё творчество Б. Пастернака, является реальный мир предметов, явлений, чувств, окружающей действительности. Поэт не был сторонним наблюдателем этого мира. Он мыслил мир и себя как единое целое. Авторское «Я» - наиболее активная часть этого нерасторжимого целого. Поэтому в творчестве Пастернака часто внутренние переживания даны через внешнюю картину мира, пейзажно-предметный мир – через субъективное восприятие. Это взаимообусловленных вида выражения авторского «я». Отсюда и столь характерное для творчества Пастернака олицетворение, пронизывающее большинство метафор и сравнений.

«Раннего» Пастернака упрекали в сложности метафорики и синтаксиса; в позднем творчестве сложность прежде всего семантическая.

Поэзия Пастернака не стала проще, но стала филиграннее. В таких стихах, когда внимание не тормозится многоступенчатыми тропами, важно не пропустить метафоры, которые «скрываются» за внешне привычным языком.

В лирике позднего периода часто встречаются фразеологические обороты, разговорно – бытовая лексика и разговорный синтаксис. Особенно характерно это для цикла «На ранних поездах», с которого, по мнению исследователей, и начался «новый», «простой» Пастернак.

В раннем периоде творчества использование разговорно-бытовой лексики в поэтическом контексте на общем фоне межстиливой и книжной лексики усиливало выразительность, неожиданность восприятия; в поздних же циклах использование разговорно-бытовой лексики обусловлено тематически, чаще всего – для воссоздания реалий обстановки или речевой характеристики героя.

Фразеологические обороты, используемые Пастернаком в поздней лирике, можно разделить на две группы: измененные и неизменные. В обе группы входят фразеологизмы разных стилистических пластов.

Измененные фразеологизмы по Шанскому

Фразеологизмы с обновленной семантикой и неизменным лексико-грамматическим составом Она подозревает в тайне, Что чудесами в решете Полна зима на даче крайней…
Фразеологизмы с сохраненными основными чертами семантики и структуры и обновленной лексико-грамматической стороной Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет. В нем и в этом году жить бы полною чашей.
Фразеологизмы, данные как свободное сочетание слов Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Ещё на ней не подвели.
Индивидуально-художеств. Обороты, созданные по модели существующих Фразеологизмов. И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа Вечер смерти наспех пригвоздил.
Слияние двух фразеологизмов Как-то в сумерки Тифлиса Я зимой занес стопу…
Соединение в одном контексте семантически близких фразеологизмов Вдруг задор и шум игры, Топот хоровода, провалясь в тартарары, канули как в воду…

Пастернак максимально индивидуализирует фразеологизмы, что выражается в значительном изменении их лексико-грамматической и синтаксической конструкции в соответствии с определенными художественными задачами.