Размеры в музыке: виды, обозначения. Такт в музыке. Что такое размер и метр в музыке

Музыканты, как все нормальные люди, иногда собираются вместе, выпить и поговорить. Случается, что нормальные люди тоже собираются вместе с музыкантами, в этом случае их задача — не дать музыкантам сцепиться языками, потому что в этом случае они ведь и вправду начнут выпивать и говорить. А если под рукой оказывается какой-нибудь музыкальный инструмент, то и показывать для наглядности.

Предположим, что нормальные люди не уберегли музыкантов, те где-то раздобыли две гитары и всё-таки начали показывать друг другу клёвые мульки (на их музыкантском языке это называется «джем»). Очень весёлая забава на таких джемах — играть нестандартные музыкальные размеры.

Мелодия, за редким исключением, имеет размер . Если вы не знаете, что это, объяснить простыми словами трудно (но очень легко показать), но я попробую. Размер это, грубо говоря, до какого счёта вы считали бы про себя, если бы танцевали эту мелодию. В вальсе вы считаете «раз-два-три, раз-два-три», поэтому вальс имеет размер три четверти, или, в краткой записи, 3/4 .

Надо отметить, что эта запись не значит «три разделить на четыре». Также надо пояснить, что «четверть» это такая условная длительность наших «раз», «два» и «три». Бывают ещё «восьмые» и «шестнадцатые», они короче четверти в два и четыре раза соответственно. А ещё бывают... извините.

Песня Yesterday или гимн СССР играются в размере 4/4 . Размерность марша — 2/4 («ать-два, ать-два»).


В 2/4, 3/4 и 4/4 играются практически все мелодии, которые мы слышим и знаем, остальные размеры звучат для нас непривычно. Играть музыку нестандартного размера сложнее, и поэтому играть песни в кривых размерах особенно весело. Больше всего это напоминает детскую игру в ладошки, когда нужно постоянно считать и не сбиваться.

Пожалуй, самая известная песня нестандартного размера — Take Five. Её играют в 5/4 , и эта дополнительная четверть выносит мозг многим поколениям молодых музыкантов.

Ещё одна известная песня в 5/4 — Sting — Seven days. Нестандартный размер, музыканты приободрились и прутся.

В размере 7/4 самая известная песня — Pink Floyd — Money (14.6 Мб) . Её довольно сложно напеть, даже если слышал её сто раз, а сам размер находится на пределе восприятия неподготовленного слушателя — известных песен в 7/4 больше нет.

Нестандартные размеры находятся в ведении джазовых музыкантов, маткорщиков, артрокеров и прочих хулиганов от музыки. На заре существования группа Можжевельник из хулиганских побуждений исполняла Старика Козлодоева (4.22 Мб) в 9/4 , чем изрядно рвала шаблон тем немногим, кто отваживался под неё танцевать.

Также нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки, и эти ребята месят по-взрослому — танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей для них обычное дело. Вот, к примеру, Sedi Donka во всей убийственной красе своих 25/16 .

Короче говоря, сложные размеры это не страшно, это очень весело. Товарищ! Если ты музыкант, добавь в свою любимую «что такое осень» лишнюю восьмушку, так прикольнее!

И, в заключении, ужасно красивая вещь в размере 22/8

Мы подошли к очень важной теме - размер музыкального произведения. Прежде чем мы поговорим о размере, уточним еще одно понятие, которое нам раньше не встречалось.

Такт

Если посмотреть на любые ноты, то можно заметить, что с определенной периодичностью в них встречается вертикальная черта. Вот посмотрите:




Она называется тактовой чертой. То, что расположено между двумя такими чертами и называется тактом. Вот, собственно и все, что нам нужно знать о такте.

Размер

Размер указывает на ритм исполняемой музыки. Обозначается он цифрами около ключа:


(Читается: «четыре четверти», «три четверти», «шесть восьмых» и т.д). Верхняя цифра обозначает количество ударов в каждом такте. Нижняя цифра – длительность ноты каждого счета. Это если по-умному.

Поясняем просто, на примере. Допустим, указана длительность ¾. Верхняя цифра, то есть, в данном случае, тройка, означает, что в каждом такте будет по три удара. То есть считать нужно так: раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три…» и так далее, пока произведение не закончится. Нижняя цифра – в нашем случае, цифра 4, означает, что на каждый счет приходится одна четвертная нота. Если сказать совсем просто, то размер ¾ означает, что в один такт «влезает» три штуки четвертных нот. Или три четвертные ноты, как вам больше нравится.

Размеры могут быть простыми и сложными, двухдольными и трехдольными.

Для удобства мы рассмотрим подробно различные виды размеров (по активным ссылкам, вы можете перейти на статьи нашего сайта с подробным описанием всех размеров).

Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.

Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?

Таблица длительности нот

Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.

Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.

И еще один рисунок для большей наглядности.

На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.

Нота с точкой

Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.

Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.

Как считать ноты?

Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.

Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке

Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.

Как считать размер 4/4

Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.

Как считать размер 3/4

Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).

Как считать размер 2/4

В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.

Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».

Размер 6/8 в музыке, как считать?

Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.

Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!

Любая композиция имеет свой определенный размер такта. В нотной записи размер такта указывается с помощью дроби (двух чисел, записанных друг под другом). Цифра сверху показывает число долей (метров), из которых состоит такт, а цифра снизу указывает на длительность каждой этой доли. Например, размер 2/4 (две четверти) будет означать, что такт произведения состоит из 2 долей, каждая из которых равна длительности в четыре условные единицы (т.е. равна одной целой ноте).

Кроме тактового размера 2/4, наиболее распространены 4/4 (четыре четверти), ¾ (три четвертых), 3/8 (три восьмых) и многие другие. Так как размеры 4/4 и 2/2 чаще других используются в произведениях, в нотной записи они могут обозначаться специальными знаками: 2/2 может записываться как (Alla Breve), а 4/4 — как С .

На нотном стане размер такта указывается в самом начале, сразу же после нотного ключа и ключевых знаков альтерации (если есть). В музыке различают два вида тактов – простые и сложные. К простым относятся двудольные и трехдольные такты. В двудольном такте самая сильная (акцентированная) доля первая, а вторая – слабая. В трехдольном такте, первая доля является самой сильной, а вторая и третья – слабыми. Рисунок ниже показывает пример двудольного (а) и трехдольного такта (б). Знаком > обозначены сильные доли.

Такты, состоящие из четырех и более долей, называются сложными. Как правило, они включают в себя несколько простых тактов. Например, четырехдольный такт состоит из двух двудольных, и именно поэтому в нем будет не одна сильная доля, а две – первая и третья. Шестидольный, к примеру, состоит из двух трехдольных тактов, и поэтому также имеет две сильные доли – первую и четвертую. В сложных тактах первая доля должна звучать чуть сильнее остальных. Рисунок ниже показывает примеры четырехдольного (а) и шестидольного (б) такта. Первая и самая сильная доля в сложных тактах обозначена двойным знаком >.

Чтобы удобнее было считать длительности нот в произведении, лучше всего использовать в качестве счета количество долей в одном такте. Так, например, при размере такта в 2/4 (две четверти), удобней вести счет на “раз, два; раз, два” и т.д. А при размере в ¾ (три четверти) – “раз, два, три; раз, два, три” и т.д.

В нередких случаях, композиции и песни, могут начинаться далеко не с первой доли такта (например, с третьей, четвертой и т.д.). Такой неполный такт, с которого начинается произведение, будет называться затактом. При этом также изменяется начало счета данного такта.

Ритм

Каждое музыкальное произведение обладает своим особым ритмом. Ритмом в музыке называется определенная последовательность звуков, длительность каждого из которых напрямую зависит от длительности предыдущих звуков в этой же самой последовательности. Если говорить простым языком, то ритм в произведении задает особая относительность длительностей нот между собой, которую можно представить, к примеру, так — первая нота звучит дольше, чем вторая; вторая короче, чем третья, а третья дольше, чем первая и т.д.

Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.

Что такое музыкальный метр?

Метр в музыке (определение, термин) - это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается - размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения - являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля - единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент - это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент - это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие - началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Что такое музыкальный размер?

Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие - размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:

Музыкальный размер - «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.

Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна . Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.

На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.

Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер - 4/4 (четыре четверти).

Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.

Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые размеры (метры) в музыке.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

  • Двухдольный метр - музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным метрам относятся следующие размеры: «2/2», «2/4», «2/8» и т.д.
  • Трёхдольный метр - музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относятся следующие размеры: «3/2», «3/4», «3/8» и т.д.

Сложные размеры (метры) в музыке.

Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр - музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра - так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.

Какими бывают сложные размеры?

Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:

  • четырёхдольные - «4/2», «4/4» и т.д.
  • пятидольные - «5/4», «5/8» и т.д.
  • шестидольные - «6/4», «6/8» и т.д.
  • семидольные - «7/4», «7/8» и т.д.
  • восьмидольные - «8/4», «8/8» и т.д.
  • девятидольные - «9/4», «9/8» и т.д.
  • и другие.

Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.

Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?

Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:

  1. Вариант: «3/4» + «2/4» - в этом случае акцент будет на первую и четвертую долю такта.
  2. Вариант: «2/4» + «3/4» - в этом случае акцент будет на первую и третью долю такта.

Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.

Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)

Что такое переменный размер?

Ещё одна разновидность размера - это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.

Что такое неравнодольный метр (размер)?

Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример - болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)

Как определить музыкальный размер?

Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.

На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.

Размеры основных танцев (кто какие танцы еще вспомнит пишите в комментариях):

  • Самба - «2/4».
  • Полька - «2/4».
  • Ча-ча-ча - «4/4».
  • Румба - «4/4».
  • Пасодобль - «2/4».
  • Джайв - «4/4».
  • Фокстрот - «4/4».
  • Квикстеп - «4/4».
  • Танго - «2/4».
  • Галоп - «2/4».
  • Вальс - «3/4» (три четверти).

Какие можно встретить обозначения размера на нотном стане?

  • с - сокращённое обозначение и эквивалент музыкального размера 4/4.
  • ¢ - alla breve (алла бреве) - сокращённое обозначение и эквивалент размера 2/2.