Что означает петух в разных культурах. Петух как символ - галльский, золотой и какой еще? Подходит ли амулет в качестве подарка

Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...

Петух. Атрибут ПЕТРА (апостола), аллюзия на его отречение и раскаяние; МЕРКУРИЯ, чью колесницу они везут; персонифицированного РАСПУТСТВА.

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух - служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость. У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. У китайцев олицетворяет принцип ян, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Красный петух - первоначальная форма Солнца и защищает от огня; белый петух защищает от духов. Петух - десятое символическое животное Двенадцати Земных Ветвей, Корона на его голове означает литературный дух, склонность к литературе; шпоры - воинственный характер. Петух с курицей в саду означают прелести сельской жизни. В некоторых китайских церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой. Петух, будучи омофоничным со значением иероглифа "удача", используется в погребальных церемониях, в которых отгоняет злых духов. В Китае петух символизирует рассвет; он агрессивен - это символ войны; в астрологическом смысле - он соответствует Октябрю, когда предпринимались приготовления к войне; петух соответствует Плеядам. В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа на востоке, обращающего в бегство силы тьмы и зла; означает также бдительность и используется в качестве флюгера, поворачивающегося туда, откуда грозят силы зла. Золоченый солярный петух охраняет колокольни в часы темноты, когда молчат колокола. Обладает либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу. Олицетворяет проповедников, повествующих о-пришествии Рассвета-Христа, а также "души, праведников, ожидающих рассвета" (Веды). В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние. Петушиные бои - это христиане, борющиеся за Христа. Петух и лев часто изображаются в оппозиции. У египтян означает бдительность и предусмотрительность. У гностиков петух с колоском пшеницы в клюве означает бдительность, приносящую обильные плоды. У греков и римлян петух олицетворяет бдительность и боевой дух. Посвящен Аполлону, Эскулапу, Аресу, Меркурию, Приапу, Афине; ассоциируется с Персефоной-Весной, как обновлением жизни; посвящен Аттису как символ весеннего плодородия и Ларам. В геральдике символизирует как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление. У иранцев петух - добрая птица, часто изображаемая на скипетрах. У японцев символизирует Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. В митраизме посвящен Митре как богу Солнца. У скандинавов петух - птица подземного мира, а его кукарекание воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

ПЕТУХ (лат. gallus). Европейская античность знала его. с одной стороны, как солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи), как волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная символика преобладает, и петухи - своим пением изгоняющие даже львов и василисков - изображаются на геммах амулетов, бляхах, щитах, надгробных памятниках. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, обличает выход плода. А из-за своего огненного гребешка и переливающихся всеми цветами перьев петух во многих культурах является символом огня и Солнца ("красный петух" означает пожар); в романтизме он удостоен званий вестника света, глашатая утренней молитвы, и т. д. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала, а в христианском понимании он - символ Христа, открывшего новый день веры. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот "крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде. Чем возвышает голос свой". Предостережением зазнайства звучит троекратное пение петуха в "отречении Петра", сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Сторожевая природа петуха уже давно сделала его атрибутом богов (Афины. Деметры), готовность к бою предоставила его богу войны Аресу {Марсу) и врачевателю Асклепию, а в качестве вестника Солнца он принадлежит Аполлону. Демон годового времени и эонов Абракеас (поздняя античность, у гностиков) - существо с головой петуха и змеями вместо HOI. В северогерманской мифологии петух "Золотой гребень" стережет путь, ведущий к обиталищу богов. В Восточной Азии петух имеет аналогичные значения. Как десятый знак китайскою зодиака, он в пищу китайцами не употребляется. Петух красных оттенков хранит от огня. белый отпугивает демонов. Петух не только отважен, но и добр, радушен, когда, например. Скликает курочек к зернышкам. а как побудчик - незаменим (в Японии считается, что пение петуха вызывает из тьмы богиню Солнца Аматэрасу). По индийскому сказанию, "Петушиный царь" восседает на дереве легендарного материка Джамбудвипа и подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира. По китайской омонимической символике "петух" (кунь-чи) и "кукарекнет" (минь) звучат так же. как "почет и слава" (кунь-минь). Чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем, куан, что также значит "чиновник". Петух с цыплятами символизирует отеческое попечительство над детьми (в более узком смысле -- над сыновьями). В южной части Китая, вопреки официальному запрету, еще и поныне излюбленным массовым зрелищем является жестокое развлечение - петушиные бои. сведшие легендарную агрессивность мужественной птицы к азартному состязанию. вопреки его значению в мифологии, в cool вето 1 вии с которым само Солнце является владением огненною петуха. В средние века на Западе возник определенный отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости (когда молодые люди обуяны "петушиными демонами"). В то же время он - гербовое животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Св. Витта также изображают с петухом, сидящим на книге. Из-за "побудочной" особенности петуха его изображениями украшают самые роскошные часы. Патроном-покровителем часовщиков является св. Петр с петухом напоминания.

Вестник зари - символ Солнца и духовного возрождения (в средневековье на шпилях домов и церквей устанавливали флюгера в виде петухов как символ готовности встретить утреннюю зарю). Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов, за исключением кельтов и скандинавов, где он является посланником загробного мира: петух управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.

В Древней Греции петух - атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания). Кроме того, он - традиционная птица для жертвоприношений. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей.

В западном искусстве петух может персонифицировать похоть. Эта символика наблюдается и в других традициях: у римлян петух - фаллический тотем; в английском жаргоне слово cock («петух») означает мужской член; в тибетской мандале, иллюстрирующей учение Будды, петух служит символом вожделения. Среди ватиканских сокровищ есть бронзовая статуя петуха, имеющего мужской торс и головку пениса вместо головы; на постаменте написано: «Спаситель мира».

В христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, что символизирует бдительность по отношению ко всякого рода злу. Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух - напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.

Некоторые африканские народы считают петуха прорицателем и обладателем тайных знаний, поэтому связывают его с колдунами.

В Китае, где красный петушиный гребешок связывают с закатом и осенью, слово «петух» - омоним «удачной судьбы»; красный петух отводит пожар от дома, а белый - привидений; петухов могут принести в жертву, но, из почтения, не едят. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее - из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому). Живого петуха или его изображение используют в похоронной церемонии как талисман, отводящий зло.

В Японии петух - священное животное. Ему предоставлена полная свобода передвижений в синтоистских храмах. Петух созывает верующих к молитве - напоминание о том, как он однажды вызвал богиню Солнца Аматэраму из пещеры, где она скрывала свой свет.

В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и является одним из трех эмблематических животных (наряду со свиньей и змеей), которые сопровождают человека в круге рождения и смерти.

В алхимии Петух символизирует летучую часть вещества камня - живую, активную, сухую воду (противопоставлен образу Лисы). В трактате Василия Валентина «Двенадцать ключей» читаем: «Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой».

В восточном календаре этой птице - единственной из царства пернатых - принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле.

Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.

Для восточных славян при вселении в новый дом петух играл роль «двойника» хозяина. Если петух благополучно проводил ночь, то можно было вселяться. Петух и символизировал стихию огня, и был оберегом от нечистой силы. Его изображение часто украшало щипец кровли славянских жилищ. Популярный мотив орнамента на ритуальных и свадебных полотенцах. Символ парня: в рождественские святки девушки гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный. Символ пожара: «Пустить петуха». Как самая бойкая из птиц (знаменитые «петушиные бои») служит символом борьбы и боя.

В геральдике при изображении петуха могут выделяться особой краской гребень и бородка, открытый клюв (поющий петух). Петух с поднятой ногой означает готовность принять бой.

Ключевое свойство: сексуальность, бдительность и возрождение.

Период активности: рассвет.

С петухом связана очень древняя символическая традиция. Поскольку один петух может оплодотворит и удовлетворить целый выводок кур, то, прежде всего, он является символом сексуальности.

Петух является чрезвычайно бдительным по отношению к курам в своем дворе. Он постоянно патрулирует свои владения, и многие полагают, что это является напоминанием о то, что тому, кто встал на путь духовного развития, нельзя расслабляться. Это нашло отражение в Священном Писании, когда петух прокукарекал после того, как Петр три раза отрекся от Иисуса. Идея духовной бдительности была предложена в VI веке, когда возникло представление о том, что петух своим криком оповестит о наступлении Судного дня.

У гностиков петух являлся главным воплощением бога Абраксаса. Это бог с головой петуха и со змеями вместо ног, соединяющий в себе свет и тьму. Петух всегда был тотемом, наделенным большой силой и мудростью. Он связан с древним прошлым и дает ориентиры, указывающие на положение наших собственных сил в будущем.

Петух в качестве тотема может даже говорить, что в одной из ваших прошлых жизней вы были связаны с ранним христианством или жили в древней Греции. В греческой мифологии петух связан с историей любви между Аресом и Афродитой. Согласно легенде Арес поручил Алектраону (петуху) охранять Афродиту. Кроме того петух был символом Кадмилла в Самофракийских мистериях.

В традиционной китайской астрологии петух олицетворяет энтузиазм и юмор. Петухи считаются очень причудливыми и красочными, но они относятся к жизни открыто и прямолинейно. Если вашим тотемом является петух, то он научит вас, как стать более прямолинейным. Петух может активизировать новое чувство оптимизма и помочь вам примириться с вашими собственными причудами и странностями.

ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Петух (лат. галлус, gallus; франц . chante-clair - букв. «поющий рассвет» )

В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций - его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня и прогоняет ночных демонов. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах. Уже в романский период изображение петуха устанавливался на шпилях церквей как символ животного объявляющего приход дневного света и призывающее к утренней молитве.

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

С другой стороны его воспринимают (особенно черного петуха), как колдовского и жертвенного животного для сил преисподней. Позитивная символика, однако, берет верх, и курица, которая своим кудахтаньем даже льва и василиска прогоняет, представлялась на амулетных геммах, щитах и могилах. Петушиный гребень защищает от бреда, потребление семенных яичек петуха эротизирует женщину, и она родит мальчика; также петух прогоняет смущение ночной темнотой и вблизи облегчает роды.

Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

Качества сторожа сделали петуха атрибутом божеств (Афина, Деметра); его готовность к драке ставит его рядом с богом войны Аресом (Марсом) и победителем болезней Асклепием (образ целительной смерти-возрождения); как глашатай солнца он принадлежит Аполлону. В северогерманской мифологии петух охраняет «золотым гребнем» радугу-мост, ведущий к жилищу богов. В Восточной Азии его символическое значение аналогично. Петух, десятый знак китайского астрологического круга животных, несъедобен. Красный петух защищает от огня, белый прогоняет демонов. Петух считается не только храбрым, но и добросердечным, так как он созывает куриц к корму, к зернам и является надежным «будильником» (в Японии петушиный крик призывает богиню Солнца из тьмы). Индийская сага гласит, что «король-петух» сидит на дереве легендарной страны Ямбудвипа и его крик призывает всех петухов земли также подать свой голос. По китайской символике звуков петух (кун-хи), который кричит (мин), является одновременно «кун-мин», что означает заслуги и славу. Чиновникам дарят петуха с большим гребнем (куан, также чиновник). Петух с цыплятами символизирует отцовскую заботу о детях (в узком смысле о сынах). Бой петухов в Южном Китае, несмотря на официальный запрет, является все еще любимой, жестокой народной забавой, во время которой теперь на первый план выходит не агрессивность животного, а предмет азартной игры, несмотря на его почитание в мистике, где в некоторых традициях солнце считается принадлежащим огненному петуху.

Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» - бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике.

Отрицательное символическое значение придавалось петуху в средневековых западных странах (также козлу), как воплощению вожделения (когда молодые мужчины преследуются «петушиным демоном») и страстью к дракам. Одновременно он стал гербовой птицей Галлии (Франции) и св. Галла, также св. Вейт, ассоциирующийся с петухом (сидящим на книге), украшающим роскошные часы из-за своей способности «будить».

Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха.

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

  • светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
  • чёрный - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

Основные значения:

  • Солнце, солнечные божества, рассвет;
  • мужской принцип, активность, пробуждение;
  • слава, превосходство;
  • смелость, храбрость, мужество;
  • осторожность, бдительность, бодрствование, надежность;
  • предвиденье;
  • (духовное) возрождение;
  • борьба, война, битва, бой, призыв к бою;
  • гордыня, высокомерие;
  • похоть;
  • пожар - красный
  • божий суд;
  • зло, колдовство, дьявол, смерть - черный петух.

________________________________________________

Африка

Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.

Древний Восток

У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

Египет

У египтян означает бдительность и предусмотрительность.

Античность

Как у греков, так и у римлян олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою). Он бдителен и всевидящ, как и солнце; своим кукареканьем он возвещающее приход рассвета и распугивает демонов ночи. В то же время петух (в первую очередь - черный), несомненно, выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.

Греция

Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания:

  • Зевса;
  • Аполлона - как вестник Солнца;
  • Асклепия (Эскулапу)- как образ целительной смерти-возрождения (хтонической);
  • Ареса (Марса);
  • Меркурия;
  • Приапа;
  • Афины;
  • Деметры;
  • Персефоны-Весны - как символ обновлением жизни;
  • Аттиса - как символ весеннего плодородия;
  • Лар - обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки.

Принесенный в жертву Приапу или Асклепию, он должен вызывать исцеление.

Преобладание позитивной символики птицы своим пением изгоняющие даже львов и василисков обусловило популярность петуха как символа, изображаемого на геммах, амулетах, вооружении (защитном) и, иногда, на надгробных памятниках. Последние представлены образами петуха кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды.

Символ «третьей стражи» - отрезка времени между полуночью и зарей.

Северная традиция

У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.

В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

У скандинавов петух - птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Славяне

У восточных славян петух - «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.

Обычное жертвенное животное и берег от нечистой силы, связанный со стихией огня. В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «… коуры ръжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь». Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (XI-XII вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в XIX в. удерживался обычай топить петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта.

Популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. В некоторых святочных гаданий петух, обычно, олицетворяет будущего жениха.

Как охранный знак часто украшал шипец кровли.

Ближний Восток

Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

Кавказ

У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

Китай

Десятое символическое животное (единственная птица среди них) Двенадцати Земных Ветвей, относящееся к принципу ян. «Сопровождает» солнце на пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. Соотносится с рассветом и Плеядами. Гребень (корона) на его голове означает литературный дар (склонность к литературе) а его красный цвет соотносится закатом и осенью. Благодаря своим шпорам и воинственному характеру петух служит символом войны и связан с октябрём - месяцем, когда проводились военные приготовления.

Согласно древней мифологии, красный (огненный) петух - первоначальная форма Солнца, а белый, вероятно, соотносился с солнечным светом. Сообразно этому изображения красного петуха изображается на стенах дома как защита от огня, а белый отпугивает, демонов, духов и привидений. Живого петуха или его изображение используют как талисман, отводящий зло (злых духов) в похоронной церемонии. (Из почтения) петухи не употребляется китайцами в пищу, но в некоторых церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой.

Петух выступает символом пяти китайских добродетелей:

  • достоинства в войне,
  • благородства в мирное время,
  • храбрости (смелости, отваги),
  • надежности (верности),
  • великодушия (из привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).

В омонимичной китайской символике петух связывается с чиновничьей карьерой и служит знаком «удачной судьбы»:

  • сочетание слов «кунь-чи» - петух, и «минь» - кукарекнет, созвучны с выражением «кунь-минь» - почет и слава;
  • название петушиного гребня «куан» имеет также значение «чиновник»;
  • омофоничен также со словом «удача».

Поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем.

Петух также символизирует:

  • прелести сельской жизни - с курицей в саду;
  • отеческое попечительство над детьми (уже - сыновьями) - с цыплятами.

В южной части Китая, вопреки официальному запрету, и поныне излюбленным массовым зрелищем является петушиные бои.

Япония

Согласно мифам, петух однажды вызвал Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет.

Священное животное, символизирующее Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. Считается, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. Поэтому петухам в синтоистских храмах предоставлена полная свобода.

Мезоамерика

Для некоторых племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым связана жизнь человека; гибель петуха влечет за собой и смерть «подопечного» ему человека.

Австралия и Океания

Австралийские аборигены иногда обозначают пеиуха как «птицу, которая смеётся на рассвете».

Иран

У иранцев петух - блага птица, часто изображаемая на скипетрах.

В митраизме посвящен Митре как богу Солнца.

Индуизм

В ведах петух олицетворяет «души, праведников, ожидающих рассвета».

«Петушиный царь», восседающий на дереве материка Джамбудвипа, подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира.

Буддизм

У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания (плотскую страсть) и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Иудаизм

У древних евреев - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета.

Гностицизм

У гностиков служит образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса.

Петух с колоском пшеницы в клюве - бдительность, приносящая обильные плоды.

Петух на колонне трактовался как петух Абраксаса - демона годового времени и эонов с головой петуха и змеями вместо ног.

Христианство

В Новом завете образ петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде, чем возвышает голос свой».

В последующей христианской традиции символизм петуха преимущественно позитивен:

  • Христос как солнце веры, открывающий новый день и обращающий в бегство силы тьмы и зла;
  • свет (веры, истины и т. д.);
  • олицетворение истинного проповедника Евангелия, повествующего о пришествии Рассвета-Христа;
  • готовность встретить утреннюю зарю, пробуждение к жизни во Христе;
  • бодрствование и бдительности по отношению ко злу, противоборство тьме духовного невежества;
  • христиане, борющиеся за Христа - петушиные бои;
  • возрождение - в сценах Страстей;
  • Страсти Господни;
  • человеческая слабость и покаяние - в сценах с апостолом Петром.

Флюгера в форме (золочёного) петуха, «которые почти всегда располагали на шпиле высокой башни, колокольни или ратуши»:

  • приветствуют восход Солнца-Христа;
  • указывают, откуда грозят силы зла;
  • охраняют колокольни в часы темноты, когда молчат колокола.

Дави замечает, что «бдение в этом контексте должно трактоваться в смысле устремления к нетленному и заботы о первенстве духовного: быть пробужденным и приветствовать Солнце - Христа - ещё до его появления на востоке, - что служит живым образом просветления».

Петух наделяется либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу.

Петух часто изображается в оппозиции льву.

Чаще всего « петух напоминания» изображается в связи с евангельским мотивом об отречении Петра, сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Когда Петр открыто признается в своей преданности Иисусу, Иисус отвечает ему:

«…истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».

В альтернативной трактовке, петух - посланец дьявола, искусившего Петра. В данном сюжете петух служит символом отречения, последующего раскаяния, предостережением от зазнайства и т. п. Кроме того петух служит знаком проповеднической, папской деятельности Петра.

Роль петуха как природных часов и его связь со Св. Петром, способствовала тому, что последний стал святым покровителем часовщиков. фигура петуха часто украшает часы. Часы Страсбургского собора увенчаны фигурой петуха, который кричит каждый раз, когда фигура Св. Петра появляется среди апостолов.

В средние века на Западе проявляется отрицательный аспект в символике петуха, выступающего воплощением похоти и драчливости, свойственным молодым людям обуянным «петушиными демонами».

  • Св. апостола Петра - аллюзия на его отречение и раскаяние.
  • Св. Витта - сидящий на книге.

Ислам

Считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммадом в Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах».

Алхимия

Символ летучей части вещества камня - живая, активная, сухая вода.

В этом значении противопоставляется образу Лиса:

«Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой». Василий Валентин «Двенадцать ключей»

Магия

Считается, что:

  • петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов,
  • вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков,
  • «петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы», облегает выход плода.

Геральдика

«Гербовое» животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Эмблемой Франции петух стал благодаря игре слов латинского языка, в котором слово «галлус» значит одновременно и «петух» и «галл» - древнее название жителей Франции. Следует заметить, что галлы и сами охотно наносили изображение петуха на свои знамена и оружие…

Широкое распространение на гербах и знаменах после Французской Революции и широкого интереса к античности в кон. XVIII века. Наполеон заменяет его имперским орлом. Неофициальная эмблема июльской революции 1830 года к которой в 60-х годах того же столетия присоединилась Марианна - аллегория Франции. Постепенное перераспределение всего положительного на Марианну, а всего отрицательного на бедного петуха (авантюризм, задиристость, несостоятельные политические амбиции, заносчивости и самомнения) во многом усилиями карикатуристов.

Де Голль вводил его в военные медали как символ боевого духа Франции.

Эмблема Национального олимпийского комитета Франции.

В гербе Кении - бдительность и национальное возрождение, держит в поднятой лапе топор < напоминание об антиколониальном восстании 1952 года и возможный намек о своих претензиях на спорные территории.

Может символизировать как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление.

  • Цветом могут выделяться клюв (поющий), гребень, бородка.
  • Поднятая нога - готовность принять бой.

Эмблематика

  • персонифицированного Распутства (Похоти);
  • Меркурия - везут его колесницу.
«Лишь бдительный петух вскричит свой час урочный - Другие подпоют, вняв песне, в свой черед. И Господу хвалы хор мощный грянет сочно Зри, дабы не смолчал и твой в том пенье рот». Хохберг. 1675 г.

Петух, пренебрегающий алмазом.

  • Одно ячменное зерно было бы для меня полезнее, чем все драгоценные камни на земле.
  • Каждому свое.
Символ различия мнений, желаний и побуждений. «Часто Фортуна покровительствует тому, кто этого не заслужил».

Петух на трубе.

  • Символ бдительности и осмотрительности и в мире и в войне.
Труба символ Войны.

Петух

  • Я слуга Аполлона и Марса.
Символ бдительности и отваги. «Древние посвящали петуха Аполлону, но по той причине, что он провозглашает своим криком о завершении дня. Он вестник дня, а благодаря своей бессоннице - сторож ночи. Его отвага такова, что он скорее умрет, чем сдастся. В связи с этим Аристофан называл его птицей Марса».

Петух на лавровом дереве

  • Мне не грозит никакая опасность,
Символ безопасности. Защищен от нападения хищников, которые обитают внизу. Также бури и грозы, которые по преданию не трогают лавра.

Петух

Символ воина, одаренного несокрушимой храбростью, как следует вооруженного для битвы и постоянно находящегося в боевой готовности. «Гребешок служит ему шлемом или шишаком, острый и крючковатый клюв - секирой, которой воин наносит раны противнику, даже ноги петуха вооружены смертоносными орудиями. Тем самым, петух являет собой пример доблестного воина, который не ищет спасения в бегстве, а храбро вступает в борьбу».

Искусство

В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается г.о. древнее толкование образа петуха как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, эротического влечения (в гротескном снижении).

В искусстве ренессанса и барокко преобладает «эмблематическое» пПредставление о петухе как символе бдительности и бодрствования духа: девочка с петухом - деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта.

С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до XVIII в. изображения петуха, нашедшего жемчужное зерно.

«Галльский петух» - мотив французской политической символики (и, отчасти, геральдики) восходит к мифологическим представлениям родо-племенного общества.

В изобразительном искусстве XX в. петух служит воплощением:

  • национального, «галльского» начала - гобелены Ж. Люрса;
  • агрессивной вирильности - серия «Женщина и петух» Б. Бюффе;
  • «апокалиптических» трагедий современной истории:
- петух в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914 г.), - ~ югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).