История происхождения человека. Что мы узнали? Что такое археология

План

1. Исторические эпохи.
2. Знакомство с историей и археологией.

4. Первобытный мир.
5. Заключение.

1. Исторические эпохи.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:


2. Знакомство с историей и археологией

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.

Как люди узнали о первобытных людях? Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

3. Отличие первобытного человека от современного.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

4. Первобытный мир.

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Первобытные люди жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло. Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

5. Заключение.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Просмотры: 34 769

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они и называются первичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — он начался около 2,5 млн лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н.э. Бронзовый век длился более 2,5 тысяч лет, а приблизительно в середине П тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в разных районах Земли не одновременно, где-то раньше, где-то позже. Самый долгий период — каменный век — делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн — 12 000 лет назад), средний каменный Век, или мезолит (12 000—8000 гг. до н.э.), новый каменный век, или неолит (8000—3000 гг. до н.э.).

Итак, большая часть истории человечества приходится именно на период первобытности. Цифры мало что говорят нашему воображению. Если этот колоссальный период спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (в 0 ч) люди, ещё сохранявшие признаки своих предков-животных, стали делать первые орудия. «Человек выпрямленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разновидность «человека разумного», неандерталец, — между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века — неолит — начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.

Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Конечно, было хорошо известно, что по культуре, образу жизни, обычаям разные народы отличаются друг от друга. Но всех их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человеческие кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека — неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

В 1859 г. была издана книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось предположение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об известных нам гориллах, шимпанзе или орангутанах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

ВВЕДЕНИЕ.

История человечества в значительной степени исчезла из нашей памяти. Лишь исследовательские поиски в какой-то мере приближают нас к ней.

Глубина длительной доистории - всеобщей основы, - по существу, не проясняется тусклым светом нашего знания. Данные исторического времени - времени письменной документации - случайны и неполны, число источников растет лишь начиная с XVI в. Будущее неопределенно, это область беспредельных возможностей.

Между безмерной доисторией и неизмеримостью будущего лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. Эта история открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны, чтобы обрести тем самым замкнутую картину, полный самодовлеющий ее образ.

В этой истории находимся мы и наше время. Оно становится бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Целью книги Ясперс хотел содействовать углублению нашего сознания современности.

Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем в себе.

С другой стороны, свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими.

Но свершенное настоящее заставляет нас заглянуть в вечные истоки. Пребывая в истории, выйти за пределы всего исторического, достигнуть всеобъемлющего; это - последнее, что недоступно нашему мышлению, но коснуться чего мы все-таки можем.

Первая часть

МИРОВАЯ ИСТОРИЯ

По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время. То, что у нас вообще есть история; что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня; что продолжительность этой истории до настоящего момента сравнительно очень невелика, - все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает? Человек издавна создавал для себя картину мира: сначала в виде мифов, затем калейдоскопа божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, еще позже - данного в откровении целостного понимания истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и страшного суда. Принципиально иным становится историческое сознание с того момента, как начинает опираться на эмпирические данные. Сегодня реальный горизонт истории необычайно расширился. Библейское ограничение во времени - 6000-летнее существование мира - устранено. Исследователи ищут в прошлом следы исторических событий, документы и памятники былых времен. Эмпирическая картина истории может свестись к простому выявлению отдельных закономерностей и нескончаемомуописанию множества событий: одно и то же повторяется, в различном обнаруживается подобное; существуют различные структуры политической власти в типичной последовательности их форм, существует также их исторические взаимопересечение; в сфере духовного существует равномерное чередование стилей и сглаживание неравномерностей длительности.

Но можно стремиться и к сознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии; постигается их общность в постановке смысловых проблем и возможность их взаимопонимания; и наконец, разрабатывается некое смысловое единство, в котором все это многообразие обретает свое место (Гегель)

Ясперс считал, что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство. Эти воззрения могут быть некритичными, более того, неосознанными и поэтому непроверенными. В историческом мышлении они обычно являются само собой разумеющимися предпосылками.

История есть там, где живут люди. Мировая история охватывает во времени и пространстве весь земной шар. По своему пространственному распределению она упорядочивается географически (Гельмольт). История была повсюду. Благодаря вычленению в истории целостных культур вновь стали уделять внимание соотношению рангов и структур

Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобие организмов, культуры рассматриваются как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культуры не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и мешать друг другу. Шпенглер насчитывает 8, Тойнби - 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культуры в тысячу лет, Тойнби не считает, что оно может быть точно определено.

Оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху Альфред Вебер. Его концепция универсальной истории, культурная социология, остается по существу очень открытой, несмотря на склонность делать предметом познания культуру как целостность. Тонкая историческая интуиция и безошибочное чутье в определении ранга духовных творений позволяют ему нарисовать процесс исторического развития, не возводя в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой. В его концепции представлен всемирно-исторический процесс, который он разделяет на первичные культуры, вторичные культуры первой и второй ступени и доводит до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г.

Карл Ясперс уверен что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многозначных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и к цели.

Ясперс писал: “Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков, откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии мы вступаем в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании.

К истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном, процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия.

Карл Ясперс ввел понятие осевого времени. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Но христианская вера - это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину.

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным,что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории Ясперс относит, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

1. Характеристика осевого времени

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других *. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратусгра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;

в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда *. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснялись и она тем самым преображалась.

Перед вами страницы, которые рассказывают об истории.
С самого начала, рассказывают - с того времени, когда на Земле появились первые люди.
Всем понятно, что если бы этого не произошло, то и рассказывать было бы нечего.
Не было бы ни нас с вами - откуда бы мы взялись, когда бы нас и родить было бы не кому? - Ни наших стран: России, Франции, Соединенных Штатов Америки, Украины...
Словом, ничего бы не было. И это было бы очень и очень досадно.
А все же - есть! И это хорошо. Во всяком случае, нам так кажется. И поэтому, на наш взгляд, стоит внимания все, что нас касается. Нас с вами - людей. Поэтому садитесь удобнее и - вперед, в глубины истории!
Мы - начинаем...

Время, когда зародилось человечество

Как и когда появились первые люди? Ведь раньше их не было! Возможно, они пошли от каких-то других существ, от животных, своих пращуров?
А какие же они, эти пращуры людей?
Попробуем разглядеть их.

Нам известно, что человечество родилось приблизительно 2,5 миллиона лет до нашей эры.
Время, в которое это событие состоялось, в истории имеет название каменный век.
Этот период, с точки зрения археологии - науки, которая изучает прошлое людей, - и начался приблизительно 2,5 миллиона лет тому назад и закончился около 6 тысяч лет тому назад.

Состоит он из таких трех основных частей, периодов:
Палеолит (древний, или нижний каменный век). В это время были изготовлены первые каменные орудия труда.
Мезолит (средний каменный век). Орудия труда стали разнообразнее.
Неолит (новый, или верхний каменный век). Люди научились изготовлять серп и мотыгу.

После каменного века, начался так называемый медный период (халколит). Это название - медный период - значит, что в этот период люди начали производить и пользоваться орудиями труда из металла.
На Ближнем Востоке использование меди началось где-то 7-5 тысяч лет тому назад; в Европе - немного позже, 5 тысяч лет тому назад.

Следующим за медным периодом идет бронзовый период , который начался где-то 5 тысяч лет тому назад, когда на Ближнем Востоке начали производиться бронзовые изделия (в Европе этот металл впервые начал использоваться лишь 5 тысяч лет тому назад).

И последний период древней истории человечества - это железный период , который начался приблизительно в 1-ое тысячелетие до нашей эры.
Началось все из Европы, где именно в это время начали производить и использовать орудия из железа.
В Африке и на Ближнем Востоке железо начали использовать, лишь начиная с 700 годов до нашей эры.

Человекообразные обезьяны - первобытные люди (первые люди) - совсем были не похожи на животных.

Ходили они обеими ногами, а ростом были с шимпанзе. Передвигались эти "псевдо люди" на задних конечностях, а тело держали вертикально.

Жили первобытные люди не на деревьях, а на земле, прячась в пещерах.

Не имея ни сильных клыков, ни острых когтей, первые люди все же имели огромное преимущество перед другими животными: ступая ногами, они использовали свои руки для того, чтобы собирать подходящие камни и выламывать дубины, умели уже собирать и использовать острые кости или рога убитых животных.

Применение палок и камней помогало им, нашим далеким пращурам, выживать в нелегкой борьбе за существование: убивая ими птиц и мелких животных, выкапывая, разные съестные корни, первые люди побеждали наибольшего, по тому времени, своего врага - голод.

Это было их оружие. Первое оружие в мире.

Первые люди уже стойко держались на ногах, то есть имели, как говорят ученые, двуногое хождение.

Жили человекообразные обезьяны не в одиночестве, а целыми группами - стадами и всегда были готовы прийти друг другу на помощь, что давало им возможность бороться еще и с другим своим врагом - хищниками.

Среди наиболее известных человекообразных обезьян, прежде всего, нужно назвать австралопитека (от латинского слова australis - южный) и парантропа.

Первые люди, которые впервые появились в Африке, приблизительно 4 миллиона лет до нашей эры, были больше похожи на человека, чем нынешние обезьяны.

  • Появление первых людей
  • Первые люди, которых называют Homo habilis (человек умелый), впервые появились в Африке где-то 2,5 миллионы лет тому назад.

  • Род
  • Род - это группа людей, члены которой, связаны между собой, кровным родством. Например, отец, мать, сын, дочь, тетя и т.д.

  • Людские расы
  • Все люди, которые живут в настоящий момент на Земле, принадлежат к одному биологическому типу - Homo Sapiens.

  • Как возникли расы
  • Великое оледенение
  • Было это 24 тысячи лет тому назад. Температура на всей планете упала, и Землей овладела холодная, снежная погода. Начался страшный ледниковый период...

  • Верования древних людей
  • Много сотен лет первобытный человек вообще не знал религии. Первые религиозные верования появились у людей, лишь в конце эпохи древнего каменного века, то есть где-то 50-40 тысяч лет тому назад.

  • Легенда про Атлантиду
  • Необычным может стать все. Например, земля, о которой почти все слышали, но никто никогда не видел. Эта загадочная страна, которая когда-то погибла.

  • Неолит
  • Между тем, жизнь продолжалась. Оледенение завершилось, и люди начали расселяться по всей территории нашей планеты.

  • Древний Восток
  • Слово "цивилизация" возникло от латинского слова "civilis" - гражданский, государственный. И имеет оно такое значение – "уровень культуры и развития страны или народа".

  • "Глиняные книги" шумеров
  • Самой давней мировой цивилизацией ученые считают Месопотамию, которая возникла приблизительно семь тысяч лет тому назад, на плодородных землях в долине между реками Тигр и Евфрат (в настоящий момент там находится государство Ирак).