Как обломов и ольга представляли себе любовь. Обломов и ильинская история любви. Как любит Илья Ильич

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Цели урока:

Знакомство:

а) с личностью писателя;

б) с произведениями, созданными писателем в Спасском – Лутовинове.

Воспитание:

а) чувства любви и уважения к родине;

б)уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

Задачи урока:

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

Эпиграф:

Вся моя биография
в моих сочинениях…
И.С.Тургенев

Оборудование: портреты И.С.Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений писателя, созданных им в родовом поместье, видеозапись художественно - документального фильма о Тургеневе, презентация «Мир русской усадьбы в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

1. Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о писателе, вспомнить произведения И.С.Тургенева, прочитанные ими раньше.

3. Заочная экскурсия в родовое поместье И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, которая предваряет чтение и анализ романа «Отцы и дети», поможет ученикам войти в атмосферу тургеневской мысли, развернет перед ними жизнь, из впечатлений которой рождалась эта мысль. В воображаемом путешествии, возможном при очень конкретном, словесно-изобразительном рассказе учителя, в отдельных звеньях поддержанном зрительным рядом (фотографии, иллюстрации, картины), помогут детям пройти по аллеям парка, посетить любимые писателем уголки природы, почувствовать прелесть серо-золотистых бликов на земле, оцепенение замерших прудов, увидеть простор полей, окружающих Спасское, легкие разбеги рощ, взлетевших на холмы…

Показ презентации:

а) «Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная» (история родового поместья).

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в родовое поместье Тургеневых. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» – это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, - это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, это с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. Здесь - малая родина писателя, здесь – «на тысячу верст кругом Россия, родной край». С этими местами Тургенев связан генетически».

В одном из писем, обращаясь к Полине Виардо, Тургенев писал: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная».

На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди. С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце 16 века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

б) «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища?» (знакомство с усадьбой):

Прямо у входа в усадьбу высятся могучие ясени с замшелой корой у корней и грачиными гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается светло-лиловый деревянный дом. В одном из своих писем Тургенев писал: «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища? Это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло-лиловый цвет; спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет…»

Центром усадьбы является двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом, с портиком, украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома разбиты цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками.

Осмотр дома начинается с галереи. Раньше здесь размещались кухня, кладовые, чуланы. (Сейчас это – вводный зал музея, с мраморным бюстом И.С.Тургенева работы скульптора В.Н.Домогацкого в центре).

Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь и попадаем в атмосферу старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам – потемневшие от времени фамильные портреты. (По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника 18 века Ф.С.Рокотова). В углу гостиной стоят большие английские часы в форме башни. Многое помнят эти стены…

Непосредственно к большой гостиной примыкает небольшая комната, которую в Спасском называли малой гостиной. Это первая комната дома, куда через застекленную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван, который с давних лет получил прозвище «самосон». Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

К малой гостиной примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. В свои приезды в Спасское Тургенев после прогулок по парку любил посидеть на ступеньках крыльца веранды.

в) «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!» (жизнь и творчество писателя):

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх.

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. В год своего пятидесятилетия Тургенев писал Полине Виардо из Спасского: «Я увидел себя совсем еще маленьким мальчиком… бегающим по аллеям, прячущимся между грядок и ворующим там землянику. Вот дерево, где я нашел огромный гриб, где я был свидетелем борьбы между ужом и жабой».

Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный биллиард, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С.Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!»

Все чаще в это время начинает задумываться писатель об устройстве личной жизни. Долгих шесть лет он в разлуке с Полиной Виардо, которую любил самоотверженно и преданно. Со смутными надеждами на какой-то новый поворот в их отношениях Тургенев выехал во Францию. Вскоре выяснилось, что никаких перемен не будет. Писатель не стал винить судьбу, людей, не отказался от своей любви, но в то же время как никогда глубоко почувствовал, что родина для него дороже всего на свете. После двухлетних скитаний по Европе он вернулся в Россию, в Спасское. Для Тургенева наступила пора наивысшего творческого подъема. Один за другим, с промежутками немногим более года рождаются романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

Во многих произведениях Тургенева при характеристике прошедших эпох отчетливо проступают следы лутовиновской старины. Развернутый рассказ о происхождении Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» в большей части построен на основе семейных преданий. Даже фамилия главного героя романа – подлинная фамилия прабабки писателя Мавры Ивановны Лутовиновой, урожденной Лаврецкой.

Особую полемику вызвали созданные в Спасском «Отцы и дети». Герой романа, разночинец 60-х годов Базаров, видит свою главную задачу в разрушении, уничтожении всего, что задерживает развитие общества. Образ Базарова стал вырисовываться у писателя после встречи с уездным врачом Дмитриевым, поразившим его резкостью и независимостью суждений. Описание в произведении жизни и быта провинциальной России, помещичьих усадеб накануне реформы целиком основано на самых свежих наблюдениях писателя, полученных как в Спасском–Лутовинове, так и в окрестных поместьях. Тургенев с величайшим напряжением работал над романом и сумел закончить его в предельно короткий срок. «Мой труд окончен, наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно…» – писал Тургенев В.П.Анненкову в 1861 году.

Жизнь в деревне раскрывала перед Тургеневым не только красоту родной стороны. Во время охотничьих путешествий он многократно сталкивался с картинами ужасающей нищеты и бесправия крепостного крестьянства. Тургенев отмечал, что «Записки охотника» накапливались в нем на протяжении десяти лет. Их основой стали богатейшие наблюдения жизни русской деревни. Бежин луг, река Иста, Малиновая вода, описанные в рассказах, - подлинные названия мест, расположенных в непосредственной близости со Спасским.

В 1847 году, когда Иван Сергеевич Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы – лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.

Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, наглядно изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени.

О том, как широко использовал писатель личные впечатления, материалы родного края, свидетельствует в своих воспоминаниях уроженец села Спасского-Лутовинова, сельский учитель, лично знавший Ивана Сергеевича, А.И.Замятин: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманы, а списанные с живых людей…» Тесная связь с реальной жизнью дала Тургеневу возможность создать в произведении широкую обобщающую картину всей крепостной России.

4. Приложение «В гостях у писателя».

У главного въезда в усадьбу возвышается каменное строение церкви Спаса Преображения. 16 января 1816 года здесь происходило венчание отца и матери Тургенева. Иван Сергеевич не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих…

После смерти матери при разделе наследства И.С.Тургенев уступил старшему брату Николаю все самые доходные поместья, дом в Москве с тем, чтобы оставить за собой родное гнездо…

Парк в Спасском и сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй на аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад был для писателя дороже любого из прославленных парков Европы.

Здесь каждый уголок памятен Тургеневу с детства. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка: его тенистых аллей, прихотливо изгибающихся дорожек, цветов на лужайках, щебета птиц. …

В 1881 году Тургенев как обычно вновь приехал в Спасское на целое лето. У писателя все более определенно назревает решение покончить с разъездами и окончательно поселиться в Спасском. Дав друзьям слово, что с будущего года они всегда будут видеть его дома, полный надежд на скорое возвращение, осенью 1881 года он ненадолго уехал во Францию. Весной 1882 года, незадолго до планируемого переезда в Россию, Тургенев смертельно заболел.

Безмерной тоской наполнены слова его последнего привета Спасскому…

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно». Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

Домашнее задание:

Работа с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» (чтение 1-5 глав).

Иван Сергеевич Тургенев - родился в 1818 году, а умер в 1883.

Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом. На его счету было множество университетов в которые он поступал, но не многие удалось ему закончить. Так же путешествовал по загранице и обучался там.

Вначале своего творческого пути Иван Сергеевич пробовал свои силы в написании драматических, эпических и лирических произведений. Будучи романтиком Тургенев особо осторожно писал по вышеперечисленным направлениям. Его герои чувстсуют себя чужими в людской толпе, одинокими. Герой даже готов признать свою ничтожность перед мнением окружающих.

Так же Иван Сергеевич был выдающимся переводчиком и именно благодаря ему многие русские произведения были переведены на зарубежный лад.

Последние годы своей жизни провёл в Германии, где активно посвещал иностранцев в русскую культуру, в частности в литературу. При жизни добился высокой популярности как в России, так и за её пределами. Умер поэт в Париже от мучительной саркомы. Его тело было привезено на родину, где и захоронили писателя.

6 класс, 10 класс, 7 класс. 5 класс. Интересные факты из жизни

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Василий I Дмитриевич

    Великий князь Московский был продолжателем семейного дела – собирания Русской земли и преодоления феодальной раздробленности. Его правление оказалось втиснуто между славными деяниями его отца – Дмитрия Донского

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Кардинал Ришелье

    В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

Тема. Биография И.С.Тургенева. Анализ содержания повести «Ася».

Цели. Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С.Тургенева; показать особенности прозы писателя;

показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь учащихся; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование. Мультимедийная презентация об И.С.Тургеневе, карточки, таблички, учебники, книги

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Вступительное слово учителя о И.С.Тургеневе и его произведениях, изученных ранее.

1) Краткое слово о писателе:

Сообщения учащихся:

Иван Сергеевич Тургенев родился 12 (28) октября 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе Спасское-ЛутовиновоМценского уезда Орловской губернии.

В 1827 году семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, немецкий, английский. Он начинает сочинять стихи.

В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в Петербургском университете.

С 1837 г . И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В 1842 году в 1845 году

Имя Ивана Сергеевича Тургенева тесно связано с чувством любви. Это повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», все они о первой любви.

В основу этих трёх повестей легли биографические факты.

2) Запись основных моментов биографии в тетради (дополните предложения)

2) История написания повести.

1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение её было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Девочка таскала тяжёлые вёдра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, там воспитывал маленькую Полю вместе с его детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси, история её странной жизни.

II . Анализ содержания повести

1. Выразительное чтение I главы и обсуждение.

- Когда написана повесть «Ася»? (1858г)

Что легло в основу сюжета? (биографические факты)

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

- Где и когда происходит действие?

Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране. Автор помещает героев в чуждую им среду с тем, чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году.

- Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних. Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья?

- Какова была цель путешествия молодого человека?

Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

- Что привело героя в маленький городок З.?

Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

- Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

Рассказчик так описывает свои чувства: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о неискренности чувств.

- Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы.

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви.

В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

- Каково значение звуков музыки?

Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

Характеристика господина Н. (1 глава):

Господину Н. было тогда лет двадцать пять. Он был здоров, молод, весел, деньги у него водились, забот не было. Жил без оглядки, делал, что хотел. Господин Н. путешествует по Германии без всякой цели, без плана. Он проживает в небольшом городке З. Герой был влюблён.Он расстался с любимой женщиной и поэтому искал уединения. Его «занимали исключительно одни люди», …

2 глава

Почему господин Н. решил отправиться в городок Л.?

Где этот город находился?

Коммерш – торжественный пир.

Как вели себя участники коммерша?

С кем познакомился господин Н.?

Как они выглядели?

Что герой о них узнал? (Гагин путешествует для своего удовольствия, неделю назад заехал в городок Л.)

Почему господин Н.Н не любил знакомиться с русскими за границей?

- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное» - 2 глава, стр. 13

Гагин: у него было счастливое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, …

Девушка, сестра Гагина, показалась миловидной : смугловатое круглое лицо, небольшой тонкий нос, детские щёчки и чёрные, светлые глаза. Она была грациозно сложена. Нисколько не походила на своего брата. «Я не видел существа более подвижного. …»

- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его.

- Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? (Природа соответствует внутреннему состоянию героя.Человек и природа гармоничны )

Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

- стр. 16; «Я был счастлив…»

3 – 5 главы

Что рассказал о себе Гагин господину Н.Н во второй день знакомства?

(Владеет порядочным состоянием, хочет посвятить себя живописи)

Где встретили Асю Гагин и Н.Н на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, чувство досады, хотя он невольно любуется ею .)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

-Почему господин Н.Н. всё сильнее привязывался к Гагину? Чем он нравился господину Н.Н.?

- Как заканчивается второй день знакомства? Каково состояние души г-на Н.Н. после второго дня знакомства?

Вывод : Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит.

Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

6 – 7 главы

- Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и, хотя в полной мере, не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства .

-Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

Какой предстаёт Ася в 6 главе? Что изменилось в её поведении?

О каких наблюдениях за Асей сообщает нам повествователь?

Она довольно хорошо говорила …По всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила … Она не походила на барышню; во всех её движениях было что-то … По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою … Она являлась полузагадочным … Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда …

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

Выразительное чтение эпизода «В горах» (7 гл.) от слов «Настроение моих мыслей … до яблонями и грушами».

Беседа по прочитанному.

- Что стало причиной трёхдневного уединения Н.Н.? (услышанное им признание Аси в любви к Гагину и нежелание видеться с ними).

Как чувствует себя герой на лоне природы? Найдите слова, передающие его состояние.

Подберите синоним к слову спокойная (тихая, неброская)

- Почему герой выбрал именно эти места для своего уединения?

(Состояние природы близко состоянию человека).

Словарно – лексическая работа

Тонкий запах смолы – едва уловимый, ненавязчивый;

Немолчная болтовня светлых ручейков;

Подберите однокоренные слова к слову немолчная

Немолчная, молчание, молчать, молчаливый

Светлых ручейков – прозрачных (ручейков)

Не слишком смелые очертания гор – смутные, нечёткие, неброские, неяркие, ненавязчивые..

С почтенными старыми церквами. почтенный

Почтенный – заслуживающий и внушающий глубокое уважение.

Радушные (лица) – доброжелательные, открытые, ласковые

Найдите в толковом словаре объяснение слова камзол

Камзол – старинная мужская куртка – безрукавка под верхнюю одежду

Как чувствует себя герой? (Среди «спокойной природы» герою легко, хорошо, уютно)

- Что искал герой на лоне природы? (Уединения, забвения, успокоения; герой бежит от лжи, с которой, как ему кажется он столкнулся).

- О чём ещё говорит нам этот эпизод? (О том, что Ася небезразлична герою, что в душе его рождается чувство, в котором он ещё не признался себе или, может, даже о нём не подозревает).

8 глава

Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (зачитать выборочно; подготовить выборочный пересказ истории Аси).

История Аси:

Ася была дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Когда Асе шёл девятый год, она лишилась матери. Отец взял её к себе в дом, и к ней стали относиться, как к барышне. У отца она пользовалась свободой. Он был её учителем. Он любил её сильно и никогда ничего ей не запрещал. Когда умер отец, Гагин привёз её в Петербург. В тринадцать лет Ася стала учиться в пансионе. Там она выжила четыре года. Она училась лучше всех, была понятлива. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. В семнадцать лет её учёба в пансионе закончилась. Гагин вышел в отставку, и они поехали за границу.

Что говорит об Асе Гагин?

Порох она настоящий… Беда, если она кого полюбит! «Асе нужен герой, необыкновенный человек..»

9 – 13 главы

-Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

(Герой начинает понимать Асю: «всё мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, … её душа мне нравилась»).

Отношения изменились, все озарено светом любви: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)

Как раскрывается характер Аси в 9 главе?

(Асю характеризуют её устремления, мечты, требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»).

Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова? (Любовь окрыляет человека).

Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой обнадёживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»).

Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси?

(Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой – радость взаимного доверия и сближения).

Он так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа».

- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? (Через пейзажную зарисовку).

Прочитайте описание природы в 10 главе. О чём это говорит?

- Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах:

Господин Н.Н.

Ася

печальная

любуется

Покраснела, собралась было бежать

«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

«всю ночь думала … о многом»

«мне было очень хорошо»

мысли о смерти

бледнеет

Вывод: Герои не соответствуют друг другу.

Что герой чувствует сам? («Я чувствовал, что её образ втеснился мне в душу …»; «Мне стало скучно и как-то грустно-пусто») ( 13 глава)

Что писала в записке Ася?

Анализ 14 -16 глав

Передайте содержание беседы Н.Н. и Гагина (по 14 главе)

Гагин сообщил Н.Н., что его сестра, Ася, влюблена в него. Вчера она целый день ничего не ела. К вечеру у неё сделался жар. Ночью Ася не спала, плакала, просила брата увезти её как можно скорее. Гагин дал ей слово, что завтра Асю увезёт отсюда. Гагин хотел узнать у Н.Н.: нравится ли ему Ася? Н.Н. сообщил Гагину, что Ася написала ему записку и просит о встрече.

Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

(Предательство, чужая тайна).

- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания) 15 глава

Сцена свидания . (Выборочное чтение сцены учителем)16 глава:

Какие события описаны в главе?

В каком состоянии находилась Ася?

В чём Н.Н. обвиняет Асю? («Вы одни виноваты. Зачем вы сами выдали вашу тайну?»)

В чём хочет оправдать себя? («Я не мог поступить иначе».)

Как Ася ведёт себя во время отповеди Н.Н.?

Отповедь -

Зачем Н.Н. пришёл на свидание? (Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её»)

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Главы 19 –22

А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

(После свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

Как сложилась жизнь господина Н.Н.?

Почему не состоялось счастье героев?

- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Ася – сильная личность, любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Вывод: Счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

III. Подведение итогов урока.Домашнее задание. 1.Озаглавить главы повести.

2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.

3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.

Приложение

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в дворянской семье. Детские годы он провёл в богатой материнской усадьбе____________ В ________ семья переезжает в Москву. В детские годы Тургенев учился _____и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки: французский, _______. Он начинает сочинять ______.

В _____ Иван Сергеевич поступил в Московский университет, а с 1834 по 1837 годы он учится в__________.

С______ И.С. Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается языками, пишет стихи.

В ______ Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, а в ______ вышел в отставку, посвятив себя литературе.