Основные темы в творчестве достоевского сообщение. Противоречивость личности Достоевского: художественный мир. Другие варианты биографии

Федор Михайлович Достоевский наверное самый знаменитый писатель России, его произведения по праву считаются лучшими экземплярами мировой литературы. Первый роман писателя “Бедные люди” (1846) дал повод причислить его к, так называемому, гоголевскому направлению русской литературы - натуральной школе. Но в последующих творениях, таких как "Двойник” (1846), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849), стал очевидным степень реализма Достоевского, углубленный психологизм писателя-мыслителя, исключительность ситуаций и характеров. На формирование его мировоззрения повлияли демократические, социалистические идеи В.Г.Белинского, взгляды французских социалистов-утопистов. Молодой писатель посещал общество Петрашевского, активно участвовал в идеологической деятельности революционных кружков С.Ф.Дурова и Н.А.Спешнева. В написанном после каторги произведении «Записки из Мертвого дома» (1861-62) глубоко отображены страдания простых людей, А.И.Герцен сравнивал его со «Страшным судом» Микеланджело, а И.С.Тургенев с «Адом» Данте.

Достоевский был более чем активным участником общественной жизни страны, выдвигалобщественноюполитические теории, пропагандировал теорию почвенничества, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики и о сущности и роли искусства. Свои наиболее выдающиеся проиаведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» автор создал в 60-70-х годах. В этих произведениях нашли свое глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды великого писателя и мыслителя. В его творчестве глубоко отражены противоречия серой действительности и общественных взглядов в эпоху ломки социальных отношений. Основа реалистического творчества величайшего русского писателя - человеческие страдания, трагедия униженной, ущемленной личности. Он гениально отобразил двойственное чувство человека в такой ситуации, когда он с одной стороны чувствуя свою ничтожность, с другой жаждет протеста. Отстаивал право свободы личности, но полагал, что неограниченное своеволие порождает антигуманистические действия, преступление рассматривал как типичное проявление так называемого закона индивидуалистического самоутверждения. В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. Гений сочетал в себе интеллектуальную глубину мыслителя, силу непревзойденного психолога, страстность публициста. Он основал в русской литературе идеологического роман, сюжет которого развивается главным образом вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений.

Литературный дебют Фёдора Михайловича Достоевского состоялся в 1845 году. Его роман в письмах «Бедные люди» был сразу высоко оценён В.Г. Белинским, Д.В. Григоровичем, Н.А. Некрасовым. Героями этого произведения стали бедный чиновник Макар Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара. В течение 1840-х годов творчество Достоевского в основном было посвящено незаметным жителям Петербурга, то есть героем его произведений становился не представитель какого-нибудь привилегированного сословия, а человек, каких большинство.

Основной конфликт в ранних произведениях Достоевского — столкновение человека, обладающего чувствительным сердцем, ранимой душой, с бездушной действительностью, холодными и безжалостными законами петербургской жизни. Неизбежным следствием этого столкновения было разрушение идеалов, разочарование, страдание — человек или волею обстоятельств оставался одиноким, или сам отгораживался от людей. Достоевский хорошо знает жизнь петербургских «углов» и подробно описывает как духовное существование, так и быт своих героев. Уже в раннем творчестве определилась основная черта Достоевского-прозаика — внимание к личности человека. Это отразилось в тонком психологизме, соединяющемся с предметной детализацией описаний. Таковы повести «Господин Прохарчин » (1846), «Двойник » (1846), «Слабое сердце » (1848), «Неточка Незванова » (1849).

Одним из центральных героев в ранних произведениях Достоевского, помимо мелкого чиновника или бедной девушки-сироты, является тип героя-мечтателя — молодого человека, живущего идеалами любви, сострадания, добра. Мечтатель Достоевского живёт в пошлой среде, ходит по грязным улицам, среди бесчувственной толпы, но душа его открыта мечте, он как будто не замечает всего вокруг. Такое соединение мечты и чувства с подробностями быта критики называли сентиментальным натурализмом. Яркое воплощение этого типа героя мы видим в повести, названной Достоевским сентиментальным романом, «Белые ночи » (1848). Обратите внимание на название, включающее в себя слово «ночи»: Достоевский точно выбирает время суток, когда происходят события. Это единственное время для молодых мечтателей, когда они могут отвлечься от угрюмой жизни, освободиться от дневных забот, услышать зов любви и проникнуть в тайну. Поэтому Достоевский свою повесть строит таким образом, что события в ней происходят ночью. В повести описаны четыре такие ночи, каждая из них образует следующую главу: «Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья», «Ночь четвёртая» и, наконец, печальное пробуждение — «Утро».

Эти ночи — время встреч двух героев: молодого Мечтателя, чиновника-разночинца, и юной девушки — Настеньки. Они встречаются в период белых ночей в Петербурге, сияние которых освещает чистых и ясных душой героев в блеске каналов и полутьме улиц города. Вся повесть пронизана лиризмом и поэзией, создаёт романтическое настроение. Поэтому Достоевский выбирает в качестве эпиграфа цитату из лирического стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (1843):

...Иль был он создан для того,

Чтобы побыть хотя мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть «Белые ночи» продолжает традиции немецкой романтической литературы, в частности творчества Э.Т.А. Гофмана, близкой по времени русской литературе. Мечтатель напоминает героев повести «Невский проспект» Н.В. Гоголя и цикла повестей «Русские ночи» В.Ф. Одоевского. Одним из прототипов образа Мечтателя был близкий друг Достоевского поэт-лирик А.Н. Плещеев, которому и посвящена повесть. Присутствуют в ней и автобиографические мотивы. Сам Достоевский писал, вспоминая свою юность, которую он провёл в мечтах: «Не было минуты в моей жизни полнее, святее, чище». Повесть «Белые ночи» как одно из самых светлых и добрых произведений Достоевского послужила источником вдохновения для художника М.В. Добужинского, создавшего к ней классические иллюстрации, и для кинорежиссёра И.А. Пырьева, снявшего фильм по её сюжету.

Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества.

Едва ли не вся мировая культура суммировано присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных исканий.

Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда - острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни. Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972. с. 139.

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени.

Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии.

Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, так необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни.

Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека Кирпотин В. Я. Достоевский-художник М., 1972. с. 140..

Изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня.

Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Специфика «Преступления и наказания» в том, что в нем синтезируются роман и трагедия.

Достоевский извлекал трагические идеи из эпохи шестидесятых годов, в которой «свободная высшая» личность вынуждена была проверять смысл жизни на практике в одиночку, без закономерного развития общества.

Идея приобретает романную силу в поэтике Достоевского только тогда, когда она достигает крайнего напряжения, становится манией. Действие, на которое она толкает человека, должно приобрести характер катастрофы.

«Преступление» героя не носит ни уголовного, ни филантропического характера. Действие в романе определено актом свободной воли, предпринятым для претворения идеи в реальность.

Достоевский сделал своих героев преступниками - не в уголовном, а в философском смысле слова.

Персонаж становился интересен Достоевскому тогда, когда в его своевольном преступлении обнаруживалась историко-философская или нравственная идея.

Философское содержание идеи сливается у него с чувствами, характером, социальной природой человека, его психологией Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века М., 2000. с. 286..

Роман строится на свободном выборе решения задачи.

Жизнь должна была выбить Раскольникова из колеи, разрушить в его сознании святость норм и авторитетов, привести его к убеждению, что он - начало всех начал: «все - предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

А раз нет преград, тогда нужно выбирать.

Достоевский - мастер стремительно-действенного сюжета. «Преступление и наказание» еще называют романом духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы Там же с. 287..

Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника, или оппонента.

Из голосов выделяется голос автора, который высказывает симпатию одним героям и антипатию другим. Он наполнен то лиризмом (когда говорит о душевном мире Сони), то сатирическим презрением (когда повествует о Лужине и Лебезятникове) Там же с. 289..

Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги.

С необычайным искусством Достоевский показывает диалог между Раскольниковым и Порфирием, который ведется как бы в двух аспектах:

во-первых, каждая реплика следователя приближает признание Раскольникова;

во-вторых, весь разговор резкими скачками развивает философское положение, изложенное героем в его статье.

Внутреннее состояние персонажей передается писателем приемом исповеди. Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников - Соне. У всех - желание открыть душу.

Исповедь, как правило, имеет форму монолога. Персонажи спорят сами с собой, бичуют себя. Им важно себя самих понять.

Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражая себе.

Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов - спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов - моложавый развратный барин, Порфирий - болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя.

Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека.

И тогда обнаруживается исключительная манера Достоевского заострять внимание на необычном. Лица у всех странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами Там же с. 290..

В красивом лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное»; в глазах Порфирия было «нечто гораздо более серьезное» чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.

Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания.

Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву.

Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.

Художественная деталь в романе Достоевского столь же оригинальна, сколь и другие художественные средства. Раскольников целует ноги Соне.

Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл. Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а «опустил» топор на «голову обухом».

Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», - подарок сестры на память.

«Красные камешки» становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Символическая деталь помогает раскрыть социальную конкретику романа.

Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, ходящих перед Богом, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами.

Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие.

Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капернаумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: «тридцать целковых», «тридцать копеек», «тридцать тысяч серебряников».

Речь героев индивидуализирована. Речевая характеристика немецких персонажей представлена в романе двумя женскими именами: Луизой Ивановной, хозяйкой увеселительного заведения, и Амалией Ивановной, у которой Мармеладов снимал квартиру.

В «Преступлении и наказании» своя система выделения опорных слов и фраз. Это - курсив, то есть использование другого шрифта Воровский В.В. Статьи о русской литературе М., 1986. с. 234. .

Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно.

Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа: «невежливая язвительность» Порфирия; «ненасытимое страдание» в чертах Сони.

Отображение художественного мира Достоевского в драматическом и музыкальном театре Подготовили ученицы 11 класса МБОУ Ульяновской СОШ Матевосян Анна и Мария

У Достоевского нет ничего кроме человека, нет природы, нет мира вещей, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром, с миром вещей, с бытом, с объективным строем жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н.А. бердяев

Цель проекта В ыяснить, какое отображение художественный мир романов Ф. М. Достоевского нашёл в драматическом театре и кино

Задачи проекта Изучить и проанализировать необходимую научную и учебную литературу, ресурсы сети Интернет по данной теме П роследить хронологические этапы обращения к произведениям Ф.М. Достоевского в отечественном драматическом театре и определить своеобразие каждого из них П роанализировать наиболее известные спектакли по романам Ф.М. Достоевского отечественных театров Проанализировать оперные и балетные спектакли по романам Ф.М. Достоевского

Гипотеза проекта Режиссёры, композиторы, интерпретируя художественный мир Ф.М. Достоевского, в своих постановках на сцене пытаются сохранить основные идеи его произведений.

Ход исследования Выбор формы представления результатов Поиск, отбор и изучение необходимой информации по данной теме Анализ изученного материала Консультации с учителями литературы, МХК, библиотекарем Оформление результатов и подготовка материалов для защиты проекта

Творчество Ф.М. Достоевского вызывает неизменный интерес у читателей, литературоведов, режиссёров, сценаристов, композиторов и балетмейстеров. Каждая эпоха осмысливает писателя по-своему, и это осмысление находит своё отражение в театральном искусстве Особой популярностью в отечественном искусстве пользуются романы Достоевского, и среди них прежде всего "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" , "Идиот". Герои Достоевского мучительно спорят с собой, ведут внутренние диалоги. У каждого героя своя правда, свой голос. Это качество романов Достоевского известный литературовед М. Бахтин назвал полифонией. Романы Достоевского можно определить и как идеологические романы-трагедии. Эти свойства прозы писателя свидетельствует о ярко выраженной сценичности его произведений, что было замечено ещё в ХIХ в. Неоднократно отмечалось, что роман "Преступление и наказание" (1866), первый из великих "идеологических романов" Ф.М.Достоевского, построен по принципу драматургического сквозного действия, которому подчинены все эпизоды и действующие лица.

Интерпретация романов Достоевского в драматическом театре Несмотря на то, что сам Достоевский не написал ни одной пьесы для театра, ещё при жизни писателя его произведениями интересовалась сцена. Успешное решение проблемы инсценирования Достоевский видел не в попытках объять необъятное, а в сотворчестве, в создании на основе литературного источника самоценного произведения. "Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдёт себе соответствия в драматической».

Хронологические этапы обращения к произведениям Ф.М.Достоевского в отечественном драматическом театре таковы. В 1891 г. К.С.Станиславский ставит спектакль "Фома" по повести "Село Степанчиково и его обитатели". Через некоторое время на русской сцене начинают появляться постановки по крупным романам Достоевского: в императорских театрах ставится "Идиот", в театре Литературно-художественного общества - "Преступление и наказание", затем - "Братья Карамазовы". К Достоевскому обращается Московский художественный театр. Это вылилось, в частности, в постановку ряда инсценировок по произведениям писателя ("Братья Карамазовы", "Бесы") в 1910-1913 гг.

К.С.Станиславский назвал роман "Братья Карамазовы" одним из этапов в эволюции творческого стиля театра от реализма внешнего к реализму духовному. Спектакль состоял из 21 картины, которые были поставлены после двухмесячной напряжённой работы, ста девяноста репетиций. В течение двух вечеров на сцене театра разворачивалось грандиозное действо, которое критики называли "отрывками из романа", по масштабности и художественным достоинствам во многом соответствовавшее великому прототипу. Образы романа получили вторую жизнь.

В 1920-1950-х гг. спектакли по произведениям Достоевского в советском театре почти не появлялись по причинам идеологического характера. Одним из первых спектаклей по Достоевскому в период "оттепели" стал спектакль Г. Товстоногова "Идиот", поставленный на сцене БДТ в декабре 1957 г. В канун премьеры Товстоногов говорил, что ему важно показать в своём спектакле именно философию положительного во всех отношениях героя в отличие от большинства показанных постановок "Идиота", в центре которых была история взаимоотношений Настасьи Филипповны с Рогожиным и Мышкиным. Теперь же, наконец, на сцену вернулась подлинная идея автора романа. "Нас привлёк именно "Идиот", потому что в этом романе Достоевский выразил свой идеал "положительно прекрасного человека" или вполне прекрасного человека", - пишет Г.А.Товстоногов.

Роман "Преступление и наказание" был одним из первых произведений Достоевского, вернувшихся на советскую сцену в середине 1950-х гг. В 1956г. П. Васильев поставил "Преступление и наказание" в московском театре им. М.Н. Ермоловой. Здесь Раскольников трактовался исключительно как индивидуалист, убеждённый в своём праве на кровавое деяние, чуждый сомнениям, внутренне неуязвимый. Спустя несколько лет в ленинградском театре им. В.Ф. Комиссаржевской в "Преступлении и наказании", поставленном И. Ольшвангером в 1962 г., Раскольников показан как глубоко страдающий человек, мыслитель и бунтарь.

Интерпретация романов Достоевского в музыкальном театре Неосуществлённое намерение создать оперы на сюжет романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" принадлежит Герману Ларошу (1845-1904), который в своё время был более известен как музыкальный критик, нежели композитор. Оперу на сюжет романа "Идиот" намеревался также создать Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950), но и это намерение осталось только в неосуществлённых творческих планах. Поэтому к самой ранней оперной интерпретации произведений Достоевского можно отнести оперу «Ёлка» композитора В.И. Ребикова (1866-1920). Эта опера создана по мотивам произведений Х.К.Андерсена и рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Эта опера, изданная в 1903 г., была поставлена в Москве и в Харькове.

В последней трети ХХ в. создана опера "Бедные люди" Г.С.Седельникова (1970). Одним из показательных сочинений того времени является опера Ю.М. Буцко "Белые ночи" (1970), созданная по одноимённому роману Ф.М.Достоевского. Взяв за основу текст романа Достоевского, композитор внёс коррективы, которые были обусловлены как спецификой жанра, так и собственной концепцией. Эти изменения носят, прежде всего, композиционный характер. В опере "Братья Карамазовы" из всего многообразия идей романа в качестве основной А.Н. Холминов выбирает идею о воскресении человека через страдание, через искупление греха своего и всеобщего.

Проблематика идеологических романов Достоевского нашла своеобразное преломление в балетных постановках Бориса Эйфмана и Георгия Ковтуна. Были найдены необычные режиссёрские приёмы, позволяющие воссоздать языком балета сложнейшие философские и психологические проблемы, затронутые писателем. Антиномии веры и безверия, свободы и несвободы, греха и искупления отчётливо прозвучали в каждой из трёх балетных интерпретаций романов Достоевского.

Выводы Таким образом, гипотеза подтвердилась. Творчество Достоевского оказало мощное воздействие на искусство. Художники новой эпохи, отталкиваясь от сюжетов и образов Достоевского, творят новые «версии» его произведений, вступают в своеобразный диалог-соперничество с писателем, но при этом сохраняют его основные идеи. В их творениях так же, как и у Ф.М. Достоевского, на первом месте - человек и его внутренний мир

Информационные ресурсы Белик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского. Эстетические Очерки. - М.: Наука, 1974 . Ермакова М.Я. Традиции Достоевского в русской прозе. Книга для учителя. - М.: просвещение, 1990. Селезнев Ю.И. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 2004. http:// www.bibliofond.ru http://lib.ua-ru.net / http://www.referun.com /

Творчество Достоевского кратко описать очень трудно. Ведь этот писатель совершил настоящую революцию в литературе, сделав ее предметом познания человеческой души, всех ее тайных закоулков и хитросплетений.

Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их. Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

Кратко перечислим эти темы:

    судьба маленького и несчастного человека;

  • путь человека к познанию Бога;
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Итоги творчества Достоевского

Творчество Достоевского кратко позволяет нам понять, насколько было велико влияние писателя на мировоззрение его современников. Достоевский из рядового автора, публиковавшегося в толстых журналах, превратился в символ эпохи, выражающий собой поиски определенного числа интеллигентных людей своего пути в мире и понимания места России в мировой истории и культуре.

Писатель заставил многих своих современников отказаться от идей нигилизма и революционного бунтарства. Он во многом предчувствовал то безжалостное пламя всеобщей смуты, которое охватило нашу страну через 40 лет после его смерти. Поэтому роль Достоевского в русской литературы очень велика.

Постараемся кратко подвести итоги его творчества в каждом из его великих повестей и романов.

1. «Бедные люди» - судьба маленького и никому не нужного человека, продолжение размышлений, высказанных в гоголевской «Шинели».

2. «Униженные и оскорбленные» - продолжение темы бедных людей.

3. «Преступление и наказание» - история о духовной смерти и воскресении одной человеческой души, прошедшей через все испытания и обретшей смысл бытия в вере и надежде.

4. « » - история о прекрасном человеке, который не смог выдержать ударов судьбы.

5. «Бесы» - критика идей нигилизма, которые приводят их носителей к духовной гибели.

6. «Подросток» - история о душевых метаниях и взрослении юноши.

7. « » - центральное произведение творчества Достоевского, в котором он рассказывает об истории одной семьи.