Писатель платонов произведения. Персоналии. Андрей Платонов: биография

(1899–1951)

Настоящая фамилия Климентов.

Он родился в рабочем пригороде Воронежа в большой многодетной семье. Его отец работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать, чтобы помогать кормить семью. Так

с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря-литейщика и помощника машиниста.

Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен»(1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. С 12 лет Платонов писал стихи. Впоследствии книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова.

До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

После революции Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Там же в армии он впервые начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных мелких газетенках. После демобилизации Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях.

После окончания института Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет Платонов работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в своих рассказах, написанных в то время. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой. После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Он много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М.Горького. За ним последовала повесть «Сокровенный человек» (1928). Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно,


Иллюзия №1 под влиянием трагических событий коллективизации, писатель расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы.
Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа ЧИТАТЬ « Усомнившийся Макар» вызвали волну критики в адрес Платонова. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе – проповеди гуманизма.

В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР). «Чевенгур» стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость.

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В «Котловане» воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек постигает истину, пропуская через себя пространство.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной.

С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статьи Платонова. Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть «Джан».
К повести «Джан» примыкает и большой роман Платонова «Ювенильное море», в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни. Написанные в 1930-е годы пьесы «Шарманка» и «14 Красных Избушек» не были опубликованы при жизни автора.

Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», 1942; «Смерти нет!», 1943; «Афродита», 1944 и др.; вышло 4 книги). Но когда в дом Платоновых приходит беда – погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Платонова отражено в его рассказе «Семья Иванова». После того как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы.

Написанный в 1930-е годы роман «Счастливая Москва» был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

После войны писателю негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, какими стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца и основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза. Основные произведения Платонова были опубликованы в России только после 1988года.

Среди писателей есть такие, творчество которых не признают при их жизни, потому что оно не соответствует взглядам своего времени. Но проходят годы или десятки лет, и их труды получают достойное место в истории литературы. К таким писателям относится Андрей Платонович которого является ярким тому подтверждением. Он прожил сложную жизнь. Его творческие труды терпели удар за ударом. И только в 80-х годах XX столетия к нему пришло мировое признание.

Детство и юность

Андрей Платонович Платонов, биография которого начинается в 1899 году, родился в бедной многодетной семье станционного слесаря Климентова (настоящая фамилия Платонова) в городе Воронеже. Судьба ребенка была во многом безрадостна. Постоянная нужда и заботы о братьях и сестрах вынуждают мальчика уже в возрасте 14 лет начать работать на железнодорожной станции вместе с отцом. Там он осваивает самые разные профессии.

Образование Андрей Платонович получал в церковно-приходской школе, а после того как начал работать на станции, учился и работал параллельно. Это говорит о том, что даже в сложной ситуации, помогая семье, он не терял жажду к знаниям, а, напротив, осваивал новые для себя профессии и учился. Примерно в то же время началась творческая деятельность Андрея Платоновича. Естественно, что тяжелый труд на станции, как и сама станция, довольно сильно отложились в сознании молодого человека и впоследствии нередко появляются в его творчестве.

Труд и литература

Далее Андрей Платонович Платонов, биография и творчество которого с самого раннего времени были тесно переплетены с трудом и сложной жизнью, начинает плодотворно трудиться как журналист и литератор. В то же время он учится в Воронежском политехническом университете и работает на железнодорожной станции. Несомненный литературный талант проявляется уже в это время. В свет выходит его сборник стихов «Голубая глубина» (1922).

Краткая биография Платонова Андрея Платоновича продолжается тем, что жизнь его в это время напрямую связана с трудом на благо Он все так же не перестает трудиться на железнодорожной станции, кроме того, работает мелиоратором. Его стремления схожи со стремлениями многих молодых людей. Он хочет изменить мир к лучшему, верит в технический прогресс. Ему присущ юношеский максимализм, который хорошо проглядывается и в его литературном творчестве.

Удивительно, но за работой он не забывает и про писательскую деятельность. Его рассказы полны, все того же юношеского максимализма и веры в технический прогресс, но не забывает он и про такую родную для себя деревню. Кроме того, что он активно пишет для воронежских газет и журналов, его публикуют в московских газетах.

Биография Платонова Андрея Платоновича все так же полна бурной литературной деятельности, он публикует свой рассказы о деревне «В звездной пустыне» (1921) и «Чульдик и Епишка» (1920). Но и его изобретательский активно проявляется в писательстве и выливается в научно-фантастические рассказы и повести: «Потомки солнца» (1922), «Маркун» (1922), «Лунная бомба» (1926).

Москва

Продолжается составляемая нами краткая биография Платонова Андрея Платоновича. В 1927 году он вместе с семьей перебирается в город Москву. Решение было вполне осознанное, Платонов оставляет работу на железнодорожной станции и всецело отдается писательскому труду.

Плодотворная литераторская деятельность дает свои плоды, и в свет выходит повесть «Епифанские шлюзы», которая в дальнейшем дает название целому сборнику повестей и рассказов. В произведениях того периода много суровой реальности тогдашней России. Автор без прикрас пересматривает свои юношеские идеалистические и максималистские взгляды, критикует сам себя.

Кроме критики в адрес социальных устоев того времени Платонов резко высказывается о радикализме в сфере пола, в связи с этим в свет выходит памфлет «Антисексус» (1928). Тут автор высмеивает социалистические идеи отказа от плотской любви в пользу общественно-полезной деятельности. Автор довольно смело высказывается в сторону власти и ее идей.

В это же время формируется совершенно уникальный стиль Платонова, главная особенность которого, как ни удивительно, заключается в некоторой косноязычности и прямоте слов и оборотов. За счет такого необыкновенного и поистине уникального стиля слова поворачиваются к читателю своим истинным смыслом. Подобной манеры писать нет больше ни у кого в русской литературе.

Кроме стиля, Платонов меняет смысловую составляющую своих произведений. Теперь прежний максимализм и вера в светлое будущее уступают место философским поискам вечного смысла жизни. Героями произведений Платонова становятся странные, одинокие, ищущие люди, путешественники, чудаки-изобретатели, задумчивые, чудаковатые одиночки.

В таком ключе биография Платонова Андрея Платоновича развивается и отражается в вышедших в это время из-под его пера произведениях - в повести «Ямская слобода» 1927 года, например. Это своего рода посыл к его прежнему деревенскому стилю, но пересмотренный и переработанный под влиянием новых философий. «Город Градов» 1928 года - это сатира на советскую бюрократическую систему. «Сокровенный человек» 1928 года о странствующем человеке, который размышляет о бытии на фоне бушующей гражданской войны. В этих произведениях Платонов излагает свои искания алгоритма существования, очень четко прослеживается жизнь человека, ее хрупкость и близость исчезновения.

Критика и неустроенность

Неудивительно, что на то время такая проза не признавалась властями. Довольно скоро Андрей Платонович Платонов, биография которого и так была не очень простой, оказался не у дел в писательской деятельности. А началось все с того, что политика по отношению к литературе значительно ужесточилась, что совпало по времени с публикацией очерка «Че-Че-О» и рассказа «Усомнившийся Макар» 1929 года, после чего Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Его вовсе перестали печатать. Изменить ситуацию не смог даже Максим Горький, к которому Платонов обратился за помощью.

Не давали покоя писателю и бытовые неприятности. Его семья долгое время была лишена собственного жилья и от этого вынуждена достаточно долгое время скитаться по съемным квартирам. И только в 1931 году найдено постоянное жилье - флигель у особняка на Тверском бульваре. Сегодня это литературный Тяжелые времена и неприятие властей, естественно, негативно сказались на положении семьи.

Неутомимый труженик

Несмотря на все навалившиеся сложности, Платонов продолжает работу над романом «Чевенгур», но, безусловно, в то время выпустить роман в свет не удалось. Произошло это только в 1971 году, в Париже, уже после смерти автора.

Содержание романа описывает утопическую коммуну Чевенгур и жизнь в ней героев, которые туда попадают после долгих скитаний и невзгод. Жизнь в коммуне по-настоящему идеальна, все там счастливы и равны между собой. Просто невероятное зрелище разрушается с приходом армии и солдат, которые уничтожают всех жителей, и коммуну в том числе. Роман и все, что в нем происходит, - это отражение действительности, в которой находится Платонов. Естественно, что реальность вовсе не такая радужная, как хотелось бы, но между тем сходства весьма ощутимые. Кроме того, в романе Платонов не теряет своего фирменного стиля и языка. Некоторые критики говорят о том, что такая манера изложения не является удачной и мешает разглядеть сюжетную линию произведения.

Тридцатые годы

Андрей Платонович Платонов, биография которого тесно связана с политическими изменениями в стране, наиболее ярко проявил свой литературный талант в тридцатые годы двадцатого века. В 1930 году Платонов выпустил свой главный шедевр - повесть «Котлован», которая впервые будет опубликована только в 1987 году. Это социалистическая антиутопия, повествующая о неудачной индустриализации, трагическом крахе коммунизма и его идей. В повести вместо дворца была выстроена коллективная могила. Бродский писал, что Платонов подчинил себя языку эпохи.

Переломы

Между тем социальное положение в стране ужесточалось, не обошло оно и Платонова. В это время выходит его рассказ «Впрок», который описывает провалившуюся коллективизацию, а также рассказ «Мусорный ветер» на антифашистскую тематику. К сожалению, первый получил резкую оценку Сталина, второй также не произвел своего эффекта. Андрей Платонович Платонов, биография которого и так не радует писателя счастливыми случаями, вновь подвергся гонениям. Его опять перестают печатать.

В середине тридцатых годов двадцатого века Андрей Платонович Платонов, краткая биография которого полна сложностей на данном отрезке времени, пишет в основном в стол, потому как его не публикуют.

Все в стол

Несмотря на это, работает он много и весьма плодотворно. Создается роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца». Также он пишет множество литературных статей о таких писателях, как Пушкин, Паустовский, Ахматова, Грин, Хемингуэй и других. Далее создается повесть «Ювенильное море», тема тут близка и к «Котловану», и к «Чевенгуру», потом появляется еще одна пьеса - «Шарманка».

В своих работах Платонов постепенно отходит от социальной тематики и переходит к душевным переживаниям и драмам. Он пишет целую череду лирических рассказов, среди которых «Река Потудань», «Афродита», а также «Глиняный дом в уездном саду» и «Фро». Тут автор усиливает психологическое моделирование персонажей, глубокое прочтение которого приходит на смену ироничному отношению автора к любви.

По всему видно, что непростая была у писателя по имени Андрей Платонович Платонов биография. Для детей он также пишет, причем весьма успешно, отличный тому пример - рассказ «Семен» о сострадании и сиротстве.

В 1933-35 годах совершает поездку в Туркмению Андрей Платонович Платонов. Краткая биография писателя сообщает об этом. Под впечатлениями от поездки он пишет рассказ «Джан» в свойственной ему манере социальной трагедии с новыми лирическими нотками. Яркие речевые обороты и даже звукопись в данном произведении делают его удивительно насыщенным и ритмичным.

Удар за ударом

В 1937 году намечается едва заметный проблеск в работе у писателя по имени Андрей Платонович Платонов. Биография, краткое содержание которой изложено в статье, отмечена приятным для него событием. Писатель издает сборник своих рассказов «Река Потудань». Но ожидания автора не оправдались. Сборник был раскритикован. К тому же в 1938 году против единственного сына Платонова было сфабриковано дело, и парня арестовали.

Война

В годы войны Андрей Платонович Платонов, биография, интересные факты из жизни которого всегда интересовали поклонников его творчества, становится корреспондентом газеты «Красная звезда». Но и тут его рассказ «Семья Ивановых» вызвал резкое недовольство и был признан клеветой на советскую семью.

Последние годы жизни

После войны Андрей Платонович Платонов, биография, фото и прочие факты из жизни которого достались потомкам, так и не смог достойно устроиться в литературе. В попытках реализоваться в реалиях жизни он писал вариации на русские народные сказки. Кроме того, создал пьесу «Ноев ковчег». Однако время не дает ему возможности стать популярным при жизни. В 1951 году Платонов умирает от туберкулеза, заразившись от сына, которого выпустили из лагеря.

Признание

Платонов не был признан своими современниками. Однако в 1980 годах его яркая самобытность вызвала к нему мировой интерес. Его удивительный язык и стиль изложения, а также трудный наконец нашли своих почитателей и были оценены по достоинству. Несмотря на это, многие работы Платонова на сегодняшний день еще не опубликованы.

Андрей Платонович Платонов родился 20 июля (1 августа) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. В начале 20-х гг . сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов.

Учился в церковно-приходской школе, затем в горном училище. С пятнадцати лет начал работать. Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Работал в редакции газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журнале «Железный путь». Рассказы и статьи Платонова публикуются и в московских журналах «Кузница», «Красная нива». Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924). В 1921 году опубликовал стихи в сборнике воронежских поэтов. В том же году выходит первая публицистическая книга Платонова – «Электрофикация», в 1922 (в Краснодаре) – книга стихов «Голубая глубина». В 1923-1926 гг . Платонов работает мелиоратором и руководит работами по электрификации сельского хозяйства. В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились ещё две книги Платонова – «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года Платонов работает над большим романом о революции «Чевенгур».

С 1928 года активно сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Для Платонова- поэта, публициста, прозаика – характерно сложное, нередко трагически-напряженное восприятие противостояния человека и природы, человека и других людей.

Платонов был одержим идеей преобразования жизни с помощью науки и техники вплоть до воскрешения мертвых (герои «Котлована» именно в этой перспективе оценивают сохранение тела Ленина, Вощев собирает в мешок останки прежних людей с той же целью). Выступал со стихами и публицистикой в пролеткультовском духе. Но утопизм в сознании Платонова рано и парадоксально соединился с антиутопизмом. Он заявил, что люди, преобразующие жизнь, сами меняются слишком медленно и это создает почву для «социалистической трагедии».

В 1926 А. Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 – рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 – повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестают печатать. Несмотря на это писатель продолжает много работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Здесь публикуются его критические статьи (в т.ч. «Пушкин – наш товарищ», «Пушкин и Горький»), рецензии и два рассказа - «Бессмертие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань». В этом произведении, как и в рассказе «Мусорный ветер», сказалась склонность Платонова к натуралистическим подробностям и ирреальным ситуациям.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В 1946 году в «Новом мире» появляется рассказ «Семья Иванова», который был объявлен В.В. Ермиловым «клеветническим». В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Андрея Платонова 5 января 1951 года осталось большое рукописное наследие.

В творчестве Платонова происходит необычное соединение трагизма и ернически сниженного изображения. Сложный синтетический художественный метод писателя обладает признаками экспрессионизма. Его произведения относят также к поставангардизму, являющемуся реакцией на авангардизм с его социальным оптимизмом и верой в безграничные возможности разума: мир Платонова бывает одновременно комичен и страшен, подчеркнуто иррационален. Платоновский стиль, особенно в конце 20-х – первой половине 30-х гг., нарочито изломан, сочетает несочетаемые в литературной речи слова и выражения, что порождает новые, как правило парадоксальные, оттенки их смысла.

Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов ) (1899-1951) - русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века.

Андрей родился 28 (16) августа 1899 года в Воронеже, в семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября.

Андрей Климентов учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. В возрасте 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет) начал работать, чтобы поддержать семью. По словам Платонова: "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду". «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

До 1917 года он сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах "Очередной" (1918) и "Серега и я" (1921).

Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1918 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя), а также вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

В 1921 году вышла его первая публицистическая книга "Электрификация", а в 1922 - книга стихов "Голубая глубина". В 1924 году он оканчивает политехникум и начинает работать мелиоратором и электротехником.

В 1926 году Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. В том же году были написаны «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов» , принёсшие ему известность. Платонов переехал в Москву, став профессиональным литератором.

Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям меняется до их непринятия. Его проза ("Город Градов", "Усомнившийся Макар" и др.) часто вызвала неприятие критики. В 1929 году получил резко отрицательную оценку А.М. Горького и был запрещён к печати роман Платонова "Чевенгур" . В 1931 году опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкое осуждение А. А. Фадеева и И. В. Сталина. После этого Платонова практически перестают печатать. Повести "Котлован", "Ювенильное море" , роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 1980-х годов и получили мировое признание.

В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности, но продолжает писать (пьеса "Высокое напряжение" , повесть "Ювенильное море" ). В 1934 году писатель вместе с группой коллег едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть "Джан" , рассказ "Такыр" , статья "О первой социалистической трагедии" и др.

В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь" .

В 1937 году была издана его повесть «Река Потудань» . В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. В январе 1943 года он умер.

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины" . В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Несмотря на заболевание туберкулёзом Платонов не оставляет службу вплоть до 1946 года. В это время в печати появляются его военные рассказы: "Броня", "Одухотворенные люди" (1942), "Смерти нет!" (1943), "Афродита" (1944), "В сторону заката солнца" (1945) и др.

За напечатанный в конце 1946 года рассказ Платонова - «Возвращение» (первоначальное название «Семья Иванова» ), писатель в следующем году подвергся новым нападкам критики и был обвинён в клевете на советский строй. После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта.

В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за сыном.

В 1954 году была издана его книга "Волшебное кольцо и другие сказки" . С хрущёвской "оттепелью" начали издаваться другие его книги (основые произведения стали известны только в 1980-х). Однако, все публикации Платонова в советский период сопровождались значительными цензурными ограничениями.

Некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е годы (например, написанный в 30-е годы роман "Счастливая Москва" ).

Биографическая канва “дописательской” жизни Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия — Климентов) во многом напоминает конспект судьбы М. Горького: сумрачное детство, ранний, в 13 лет, выход “в люди”, вереница рабочих профессий, “университеты” самообразования, тяга к писанию стихов. Сын слесаря железнодорожных мастерских, Платонов вошел в литературу как один из “пролетарских” писателей и с восторгом принял революцию, увидев в ней торжество разума над косной стихией природы. Именно пафос преодоления не просветленной разумом жизненной стихии определил смысловую направленность его дебютных произведений — публицистической книги “Электрификация” (1921) и сборника стихов “Голубая глубина” (1922). Подобно другим писателям-дебютантам из рабочей среды, Платонов верит в это время в светлые перспективы артельной работы по “ремонту земли”, да и сама литература мыслится им — в этом он близок В. Маяковскому — в ряду рабочих профессий: это дело, технология, производство.

Однако уже на раннем этапе писательства позиция Платонова существенно отличалась от позиции его собратьев по поколению. Платонов был сосредоточен не на сокрушении старых порядков, а на поиске путей созидания, а потому держался в стороне от “пролетарского” творческого цеха, да и от других литературных объединений 20-х гг. Погрузившись в изучение философских трудов Н. Федорова, П. Флоренского, Н.Бердяева, он приходит к миропониманию, близкому федоровской “Философии общего дела”. Вот что писал Платонов в статье с характерным названием “Христос и мы”: “Люди видели в Христе бога, мы знаем его как своего друга... Он давно мертв, но мы делаем его дело — и он жив в нас”. Нравственным идеалом для Платонова, по сути, становится христианский идеал братства всех людей, причем это братство, по мысли писателя, должно скрепляться не стремлением к всеобщему материальному достатку, а императивом неизбирательной любви, которая позволяет каждому преодолеть чувство сиротства в этом “прекрасном и яростном мире”.

Вот почему в произведениях писателя, поначалу свято верящего в идеалы революции, ощущается стремление проверить и перепроверить точность маршрута, заданного “паровозом истории”. Поиск ответа на этот вопрос ведется Платоновым в трех направлениях: в произведениях на исторические темы, в научно-фантастической прозе и в рассказах и повестях о современности. Общей сюжетной “формулой” этих разных по материалу произведений становится попытка реализации дерзновенного проекта — научно-исследовательского, производственно-технологического или социального. В соответствии с этой формулой ключевыми фигурами платоновских сюжетов выступают ученые-изобретатели, строители или революционеры-преобразователи.

Вот как реализована эта сюжетно-композиционная схема в повести “Епифанские шлюзы” (1926), первом из зрелых произведений Платонова (эта повесть дала заглавие сборнику прозы писателя, вышедшему в 1927 г.). Сюжет произведения основан на реальных исторических фактах: речь идет о неудачной попытке соединить каналом реки Волжского и Донского бассейнов в начале XVIIl в. Петровская Россия увидена в повести глазами англичанина — руководителя работ инженера Бертрана Перри. Инженер приезжает в Россию по приглашению царя; он надеется заработать денег, чтобы сделать возможной женитьбу на его возлюбленной Мери. Ему нравится поначалу русский царь, нравится неброская русская природа, нравятся русские люди. He щадя себя, инженер с головой погружается в работу. Ho надежды Перри на успех рушатся, столкнувшись с реальностью: невеста в письме извещает его о свадьбе с другим, работы по строительству шлюзов идут слишком медленно, уровень воды в них оказывается недостаточным, крепостные строители бегут со стройки.

Попытка осуществить “прожект” оканчивается казнью Перри в Пыточной башне Кремля. Бертран Перри выглядит в повести Платонова палачом и жертвой одновременно. Знаток своего дела, он служит царю и на службе не щадит никого — наказывает нерадивых работников, приказывает казнить беглецов. Будучи незлым от природы человеком, он приносит несчастному народу мучения; являясь умным специалистом, помимо своей воли несет “неученым” зло. Итак, строительство, которое ведется по законам “прогресса”, по “бумажке” и вопреки здравому смыслу и сердечному чувству, которыми обладает народ, — такое строительство не только не прибавит счастья его участникам, но лишь увеличит вереницу смертей.

Гибелью главных героев или их трагическим разуверением в возможности реализации мечты завершается и большинство других произведений Платонова этой поры — научно-фантастической повести “Эфирный тракт” (1927), рассказа “Усомнившийся Макар” (1929), романа “Чевенгур” (1929). В последнем из них в основе сюжета — попытка группы большевиков построить коммунизм в небольшом городе. В первой части романа его герои идут в поисках счастья, бродят по России, охваченной Гражданской войной. Во второй части они приходят в своеобразный город Солнца — Чевенгур, где коммунизм уже осуществился. При этом пространство города, в котором реализовалась коммунистическая утопия, будто изымается из пространства земли и потока истории, всякое движение в нем прекращается. Условием будущей счастливой жизни оказывается предварительное истребление всех тех, кто коммунизма недостоин, — почти всего населения города. Финал романа мрачен: происходит схватка между чевенгурскими “апостолами” и регулярной воинской частью, посланной государством на поиски исчезнувшего из-под государственной власти города. Дорога, по которой шли искатели коммунизма, заканчивается смертью. Эта смерть носит в романе форму своего рода коллективного самоубийства: чевенгурцы умирают в бою с чувством радостного облегчения, освобождения от скуки построенного “земного рая”.

Писатель будет возвращаться к проблемам, поставленным в романе, до конца своего творческого пути. Постепенно круг этих проблем будет сужаться, потому что обсуждать их в какой бы то ни было форме в обстановке 30—40-х гг. будет все труднее и труднее. Бескомпромиссная “ревизия” коммунистических идей с позиций “абстрактного гуманизма” (это одно из самых мягких обвинений в адрес писателя со стороны современной ему критики) не пришлась по вкусу властям. С середины 30-х-гг. Платонова печатают все реже и реже. Публикация в 1937 г. книги рассказов “Река Потудань” вызвала в адрес писателя новую волну “проработочной” критики, которая практически перекрыла ему доступ к читателю. He опубликованными при жизни писателя остались повести “Котлован” и “Ювенильное море”, незавершенный роман “Счастливая Москва”, уничтожен был набор книги “Размышления читателя”.

Лишь работа военным корреспондентом “Красной звезды” позволила Платонову вновь вернуться в современный ему литературный процесс: за время войны и сразу после нее вышли его книги рассказов “Одухотворенные люди” (1942), “Рассказы о Родине” (1943), “Броня” (1943), “В сторону заката солнца” (1945). В тот же период были написаны такие платоновские шедевры, как рассказы “Афродита” и “Семья Иванова” (позже этот рассказ получил название “Возвращение”). Впрочем, последний из них вновь вызвал резкие критические нападки, обвинения в “клевете” на советскую семью, так что в последние пять лет жизни Платонова увидело свет только несколько его книг детских сказок.

Оказавшись в конце жизни в полной творческой изоляции, Платонов — с присущим его героям “юродивым языком” и “религиозным душеустройством” — был востребован в качестве одного из самых современных и самых глубоких писателей-мыслителей в пору перестройки, когда выяснилось, что его наследие составляет одну из ярчайших страниц русской литературной классики XX в.