Читаем средней группе детском саду. Что читать с детьми средняя группа. Сказка о том, как жила-была последняя муха

Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.

Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.

Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.

Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.

Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»

Ход занятия в средней группе

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!

Ну-ка, в круг все становитесь,

Друзьям искренне улыбнитесь!

Вместе за руки возьмитесь

С мыслями все соберитесь.

Сказочка к нам пришла

И загадки принесла.

Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.

Воспитатель: Сказка - это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой ​​волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства... Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым...

Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)

Воспитатель: Итак, путешествие начинается... (педагог звонит в колокольчик)

Ну-ка, глазки закрываются...

В Страну Сказок отправляемся.

Книга, книга, поспеши,

Двери в Сказку отвори!

Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)

Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке - ответ)

Загадки о сказках

Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)

Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)

Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?

Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:

Лиса угощала Журавля... (чем?)

Кто украл Петушка?

Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?

Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?

Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?

Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?

Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку... Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)

Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!

Упражнение «Приведи в порядок события»

(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)

Воспитатель: Верно, догадались - это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).

Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?

Как обрадовался Колобку Дедушка?

Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?

Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).

Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?

Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно...

Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!

Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги... Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака...)

Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).

Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще ​​и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» ...)

Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу! Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).

Глазки закрываются...

И в детский сад отправляемся...

Вернулись из Сказки мы.

Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки - картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.

Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки - это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте - и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!

Ольга Стукалова
Неделя сказки в средней группе

НЕДЕЛЯ СКАЗКИ .

Основные задачи :

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников

Понедельник .

Встреча детей Скоморохами

Беседа о театре.

Папка-передвижка “Театрализованная деятельность для дошкольников.

Физическая культура

Рисование «Любимые сказки » . Цель : учить детей рисовать сюжет знакомой сказки , передавая образы и действия сказочных героев .

Прогулка,

Наблюдение за ветром,

Лепка из снега «Снегурочка»

Хоровод «Гори, гори ясно» .

Прыжки через символический костер (вспомнить сказку «Снегурочка» .)

Работа перед сном,

«Какие сказки представлены в оформлении нашей группы ». Цель : Развивать у детей наблюдательность, закреплять названия сказок .

Подъем детей. Гимнастика пробуждения

В гостях у сказки” . “Колобок” – плоскостной театр.

Встреча детей котом Базилио и лисой Алисой.

Куклы-игрушки и куклы-артисты. “Три поросёнка” – театр-рукавичка.

Заучивание и инсценировка стихотворений про профессии : слесарь, сапожник, шофёр, повар

Математика : Счет до 3. Цель : Закрепить знание счета в пределах 3. Вспомнить количество героев в РНС. Придумать сказку с героями РНС , чтобы их общее количество было 3

Прогулка

Наблюдение за облаками, их формой,

Физкультурное развлечение «В гостях у Айболита» . Цель : развивать полученные физические навыки; доставить радость от движения, общения.

Работа перед сном.

Знакомство детей с произведениями К,Чуковского. Цель : закрепить знания детей о произведениях К,Чуковского,развивать активность речи, активизировать словарь,

«Теремок» Игра-конструирование «Современный теремок

«Маша и медведь» . Выставка книг – данная сказка в разных изданиях

Среда .

Встреча детей Машей и Медведем.

Там, где делают кукол”. Обыгрывание с детьми стихов А. Барто.

Три медведя”, “Красная шапочка” – чтение сказок

Аппликация в технике обрывания бумаги «Репка» .

Дидактическая игра «Телефон» .Цель : развивать речевой диалог, используя знания содержания сказки , развивать интонационную выразительность.

Прогулка,

Наблюдение за снегом, его свойствами.

Лепка из снега «Заюшкина избушка» .Цель :развивать умение лепить из снега,закрепив содержание сказки «Лиса и Заяц»

Сюжетно-ролевая игра «путешествие» .Цель :научить распределять роли,развивать сюжет игры.

Работа перед сном.

Сочинение сказок детьми ,Цель : развивать творческое мышление,воображение,речь.

«Гуси-лебеди» Коллективная работа : рисование иллюстрации к сказке

сказок “У медведя во бору” , “Гуси-гуси».

Встреча детей Чебурашкой и крокодилом Геной.

«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка» ) Выставка книг

Экология «Сказочные цветы » .Цель : вспомнить названия сказок , где встречаются названия цветов.

Развивать память, наблюдательность. Закрепить названия цветов. Воспитывать любовь и интерес, бережное отношение к растительному миру,

Физическая культура.

Козлята и волк” – плоскостной театр.

Прогулка

Наблюдение за птицами.

Подвижная игра «Варежка_подружка» ,Цель : помочь Чебурашке найти варежку, развивать наблюдательность.

Подвижная игра «Золотые ворота» . Цель : развивать ловкость, доставить радость от совместной игры. Украшение зимнего дерева ледяными плодами.

Работа перед сном,

Повторение знакомых сказок «Теремок» , Назвать персонажей сказки .

Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрациям » . Цель : закрепить знание содержания сказок ,

развивать память, воображение, мышление, речь,

«У страха глаза велики» . Выставка книг : произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.

Игры по мотивам русских народных сказок “У медведя во бору” , “Гуси-гуси».

“Курочка Ряба» Выставка книг : данная сказка в разных изданиях

Мышка-норушка” – лепка.

Игра – драматизация «Под грибом» В. Г. Сутеева

Прогулка,

Наблюдение за зимним солнцем,

Подвижная игра «Льдинка» .Цель : развивать ловкость, доставить радость от совместной игры,

Катание на санках,

Работа перед сном,

Вспомнить с детьми знакомые сказки «Репка» , Назвать персонажей сказки .

«Кто сказал мяу В. Сутеев Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу

Мероприятия с родителями :

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа, «Какие книжки читают дома»

3. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги» , «Как научить ребёнка читать» , «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге» , «Чтобы ребенок любил читать

4. Изготовление книжек-малышек.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 40440

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Художественная литература.

    Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

    Для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.

    «Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,

    «Дед хотел уху сварить...», «Зайчишка-трусишка...»,

    «Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,

    «Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...»,

    «Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...»,

    «Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...»,

    « Солнышко-колоколнышко...»,

    «Иди, весна, иди, красна».

    Русские народные сказки.

    «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

    «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

    «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

    «Привередница», обр. В. Даля;

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого;

    «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

    «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;

    «Жихарка», обр. И. Карнауховой;

    «Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;

    «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;

    «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.

    Фольклор народов мира

    Песенки.

    «Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;

    «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;

    «Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;

    «Ястреб», груз., пер. B. Берестова;

    «Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;

    «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;

    «Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;

    «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.

    Сказки.

    «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,

    «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;

    «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;

    «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;

    «Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;

    «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;

    «Колосок», укр., обр. С. Могилевской;

    «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова;

    «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

    «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;

    «Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;

    Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;

    В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;

    Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;

    «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

    Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

    Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,

    «Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,

    «Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.

    Проза.

    Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;

    С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки.

    Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;

    «Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;

    А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

    Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

    Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;

    А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;

    Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

    произведения поэтов и писателей России

    Поэзия.

    Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.);

    И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

    С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»);

    С. Есенин. «Поет зима -аукает...»;

    А. Майков.«Осенние листья по ветру кружат...»;

    Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

    А. Плещеев. «Скучная картина!»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);

    И. Суриков. «Зима»;

    А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»);

    А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»;

    С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома».

    Я. Аким. «Первый снег»;

    3. Александрова. «Дождик»;

    А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»;

    В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»;

    Е. Благинина. «Эхо»;

    А. Введенский. «Кто?»;

    Ю. Владимиров. «Чудаки»;

    Б. Заходер. «Никто»;

    Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»;

    С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»;

    С. Михалков. «Дядя Степа»;

    Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном -дома!», «Песенка про сказку»;

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

    Г. Сапгир. «Садовник»;

    Р. Сеф. «Чудо»;

    И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»;

    Э. Успенский. «Разгром»;

    Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».

    Басни .

    Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа).

    Проза.

    В. Вересаев. «Братишка»;

    К. Ушинский. «Бодливая корова».

    В. Бианки. Подкидыш»; «Первая охота»

    А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);

    С. Воронин. «Воинственный Жако»;

    Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»);

    С. Георгиев. «Бабушкин садик»;

    В, Драгунский. «Тайное становится явным»;

    М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

    Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»;

    Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»;

    Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;

    Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

    Е. Пермяк. «Торопливый ножик»;

    М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»;

    Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»;

    Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»;

    Н. Сладков. «Неслух»;

    Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».

    Литературные сказки.

    М. Горький. «Воробьишко»;

    Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост»;

    М. Михайлов. «Думы».

    С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»;

    М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»;

    Э. Мошковская. «Вежливое слово»;

    Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

    В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

    Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»;

    Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения;

    Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

    В. Степанов. «Лесные звезды»;

    Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги);

    В. Чирков. «Что натворило «Р»;

    К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».

    Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

    Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.

    Для заучивания наизусть.

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;

    А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

    М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

    3. Александрова. «Елочка»;

    А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;

    Ю. Кушак. «Олененок»;

    Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;

    В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);

    Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»;

    Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


    Булычева Александра Валерьевна

    Пояснительная записка

    В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Задачи работы педагогов:

    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

    Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

    Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

    Нами разработано 32 конспекта комплексных занятий под общим названием «Познавательные сказки», с их помощью мы знакомим детей средней группы с восемью сказками:

    • СЕНТЯБРЬ: украинская сказка «Колосок».
    • ОКТЯБРЬ: белорусская сказка «ПЫХ»
    • НОЯБРЬ: английская сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»
    • ДЕКАБРЬ: русская сказка «ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА и СЕРЫЙ ВОЛК»
    • ЯНВАРЬ: русская сказка «ЖИХАРКА»
    • ФЕВРАЛЬ: французская сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Ш.Перро
    • МАРТ: русская сказка «СНЕГУРОЧКА»
    • АПРЕЛЬ: русская сказка «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

    Работа по каждой сказке ведется в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумана последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.) Каждое занятие проходит в игровой форме с участием сказочного персонажа – домовенка Кузи. Подобран речевой материал: потешки, песенки, физминутки, загадки и сами сказки – в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Составлены мнемотаблицы по сказкам, по темам «Времена года», «Дикие и домашние животные и птицы», «Головные уборы», «Посуда» и т.д.

    Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.

    Использовать положительную мотивацию: обучение сказочного персонажа Кузи, путешествие на поезде в деревню Сказкино, продолжение сказки дети могут узнать, только после выполнения разнообразных заданий, закодированные мнемотаблицы, сюрпризы, тайны и т.д.

    В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

    Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

    После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

    Два раза в год проводить викторины по изученным сказкам.

    Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

    ОКТЯБРЬ
    Белорусская сказка «ПЫХ»

    Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.

    Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеклой, прошел грядку с морковкой... А вот и репка растет. Только наклонился, чтобы репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: – Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришел?

    Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки..., аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

    – Ну, что, дед, принес репку?

    – Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что еле ноги унес!

    – Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...

    И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеклой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка, торопится... А вот и репка. Нагнулась бабка. Чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:

    – ПШШ-ППЫ-Ы-хх!

    Не ты ли это, бабка? Не за репкой ли пришла? Испугалась бабка да бежать.

    Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки. Бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

    – Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

    Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит: – Я принесу репку.

    Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики пищат. Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла. И только наклонилась она, чтобы репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то: – Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?

    Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:

    – Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла. А на грядке кто-то снова как запыхтит: – Пшш-ппы-ы-хх! Засмеялась девочка: – Ах ты, ежик, еж колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

    А ежик вытянул мордочку острую и опять: – Пшш-ппы-ы-хх!

    Потянула Аленка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила – и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают: – А где же репка?

    – А вот вам и репка!

    Обрадовались дед с бабкой: – Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодей!

    – А как же зверь этот – Пых страшный? Не испугалась ты его? Раскрыла тут Аленка передничек: – А вот вам и Пых! Засмеялись старички: – Ну и молодец, Аленка! Ну и смелая девчонка!

    Цели и задачи: продолжать знакомство с характерными особенностями времени года – осени. Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность. Развивать творческое мышление, умственную активность, память (зрительную, тактильную, слуховую). Познакомить детей с диким животным – ежом.

    Дидактические пособия:

    • набор коллажей;
    • набор мнемодорожек и мнемотаблиц;
    • гуашь, пластилин, цветная бумага, белая бумага.

    ЗАНЯТИЕ 1

    Ход занятия

    Раздается стук и появляется Кузя с книжкой.

    Воспитатель: Здравствуй, Кузя, почему ты такой грустный?

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем Кузе и сказку прочитать и задания выполнить. Садитесь в поезд, и отправимся в путешествие в сказочную деревню.

    (Дети поют песенку .) А пока мы едем, я начну читать белорусскую сказку, которая называется «Пых».

    (Чтение первой части. )

    Воспитатель: Интересное начало? А продолжение мы узнаем, когда выполним все задания. Выходите, вот и остановка.

    Задание 1. Д/и «Чудесный мешочек».

    Дети определяют овощи на ощупь, называют и вытаскивают.

    Задание 2. Физминутка «Пузырь».

    Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой. Да не лопайся. П-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

    Задание 3. Д/и «Что изменилось?»

    Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки или на столе овощи и проговаривает:

    – Идет дед мимо грядки с капустой,

    со свеклой, с морковкой, вот и репка! Дети запоминают порядок, воспитатель меняет местами овощи, дети отгадывают, затем возвращают в первоначальное положение, только потом опять изменяют.

    Задание 4. Мнемотаблица «Овощи».

    Воспитатель дает образец рассказа по таблице, соотносит рисунок с рассказом.

    Дети составляют рассказы по схеме. 2–3 ребенка.

    Задание 5. Лепка «Овощи».

    Воспитатель предлагает слепить овощи, которые растут на грядке у дедки с бабкой и Аленки. Напоминает приемы лепки: раскатывание, сплющивание, растягивание, прищипывание, приглаживание.

    Воспитатель: Вот какой огород получился.

    Раз, два, три – снова в группе мы.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Ход занятия

    Кузя приносит коллаж и предлагает детям вспомнить, какую сказку они начали читать.

    Задание 1: Вспомни сказку по коллажу.

    Воспитатель задает наводящие вопросы:

    – Кто жил-поживал в сказке?

    – Зачем дед пошел в огород?

    – Мимо каких грядок шел дед?

    – Что спросил Пых?

    – Как убегал дедка? (Перечислить в обратном порядке ).

    Воспитатель: Вот теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места в поезде и запевайте песенку. (Дети поют песню ). А пока мы едем, я вам прочитаю сказку дальше.

    (Чтение второй части ).

    Задание 2. Физминутка п/и «Солнышко и дождик».

    Задание 3. Отгадай загадку и обведи по контуру.

    Утром мы во двор идем –
    Листья сыплются дождем,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят... (Осень, листопад .)

    Стоит Антошка на одной ножке,
    Его зовут, а он не откликается. (Гриб .)

    Две сестры летом зелены,
    К осени одна краснеет,
    А другая чернеет. (Ягоды .)

    Воспитатель: Что лишнее? (Чашка .) Почему? (Ответы детей. )

    Воспитатель дает листок с контурами каждому ребенку и фломастеры трех цветов.

    Задание 4. Мнемотаблица «Осень».

    Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ по таблице, затем предлагает составить 2–3 детям.

    Задание 5. Аппликация «Листопад».

    Дети обрыванием наклеивают разноцветные листочки на лист.

    Кузя: Ребята, нам пора возвращаться. Раз, два, три – снова в группе мы.

    ЗАНЯТИЕ 3

    Ход занятия

    Кузя сидит около коллажа и вспоминает сказку, ошибается, путается.

    Воспитатель: Здравствуй, Кузя. Давай мы с ребятами тебе поможем?

    Кузя: Здравствуйте, ребята. Я вас жду. Помогите мне правильно вспомнить сказку.

    Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

    Дети вспоминают сказку, воспитатель помогает наводящими вопросами.

    Воспитатель приглашает детей отправиться в деревню Сказкино и узнать, что будет дальше. Дети садятся в поезд, поют песню.

    Воспитатель: А пока мы едем, я вам прочитаю сказку. (Чтение третьей части).

    Воспитатель: А чтобы узнать, чем сказка закончится, нужно выполнить задания.

    Задание 2. Этюды.

    Дед идет за репкой.
    Старый дед убегает от Пыха.
    – Как Пых пугает.
    – Смелая Аленка.

    Задание 3. Мнемотаблица «Дикие животные».

    Воспитатель с детьми составляет рассказ о ежике, дает знания о внешнем виде, строении, питании, месте обитания. Рассказ повторяют два ребенка.

    Задание 4. Рисование «Еж».

    Воспитатель показывает, как можно сухой клеевой кистью нарисовать ежа.

    ЗАНЯТИЕ 4

    Ход занятия

    Кузя загадывает детям загадку:

    Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
    Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж. )

    Воспитатель: Из какой сказки этот герой? Мы сегодня с вами дочитаем сказку. Садитесь, ребята, на поезд и отправимся в Сказ-кино. (Дети поют песню. )

    – А пока мы едем, я дочитаю сказку.

    (Чтение четвертой части .)

    Воспитатель: Мы приехали, выходите, ребята, будем играть и задания выполнять.

    Задание 1. Д/и «Узнай по вкусу».

    Дети закрывают глаза.

    Воспитатель угощает детей кусочками репки, моркови, свеклы, капусты.

    Задание 2. Д/и «Наоборот».

    Трусливый – смелый Злой – добрый Сердитый – ласковый Глупый – умный Страшный – красивый Ленивый – трудолюбивый

    Задание 3. Мнемотаблица итоговая.

    Дети рассказывают сказку по таблице разными способами: каждую клеточку разный ребенок, один начинает – другой заканчивает...

    Воспитатель показывает образцы платьев и узоров.

    – Раз, два, три – снова в группе мы.