Можно ли заработать на антиквариате? Тонкости антикварного бизнеса. Сколько зарабатывает антиквариат

Каким мы представляем антиквара, знатока и торговца предметами старины? Советский кинематограф из фильма в фильм эксплуатировал образ старичка в старомодной одежде, с пенсне, всем своим видом олицетворявшего ход времени и смену эпох. Возможно, когда-то типичный владелец лавки древностей так и выглядел. Но антиквар нашего времени - вполне современный господин средних лет, модно одетый и внешне не отличающийся от своих ровесников, торгующих любым иным товаром.

Как научиться

Профессия "антиквар" не значится ни в одном классификаторе. Соответственно, и в государственных учебных заведениях соответствующей специальности/специализации тоже нет. Но сами-то антиквары есть! Откуда же они берутся?

Один хозяин антикварной лавки на вопрос "Как стать антикваром?" пожал плечами и ответил: "Не знаю, никак... С детства, наверное...". В этом есть доля истины. Например, Юлия Коткина , заместитель директора "Антикварного общества "Сказка" - антиквар потомственный. Коллекционером и торговцем древностями много лет назад стал еще ее отец. Соответственно, все детство и юность прошли в окружении предметов старины, в общении с коллекционерами. И уже будучи студенткой отделения искусствоведения Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (вуз выбран целенаправленно), Юлия начала работать в антикварном магазине отца на Арбате. Образование органично дополнило практику. Кроме того, Коткина окончила курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии - чтобы разбираться в драгоценных камнях и правильно их оценивать.

Впрочем, многие антиквары-оценщики зачастую не имеют не только искусствоведческого, но и вообще никакого высшего образования. Кто-то обходится без него всю жизнь, а иные целенаправленно восполняют или систематизируют знания в области мирового искусства, поступая на соответствующие отделения вузов уже после многолетней практики. Например, в ту же "Строгановку", МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова) или исторический факультет МГУ. Кроме того, многие провинциальные университеты (Уральский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и др.) имеют специальность "искусствоведение и культурология".

Несколько лет назад в Москве открылся институт "Гелос" при одноименном аукционном доме. Имеющие любое высшее образование могут получить профессию "специалист по антиквариату", "эксперт по антиквариату" или "менеджер, дилер антиквариата" с соответствующими записями в дипломе.

Среди специальных курсов (предметов) - история, теория искусств, атрибуция антиквариата, основы антикварного дела, антикварный рынок России и Европы, методика проведения аукционов, галерейные и аукционные формы торговли и многие другие. Многим выпускникам своего института "Гелос" сразу предлагает трудоустройство и возможность сделать карьеру - в штате Дома около 100 человек.

Однако хорошее представление об искусстве и культуре разных стран и эпох - только половина дела. Необходимо четко понимать, что сколько стоит и какую ценность имеет в нынешних условиях, с учетом сиюминутной конъюнктуры и моды. А это приходит только с практикой, оттачивается ежедневным общением со специалистами (антикварами и коллекционерами). Кроме того, по словам Эдуарда Стецюра , директора музея "Гелос", для хорошей ориентации в мировом искусстве одного образования, включающего изучение отечественного музейного фонда, недостаточно. Необходимо посетить лучшие сокровищницы мира (например, Лувр или Британский музей), а также музеи авангардного искусства, вроде Дома Сальвадора Дали под Барселоной.

Карьера

Допустим, диплом искусствоведа и горячее желание стать антикваром имеются. Куда податься, с чего начать, к чему стремиться? Для начала стоит пойти работать продавцом антикварного магазина. Там можно постепенно войти в курс дела, разобраться "что-где-почем", а заодно познакомиться с кругом коллег-торговцев и клиентов-коллекционеров. Правда, попасть на работу в магазин в большинстве случаев (среди исключений - "Гелос") удастся только по знакомству (рекомендации). Что вполне логично - кто ж подпустит к ценному товару человека с улицы. Да, и вообще, торговля антиквариатом - сфера весьма интимная...

Зарплата начинающего антиквара будет соответствовать аналогичной ставке выпускника вуза без опыта работы в "средней" компании - $300-500 в месяц. Правда, можно рассчитывать и на премии по результатам продаж, в сумме набегает около $700. Продавец с опытом, по словам владельцев антикварных магазинов, может зарабатывать и $1500 в месяц. Чем отличается антиквар от своего коллеги-продавца, например, из магазина бытовой техники? И тот, и другой представляют покупателю товар в соответствии с описанием изделия и запросом клиента. Но, если к электронному прибору прилагается инструкция с описанием характеристик изделии (которую продавец может просто выучить наизусть), то в случае с антикварным предметом все значительно сложнее. За каждой безделушкой стоит история и эпоха, а об этом даже в каталоге не прочтешь. Соответственно, если не понимаешь, не знаешь, не чувствуешь - не продашь.

Что еще? В антикварных магазинах и лавочках, как правило, нет уборщиц. За чистотой помещения, а главное, витрин и товара, следят продавцы. Объяснение просто - слишком велик риск испортить какую-либо ценную вещь, например, смахивая с нее пыль слишком влажной или слишком жесткой губкой. Или просто разбить. Как и за чем ухаживать, обязан знать даже рядовой сотрудник. А особо ценные лоты протирает управляющий, лично.

Следующая ступень карьерной лестницы - директор магазина. Хотя наемный управляющий в данном виде бизнеса скорее экзотика. В лучшем случае магазином командует кто-то из семьи владельца. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина. Почему разумеется? Очень просто. Ведь именно директор является главным и единственным оценщиком, который решает, какой товар брать, по какой цене выставлять и т.д. Среди прочих его обязанностей - своеобразные ежедневные "лекции" для персонала, описание вновь выставленных предметов. Кроме того, от директора зависит и круг постоянных покупателей-коллекционеров, поставщиков-скупщиков (частных дилеров). Все эти люди в первую очередь должны доверять управляющему. Наемный директор антикварного салона на Арбате: "Управляющий антикварным магазином - в первую очередь хороший менеджер по продажам и PR. Нужно создавать вокруг себя круг клиентов, дружить с коллекционерами и коллегами".

Высшая ступень в антикварной иерархии - владелец собственного салона-магазина. Желательно, конечно, "с вывеской и витриной на улицу", но можно и камерного - "для своих". Сколько зарабатывает хозяин?! Тсс! - деньги и ценности любят тишину... Многое зависит от опыта и везения, но разброс доходов от месяца к месяцу непредсказуем. Правда, в любом случае, предполагается, что на этом уровне человек обладает определенным запасом собственного товара (не принятого на комиссию и хранение, а купленного) и, соответственно, уже явно не беден. В частности, собственный капитал (допустим, $100-200 тыс., "замороженный" в паре десяток старинных "безделушек") является своеобразной гарантией антиквара перед клиентами за переданную на реализацию дорогую вещь.

Помимо работников магазинов, аукционных домов или закрытых галерей существует масса частных дилеров, фактически, фрилансеров. Эти люди тусуются в антикварном сообществе, периодически выступая посредниками между продавцами и покупателями. На самом деле, частный дилер - это следующая после продавца ступень роста для человека, не желающего всю жизнь стоять за чужим прилавком.

Приобретя связи в антикварном мире, завоевав доверие клиентов, продавец уходит в "свободное плавание". Через какое-то время, допустим, год или два, он может заработать достаточно денег, чтобы начать собирать собственную коллекцию, которую можно продать. А еще через несколько лет при удачном стечении обстоятельств и желании открыть и свой салон.

Какой он, современный хранитель древностей? Как овладеть профессией, с чего начать и как открыть свой антикварный магазин?

Высокий мужчина в дорогом костюме, с тростью и в пенсне или пожилой, несколько потрепанный временем человек, который, кажется, жил в те времена, к которым относится его товар. Где он работает? В центре города, в роскошном салоне с гордым названием «Антикварные изделия» или в небольшом, похожем на подвальное помещение месте без вывески? Где он учился, как открыл свое дело, с чего начинал, кто его клиенты, кто он сам – торговец искусством или его ценитель?

Как овладеть профессией?

Удивительно то, что выучиться на антиквара негде. Ни один университет или институт не выдает соответствующего аттестата. Но, несмотря на отсутствие специального образования, в антикварном деле ценятся люди, обучавшиеся на историческом факультете МГУ, закончившие Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова, МГХПУ им.Строганова, окончившие курсы геммологов (диагностирующих и оценивающих природные, облагороженные и синтетические камни) при МГГА, а также институт «Гелос», относящийся к аукционному дому. Зачастую на подобных специальностях учатся люди, которые с детских лет приобщаются к антикварному делу, в их семьях есть фамильные драгоценности, коллекции картин или предметов быта. Ведь антиквариатом надо «болеть», чувствовать его каждой фиброй своей души. Научиться любить искусство и понимать его нельзя. Умение «общаться» с предметами дано от рождения, постепенно ты учишься разбираться в стилях, эпохах, предметах, набирается опыт в их оценке, систематизируешь свои знания по мировому искусству.

С чего начать и как открыть свой магазин?

Обычно в антикварное дело приходят люди с богатым жизненным опытом, которые овладели некой специальностью. И молодые люди, и состоявшиеся личности поначалу работают продавцом в антикварном магазине, где узнают о будущих клиентах, о стоимости вещей, о способах оценки - в общем, набивают руку. Конечно, даже на начальном этапе могут возникнуть трудности, ведь в магазин со столь дорогими товарами могут принять не первого встречного. В большинстве случаев устраиваются по знакомству: хозяин хочет застраховаться от воровства и доверять своему работнику. Ведь даже уборку в салоне проводят сами продавцы, поскольку уборщицы могут по неаккуратности задеть раритет. О чистоте предметов магазина заботится тоже консультант.

В целом работа достаточно сложная. Нужно знать о каждом предмете не только информацию из каталога, которую может прочесть любой покупатель, но и историю, не занесенную ни в одну книгу.

Через некоторое время, когда подзаработаешь и наберешься опыта, ты начнешь сам составлять свою коллекцию и, вполне возможно, станешь директором магазина, не своего – пока не своего. Здесь будут важны правильная оценка предметов салона, общение с персоналом, тренинги и лекции, посвященные вновь прибывшему товару. А также общение с коллегами в этом бизнесе, с постоянными покупателями, поиск новых ценителей старины и поставщиков. Какой вершины можно достигнуть в антикварном деле? Конечно же, открыть свой салон. Обычно это происходит тогда, когда у тебя накопился определенный запас антикварных вещиц, ты явно не беден и готов вложить солидные суммы в новые ценности.

Как найти товар?

До сих пор работают старые методы: ты даешь объявление в газету или ставишь людей в центре города с табличками «куплю антиквариат», посещаешь блошиные рынки мира, выискиваешь бабушек, сохранивших семейные реликвии.

Как найти покупателей?

Ценителей предметов старины становится с каждым днем все больше. Твоими клиентами могут стать просто случайные люди, зашедшие в твой магазин, с которыми ты ранее не был знаком. Ими могут стать все те, кто постоянно крутится в это мире, – люди, регулярно пополняющие свои коллекции. С ними ты познакомишься за время работы простым продавцом.

Антиквар – это человек, который любит предметы искусства и сам их коллекционирует. Неотъемлемая составляющая его личности – коммерческая жилка. Он должен увидеть ту вещь, что понравится клиентам, выбрать ее из миллиона других. Антиквар понимает, что основную прибыль он получит не с того, что продаст втридорога свою находку, а с того, что дешево купит интересный экземпляр. Ведь всучив заказчику слишком дорогую вещь, он рискует потерять того навсегда.

ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ

Описания этой профессии нет в едином классификаторе: по специальности «антиквар» нельзя выучиться ни в одном государственном вузе. Тем не менее, сами антиквары существуют, и «лавки древностей» по-прежнему создают колорит исторической части столицы. В этом непростом ремесле парадоксально соединены коммерческий расчет и страсть коллекционирования предметов искусства. Каков же он современный ценитель и торговец старины?

На Старом Арбате захожу в небольшой магазинчик с вывеской и витриной в некогда модном стиле «ампир». Запахи евроремонта причудливо соединяются с ароматами ушедшего времени: коллекционный багет и вековая пыль. Узнав о некоммерческой цели моего посещения, одетый по-домашнему мужчина среднего возраста, представляется: «Андрей Ратников, владелец, и на время болезни сотрудника, - продавец». С его скромным образом сотрудника музея или научного работника никак не вяжутся дорогие золотые часы старинной работы на запястье.

– Андрей, как Вы пришли в профессию антиквара?

– Случайно. Дед у меня был известный архитектор. От него в наследство досталась большая библиотека, несколько картин, старинных вещиц: вазочки, шкатулки, фарфоровые статуэтки. Я тогда мечтал о собственной машине. Решил продать наследство, но за бесценок через комиссионки делать этого не хотелось. Пришлось погружаться в этот мир: посещать антикварные лавки, знакомиться с коллекционерами, изучать литературу, каталоги. В конце концов, продал вещи с максимальной для себя выгодой, и вместо того, чтобы купить вожделенный автомобиль, накупил новых старинных безделушек для перепродажи - затянуло. Долгое время антиквариат для меня оставался дополнительным источником дохода. Потом по рекомендации устроился оценщиком в один из магазинов. Постепенно собрал свою «оборотную» коллекцию - и открыл свой бизнес.

– Какими качествами изначально должен обладать будущий антиквар?

Наша профессия стоит на стыке торговли и страсти к коллекционированию предметов искусства. Чтобы торговать антиквариатом, им нужно «заболеть» . Настоящие профессионалы антиквариата – фанатики, готовы нестись за тридевять земель, чтобы взглянуть на какую-то картину или блюдо, не зная точно, подлинная ли это вещь или нет. Товар у нас специфический, сложный - чтобы успешно работать на этом рынке, необходимо профессиональное чутье, а это дело наживное. В повседневной работе требуются терпение, знание психологии. Надо всегда выглядеть убедительно, интеллигентно и позитивно.

– Кто же такие Ваши покупатели? Исключительно богатые граждане?

– В основном, это люди, которые действительно любят антиквариат и очень хорошо в нем разбираются. Сегодня у каждого серьезного коллекционера есть свой доверенный антиквар, который формирует его коллекцию, отсекает лишних людей и перекрывает для посторонних «доступ к телу». Постоянные клиенты, которым можно позвонить при поступлении той или иной интересной вещи - это золотой фонд, но и для покупателей «с улицы» всегда есть что предложить, если поймешь в разговоре, чем человек увлекается.

– Как Вы добываете антикварный товар?

– У каждого антиквара свои приемы, связи, наработанные годами. Кто-то дает объявление в газете: «Куплю дорого предметы старины - мебель, иконы, книги, посуду», ставит ребят на улицах и в метро с табличками. В 80-е годы еще не ушел в прошлое тип «московских бабушек», в домах которых сохранялись чудесные семейные реликвии. Это был большой бизнес. Сейчас серьезных вещей по объявлению не достать. Несут в основном вещи условной ценности, новодел или, как в среде антикваров говорят, «фуфел», «реплику». Наш рынок очень узкий, все друг друга знают - многое решает рекомендация: советуют обратиться именно ко мне, зная мою специализацию на картины русской школы, я отсылаю к другим антикварам по посуде, бронзе. Сам беру далеко не все.

– Случается ли покупать товар на аукционах искусства?

– Крайне редко. На наших аукционах серьезных гарантий нет, а цены - ломовые. Многие антиквары пользуются услугами знакомых дилеров, которые ездят за товаром в Европу. Особенно в страны Скандинавии – там рынки не такие роскошные как во Франции, зато цены на порядок ниже. Привозят каталоги аукционов: мы выбираем, что нам интересно, решаем, сколько можем за это заплатить. А они едут дальше.

– Каким образом оценивается принесенный предмет? Возможно ли правильно оценить вещь, не получив специального искусствоведческого или музейного образования?

– Не представляю, как вообще можно научить любить и понимать искусство? Если у тебя нет особого художественного склада натуры - не можешь заниматься антиквариатом. Для профессионалов своего дела высшее образование не нужно . Надо принимать решения быстро - теоретические здесь знания не помогут. Важна практика эстетического общения с предметом: когда подержишь в руках сотни вещей той или иной эпохи, стиля, школы, придет и опыт коммерческой оценки. В сложных случаях можно привлечь к делу специалистов-оценщиков.

– Как все же возникает цена предмета искусства? Насколько объективна оценка антиквара?

– У каждой вещи несколько цен: дилерская, клиентская, страховая, коллекционная. Серьезная вещь меняет несколько дилеров, прежде чем попасть в последние руки, то есть достичь конечной цены. Главное для продавца – это почувствовать конъюнктуру предмета, оценить его состояние, ну, и кураж, конечно, соблюсти. Ведь опытные антиквары зарабатывают не с продажи, а с покупки - профессионализм заключается не в том, чтобы «впарить» клиенту что-нибудь втридорога, а в том, чтобы дешево купить стоящую вещь. Если умеешь разглядеть ценность, которую другие не заметили, и знать, кем она может быть востребована - никогда в накладе не останешься. Вещь должна отвечать ожиданиям клиента.

– В какой срок товар обычно реализуется?

– Чаще всего, знаешь сразу, кому его предложить. Но некоторый товар иногда лежит годами. Если вещь долго не продается, с кем-нибудь меняешься. Покупатель, в конце концов, на все найдется.

– Как выглядит в Вашей профессии карьерный рост?

– Это более чем условное понятие.

На первой ступеньке лестницы можно было бы поместить продавца . С той оговоркой, что на этой должности человек уже должен обладать определенным опытом, быть вхожим в определенный круг, а главное заручиться рекомендациями: никто человека с улицы к своему товару не подпустит.

Должность оценщика - это почти экзотика, какой товар покупать, по какой цене его выставлять, решает, как правило, директор магазина - доверенное лицо или родственник владельца антиквариата.

Директор же владеет всей информацией по клиентам и поставщикам.

Однозначно могу сказать, что верхняя ступень в антикварной иерархии - владелец собственного бизнеса - не важно большой он или маленький.

– Так что такое антиквар – профессия или образ жизни?

– Как говорили раньше, хранитель древностей, ушедшего времени, которое невольно вызывает отклик в душе. Хочется расстаться с вещью побыстрее, а все равно каждым предметом, который к тебе попадает, любуешься. «Слезы вещей» для меня бесценны.

1. Строго говоря, специального антикварного образования не существует. Тем не менее, в профессии ценятся люди, закончившие Строгановку, МГАХИ (Суриковку), исторический факультет МГУ, курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии (в связи с оценкой драгоценных камней). Несколько лет назад в Москве открылся институт «Гелос» при одноименном аукционном доме, который готовит экспертов по антиквариату, дилеров, специалистов по аукционным продажам.

2. Зарплата начинающего антиквара соответствует ставке выпускника вуза без опыта работы в «средней» компании - $300-500 в месяц с премиями по результатам продаж. В сумме набегает около $1000. Продавец с опытом может зарабатывать $1500 в месяц и выше. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина, а доходы владельца бизнеса - это вообще коммерческая тайна.

Григорий СОЛДАТОВ
вакансия.ру

Честно говоря, перед прочтением книги, у меня было уже немного предвзятое мнение о ней. Прочитав некоторые выдержки из нее, я посчитал ну что такого нового мне может сказать автор, чего я коллекционер со стажем и небольшим опытом работы в антикварном магазине не знаю.

То что зачастую из мусора при правильной информации можно сделать хороший доход, я знал. Какие то байки из своего опыта, но книга позиционировалась не как художественная а как прикладная, как пособие или самоучитель. Но как говорится реальность была другой. Да много избитых истин, для меня человека который немного в теме. Да есть совсем "детские" советы, но в целом эта книга действительно руководство к практическому действию. И не только в плане торговли антиквариатом, но просто менеджмента (говорю, как руководитель небольшой фирмы). Есть ряд практических советов которые применимы не только в антикварном бизнесе но и для видения бизнеса в целом. А вот как раз по антиквариату общие мысли с небольшим уклоном в инвестиционную нумизматику. Но это и понятно, автор специалист в этом направлении и оно ему ближе, а так же монеты из драг.металлов наверное самый понятный и доходный сегмент антикварного рынка который стоит на стыке творчества и приземленности, антиквариата и бизнеса. Монеты имеют тираж и стоимость даже в ломе металла, но плюс к этому есть еще составляющая от времени и исторических событий. Что еще на мой взгляд интересно так это попытка автора показать бизнес с разных сторон-это и консервативные методы, типа работы с населением и рысканье по барахолкам и заканчивая новыми технологиями-продажи через интернет и "тайм-менеджмент". Эта книга не научит вас отличать "краснушку" от "Мстеры", или Кастли от Лансере. Эта книга больше учебник по менеджменту и новым технологиям в антикварном бизнесе. Антикваром можно стать только на основании личного опыта, изучением узкоспециализированной литературы, с общением с коллегами и музейными работниками а так же с посещением выставок и музеев.

Если говорить не о общих местах а о конкретике то хочу отметить, что прочитав ее может сложится ошибочное мнение, что стать продавцом антиквариата легче легкого. А вот из собственного опыта общения со многими дилерами, могу сказать. Стать успешным дилером, это большой труд и особое чутье и обязательно художественный вкус. Успеха добиваются немногие, большинство остается на нижнем уровне. Это как попытаться стать поваром прочитав "Книгу о вкусной и здоровой пищи". Научится готовить себе завтраки можно, но вот стать шеф-поваром Мишленовского ресторана вряд ли.

Да многие советы и рекомендации поверхностны, но эта книга не пытается стать всеобъемлющим учебником, она дает импульс для вашего дальнейшего самообразования и поиска ответов. И самое главное она дает вам возможность проверить ее на практике. Действуйте, пробуйте, ошибайтесь и все у вас получится. Поэтому, я все таки бы рекомендовал к прочтению эту книгу. Что самое главное, книга написана простым языком и очень доходчиво. Прочитав ее вы найдете что то новое для себя даже в тех областях которые вам известны, не говоря за те области которые для вас новые. Поэтому я лично жду новые книги Виталия.

Как стать антикваром. Покупаю мусор - продаю антиквариат. Уже в продаже! November 23rd, 2013

Уважаемые друзья, коллеги, читатели этого блога!
С радостью сообщаю вам, что книга "Как стать антикваром. Покупаю мусор - продаю антиквариат" вышла в свет.
Вот она белая, как лебедь, лежит передо мною и пахнет свежей типографской краской.
О чем же эта книга?

Эта книга - первый сборник практических рекомендаций по торговле антиквариатом на русском языке.
В ней раскрыты:
- все секреты создания антикварного магазина;
- рекомендации по раскрутке Интернет-магазина;
- тонкости и подводные камни международной аукционной деятельности;
- безопасность при торговле антиквариатом;
- проведение программы гарантированный пенсионных накоплений.

В данной книге, на 320 страницах, систематизирован весь мой опыт в антикварной деятельности за последние 30 лет, и изложен в виде максимально подробных инструкций, схем, шаблонов и технологий для превращения знаний в деньги.
Для удобства использования большое количество рекомендаций организовано в форме 300 советов, они выделены пиктограммой и пронумерованы.

Книга содержит 30 цветных иллюстраций и множество рисунков поясняющих смысл той или иной главы.

В конце каждой главы приведен список рекомендуемой по данной теме литературы.
Большое внимание уделяется применению современных информационных технологий в антикварной торговле.
В бонусных приложениях размещена очень полезная для деятельности антиквара таблица содержания золота в основных инвестиционных золотых монетах мира.

Прочитав эту книгу Вы научитесь разбираться в основных направлениях антикварной деятельности, превращать старые "сырые объекты" в антиквариат и предметы искусства. Вы также научитесь правильно определять цели Вашего бизнеса и подчинять их своему жизненному стилю.
Но самое главное - даже еще не дочитав эту книгу до конца Вы уже получите гарантированную прибыль от внедрения в жизнь приведенных в ней рекомендаций.

В жизни нет ничего более необходимого, чем идея, которая посетила Вас в нужный момент. Уверен, что прочтение данной книги наделит вас не одной плодотворной идеей!

Заказать эту книгу можно в интернет магазине COININVEST.com.ua
Ее цена 149 гривен (USD 19) с БЕСПЛАТНОЙ доставкой по Украине и странам СНГ!

Мечтаете о своем антикварном магазине - читайте эту книгу и у вас все получится!