Ты нам нужен, Маленький принц! Истину выкапывают, как колодец. Тайны планеты Земля

Как ни странно, самый главный такой музей находится не во Франции, где родился автор книги, а в Японии, в курортном городке Хакон, что в префектуре Канагава. Правда, французы уже почувствовали в этом какой-то обидный недосмотр и пару лет назад приняли решение создать собственный музей и «Маленького принца», и его автора. Музейный комплекс «Дом Маленького принца» должен появиться в 2014 году, а открыть его планируют в день рождения Сент-Экзюпери — 29 июня.


«Дом Маленького принца» будет примечателен уже тем, что создают его в родовом поместье Сент-Экзюпери, в городке Сен-Морис-де-Реман, в 40 километрах от Лиона. Наследники и поклонники творчества писателя двадцать лет пытались организовать этот музей, но только сейчас местные чиновники пошли на то, чтобы взять кредит в банке и выкупить поместье у частного владельца. После реставрации туда планируется перевезти личные вещи, документы и книги Экзюпери.


А вот японцы оказались куда предприимчивее, и музей Маленького Принца в Хаконе открыли еще в 1999 году. По рассказам тех, кому посчастливилось посетить этот музей, в нем полностью восстановлена атмосфера довоенной Франции. На территории комплекса есть совершенно французское кафе и мини-парк со скульптурами - героями из сказки. В год музей принимает около 200 тысяч посетителей. На его главном сайте можно найти интерактивную карту с описаниями каждого зала.


Кроме Японии на земле существует еще несколько мест, которые можно назвать музеями «Маленького принца» и Сент-Экзюпери - пусть очень маленькими и своеобразными. Например, в двух часах от Сеула есть местечко « Petite France » - комплекс из нескольких выставочных залов, посвященных творчеству Сент-Экзюпери, мини-отелей, кафе и сувенирных магазинов (не путать с районом Petite France в Страсбурге). Все - в стиле «Маленького принца», которого очень любят в Южной Корее. У «Petite France»
тоже есть свой сайт, но без знания корейского языка понять там можно разве что фотографии .


На другом конце света, в Марокко, есть еще одно место, которое поклонники Сент-Экзюпери считают музеем писателя: кафе «Мальчик-с-пальчик» в Касабланке . В отличие от японского и корейского музеев, это кафе имеет непосредственное отношение к жизни Сент-Экзюпери, ведь именно там он отдыхал в 1920-1930-х годах между почтовыми рейсами Тулуза - Касабланка, Агадир, Дакар. На террасе «Ле Пти Пусэ» писал письма и отчеты для своей авиакомпании, а еще рисовал, прямо на листочках меню, - друзей, самолеты, пустыню. Эти рисунки висят сегодня на стенах кафе.


Не музей и не кафе, а просто смотровая площадка , тесно связанная с «Маленьким принцем», построена в Аргентине, на полуострове Вальдес - ведь Сент-Экзюпери летал и там, хорошо знал эти места и любил эту страну. Со смотровой площадки открывается вид на остров, который ни много ни мало похож на змею, проглотившую слона, - на тот самый знаменитый первый рисунок летчика, с рассказа о котором начинается «Маленький принц». По легенде, которую рассказывают все местные гиды, Сент-Экзюпери стоял на месте будущей смотровой площадки и разглядывал остров, когда увидел в нем слона, - и ведь действительно, очень похоже!


С «Маленьким принцем» связано еще несколько мест, но уже вне планеты Земля: в 2003 году луна астероида (45) Евгения получила это имя. А еще раньше, в 1995 году, малая планета из пояса астероидов была названа Норагаль - в честь знаменитой советской переводчицы, которая открыла «Маленького принца» русскому читателю.

«Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами.

«Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты.

«Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь»

В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут её на клочки.

«Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»

Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…»

Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слёз» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, как невинна и прекрасна «планета» ребёнка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребёнка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

«Слова только мешают понимать друг друга»

Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»

«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать»

Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень страшно. Если бы всё-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слёз.

«Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чём он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить самого себя. Как минимум, придётся прополоть баобабы.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Слушай своё сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем её всерьёз. Но это не отменяет её глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведёт.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слёз. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы.

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

1. Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц». О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них.

В этой сказке рассказывается о встрече двух её персонажей - рассказчика и Маленького принца, об их жизни до этой встречи, их взаимоотношениях с другими людьми и не только с людьми (с розой, например).

Рассказчик - уже взрослый мужчина, лётчик, потерпевший аварию над Сахарой. Когда-то он тоже был маленьким мальчиком и чувствовал этот мир так же тонко, как сейчас это делает Маленький принц, но взрослые не понимали его порывов, не поддержали его творческих начинаний, и он уже перестал надеяться на то, что когда- нибудь он встретит человека, который его поймёт. Он стал обычным взрослым с обычными для взрослых интересами и проблемами. Но тут, в пустыне, он встретил Маленького принца - ив нём проснулись те самые его детские чувства, чистота, тонкость восприятия.

Маленький принц - житель одной маленькой планеты. Его образ - эго сосредоточение всего лучшего в человеке, особенно отчетливо проявляющегося в душе ребёнка. Он чист, наивен, любознателен, отзывчив.

Писатель рассказывает нам всего о двух героях (рассказчике и Маленьком принце), но мы чувствуем, что эта сказка далеко не так проста, как кажется: если вглядеться в неё повнимательнее, то мы понимаем, что эта сказка - вообще о мире и людях, его населяющих, об их взаимоотношениях, чувствах, поступках.

2. Что в этом произведении сказочного и что реального?

В этом произведении сказочна фигура Маленького принца и всё, что с ним связано: его появление, его рассказ о маленькой планете и о говорящей розе. Реальную же сторону повествования представляет рассказчик, а также рассуждения о человеческих взаимоотношениях (даже если они скрываются под видом отношений Маленького принца и розы).

3. О чём узнаёт Маленький принц и мы вместе с ним?

Маленький принц (а вместе с ним и мы) во время своего путешествия узнаёт, что гораздо важнее наслаждаться красотой природы, нежели заниматься бессмысленным делом и твердить, что ты человек серьёзный; что не все существа «с шипами» злые, просто они пытаются так защититься от тех, кто пытается на них нападать; что если кого-нибудь любишь, то ты уже счастлив от одного осознания того, что это существо есть на свете; что нужно следить за порядком «на своей планете».

Почему Экзюпери «Маленький принц» называют философской сказкой?

В сказке есть глубокий подтекст, который заставляет воспринимать прочитанное не как сказку, а как размышление о реальной жизни и отношении человека к ней.

Что такое аллегория?

Это иносказательное изображение предметов, понятий. Например, Маленький принц олицетворяет безграничное детство, чистоту души.

Почему действие сказки происходит в пустыне?

В чем заключается аллегорический смысл того, что Маленький принц показан путешествующим? Что олицетворяют планеты, на которых побывал Маленький принц?

Каждая из них — воплощение какого-то желания, перешедшего в манию: стремление к власти, жажда богатства, пристрастие к алкоголю и т. д.

Что видит принц на Земле? Чем она отличается от других планет?

Она вмещает в себя всех: и дельцов, и географов, и королей, и пьяниц, и многих других. Все они отреклись от детства, утратили чистоту, наивность, умение бескорыстно любить.

Что олицетворяет в сказке роза?

Все прекрасное: красоту, любовь, то, что нуждается в нашей заботе и внимании.

Что изменила в летчике встреча с Маленьким принцем?

Он возвращается понявшим, как надо жить: надо любить свою землю, дом , друзей, уметь ценить главное в жизни, не быть легкомысленным, не тратить жизнь на пустые и суетные дела, быть ответственным, доверять своему сердцу.

1. Кто были прообразами главных героев этой сказки - принца и лётчика, посадившего самолёт в пустыне?

Экзюпери в детстве, взрослый Экзюпери

2. Как Маленький принц попал на Землю?

Прилетел с другой планеты

3. Какая картинка впечатлила маленького Антуана настолько, что он решил нарисовать свой рисунок?

Огромная змея - удав, глотала хищного зверя

4. Что посоветовали взрослые, когда увидели рисунок шестилетнего Антуана «Удав, проглотивший слона»?

Не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием

5. С какого астероида, по предположению лётчика, прилетел принц?

Астероид Б-612

6. Что попросил нарисовать принц лётчика при встрече с ним в пустыне?

7. Как Маленький принц ухаживал за розой?

Поливал, оберегал от ветра, накрывал стеклянным колпаком

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Исследовательский проект

Вернется ли Маленький принц на Землю?

(по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»).

Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении»

языка и литературы

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района Чувашской

Республики

Иванова Зоя Алексеевна.

2018 год

Ключ для жизни Экзюпери и его творчества

«Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю…Держитесь… Мы идем… Идем… Мы спасем вас», - записал в своем дневнике Экзюпери, когда он и его механик несколько дней шли по пустыне Сахара.

Смерть страшна потому, что отзовется болью в сердцах любимых.

- ответственный,

- защищать утерянные ценности

Введение.

Выбор темы «Вернется ли Маленький принц на Землю?» по философской сказке для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери неслучайный. Сказка написана в 1942 году, она окончательно закрепила его широчайшую популярность и писательский авторитет. Произведение впервые было опубликовано в 1943 году в Нью –Йорке.Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира». И если современный человек не изменится, то угроза жизни человеку неизбежна. Поэтому французский писатель создал концепцию современного человека. Он должен быть

- ответственный,

- иметь обостренное чувство самосознания,

- уметь выстоять в новой обстановке,

- уметь отвести от себя страшную угрозу,

- защищать утерянные ценности.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы. Значит, выбор жизненного пути взрослыми - основной вопрос нашего времени – XXI века.

Так вернется ли Маленький принц на Землю?

Об этом исследовательский проект.

Французский поэт, писатель и летчик

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе в семье инструктора страховой компании. Мать будущего писателя также происходила из старинного дворянского рода. Она, талантливая художница, создала для своих пятерых детей «край детства». Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец внезапно умер.

Антуан блестяще знал математику, физику, латынь и французский язык, писал стихи и прекрасные сочинения, очень любил читать. Он всегда и во всем хотел быть первым, не любил проигрывать ни в споре, ни в игре. Он художник, играл на скрипке, хороший инженер – изобретатель.

Экзюпери любил пустыню, так как в пустыне никто не мешает погрузиться в себя. Здесь человек познает цену жизни. И арабы за бурную деятельность Экзюпери назвали его «Хозяином пустыни». Он несколько раз попадал в аварии и катастрофы, умирал от жажды и потери сил в пустыне.

Он пишет произведения, сценарии для кино, испытывает самолеты, читает лекции об авиации в разных странах, пишет репортажи и о нашей стране – о СССР.

Но главным делом для него была литература. Главное в произведениях Экзюпери –не рассказ о событиях, а его мысли. И насколько актуальны сегодня его высказывания!

«Работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма» , - писал Экзюпери.

1941 год. Он отказывается от поста в Министерстве информации, рвется на фронт, в истребительную авиацию, хотя ему 43 года. А для летчиков предель- ный возраст – 35 лет. Он не только летает, но и пишет книги «Военный летчик», «Письмо заложнику», «Цитадель», работает над военными изобретениями совместно с американскими специалистами по аэродинамике. В 1942 году написал философскую сказку для взрослых «Маленький принц», она была издана в Нью – Йорке.

В мае 1944 года он пропал без вести. И только в 1950 –е годы в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись, документально подтверди-вшая, что самолет Сент –Экзюпери был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем.

Но звезда Экзюпери не гаснет. Он признан во Франции национальным героем. Мемориальные доски, памятные медали, марки, портреты, кружки, улицы… носят его имя.

Во всем мире тиражи его книг огромны, ибо они рассказывают о смысле и цели в жизни, проникнуты верой в величие человека и его призвание. Они излучают человеческое тепло, обращены к людям. Они противоположны тому, чем стала сегодня литература.

Его биография вышла в серии «Лучшие писатели разных веков».

Российские космонавты поставили Экзюпери первым в списке своих самых любимых авторов.

После победы над фашизмом встанет основной вопрос нашего времени - о путях человека. Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира».

Экзюпери призывает людей жить по- человечески, то есть, как он пишет в своей сказке, «зорко одно лишь сердце»:


  1. Надо понять, что человек в ответе за все, кого приручил, за будущее в ответе.

  1. Люди должны научиться понимать друг друга.

  2. Осознать, что в душе каждого взрослого человека должна жить душа ребенка.

  3. Понять, что человеку нужен друг.

  4. Убедиться, что зорко лишь сердце.

  1. Учиться любить все живое на планете Земля, быть великодушным, нетерпимым к злу, верным, активным.
7. Понять особенность этой философской сказки: она отличается от народных и литературных сказок, так как в ней сама современность, сложные проблемы XXI века.

Актуальность исследования

Анализ необычной сказки «Маленький принц» ярко раскрывает основную мысль автора – его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме выбора жизненного пути взрослыми , так как это основной вопрос нашего времени – XXI века.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы.

Значимость исследования

Эту философскую сказку для взрослых должны прочитать все старшеклассники, так как понятие «Маленький принц» имеет расширенный смысл:

это твой внутренний духовный мир -мир детства,

это умение по – настоящему ценить жизнь,

это соответствие концепции современного человека.

Экзюпери - создатель концепции современного человека.

Современный человек должен быть ответственным, иметь обостренное чувство самосознания, уметь выстоять в новой обстановке, умеет отвести от себя страшную угрозу, защищать утерянные ценности.

Предмет исследования

Объектом исследования не случайно стала философская сказка Экзюпери «Маленький принц» (написана в 1942 году), ведь интерес к его книгам огромен во всём мире. Его произведения любят,потому что он пишет о самом главном – о смысле и цели в жизни, о вере в человека.

Книга отвечает на злободневный вопрос современности: «Что нам делать, как себя вести, чтобы не случилось самого страшного – техногенной катастрофы и гибели людей на планете Земля?».

Об этом и о многом другом мы узнаем из произведения Экзюпери «Маленький принц».

Проблемы, поставленные мною в проекте.

1.Показать, что в жизни людей XXI века выбор пути в будущее должен занимать важное место, чтобы сохранить мир на земле; понимать, что мы команда одной планеты, поэтому нам необходимо возвращение Маленького принца - возвращение взрослых в детство, чтобы люди были добрыми, человечными.

2. Доказать, что книга «Маленький принц» – произведение искусства, так как в нем все метафорично: и язык, и образы.

Выдвижение гипотез

1.Предполагаю, что книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» действительно учит нас правильно понимать смысл и цель в жизни , быть современными , то есть не забывать, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

2.Увидеть психологизм в тексте: произведения искусства действительно волнуют душу читателя, учат переживать, болеть за свою судьбу и судьбу близких, за судьбу общества, человечества.

Цели исследования

1. Доказать, что утешить нас в нашей печали может только возвращение Маленького принца.

3.Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас произведения Экзюпери, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.

Задачи исследования

2.Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Экзюпери.

Цитаты из произведений французского писателя

У каждого человека свои звезды.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Судить себя куда труднее, чем других.

Мы чуть не погибли от разума, лишенного сущности.

Истину выкапывают, как колодец.

Подлинная радость – это радость разделенная.

Исследование первое.
Мир детства - это воображение, творчество…
Маленький принц - идеальное изображение детства
.

1. Принц 43 раза за один день видел заход солнца.

2. Произведение начинается с изображения странных рисунков. Это мир детства: шляпа –это удав, проглотивший слона. «Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек».

3. Ежедневно выпалывает первые ростки баобабов., чтобы не было зла на планете - фашизма (Экзюпери это имеет в виду).

5. Дети верят плохо одетому человеку, не любят цифры, верят, что был Маленький принц.

6. «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби».

7 .Имеют друзей, краски, рисуют, не стареют душой, видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование второе.
Мир взрослых – у них нет воображения: повторяют то, что им скажешь.
Летчик – идеальное изображение взрослых.

(Расшифровка кодов – предложений)

1. Взрослые должны беседовать со своей душой, но это возможно только в пустыне. А на Земле люди заняты своими делами.

2.Что же делать людям? Постараться это сделать – заглянуть в свою душу. Увидеть закат…

3. Шляпа – это шляпа. Ящик – это ящик.

4. Взрослые не видят баобабов.

5. Сколько лет твоему другу? Сколько зарабатывают его родители? И т. д.

6.Взрослые не верят плохо одетому человеку, любят цифры. Не верят, что был Маленький принц. Но если им сказать, что он прилетел с планеты Б -612, то они поверят.

7 Я видел дом за сто тысяч франков. Какая красота!

8. Не имеют друзей, т.к. хотят все готовое иметь, как в магазине. В магазине нет друзей, не продают.

9.Не рисуют, стареют душой, не видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование третье - «Мир взрослых».

(Расшифровка кодов – предложений)

Планеты и их обитатели

Первая планета король: у него неограниченная власть и беспрекословное повиновение («Власть должна быть разумной» - это понравилось принцу).

Вторая планета честолюбец: у него равнодушие, эгоизм, самовосхищение и самовосхваление, тщеславие и пустота. Маленький принц сбежал на другую планету.

Третья планета горький пьяница: принц, растерянный и недоумевающий, отправился дальше.(«Взрослые очень, очень странный народ»).

Четвертая планета - «деловой человек»: занят бессмысленным подсчетом звезд. – Это уже социальная сатира автора на бизнесменов.(« Взрослые и правда поразительный народ», и принц ушел).


  • Пятая планета – фонарщик: он понравился Маленькому принцу («Думает не только о себе». Верный слову, умеет работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещает людям путь. Принц хочет подружиться с фонарщиком).
Шестая планета географ: «никогда не выходит из кабинета»,«очень важное лицо», «ему некогда разгуливать», но думает о вечном, и принц вспоминает о своей недолговечной розе.

Седьмая планета Земля, непростая планета: здесь принц хочет найти праведников. Но – пустыня, «Но среди людей тоже одиноко», - сказала змея. Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей.

Таким образом, принц понял, что взрослые посвятили свою жизнь неразумным целям. Почти все обитатели планет не понравились Маленькому принцу, то есть это не детство. А Экзюпери мечтал увидеть детство в душе взрослых.

Исследование четвертое.

Образы и их роль в сказке.

(Расшифровка символов – слов)

Гора –символ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели.

Летчик : в его душе сохранилось детство.

Почему сказка начинается и заканчивается встречей со Змеей?

(Маленький принц, жертвуя собой, спасает человека от укуса змеи, то есть ценой своей жизни побеждает зло.

И именно змея, по преданиям африканских племен, берет ребенка из рук Бога и передает его родителям. Еще змея – это символ чудодейственной силы и горестного знания судьбы человеческой.

Змея приняла принца на Земле, показала ему дорогу к людям и предсказала, что в конце повествования она поможет принцу, дав своего яда, вернуться на родную планету. Здесь змея –символ мудрости.

Роза

Почему Маленький принц горько плачет, увидев на Земле сад с многочисленными розами? (Любимая Роза обманула его, сказав, что она единственная).

Что или кого символизирует в сказке Роза?

Это третья символическая фигура, наряду со Змеей и Лисом, которую принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная Роза символизирует женщину – жену писателя, Консуэло. Поэтому Роза для принца – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Он возвращается к своей Розе, потому что человеку нужен всего лишь один цветок, который наполнит душу светом и заполнит его сердце любовью.

Лис – это герой из народных сказов, олицетворяет жизненную мудрость. Он знакомит принца с человеческим сердцем, учит любить и дружить. А люди забыли о любви и дружбе.

Но Лис помогает нам поверить, что лишь приручив, можно познать что –нибудь. Человек нуждается в общении с кем – нибудь. И человек в ответе за то, что приручил.

Маленький принц приручил Розу, единственную на свете. Она заполняет сердце любовью. Потому он возвращается к ней.

А любовь – это труд души, неустанная работа. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» – вот секрет, открытый принцу Лисом. « Это надо запомнить», - повторяет принц слова Лиса.

Выводы.

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе: сгорать от стыда за нищету, гордиться победой товарищей… , отвечать за «прирученных» - кошку, цветок… А если надо, то и умереть за них: принц умирает, чтобы вернуться к своей Розе.

Принц изменился? Да, особенно после встречи с Лисом:он узнал дружбу и любовь. Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством, сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира. Часто мы не замечаем своих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Вернется ли маленький принц на Землю?

Может быть, ведь писатель сказал: «Это очень печально, когда забывают друзей… Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения…». Это дороже катастрофы, войны!

Какой подарок подарил принц взрослому другу?

Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!... И тебе будет приятно…

Наш рост – это исправление ошибок, преодоление противоречий – единственно плодородная почва для духовного роста человека.

Кто мы? Мы - люди! И самое главное для нас – отношение между людьми; это бесценная, но очень хрупкая человеческая ценность. Нам надо беречь это!

По мнению Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу.

Заключение


  1. Антуан де Сент –Экзюпери– Учитель, развивающий наш интеллект, наши человеческие чувства.

  2. Жизнь – подвиг французского писателя служат для нас примером, ведь он был очень активным: поэт, писатель, инженер, музыкант, художник, летчик – испытатель, изобретатель, патриот, целеустремленно боролся с фашизмом, имеет много наград.

  1. Экзюпери – один из самых любимых писателей на Земле.

  2. Солидарностью с детством мы защитимся от войны.
5. Я поняла, что современный человек отвечает за все на Земле.

6. Нужно уметь дружить, любить, помочь окружающим пробудиться.

7. Читая Экзюпери, мы учимся правильному общению с людьми, с природой, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.

8. Актуальность исследования очевидна: в наш век жить нужно в борьбе за выживание,

9. Две гипотезы и две проблемы мною доказаны, раскрыты. Для этого я использовала такие методы: компонентный анализ текста, коды Ролана Барта, символические фигуры – это наносмыслы и наносемы, смысловой анализ текста.

10. Вторая проблема и вторая гипотеза связаны с языком. Экзюпери создал настоящее произведение искусства, я восхищалась его умением обращаться со словом, а также почувствовала глубокий психологизм в тексте: боль писателя за судьбу людей, его переживания, горячее желание писателя помочь нам, читателям, сохранить жизнь на Земле.

Список литературы

2. Григорьев В.П. Антуан Сент –Экзюпери: пособие для учащихся. –Л.: Просвещение, 1973. – (Биография писателя).

3. Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» Сент – Экзюпери в VIII классе)

// Лит –ра в шк. – 1992.- №1.- с.118 -124.

4. Сент – Экзюпери А.де. Планета людей: повесть. Военные записки.1939- 1944/ пер. с фр.: вступ. Ст. Л. Г, Андреева.- М.- Дет. Лит.2001.- (Школьная библиотека).

5. Гавриш Т. Р. «За всех в ответе…»: к 100- летию со дня рождения А.де Сент –Экзюпери //

Уроки лит- ры (прилож. К журн. «Лит –ра в шк.» № 6).-2000.-№2.- С.8 -11.

6. Урукова Л.А. Ты нам нужен, маленький принц!: сказка А.де Сент –Экзюпери //Уроки лит –ры.- 2000.- №2. С. 14 -15.