Ф м достоевский критика на рассказ крокодил. Крокодил (Достоевский Федор). Необыкновенное событие, или пассаж в пассаже

Кони Федор Алексеевич родился в 1809 в Москве в семье богатого московского купца.

Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших частных пансионов Москвы - Воспитательно-учебное заведение благородного юношества и медицинский факультет Московского университета.

В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа «Смерть Калхаса». Пьеса была поставлена на сцене Малого театра и имела успех. С этого времени начинается систематическая работа молодого автора для театра.

С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал несколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию «В тихом омуте черти водятся» (1834), водевили «Иван Савельевич» (1835), «Женишок-горбунок» (1835) и другие.

Первые произведения Кони не выходили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает попытку отразить отдельные явления русской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы социальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратительных порядков самодержавно-крепостнической России (например, в водевиле «Принц с хохлом и бельмом»).

Литературные занятия Кони Ф.А. успешно сочетал с преподаванием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадетских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах: «Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека» (1839), «История Фридриха Великого» (1844).

Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии «Женская натура» (1839), «Деловой человек» (1840), «Беда от сердца и горе от ума» (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Несмотря на то, что в произведениях Кони Ф.А. встречались традиционные типы (сухари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традиционные ситуации (путаница имен и паспортов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестяще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и красочные представления. Живые и остроумные куплеты, каламбуры и остроты из водевилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярностью среди зрителей.

В произведениях писателя чаще стали появляться реалистические тенденции, сближавшие его с «натуральной школой». Он выступает против представителей светского общества, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продажную журналистику, реакционных литераторов.

Особое место среди произведений Кони занимает водевиль «Петербургские квартиры» (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Несмотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: переодевания, записки, всякого рода недоразумения, однако главное здесь заключается в ярком изображении нравов реакционной журналистики николаевского времени.

Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с , которому Кони Ф.А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и привлек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоминал с глубокой благодарностью.

Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным исследователем-театроведом. Его статьи, заметки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов («Литературная газета», «Пантеон», «Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров» и других).

Был Кони известен и как поэт. Однако его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произведений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.

В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич оставляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он становится редактором-издателем обновленного журнала «Пантеон», а после его закрытия сотрудничает в журнале «Русский театр», где печатает цикл статей под названием «Русский театр, его судьба и его историки».

В 1871 вышел из печати четырехтомник «Театр Ф. А. Кони», включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф.А. оставила заметный след в русской литературе. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.
Умер в 1879 в Петербурге.

Кони Федор Алексеевич - известный водевилист (1809 - 1879). Окончил курс медицинского факультета Московского университета; был учителем истории в военно-учебных заведениях. В 1833 году появился первый его водевиль ""Жених по доверенности"". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: ""В тихом омуте черти водятся"", ""Иван Савельич"", ""Женишок-горбунок"", ""Покойник-муж и вдова его"", ""Женская натура"", ""Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета"", ""Деловой человек"", ""Петербургские квартиры"", ""Всякий черт - Иван Иванович"", ""Беда от сердца и горе от ума"", ""Чему посмеешься - тому поработаешь"", с успехом шедшие на сцене и печатавшиеся как отдельно, так и в журналах. В сборнике ""Театр Ф.А. Кони"" (СПб., 1870 - 1871) появились еще пьесы: ""Архип Осипов, или Русская крепость"", ""Титулярные советники в домашнем быту"", ""Кавказская свадьба"" и ""Царская милость"". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных Кони пьес. Приняв с 1840 года деятельное участие в ""Пантеоне"", Кони с 1846 года взял на себя его редактирование и сделал его органом, живо отражавшим общественно-артистическую жизнь России и Европы. Ему принадлежит ряд своих статей по истории театра: ""Воспоминания о театре Медокса"" (1840, том I), ""Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 году"" (ib.), ""Русский театр, его судьбы и его историки"" (""Русская сцена"", 1864, № 2, 3, 6 и 8). Другие его труды: ""Книжка-малютка для милых малолеток"" (СПб., 1837); ""История Фридриха Великого"" (СПб., 1844, 2-е издание, СПб., 1863); ""Живописный мир, или Взгляд на природу, науку, искусство и человека"" (Гельсингфорс, 1840). Пьесы Кони отличались наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Кони писал и стихи; популярен был его роман ""Гондольер"".

Отличное определение

Неполное определение

Кони, Федор Алексеевич

Писатель, род. в Москве 9 марта 1809 г., ум. в Петербурге 25 января 1879 г. Сын московского купца, давшего ему солидное первоначальное образование, он развился дома под влиянием своей матери, Аграфены Никитичны, передавшей ему свою живую, энергическую натуру, и общественную школу - "воспитательно-учебное заведение благородного юношества", содержавшееся известным педагогом Леопольдом Чермаком - стал посещать лишь на 15 году. Окончив в этой школе курс в 1826 г., Кони поступил на медицинский факультет Московского университета, блиставший в то время такими замечательными профессорами, как знаменитый анатом Лодер и клиницист Мудров. Медицина, однако. мало привлекала его и он, наряду с лекциями по избранному им факультету, посещал с особой любовью разнообразные чтения на словесном, или, как он тогда назывался, философском факультете. Эти чтения и знакомство в подлиннике с лучшими произведениями западной драматической литературы оказали решающее влияние на направление его деятельности и, хотя он и получил звание лекаря, но никогда практически медициной не занимался, интересуясь, однако, ее успехами и следя за развитием медицинских знаний, как видно из сделанного им в 1861 г. подробного разбора "Медицинского календаря". Еще на студенческой скамье перевел он драму Виктора Дюканжа (автора известной "Жизни игрока"), "Смерть Каласа", изданную в 1830 г. отдельной книгой и данную в 1829 г. на Московской Императорской сцене, причем главные роли исполнялись Мочаловым и Репиной. Успех этой пьесы, переданной по-русски прекрасным языком и производившей сильное впечатление на зрителей, обратил на молодого переводчика особое внимание директора театров Ф. Ф. Кокошкина. Его советы и указания, поддержанные настояниями А. Д. Галахова, с которым Ф. А. Кони был связан тесной дружбой, побудили его окончательно посвятить себя драматической литературе и изучению истории и теории искусства. С 1832 по 1837 г. были им изданы и шли, с постоянным успехом на сцене, шесть переделанных им с французского водевилей, снабженных оригинальными куплетами ("Жених по доверенности", "Принц с хохлом и бельмом", "Карета", "Муж всех жен", "Девушка-гусар" и "Муж в камине"), переделанная с немецкого оперетка "Студент, хорист и артист" и пять оригинальных пьес: драма "Тереза", водевили: "Иван Савельевич", "Женишок-Горбунок" и "Титулярные советники в домашнем быту" - и комедия "В тихом омуте черти водятся", имевшая большой успех в Москве, где главную роль в пьесе играла известная московская актриса Львова-Синецкая, и в Петербурге. Одновременно с занятиями для сцены Кони стал работать и на педагогическом поприще, поступив на службу учителем истории в 1 Московский кадетский корпус. В 1836 г. он переселился в Петербург, где занял должность преподавателя истории во 2-м Кадетском корпусе и "наставника-наблюдателя" по русской и всеобщей истории в Дворянском полку, учебном заведении, куда переводились кадеты из губернских кадетских корпусов. Делом преподавания Кони занимался с большой любовью. Из воспоминаний бывших воспитанников Дворянского полка видно, что ученики старших классов ценили живые и блестящие его уроки, хранили литографированные по ним записки и в промежутки уроков вступали со своим молодым учителем в оживленную литературную беседу. Результатом педагогических занятий Кони была учебная книга, в двух томах, на русском, немецком и французском языках, под названием "Живописный мир или взгляд на природу, науки, искусства и человека", изданная в 1839 г. в Гельсингфорсе и принятая в качестве руководства в военно-учебных заведениях. Вместе с тем занятия историей привели Кони к большому и серьезному сочинению - к "Истории Фридриха Великого", вышедшей в 1844 г. и составляющей том большого формата в 742 страницы, с прекрасными политипажами. Книга эта, написанная с большим талантом, возбуждающая в читателе неослабевающий интерес к личности и жизни Фридриха II, и основанная на изучении многих иностранных источников и дел нашего архива генерального штаба, являлась, по своему времени, выдающимся трудом и быстро разошлась в количестве 5000 экземпляров. Издание ее было повторено в 1857 г.; ныне эта книга составляет библиографическую редкость. "История Фридриха Великого" обратила на себя внимание и за границей. Йенский университет, ознакомясь в 1846 г. с подробным разбором этой книги и переводом некоторых ее глав, сделанными библиотекарем прусского короля Шнейдером, возвел автора в степень доктора философии. "За особенное удовольствие считаю, как декан философского факультета Йенского университета, - писал ему профессор Эйхштет, - сообщить вам лестное суждение нашего факультета о вашем прекрасном сочинении, которое представляет многие новые исторические воззрения на эпоху и блестящее их развитие, как равно и верные очертания характеров, и переслать вам диплом на почетное звание доктора". Другим большим трудом Ф. А. Кони в этой области был изданный в 1849 г. сделанный им перевод "Истории консульства и Империи" Тьера, снабженный многими примечаниями для русских читателей, подробным введением и превосходными гравюрами на стали. Знаменитый государственный человек Франции был тронут переводом, своего обширного и задушевного труда на русский язык и благодарил переводчика и издателя очень теплым письмом.

Служебные и ученые занятия не отвлекали, однако, Кони от излюбленной им драматической деятельности - и с 1837 г. по 1857 г. он написал еще ряд водевилей и комедий ("Деловой человек", "Петербургские квартиры", "Всякий черт Иван Иванович", "Беда от сердца и горе от ума" и др.), - драматическую хронику "Архип Осипов", с прологом в стихах и эпилогом, и перевел около десяти различных пьес и между прочим "Клавиго" Гете. Большая часть этих произведений, искрящихся добродушным юмором, рисующих комические стороны бытовой жизни среднего слоя петербургского населения и часто задевающих в форме веселого куплета такие явления современной им русской жизни (раболепное чиновничество, взяточничество, бездушие крепостных отношений), которых, по цензурным условиям, нельзя было коснуться строгим словом негодующего осуждения, - имела большой успех на сцене, исполнялась лучшими артистами с большой охотой, составляла одну из приманок бенефисных спектаклей и долго держалась в репертуаре. Отживший ныне свой век водевиль, заменившийся, едва ли с пользой для сценического искусства, опереткой и фарсом, соответствовал неприхотливым, но и более здоровым вкусам театральной публики второй четверти ХIХ-го столетия. В нем искали легкой комедии нравов, без нравоучительных или тягостных выводов, искали источника искреннего смеха и возбуждающих веселость, но не чувственность, сцен и положений. В ряду лучших русских водевилистов того времени - Ленского, Каратыгина 2-го, Григорьева, Писарева и др. - Кони занимает одно из выдающихся мест. Белинский, вообще сурово относившийся к водевилю, отдал в разборе "Петербургских квартир" справедливость остроумию Кони и жизненности выводимых им типов. Необходимой принадлежностью водевиля были куплеты и потому в пьесах Кони они встречаются во множестве. Но кроме этого легкого и незамысловатого рода произведений, он написал довольно много стихотворений, в которых искреннее чувство и яркость образов облечены нередко в красивую форму. Некоторые его вещи долгое время пользовались большой известностью на Руси и, будучи положены на музыку, распевались в отдаленнейших ее уголках. Таковы его "Романс" ("Рано, цветик, рано ты в поле распустился"...) и в особенности "Баркаролла" ("Гондольер молодой, взор мой полон огня..."). Из разбросанных в различных изданиях стихотворений его надо отметить: "Сеньор и плебеянка", сцены из итальянской жизни XVI столетия, "Вещие сны", большую балладу в народном стиле; "Я умер", "Вышитый цветок" и бесспорно лучший перевод "Алыпухары" Мицкевича. Юмор Кони не всегда, впрочем, был безобиден и, выражаясь в колких и попадавших в цель эпиграммах, иногда, по справедливому замечанию B. P. Зотова, доходил до высокой сатиры. Таковы его блестящий ямб "Не жди, чтобы цвела страна..." и "Биография благородного человека", долгое время не могшая появиться в печати. По указаниям Я. К. Грота, с которым Кони близко сошелся во время печатания "Живописного мира", Кони написал несколько баллад на народные скандинавские темы и перевел балладу Эленшлегера "Агнета", а также ряд старинных шведских народных песен ("Чудная арфа", "Сила скорби" и т. д.). Ему же принадлежат многочисленные переводы из Гейне и весьма удачный, по тонкой передаче духа подлинника, перевод "Le roi d´Ivetot" Беранже.

Главнейшим призванием Кони была, однако, журналистика. Ей посвятил он почти все свои силы, упорно уклоняясь от заманчивых предложений поступить на службу: он вышел в отставку из Дворянского полка в 1848 г. и лишь в последние годы жизни принял на себя служебную работу в комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, - да и то в качестве частного лица, - высоко ставя звание и тернистый путь русского литератора и тщательно оберегая свою личную свободу и независимость своих мнений. Цензурные и общественные условия конца сороковых и первой половины пятидесятых годов делали положение русского журналиста крайне тяжелым, заставляя его тратить - и очень часто совершенно бесплодно - массу сил для устранения неожиданных и нередко трудно объяснимых препятствий. Заслуга в отношении русского общественного просвещения тех, кто в эти годы, гнушаясь грязными приемами и закулисными сношениями Булгарина и не прибегая к двусмысленному глумлению Сенковского, стоял на своем редакторском посту среди упорного труда и ежедневных огорчений, несомненна. Она может, по всей справедливости, быть признана и за Кони, во всей журнальной, редакторской и издательской деятельности которого настойчиво проведено стремление развивать в читателях уважение к духовным приобретениям человечества, любовь к искусству в его разнородных проявлениях и интерес к его истории и месту среди движущих сил общественного развития. Начав свои очерки из области сценического искусства на страницах "Северной Пчелы", Кони вскоре резко разошелся со взглядами и приемами Булгарина, изображенного им впоследствии в лице журналиста Задарина, в "Петербургских квартирах", и, работая в "Литературной Газете", с 1840 г. сделался издателем художественно-литературного журнала "Пантеон", а в 1841 г. сверх того преемником Краевского по редакторству "Литературной Газеты", которой заведывал до конца 1843 года. В обоих этих изданиях Кони поместил ряд очерков по истории искусства и в особенности театра и его видных представителей ("Физиология театра", "Придворный театр Наполеона в Москве", "Воспоминания о театре Медокса", "Датский поэт Адам Элленшлегер", характеристика Евгения Скриба, биография Рашели и др.). В 1843 г. "Пантеон" и "Репертуар русской сцены", издаваемый Песоцким, слились в одно издание под названием "Репертуар и Пантеон русского и всех европейских театров", в котором Коня принимал деятельное участие, дав целый ряд статей и биографий, стремившихся воссоздать в живых очерках, по нетронутым до него источникам и материалам, прошлое нашего сценического искусства и оценить значение его деятелей. Так, между прочим, им напечатаны: "Начала оперы, драмы и балета в России", "Театральные мечтания" и "Галерея русских художников", представляющая биографии Дмитревского, Плавильщикова, Рязанцева, Кокошкина, Рубини, Дюра и характеристики личности и творчества певца Лаврова, Мочалова, Василия Каратыгина, Верстовского. Рядом с этим шли статьи о Гофмане и первом представлений Моцартовского "Дон-Жуана", об Ал. Дюма-отце, о Розе Шерц, о певце Марио, очерки по истории балов и маскарадов и т. д. "Галерея русских художников" содержала много теоретических положений и практических замечаний об условиях сценического исполнения, о необходимых требованиях, обращаемых к артисту, и о различных школах игры у нас и на западе. Эти замечания не утратили своего значения и до сих пор, а вдумчивое отношение Кони к истории развития сценического искусства, заставившее его возобновить в памяти читателей образы забытых или забываемых служителей этого искусства, сохранило для этой истории много интересных бытовых картин и личных воспоминаний. С 1852 г. Кони принял на себя издание и исключительное редакторство журнала, под первоначальным названием "Пантеон", преобразованного им по типу больших литературных журналов, с преобладающим отделом истории и теории искусств и с рядом ежемесячных художественных приложений - портретов замечательных деятелей, гравюр, картинок мод и музыкальных пьес. Обычный состав книжек нового журнала, весьма изящного по внешнему виду, представлял отделы: изящной словесности, искусства, мемуаров, театральной летописи (русский театр в Петербурге и Москве, французский и немецкий театры), обозрения иностранных театров, хроники общественной жизни, литературного обозрения и смеси (замечательные открытия в науках и промышленности, музыкальные и театральные новости, мелкие рассказы и т. п.). В приложении к каждой книжке давалось оригинальное русское драматическое произведение. Эта программа с течением времени несколько изменилась в том смысле, что отдел изящной словесности в 1855 и в особенности 1856 гг. получил перевес над прочими и, кроме того, в журнале появилось много статей этнографического характера. Обновленный "Пантеон" велся Кони по строго выдержанной системе и очень умело, представляя наряду с серьезными литературными произведениями самый подробный и разносторонний отчет о том, что делается во всех отраслях искусства. Сам редактор продолжал на его страницах свои исследования по истории театра и вел тщательную критическую летопись всему, дававшемуся на петербургских сценах. Проповедуя принципы московской сценической школы, названной им школой "духовного проявления" в противоположность направлению "пластического проявления", привитого петербургской сцене Каратыгиным, он предъявлял к артистам серьезные требования и ратовал против искусственно приподнятого тона и вычурности в игре, которыми восхищалась избранная публика Александринского театра. Кони предпринял также на страницах "Пантеона" остроумный и настойчивый поход против псевдопатриотических и ходульных драм Кукольника, встречавших шумное покровительство со стороны Булгарина и Сенковского и представлявших, по словам Кони, "угодничество перед публикой и притом не перед разумным ее меньшинством, а перед оглушаемым трескучими фразами большинством". Кони умел привлечь к участию в журнале многие литературные силы и дать в нем место первым талантливым опытам писателей, занявших впоследствии выдающееся положение. В "Пантеоне" дебютировала повестью "Чайка" Кохановская и стихотворениями Хвощинская (Зайончковская), известная впоследствии под псевдонимом Крестовского; в нем помещал свои воспоминания и драматические произведения Лажечников и сотрудничали: Григорович, Полонский, Щербина, гр. Ростопчина, М. И. Михайлов, Мей, Бенедиктов, Кроль, Греков, Толбин (автор талантливых очерков из жизни бедного петербургского люда), кн. Кугушев, Афанасьев-Чужбинский и др. Разнообразию переводного и оригинального отдела изящной словесности в "Пантеоне" соответствовало богатство содержания отдела искусств, в котором, независимо от перевода исследований и статей Гизо (о Шекспире), Вильмена, Жюль-Жанена, Мазада, Чарльза Ламба (о Шекспире) и др., помещен был ряд интереснейших статей Серова о музыке и ее главнейших представителях, вместе с письмами его к Улыбышеву о Моцарте и Бетховене, - и этюды выдающихся русских художниках Федотове, Егорове и др. С первых месяцев своего появления "Пантеон" начал пользоваться большим успехом и его книжки стали проникать в глухие уголки России, занося туда, вместе с занимательным материалом для чтения, здравые взгляды на искусство и интерес к нему. Обширные и талантливые статьи по русской этнографии Шпилевского, и о географических и геологических исследованиях и астрономических открытиях Новосильского придавали ему и некоторый научный оттенок. Эта сторона журнала послужила поводом к избранию редактора его в члены Географического Общества. Крымская война, привлекшая горячее внимание общества к. театру военных действий, имела роковое значение для журнала. Как "художественно-литературному" изданию ему не было предоставлено перепечатывать из "Русского Инвалида" - тогдашнего единственного в этом отношении источника - известий о ходе войны и это в значительной степени охладило внимание к нему публики. Журнал боролся сколько мог, оставаясь верным своей программе, но средства на издание истощились, а новые веяния в литературе, захватывавшие коренные вопросы русского общественного устройства, отодвигали на задний план вопросы искусства - и к 1857 году "Пантеон" прекратился. Кони не оставлял, однако, литературных занятий до конца, был деятельным сотрудником Энциклопедического Словаря, задуманного в начале шестидесятых годов, по очень широкой программе, кружком русских писателей, и продолжал писать о театре. Так, в 1864 г. в журнале "Русская Сцена" был помещен ряд выдающихся его статей под заглавием "Русский театр, его судьба и его историки". Его драматические произведения были изданы в 1871 г. в 4-х томах. Этот "Театр Ф. А. Кони" заключает в себе 34 пьесы, из которых 15 оригинальных. Кроме того, сохранилась не напечатанная комедия в стихах "Не муж, а золото", написанная в 1861 году. - Разносторонне образованный человек, говоривший свободно на пяти иностранных языках, Кони по складу своих мыслей примыкал к так называемым людям сороковых годов, со многими из которых он завязал дружеские связи еще на школьной скамье. Он с восторгом приветствовал великие начинания Александра II, к которому обратил, после 4 апреля 1866 г., глубоко прочувствованные стихи. В личной жизни это был приветливый, отзывчивый и добрый человек, идеалист и романтик, испытавший, благодаря этому, немало горьких минут, но до гроба сохранивший доверие к людям и, как свидетельствует Гербель, горячую веру в великое будущее русского народа. После него осталась обширная переписка с выдающимися писателями и учеными 30-х и 40-х годов, содержащая в себе интересные данные для истории цензуры и журнального дела за это время.

"Русские поэты в биографиях и образцах" Гербеля; "Новое Время" 1879 г. 26 января, № 1046: "Эпоха великих реформ" Джаншиева; "Театр Ф. А. Кони", С.-Петербург, 1870-1871, 4 том; неизданные бумаги Ф. А. Кони.

Кент.

{Половцов}

Кони, Федор Алексеевич

Известный водевилист, отец А. Ф. и Е. Ф. Кони (см.). Род. в 1809 г. в Москве, где отец его был хозяином единственного оптического магазина. Из пансиона Чермака К. в 1827 г. поступил на философский факультет московского университета, но скоро перешел на медицинский, который окончил в 1833 г. Тем не менее, он посвятил себя педагогии, был учителем истории в корпусах - первом московском и втором спб., а затем старшим наставником-наблюдателем в дворянском полку. В 1849 г. вышел в отставку и отдался исключительно литературе вплоть до 1877 г., когда был приглашен в канцелярию комиссии для исследования железнодорожного дела в России. К. стал печатать стихи и переводы очень рано, но впервые был замечен публикой и критикой в 1833 г., когда появился его водевиль: "Жених по доверенности". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: "В тихом омуте черти водятся" (М., 1834), "Иван Савельич" (М., 1835), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Покойник-муж и вдова его" (М., 1835), "Женская натура" ("Репертуар", 1839, № 3), "Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета" (М., 1834, изд. 2, СПб., 1840), "Деловой человек ("Пантеон", 1840), "Петербургские квартиры" (ib., 1840, IV), "Всякий черт - Иван Иванович" (ib., 1851, III), "Беда от сердца и горе от ума" (ib., 1852, II), "Чему посмеешься - тому поработаешь" (СПб., 1871). В сборнике "Театр Ф. А. Кони" (СПб., 1870-71) появились еще пьесы: "Архип Осипов или русская крепость", "Титулярные советники в домашнем быту", "Кавказская свадьба" и "Царская милость". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных К. пьес. Всего им переведено и переделано около 20 пьес, в том числе "Клавиго", Гете (М., 1836). Приняв, начиная с 1840 г., деятельное участие в "Пантеоне", К. с 1846 г. взял на себя его редактирование и сумел создать орган, живо отражавший общественно-артистическую жизнь России и Европы. Помимо помещавшихся им пьес и рецензий (часто под псевдонимами Ф . Анатолин, Инок и др.), К. напечатал здесь ряд своих статей по истории театра: "Воспоминания о театре Медокса" (1840, т. I), "Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 г." (ib.) и др. Из статей К. особенно выдается: "Русский театр, его судьбы и его историки" ("Русская Сцена", 1864, №№ 2, 3, 6, и 8). К. написал еще: "Книжка-малютка для милых малолеток" (СПб., 1837); "История Фридриха Великого" (СПб., 1844, изд. 2-е, СПб., 1863); "Живописный мир или взгляд на природу, науку, искусство и человека" (Гельсингфорс, 1840) и перевел: "Современные повести модных писателей" (Москва, 1838) и "Историю консульства и империи во Франции", Тьера (СПб., 1849). За "Историю Фридриха" он получил в 1846 г. звание доктора философии йенского университета. Пьесы К. отличаются наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Некоторые произведения К. ("Студент, артист, хорист и аферист", "Беда от сердца", "Не влюбляйся без памяти") до сих пор остаются репертуарными. К. писал много стихотворений; из них романс "Гондольер" получил громкую известность и до сих пор распевается. К. † в 1879 г.

{Брокгауз}

Кони, Федор Алексеевич

писатель, беллетрист и драматург, бывший редакт. Пантеона театров, род. 11 марта 1809 г., † 1879 г. 25 января.

{Половцов}

Кони, Федор Алексеевич

Водевилист. Один из наиболее плодовитых журналистов 30-40-х гг. прошлого столетия. Как и большинство водевилистов того времени, К. гл. обр. заимствовал свои сюжеты и переводил, приспособляя их к русским условиям. Злободневные куплеты Кони были подчас не лишены общественного значения. Одним из первых его опытов был например водевиль "Петербургские квартиры", в котором он разоблачал продажную деятельность журналиста Булгарина; куплеты водевиля "Принц с хохлом", хоть и иносказательно, били по сановным бюрократам. Сюжеты большинства его водевилей ("Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета", "Беда от сердца и горе от ума", "Покойник муж и вдова его", "Женская натура" и т. п.) - обычные любовные истории. Между прочим долгое время большой популярностью пользовалась песенка К. "Гондольер молодой". В 1846 К. начал издавать журнал "Пантеон", посвященный гл. обр. театру. "Пантеон" позже был слит с другим театральным журналом "Репертуар" в "Репертуар и Пантеон", но в 1852 опять отделился и под прежним названием "Пантеон" превратился в большой ежемесячник по вопросам искусства и отчасти науки, просуществовав до 1857. Отдельным изданием пьесы К. были выпущены в СПб. в 1870-1871 в четырех томиках под названием "Театр Ф. А. Кони".

Библиография: III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX стол. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кони, Федор Алексеевич – русский писатель и театральный деятель. Родился в купеческой семье. Окончил медицинский факультет Московского университета (1833). Был доктором философии (1845). Выступил в 1830 году с переводом мелодрамы французского писателя В.Дюканжа «Смерть Каласа». Затем переводил и переделывал иностранные пьесы для русской сцены («Жених по доверенности», «Карета», «Муж всех жен», «Муж в камине, а жена в гостях» и др.). К. вводил в них русские образы, давал живые зарисовки быта, куплеты на злобу дня («Иван Савельич», «Женишок-горбунок», 1835, и др.). Элементы сатиры ощущаются в водевиле «Принц с хохлом, бельмом и горбом» (1836). Яркость характеров, остроумие куплетов отличают водевиль «Девушка-гусар» (пост. 1836). В 1836 году К. переехал в Петербург. Его водевили 40-х годов – «Петербургские квартиры», «Титулярный советник», «Деловой человек» и др. написанные в духе «натуральной школы», были отмечены В.Г.Белинским. К. выступает в них в защиту прогрессивной литературы 40-х годов, высмеивает реакционную журналистику, Ф.В.Булгарина и др. К. – один из видных мастеров русского водевильного жанра. Его водевили отмечены сценическим мастерством, острой комедийностью. Некоторые из них близки к русской реалистической комедии 19 века («Беда от сердца и горе от ума», 1852, и др.). К. – издатель лучших русских театральных журналов «Репертуар русского театра» и «Пантеон» (позже объединены под названием «Репертуар и Пантеон», 1842-1857). В 1841-1843 К. редактировал «Литературную газету». В эти годы он поддержал молодого Н.А.Некрасова, который постоянно печатался в газете. К. выступал как театральный критик и историк театра. Его статьи «Воспоминания о московском театре при М.Е.Медоксе» (1840), «Характеристические черты из жизни знаменитых художников» (1840), «Русский театр, его судьбы и его историки» (1864) и др. представляют значительный интерес для истории театра.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966.

Сочинения:

Водевили, М., 1937;

в сборнике: Старый русский водевиль. 1819-1849, М., 1936;

в сборнике: Поэты 1840-1850-х годов, М.-Л., 1962.

Литература:

Белинский В.Г., В тихом озере черти водятся, Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1953;

его же, Русский театр в Петербурге, там же, т. 4, М., 1954;

Измайлов А.А., Ф.Кони и старый водевиль, «Ежегодник императорских театров», 1909, № 3;

Евгеньев-Максимов В.Е., Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, т. 1, М.-Л., 1947, с. 279-285;

Лотман Л.М., Драматургия тридцатых-сороковых годов, в книге: История русской литературы, т. 7, М.-Л., 1955;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Кони Федор Алексеевич родился в 1809 в Москве в семье богатого московского купца.

Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших частных пансионов Москвы – Воспитательно-учебное заведение благородного юношества и медицинский факультет Московского университета.

В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа “Смерть Калхаса”. Пьеса была поставлена на сцене Малого театра и имела успех. С этого времени начинается систематическая работа молодого автора для театра.

С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал несколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию “В тихом омуте черти водятся” (1834), водевили “Иван Савельевич” (1835), “Женишок-горбунок” (1835) и другие.

Первые произведения Кони не выходили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает попытку отразить отдельные явления русской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы социальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратительных порядков самодержавно-крепостнической России (например, в водевиле “Принц с хохлом и бельмом”).

Литературные занятия Кони Ф. А. успешно сочетал с преподаванием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадетских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах: “Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека” (1839), “История Фридриха Великого” (1844).

Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии “Женская натура” (1839), “Деловой человек” (1840), “Беда от сердца и горе от ума” (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Несмотря на то, что в произведениях Кони Ф. А. встречались традиционные типы (сухари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традиционные ситуации (путаница имен и паспортов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестяще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и красочные представления. Живые и остроумные куплеты, каламбуры и остроты из водевилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярностью среди зрителей.

В произведениях писателя чаще стали появляться реалистические тенденции, сближавшие его с “натуральной школой”. Он выступает против представителей светского общества, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продажную журналистику, реакционных литераторов.

Особое место среди произведений Кони занимает водевиль “Петербургские квартиры” (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Несмотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: переодевания, записки, всякого рода недоразумения, однако главное здесь заключается в ярком изображении нравов реакционной журналистики николаевского времени.

Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с Некрасовым, которому Кони Ф. А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и привлек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоминал с глубокой благодарностью.

Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным исследователем-театроведом. Его статьи, заметки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов (“Литературная газета”, “Пантеон”, “Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров” и других).

Был Кони известен и как поэт. Однако его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произведений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение “Гондольер молодой” (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.

В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич оставляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он становится редактором-издателем обновленного журнала “Пантеон”, а после его закрытия сотрудничает в журнале “Русский театр”, где печатает цикл статей под названием “Русский театр, его судьба и его историки”.

В 1871 вышел из печати четырехтомник “Театр Ф. А. Кони”, включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф. А. оставила заметный след в русской литературе. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.
Умер в 1879 в Петербурге.

(No Ratings Yet)

  1. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) Будущий поэт рано проявил способности к учебе. Получил прекрасное домашнее образование под руководством знатока классической литературы С. Е. Раича, поэта-переводчика. В 12 лет Тютчев уже со...
  2. ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ (1920-1983) Родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Был студентом филологического факультета Ленинградского университета. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов...
  3. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Кормак Маккарти (Connac McCarthy) Кони, кони (All the Prettry Horses) Роман (1993) Америка, Техас, 1946 г. Умирает старик хозяин скотоводческого ранчо. Его тридцатишестилетняя дочь намерена продать землю –...
  4. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878) Родился в с. Немирове Каменец-Подольской губернии в семье помещика. В своих стихотворениях Некрасов часто обращается к образу матери, которая любила своих детей и защищала их от...
  5. Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 10 (22) октября 1870 года. Автобиографию писатель неизменно всегда начинал цитатой из “Гербовника дворянских родов”, подчеркивая свою принадлежность к старинному роду, выходцы этого рода...
  6. Богданов Александр Алексеевич родился в 1874 году. Псевдонимы: Альфа, А. Волжский, Волгин и др. Сын разночинца. В 1900 вступил в РСДРП. Шесть лет сидел в тюрьме, больше десяти лет провел...
  7. Александр Алексеевич Жаров родился в 1904 году вдеревне Семеновская, ныне Можайского района Московской области, в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, учился в реальном училище в Можайске. В конце...
  8. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) Родился на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Был он из древнейшего и когда-то богатого дворянского рода. Хутор – это все, что осталось от наследства прадеда. Семья...
  9. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 – 1878) – русский поэт. Он родился в селе Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Детство Некрасова прошло на Волге, близ Ярославля, в имении Грешнево. Большой серый...
  10. Бальдауф Федор Иванович – горный инженер, поэт, родился около 1800 г., умер в 1842 году. Сын горного чиновника нерчинских заводов, воспитанник Горного института, Бальдауф с 1823 г. начал службу в...
  11. АБРАМОВ Федор Александрович (1920 – 1983) – российский прозаик, критик. Родился Абрамов в крестьянской семье, в деревне Веркола Архангельской области. Труд в деревне всегда был тяжелым: сев, уборка урожая, косьба,...
  12. Алексей Константинович Толстой Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864-1868) В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря...
  13. Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского...
  14. Федор Иванович Тютчев (23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния – 15 (27) июля 1873, Царское Село) – русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с...
  15. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Родился в Казани, где его отец заведовал земской сельскохозяйственной фермой. В 1920 году, окончив Уржумское реальное училище, юноша покинул родительский дом и направился сначала в Москву,...
  16. ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-1958) – российский поэт. Заболоцкий родился близ Казани, в семье земельного агронома, служившего на сельскохозяйственных фермах неподалеку. В первые годы после революции семья переехала в Уржум, где...
  17. Родился 6 (18) октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея Алексеевича Кузмина (1812-1886) и его жены Надежды Дмитриевны Кузминой (урожденной Федоровой) (1834-1904). В краткой автобиографии Михаил Кузмин писал, что...
  18. Достоевский Федор Михайлович считается одним из великих русских писателей, его книги являются частью мировой литературы. В дополнение к 35 романам, он оставил миру, большое количество рассказов. Он особенно прославился такими...
  19. ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Родился в семье военного хирурга, который был убит своими крепостными за жестокие поборы. Его мать происходила из московской купеческой семьи. Когда юноше исполнилось семнадцать лет, его...
  20. Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера. До 1930 семья жила в Кировограде, потом в пос. Рогань под Харьковом, где Борис пошел в школу. В 1935 Полушины переехали на родину...
  21. Родился в семье обрусевших немцев. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. По инициативе М. Ф. Де-Пуле был познакомлен с И. С. Никитиным и членами кружка Н. И. Второва. По окончании кадетского...
  22. Родился 17 февраля (1 марта н. с.) в Петербурге в бедной семье (отец – портной, бывший крепостной, мать – крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в...
  23. Окончив школу, Дидуров поступил в Литературный институт на семинар к Евгению Винокурову, но, окончив первый курс, прекратил учебу, а когда ему исполнилось 18 лет, он был принят в штат газеты...
  24. Родился 10 октября (22 н. с.) в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди “моря хлебов, трав, цветов”, “в глубочайшей полевой...
  25. Отец – урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказательницей и плачеей. Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам...
  26. Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во...
  27. Родился 21 марта (2 апреля) 1881 года в Москве. По линии отца (Алексея Егоровича) принадлежал к графскому роду Комаровских (правнук мемуариста генерала Е. Ф. Комаровского), по линии матери (Александры Васильевны)...
  28. Впервые в театре Недавно мы ездили в Театр кукол имени Сергея Образцова. Мы – это мама, я и мой младший брат Виталик. В театре нам очень понравилось. Я впервые был...
  29. Драматические произведения (драматический – относящийся к драме, от греч. drama – действие) – это произведения, в которых описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. В основном они предназначены...
  30. 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор Алексеевич 1682-1689 София Алексеевна, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич 1689-1725 Петр І (до 1696 г. с Иоанном) 1725-1727 Екатерина І (жена Петра І)...
Кони Федор Алексеевич