Ф м достоевский критика на рассказ крокодил. Крокодил (Достоевский Федор). Необыкновенное событие, или пассаж в пассаже
Кони Федор Алексеевич родился в 1809 в Москве в семье богатого московского купца.
Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших частных пансионов Москвы - Воспитательно-учебное заведение благородного юношества и медицинский факультет Московского университета.
В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа «Смерть Калхаса». Пьеса была поставлена на сцене Малого театра и имела успех. С этого времени начинается систематическая работа молодого автора для театра.
С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал несколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию «В тихом омуте черти водятся» (1834), водевили «Иван Савельевич» (1835), «Женишок-горбунок» (1835) и другие.
Первые произведения Кони не выходили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает попытку отразить отдельные явления русской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы социальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратительных порядков самодержавно-крепостнической России (например, в водевиле «Принц с хохлом и бельмом»).
Литературные занятия Кони Ф.А. успешно сочетал с преподаванием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадетских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах: «Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека» (1839), «История Фридриха Великого» (1844).
Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии «Женская натура» (1839), «Деловой человек» (1840), «Беда от сердца и горе от ума» (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Несмотря на то, что в произведениях Кони Ф.А. встречались традиционные типы (сухари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традиционные ситуации (путаница имен и паспортов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестяще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и красочные представления. Живые и остроумные куплеты, каламбуры и остроты из водевилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярностью среди зрителей.
В произведениях писателя чаще стали появляться реалистические тенденции, сближавшие его с «натуральной школой». Он выступает против представителей светского общества, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продажную журналистику, реакционных литераторов.
Особое место среди произведений Кони занимает водевиль «Петербургские квартиры» (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Несмотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: переодевания, записки, всякого рода недоразумения, однако главное здесь заключается в ярком изображении нравов реакционной журналистики николаевского времени.
Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с , которому Кони Ф.А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и привлек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоминал с глубокой благодарностью.
Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным исследователем-театроведом. Его статьи, заметки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов («Литературная газета», «Пантеон», «Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров» и других).
Был Кони известен и как поэт. Однако его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произведений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.
В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич оставляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он становится редактором-издателем обновленного журнала «Пантеон», а после его закрытия сотрудничает в журнале «Русский театр», где печатает цикл статей под названием «Русский театр, его судьба и его историки».
В 1871 вышел из печати четырехтомник «Театр Ф. А. Кони», включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф.А. оставила заметный след в русской литературе. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.
Умер в 1879 в Петербурге.
Кони Федор Алексеевич - известный водевилист (1809 - 1879). Окончил курс медицинского факультета Московского университета; был учителем истории в военно-учебных заведениях. В 1833 году появился первый его водевиль ""Жених по доверенности"". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: ""В тихом омуте черти водятся"", ""Иван Савельич"", ""Женишок-горбунок"", ""Покойник-муж и вдова его"", ""Женская натура"", ""Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета"", ""Деловой человек"", ""Петербургские квартиры"", ""Всякий черт - Иван Иванович"", ""Беда от сердца и горе от ума"", ""Чему посмеешься - тому поработаешь"", с успехом шедшие на сцене и печатавшиеся как отдельно, так и в журналах. В сборнике ""Театр Ф.А. Кони"" (СПб., 1870 - 1871) появились еще пьесы: ""Архип Осипов, или Русская крепость"", ""Титулярные советники в домашнем быту"", ""Кавказская свадьба"" и ""Царская милость"". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных Кони пьес. Приняв с 1840 года деятельное участие в ""Пантеоне"", Кони с 1846 года взял на себя его редактирование и сделал его органом, живо отражавшим общественно-артистическую жизнь России и Европы. Ему принадлежит ряд своих статей по истории театра: ""Воспоминания о театре Медокса"" (1840, том I), ""Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 году"" (ib.), ""Русский театр, его судьбы и его историки"" (""Русская сцена"", 1864, № 2, 3, 6 и 8). Другие его труды: ""Книжка-малютка для милых малолеток"" (СПб., 1837); ""История Фридриха Великого"" (СПб., 1844, 2-е издание, СПб., 1863); ""Живописный мир, или Взгляд на природу, науку, искусство и человека"" (Гельсингфорс, 1840). Пьесы Кони отличались наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Кони писал и стихи; популярен был его роман ""Гондольер"".
Отличное определение
Кони, Федор Алексеевич
Писатель, род. в Москве 9 марта 1809 г., ум. в Петербурге 25 января 1879 г. Сын московского купца, давшего ему солидное первоначальное образование, он развился дома под влиянием своей матери, Аграфены Никитичны, передавшей ему свою живую, энергическую натуру, и общественную школу - "воспитательно-учебное заведение благородного юношества", содержавшееся известным педагогом Леопольдом Чермаком - стал посещать лишь на 15 году. Окончив в этой школе курс в 1826 г., Кони поступил на медицинский факультет Московского университета, блиставший в то время такими замечательными профессорами, как знаменитый анатом Лодер и клиницист Мудров. Медицина, однако. мало привлекала его и он, наряду с лекциями по избранному им факультету, посещал с особой любовью разнообразные чтения на словесном, или, как он тогда назывался, философском факультете. Эти чтения и знакомство в подлиннике с лучшими произведениями западной драматической литературы оказали решающее влияние на направление его деятельности и, хотя он и получил звание лекаря, но никогда практически медициной не занимался, интересуясь, однако, ее успехами и следя за развитием медицинских знаний, как видно из сделанного им в 1861 г. подробного разбора "Медицинского календаря". Еще на студенческой скамье перевел он драму Виктора Дюканжа (автора известной "Жизни игрока"), "Смерть Каласа", изданную в 1830 г. отдельной книгой и данную в 1829 г. на Московской Императорской сцене, причем главные роли исполнялись Мочаловым и Репиной. Успех этой пьесы, переданной по-русски прекрасным языком и производившей сильное впечатление на зрителей, обратил на молодого переводчика особое внимание директора театров Ф. Ф. Кокошкина. Его советы и указания, поддержанные настояниями А. Д. Галахова, с которым Ф. А. Кони был связан тесной дружбой, побудили его окончательно посвятить себя драматической литературе и изучению истории и теории искусства. С 1832 по 1837 г. были им изданы и шли, с постоянным успехом на сцене, шесть переделанных им с французского водевилей, снабженных оригинальными куплетами ("Жених по доверенности", "Принц с хохлом и бельмом", "Карета", "Муж всех жен", "Девушка-гусар" и "Муж в камине"), переделанная с немецкого оперетка "Студент, хорист и артист" и пять оригинальных пьес: драма "Тереза", водевили: "Иван Савельевич", "Женишок-Горбунок" и "Титулярные советники в домашнем быту" - и комедия "В тихом омуте черти водятся", имевшая большой успех в Москве, где главную роль в пьесе играла известная московская актриса Львова-Синецкая, и в Петербурге. Одновременно с занятиями для сцены Кони стал работать и на педагогическом поприще, поступив на службу учителем истории в 1 Московский кадетский корпус. В 1836 г. он переселился в Петербург, где занял должность преподавателя истории во 2-м Кадетском корпусе и "наставника-наблюдателя" по русской и всеобщей истории в Дворянском полку, учебном заведении, куда переводились кадеты из губернских кадетских корпусов. Делом преподавания Кони занимался с большой любовью. Из воспоминаний бывших воспитанников Дворянского полка видно, что ученики старших классов ценили живые и блестящие его уроки, хранили литографированные по ним записки и в промежутки уроков вступали со своим молодым учителем в оживленную литературную беседу. Результатом педагогических занятий Кони была учебная книга, в двух томах, на русском, немецком и французском языках, под названием "Живописный мир или взгляд на природу, науки, искусства и человека", изданная в 1839 г. в Гельсингфорсе и принятая в качестве руководства в военно-учебных заведениях. Вместе с тем занятия историей привели Кони к большому и серьезному сочинению - к "Истории Фридриха Великого", вышедшей в 1844 г. и составляющей том большого формата в 742 страницы, с прекрасными политипажами. Книга эта, написанная с большим талантом, возбуждающая в читателе неослабевающий интерес к личности и жизни Фридриха II, и основанная на изучении многих иностранных источников и дел нашего архива генерального штаба, являлась, по своему времени, выдающимся трудом и быстро разошлась в количестве 5000 экземпляров. Издание ее было повторено в 1857 г.; ныне эта книга составляет библиографическую редкость. "История Фридриха Великого" обратила на себя внимание и за границей. Йенский университет, ознакомясь в 1846 г. с подробным разбором этой книги и переводом некоторых ее глав, сделанными библиотекарем прусского короля Шнейдером, возвел автора в степень доктора философии. "За особенное удовольствие считаю, как декан философского факультета Йенского университета, - писал ему профессор Эйхштет, - сообщить вам лестное суждение нашего факультета о вашем прекрасном сочинении, которое представляет многие новые исторические воззрения на эпоху и блестящее их развитие, как равно и верные очертания характеров, и переслать вам диплом на почетное звание доктора". Другим большим трудом Ф. А. Кони в этой области был изданный в 1849 г. сделанный им перевод "Истории консульства и Империи" Тьера, снабженный многими примечаниями для русских читателей, подробным введением и превосходными гравюрами на стали. Знаменитый государственный человек Франции был тронут переводом, своего обширного и задушевного труда на русский язык и благодарил переводчика и издателя очень теплым письмом.
Служебные и ученые занятия не отвлекали, однако, Кони от излюбленной им драматической деятельности - и с 1837 г. по 1857 г. он написал еще ряд водевилей и комедий ("Деловой человек", "Петербургские квартиры", "Всякий черт Иван Иванович", "Беда от сердца и горе от ума" и др.), - драматическую хронику "Архип Осипов", с прологом в стихах и эпилогом, и перевел около десяти различных пьес и между прочим "Клавиго" Гете. Большая часть этих произведений, искрящихся добродушным юмором, рисующих комические стороны бытовой жизни среднего слоя петербургского населения и часто задевающих в форме веселого куплета такие явления современной им русской жизни (раболепное чиновничество, взяточничество, бездушие крепостных отношений), которых, по цензурным условиям, нельзя было коснуться строгим словом негодующего осуждения, - имела большой успех на сцене, исполнялась лучшими артистами с большой охотой, составляла одну из приманок бенефисных спектаклей и долго держалась в репертуаре. Отживший ныне свой век водевиль, заменившийся, едва ли с пользой для сценического искусства, опереткой и фарсом, соответствовал неприхотливым, но и более здоровым вкусам театральной публики второй четверти ХIХ-го столетия. В нем искали легкой комедии нравов, без нравоучительных или тягостных выводов, искали источника искреннего смеха и возбуждающих веселость, но не чувственность, сцен и положений. В ряду лучших русских водевилистов того времени - Ленского, Каратыгина 2-го, Григорьева, Писарева и др. - Кони занимает одно из выдающихся мест. Белинский, вообще сурово относившийся к водевилю, отдал в разборе "Петербургских квартир" справедливость остроумию Кони и жизненности выводимых им типов. Необходимой принадлежностью водевиля были куплеты и потому в пьесах Кони они встречаются во множестве. Но кроме этого легкого и незамысловатого рода произведений, он написал довольно много стихотворений, в которых искреннее чувство и яркость образов облечены нередко в красивую форму. Некоторые его вещи долгое время пользовались большой известностью на Руси и, будучи положены на музыку, распевались в отдаленнейших ее уголках. Таковы его "Романс" ("Рано, цветик, рано ты в поле распустился"...) и в особенности "Баркаролла" ("Гондольер молодой, взор мой полон огня..."). Из разбросанных в различных изданиях стихотворений его надо отметить: "Сеньор и плебеянка", сцены из итальянской жизни XVI столетия, "Вещие сны", большую балладу в народном стиле; "Я умер", "Вышитый цветок" и бесспорно лучший перевод "Алыпухары" Мицкевича. Юмор Кони не всегда, впрочем, был безобиден и, выражаясь в колких и попадавших в цель эпиграммах, иногда, по справедливому замечанию B. P. Зотова, доходил до высокой сатиры. Таковы его блестящий ямб "Не жди, чтобы цвела страна..." и "Биография благородного человека", долгое время не могшая появиться в печати. По указаниям Я. К. Грота, с которым Кони близко сошелся во время печатания "Живописного мира", Кони написал несколько баллад на народные скандинавские темы и перевел балладу Эленшлегера "Агнета", а также ряд старинных шведских народных песен ("Чудная арфа", "Сила скорби" и т. д.). Ему же принадлежат многочисленные переводы из Гейне и весьма удачный, по тонкой передаче духа подлинника, перевод "Le roi d´Ivetot" Беранже.
Главнейшим призванием Кони была, однако, журналистика. Ей посвятил он почти все свои силы, упорно уклоняясь от заманчивых предложений поступить на службу: он вышел в отставку из Дворянского полка в 1848 г. и лишь в последние годы жизни принял на себя служебную работу в комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, - да и то в качестве частного лица, - высоко ставя звание и тернистый путь русского литератора и тщательно оберегая свою личную свободу и независимость своих мнений. Цензурные и общественные условия конца сороковых и первой половины пятидесятых годов делали положение русского журналиста крайне тяжелым, заставляя его тратить - и очень часто совершенно бесплодно - массу сил для устранения неожиданных и нередко трудно объяснимых препятствий. Заслуга в отношении русского общественного просвещения тех, кто в эти годы, гнушаясь грязными приемами и закулисными сношениями Булгарина и не прибегая к двусмысленному глумлению Сенковского, стоял на своем редакторском посту среди упорного труда и ежедневных огорчений, несомненна. Она может, по всей справедливости, быть признана и за Кони, во всей журнальной, редакторской и издательской деятельности которого настойчиво проведено стремление развивать в читателях уважение к духовным приобретениям человечества, любовь к искусству в его разнородных проявлениях и интерес к его истории и месту среди движущих сил общественного развития. Начав свои очерки из области сценического искусства на страницах "Северной Пчелы", Кони вскоре резко разошелся со взглядами и приемами Булгарина, изображенного им впоследствии в лице журналиста Задарина, в "Петербургских квартирах", и, работая в "Литературной Газете", с 1840 г. сделался издателем художественно-литературного журнала "Пантеон", а в 1841 г. сверх того преемником Краевского по редакторству "Литературной Газеты", которой заведывал до конца 1843 года. В обоих этих изданиях Кони поместил ряд очерков по истории искусства и в особенности театра и его видных представителей ("Физиология театра", "Придворный театр Наполеона в Москве", "Воспоминания о театре Медокса", "Датский поэт Адам Элленшлегер", характеристика Евгения Скриба, биография Рашели и др.). В 1843 г. "Пантеон" и "Репертуар русской сцены", издаваемый Песоцким, слились в одно издание под названием "Репертуар и Пантеон русского и всех европейских театров", в котором Коня принимал деятельное участие, дав целый ряд статей и биографий, стремившихся воссоздать в живых очерках, по нетронутым до него источникам и материалам, прошлое нашего сценического искусства и оценить значение его деятелей. Так, между прочим, им напечатаны: "Начала оперы, драмы и балета в России", "Театральные мечтания" и "Галерея русских художников", представляющая биографии Дмитревского, Плавильщикова, Рязанцева, Кокошкина, Рубини, Дюра и характеристики личности и творчества певца Лаврова, Мочалова, Василия Каратыгина, Верстовского. Рядом с этим шли статьи о Гофмане и первом представлений Моцартовского "Дон-Жуана", об Ал. Дюма-отце, о Розе Шерц, о певце Марио, очерки по истории балов и маскарадов и т. д. "Галерея русских художников" содержала много теоретических положений и практических замечаний об условиях сценического исполнения, о необходимых требованиях, обращаемых к артисту, и о различных школах игры у нас и на западе. Эти замечания не утратили своего значения и до сих пор, а вдумчивое отношение Кони к истории развития сценического искусства, заставившее его возобновить в памяти читателей образы забытых или забываемых служителей этого искусства, сохранило для этой истории много интересных бытовых картин и личных воспоминаний. С 1852 г. Кони принял на себя издание и исключительное редакторство журнала, под первоначальным названием "Пантеон", преобразованного им по типу больших литературных журналов, с преобладающим отделом истории и теории искусств и с рядом ежемесячных художественных приложений - портретов замечательных деятелей, гравюр, картинок мод и музыкальных пьес. Обычный состав книжек нового журнала, весьма изящного по внешнему виду, представлял отделы: изящной словесности, искусства, мемуаров, театральной летописи (русский театр в Петербурге и Москве, французский и немецкий театры), обозрения иностранных театров, хроники общественной жизни, литературного обозрения и смеси (замечательные открытия в науках и промышленности, музыкальные и театральные новости, мелкие рассказы и т. п.). В приложении к каждой книжке давалось оригинальное русское драматическое произведение. Эта программа с течением времени несколько изменилась в том смысле, что отдел изящной словесности в 1855 и в особенности 1856 гг. получил перевес над прочими и, кроме того, в журнале появилось много статей этнографического характера. Обновленный "Пантеон" велся Кони по строго выдержанной системе и очень умело, представляя наряду с серьезными литературными произведениями самый подробный и разносторонний отчет о том, что делается во всех отраслях искусства. Сам редактор продолжал на его страницах свои исследования по истории театра и вел тщательную критическую летопись всему, дававшемуся на петербургских сценах. Проповедуя принципы московской сценической школы, названной им школой "духовного проявления" в противоположность направлению "пластического проявления", привитого петербургской сцене Каратыгиным, он предъявлял к артистам серьезные требования и ратовал против искусственно приподнятого тона и вычурности в игре, которыми восхищалась избранная публика Александринского театра. Кони предпринял также на страницах "Пантеона" остроумный и настойчивый поход против псевдопатриотических и ходульных драм Кукольника, встречавших шумное покровительство со стороны Булгарина и Сенковского и представлявших, по словам Кони, "угодничество перед публикой и притом не перед разумным ее меньшинством, а перед оглушаемым трескучими фразами большинством". Кони умел привлечь к участию в журнале многие литературные силы и дать в нем место первым талантливым опытам писателей, занявших впоследствии выдающееся положение. В "Пантеоне" дебютировала повестью "Чайка" Кохановская и стихотворениями Хвощинская (Зайончковская), известная впоследствии под псевдонимом Крестовского; в нем помещал свои воспоминания и драматические произведения Лажечников и сотрудничали: Григорович, Полонский, Щербина, гр. Ростопчина, М. И. Михайлов, Мей, Бенедиктов, Кроль, Греков, Толбин (автор талантливых очерков из жизни бедного петербургского люда), кн. Кугушев, Афанасьев-Чужбинский и др. Разнообразию переводного и оригинального отдела изящной словесности в "Пантеоне" соответствовало богатство содержания отдела искусств, в котором, независимо от перевода исследований и статей Гизо (о Шекспире), Вильмена, Жюль-Жанена, Мазада, Чарльза Ламба (о Шекспире) и др., помещен был ряд интереснейших статей Серова о музыке и ее главнейших представителях, вместе с письмами его к Улыбышеву о Моцарте и Бетховене, - и этюды выдающихся русских художниках Федотове, Егорове и др. С первых месяцев своего появления "Пантеон" начал пользоваться большим успехом и его книжки стали проникать в глухие уголки России, занося туда, вместе с занимательным материалом для чтения, здравые взгляды на искусство и интерес к нему. Обширные и талантливые статьи по русской этнографии Шпилевского, и о географических и геологических исследованиях и астрономических открытиях Новосильского придавали ему и некоторый научный оттенок. Эта сторона журнала послужила поводом к избранию редактора его в члены Географического Общества. Крымская война, привлекшая горячее внимание общества к. театру военных действий, имела роковое значение для журнала. Как "художественно-литературному" изданию ему не было предоставлено перепечатывать из "Русского Инвалида" - тогдашнего единственного в этом отношении источника - известий о ходе войны и это в значительной степени охладило внимание к нему публики. Журнал боролся сколько мог, оставаясь верным своей программе, но средства на издание истощились, а новые веяния в литературе, захватывавшие коренные вопросы русского общественного устройства, отодвигали на задний план вопросы искусства - и к 1857 году "Пантеон" прекратился. Кони не оставлял, однако, литературных занятий до конца, был деятельным сотрудником Энциклопедического Словаря, задуманного в начале шестидесятых годов, по очень широкой программе, кружком русских писателей, и продолжал писать о театре. Так, в 1864 г. в журнале "Русская Сцена" был помещен ряд выдающихся его статей под заглавием "Русский театр, его судьба и его историки". Его драматические произведения были изданы в 1871 г. в 4-х томах. Этот "Театр Ф. А. Кони" заключает в себе 34 пьесы, из которых 15 оригинальных. Кроме того, сохранилась не напечатанная комедия в стихах "Не муж, а золото", написанная в 1861 году. - Разносторонне образованный человек, говоривший свободно на пяти иностранных языках, Кони по складу своих мыслей примыкал к так называемым людям сороковых годов, со многими из которых он завязал дружеские связи еще на школьной скамье. Он с восторгом приветствовал великие начинания Александра II, к которому обратил, после 4 апреля 1866 г., глубоко прочувствованные стихи. В личной жизни это был приветливый, отзывчивый и добрый человек, идеалист и романтик, испытавший, благодаря этому, немало горьких минут, но до гроба сохранивший доверие к людям и, как свидетельствует Гербель, горячую веру в великое будущее русского народа. После него осталась обширная переписка с выдающимися писателями и учеными 30-х и 40-х годов, содержащая в себе интересные данные для истории цензуры и журнального дела за это время.
"Русские поэты в биографиях и образцах" Гербеля; "Новое Время" 1879 г. 26 января, № 1046: "Эпоха великих реформ" Джаншиева; "Театр Ф. А. Кони", С.-Петербург, 1870-1871, 4 том; неизданные бумаги Ф. А. Кони.
Кент.
{Половцов}
Кони, Федор Алексеевич
Известный водевилист, отец А. Ф. и Е. Ф. Кони (см.). Род. в 1809 г. в Москве, где отец его был хозяином единственного оптического магазина. Из пансиона Чермака К. в 1827 г. поступил на философский факультет московского университета, но скоро перешел на медицинский, который окончил в 1833 г. Тем не менее, он посвятил себя педагогии, был учителем истории в корпусах - первом московском и втором спб., а затем старшим наставником-наблюдателем в дворянском полку. В 1849 г. вышел в отставку и отдался исключительно литературе вплоть до 1877 г., когда был приглашен в канцелярию комиссии для исследования железнодорожного дела в России. К. стал печатать стихи и переводы очень рано, но впервые был замечен публикой и критикой в 1833 г., когда появился его водевиль: "Жених по доверенности". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: "В тихом омуте черти водятся" (М., 1834), "Иван Савельич" (М., 1835), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Покойник-муж и вдова его" (М., 1835), "Женская натура" ("Репертуар", 1839, № 3), "Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета" (М., 1834, изд. 2, СПб., 1840), "Деловой человек ("Пантеон", 1840), "Петербургские квартиры" (ib., 1840, IV), "Всякий черт - Иван Иванович" (ib., 1851, III), "Беда от сердца и горе от ума" (ib., 1852, II), "Чему посмеешься - тому поработаешь" (СПб., 1871). В сборнике "Театр Ф. А. Кони" (СПб., 1870-71) появились еще пьесы: "Архип Осипов или русская крепость", "Титулярные советники в домашнем быту", "Кавказская свадьба" и "Царская милость". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных К. пьес. Всего им переведено и переделано около 20 пьес, в том числе "Клавиго", Гете (М., 1836). Приняв, начиная с 1840 г., деятельное участие в "Пантеоне", К. с 1846 г. взял на себя его редактирование и сумел создать орган, живо отражавший общественно-артистическую жизнь России и Европы. Помимо помещавшихся им пьес и рецензий (часто под псевдонимами Ф . Анатолин, Инок и др.), К. напечатал здесь ряд своих статей по истории театра: "Воспоминания о театре Медокса" (1840, т. I), "Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 г." (ib.) и др. Из статей К. особенно выдается: "Русский театр, его судьбы и его историки" ("Русская Сцена", 1864, №№ 2, 3, 6, и 8). К. написал еще: "Книжка-малютка для милых малолеток" (СПб., 1837); "История Фридриха Великого" (СПб., 1844, изд. 2-е, СПб., 1863); "Живописный мир или взгляд на природу, науку, искусство и человека" (Гельсингфорс, 1840) и перевел: "Современные повести модных писателей" (Москва, 1838) и "Историю консульства и империи во Франции", Тьера (СПб., 1849). За "Историю Фридриха" он получил в 1846 г. звание доктора философии йенского университета. Пьесы К. отличаются наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Некоторые произведения К. ("Студент, артист, хорист и аферист", "Беда от сердца", "Не влюбляйся без памяти") до сих пор остаются репертуарными. К. писал много стихотворений; из них романс "Гондольер" получил громкую известность и до сих пор распевается. К. † в 1879 г.
{Брокгауз}
Кони, Федор Алексеевич
писатель, беллетрист и драматург, бывший редакт. Пантеона театров, род. 11 марта 1809 г., † 1879 г. 25 января.
{Половцов}
Кони, Федор Алексеевич
Водевилист. Один из наиболее плодовитых журналистов 30-40-х гг. прошлого столетия. Как и большинство водевилистов того времени, К. гл. обр. заимствовал свои сюжеты и переводил, приспособляя их к русским условиям. Злободневные куплеты Кони были подчас не лишены общественного значения. Одним из первых его опытов был например водевиль "Петербургские квартиры", в котором он разоблачал продажную деятельность журналиста Булгарина; куплеты водевиля "Принц с хохлом", хоть и иносказательно, били по сановным бюрократам. Сюжеты большинства его водевилей ("Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета", "Беда от сердца и горе от ума", "Покойник муж и вдова его", "Женская натура" и т. п.) - обычные любовные истории. Между прочим долгое время большой популярностью пользовалась песенка К. "Гондольер молодой". В 1846 К. начал издавать журнал "Пантеон", посвященный гл. обр. театру. "Пантеон" позже был слит с другим театральным журналом "Репертуар" в "Репертуар и Пантеон", но в 1852 опять отделился и под прежним названием "Пантеон" превратился в большой ежемесячник по вопросам искусства и отчасти науки, просуществовав до 1857. Отдельным изданием пьесы К. были выпущены в СПб. в 1870-1871 в четырех томиках под названием "Театр Ф. А. Кони".
Библиография: III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX стол. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Кони, Федор Алексеевич – русский писатель и театральный деятель. Родился в купеческой семье. Окончил медицинский факультет Московского университета (1833). Был доктором философии (1845). Выступил в 1830 году с переводом мелодрамы французского писателя В.Дюканжа «Смерть Каласа». Затем переводил и переделывал иностранные пьесы для русской сцены («Жених по доверенности», «Карета», «Муж всех жен», «Муж в камине, а жена в гостях» и др.). К. вводил в них русские образы, давал живые зарисовки быта, куплеты на злобу дня («Иван Савельич», «Женишок-горбунок», 1835, и др.). Элементы сатиры ощущаются в водевиле «Принц с хохлом, бельмом и горбом» (1836). Яркость характеров, остроумие куплетов отличают водевиль «Девушка-гусар» (пост. 1836). В 1836 году К. переехал в Петербург. Его водевили 40-х годов – «Петербургские квартиры», «Титулярный советник», «Деловой человек» и др. написанные в духе «натуральной школы», были отмечены В.Г.Белинским. К. выступает в них в защиту прогрессивной литературы 40-х годов, высмеивает реакционную журналистику, Ф.В.Булгарина и др. К. – один из видных мастеров русского водевильного жанра. Его водевили отмечены сценическим мастерством, острой комедийностью. Некоторые из них близки к русской реалистической комедии 19 века («Беда от сердца и горе от ума», 1852, и др.). К. – издатель лучших русских театральных журналов «Репертуар русского театра» и «Пантеон» (позже объединены под названием «Репертуар и Пантеон», 1842-1857). В 1841-1843 К. редактировал «Литературную газету». В эти годы он поддержал молодого Н.А.Некрасова, который постоянно печатался в газете. К. выступал как театральный критик и историк театра. Его статьи «Воспоминания о московском театре при М.Е.Медоксе» (1840), «Характеристические черты из жизни знаменитых художников» (1840), «Русский театр, его судьбы и его историки» (1864) и др. представляют значительный интерес для истории театра.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.3, М., 1966.
Сочинения:
Водевили, М., 1937;
в сборнике: Старый русский водевиль. 1819-1849, М., 1936;
в сборнике: Поэты 1840-1850-х годов, М.-Л., 1962.
Литература:
Белинский В.Г., В тихом озере черти водятся, Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1953;
его же, Русский театр в Петербурге, там же, т. 4, М., 1954;
Измайлов А.А., Ф.Кони и старый водевиль, «Ежегодник императорских театров», 1909, № 3;
Евгеньев-Максимов В.Е., Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, т. 1, М.-Л., 1947, с. 279-285;
Лотман Л.М., Драматургия тридцатых-сороковых годов, в книге: История русской литературы, т. 7, М.-Л., 1955;
История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.
Кони Федор Алексеевич родился в 1809 в Москве в семье богатого московского купца.
Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших частных пансионов Москвы – Воспитательно-учебное заведение благородного юношества и медицинский факультет Московского университета.
В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа “Смерть Калхаса”. Пьеса была поставлена на сцене Малого театра и имела успех. С этого времени начинается систематическая работа молодого автора для театра.
С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал несколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию “В тихом омуте черти водятся” (1834), водевили “Иван Савельевич” (1835), “Женишок-горбунок” (1835) и другие.
Первые произведения Кони не выходили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает попытку отразить отдельные явления русской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы социальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратительных порядков самодержавно-крепостнической России (например, в водевиле “Принц с хохлом и бельмом”).
Литературные занятия Кони Ф. А. успешно сочетал с преподаванием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадетских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах: “Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека” (1839), “История Фридриха Великого” (1844).
Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии “Женская натура” (1839), “Деловой человек” (1840), “Беда от сердца и горе от ума” (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Несмотря на то, что в произведениях Кони Ф. А. встречались традиционные типы (сухари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традиционные ситуации (путаница имен и паспортов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестяще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и красочные представления. Живые и остроумные куплеты, каламбуры и остроты из водевилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярностью среди зрителей.
В произведениях писателя чаще стали появляться реалистические тенденции, сближавшие его с “натуральной школой”. Он выступает против представителей светского общества, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продажную журналистику, реакционных литераторов.
Особое место среди произведений Кони занимает водевиль “Петербургские квартиры” (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Несмотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: переодевания, записки, всякого рода недоразумения, однако главное здесь заключается в ярком изображении нравов реакционной журналистики николаевского времени.
Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с Некрасовым, которому Кони Ф. А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и привлек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоминал с глубокой благодарностью.
Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным исследователем-театроведом. Его статьи, заметки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов (“Литературная газета”, “Пантеон”, “Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров” и других).
Был Кони известен и как поэт. Однако его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произведений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение “Гондольер молодой” (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.
В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич оставляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он становится редактором-издателем обновленного журнала “Пантеон”, а после его закрытия сотрудничает в журнале “Русский театр”, где печатает цикл статей под названием “Русский театр, его судьба и его историки”.
В 1871 вышел из печати четырехтомник “Театр Ф. А. Кони”, включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф. А. оставила заметный след в русской литературе. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.
Умер в 1879 в Петербурге.
(No Ratings Yet)
- ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873) Будущий поэт рано проявил способности к учебе. Получил прекрасное домашнее образование под руководством знатока классической литературы С. Е. Раича, поэта-переводчика. В 12 лет Тютчев уже со...
- ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ (1920-1983) Родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Был студентом филологического факультета Ленинградского университета. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов...
- АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Кормак Маккарти (Connac McCarthy) Кони, кони (All the Prettry Horses) Роман (1993) Америка, Техас, 1946 г. Умирает старик хозяин скотоводческого ранчо. Его тридцатишестилетняя дочь намерена продать землю –...
- НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878) Родился в с. Немирове Каменец-Подольской губернии в семье помещика. В своих стихотворениях Некрасов часто обращается к образу матери, которая любила своих детей и защищала их от...
- Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 10 (22) октября 1870 года. Автобиографию писатель неизменно всегда начинал цитатой из “Гербовника дворянских родов”, подчеркивая свою принадлежность к старинному роду, выходцы этого рода...
- Богданов Александр Алексеевич родился в 1874 году. Псевдонимы: Альфа, А. Волжский, Волгин и др. Сын разночинца. В 1900 вступил в РСДРП. Шесть лет сидел в тюрьме, больше десяти лет провел...
- Александр Алексеевич Жаров родился в 1904 году вдеревне Семеновская, ныне Можайского района Московской области, в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, учился в реальном училище в Можайске. В конце...
- ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953) Родился на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Был он из древнейшего и когда-то богатого дворянского рода. Хутор – это все, что осталось от наследства прадеда. Семья...
- НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 – 1878) – русский поэт. Он родился в селе Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Детство Некрасова прошло на Волге, близ Ярославля, в имении Грешнево. Большой серый...
- Бальдауф Федор Иванович – горный инженер, поэт, родился около 1800 г., умер в 1842 году. Сын горного чиновника нерчинских заводов, воспитанник Горного института, Бальдауф с 1823 г. начал службу в...
- АБРАМОВ Федор Александрович (1920 – 1983) – российский прозаик, критик. Родился Абрамов в крестьянской семье, в деревне Веркола Архангельской области. Труд в деревне всегда был тяжелым: сев, уборка урожая, косьба,...
- Алексей Константинович Толстой Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864-1868) В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря...
- Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского...
- Федор Иванович Тютчев (23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния – 15 (27) июля 1873, Царское Село) – русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с...
- НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Родился в Казани, где его отец заведовал земской сельскохозяйственной фермой. В 1920 году, окончив Уржумское реальное училище, юноша покинул родительский дом и направился сначала в Москву,...
- ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич (1903-1958) – российский поэт. Заболоцкий родился близ Казани, в семье земельного агронома, служившего на сельскохозяйственных фермах неподалеку. В первые годы после революции семья переехала в Уржум, где...
- Родился 6 (18) октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея Алексеевича Кузмина (1812-1886) и его жены Надежды Дмитриевны Кузминой (урожденной Федоровой) (1834-1904). В краткой автобиографии Михаил Кузмин писал, что...
- Достоевский Федор Михайлович считается одним из великих русских писателей, его книги являются частью мировой литературы. В дополнение к 35 романам, он оставил миру, большое количество рассказов. Он особенно прославился такими...
- ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Родился в семье военного хирурга, который был убит своими крепостными за жестокие поборы. Его мать происходила из московской купеческой семьи. Когда юноше исполнилось семнадцать лет, его...
- Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера. До 1930 семья жила в Кировограде, потом в пос. Рогань под Харьковом, где Борис пошел в школу. В 1935 Полушины переехали на родину...
- Родился в семье обрусевших немцев. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. По инициативе М. Ф. Де-Пуле был познакомлен с И. С. Никитиным и членами кружка Н. И. Второва. По окончании кадетского...
- Родился 17 февраля (1 марта н. с.) в Петербурге в бедной семье (отец – портной, бывший крепостной, мать – крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в...
- Окончив школу, Дидуров поступил в Литературный институт на семинар к Евгению Винокурову, но, окончив первый курс, прекратил учебу, а когда ему исполнилось 18 лет, он был принят в штат газеты...
- Родился 10 октября (22 н. с.) в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии, среди “моря хлебов, трав, цветов”, “в глубочайшей полевой...
- Отец – урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказательницей и плачеей. Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам...
- Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во...
- Родился 21 марта (2 апреля) 1881 года в Москве. По линии отца (Алексея Егоровича) принадлежал к графскому роду Комаровских (правнук мемуариста генерала Е. Ф. Комаровского), по линии матери (Александры Васильевны)...
- Впервые в театре Недавно мы ездили в Театр кукол имени Сергея Образцова. Мы – это мама, я и мой младший брат Виталик. В театре нам очень понравилось. Я впервые был...
- Драматические произведения (драматический – относящийся к драме, от греч. drama – действие) – это произведения, в которых описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. В основном они предназначены...
- 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор Алексеевич 1682-1689 София Алексеевна, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич 1689-1725 Петр І (до 1696 г. с Иоанном) 1725-1727 Екатерина І (жена Петра І)...