Искусствовед в п толстой биография. Скончался владимир павлович толстой

Уважаемые родители! Для ребенка не так важно, сколько времени в день вы ему уделяете. Важно как вы это делаете. Удается ли вам настроиться на волну ребенка, слышать его, видеть, быть искренним и по-настоящему взаимодействовать, или вы выполняете свои родительские функции автоматически.

Рекомендую вам список книг. Совместное прочтение и последующее обсуждение сделает ваше общение еще более наполненным и разнообразным. Буду стараться пополнять список, делиться с вами новинками и просто своими открытиями. Всего вам самого доброго!

Читаем вместе с детьми от 2 до 7 лет:

1. Райт, Оливер: Кролик Прыг-Скок и его смешная мордочка

В нашей жизни иногда все складывается не так, как нам хочется. Мы думаем, что лучше не показывать друзьям своего разочарования, и держим это чувство при себе. Но рано или поздно оно все равно прорывается наружу. Например, у кролика Прыг-Скока даже уши изнутри становились красными. Но постепенно он научился справляться со своим гневом. Н. Райт и Г. Оливер предлагают и вам последовать примеру нашего героя.

2. Норберт Ланда: Охота на монстра

Рано утром гусыню разбудили зловещие звуки, доносившиеся из-под кровати. Гусыня никак не могла понять, что же это такое, а заглянуть под кровать боялась. Мало ли что там! А вдруг монстр? На помощь гусыне приходят друзья - Поросёнок, Медведь, Волк и Сова. Вместе им удаётся разгадать тайну «грозного монстра». Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

3. Петер Никл: Правдивая история о добром волке

«Правдивая история о добром волке», написанная немецким философом-антропологом Петером Никлом - это красивая и мудрая сказка о том, как из-за глупых предубеждений и устоявшихся стереотипов нам порой трудно отличить хорошее от плохого, добро от зла, тем более, если зло выглядит так притягательно и звучит столь убедительно, что хочется верить ему без оглядки. Но, как и в любой сказке, добро здесь, конечно же, побеждает и преподносит нам важный урок: умей видеть и думай своей головой.
Йозеф Вилкон (р. 1930) - польский художник и скульптор с мировым именем. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Однако широкой публике Вилкон известен, прежде всего, как книжный иллюстратор, создавший более 200 книг для детей и взрослых, изданных на многих языках.
Его иллюстрации имеют особый, неповторимый характер и, кажется, выходят за рамки двухмерного, плоского пространства, творя чудеса. Вилкон умеет передавать не только образы, но и ощущения. Нарисованный им рыхлый, свежий снег - пахнет снегом и его хочется потрогать. К нарисованным зверькам тянется рука, чтобы погладить шкурку. Вилкон умеет нарисовать даже ветер - холодный, зимний пронизывающий ветер, который задувает со страниц и от которого тянет поёжиться.
В России книги с иллюстрациями Йозефа Вилкона выходят впервые: это «Правдивая история о добром волке» и «История про кошку Розалинду, непохожую на других». Обе - в издательстве «Мелик-Пашаев». Для детей 3-6 лет.

4. Кэрил Харт: Принцесса и подарки

Что вас ждет под обложкой: Профилактическая смешная сказка для избалованных принцесс (а также принцев). Таких избалованных принцесс, как наша, ещё поискать. И уж точно другие принцессы не получают в день рождения столько замечательных вещей. Но знаете, что? Порой даже у принцесс бывает перебор с подарками. И тогда каждая принцесса, даже самая капризная и жадная, вдруг понимает: а ведь вещи-то - не самое главное в жизни! Яркие и красочные иллюстрации. Рекомендованный возраст: 3-7 лет.

5. Екатерина Серова: Сказка о страхе

Однажды в лес пришел Страх, и мышонок Малыш решил отправиться в путешествие, чтобы найти того, кто научит зверей и птиц не бояться… Сказка в стихах, написанная Екатериной Серовой, расскажет детям, что победа над страхом - одна из самых больших и важных в жизни! А выразительные, наполненные нежностью и добротой иллюстрации кисти Платона Швеца придутся по вкусу даже самым взыскательным юным читателям и подарят много радостных минут общения с книгой.

6. Леви Пинфолд: Чёрный пёс.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать легенду про Чёрного Пса? Говорят, от одного только взгляда на это чудовище в жизни начинают происходить жуткие вещи… Никто не упрекнул бы английское семейство по фамилии Хоуп, когда, увидев Чёрного Пса возле дверей своего дома, они все слегка перепугались. Эта история - про страх. Про бесстрашие. Про то, как мы смотрим на мир.

7. Сказки перед сном

Приглашаем вас в чудесный мир сказок, которые перевел замечательный поэт и переводчик Григорий Кружков. Вы найдете здесь пять трогательных и веселых историй о любви, доброте и дружбе, которые с удовольствием будете читать своему малышу на ночь. Отправляйтесь в африканскую пустыню вместе с песчанкой Робле и в волшебный сад вместе с Нанукой, помогите Совушке найти верного друга, а малышу Теду - справиться со своими страхами, а потом сладко засыпайте! Для чтения взрослыми детям.

8. Нильсон, Эриксон: Один на сцене

Мой младший брат считает, что я пою лучше всех. Но петь перед публикой я не хочу ни за что на свете. Прожекторы светят прямо в глаза. Я ужасно стесняюсь. Я крепко цепляюсь за учительницу… Выйти на сцену? Одному? Настоящий кошмар!
Ульф Нильсон и Эва Эриксон - легендарный шведский тандем лауреатов Международной премии имени Астрид Линдгрен - с понимаем и юмором расправляются с очередным знакомым всем с детства страхом - страхом перед сценой.

9. Дэвид Макки: Элмер на ходулях

Беда! В лес идут охотники! Слоны волнуются: что же делать? Элмер, слон в клеточку, придумывает, как провести злодеев. Но в жизни не всегда всё идет по плану…
Внутри книги вы найдете лист с наклейками, которые можете использовать в «Альбоме для творчества» Элмера.

10. Томи Унгерер: Три разбойника

История про трех разбойников - одна из самых популярных историй Томи Унгерера, писателя и непревзойденного мастера иллюстраций. Его произведения уже давно относят к классике детской литературы, а автора ставят в один ряд с такими великими сказочниками как Ганс Христиан Андерсен и братья Гримм.
Книжка-картинка Томи Унгерера, живого классика современной иллюстрации, лауреата премии Андерсена (1988), про трёх свирепых разбойников, которые неожиданно для себя начали помогать осиротевшим детям. Для детей дошкольного возраста.

11. Стив Смолман: История про овечку, которая пришла на обед к волку
Однажды в дом голодного-преголодного волка постучалась маленькая овечка. Волк не поверил своей удаче - он так давно мечтал отведать мясного рагу, и вот, наконец, «рагу» само пожаловало к нему прямо в лапы! Но овечка так дрожала, что волку пришлось сперва ее отогреть (он терпеть не мог замороженные продукты). Потом овечка начала икать и волк долго ее успокаивал (он боялся, что икота заразна и что съев икающую овечку ему сделается плохо). Словом, одно за другим, волк и сам не заметил, как готовя овечку «к обеду» он проникся к ней нежностью и уже не мог вот так запросто взять ее и съесть.
Трогательная история о зарождении дружбы и любви, написанная британцем Стивом Смолманом и проиллюстрированная молодой французской художницей Жоэль Дрейдеми. Для дошкольного возраста. Для детей 3-5 лет.

12. Ленэн Тьерри «Надо бы»

Еще не родившийся ребенок наблюдает со своего сказочного острова тот мир, в котором ему предстоит жить. Чистая душа видит много несправедливости и понимает: так быть не должно. Надо бы жить по-другому. Силой фантазии малыш превращает ружья в жердочки для птиц и дудочки для пастухов - чтобы не было войны, наполняет молоком и водой реки - чтобы не было голодающих. Он хочет поделить между всеми людьми хлеб, землю и деньги, чтобы все жили в достатке. Трогательная, очень ласковая история подскажет маленьким читателям, что изменить мир, сделав доброе дело, - в наших силах. Стоит только захотеть. Для детей 3–7 лет.

13. Мария Кутовая «Сказки от слез», «Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах»

Дети растут, общаются друг с другом и взрослыми, познают окружающий мир и… иногда ведут себя так, что мамы и папы, бабушки и дедушки удивляются, возмущаются и сердятся! Как без нотаций и нравоучений, не ругая, дать детям понять, что есть «хорошо», а что - «плохо»? Как ненавязчиво научить правилам, по которым живет окружающий мир? Как тактично подсказать выход из затруднительных ситуаций?
В новой книге М. С. Кутовой вместе с детьми вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

14. Анни М.Г. Шмидт «Саша и Маша»

В стране Голландии нет ни одной мамы, ни одного папы, ни одного мальчика и ни одной девочки, которые бы не знали и не любили смешных и интересных историй про Сашу и Машу. Только в Голландии этих детей зовут Йип и Йанеке… Трудные имена, правда? Поэтому мы решили, что в России их будут звать Саша и Маша. Написала эту книжку Анни М. Г. Шмидт. Самая знаменитая голландская писательница. Она написала очень много разных историй и сказок, и даже получила самую главную премию всех детских писателей в мире — имени Ганса Христиана Андерсена.
Для детей младшего школьного возраста.

15. С. Прокофьева «Капризик и Зловредик» (3-5 лет)

В этой книге вы найдете добрые и поучительные сказки для совсем маленьких детей. Они узнают, как хорошо быть добрыми и заботливыми, как здорово иметь много друзей и к чему приводят капризы и хулиганство.

16. Людмила Петрановская «Что делать, если…» (5-7 лет)

Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.

17. Элинор Портер «Поллианна» (от 7 лет)

Удивительная история девочки-сироты (которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка), умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям. Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор создает образы, - все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений.

18. Наталия Кедрова «Азбука эмоций» (младшие школьники и подростки)

Книга детского психолога и гештальт-терапевта Наталии Кедровой адресована младшим школьникам и подросткам, которым хочется больше узнать, как устроены их переживания, как понять себя и других людей в радости, горе, обиде или зависти, как переживается уважение или гордость. Книгу можно читать сразу целиком или небольшими частями, перечитывая важные места. Это поможет лучше узнать свои чувства и научиться мудро с ними обращаться. Книга будет интересна не только детям, но и взрослым, ведь им тоже необходимо понимать переживания детей и разбираться в своих чувствах.

19. Дорис Берт «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей? В книге австралийского детского психолога Д. Бретт читатель найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для этих и многих других проблемных ситуаций.

Российский искусствовед, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств Андрей Владимирович Толстой принадлежал к тверской, нетитулованной ветви знаменитого российского семейства. Он был представителем 24 поколения семьи и все его ближайшие родственники, начиная с родителей, работают в одной родственной среде – искусстве. Причина смерти Андрея Толстого официально не озвучена.

Он родился в 1956 году в Москве и был сыном действительного члена Российской Академии Художеств Владимира Павловича Толстого и Нины Тимофеевны Юдиной – филолога, специализирующегося на латыни. Вполне естественно, что будущее наследника подобных семейных традиции ожидало поприще на ниве культурной деятельности и мальчик с детства приобщился к ней. Он после окончания школы поступил на отделение истории искусств истфака МГУ и успешно получил соответствующий диплом. В 2002 году Толстой стал доктором искусствоведения, защитив диссертацию, а — спустя время, был избран в президиум РАХ.

Основной специализацией Андрея Владимировича были русская живопись ХХ века и изобразительное искусство русской эмиграции, связи русского и зарубежного искусства в ХХ столетии. Исследования и поиски в этой области занимали основное время Толстого. Кроме этого он преподавал в Институте европейских культур РРГУ и был профессором Московского архитектурного института. В Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительного искусства Андрей Владимирович занимал должность ведущего научного сотрудника.

Как талантливый и компетентный искусствовед он являлся заместителем главного редактора журнала «Пинакотека», печатавшего статьи профессионалов по различным вопросам искусства, делавшего обзоры антикварного рынка, музеев и частных коллекций, публикующего рецензии на проходящие в сезонах выставки и выпущенные книги по искусству. Лишь в 2012 году Толстой был освобождён от занимаемой им должности заместителя директора по научной деятельности Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

По роду своей деятельности, Андрей Владимирович написал ряд статей и монографию «Художники русской эмиграции», выпущенную в 2005 году. Его работы касались многих имён: «Александр Альтман», «Андрей Ланской», «Георгий Лапшин», «Леопольд Сюрваж», «Николай Исаев», «Сергей Поляков», Сергей Шаршун. Толстой также – инициатор и главный исполнитель составления и редакции каталогов выставок русских художников начала ХХ века и современных российских художников с начала 1990-х годов по настоящее время. Он был участником рейтинга «The Art Newspaper Russia» 100 главных людей в российском искусстве.

Андрей Владимирович скоропостижно умер февральской ночью 2016 года в Москве, оставив сиротами жену –Наталью Владимировну Сиповскую и 14-летнюю дочь Веру. В официальном сообщении не сообщалось, почему умер Андрей Толстой на 60 –м году жизни.

Он похоронен на Даниловском кладбище Москвы.

949 Просмотров
С прискорбием сообщаем, что 19 ноября на девяносто четвертом году жизни скончался один из основоположников современного российского академического искусствознания Владимир Павлович Толстой, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена Почета, Золотых и Серебряных медалей Академии художеств, медали «Достойному», высшего академического знака «За заслуги перед искусством».

Отпевание состоится в среду, 23 ноября 2016 года в 12-00 в церкви Св. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок).

Владимир Павлович всю свою жизнь посвятил искусствоведению. После окончания с отличием Московского государственного университета, он работал в нашем институте - тогда Институте истории искусств Академии наук СССР, где в 1951 году с успехом защитил кандидатскую диссертацию. Более шестидесяти пяти лет он посвятил исследовательской работе в Академии художеств СССР, затем Российской академии художеств. Он был одним из старейших и наиболее уважаемых сотрудников Научно-исследовательского института истории и теории изобразительного искусства, в котором создал и в течение многих лет возглавлял Отдел монументального искусства и архитектуры.

По существу им была создана история советского монументального искусства от времени русского авангарда до современной эпохи. Его труды: «У истоков советского монументального искусства», «Монументальное искусство СССР», монографии об отдельных выдающихся художниках принадлежат классике советского искусствознания. Особый вклад он внес в изучение взаимодействия искусств, не только собственными статьями и книгами, но и инициировав, как автор и редактор, фундаментальную двухтомную монографию «Художественные модели мироздания» и монографию «Города мира - мир города». Исключительную ценность имеет целая серия сборников архивных материалов по монументальному искусству, собранных и изданных под его редакцией.

Активную и плодотворную позицию занимал Владимир Павлович Толстой в Союзе художников СССР и России, Московском союзе художников, в том числе организовывал выставки советского искусства за рубежом. Многим искусствоведам и мастерам изобразительного искусства памятны творческие семинары, которые Владимир Павлович организовывал в Паланге в течение более двадцати лет и которые, несомненно, стали существенными вехами отечественной художественной жизни. Он воспитал плеяду учеников, ставших видными представителями науки и культуры в России, странах содружества. Доброжелательное и заинтересованное отношение ко всем, с кем сводила его жизнь - художниками, искусствоведами, историками - словом, действительно со всеми, снискали ему множество искренних друзей по всей стране, в том числе и в бывших советских республиках и за рубежом.

Владимир Павлович Толстой, представитель древнего дворянского рода, был родоначальником целого замечательного искусствоведческого клана. Все его дети, включая безвременно ушедшего академика Андрея Владимировича Толстого, стали историками искусства.

Память о Владимире Павловиче Толстом, учителе и друге, навсегда сохранится в искусствоведческом мире России и в насчитывающей века исторической памяти Российской академии художеств.

Андрей Владимирович Толстой (27 декабря 1956, Москва - 11 февраля 2016, там же) - российский искусствовед, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств.

Семья

Представитель ХХIV поколения тверской ветви рода Толстых. Отец - искусствовед, действительный член РАХ В. П. Толстой (1923-2016). Мать - Юдина Нина Тимофеевна (род. 1929) - филолог-латинист. Сёстры: Татьяна (род. 1946) - старший научный сотрудник музеев Московского Кремля; Наталия (род. 1969) - главный учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, директор НИИ теории и истории изобразительного искусства. Жена - Н. В. Сиповская, директор Государственного института искусствознания; дочь Вера (род. 2002).

Биография

Окончил отделение истории искусств исторического факультета МГУ. Доктор искусствоведения (2002), действительный член Российской академии художеств, член президиума академии.

Специалист, главным образом, по русской живописи XX века, изобразительному искусству русской эмиграции, связям русского и зарубежного искусства в XX веке. Профессор Московского архитектурного института, преподавал также в Институте европейских культур РГГУ. Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительного искусства.

Заместитель главного редактора журнала «Пинакотека». До 2013 года - заместитель директора по научной деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Автор более множества статей и монографии «Художники русской эмиграции» (2005). Среди работ: «Александр Альтман» (2005); «Андрей Ланской», «Николай Исаев», «Георгий Лапшин», «Александр Альтман» (все - 2008).

Скоропостижно скончался в Москве в ночь на 11 февраля 2016 года. Похоронен на Даниловском кладбище.

Библиография

Монографии

  • Андрей Толстой. Художники русской эмиграции. - М.: Искусство ХХI век, 2005. - 304 с. - 3000 экз. - ISBN 5-98051-017-2.
  • Парижская школа / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова, Андрей Толстой; переводчик Дарья Седова. - М.: СканРус, 2011. - 304 с. - ISBN 978-5-4350-0009-2.