Константин алексеевич васильев marshal zhukov. Константин алексеевич васильев советский художник. Художник Васильев Константин: загадка смерти

Внимание!!! Рейдеры намерены отобрать здание музея!!! Подробная информация на официальном сайте: http://vasilyev-museum.ru Смотрите видео обращение директора музея!!!

Одним из величайших русских художников, без сомнения, можно назвать великолепного Константина Васильева. Действительно, картины Васильева просто великолепны . Они способны заворожить любого, кто повнимательнее приглядится к ним, постарается понять и услышать их. Увы, сам художник не слишком популярен – его картины не продаются на аукционах за миллионы долларов, да и в целом его творчество не слишком активно рекламируется, в отличии от творчества «альтернативно одаренных художников». Тем паче есть смысл рассказать об этом великом человеке.

Биография Константина Васильева

Родился будущий великий художник в 3 сентября 1942 года в Майкопе, Адыгейского автономного округа. Однако чтобы лучше понять картины великого художника, следует не только знать какова биография Константина Васильева , но и о его предках. Начать следует уже с того, что он является потомком известного художника Ивана Ивановича Шишкина (по материнской линии), прославившегося картиной «Утро в сосновом бору». Возможно в творчестве Константина сыграла какую-то роль наследственность, а может быть – воспитание и чуткий подход родителей. Но рисовать он начал ещё в детстве. Первым его шедевром стала репродукция картины «Три богатыря», нарисованная карандашом. Позже были ещё и ещё. Не сразу он начал рисовать собственные картины, но когда переломный момент в его творчестве наступил, его картины действительно заворожили всех, увидевших их.

Творчество Константина Васильева

Потратив немного времени на поиски и работу даже в абстрактном стиле («Струна», «Абстрактные композиции») художник Константин Васильев полностью отказался от этого стиля, предпочтя ему реализм. И в промежутке с 1961 по 1976 года он написал сотни ярких, удивительных картин. Каждая из них кажется настоящим окном в мир фантазии, удивительного мира, какого нет и никогда не было. А может и было? Может быть, он просто старался изобразить предков своего народа? Как бы там ни было, но он написал лишь малую часть того, что смог бы. Но он погиб в 1976 году в возрасте всего 34 лет. До сих пор в его смерти очень много невыясненных обстоятельств, на которые правоохранительные органы предпочитают закрывать глаза.

«Холодный» стиль Константина Васильева

Картины художника Константина Васильева удивительны сами по себе . Пожалуй, его творчество невозможно спутать ни с каким другим – слишком специфична, удивительна и узнаваема сама атмосфера его великолепных творений.
Правда именно за этот стиль многие люди, увидевшие его картины, считают их холодными и безжизненными. Но так ли это? Можно ли назвать безжизненными картины Васильева? Пожалуй, нет. Но тогда почему они настолько холодны? А чего ж ещё можно ожидать от человека, который писал картины о северных народах? Ведь главным образом великого художника прославили именно те картины, которые изображают русских и скандинавских богов и героев легенд и саг. Хотя немало среди его картин и тех, которые изображают простых русских людей. Или не простых? В любом случае, при написании картин он ориентировался на северных людей. Суровых, сильных, немногословных, неброских и непоколебимых.
И, пожалуй, было бы глупо ожидать от северных людей яркости, оживления и веселья, какими отличаются картины французских и итальянских мастеров. писал картины, чтобы показать насколько отличаются герои его творений от других народов. Суровый, порою даже жестокий, климат породил соответствующих людей. Они не ценят дорогие украшения и красивые обещания. Зато им по душе надежное оружие и правильные поступки. А других ценностей они не понимают и не захотят принять.
Поэтому, если вам по душе яркость маскарадов, кичливые цвета джунглей Амазонки, то картины Константина Васильева не для вас. Зато, если вы чувствуете в себе зов предков, голос родной земли, то достаточно будет всего несколько секунд вглядываться в глубину картин, чтобы почувствовать – да, эта та земля, на которой родились, жили и погибали мои предки – самые могущественные, добрые, мудрые и отважные.
Так что, не стоит путать суровость и немногословность с холодностью и безжизненностью.

Война в картинах Константина Васильева

Одним из течений, в которых прославился художник, является тематика войны. Причем здесь разговор идет про самые разные войны. Художник не разграничивает кто выходил на битву – житель Руси, Российской Империи или же Советского Союза. Ему достаточно одного – он знает, что на битву выходит русский. Причем ни один из героев картин не выходит на несправедливую битву. Ни один из героев не приходит в чужой дом. Но каждый герой выходит чтобы защитить свою землю, чтобы враг не вошел в его родной дом. И не суть важно, кто же пришел на его землю – Змей Горыныч, монгол или любой другой враг – каждый из них останется в русской земле, не сумев захватить больше земли, чем нужно для могилы.
Действительно, достаточно вглядеться в глаза любого из воинов, обнаживших меч для защиты Родной земли, чтобы понять – эти удивительные люди не боятся смерти. Куда страшнее для них бесчестие и неспособность защитить землю предков и передать её потомкам.
Однако война для Константина Васильева в первую очередь не убийство и смерть. Это просто защита родной земли, в которой всегда найдется место и красоте. Чего стоит одна только картина Валькирия , изображающая совершенная в своей красоте дочь Одина. Да, в ней нет пылкости и жара горячих южных красоток, попивающих молодое вино и загорающих под лучами ласкового солнца. По большому счету единственное, что придает жизнь этой картине, это грива золотых волос, развиваемая ветром. Её глаза и лицо наполнены покоем и ожиданием. Совсем скоро ей предстоит забрать ещё одного воина, отдавшего свою жизнь в бою, честно сжимающему до конца меч. А может быть не меч? Может быть это винтовка Мосина, ППШ, АК-47 или АК-104? Может быть, и по сей день дочери Одина не забыли, что их святая обязанность – сопровождать отважных воинов, погибших при защите Родины, в Валгаллу – обитель для истинных воителей?
Да и сама валькирия это не хрупкая кареглазая красотка, за которой хочется приударить. Нет, это дочь великого Севера. Голубые глаза, твердый взгляд, оружие и чешуйчатый доспех говорят о том, что она не только дочь великого воителя, но и сама способна постоять за себя. Она сильна и при этом прекрасна так, что дух захватывает, когда смотришь в её удивительные глаза. Поэтому картина Валькирия поистине очаровательна. Девушка является настоящим воплощением силы, стойкости и красоты, какими отличается северный народ русичей. Может быть, именно это и хотел передать художник Константин Васильев в своих великолепных творениях?

Картина Васильева «Человек с филином»

Действительно, глупо спорить с тем, что картины художника Константина Васильева очаровывают и завораживают . Но одна из них стоит особняком от остальных. Эта картина – последнее творение Константина Васильева. Она, в отличие от остальных картин, так и не получила название от создателя. И в то же время именно она дышит холодной уверенностью и твердостью, достаточно лишь внимательнее приглядеться к ней. Разумеется, это картина Васильева «Человек с филином» .
Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть экспертом, десятки лет изучающим тонкости творчества разных художников.
На картине изображен высокий старик. Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976.
Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически скончался.
Что же это? Случайно ли великий художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Что же приносит эта деталь общей картине? Обреченность и бессмысленность борьбы? Отнюдь. Ведь дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном. Можно ли назвать и этот символизм простой случайностью? Или же мастер хотел сказать этим что-то тем, кто сможет его услышать?

История музея Константина Васильева

Конечно, мастер такого масштаба и размаха, как Константин Васильев, просто не мог быть не удостоен собственного музея. Мемориальный музей находится в поселке городского типа Васильево, в Казани можно увидеть галерею его имени. Выставки его картин проходили в Болгарии, Испании и Югославии.
Но, разумеется, крупнейший музей Константина Васильева расположен в Москве, в Лианозовском парке.
Он был открыт в 1998 году и именно там почитатели творчества великого мастера могли насладиться его картинами. Здесь же был открыт Клуб любителей творчества Константина Васильева.
Увы, уже не первый год музей находится под угрозой закрытия. Дело в том, что он находится в парке, занимающем немалую площадь – 2.5 гектара. Конечно, для бизнесменов Москвы такая площадь это целые жилые комплексы и прибыль в десятки миллионов долларов. Поэтому в ход пошло все – суды, поджог и даже попытка захвата. Пока что администрация музея при поддержке добровольцев с трудом, но отбивает все атаки, подобно героям картин Васильева. Но надолго ли хватит их сил? Не окажется ли, что в наше время такое геройство вовсе не нужно, так как на смену ему пришли деньги? Время покажет…

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся».

Из дневника Константина Васильева.

На севере Москвы в парке Лианозово среди обыденных пейзажей и серой архитектуры взгляд цепляет необычный дом. На ограде при входе надпись:
.

Это музей выдающегося русского художника, который был открыт в 1998г. силами энтузиастов и за 20 лет пережил поджоги, похищения, суды и рейдерские захваты. Трагическая смерть(убийство) Васильева, а также трагичность наследия художника после его смерти заставляют получше присмотреться к его творчеству. Ведь действительно картины Васильева не оставляют равнодушным никого: с одной стороны — безоговорочная любовь, с другой — полное неприятие.

Константина Васильева, вполне осознанно взявшего себе псевдоним Константин Великоросс, действительно волновали большие философские и общечеловеческие проблемы. Скажем, беспокоил вопрос, какая вселенская сила веками хранит в природе, в людях, в их помыслах и делах все необходимое для существования того или иного народа - славянского, например. А какие силы увлекают за собой другие народы, живущие своими непреложными законами?

В каждой национальной культуре всегда существует кровная связь с народными преданиями. Художник считал, что они-то и являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает человеческую душу на определенное звучание. Но даже когда обрывается связь с этими преданиями, а традиции не поспевают за бегом времени, все равно в каждом отдельном человеке продолжают жить отзвуки памяти, настроенной на волну своей Родины. И едва прорвется где-то мощный аккорд родственных звуков, идущих из глубины веков, как встрепенется настроенная на их прием душа, радостно забьется сердце… Все существо человеческое тянется к корням своим и томится, находясь в вечном ожидании этих встреч как с чем-то самым дорогим и высоким. И с этим, видно, ничего не поделаешь, это как тот росточек, что неизменно стремится к солнцу, пробиваясь сквозь любые наслоения грунта, сквозь асфальт и бетон.

Художник своими картинами осуществляет мощный прорыв в прошлое и, обращаясь к нашей памяти, рисует ей такие яркие и конкретные образы, что не может не пробудить сильных чувств, отзвука того далекого, но реального, о котором, проживая жизнь, мы можем даже и не подозревать. Но оно есть, оно заложено в нас.

Музей Васильева словно другой мир, в который попадаешь когда закрывается калитка — как-будто не было суетливой столичной жизни 5 минут назад. Перед глазами открывается уютная территория с красивыми деревьями через которые виднеется здание постройки начала 20 века. Встречаются здесь и необычные люди. Хранитель наследия Васильева, писатель и директор музея Доронин Анатолий Иванович уже больше 40 лет проливает свет на творчество Васильева, раскрывает глубинные смыслы и скрытые символы, которые спрятаны в картинах художника.

Васильев говорил, что в нашей социальной среде все перепутано, мужское и женское, и чтобы лучше разобраться в мужественности и женственности — их нужно давать отдельно. Пытаясь создать женский символ — квинтэссенцию женственности, Васильев написал картину «Ожидание».

На холсте, по ту сторону заиндевевшего окна, поросшего ледяными узорами, стоит русоволосая, бледная, с горящей свечой девушка. В ее глазах застыло ожидание, предчувствие, напряжение… Во всем лике девушки видно стремление сохранить своей любовью дорогого человека на расстоянии. Это то самое неизменное для славянских женщин на протяжении многих веков ожидание счастливого мгновения и одновременная готовность принять трагические вести.

Очень интересна история создания картины «Северный орел» — продолжает рассказывать Анатолий Иванович:
Друг Васильева Олег Шорников вернувшись как-то с прогулки, рассказал Константину о своей нечаянной встрече на берегу Волги с большущим орлом. Тот сидел на изломе сокрушенной временем березы и, надменно презирая возможную опасность, перебирал мощным клювом серые перья на своей груди. Олега неодолимо потянуло вперед: ближе, как можно ближе к чудной птице. Но неожиданно орел встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на незваного гостя, что человек оторопел, смутился… Невольно в памяти обозначились подходящие к моменту строчки стихов:

«Открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…»

В сознании Константина вспыхнула и окончательно сформировалась ясная, четкая мысль: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!»

– Я сделаю картину и назову ее «Северный орел» , – отозвался Васильев…

Олег удовлетворенно кивнул головой, а про себя подумал: «Как это Константин будет рисовать птицу?»

Северный Орел

Когда Васильев показал картину своим друзьям, в комнате воцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. Однако талант художника неудержимо притягивает взгляды каждого к картине, заставляет думать, восхищаться небывалой внутренней силой созданного образа. Зрителя буквально сверлит орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей.

Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. И красота эта окружала человека, от которого веет не только недюжинной силой, но и звонкой ясностью, веселостью, счастьем неразрывной жизни с лесом. Зрителю хочется такого же увлечения делом в гармонии со всем окружающим. Мысль художника сумела, поднявшись над обычным житейским фактом, прикоснуться к стихии народного мифотворчества.

А вот картина «У чужого окна» . На первый взгляд - молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

У чужого окна

Молодой мужчина, в руках у которого вилы - символ мужественности. Причем вилы здесь необычные - с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним - девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест - соединение женского и мужского начал. Уста их соприкасаются, но девушка отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана красным цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Видим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами - символом беды. Никогда этим двоим не быть вместе…

Встав на позицию своих древних пращуров, художник очень серьезно отнесся к образу Свентовита как к действующему вселенскому существу, которое несет в себе все необходимое для жизни славянского племени: оберегает людей, заботится о плодородии их земель. Он огромен, вездесущ, но проявляет себя лишь в отдельных элементах: огне, солнце, воздухе… Свентовит - это вся природа, среда обитания славян, да и сами они являются частью верховного божества.

Свентовит

Константин выразил свое понимание этого существа, создав образ языческого бога, выношенный в процессе творческого поиска и рожденный интуицией художника. Во всяком случае, его эстетическое восприятие мира не позволило изобразить Свентовита о четырех головах, пусть даже каждая из них и имела особое смысловое звучание, выражая все стороны света либо времена года.

Васильев написал величественную фигуру мужественного воина. Во весь рост стоит он на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. В руке его - огненный меч, опущенный до поры книзу; на груди, на массивном панцире, выпуклая, символизирующая плодородие голова тельца, на шлеме восседает, раскинув могучие крылья, сокол. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

Другая картина с трагическим сюжетом - «Евпраксия» .

Евпраксия

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены. В глазах её - решимость и осознанность. И младенец как-будто осознанно обнимает маму, разделяя их трагическую судьбу… Лоб Евпраксии украшает очелье - оберег и знак мудрости. Развевающийся плащ напоминает крылья.

Последняя картина, которую написал Васильев за 10 дней до трагической гибели «Человек с филином».

В картине «Человек с филином» есть сгорающий свиток с псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти, - 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, - все это символы. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Художник не занимался специальным подбором символов, они рождались у него подспудно при создании образов. Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведомым нам чувством.

Так, Васильеву всегда нравилось смотреть на огонь. Константина привлекала стихия огня, его красота. И появился огонь, появились свечи на его полотнах. Они оказались технически удобным средством. Художник мог получить выгодное цветовое решение картины, нужную освещенность лица героя. Кроме того, свеча - красивый декоративный элемент. Но постепенно она превращалась у Васильева в некий символ-светоч…

Внешне в светоче у Васильева ничто не зашифровано. Это самодовлеющий символ, который каждый будет воспринимать по-своему. Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения.

Существует, например, такое прочтение «Человека с филином». В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни - соединителю двух сфер. Васильев напоминает, что на Земле произрастают не только цветы и деревья, но и человеческие жизни. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожей своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом. Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.

Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?

В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение - и как символ его - догорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа.

Только тогда он становится живительной силой. Творчество - одно из величайших проявлений человеческого духа.

Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба - знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника - древнего символа мудрости и просвещения. Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества!

Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца. Видимо, это и есть главное, что взял и несет с собою мудрец. Светоч - символ ровного и негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Какой-то особый смысл переполняет загадочные глаза старца. В них самоуглубление, зоркость не только зрительная, но и внутренняя, духовная.

Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица - филин. «Живой» ее глаз - всевидящее око - завершает движение вверх: дальше - звездное небо, космос. Плеть или бич необходимы, чтобы в любых условиях сохранять стойкость духа: без самоограничения недостижима истинная мудрость. И, наконец, изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Филин - птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и «высказывает то, что молчаливо переживается миром».

Картина утверждает великую ценность самой жизни, неумолимого ее движения, развития. Ее появление предвещало начало некой новой живописи. Художник, завершив полотно, сам это ясно почувствовал. И, может быть, впервые испытал острую потребность в уединении, чтобы глубже осмыслить найденное направление. Три дня Васильев провел в лесу, вернувшись домой сказал матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать» … Через несколько дней Константина убили.

Смерть Васильева закономерна, ведь творческой интуицией, каким-то невероятным прозрением ему удалось восстановить в красках и линиях идеальный образ русской души. Созданные художником полотна мифологического жанра - это законченные образы-символы, то сокровенное, что каждый из нас носит в себе всю жизнь, но не в состоянии четко представить, а тем более выразить. И вдруг - это потаенное, драгоценное, упрятанное в недрах подсознания, является в красках на полотнах мастера! Порой Высшая Сила посылает гениев, которые способны подпитывать и корректировать русскую цивилизацию. Одним из таких ярких светочей для нас был Константин Васильев.

Картина Мира,
Малахов Владимир

С благодарностью, по материалам Доронина Анатолия Ивановича

Экскурсия по музею:

Адрес музея К. Васильева: 127576, Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б, +7 926 496 39 00

Вконтакте

Жизнь великих людей начинается с момента их смерти. (Ж. Аррен)

В этот день 34 года назад погиб Великий русский художник К.А. Васильев, погиб, когда ему было всего 34 года. Хотелось бы рассказать немного об авторе более 400 произведений, включающих такие знаменитые циклы, как «Русь былинная», «Кольцо Нибелунга» и многие другие работы.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в столице Адыгейской автономной области г. Майкопе. В то время город был оккупирован немецкими войсками и поэтому семья некоторые годы жила без отца, так как тот, будучи заядлым коммунистом, за месяц до рождения сына ушёл партизанить в Краснодарский край.
Не смотря на то, что немцы и знали о принадлежности Алексея Алексеевича к компартии, семья благополучно пережила дни оккупации и в 1945 перебралась в Краснодар, где спустя год в апреле у Константина родилась сестра Валентина. Из-за пополнения в семье им стало не хватать жилплощади, и отец попросил перевести его на работы в другое место. Перевели в Казань.

В 1949 у Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевой (девич. Шишкина) родился ещё один ребёнок - дочка Людмила и в это же время отцу предложили перейти на работу в другое место - он выбрал с.Васильево (25 км. от Казани). Те места тогда привлекали своей природной красотой.

Уже с раннего детства Константин начал увлекаться рисованием и однажды родители увидели статью в «Комсомольской правде» где было сказано, что Московская средняя худшкола при институте имени В.И. Сурикова принимает одарённых в области рисования школьников. Было решено отправить на конкурс несколько работ сына. Картины прошли конкурс, и тогда в Москву отправился уже сам Васильев. Был 1954 год.

Практически около места его пребывания в столице, находилась Третьяковская галерея, которая вдохновляла юного художника и поэтому дела его шли очень не плохо. К осени 1956 он привёз написанные им за это лето акварели. Они были настолько хороши, что директор школы распорядился устроить выставку этих работ. Их хватило, чтобы увесить стены всего второго этажа. Это был один из первых успехов Васильева!

1957 год.

Но доучиться в Москве ему не было суждено, поскольку в 1957 тяжело заболел отец. Надо было вернуться. Поэтому Васильев поступил в Казанское худучилище, но сразу на второй курс и в 1961 закончил его, защитив дипломную работу, состоящую из эскизов декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Работу оценили на "отлично" и таким образом он стал художником-театральным декоратором. Сразу же татарский журнал "Чаян" предложил ему сотрудничать, и Васильев стал рисовать для него иллюстрации, которые в 1963 году с успехом выставлялись в московском Манеже и на выставке «Художники-сатирики Казани».

В 1967 от болезни, как и отец, скончалась его младшая сестра Люда. Уже зная, что трагического конца не избежать, Васильев начал рисовать её портрет:

Васильева всегда интересовал русский былинно-сказочный фольклор, древнеславянские и скандинавские мифы и легенды, а также общность корней в истории арийских народов.

"Воин с мечом" (1968)

На шлеме воина изображён орёл - символ власти в арийской мифологии. А под впечатлением от тетралогии Вагнера "кольцо Нибелунга" Васильев написал картины "Вотан-верховный бог древних скандинавов" и "Валькирия" (обе в 1969).

Шлем, украшен крыльями и имеет в своём убранстве знак арийцев.

"Валькирия над сражённым воином" (1969)

Приветственным жестом она принимает невидимую душу сражённоо героя.

В конце декабря 1974 Васильев вместе со своим другом, второй раз отправился в Москву, теперь в качестве представителя своих работ на выставке. Но тамошние организаторы его подвели и поэтому он вернулся домой уже не таким каким уезжал. Некоторые считают, что та поездка пошла ему во вред и с тех пор он стал депрессивным.

Автопортреты 1968 и 1970 гг.

В середине 70-х появилась ещё одна его знаменитая серия картин о Второй мировой. Вообще о войне он знал много, поскольку его отец был участников трёх войн: Первой мировой, Гражданской, где он служил в Чапаевской дивизии, и Второй мировой. Также на фронтах ВОВ участвовали и 4 брата его матери, два из которых погибли. Сам же Васильев служить в армии не смог по состоянию здоровья, о чём неоднократно жалел.
В этот цикл вошли картины: "Нашествие", с одной стороны которой стоит разрушенный Успенский собор Киево-Печёрской лавры, а с другой маршируют немцы; "Портрет маршала Г.К. Жукова"; "Парад 1941".

И две картины с названиями старых маршей: "Прощание славянки" и "Тоска по родине".

Так же планировалось создать картины про курскую дугу, портрет К.К. Рокоссовского и другие.

1974 год. На выставке в Вычислительном центре Казанского университета

Последней завершённой работой Васильева стала картина "Человек с филином", после окончания которой, он сказал матери: "Теперь я знаю, как надо писать ".

И через несколько дней его не стало. Примечательно то, что он сам себе предсказывал, что проживёт 33 года, ибо на его руке была короткая линия жизни. Ошибся всего на пару месяцев...
29 октября в молодёжном центре завершалась выставка, первая серьёзная выставка Васильева при жизни, и последняя. Тогда он представил три своих работы: "Нечаянная встреча", "Ожидание" и "Лена Асеева". Уезжая на неё он пообещал матери вернуться к 18:00, но не вернулся и только через 3 дня ей сообщили о его смерти.

Возвращаясь домой погиб при странных обстоятельствах. По оф. версии он якобы не услышал поезда, хотя как это возможно? Тем не менее нашли его с проломленной головой у ж/д платформы "Лагерная". Толи он погиб с другом, толи без, точной информации к сожалению так и нет о его трагической смерти.
Васильев очень любил творить ночью под музыку, поэтому, когда его хоронили в снежную погоду в березовой роще, уже родного посёлка, то играла как раз вагнеровская "На смерть Зигфрида".

В вещах художника был обнаружен полуобгоревший листок с записанными его рукой словами: «Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях. Эти понятия построены по закону чисел. Воззрения, представляющие из себя красивые числовые соотношения, — прекрасны. Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота.
Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая все сызнова, и в этом новом вновь возрождая жизнь. Наследное как спасающая сила»
.

После смерти художника его творения обрели вторую жизнь. Популярность была бешенная даже без какой либо рекламы. Правда за особый стиль многие искусствоведы его так и не признали как художника, но главное что признал народ. Выставки в столице продолжались с нарастающим успехом. В общем около 30 раз по инициативе ВООПИиК в столице и Подсмосковье открывались посмертные выставки.
В 1982 издательством «Изобразительное искусство» выпущен комплект репродукций «Русь былинная», а в 1988 прошла первая его выставка в Ленинграде. Также картины возили в Болгарию, Испанию и Югославию, и везде, даже неславянские народы, оценили эти картины.

Цитата из книги Олега Метелина - "Высоко над уровнем моря":
(1991) - "Я, как дура, вчера по огромному блату достала два билета в Манеж на выставку Константина Васильева... Ты представляешь, какая очередь у этого Манежа?! Хвост на проспект Маркса заворачивает! Позаботилась, чтобы не мерзли, как цуцики, на улице! ".
Так и было, в 80-е люди стояли под 40-градусный мороз в очереди на Малой грузинской что б посетить выставку Васильева. Популярность художника была такая, что даже астроном Л.В. Журавлёва дала обнаруженному 25.10.1982 астероиду его имя - "3930 Васильев".

В 1984 семья Васильевых переехала в г. Коломну, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.

В 1988 Васильеву присвоена премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о ВОВ, сам он, кстати говоря, никогда не был даже комсомольцем. В конце этого же года при Московском отделении ВООПИиК создан Клуб любителей живописи Константина Васильева. А годом ранее был уже создан клуб при Коломенском ГК ВЛКСМ с многими дружескими клубами в других регионах страны, который образовал "Фонд К. Васильева", на деньги которого восстанавливались картины.

Посмотреть картины можно

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

Константин Алексеевич Васильев (03.09.1942 г. — 29.10.1976 г.) – русский художник, широко известный своими произведениями на военные и былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Константина Васильева, который избрал себе псевдоним «КОНСТАНТИН ВЕЛИКОРОСС», весьма многопланово и разнообразно, насчитывает более 400 произведений живописи и графики.

Помимо работ указанной выше тематики, в нём присутствуют портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием красного и серебристо-серого цвета и их оттенков — делают картины Константина Васильева узнаваемыми и самобытными.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.

Биография. Из книги Анатолия Доронина «Руси волшебная палитра»

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней. Отец Кости появился на свет в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности. Мама Кости была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И. Шишкина.

Перед самой войной молодая чета жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году — на постоянное жительство в поселок Васильево. И это не было случайностью. Страстный охотник и рыбак, Алексей Алексеевич, часто выезжая за город, как-то попал в этот поселок, влюбился в него и решил перебраться сюда навсегда. Позже Костя отразит неземную красоту этих мест в своих многочисленных пейзажах.

Юного Костю поразила красота этих мест. Она была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Весной, в апреле-мае, паводок заливал весь этот простор от кряжа и до кряжа, и тогда к югу от поселка на много километров была видна вода с кустистыми островами, а сам далекий Свияжск превращался в остров. К июню вода уходила, обнажая весь простор заливных лугов, щедро напоенных и удобренных илом, оставляя после себя веселые ручьи и синие заросшие озерца, густо заселенные налимами, линями, вьюнами, щурятами да лягушками. Наступавшая летняя жара с неуемной силой выгоняла из земли густые, сочные, сладкие травы, а по берегам канав, ручьев и озер гнала вверх и вширь кусты тальника, смородины, шиповника.

Луга на левом берегу у кряжа сменялись светлыми липовыми и дубовыми лесами, которые и поныне, перемежаясь с полями, тянутся к северу на много километров и переходят постепенно в хвойную лес-тайгу.

От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность.

Первая любимая Костина книга – «Сказание о трех богатырях». Тогда же мальчик познакомился с картиной В.М. Васнецова «Богатыри», а годом позже скопировал ее цветными карандашами. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского «Иван Грозный». Сохранились его первые пейзажные зарисовки: пень, усыпанный желтыми осенними листьями, избушка в лесу.

Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу. Да ведь куда, в какую, после какого класса? Ни в поселке, ни в Казани такой школы не было. Помог случай.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте — у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на «отлично».

Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. Подобных школ в стране было всего три: кроме московской, еще в Ленинграде и Киеве. Но МСХШ почиталась вне конкуренции хотя бы потому, что существовала при институте имени Сурикова, а в качестве учебной базы имела Третьяковку.

Конечно, Костя не дождался того дня, когда в Третьяковку пошел весь класс во главе с преподавателем. Он пошел в галерею один, как только был зачислен в школу. Заложенный жизнью личностный интерес, с одной стороны, и живая активная сила картин, с другой, столкнулись в его возбужденном сознании. К какой картине идти? Нет, не к этой, где ночное небо и темная тень дома, и не к той, где песчаный морской берег и шаланда в заливе, и не туда, где изображены женские фигуры…

Костя пошел дальше и услышал в себе зов, когда увидел три яркие знакомые фигуры на большом, в полстены полотне Васнецова «Богатыри». Мальчик обрадовался свиданию с источником своего недавнего вдохновения: ведь репродукцию этой картины он изучал по сантиметрам, смотрел несчетное количество раз, а потом старательно перерисовывал. Так вот он каков – подлинник!

Мальчик впился в решительные лица богатырей, блестящее достоверное вооружение, отливающую металлом кольчугу, косматые конские гривы. Откуда взял великий Васнецов все это? Из книг, конечно! А всю эту степную даль, этот воздух перед схваткой – тоже из книг? А ветер? Ведь на картине чувствуется ветер! Костя заволновался, открыв сейчас перед подлинником чувство ветра. Действительно, конские гривы, да и травинки шевелит ветер.

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и «Наполеона» советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Тихий, спокойный Костя Васильев всегда держался независимо. Уровень его работ, заявленный с первых дней учебы, давал на это право. Не только мальчишек, но даже преподавателей поражали Костины акварели. Как правило, это были пейзажи, со своей явно отличительной тематикой. Юный художник не брал чего-то крупного, броского, яркого, а всегда находил какой-нибудь штрих в природе, мимо которого можно пройти и не заметить: веточка, цветок, полевая травинка. Причем исполнял Костя эти этюды минимальными живописными средствами, скупо отбирая краски и играя тонкими соотношениями цвета. В этом проявляется характер мальчика, его подход к жизни.

Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт с гипсовой головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил на нее клей; тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.

Все составляющие этого натюрморта были кем-то со вкусом подобраны в предметном фонде школы: в качестве фона – средневековый плюшевый кафтан, на столике – гипсовая головка мальчика, старинная книга в потертом кожаном переплете и с какой-то тряпичной закладкой, а рядом – еще не увядший цветок розы.

Проучиться Косте пришлось недолго — всего два года. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают «Мадонну с гранатом» Сандро Боттичелли.

Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – «Кулик», написанный маслом. В нем явное подражание голландским мастерам – та же строгая сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.

К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя.

Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище. Дипломной работой были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Защита прошла с блеском. Работа была оценена на «отлично», но к сожалению, не сохранилась.

В мучительном поиске себя, Васильев «переболел» абстракционизмом и сюрреализмом. Было любопытно испробовать стили и направления, во главе которых засверкали такие модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе. Окунувшись с присущей ему серьезностью в разработку новых направлений, Васильев создает целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как «Струна», «Вознесение», «Апостол». Однако самого Васильева быстро разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.

— Единственное, чем интересен сюрреализм,- делился он с друзьями,-это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства.

Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Во всяком случае, деликатная, тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.

Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма заявляли, например, о том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения. К этому периоду можно отнести такие работы как: «Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц».

Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь! Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!» Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным! И родились «Северный орел», «Человек с филином», «Ожидание», «У чужого окна», «Северная легенда» и многие другие работы, ставшие воплощением особого «васильевского» стиля, который нельзя спутать ни с чем.

Константин принадлежал к редчайшей категории людей, которым неизменно сопутствует вдохновение, но они его не чувствуют, потому что для них это привычное состояние. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе. Константин все время любит природу, все время любит людей, все время любит жизнь. Почему он наблюдает, почему и ловит взгляд, движение облака, листочка. Он постоянно ко всему внимателен. Вот это внимание, эта любовь, это стремление ко всему хорошему и было вдохновением Васильева. И в этом заключалась вся его жизнь.

Но несправедливо, конечно, утверждать, будто жизнь Константина Васильева была лишена неизбывных человеческих радостей. Однажды (Константину было тогда семнадцать лет) его сестра Валентина, вернувшись из школы, рассказала, что к ним в восьмой класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами и длинными, до плеч, волосами. Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования.

Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя спросил:»Ты понимаешь, что я написал? Если нет, лучше молчи, ничего не говори…»

Константин приобщал Люду к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом Толей Кузнецовым сидел в полумраке, увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.

После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю. Все существо ее тянулось к нему, и, когда ей совсем становилось невмочь, она подходила к его дому и часами сидела на крыльце. Но дружеские отношения прервались.

Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани вместе с Анатолием. Встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: — У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет.

Звонкая, радостная надежда пробудилась в ее душе. Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: «Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!»

Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда…

Несколько работ полуабстрактного стиля – память о юношеских поисках живописных форм и средств, посвященных Людмиле Чугуновой, сохранились все же в коллекциях Блинова и Пронина.

Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена успешно закончила учебное заведение по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…

Ну кто из нас, простых смертных, может вообразить себе, какие страсти закипают и бесследно исчезают в душе большого художника, какие ничтожные порой обстоятельства могут в корне изменить накал его эмоций? Конечно же он не знал, с каким ответом шла к нему на следующий день Лена, да, видимо, его это уже не интересовало, поскольку желаемого ответа он сразу не получил.

Многие скажут, что это не серьезно и что так важные вопросы не решают. И будут, конечно, правы. Но давайте помнить, что художники, как правило, люди легко ранимые и гордые. К несчастью, неудача, постигшая Константина в этом сватовстве, сыграла еще одну роковую роль в его судьбе.

Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника.

Есть в этом, несомненно, и объективные причины. Одна из них – беззаветная материнская любовь Клавдии Парменовны, боявшейся выпускать сына из родного гнезда. Порой слишком придирчиво, критическим оком могла она взглянуть на невесту и высказать потом сыну свое мнение, на что Константин реагировал очень чувствительно.

Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы. Его можно не признавать вообще, некоторые его работы спорны, но увидев однажды работы Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным. Хочется привести отрывок из повести Владимира Солоухина «Продолжение времени»: -… «Константин Васильев?! — запротестовали художники. — Но это же непрофессионально. У живописи есть свои законы, свои правила. А это безграмотно с точки зрения живописи. Он любитель…, дилетант, и все картины его — дилетантская мазня. Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну! — Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?.. — Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир — мы не споpим, но там нет пpофессиональной живописи. — Да не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе в голом виде. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. И поэзия не может существовать в невоплощенном виде. И напротив, если картина сверхграмотна и, профессиональна, если в ней каждое живописное пятно, как вы говорите, соотносится с другим живописным пятном, но в ней нет ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ума, ни сердца, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем мне это грамотное взаимоотношение частей. Тут главное, видимо, именно в одухотворенности Константина Васильева. Именно одухотворенность почувствовали люди… »

Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим — слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого. Мысль, которой предстоит жить, не умирает с носителями своими, даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. И художник будет жить, пока живы его картины.

«Северный орел»

«Маршал Г. Жуков»