Как устроены органы. История возникновения органа. Устройство и звучание

Этому клавишному духовому инструменту, по образной характеристике В. В. Стасова, «...в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру».

На сцене концертного зала вы видите фасад орга́на с частью труб. Сотни их находятся за его фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены горизонтально, другие - вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие - 10 мм. Кроме того, орган имеет воздухонагнетательный механизм - мехи и воздухопроводы; кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления инструментом.

Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле, диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Та или иная окраска звука зависит от устройства труб. Набор труб единого тембра называется регистром. Количество их в больших инструментах доходит до 200. Но главное - сочетание нескольких регистров порождает новую окраску звука, новый тембр, не похожий на исходный. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур - мануалов, расположенных террасообразно. По тембровой окраске, регистровому составу они отличаются друг от друга. Особая клавиатура - ножная педаль. Она имеет 32 клавиши для игры носком и каблуком. Традиционно использование педали как самого нижнего голоса - баса, но иногда она служит и как один из средних голосов. На кафедре находятся и рычаги включения регистров. Обычно исполнителю помогают один или два ассистента, они переключают регистры. В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент, нажав кнопку, заставить их звучать.

Органы всегда строились для определенного помещения. Мастера предусматривали все его особенности, акустику, размеры и т. д. Поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый - уникальное творение мастера. Один из лучших - орган Домского собора в Риге.

Музыка для органа записывается на трех нотоносцах. Два из них фиксируют партию мануалов, один - для педали. В нотах не указывается регистровка произведения: исполнитель сам отыскивает наиболее выразительные приемы для раскрытия художественного образа сочинения. Тем самым органист становится как бы соавтором композитора в инструментовке (регистровке) произведения. Орган позволяет тянуть звук, аккорд сколь угодно долго с постоянной громкостью. Эта его особенность приобрела свое художественное выражение в возникновении приема органного пункта: при неизменном звуке в басу мелодия и гармония развиваются. Музыканты на любых инструментах создают динамическую нюансировку внутри каждой музыкальной фразы. Окраска звука органа неизменна независимо от силы удара по клавише, поэтому исполнители применяют особые приемы для изображения начала и конца фраз, логики строения внутри самой фразы. Возможность сочетать одновременно различные тембры обусловила сочинение произведений для органа преимущественно полифонического склада (см. Полифония).

Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию, жившему в III в. до н. э. Это был водяной орган - гидравлос. Давление столба воды обеспечивало равномерность напора воздуха, поступающего в звучащие трубы. Позднее изобрели орган, в котором воздух в трубы подавался с помощью мехов. До появления электрического привода воздух в трубы накачивали специальные рабочие - кальканты. В средние века наряду с большими органами были и маленькие - регали и портативы (от латинского «порто» - «ношу»). Постепенно инструмент сорершенствовался и к XVI в. приобрел почти современный вид.

Музыку для органа писали многие композиторы. Наивысшего своего расцвета органное искусство достигло в конце XVII - 1-й половине XVIII в. в творчестве таких композиторов, как И. Пахельбель, Д. Букстехуде, Д. Фрескобальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. Бахом созданы непревзойденные по глубине и совершенству произведения. В России органу значительное внимание уделял М. И. Глинка. Он прекрасно играл на этом инструменте, делал для него переложения различных произведений.

В нашей стране орган можно услышать в концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина, Горького, Вильнюса и многих других городов. В исполнении советских и зарубежных органистов звучат произведения не только старинных мастеров, но и советских композиторов.

Строят сейчас и электроорганы. Однако принцип действия у этих инструментов иной: звук возникает благодаря электрическим генераторам различных конструкций (см. Электромузыкальные инструменты).

  1. В латинском organum ударение падает на первый слог (как и в его греческом прототипе).
  2. Частотный диапазон духовых органов с учетом обертонов включает в себя почти десять октав - от 16 Гц до 14000 Гц, чему нет аналогов среди каких-либо других музыкальных инструментов. Динамический диапазон духовых органов - порядка 85-90 дБ, максимальное значение уровней звукового давления достигает 110-115 дБ-С.
  3. Douglas E. Bush, Richard Kassel. The organ: An encyclopedia. New York/London: 2006. ISBN 978-0-415-94174-7
  4. «органный звук неподвижен, механичен и неизменен. Не поддаваясь никакой смягчающей отделке, он выдвигает на первый план реальность деления, придает решающее значение малейшим временным соотношениям. Но если время есть единственный пластический материал органного исполнения, то основное требование органной техники есть хронометрическая точность движений» (Браудо, И. А., Об органной и клавирной музыке - Л., 1976, с. 89)
  5. Nicholas Thistlethwaite, Geoffrey Webber. The Cambridge companion to the organ. Cambridge University Press, 1998. ISBN 978-0-521-57584-3
  6. Prаetoгius М. «Syntagma musicum», т. 2, Wolffenbuttel, 1919, с. 99.
  7. Риман Г. Катехизис истории музыки. Ч. 1. М., 1896. С. 20.
  8. Связь флейты Пана с идеей органа наиболее ясно прослеживается в антологической эпиграмме императора Флавия Клавдия Юлиана (331-363): «Я вижу тростники нового рода, растущие раздельно на одном металлическом поле. Они издают звук не от нашего дыхания, но от ветра, который выходит из кожаного резервуара, лежащего под их корнями, между тем как легкие пальцы сильного смертного пробегают по гармоническим отверстиям…» (Цит. по статье «О происхождении органа». - «Русский инвалид», 1848, 29 июля, № 165).
  9. «У него 13 или 24 бамбуковых трубки, снабженных металлическими (бронзовыми) язычками. Каждая трубка на 1/3 меньше следующей. Этот набор называется пяо-сяо. Трубки вставляются в резервуар из выдолбленной тыквы (позже деревянный или металлический). Звук извлекается путем вдувания в резервуар и втягивания в себя воздуха.» (Модр А. Музыкальные инструменты. М., 1959, с. 148).
  10. Bröcker 2005, c. 190: «Термин „органум“ обозначает как полифоническую музыкальную практику, так и орган, который в средние века имел дроновые трубы. Он мог бы служить в качестве модели, когда пришло время именовать hurdy-gurdy, так как его тип полифонии, вероятно, не очень отличается от hurdy-gurdy. „Органиструм“ тогда может быть понимаем, как инструмент идентичный или похожий на орган. Гуг Риман интерпретировал имя таким образом, когда он увидел его как уменьшительное от „органум“. Он думал, что, подобно тому, как „poetaster“ пришло от „poeta“, „organistrum“ пришло от „organum“ и первоначально означало „маленький орган“ (англ. The term "organum" denotes both a polyphonic musical practice as well as the organ, which in the Middle Ages had drone pipes. It could have served as a model when it came time to name the hurdy-gurdy, since its type of polyphony was probably not very different from that of the hurdy-gurdy. The "organistrum" then can be understood to be an instrument identical with or similar to the organ. Hug Riemann interpreted the name in this manner when he saw it as a diminutive of "organum". He thought that, similar to how "poetaster" came from "poeta", "organistrum" came from "organum" and meant originally "little organ"
  11. Каждый инструмент имеет свое изображение, описание формы и внешнего вида и аллегорическое толкование, необходимое для своего рода «освящения» библейских инструментов, чтобы они вошли в христианский культ. Последнее упоминание Инструментов Иеронима - в трактате М.Преториуса Sintagma musicum-II; этот фрагмент взят им из трактата С.Вирдунга Musica getutscht 1511. В описании прежде всего подчеркивается необычно громкая звучность инструмента, из-за чего он уподобляется органу иудеев, который слышен от Иерусалима до Масличной горы (парафраз из Талмуда «Из Иерихона слышен…»). Описан как полость из двух шкур с двенадцатью мехами, накачивающими в нее воздух, и двенадцатью медными трубками, издающими «громоподобный вой» - своего рода волынка. Более поздние изображения сочетали в себе элементы волынки и органа. Меха очень часто не изображались, клавиши и трубы могли изображаться весьма условно. Вирдунг помимо всего прочего еще и переворачивает изображение, так как вероятно, оно было скопировано им из другого источника и он не имел представления, что это за инструмент.
  12. Chris Riley. The Modern Organ Guide. Xulon Press, 2006. ISBN 978-1-59781-667-0
  13. William Harrison Barnes. The Contemporary American Organ - Its Evolution, Design and Construction. 2007. ISBN 978-1-4067-6023-1
  14. Apel 1969, c. 396: «описывается в трактате 10-го века, озаглавленном (GS i, 303, где он приписывается Oddo of Cluny) (англ. is described in 10th-century treatise entitled Quomodo Organistrum Construatur (GS i, 303 where it is attributed to Oddo of Cluny)
  15. Orpha Caroline Ochse. The History of the Organ in the United States. Indiana University Press, 1988. ISBN 978-0-253-20495-0
  16. Виртуальная MIDI-система «Hauptwerk»
  17. Камнеедов 2012: «Каждая клавиша приводила в действие переключатели, соединенные с различными регистровыми движками, или ползунками (drawbars)»
  18. ? An Introduction to Drawbars: «Ползунки являются сердцем и душой звука вашего органа Hammond. Есть два набора из девяти ползунков, иногда упоминаемых как тонпланки, для верхнего и нижнего мануалов и два ползунка для педалей, расположенных между верхним мануалом и дисплеем информационного центра. (англ. The Drawbars are the heart and soul of the sound of your Hammond Organ. There are two sets of nine Drawbars, sometimes referred to as Tonebars, for the Upper and Lower Manuals and two Drawbars for the Pedals, located between the Upper Manual and the Information Center Display
  19. HammondWiki 2011: "Орган Hammond был первоначально разработан в качестве конкурента трубным органам. Ползунки были уникальным новшеством клавишных музыкальных инструментов Hammond (для управления потоком воздуха в трубах духовых органов использовались регистровые кнопки или ярлыки)… The Hammond organ was originally developed to compete with the pipe organ. Much of the discussion that follows is easier to understand if you have a little knowledge of pipe organ terminology. Here’s a link to A Crash Course in Concepts and Terminology Concerning Organs. Drawbars were a unique Hammond innovation to keyboard musical instruments. Prior to the hammond organ, pipe organs most commonly used stop buttons or tabs to control the flow of air into a specific rank of pipes. Pipes can sound flutey with few harmonics or reedy with many harmonics and many different tonal qualities in between. The stops were two position controls; on or off. The organist blended the sound produced by the pipe ranks by opening or closing the stops. The Hammond organ blends the relatively pure sine wave tones generated by the ToneGenerator to make sounds that are harmonically imitative of the pipe organ (obviously Jazz, Blues and Rock organists aren’t always interested in imitating a pipe organ). The Hammond organist blends these harmonics by setting the position of the drawbars which increase or decrease the volume of the harmonic in the mix. .
  20. К оркестрионам относятся разнообразные самоиграющие механические органы, известные в Германии под названиями: Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flцtenuhr, Laufwerk и др. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. (Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982.)
  21. Spillane 1892, cc. 642-3: «Особенность американского кабинетного (салонного) органа заключена прежде всего в изобретённой в этой стране системе тростевого строения, с помощью которой изменялся тон звучания, что отличало этот орган от язычковых инструментов заграничного производства. Некоторые другие особенности в его внутреннем устройстве и внешней отделке, однако, отличают его и от язычковых инструментов, называемых фисгармониями. „Свободная трость“, как она было впервые применена в американских аккордеонах и серафинах, была отнюдь не внутренним изобретением, как опрометчиво утверждают писатели. Она была использована европейскими строителями трубных органов для регистровых эффектов, а также в отдельных клавишных инструментах до 1800 года. „Свободная трость“ названа так, чтобы отличить её от „бьющей трости“ кларнета и „двойной трости“ гобоя и фагота (англ. The individuality of the American parlor organ rests largely upon the system of reed structure invented in this country, upon which a tone has been evolved which is easily distinguished from that produced by the reed instruments made abroad. Several other features in its interior construction and exterior finish, however, distinguish it from the reed instruments called harmoniums. The "free reed," as it was first applied in American accordeons and seraphines, was not by any means a domestic invention, as writers recklessly assert. It was used by European pipe-organ builders for stop effects, and also in separate key-board instrument, prior to 1800. The "free reed" is so named to distinguish it from the "beating reed" of the clarionet and the "double reed" of the oboe and basson
музыкальный инструмент . Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Терминология

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна [звучать], а про другую - что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред , или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

Основы музыки, I.34

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган , но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля ») или торговую марку («Орган Хаммонда »). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос , портатив , позитив , регаль , фисгармония , шарманка и др.

История

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий» . Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий , живший в Александрии Египетской в 285-222 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона [ ] . Органы больших размеров появились в IV веке , более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках . Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение . В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому . Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну - Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти .

Искусство строить органы развилось и в Италии , откуда в IX веке они выписывались во Францию . Позднее это искусство развилось в Германии . Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века . Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370-1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения . В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

В период позднего Возрождения и в эпоху барокко органостроение в западной Европе приобрело невиданный размах. В Италии XVI-XVII веков наиболее известной была династия органостроителей Антеньяти . В последней четверти XVII и в начале XVIII веков около 150 органов создал или реконструировал легендарный органный мастер Арп Шнитгер (1648-1719), который работал преимущественно в Северной Германии и Нидерландах. Выдающийся вклад в немецкое органостроение внесла династия Зильберманов , их главные мастерские находились в Саксонии и Эльзасе. Расцвет деятельности Зильберманов пришёлся на XVIII век.

Композиторы того же периода, которые успешно писали для органа, нередко выступали в качестве консультантов по настройке инструмента (А. Банкьери , Дж. Фрескобальди , И. С. Бах). Такую же функцию выполняли теоретики музыки (Н. Вичентино , М. Преториус , И. Г. Нейдхардт), а некоторые из них (как, например, А. Веркмейстер) выступали даже в качестве официальных экспертов в «приёмке» нового или отреставрированного инструмента.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля , который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами .

Многие исторические органы континентальной Европы были уничтожены во время Второй мировой войны - особенно в Германии, в результате бомбардировок храмов «союзниками». Старейшие сохранившиеся немецкие органы находятся в церквах Святого Якова в Любеке (2-я половина XV века), Святого Николая в Альтенбрухе , Святого Валентина в Кидрихе (оба - рубежа XV-XVI веков).

Устройство

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра ) - пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но у большинства есть общие: игровые - мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль» ) и тембровые - включатели регистров . Могут присутствовать также динамические - швеллеры , различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

  • Копула - механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер - устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций - устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации - устройство в органах с пневматической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f )
  • (от итал. Tutti - все) - кнопка включения всех регистров и копул органа.

Мануалы

Мануалы органа - клавиатуры для игры руками

Первые нотные памятники с органной педалью датированы серединой XV в. :59-61 - это табулатура немецкого музыканта Адама из Илеборга (Adam Ileborgh, ок. 1448) и Буксхаймская органная книга (ок. 1470). Арнольт Шлик в «Spiegel der Orgelmacher» (1511) уже подробно пишет о педали и прилагает свои пьесы, где она весьма виртуозно применяется. Среди них особенно выделяется уникальная обработка антифона Ascendo ad Patrem meum для 10 голосов, из которых 4 поручено педали. Для исполнения этой пьесы требовалась, вероятно, какая-то специальная обувь, позволявшая нажимать одной ногой одновременно две клавиши, отстоящие на расстояние терции :223 . В Италии ноты с использованием органной педали появляются намного позже - в токкатах Аннибале Падовано (1604) :90-91 .

Регистры

Каждый ряд труб духового органа одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром . Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название с указанием высоты тона самой большой трубы этого регистра - футовость , традиционно обозначенную в футах в переводе на регистр Principal. Например, трубы регистра Gedackt - закрытые, и звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32", при фактической длине в 16". Язычковые регистры, высота звука которых зависит от массы самого язычка, а не от высоты раструба, также обозначаются в футах, по длине аналогичной по высоте звучания трубы регистра Principal .

Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства - принципалы , флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) - аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы:

  • Лабиальные - регистры с открытыми или закрытыми трубами без язычков. К этой группе принадлежат: флейты (широкомензурные регистры), принципалы и узкомензурные (нем. Streicher - «штрайхеры» или струнные), а также регистры призвуков - аликвоты и микстуры, в которых каждая нота имеет один или несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
  • Язычковые - регистры, в трубах которых имеется язычок, при воздействии подаваемого воздуха на который возникает характерный звук, схожий по тембру, в зависимости от названия и особенности конструкции регистра, с некоторыми духовыми оркестровыми музыкальными инструментами: гобой , кларнет , фагот , труба , тромбон и др. Язычковые регистры могут располагаться не только вертикально, но и горизонтально - такие регистры составляют группу, которая от фр. chamade называется «шама́да».

Соединение различных видов регистров:

  • итал. Organo pleno - лабиальные и язычковые регистры вместе с микстурой;
  • фр. Grand jeu - лабиальные и язычковые без микстур;
  • фр. Plein jeu - лабиальные с микстурой.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой , а включенные регистры - регистровой комбинацией .

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб, а остальное предоставляется на усмотрение исполнителя. Бо́льшая часть нотного органного репертуара не имеет никаких авторских обозначений, касающихся регистровки произведения, так у композиторов и органистов предыдущих эпох существовали свои традиции и искусство сочетания различных тембров органа передавалась устно из поколения в поколение.

Трубы

Трубы регистров звучат по-разному:

  • 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
  • 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше соответственно;
  • 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже соответственно;
  • 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают уже инфразвук ;
  • закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.

Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн . С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом. Открытые деревянные трубы обычно имеют настроечное приспособление из дерева или металла, регулировка которой, позволяет настраивать трубу. Закрытые деревянные или металлические трубы настраиваются при помощи регулировки затычки или колпачка на верхнем конце трубы.

Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes ).

Трактура

Органная трактура - это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа - готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров - Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания - Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура - эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения . Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура - наиболее распространённая в романтических органах - с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это - кегельладе, иногда - мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма , сложна для игры в ансамбле , и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности. Известнейший образец исторического инструмента с пневматической трактурой - орган Домского кафедрального собора в Риге.

Электрическая

Электрическая трактура - широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала (например, огромный орган фирмы братьев Руфатти в кафедральном соборе Кристалл в Гарден-Гроув, Калифорния, США), управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов (крупнейший в мире орган концертного зала Бродуок в Атлантик-сити имеет рекордный стационарный шпильтиш с семью мануалами и передвижной - с пятью), исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре , с которого будет хорошо видно дирижёра (как, например, орган фирмы Ригер-Клосс в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве). Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста (одним из первых получил такую возможность орган Собора Парижской Богоматери в ходе реконструкции 1959 года). Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, - разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и, в сочетании с надёжными оптоволоконными кабелями, задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины XX века оно нередко было электромеханическим). Электрическая трактура XX века не отличается надёжностью [ ] , а по сложности устройства и ремонта, весу и стоимости нередко превосходит механическую и даже пневматическую . Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки - щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой - швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве .

Другие

Крупнейшие органы мира

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене

Крупнейший орган Европы - Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау, построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co» (1993). Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире .

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

В XX веке нидерландским физиком А. Фоккером был разработан инструмент с несколькими клавиатурами и необычной настройкой, который получил название

ОРГАН (от греч. - орудие, инструмент) - духовой клавишный музыкальный инструмент. Орган - один из самых величественных музыкальных инструментов. Он подобен целому оркестру.

История органа восходит к древним временам. Древнейший вид органа - гидравлос, его изобретение приписывается древнегреческому механику Ктезибию (Александрия). У древних египтян, греков, римлян и в Византии орган применялся для исполнения светской музыки. Завезённый из Византии в западноевропейские страны, орган был введён в VII в. в католическую церковь для сопровождения хора во время богослужений.

Конструкция органа за прошедшие столетия сильно изменилась. Он не всегда был таким огромным. В эпоху раннего Средневековья существовали малые переносные органы (портативы). Они имели всего одну клавиатуру и один ряд труб (от восьми до пятнадцати), поэтому их звучание было однообразным. Бытовали даже ручные органы - при желании их подвешивали на шею. На маленьких инструментах обычно исполняли пьесы светского характера. В эпоху Возрождения конструкцию инструмента усовершенствовали, и его звучание улучшилось.

К концу XIV в. орган уже имел две-три ручные клавиатуры, почти современные по виду. Нидерландский органист Луи ван Вальбеке (умер в 1318 г.) изобрёл особую клавиатуру для ног - педальную. Многочисленные усовершенствования конструкции органа превратили его, начиная с 14 в., в богатейший виртуозный сольный инструмент. Наиболее интенсивное распространение органа в Европе происходило в 16-18 вв. К этой эпохе относится и расцвет органной музыки.

Орган состоит из

набора труб (деревянных и металлических) разных размеров

пневматической системы (воздухонагнетающего устройства и воздухопроводов), заключённых в общий корпус

кафедры управления.

Помимо ручных (мануал) и ножных (педаль) клавиатур, на кафедре управления сосредоточены рукоятки различных рычагов, служащих для соединения между собой клавиатур, включения регистров и устройств, усиливающих и ослабляющих звучание.

В органе бывает:

1-5 мануалов (каждый от 48 до 77 клавиш)

1 педаль (обычно из 32 клавиш)

в некоторых современных органах иногда прибавляют 2-ю педаль.

Число труб в органе иногда доходит до нескольких тысяч. Каждая труба издаёт только один звук определённой высоты, тембра и громкости. Группа труб одного тембра, но с разной высотой звука называется регистром.

Общее число регистров в органе (от 1 до 150 и более) зависит от величины инструмента. Число труб в регистре обычно соответствует числу клавиш мануала. Каждый регистр обладает своим характерным тембром и включается соответствующим рычажком или кнопкой, на которой обозначено название регистра и длина труб (напр., Principal 16 1 ).

Органная труба издаёт звук одной и той же высоты, неизменного тембра и силы. Для достижения эффектов усиления и ослабления звука обычно применяют различные устройства. Наиболее распространённые: коробка усиления, которая регулирует силу звучания посредством открывания (большего или меньшего), жалюзи, включает или выключает дополнительные группы труб. В некоторых системах органа имеются оба устройства.

Трубы разных мануалов могут быть включены одновременно при помощи особых рычагов - копуляций; соединением (при помощи копуляций) всех мануалов и педали, а также включением регистров.

Музыку для органа пишут на трёх нотных станах обычно без указания регистровки.

Во всех органах до конца 19 в. передача (трактура) от клавиш к трубам, а также включение прочих устройств осуществлялись при помощи тяжей (абстрактов), а воздух нагнетался мехами в зависимости от величины органа одним или несколькими рабочими. Орган с такой трактурой получил название механического. В 20 в. вводятся органы с пневматической и электропневматической трактурой, в которых нагнетание воздуха осуществляется вентиляторами, действующими от электродвигателя. В последнее время появились электрифицированные (с электрической трактурой) и электрические органы

Органист сидит за так называемым игральным столом. Перед ним находятся рукоятки, кнопки и рычаги для управления регистрами. На столе расположено несколько мануалов (от лат. manus - «рука») - клавиатур для ручной игры; внизу находится педальная клавиатура.

Регистр ы органа включают и выключают при помощи определённых клавиш. При нажатии на клавишу открываются специальные клапаны, через которые поступает воздух в трубы. Клапаны, в свою очередь, помешены в специальные «воздушные ящики» - виндалы, на которых стоят трубы органа.

Трубы, виндалы, клапаны, подводящие воздух, и другие механизмы обычно заключены в корпусе органа. Его фасад, называемый проспектом, также заполнен трубами, но часть из них или даже все могут иметь чисто декоративное назначение (в этом случае трубы не связаны с механизмами инструмента).