Ашик ударение. Лермонтов михаил юрьевич. Чему учит сказка Ашик Кериб

Знаете ли вы, какой самый первый памятник был открыт в Одессе? Конечно же, -это памятник знаменитому Дюку де Ришелье на Приморском бульваре , визитная карточка города.

Памятник герцогу (дюку) де Ришелье (Арману Эммануэлю дю Плесси) был установлен в Одессе в 1828 году.Авторами постамента стали петербургский архитектор Авраам Мельников и итальянский архитектор Франческо Боффо (один из создателей Потемкинской лестницы), а скульптором - И.П.Мартос (автор монумента Минину и Пожарскому в Москве).В первозданный облик памятника внесла свои коррективы и Крымская война (1853-1856г.г.):осколком ядра был поврежден постамент.Памятник чудом уцелел, а недостаток превратили в достоинство:на месте повреждения установили стилизованное пушечное ядро в память о тех событиях.

Отлитая из бронзы фигура Дюка, со свитком в руке, на самом деле несколько больше оригинала.Пьедестал выполнен в строгом классическом стиле из розового гранита и известняка.На трех его гранях, в нишах, установлены бронзовые горельефы, символизирующие торговлю, правосудие(что интересно, его фемида без традиционной повязки на глазах) и земледелие.У жителей и гостей города появилась интересная примета:хотите привлечь в свою жизнь госпожу Удачу – потрите бронзовые барельефы монеткой.А на четвертой грани пьедестала находится позолоченная плита из латуни с надписью:«Герцогу Еммануилу де Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостояния Одессы, благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий».Так чем же прославился этот француз столь известного и знатного рода здесь, в Одессе?

«Едва ли история знает человека, о котором все источники отзывались бы с таким единодушным одобрением... Сплошная похвала, воздаваемая и русскими, и иностранцами деятельности Ришелье, удивляет каждого... В его деятельности нет возможности указать ни одной темной точки».(Из книги, выпущенной к столетию Одессы, 1894 год).Это необычайный человек с интересной биографией.

«Цветущим в акациях город» стал благодаря Ришелье.Это он привез акацию из Италии и засадил ею город, впрочем как и некоторыми другими деревьями, без которых трудно представить современную Одессу.Это он добился налоговой свободы для города, что позволило Одессе стать на ноги и окрепнуть.Он вырывал по кускам Одессу у как у местных бандитов, так и у правительства державы, чтоб поднять город.

Мало кто замечал, но у скульптуры Дюку Ришелье в складках тоги справа на боку висит короткий римский меч, а дырки на фасадной грани самого знаменитого одесского памятника – следы осколков, а на спине – следы от пуль.

Кстати, интересно отметить, что человек, которому первому поставили в Одессе памятник, дважды был премьер-министром Франции!

И в наши дни бронзовый Дюк, продолжая жить Одесской жизнью, по - прежнему «участвует» во многих событиях города – от Юморины до Джаз-карнавала.Разыгравшееся воображение любящих пошутить одесситов позволило им заприметить даже нечто интимное, глянув на Дюка сбоку, как говорят, «со второго люка».А еще здесь, у памятника, встречаются и влюбляются, митингуют и снимают фильмы, словом, жизнь продолжается…

Благодарные потомки увековечили память об отце - основателе города, назвав в его честь улицу и сад, гимназию и лицей, клуб и кинокомплекс, театр и футбольный клуб.«Золотой Дюк»… Так называются одесские конфеты и шампанское, и даже премия в области фантастики и кинофестиваль! «Наш Дюк», -с любовью называли его люди.И теперь, оглянувшись назад, в историю, можно с уверенностью сказать, что памятником этому великому человеку стал весь город.

Одесса - один из крупнейших украинских городов и важный в российской истории населенный пункт. Имеет давнее происхождение. Кроме того, являлся крупным торговым и военным на Черном море с XVIII века.

Одесса и ее достопримечательности

На месте Одессы в античную эпоху находился город-порт Истриан или Исиака, находившийся в подчинении Ольвии. В XIV веке на землях, отошедших Литве, был основан порт Коцюбеев, который после завоевания территорий турками-османами стал называться на османский манер Хаджибеем. Рядом с ним была возведена крепость "Новый Свет". Во второй половине XVIII века, при Екатерине II, в ходе русско-турецкой войны крепость была захвачена русскими войсками под предводительством Осипа де Рибаса, имя которого часто называли и писали как Иосиф Дерибас. Позже одна из улиц Одессы была названа его именем - известная всем Дерибасовская.

Второй считается знаменитая Потемкинская лестница. Именно на территории, расположенной между нею и Приморским бульваром, и была возведена турецкая крепость "Новый Свет".

На фото - памятник Дюку в Одессе - третья достопримечательность приморского города. О нем мы и поведем наш рассказ.

Первый памятник Одессы

Памятник Дюку де Ришелье в Одессе был ее первым памятником. Монумент был установлен на Приморском бульваре в 1828 году. Автором памятника Дюку в Одессе является Иван Петрович Мартос - автор знаменитых монументов: Минину и Пожарскому в Москве, "Памятник родителям" в Павловском парке, большое количество уникальных надгробий на территории некрополей Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге, в Херсоне.

Памятник выполнен из бронзы по заказу городского правительства. Средства на сооружение монумента начал собирать преемник Дюка де Ришелье граф Ланжерон. А идею выдвинул граф Воронцов.

Дюк изображен стоящим в полный рост, со свитком в руке. Он задумчиво смотрит на море, будто наблюдает за кораблями, входящими в порт и выходящими из него. Ришелье представлен в облике римского воина, одетого в тогу. Между складками тоги, присмотревшись, можно увидеть короткий На голове Дюка - лавровый венок, символ победы и власти.

Основание памятника Дюка Ришелье в Одессе украшают барельефы, аллегорически изображающие земледелие, правосудие и торговлю.

А еще одесситы говорят, что в XIX веке возле памятника располагалась пушка, которая была украдена.

Размеры монумента не слишком велики: рост скульптуры чуть больше реального роста Дюка. В Одессе памятник привлекает к себе интерес и самой исторической персоной Ришелье.

Дюк Ришелье: памятник исторической личности

Человек, имя которого было увековечено в скульптуре, - Арман Эммануэль дю Плесси герцог де Ришелье. Слово "Дюк", которое многие считает именем этого персонажа, на самом деле именем не является, а переводится как "герцог". Кто же он такой, этот Дюк Ришелье, чем отметился в истории?

Это французский аристократ, который управлял Новороссийским краем с 1803 по 1814 год. Он является потомком знаменитого французского кардинала де Ришелье. Дважды был премьер-министром Французской республики.

Еще в годы французской революции Дюк Ришелье вынужден был покинуть родную Францию. Приехав в Россию, он пошел воевать на стороне русских против турков и прославился при взятии Измаила.

Жизнь Дюка Эммануэля де Ришелье трагически оборвалась, когда ему было всего 55 лет: уйдя в отставку с поста премьер-министра Франузской республики, он скоропостижно скончался от апоплексического удара.

Памятник - в благодарность

Памятник Дюку в Одессе установили жители в благодарность за особый вклад его в экономическое благополучие города. Одесситы считают Дюка де Ришелье основателем своего города, хотя он стал им управлять лишь через девять лет после основания и стоял во главе лишь одиннадцать лет.

Именно Дюку Ришелье Одесса обязана множеством акаций, воспетых в знаменитой песне и создающих удивительный одесский аромат. Саженцы акации были по его указу доставлены в город-порт из Италии и рассажены по всей его территории.

Памятник Дюка в Одессе - напоминание и о том, что он смог добиться получения городом налоговых льгот. Именно потому приморский город получил возможность активно развиваться и застраиваться. А еще Дюк Ришелье увеличивал одесские территории, отбирая их у бандитов.

Многострадальный Дюк

Памятник Дюка Ришелье в Одессе настолько привлекает к себе внимание, тем не менее многие не замечают его изъянов. Но если вы присмотритесь, то увидите на спине скульптуры следы от пуль. А с лицевой сороны памятник посечен осколками. Кроме того, и ядро на постаменте - не простое украшение или символический элемент. Оно прикрывает след от снаряда, повредившего постамент во время Крымской войны.

Дюк и современная Одесса

Каждое лето в конце августа в Одессе проходит фестиваль В вышиванки одеваются не только Традиционную национальную сорочку надевают и на Дюка. Каждый год цвет рубашки разный. В этом году одесситы выбрали зеленый.

17 июня 2017 года у памятника Дюка в Одессе состоялось вече "Одесса - для каждого". Задачей собрания жителей Одессы стало привлечение внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями. Одесситы считают, что каждый человек имеет право активно участвовать в жизни города и свою жизнь строить в "режиме общедоступности". Собрав такое вече, горожане продолжают дело Дюка де Ришелье, направленное на улучшение жизни их города.

Герцог Ришелье, а точнее — Арман Эммануэль дю Плесси дюк де Ришелье, граф Широн, герцог де Фронсак – родился в Париже в 1766 году. Он являлся внучатым племянником того самого кардинала Ришелье, которого изобразил писатель Александр Дюма на страницах знаменитого романа «Три мушкетера».

После победы Великой французской революции герцог вынужден был оставить страну. Он прибыл в Российскую империю, считавшуюся главным оплотом монархии в Европе, и быстро сделал карьеру. Когда император Александр I искал кандидата на должность градоначальника Одессы – он остановил свой выбор на Ришелье.

Спустя десятилетие, в 1813 году, Ришелье сообщал императору: «Одесса сделала за последнее время такие успехи, которые не делала ни одна страна в мире». Опираясь на запорожских казаков, которым Ришелье отвел для поселения слободу на окраине Одессы, он быстро навел порядок на улицах города и в пригородах. Суровыми мерами Ришелье смог искоренить коррупцию. За 10 лет его правления городские доходы увеличились в 25 раз, а таможенные поступления составляли 2 миллиона рублей (возросли в 90 раз)!

При Ришелье город начинает развиваться невиданными для того времени темпами. Сюда хлынули поселенцы разных народностей и вероисповеданий. Память о них до сих пор хранится в названиях улиц и районов: Молдованка; Болгарская, Греческая, Польская и Еврейская улицы; Большая и Малая Арнаутские (арнауты – албанцы, бежавшие от турецкого гнёта), Французский и Итальянский бульвары; Армянский и Лютеранский переулки.

Иностранцам Ришелье предоставил возможность вести бизнес на льготных условиях. В результате одесситами поспешили стать множество итальянцев, греков, персов, немцев, англичан, испанцев, египтян и других, придавших городу его неповторимую многонациональную атмосферу. За 12 лет население Одессы увеличилось в четыре раза – в городе проживало 35 тысяч жителей.

На собственные деньги градоначальник закупил в Вене саженцы акаций и бесплатно раздавал их каждому, кто обещал посадить деревья и ухаживать за ними. Одесса и поныне знаменита своей белой акацией.

Известен факт, что когда в город прибыл первый обоз с пшеницей, торговля которой должна была обогатить город, герцог де Ришелье устроил роскошный праздничный обед, на котором присутствовали все именитые граждане города. Все гости, следуя примеру градоначальника, сидели за столом не на стульях, а на мешках с пшеницей.

В 1812 году на город обрушилась чума. Город сразу разделили на 15 участков. Жителям строжайше запретили выходить из домов. Провизию они получали через окна, при этом деньги опускались в сосуд с уксусом, служившим в то время дезинфицирующим средством.

По городу ходили мортусы (погребальщики). Они появлялись в чёрной просмоленной одежде и в таких же рукавицах, в масках с вытянутой носовой частью, куда клали тёртый чеснок (ещё одно дезинфицирующее средство). Вооружённые длинными шестами с крючьями и арканами, мортусы выволакивали больных из квартир и клали на телеги. Каждая имела свой флаг. Под белым флагом увозили заболевших без явных признаков чумы, под красным – зачумленных и под чёрным – мертвецов.

Одесса была отрезана от всего мира. По рекам Южному Бугу, Днестру, Кодыме и по сухопутной границе с Подолией установили кордон. Порт закрыли.

Но даже когда в городе свирепствовала чума, Ришелье не боялся заходить в дома больных и оказывать им помощь.

Чума свирепствовала до конца года. Из 20 тысяч жителей Одессы заболело 4038 и умерло 2632: каждый восьмой житель города.

Всех погибших хоронили далеко за городом, в степи. На отдельном чумном кладбище. Впоследствии сюда начали вывозить городской мусор – над кладбищем надо было создать высокую насыпь, чтобы инфекция не проникла из-под земли. Так в городе появился высокий холм, получивший название «Чумная гора», «Чумка».

В 1814 году, когда Наполеон отрекся от престола, Ришелье – одесситы почтительно называли его дюком – решил вернуться на родину. Градоначальник покинул Одессу 26 сентября 1814 года. Благодарные одесситы на руках несли своего кумира к экипажу. Во Франции Ришелье стал премьер-министром страны, причем занимал этот пост дважды: в 1815-1818 гг. и в 1820-1821 гг.

В 1828-м одесситы возвели бронзовый памятник любимому градоначальнику. (Его автором стал один из самых известных тогдашних скульпторов Иван Мартос — автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.) Вот так и получилось, что в украинском городе установлен памятник «дважды» премьер-министру крупного европейского государства.

Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.