Эмиль золя библиография. Ни дня без строчки. Эмиль Золя жил странной жизнью и умер странной смертью. Биография Эмиля Золя

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Вид урока. Личностно-ориентированный урок

Цели урока:

углубить знания учащихся о СПП;

– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении;

– совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени;

– совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

– способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.

Оборудование. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/В.Голобородько и др., 2006; плакат «Цели урока»; фотографии Ливадийского дворца; раздаточный материал (приложение)

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Небесный чердак»:

В путь,
в зной
крутизной!
Туда,
где горизонта черта,
где зубы
гор
из небесного рта,
туда,
в конец,
к небесам на чердак,
на -
Чатырдаг.

Подумайте, какое предложение использовала автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать?

III. Осмысление учениками темы урока

– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

(Запись на доске и в тетради)

– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных.

IV. Cамостоятельное формулирование целей урока

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.

Можно использовать плакат со следующим текстом:

Цели урока:

учиться находить …;

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить...;

учиться правильно употреблять ….

– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.

Не случайно в начале нашего урока прозвучало четверостишие о Брюсове, потому что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта (данные на 13 декабря 2013 года), о котором вы подробно будете говорить в 11 классе. Он бывал у нас в Крыму, поэтому мы начали наш урок с упоминания о нем.

V. Изучение нового материала

– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:

«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".

(Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)

Задания к тексту

  1. Подберите заголовок.
  2. Определите стиль данного текста, докажите.
  3. Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
  4. Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
  5. Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?

Слово учителя.

Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):

(Раздаточный материал у каждого на парте)

Работа в парах по инструкции:

– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;

– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

VI. Субъективизация при осмыслении нового материала

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?

– Что из услышанного осталось непонятным?

– Как вы думаете, почему?

VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Дифференцированное задание

1 . По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).

2 . Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).

3. Составить план « Новый материал сегодняшнего урока», подобрать свои примеры к каждому пункту (10 баллов).

2. Задание по вариантам. Цифровой диктант.

1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .

3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)

4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).

6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).

7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).

8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)

9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).

10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)

Ключ:

1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10

2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8

3. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

(это задание выполняется у доски)

1. 200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там

2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца

1. блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

3. они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Ответы

200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Составленные предложения взяты из лирического путеводителя Владлена Авинды. Настоящее имя ялтинского писателя Владлен Петрович Гончаров - лауреат Государственной премии АРК, автор замечательных книг о Крыме.

4. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения .

Когда последний урок закончился,…

Как только мы приехали в Севастополь,…

Мы возвратились туда,…

5. Творческое задание.

Слово учителя (демонстрируются фотографии) .

Кто из вас бывал в Ливадийском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.

Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Ливадийский дворец», используя сложноподчиненные предложения . Указать вид придаточных. .

Можно использовать образцы:

Многочисленные экскурсии отправляются туда, где …

С тех пор как в Ливадии построен роскошный белокаменный дворец, …

… , где находилась резиденция императорской семьи.

…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.

VIII. Рефлексивный этап урока

2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

IХ. Домашнее задание.

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81) .

2) Упражнение 104

Или

Составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор ? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов - придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман .

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:

Он пошёл, куда ему захотелось , - в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвется.


СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Ход учебного занятия:

Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

    …туда, где… . 2) …сущ. , где… .

3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .

5) …глаг. , куда… .

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словомгде. Какие это придаточные?

    Теплоход остановился у того берега…

    Мы не знали…

    Город Астрахань стоит там…

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

    Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

    Все бросились к месту приземления самолёта.

    Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки .

    Беседа с классом.

    Какое предложение называется сложноподчинённым?

    На что указывают придаточные предложения места?

    На какие вопросы отвечают придаточные места?

    С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

    Проверка упр.138, 137, 136.

    Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

    Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы . (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)

    Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

    Отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    «Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

    Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)

    В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

    3) Там, где днём были лужи, теперь тре щал под но гами ле док.

    Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.

    Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

    Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

    экология;

    президент;

    экологический;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Анализ предложений:

    Мы прибежали на вокзал, когдапоезд уже отправился.

    Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

    Как стемнеет, устроим привал.

    Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

придаточного предложения

на которые

он отвечает

и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению : любое.

    Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

    Работают с таблицами

и отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 140

    Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2) Пока… , .

3) Когда… , .

4) Как только, .

5) …того, как… .

6) В то… , как… , … .

    Анализ предложений (СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

    Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

    Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

    Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

    Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 145.

    Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I .

    Находят СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I :

1) …там, откуда… .

2) …с той, откуда… .

3) , когда… , .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1 . Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3 . Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

    Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

    Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

    Придаточные времени относятся ко всей главной части.

    Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

    Средство связи – союзы (простые и составные).

    Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

, (пока…).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где…), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

, (пока…).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Подведение итогов урока

    Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.

    Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».

    Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

    Слушают, записывают домашнее задание.

    Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени. Во всех трех учебных комплексах выделены эти виды придаточных предложений, но придаточные образа действия и степени объединены в них в одну группу.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий (М. Ю. Лермонтов).

Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов).

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче , когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) -- придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда , являющимся обстоятельством.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами , которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения. Например, предложения Дождь идет, с тех пор как мы вернулись и Дождь идет с тех пор , как мы вернулись имеют в своем составе один и тот же союз с тех пор как .

В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться. Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как СПП с придаточным времени, а как СПП с придаточным определительным.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной:

Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);

2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда -- тогда, лишь только -- как, когда -- то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной:

Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда? . Обычно придаточные места стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум …» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда - это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники». Придаточное предложение может находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните: Везде (где везде?), где необходимо, построили детские площадки . - Деревня (какая деревня?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором - придаточное определительное.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточное присоединяется к главному союзным словом когда: «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как . При последовательности действий употребляются простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др. Это стилистически нейтральные союзы. Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д. ) имеют оттенок книжности. Союзы покамест, как скоро, прежде, нежели устаревшие. Союз как может в одних случаях придавать речи архаический оттенок, в других - просторечный.

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

3. Чем прикрепляются придаточные времени к главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные места?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.) (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.) (7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Упражнение 2. Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин.) (2) В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда мы с ним встретились, ему было пять лет. (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда не было телевидения.

Упражнение 3. Запишите номера предложений из упражнения 2, в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».