Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир. План сочинения — Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Конспект урока:
«Путь исканий Пьера Безухова»

Путь исканий Пьера Безухова
Эпиграф:
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться…
Л.Н.Толстой.
Основные этапы урока:
1. Определение задач урока, мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. На основе проблемных вопросов и заданий организация дискуссии «Нашел ли Пьер Безухов смысл жизни?»
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Цели
1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока
Вступительная беседа.
-Сегодня мы проводим очередной урок по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема сегодняшнего урока – «Путь исканий Пьера Безухова» (слайд 1). (Учащиеся записывают тему в тетради).
Эпиграф к уроку:
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”,- писал Л.Н. Толстой.
Целью сегодняшнего урока является…. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героя романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьера Безухова
I. Актуализация знаний.
По Толстому, жить достойно – это биться, путаться, ошибаться, пытаться разрешить вечные вопросы: «Что дурно? что хорошо? что надо любить? что ненавидеть? что такое жизнь? что такое смерть? Какая сила управляет всем?» (слайд 2)
Метания таких людей, вечный поиск, непрекращающаяся душевная работа – это и есть признак внутреннего благородства Личности.
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать? (Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”.
Пьер Безухов - один из самых любимых и дорогих Толстому героев.Он незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником после смерти отца.(Слайд3)
Писатель показывает его в постоян¬ном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как ме¬няется характер Пьера,как формируется мировоз¬зрение передового человека эпохи - декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разоча¬рований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя.
(В начале романа перед нами предстает толстый, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". массивный молодой человек с умным, робким и наблю¬дательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мя¬гок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского са¬лона своей естественностью, искренностью, простотой. О Пьере сказано,
что у него у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», «выражение добродушия, простоты и скромности».
-Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?
(Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть…
Текст. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера. .)
– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?(слайд 4) (дружба героев строится на общности интересов Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной,
неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

Можно ли сказать, что Толстой идеализировал своих любимых героев? (И князь
Андрей и Пьер показаны людьми своего времени, своей среды, со многими
присущими им недостатками. Достаточно напомнить о славолюбии, об
аристократических предрассудках, которые были свойственны князю Андрею, или о буйной молодости Пьера, отдавшего дань привычкам петербургской «золотой» молодежи…
Самое привлекательное в толстовских героях состоит не в том, что их
характеры не лишены недостатков, а в том, что и Болконский, и Безухов способны преодолевать свои недостатки, в том, что они- мыслящие люди, не боящиеся ставить и решать самые острые вопросы из своей и общей жизни
Пьер принадлежит к числу тех редких людей («один живой человек среди
всего нашего света» – говорит о нём князь Андрей), для которых нравственная
чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего.)
Учитель.- Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
– Почему Пьер женился на Элен? (слайд 5) (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)
– Назовите основные отличительные черты характера Пьера. (Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность).
Сообщение. «»

После этого Пьер испытывает духовный кризис: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.
Пьер и масонское общество. (6 слайд)
Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.
Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя.. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис.
Сообщение Шагжина Саяна «Пьер Безухов в масонском обществе»
– Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. (6 слайд) Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)
– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.)
Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.
Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах. (7 слайд)
Учитель.
Здесь Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой. Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812) не приводил ни к чему.
Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…
1812 год. Бородино в жизни Пьера (8 слайд)
Малакшинова Таня " (Сообщение “Пьер на Бородинском поле”)

– Сражение (фрагмент видеофильма «Война и мир» в постановке С.Бондарчука. Диск).
Беседа по вопросам:
Учитель.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
Учитель. Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами, где он встречается с Платоном Каратаевым.
Беседа по вопросам.
– Кто такой Платон Каратаев? В убогом бараке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. .Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого». Он любит и умеет трудиться. Ко всему он относится душевно. Для него характерны бескорыстная любовь ко всем людям, терпение.
-Каким предстает Платон Каратаев на страницах романа? Откроем учебники на стр. 154 и прочитаем небольшой отрывок (со слов «Физические силы)
– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья.(слайд10) Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.
Вывод: «Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, с
Платоном Каратаевым. (слайд 9)
Учитель.-Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.
-Опишите портрет Наташи Ростовой в начале романа (В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...")
-Расскажите об отношениях Наташи и Пьера. (Наташа тоже не раз пройдет испытания в жизни. На своем пути она встретит Пьера. Его «детская душа» была близка Наташе. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.
-Что вы можете сказать о Наташе? Вам она нравится? (Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Она станет матерью 4 четырех детей).
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.
– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его? (Если бы роман был продолжен, стало бы ясно, что Пьер находился в этот момент опять в заблуждении. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, - проследить сам процесс зарождения декабристских идей.
Релаксация(3 мин.)
Вывод урока: Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.
-Вспомним эпиграф «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость»
Нравственно требовательному к себе человеку нельзя успокаиваться – надо биться, путаться, надо искать смысл жизни, своей собственной и всех людей. Это убеждение – одно из главных и постоянных у самого Толстого (слайд11)
Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. (слайд12)
Подводя итоги сегодняшней нашей работы на уроке, прошу составить вас синквейн на тему «Пьер Безухов».(Слайд 13) напомнит правила составления синквейна)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, понятие, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например:
Пьер Безухов
Умный, добрый
Размышляет, анализирует, ищет
Спокойствие - душевная подлость
Счастье. (Развитие (Личность)
Чтение стихотворений учащимися.

Учитель.
Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.(слайд14)
Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".
I. Оценивание работы учащихся.
II. Задание на дом: стр.175, вопросы 3, 4, 7.

Сообщения(примерные)
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь.
К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.
В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.
Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.
Сообщение. Пьер в масонском обществе
Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования, верит в возможность достижения братской любви. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным
И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей.
Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Война 1812 года. Бородино
События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.
Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы. Он хочет убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.
Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
Пьер Безухов в компании «золотой» молодежи
Вопросы. – Хотел ли Пьер дуэли? Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)
Вывод:– Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват.
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения.
–Вывод: Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят»..Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
- Какова дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге? (Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста. Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
Вывод урока:
Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает спокойствие и довольство собой, к которым он напрасно стремился прежде”, он “...узнал что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Список использованной литературы
1.Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2012.
2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2011
3. Я иду на урок литературы,10 класс М. «Первое сентября»,2013.
3.Преподавание литературы в 10 классе. Книга для учителя М. 2012.

Пьер Безухов — сын екатерининского вельможи, но не родовитого, а попавшего в «случай», как тогда говорили. Таким образом, по своему богатству и титулу Пьер полноправный член великосветских гостиных, но по духу и привычкам он там не свой человек, и потому он более чем кто-нибудь другой способен критически отнестись к высшему обществу и сблизиться с общественными низами, явиться как бы связующим звеном. При этом Безухов — незаконнорожденный и лишь потом формально получает графский титул. Это обстоятельство тоже сказывается на его понятиях: он более демократичен. В 1805 году, когда начинается роман, Пьер только что вернулся в Петербург из-за границы, где он воспитывался в уважении к идеям свободы, равенства и братства, но без ужасов террора. В великосветских гостиных, среди костюмов и понятий эпохи классицизма, Пьер с его умением сесть так, чтобы «загородить всем дорогу», казался как будто «огромным и несвойственным месту». Это впечатление в особенности производил он «тем умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его ото всех» великосветских людей. Этим взглядом окидывает Пьер шумно несущуюся перед ним жизнь.

С роковой необходимостью идеалист и поклонник Руссо, он в своей личной жизни не оберегает себя от грубого попрания идеалов. Жена Пьера, красавица без каких-либо представлений, кроме представления о своей привлекательности, мучит его своими увлечениями, доводит его до диких вспышек, до поединка с одним из своих поклонников, до того, что он едва не бросается на нее самое, и, чтобы не видеть ее, Пьер отдает ей больше половины своего состояния для раздельной жизни. После этого он переживает подавленное состояние духа. Его мучит неразрешимый вопрос о смысле жизни: кто прав и кто неправ в жизненных столкновениях, кто или что управляет миром? Он признается, что ненавидит свою жизнь сытого, праздного и неудовлетворенного человека. В этот момент он случайно сталкивается на станции с масоном Баздеевым. С дорожной откровенностью они вступают в беседу, и на жалобы Пьера масон настойчиво требует «очистить жизнь», чтобы понять ее смысл.

«Посмотрите на свою жиэнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет …. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины … И вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой».
Встреча не прошла бесследно, так что среди новых и увлекающихся членов масонства, оживившегося в России в первые годы XIX столетия, оказался и Пьер Безухов, занявший в масонстве видное место. Картины посвящения в масоны и масонских обычаев тем интересны в романе Толстого, что автор попутно вскрывает в исторической последовательности разные стадии в культурном развитии эпохи. Через масонство Пьер приходит к мысли, что источник счастья и умиления в самом человеке, но всецело остановиться на созерцательном служении истине Пьер не может. Первая проповедь его наставника масона повлияла на него слишком сильно, и Пьер начинает при водить в исполнение свои филантропические идеи, улучшая положение крестьян. Однако Пьер не замечает, что благожелательное настроение барина самым бесцеремонным образом эксплуатируется крепостными, что его добрые намерения заставляют крестьян лгать, то есть приносят еще большее зло. Кроме того, в откровенном споре с Пьером князь Андрей Болконский, благородный и умный, но воспитанный в строго дворянских понятиях человек, со своеобразной последовательностью доказывает ему, что ни школы, ни больницы, ни заботы об облегчении физической работы крестьян не дадут им счастья, так как при прежних общих условиях для них «единственно возможное счастье — есть счастье животное». Крестьянам нисколько не хуже, когда их даже секут и посылают в Сибирь: они и там ведут ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут. Можно желать освобождения крестьян только в интересах дворянства, которое гибнет нравственно, грубея от того, что у него есть возможность казнить право и неправо. Возражение Пьера на это замечание поколебало уверенность в душе князя Андрея, но и сам Пьер почувствовал, что в мотивировке его взглядов есть слабые места. Теперь он с особым вниманием относится ко всему тому, что дает масонство, лишая человека его «животного счастья». Вернувшись из-за границы после свидания с западноевропейскими масонскими кругами, Пьер среди русских масонов развивает идею об организации масонских сил, о привлечении людей твердых и добродетельных к нравственной борьбе против «покровителей беспорядка» в «целом свете». Но масоны, среди которых много было людей не убежденных и цепко державшихся за сословные преимущества, очень холодно и даже враждебно встретили на этот раз Пьера, хотя до сих пор он пользовался большой любовью как душа общества. Пьер почувствовал, как почва уходит у него из-под ног, и его охватила тоска одиночества. Он даже на время сходится с женой, устраняется от общественной деятельности, читает Священное Писание, а потом все, что попадется, снова начинает пить, чтобы заглушить сознание лживости жизни. В этот момент спасением для него становится новая встреча.

Из деревни возвращается Наташа Ростова, давно, еще подростком нравившаяся Пьеру. Она не думала о благотворении и спасении души крепостных. Она просто, сердцем отдалась деревне, веселилась, плясала с сенными девушками под звуки гитары, сбросив с себя все графское и напускное, и вернулась в Москву в серьезном, значительном настроении, при котором всякая фальшь ей была до боли противна. Ей кажется дикой и странной театральная сцена со странно наряженными мужчинами и женщинами, исполняющими какие-то непонятные действия и получающими за это деньги. Еще более дикой и странной показалась сама себе Наташа, когда допустила ухаживание Анатоля Курагина, изменив жениху — князю Андрею. Но уже было поздно. И не кто иной, как Пьер, должен был по известной всем мягкости взять на себя тяжелую обязанность сообщить Наташе, что Болконский отказывается от нее. Но Пьер знает и не может скрыть прошлого Курагина, которое делает невозможным брак. Наташа в отчаянии. Но в тот момент, когда Пьер успокаивал ее, говоря, что ее жизнь еще впереди, он сам почувствовал, что и для него не все пропало, и в его «размягченной и ободренной душе» затеплилась светлая точка.

Разразившаяся война 1812 года застала Россию врасплох. Пьер, с его «наблюдательным и естественным» взглядом на людей, чувствует, что ему как-то «совестно» стать в ряды этих новых патриотов, громко кричащих о любви к родине. Кроме того, заветы масонства не позволяли ему идти на войну. Однако масонство постепенно теряло над ним свою власть и, уже окончательно порвав с масонским незлобием, Пьер решает добраться до Наполеона и поразить его кинжалом. Ничего этого, конечно, не случилось, а вместо того Пьер дошел до «опрощения», как выразился его слуга. Он, вызывая удивление видом единственного штатского человека, был в Бородинскcком сражении, и здесь его особенно поразила простота народного мышления и чувства, простое мужество без похвальбы перед смертью, простая братская услуга всякому ближнему без требования и даже без возможности вознаграждения.

Пьер остается в Москве, ходить по опустелым улицам среди начавшихся пожаров и тут впервые испытывает радость жизни и острую любовь к жизни, спасая какого-то забытого в сутолоке грязного, некрасивого ребенка, которого сначала ему даже противно было взять на руки. Он был арестован французским патрулем в числе поджигателей. Толстой рисует яркий контраст между душевным состоянием Пьера и окружающей его обстановкой. Он готов любить всех людей и жаждет деятельной любви — а его заперли на замок, отняли имя.

Пьеру пришлось пережить ужас ожидания казни и быть свидетелем расстрела взятых с ним людей; его самого помиловали. За этим последовало долгое заключение в Москве, этап с французскими войсками из Москвы и, наконец, избавление. В плену завершается перерождение Пьера. Среди других пленных с ним идет Платон Каратаев, замечательный тип праведника из народа. Платон любит все, что его в данный момент окружает, и потому душа его не перестает испускать лучи тепла и света. Для него нет чужих. Самая жизнь его не имела смысла как отдельная жизнь, а была частицей целого.

В постоянном общении с Каратаевым Пьер, казалось бы, находившийся в состоянии крайнего угнетения, на самом деле постиг высшую свободу — свободу внутреннюю. Самая внешность его изменилась под влиянием работы мысли и общих условий плена. Он стал, как все, оборван, грязен, с босыми избитыми ногами, но взгляд его стал тверд, спокоен и оживлен, как не бывало раньше. Прежняя барская распущенность сменилась «энергической подобранностью». Пьер только в плену признал радостную справедливость той мысли об отрицательном счастье, которую когда-то с горечью высказал ему князь Андрей. Он понял, что отсутствие страдания и есть счастье. Счастье в самом человеке, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, а несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. О себе, своих удобствах Пьер почти перестал думать. Он дошел даже до такой философии, при которой все представлялось благом. Он смеется над тем, что его загородили досками в балагане — это ведь не может стеснить его душу. Он видел, как французы пристреливали пленных. И когда этой участи подвергся Платон, и завыла над трупом его собака, Пьер только подумал: «Экая дура, о чем она воет?»

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению

В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадле­жит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разоча­рований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обрете­ний истинных ценностей человеческих.

Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усво­енные им свободолюбивые идеи французских просве­тителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью. Оттого в отношении к нему свет­ского общества сквозит недоверие и насторожен­ность, которые лишь усиливаются при каждом про­ступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблу­ждения. Молодой граф Безухов, не видя цели в жиз­ни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских жела­ний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение. Граф осознает всю бес­смысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », - спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы. В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиоз­но-мистических откровениях масонов Безухова заин­тересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Бу­дучи человеком увлекающимся, Пьер активно вклю­чается в новую для него деятельность. Он создает про­ект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понима­ет, что истинные взгляды масонов на жизнь расходят­ся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и соб­ственной выгоды во всем.

Как почти любого человека его времени, Пьера Бе­зухова интересовал образ Наполеона - сильного че­ловека, непобедимого полководца, идущего напро­лом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир - эгоистичный деспот, про­ливающий кровь миллионов людей ради утвержде­ния своего мирового господства.

Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безогляд­ной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает реше­ние участвовать в Бородинском сражении.

Весьма показательно описание пейзажа Бородин­ского поля перед началом битвы - «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хру­стальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-пре­красным». По своему обыкновению, Толстой раскры­вает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.

Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова ста­новится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно же­лающего цельности и гармонии в своей жизни, яви­лось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой раз­луки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани... морально из бани».

Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития ге­роя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и со­ставляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Рос­товой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в безза­ветном служении отчизне, своему народу.

Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, оши­баться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойст­вие- душевная подлость».

Юный герой жил и учился за границей, вернувшись на Родину к двадцати годам. Мальчик страдал от того, что был незаконнорожденный ребенок знатного происхождения.

Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир» - это поиск смысла человеческого бытия, формирование сознательно зрелого члена общества.

Петербургские приключения

Первый выход в свет молодого графа состоялся на званый вечер Анны Шеррер, с описания которого начинается эпическое произведение Льва Толстого. Угловатый парень, имеющий сходство с медведем, не был ловок в придворном этикете, позволял себе поведение, несколько неучтивое по отношению к вельможам.

После десяти лет строгого воспитания, лишенной родительской любви, парень попадает в общество непутевого князя Курагина. Начинается разгульная жизнь без ограничений гувернеров, предрассудков и контроля.

Алкоголь льется рекой, в шумной компании гуляют дети богатых представителей знати. Редко бывают случаи нехватки денег, мало кто осмеливается пожаловаться на гусар.

Пьер молод, еще не пришло осознание собственной личности, нет тяги к какому-либо занятию. Кутеж съедает время, дни кажутся насыщенными и веселыми. Но однажды компания в пьяном угаре привязала караульного к спине дрессированного медведя. Зверя отпустили в Неву и хохотали, глядя на орущего стража порядка.

Терпению общества пришел конец, зачинщиков хулиганства разжаловали в звании, а оступившегося юношу отправили к отцу.

Борьба за наследство

Прибыв в Москву, Пьер узнает, что Кирилл Безухов лежит болен. У старого вельможи было много детей, все незаконнорожденные без права на наследство. Предвидя жестокую борьбу за богатство, оставленное им после своей кончины, отец просит императора Александра I признать Пьера законным сыном и наследником.

Начинаются интриги, связанные с переделом капитала и недвижимости. В борьбу за наследство Безуховых вступает влиятельный князь Василий Курагин, планируя женить молодого графа на своей дочери.

Потеряв отца, молодой человек впадает в депрессию. Одиночество заставляет его замкнуться, его не радует богатство и титул графа, свалившийся неожиданно. Демонстрируя заботу об неопытном наследнике, князь Курагин устраивает ему престижное место в дипломатическом корпусе.

Влюбленность и женитьба

Элен была красавицей, соблазнительная, умеющая строить глазки. Девушка знала, что нравится мужчинам и как привлечь к себе внимание. Поймать в свои сети нерасторопного молодого человека не составляло особенного труда.

Пьер был окрылен, нимфа казалась ему такой фантастической, недосягаемой, тайно желанной. Ему хотелось обладать ею так сильно, что не было сил озвучить свои чувства. Развив в душе кавалера страсть и смятение, князь Курагин с усилием организовал и объявил помолвку Безухова со своей дочерью.
Их брак стал разочарованием для мужчины. Напрасно он искал признаки женской мудрости в своей избраннице. Им совершенно не о чем было побеседовать. Жена не знала ничего из того, чем интересовался супруг. Напротив, все чего хотелось или о чем мечтала Элен, было мелочным, не достойным внимания.

Разрыв отношений и возвращение в Петербург

Связь графини Безуховой с Долоховым стала известна всем, любовники не скрывали это, проводили вместе много времени. Граф вызывает Долохова на дуэль, оскорбленный болезненной ситуацией. Ранив соперника, мужчина остался совершенно невредимым.

Поняв, наконец, что связал свою жизнь не с целомудренной скромницей, а с женщиной, циничной и развратной, граф отправляется в столицу. Ненависть терзала его сердце, опустошение болью заполнило душу. Крах надежд на спокойную семейную жизнь поверг Пьера в уныние, существование лишилось всяческого смысла.

Неудачный брак принес графу несчастье, он отвернулся от своих религиозных взглядов, став членом масонского общества. Ему очень хотелось быть нужным кому-то, превратить свою жизнь в поток добродетельных поступков, стать безупречным членом общества.

Безухов приступает к улучшению жизни крестьян, но у него ничего не получается, навести желаемый порядок в имениях сложнее, чем ему казалось. Тем имение, граф становится главой петербургского масонского общества.

Перед войной

Воссоединение с Элен состоялось в 1809 году под давлением тестя. Жена любила светскую жизнь, кружила на балах головы мужчинам. Пьер привык считать ее своим наказанием господним и терпеливо нес свою ношу.

Пару раз стараниями любовников своей жены ему делали повышение на государственной службе. От этого становилось совсем противно и стыдно. Герой страдает, переосмысливает жизнь и меняется внутренне.

Единственной отрадой Пьера была дружба с Наташей Ростовой, но после ее помолвки с Князем Болконским пришлось отказаться от приятельских визитов. Судьба сделала новый зигзаг.

Разочаровавшись в очередной раз в своем человеческом назначении, Безухов ведет беспорядочный образ жизни. Перенесенные потрясения кардинально меняют облик героя. Он возвращается в Москву, где находит шумные компании, шампанское и ночное веселье, чтобы заглушить душевную боль.

Война меняет мировоззрение

Безухов уходит на фронт добровольцем, когда французская армия подошла к Москве. Бородинское сражение стало знаменательной датой в жизни Пьера. Море крови, поле, устланное телами солдат, патриот Безухов не забудет никогда.

Четыре недели плена стали переломными для героя. Все, что раньше казалось важным, выглядело ничтожным в условиях вражеской агрессии. Теперь граф знал, как надо строить свою жизнь.

Семья и дети

После освобождения из плена стало известно о кончине Элен. Оставшись вдовцом, Безухов возобновил дружбу с Наташей, которая в горе переживала гибель Андрея Болконского. Это был другой Пьер, война очистила его душу.

В 1813 году он венчается с Наташей Ростовой в надежде обрести свое счастье. Три дочери и сын составили смысл жизни героя, который никак не мог угомонить свою тягу к всеобщему благу и добродетели.

Лев Толстой любит своего героя, который напоминает в чем-то автора. Например, своим отвращением к войне, истинным гуманизмом и доброжелательным отношением ко всему миру.