Финальная сцена горе от ума. Финал комедии «Горе от ума

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816-1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму. Происходящие изменения отразились и в художественных особенностях «Горя от ума», в той концовке, которую выбирает для своего произведения автор. Писатель создавал комедию в то время, когда в России практически не было русского национального театра (он был представлен в основном водевилями и пьесойД.И. Фонвизина «Недоросль»). Российские подмостки были наполнены постановками французских пьес, написанных в соответствии с канонами классицизма. Самой большой заслугой А.С. Грибоедова в художественном отношении является то, что он постарался преодолеть каноны классицизма (особенно требование 3 единств) и внес огромный вклад в формирование реалистической драматургии. Выполняя требования единства времени (действие комедии происходит в течение суток), места (все события разворачиваются в доме Фамусова), он решительно нарушает требование единства действия. Главный герой комедии - Чацкий - существенно изменяется в процессе развития u1080 интриги. Он приехал в Москву соскучившийся, влюбленный, вовсе не расположенный осмеивать фамусовское общество. Но под влиянием «мильона терзаний» его настроение резко меняется. В последнем монологе («Вон из Москвы…») это уже совсем другой человек - иронически настроенный, озлобленный, негодующий. Нарушает автор единство действия еще и тем, что его герои представляют собой не статическую, одноплановую величину, они показаны с разных сторон. Павел Афанасьевич Фамусов предстает перед нами сначала как бюрократ («Подписано, так с плеч долой»), потом как консерватор («Не слушаю, под суд!»), но в то же время и как заботливый отец (думает о будущем Софьи, которую вырастил один, без матери), радушный хозяин (принимает и потчует гостей на балу). А.С. Грибоедов воссоздает реальную картину быта, нравов, жизни барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества (Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Загорецкий), дает реалистическое изображение конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Особенным представляется и конфликт, изображенный в комедии, и концовка этого конфликта, финал произведения. Современная драматургу публика привыкла к тому, что центральной интригой классической комедии является конфликт любовный. Обычно в подобной пьесе влюбленным друг в друга молодым хозяевам, которым какие-то обстоятельства мешают соединиться, помогают решить эту проблему слуги, которые зачастую умнее и предприимчивее своих господ. Этот «любовный конфликт» есть и у Грибоедова. Но изображен и решается он весьма своеобразно. По классической традиции, Молчалин (секретарь хозяина) и Лиза (горничная дочери хозяина) должны всячески способствовать тому, чтобы соединились два любящих сердца: Софья (дочь хозяина) и Чацкий (влюбленный молодой человек). А в конце пьесы нас бы ожидала свадьба влюбленных. А лучше бы сразу две свадьбы: между Молчалиным с Лизой и Софьей с Чацким. Вот это бы и составило материал для последнего пятого действия классической комедии, его концовки. Все довольны, u1076 добродетель и любовь восторжествовали, а порок наказан. Но Грибоедов, следуя своим замыслам изобразить реалистический конфликт, всячески стремится избежать такой прямолинейной трактовки своих идей. Он лишает свою пьесу пятого, итогового действия, а традиционный конфликт выглядит у него весьма оригинально. Чацкий любит Софью, Софья влюблена в Молчалина, Молчалина тянет к Лизе, Лизе нравится буфетчик Петруша, но одновременно она правильно оценивает и человеческие достоинства Чацкого («Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!»). Если прибавить сюда еще и попытки Фамусова заигрывать с Лизой, то вместо банального классического любовного треугольника мы получим уравнение со многими неизвестными из высшей математики. В принципе творческий метод реализма и соотносится с классицизмом, как арифметика с высшей математикой. Как разрешить такой конфликт, чтобы порок (то есть Молчалин, Фамусов и Софья) были наказаны, а добродетель (Чацкий и Лиза) восторжествовали? Реалистическое решение такого конфликта в пьесе практически невозможно (или это будет произведение совсем другого жанра), это хорошо понимает автор. Поэтому и отказывается от мысли изобразить пятое действие комедии, обрывая ее так называемой «открытой» концовкой. Но, как первым отметил И.А. Гончаров, любовный конфликт не главный в комедии. Он только осложняет, углубляет основной, которым является противоречие между консервативным московским дворянством и радикальным прогрессивным представителем дворянской молодежи - Чацким. В этот второй, главный, конфликт произведения вовлечены все те же герои, и опять здесь силы распределились очень реалистично, то есть совсем неравномерно. Одинокий в пьесе Чацкий борется против косных взглядов целого общества, фамусовского, как его принято называть, к которому принадлежат сам Фамусов, Молчалин, Софья, все гости, родные и знакомые хозяина дома, в котором происходит действие. На протяжении всей комедии данный конфликт углубляется и осложняется, доходит до прямой клеветы (со стороны фамусовского общества) и прямого неприятия (со стороны Чацкого). Какой же может быть реалистический финал у такого конфликта? Порок должен быть наказан. Мыслимо ли представить себе, чтобы в комедии реалистически было показано наказание всего фамусовского общества, которое, с точки зрения автора и его героя, является консервативным, реакционным и патриархальным? А Чацкий торжествовал бы победу? А.С. Грибоедов прекрасно понимал, что реалистическое изображение такой концовки невозможно, поэтому и обрывает действие своего произведения на самой высокой ноте, оставляя его без развязки. Чацкий уезжает из Москвы живой, в здравом рассудке, не отказавшись от своих прогрессивных идей, - уже это можно считать положительной концовкой действия комедии. Есть и еще одно объяснение смысла финала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Каждому драматургу хотелось бы, чтобы зритель, выйдя из театра или отложив книгу, не сразу забыл о героях увиденного или прочитанного, чтобы он мысленно обращался к нарисованной ситуации, размышлял над ней, делал выводы, становился сторонником тех или иных взглядов. Поэтому «открытая» концовка, изображенная А.С. Грибоедовым в этой пьесе, дает читателю возможность поразмышлять о том, что будет с ее героями в дальнейшем. Как поведут себя герои на следующее утро? Хватит ли у Чацкого мужества уехать из Москвы, не повидавшись с Софьей? Узнает ли Фамусов правду о чувствах своей дочери отнюдь не к Чацкому, а к Молчалину? Сошлет ли он дочь, как грозился, в Саратов, а Лизу - на птичий двор? Разойдутся ли при помощи слуг по Москве слухи о конфузе, происшедшем в доме Фамусова, дойдут ли они до ушей «княгини Марьи Алексевны»? Какой приговор в связи с происшедшим выскажет «общественное мнение»? Как будет себя вести в таком щекотливом положении Молчалин? Что почувствует и что решит для себя Софья? Все это очень интересно, и думать об этом не перестают с момента первого чтения текста комедии. Именно поэтому у М.Е. Салтыкова-Щедрина появилось произведение «В среде умеренности и аккуратности », повествующее о повзрослевших Молчалиных, дошедших «до степеней известных», А.А. Блок называл «Горе от ума» единственным произведением русской литературы, не разгаданным до конца, М.В. Нечкина размышляла о том, могла ли Софья просто изобразить любовь к Молчалину, чтобы отомстить Чацкому за пренебрежение к себе. Таков, на мой взгляд, смысл «открытой» концовки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в восприятии этого произведения и в его долгой литературной и сценической жизни.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: 1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди, типа А. А. Чацкого (главного героя произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»), несли в общество новые идеи, настроения. В его монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». личности - вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость - их моральный долг.

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени»; идею жизни, цель которой - свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его сподвижники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви». Стремление Чацкого - служить отечеству, делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад - прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» - выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить посвоему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу . Чацкий не способен отнестись к нему и его «талантам» всерьез. А между тем, это «жалчайшее» созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он - счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова («Молчалины блаженствуют на свете») оказались пророчеством. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. «Всегда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое...

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет...

Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» - «умеренность и аккуратность». Молчалин - человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий - сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: ...Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.

«Так! Отрезвился я сполна!» восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Герой знает, за что и против чего он воюет. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим «законы, веру»: «Послушай, ври, да знай же меру!»

Чацкий требует службы «делу, а не лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков». Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые «пред всеми знали почет», в «чины выводили и пенсии давали», но «когда же надо было подслужиться», и они «сгибались вперегиб».

Чацкий не приемлет тех отвратительных нравов, «где разливаются в пирах и мотовстве и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», где «зажимают рты обеды, ужины и танцы». Свои позиции он открыто демонстрирует в монологах, а косное общество, напуганное его речами, выставляет против него свое оружие - клевету. В третьем действии, являющемся кульминацией общественного конфликта в комедии, фамусовское общество объявляет его сумасшедшим, социальным безумцем. Но герой переживает крах не только своих убеждений, но и крушение личного счастья, а причиной этого является Софья, дочь Фамусова, неосторожно сказавшая: «Вот нехотя с ума свела». В основе сплетни лежит каламбур. Безумие любовное становится безумием социальным: Безумным вы меня прославили все хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Тема мнимого безумия героя связана с мотивом заточения и тюрьмы. Сначала Чацкому предназначается дом умалишенных («Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили»). Слова Загорецкого подхватывает графиня-бабушка: «В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?»

Таким образом общество, привыкшее жить по давно заведенным порядкам, чтящее патриархальные устои, боящееся всяких перемен, которые могут нарушить их спокойное, беспечное существование, расправляется с умным человеком, посмевшим открыто выступить против общественных пороков и недостатков. Оно расправляется с ним, выбрав оружием сплетню. Это все, что фамусовское общество могло противопоставить обличительным речам героя.

Чацкий является типичным представителем своего времени, которого оказалась столь плачевной в условиях общественной жизни России 10-20-х годов XIX века.

Если домашнее задание на тему: » В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума»? оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
Финал комедии «Горе от ума»
Анализ 4 действия
Форма урока: урок-театр.
Цель: выявить степень прочтения произведения, обучение анализу монологов и диалогов;

Воспитание зрительской культуры, формирование умения осмысливать увиденное и услышанное;

Приобщение к театральной деятельности, выработка умения играть на импровизированной сцене.

Оборудование: театральные программки, проектор, презентация к уроку, фрагмент последнего монолога Чацкого в исполнении актёра Олега Меньщикова, театральные атрибуты: шторы, звонок.
Ход урока.
1.(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

2. После третьего звонка все рассаживаются. Слово учителя, целеполагание. Выбор жюри.

3. 1 акт урока Тест –игра на знание текста комедии. (Презентация):

Слайд 2: Домашнее задание: Команда «Зрители». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

Примерный ответ учащегося: классицизм – ведущее направление 18 века. Комедия Грибоедова создавалась в начале 19 века, в ней не могли не отразиться следующие черты классицизма: единства времени, места – строго соблюдены. Единство действия – соблюдается частично,так как здесь два конфликта и две сюжетные линии.

Постоянство характеров.

Долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои четко разделены на положительных и отрицательных.

Обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями

Жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер.
Команда «Актеры». Выступите с речью - доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма.

Примерный ответ учащегося: В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина.

Любовный конфликт перерастает в социально-политический.

Каждый из героев не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем), в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы.

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

Использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Все произведение сочетает в себе юмор и сатиру.
Вывод учителя.
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Слайд3: Конкурс капитанов . Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни.

Примерные ответы учащихся.

Капитан команды «Зрители»: в комедии много афоризмов и крылатых выражений. Например, во втором действии Фамусов читает монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой». В нем есть выражение, которое мы слышали не раз на уроках литературы «Читай не так как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой». Т.е. читать необходимо выразительно, соблюдая знаки препинания, интонацию.

Капитан команды «Актёры»:И.А.Гончаров отмечал, что в языке комедии Грибоедова отразился острый, едкий и живой ум писателя, который рассыпается злобным смехом. Так в финале комедии звучит фраза Фамусова «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Эти слова стали крылатыми. Мы употребляем эту фразу, когда боимся распространения какого - либо слуха о тех или иных наших поступках, событиях.

Далее с 4 по 15 слайд тест-игра, за правильный ответ раздаются жетоны, на которых указаны баллы.
4. Антракт (пауза, где можно встать, потянуться, пройти по классу; в это время исполняющие роли переодеваются и готовятся к выступлению).
5. 2 акт урока . Сцена из 4 действия Явл. 11,12 Лиза, Молчалин, Софья, в конце Чацкий.

Лиза – Алина, Софья – Настя, Молчалин – Ермек, Чацкий – Саша Сосновских.
ЯВЛЕНИЕ 11
Ч а ц к и й спрятан, Л и з а со свечкой.

Л и з а
Ах! мочи нет! робею:

В пустые сени! в ночь! боишься домовых,

И Чацкий, как бельмо в глазу;

Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу
(Стучится к Молчалину.)

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.

Вас кличет барышня, вас барышня зовет.

Да поскорей, чтоб не застали.
ЯВЛЕНИЕ 12
Ч а ц к и й за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и
зевает). С о ф и я (крадется сверху).
Л и з а
Вы, сударь, камень, сударь, лед.
М о л ч а л и н
Ах! Лизанька, ты от себя ли?
Л и з а
От барышни-с.
М о л ч а л и н
Кто б отгадал,

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Охота быть тебе лишь только на посылках?
Л и з а
А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы;

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы.
М о л ч а л и н
Какая свадьба? с кем?

Л и з а
А с барышней?
М о л ч а л и н
Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволо чим.
Л и з а
Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?
М о л ч а л и н
Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.
С о ф и я (в сторону)
Какие низости!
Ч а ц к и й (за колонною)
Подлец!
Л и з а
И вам не совестно?
М о л ч а л и н
Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Л и з а
Сказать, сударь, у вас огромная опека!
М о л ч а л и н
И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...
Л и з а
Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдемте же, довольно толковали.
М о л ч а л и н
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

С о ф и я (почти шепотом,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.
М о л ч а л и н
Как! Софья Павловна...
С о ф и я
Ни слова, ради бога,

Молчите, я на всё решусь.

М о л ч а л и н (бросается на колена,

София отталкивает его)
Ах, вспомните, не гневайтеся, взгляньте!..
С о ф и я
Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.
М о л ч а л и н (ползает у ног ее)
Помилуйте...
С о ф и я
Не подличайте, встаньте,

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете...
М о л ч а л и н
Сделайте мне милость...
С о ф и я
Нет. Нет. Нет.
М о л ч а л и н
Шутил, и не сказал я ничего, окро ме...
С о ф и я
Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме,

И погублю себя и вас.

М о л ч а л и н
Как вы прикажете.
С о ф и я
Иначе расскажу

Всю правду батюшке с досады.

Сама довольна тем, что ночью всё узнала,

Нет укоряющих свидетелей в глазах,

Как давиче, когда я в обморок упала,

Здесь Чацкий был...
Ч а ц к и й (бросается между ими)
Он здесь, притворщица!
Л и з а и С о ф и я
Ах! Ах! ..

Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе
в комнату.

6. Анализ сцены. Рефлексия. СЛАЙД 16

В чём комизм и трагизм этой сцены?


  • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?

  • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?

  • Почему Молчалин не любит Софью?

  • Какие заветы он получил от отца?

  • Какие качества в этой сцене проявляет Софья?

  • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?»

  • Понравилось ли вам исполнение ребят? Чье особенно?

  1. 6. Видеофрагмент : последний монолог Чацкого в исполнении актёра Олега Менщикова. Интернет –ресурсы: Перова.Ru «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

7. Анализ монолога.Рефлексия. Слайд 17


  • Что в этой сцене узнаёт Чацкий?

  • . На что у него открываются глаза?

  • Справедливо ли он обвиняет Софью?

  • Чем он возмущён, каким качеством Софьи?

  • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?

  • В чём «мильон терзаний» Чацкого?

  • Каков пафос (чувство) его монолога?

  • Понравилось ли вам исполнение актера Олега Менщикова?

Слово учителя:
В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни” , “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний” . Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!»

9. Итоги урока. Слово жюри.

Выставление оценок за тест и актёрскую игру.
Дом.задание: (Слайд 18) прочитать критическую статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать:

Литература.


  1. А.И.Грибоедов «Горе от ума»

  2. И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

  3. Г.О.Винокур “Избранные работы по русскому языку” М., 1959 г. стр. 260 – 263.

  4. В.Я. Коровина. Учебник литературы 9 кл.- М.:Просвещение 2010

  5. В.Я. Коровина. Пособие для учащихся «Читаем думаем,спорим…»9 класс -М.: Просвещение,1998

  6. Интернет-ресурсы: Перова. Ru Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

Подготовила урок Афанасенко Елена Ипполитовна, учитель русского языка и литературы Ломоносовской школы №5

Тема урока: Финал комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», его идейно-композиционное значение

Цели урока:

помочь учащимся осознать философское значение не только финала, но и всей комедии в целом через всестороннее рассмотрение финальной сцены;

развить аналитические умения учащихся;

формировать положительные нравственные ориентации.

Много было споров о финале. …

З. Гипиус: « немая сцена выражает идею власти и закона, но своеобразно трактованную»

А.Воронский: «Символическое выражение умерщвления»

М.Храпченко: «Появление жандарма и немая сцена представляет собою внешнюю развязку» Полная развязка комедии заключена в монологе Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

В.Ермилов: « правдоподобие финала комедии»

Гоголь: «Немая сцена выражает идею закона, при наступлении которого все «побледнело и потряслось».

Многие просто проигнорировали эту сцену, которая для Гоголя была основной, выражала сущность авторской концепции воскресения человека, а не его «умерщвления» в результате многочисленных потрясений.

Прежде чем говорить о финале и концепции автора, выраженной в ней, давайте восстановим событийный ряд комедии, чтобы понять логику финала и через неё замысел автора.

Ребята представили событийный ряд

1«К нам едет ревизор ! - удар, молния. Завязка, как гром среди ясного неба. Начало, как и конец драматично, сильно.

2.Реакция на удар - замешательство . Испуг, но еще не страх.

3.Все приходит в судорожно - лихорадочное движение . “Успеть, успеть, успеть! Привести в порядок город”

4. Дыхание не переведено, опять удар : ревизор уже здесь!

5. Оцепенение и замешательство . Точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а “брать ревизора”. О боже мой, Боже мой! Едем. Дай только …чтобы сошло с рук поскорее» .

6.Опять удар - непредсказуемость поведения «мнимого» ревизора усиливает испуг Городничего , переводит в безудержный страх.(не по плану)

7. « О, тонкая штука! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, слава Богу! Деньги взял. Дело пойдет на лад…». Можно и дух перевести

8.Но страх возрастает вопреки всякой логике. «Страшно просто; а отчего, и сам не знаешь» Свита делает короля и трепещет . (Городничий «Ва-ва-ва…шество..»)

9. «Счастливая развязка» и грезы о светской жизни Городничего и его жены. « …Черт возьми, очень хочу быть генералом»

10. Новый удар - ревизор ненастоящий! Удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения . (Чему смеетесь? над собой смеётесь! Эх, вы! …Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц.»)

11. Последний сокрушительный удар и …онемение -окаменение Наивысшей точки достигает трагическое именно в «немой сцене».

Итак, перед нами финал комедии с комментариями критика.

Критик: Герои гоголевского города позабыли о ревизии совести, о евангелических заповедях, погрязли во взяточничестве, казнокрадстве, лжи. «Срывать цветы удовольствия», повелевать и быть на вершине олимпа власти – цель и смысл их жизни, а средства всякие хороши. Но «Сколько бы веревочке ни виться, а конец будет». Всё действие комедии движется к своему логическому концу по замыслу автора…

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни, не подозревая о жестокой, а впрочем, справедливой расплате…

(сцена упоения мечтами о будущей жизни)

И в этот счастливый момент, когда они уже почитают себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с очень важным сообщением. Подобно грому прозвучали слова почтмейстера:

(сцена с письмом, приложение)

Раздавленный городничий произносит обличительную речь не столько вертопраху Хлестакову, сколько окружившим его и злорадствующим над ним чиновникам.

( сцена обличительного монолога Городничего, приложение )

И только внезапное явление жандарма прерывает его горячий монолог.

(сцена появления жандарма, приложение)

Настоящий гром обрушился на головы присутствующих в доме градоначальника в момент появления Жандарма , сообщившего о приезде настоящего ревизора. Причем он предстал перед ними как будто страшный призрак, ибо все мертвеют при его появлении. Известие о настоящем ревизоре всех повергает в шок.

Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.

Учитель: Что объединяет и разъединяет развязку и завязку комедии

Ответы учеников : Развязка, как и завязка «обнимает все лица, но только уже производит не переполох в уездном городе, а священный ужас, заставляет героев не саморазоблачаться, как при завязке, а в ужасе онеметь от содеянных грехов.

Учитель: Почему такой священный ужас вызвал образ Жандарма у чиновников? Ведь они уже худо - бедно, а следы своих преступлений прикрыли, видимость преобразований сделали.

Учитель: Обратимся к афише «Ревизора». Определите ее назначение. Подумайте, почему жандарм оказывается незаявленным в афише. Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?

Ответы учащихся: Жандарм – представитель государственной власти, которая призвана карать пороки. В то же время жандарм – посланник Провидения, высшей силы, более могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх.

Гоголь эту мысль разъясняет в написанной им дополнительно "Развязке Ревизора" и вкладывает в уста 1 и 2 –го комедийного актера. Давайте ее послушаем.

Первый комический актер:

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе!

Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. А ревизор его кто?

Второй комический актер:

Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется. Потому что по Именному Высшему повеленью он послан. И тогда откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Обратим внимание на то, как расположены герои на сцене.

(Назовите центральные фигуры – городничий и почтмейстер, остальные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон).

В чём необычность позы городничего?

(«Городничий посередине в виде столба, с распростёртыми руками и запрокинутою назад головою». Что напоминает фигура городничего? (Крест, распятие) Это символическая картина именно Страшного суда. Вывод ребят: «Немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, во-вторых, мотив неминуемого наказания за грехи, неминуемого «ревизора».

Учитель: Гоголь считал, что общественные пороки некая проекция недостатков духовного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться.

Учитель: Так социальный конфликт комедии получает философскую трактовку: истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

(“Противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, его духовное наполнение Животному началу, потребительскому нутру человека".

Обратимся к эпиграфу, в котором лаконично сформулирована идея комедии и ее основной конфликт. (“Противостояние божественного начала, нравственного идеала, совести внутри человека, животному, смертному началу, потребительскому нутру человека")

Каково место расположения почтмейстера на сцене? Какова его поза?

(Персонаж, превратившийся в вопросительный знак, обратившийся к зрителям, стоит за городничим).

Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегорическое воплощение на сцене.

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов).

КАКИМ ТЫ, ЗРИТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ), ВСТРЕТИШЬ СУДНЫЙ ДЕНЬ?

Эта линия глубинно духовного пласта пьесы

Учитель: Вот такой сложный вопрос ставит перед нами писатель, заставляя нас задуматься о нашей жизни, наших поступках, наших делах.

А что же ревизор реальный?

Давайте попробуем вывести его на сцену.

Как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной противоположностью.

(Ответы учащихся). Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлестакова. Тогда после «немой сцены» действие комедии повторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хлестакова будет действовать настоящий ревизор.

Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ немой сцены), то развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким образом, становится символом последнего – судного дня – дня жизни города.

Дом. задание: подготовка к контрольной работе (вопросы в тетради)

Источники:

Комедия Грибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова, с их подлинными проблемами и не только личными, но и общественными конфликтами.

Очень точно об особенности построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Это принципиальное положение позволяет правильно оценить и понять как проблематику, так и героев комедии, а значит, разобраться в том, каков смысл ее финала. Но прежде всего надо определить, о каком финале идет речь. Ведь если, как убедительно говорит об этом Гончаров, в комедии две интриги, два конфликта, значит, и развязок должно быть две. Начнем с более традиционного - личного - конфликта.

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои с четко определенной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника - удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери, и горничная, устраивающая свидания влюбленных, - так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчапина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и черты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго - комического - «любовного треугольника» (Молчалин -Лиза). Но на самом деле оказывается, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает особое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин явно не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов несколько отходит от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весьма неоднозначно, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Еще больше отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки - Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчива и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и непринужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Грибоедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чертами, роднящими ее с геро-ем-резонером: она дает четкие, даже афористичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» - о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Очевидно, ничего подобного в финале «Горе от ума не происходит». Фамусов действительно о реальном положении вещей так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об истинных пристрастиях своей дочери - он считает, что Софья влюблена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, прежде всего для Молчалина, конечно. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типичного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности - недаром же Молчалин так боится проявления к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосторожности девушки:

А меня так пробирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянет!.. -

жалуется Молчалин Лизе. Да и все другие участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические образы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя совсем не так, как предусматривали правила классицизма.

Отвечая на упреки в «отсутствии плана», то есть именно того, о чем только что было сказано, Грибоедов утверждал, что напротив, его план «прост и ясен по исполнению. Девушка, сама на глупая, предпочитает дурака умному человеку». Точнее, пожалуй, не скажешь. А в результате получается, что даже в том, что как-то еще и сохраняло связь с традициями классицизма, Грибоедов выступил подлинным новатором. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это, увы, довольно часто бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно ошибочный путь, но им самим это неведомо.

Так, Софья явно ошиблась в Молчалине, но она верит, что тихий молодой человек на самом деле похож на благородных героев сентиментальных романов, которые она так любит читать. В то же время, предпочитая повелевать, а не подчиняться, она резко отвергает благородного, но излишне пылкого, иногда даже запальчивого в спорах Чацкого, умудряющегося ненароком задеть столь дорогого сердцу Софьи Молча-лина. В результате вместо того, чтобы развлечь, рассмешить девушку, Чацкий вызывает на себя бурю ее гнева. Она жестоко мстит незадачливому влюбленному: запускает в общество сплетню о его сумасшествии. Но и саму ее ждет глубокое разочарование: Молчалин оказывается обыкновенным карьеристом и подлецом.

Не подличайте, встаньте...

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ждать, не стоите вы их, -

гневно бросает Софья Молчалину, уличенному во лжи по отношению к ней. но прозрение наступает лишь в финале.

Но и Чацкого ждет весьма неожиданное открытие. С самого начала он жил в мире своих иллюзий: он почему-то решил, что Софья, после его неожиданного отъезда из дома Фамусова три года назад, относится к нему все с той же симпатией, хотя никаких оснований для этого мы не видим - ведь он даже писем ей не писал. Потом, почувствовав наконец ее холодность, он начинает искать соперника - и находит его в лице Скалозуба, опять же без всяких на то оснований в поведении или словах со стороны Софьи. Она девушка независимая и вряд ли так легко может принять мнение своего отца о молодом и перспективном полковнике. У нее свои представления о муже, впрочем, тоже в чем-то напоминающие традиционный для фамусовского общества образ мужа-мальчика, мужа-слуги.

У Чацкого все же возникло подозрение насчет Молчалина как о возможном сопернике, когда Софья упала в обморок, увидев, как того сбросила лошадь. Но встать на позицию девушки Чацкий не может, он слишком убежден в своих суждениях, в том числе и о Молчалине, а значит, по его мнению, и Софья любить такого человека не может. По какой-то весьма странной логике он, услышав, как Софья без удержу расхваливает Молчалина, делает парадоксальный вывод: «Она его не уважает. ... Она не ставит в грош его».

Так Грибоедов ведет действие к закономерному финалу: крушению иллюзий всех основных героев. Но мотивирован такой финал не с точки зрения традиционной «системы амплуа», а с позиций психологического облика каждого из героев, внутренней мотивировки их поступков, вытекающей из индивидуальных особенностей персонажей.

Как видим, все у Грибоедова идет «не по правилам»: и герои не те, и сюжет развивается не так, и в финале вместо традиционного nappy-end’a всех ожидает крушение иллюзий и надежд. Кстати, эта «неправильность» комедии вызвала отрицательную оценку у многих современников Грибоедова, хотя, разумеется, истинные знатоки искусства, сразу оценившие новаторский характер произведения, давали очень высокие отзывы о ней. И все же даже Пушкин, как известно, далеко не во всем принял это произведение, в частности, ему показался неубедительным характер Чацкого, по всей видимости, именно потому, что в нем сохранялись черты героя-резонера.

Но у пьесы есть и другая линия развития, а значит - финал другого конфликта. В нем Чацкий как представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи вступает в неравную борьбу с фамусовским обществом - тем консервативным большинством, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он - один против всех и финал конфликта, по сути, предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него все же мучительно: он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, как ни говори, он любит Софью, а потому он действительно страдает, получая свой «мильон терзаний», что придает финалу комедии даже трагическое звучание:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», - в отчаянье кричит Чацкий. Но свет широк, в нем можно найти не только место, «где оскорбленному есть чувству уголок», но и своих единомышленников, свое дело в жизни. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами - а это делали еще современники Грибоедова, сами декабристы, с которыми автор «Горе от ума» был хорошо знаком, - тогда нам остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Продолжая разговор о значении финала столкновения Чацкого и фамусовского общества, Гончаров отмечал, что, несмотря ни на что, герой нанес консерваторам «смертельный удар качеством силы свежей». Может быть, говорить о «смертельном ударе» несколько преждевременно, но очевидно, что некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь - и виноват в этом Чацкий. Нет теперь покоя старым московским «тузам» и знатным барыням, потому что нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще и сильны. Гончаров абсолютно прав, называя Чацкого «передовым воином, застрельщиком», который всегда является и жертвой - такова судьба тех, кто идет первым.

И быть может, главный смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума» для нас в том, что человек, осмелившийся идти первым в эпоху перелома, смены одного века другим, крушения старых представлений и появления ростков новых, должен быть готов принести себя в жертву. Всегда, во все времена горе тому уму, который осмелился противопоставить новые понятия общепризнанным. Но и хвала человеку, который может сохранить такой ум свободным и здравым, несмотря на все превратности его личной судьбы.