Художественные декорации. Театральные декорации, в античности. Как создаются жесткие театральные декорации

Для того, чтобы постановка была успешной, важно не только правильно подобрать актеров. Атмосферу на сцене создают также декорации. Можно сказать, что декорациям столько же лет, сколько и театральному искусству, потому что даже при первых постановка использовали различный реквизит.

Жесткие и мягкие декорации

Декорации бывают двух видов:

  • жесткие.

Жесткие конструкции условно делят на плоские и объемные, однако на самом деле разновидностей намного больше. Декорации могут быть обыгрываемыми и использоваться актерами во время выступления. Например, различные лестницы, заборы, столы могут использоваться во время постановки. Не обыгрываемые декорации просто служат статичным фоном и создают атмосферу, антураж.

Жесткие декорации производят в основном из дерева и дюралюминия. Для деревянных конструкций выбирают недорогую, но прочную древесину хвойных пород. В некоторых случаях при производстве декораций уместно использовать легкие металлы.

Мягкие декорации выпускают из тканей, они могут быть гладкими, драпированными, живописными или содержать аппликации. Бархат, холст и тюль - самые популярные материалы на сцене. Также сегодня для производства изделий используют синтетику и нетканые материалы. Они практичны и создают нужный эффект.

Существует множество способов создания театральных декораций, они разрабатывались веками. Сегодня в сценографии не создается ничего принципиально нового - все уже было придумано заранее. Однако в искусстве декорирования появляются новые материалы и технологии.

Декорации на сцене, как правило, многослойные. Это не только фон позади актеров, но и весь необходимый инвентарь. К декорациям относят даже занавес и кулисы.

Требования к инвентарю

Качественные декорации соответствуют нескольким важным требованиям. Важно, чтобы их можно было легко собрать и разобрать без потери свойств материалов. Существуют сложные в изготовлении изделия, однако в идеале декорации должны быть просты в производстве. Тогда при поломке изделие можно будет быстро восстановить.

Декорации нужно хранить, и желательно, чтобы они не занимали слишком много места. Поэтому среди важных качеств конструкций - портативность и мобильность. Также декорации должны быть легкими и прочными. Это не всегда возможно при производстве жесткого реквизита. Однако мягкие декорации соответствуют этим требованиям на 100%. Чтобы сделать их еще легче, для декораций стали использовать современные материалы.

Декорации используются на сцене в течение многих лет. Кроме того, их могут временно размещать на складе и даже перевозить в другие города. Поэтому к изделиям предъявляются такие строгие требования.

Если конструкция не отличается практичностью, то ее эксплуатация потребует регулярных расходов. Декорации придется ремонтировать, разбирать, заказывать перевозку в особых условиях. Не исключено, что такой инвентарь в театрах используют, но в редких случаях, когда альтернативы нет.

Практичные декорации не требуют лишних затрат и не теряют своих свойств в течение многих лет. В некоторых случаях при производстве изделия стоит переплатить и заказать конструкцию из более дорогих материалов, если это продлит срок его службы. Однако с появлением синтетики и нетканых материалов театры могут уже не переплачивать при изготовлении декораций.

Как создают декорации

Декорации создают по предварительному эскизу. Эскизы делают, детально прорабатывая каждую из сцен. При этом учитывают все детали. Главная декорация в сценах - фон, после нее идут предметы для антуража, окружающие участников действа. Сценограф начинает работать с готовыми эскизами, он создает предварительный макет. Макет - еще не декорация, это только модель.

Создав макет, можно определить, насколько точно определен размер изделия. В некоторых случаях приходится вносить коррективы. Именно поэтому декорации создают только после изготовления пробного макета. Рисунок на конструкцию наносит художник, за действиями которого следит режиссер.

После подготовки макета изделие отправляется в специализированный цех, где производят декорации. Здесь создают конечный товар - изделие, которое будет украшать сцену. Макет, который отправляют для производства, обычно является уменьшенной копией декорации. Перед мастерами стоит задача воспроизвести конструкцию в увеличенном размере. Мягкие театральные декорации порой создавать не легче, чем твердые - все зависит от особенностей изделия. Некоторые декорации имеют множество сложных элементов.

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй и т. д.) обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации

1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации
к балету П. И. Чайковского "Спящая красавица".
1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова

1906.

А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1906.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.

Сценическая живопись в античном театре.

Существенной частью театрального перформанса и его пространственного оформления были декорации. Сохранившиеся пьесы ясно показывают, что декорации в театре, несомненно, существовали, для них была характерна та же художественная условность, которая отличала театральное искусство в целом.

Драматические постановки представляли собой агон, условия которого должны были предполагать некое изначальное равенство. Так как пьесы представлялись в течение всего светового дня без больших перерывов для существенной перемены декораций, изменение сцены в одной и той же драме было почти невозможно; разница декораций даже между тремя трагедиями должна была быть незначительной. Создавался общепринятый условный фон, который мог сохраняться не только для представляемых трагедий, но, возможно, и для комедий, что вполне вписывалось в общий художественный контекст. Декорации должны были не только обозначать место действия и в некотором смысле эффектного оттенять фигуры актеров, но и быть простыми и хорошо понятными зрителям.

Истоки сценической живописи (др.-греч. σκηνογραφία) относятся еще ко времени Эсхила. По словам Витрувия, самосский художник Агафарх писал декорации для Эсхиловых пьес и к тому же оставил специальное сочинение об этом: «Впервые в Афинах, в то время как Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил сцену и оставил ее описание» (VII, praef. 11, пер. Ф. А. Петровского). Однако Аристотель приписывает первое употребление декорационной живописи Софоклу (Poet., IV, p. 1449 a 17). Некоторые исследователи пытаются соединить эти два сообщения, в связи с чем относят деятельность Агафарха к концу жизни Эсхила, когда уже и Софокл пользовался славой драматического писателя.

Первоначально стена скены с выходящими на проскений дверями использовалась лишь для выхода актера. Раскрашенных декораций в ранних трагедиях Эсхила почти не было: в «Просительницах» упоминаются только алтарь и изображения или символы богов, в «Прометее» - только скала, к которой прикован титан. В других сохранившихся пьесах основные декорации указываются более или менее определенно. Так, например, в Эсхиловых «Персах», «Агамемноне» и «Хоэфорах» действие происходит перед дворцом (чаще всего в драмах изображался именно фасад дворца), в начале «Эвменид» — перед храмом. У Софокла в «Антигоне», «Эдипе-царе», «Электре» и «Трахинянках» декорации представляют собой дворец, в «Филоктете» - пещеру, в «Эдипе в Колоне» - лесистую местность со священным участком. В пьесах Еврипида действие происходит обычно перед дворцом, иногда перед храмом или деревенским домом («Электра»), а в сатировской драме «Киклоп» - перед пещерой. При этом одна и та же декорация могла быть задействована для представления различного места действия: если в первой из трагедий эсхиловской трилогии «Орестея», в «Агамемноне», фасад скены представлял дворец Агамемнона, то в «Эвменидах» он с таким же успехом изображал храм Аполлона в Дельфах, а затем храм Афины в Афинах, причем в этом последнем случае, видимо, менялась лишь статуя божества. Вообще, скульптурные и архитектурные декорации (статуи богов или одного бога перед дворцом, алтари, гробницы и т. п.) довольно часто использовались наряду с нарисованными. Так, в «Ипполите» Еврипида перед фасадом дворца стояли две статуи - Артемиды и Афродиты. Ипполит, выходя на сцену, увенчивал только статую Артемиды, и его непочтительность к Афродите сразу была видна публике.

В середине V в. до н. э. расписные декорации, нарисованные на досках или плотной материи, прислонялись или подвешивались к стене проскения, которая была сначала деревянной. А впоследствии, когда проскений приобрел форму каменной колоннады, декорации размещались в промежутках между колоннами. Однако и тогда характерной особенностью росписи оставались простота и условность изображений, о чем свидетельствует римский архитектор Витрувий, у которого мы находим наиболее подробные сведения о декорациях в греческом театре: «Сцены бывают трех родов: во-первых, так называемые трагические, во-вторых - комические, в-третьих - сатирические. Декорации их несходны и разнородны: трагические изображают колонны, фронтоны, статуи и прочие царственные предметы; комические же представляют частные здания, балконы и изображения ряда окон, в подражание тому, как бывает в обыкновенных домах; а сатирические украшаются деревьями, пещерами, горами и прочими особенностями сельского пейзажа» (V, 6, 9). Примечательным в этом свидетельстве Витрувия оказывается указание на принцип изображения части вместо целого: вместо здания изображаются лишь его элементы (вместо дворца - колонны, фронтоны; вместо частного здания - ряд окон).

Известно, что театральные спектакли и праздничные представления крайне редко обходятся без специального реквизита и декораций. Не стоит недооценивать важность этого вопроса, ведь декорация является неотъемлемым элементом торжества или театрального мероприятия, способная создать у зрителя определенный настрой и продемонстрировать творческий вкус ее создателей и организаторов. Оформление сцены для театрального представления - сложный и ответственный процесс.

Театральные декорации не должны отвлекать внимание зрителя от действия, развивающегося на сцене и, в то же время, они должны гармонично вписываться в общую идею спектакля или представления - наши дизайнеры помогут Вам правильно зонировать сценическое пространство, а также скрыть его возможные недостатки, которые нередко встречаются в старых зданиях. Кроме того, не стоит забывать и о том, что декорации для сцены должны быть максимально устойчивыми, безопасными и мобильными. В качестве материалов для изготовления декораций для театра сегодня широко используются самые различные варианты: различные виды пластика, картон, МДФ, профиль, древесина, а также алюминий и другие металлы. Использование современного фрезеровального оборудования делает изготовление театральных декораций еще более технологичным процессом и позволяет без особых проблем воплощать в жизнь элементы декораций сцены по эскизам практически любой сложности.

Для художественного оформления сценических декораций используются различные виды печати на бумаге, ткани, специальных пленках, баннере и т.д. Также для театральной сцены довольно широко используется современная технология широкоформатной интерьерной печати . Существует возможность изготовления специальных декораций сцены с корпоративной символикой, которые станут незаменимым стильным и функциональным атрибутом любого корпоративного зрелищного мероприятия, проводимого как в помещении, так и под открытым небом (иногда специальные декорации используют даже для проведения так называемых open air). Для изготовления декораций для наружного применения мы используем специальные, особо прочные материалы, неоднократно зарекомендовавшие себя для использования в условиях городски улиц.

Если Вы не обладаете временем, достаточным для производства декораций, NEWelements может предложить широкий ассортимент готовых решений оформления сцены , которые Вы можете купить или арендовать. На Ваш выбор декорации для событий любой тематики: театральные постановки, детские спектакли и сказки, свадьбы , новогодние вечеринки, церемонии и корпоративные мероприятия. Высокое качество и доступная цена на аренду декораций в нашей компании Вас приятно удивят.

Качественное оформление сцены: изготовление декораций по индивидуальному эскизу, производство декораций в срок, а также профессиональная установка конструкций убедят вас в надежности команды NEWElements. Наши искусные работы смогут наилучшим образом отразить тематику проходящего события и станут настоящей «изюминкой» представления. Ваше торжество вызовет массу восторженных отзывов и надолго останется в сердцах зрителей.