Роль искусства в обществе. Значение искусства в современном мире и перспективы его развития. Искусство в эпоху информационных технологий

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой - значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было не отторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? В более поздний период этот вопрос ставился неоднократно, но ответы на него не были однозначными. В настоящее же время ответить на вопрос о значении искусства стало еще сложнее. Сегодня все ученые разделились на два лагеря.

Представители первого считают, что современное общество радикально отличается от всех предшествовавших форм человеческого существования. И, как писал когда-то Ортега-и-Гассет,". возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади себя ничего образцового, ничего приемлемого для себя. Следы духовной традиции стёрлись. Все примеры, образцы, эталоны бесполезны".

Сегодня в мире электронных медиа, пространств общения, парков развлечений, где межличностное общение заменяется и символизируется товарами, индивидуум испытывает своеобразный вакуум субъективности. Он не только не чувствует своей национальной идентичности, но становится неким "полым" субъектом, лишенным каких-либо устойчивых характеристик и духовных ориентиров.

Ученые свидетельствуют об утрате всякой надежды не только на перемены в обществе, но и на его понимание. Главным стремлением оказывается желание прожить настоящий момент для себя лично, не ради славы предков и не для будущих поколений. "Мы теряем чувство исторической протяженности, - пишет американский философ Кристофер Лэш, - чувство принадлежности к поколениям, которые, родившись в прошлом, простираются в будущее". Эту определяющую тенденцию в обществе он называет "коллективным нарциссизмом". И поскольку общество не имеет будущего, то является нормальным жить текущим моментом, фиксировать внимание на нашей "личной репрезентации". При этом стремление к личному выживанию является единственной стратегией. Эта сосредоточенность на собственной личности формирует моральный климат современного общества.

Таким образом, исследователи, принадлежащие к первой группе, считают, что современный человек не только не только не производит предметов искусства для настоящего и будущих поколений, но и не обращается к предметам искусства прежних эпох. А это в свою очередь приведет к тому, что искусство в его общем понятии вообще вскоре перестанет существовать.

Представители же второго лагеря говорят о том, что в условиях современного общества наблюдается рост роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей.

Современной общество сейчас находится в так называемом "переходном периоде". А в переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что широкий круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Ученые этой группы считают, что миром овладела массовая культура западных стран. Но это господство постепенно сходит на нет. И сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры.

Кто прав, а кто нет - это риторический вопрос. А на него, как известно, невозможно дать ответ. Но хотелось бы верить, что в данном случае правы представитель второго лагеря. Ведь в нашей стране наблюдается небольшое, но возрастание интереса к всемирно признанным предметам искусства и к элитарному искусству в целом.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации. В то же время искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

Художественное осмысление и репрезентация современного мира требует от художника максимальной чувствительности ко всем областям жизни и ее болевым точкам, а также способности выразить свое видение наиболее адекватными средствами из широкого арсенала арт-технологий (компьюарт, интернетарт, видеоарт и так далее). Акт художественного творчества предполагает тонкое и внимательное отношение ко всем существующим процессам и элементам культуры. Современное искусство часто даже обозначают также термином "актуальное", чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер. Такие высокие требования к современным художникам привели к необходимости создания учебного заведения нового типа, вполне адекватным вариантом которого являются школы современного искусства, основанные на принципах интердисциплинарности и свободного сотворчества учащихся и преподавателей, преодолевающего узкие рамки традиционной научной, образовательной, художественной и профессиональной фрагментации, а, следовательно, и социального отчуждения.

Если же говорить о перспективах дальнейшего развития искусства с целью его сохранения, то следует прислушаться к мнению известных ученых-практиков, которые считают, что искусство отдельных стран должно интегрироваться. Сегодня, когда интегративные процессы в мире стали реальностью, стало очевидным, что культурная интеграция является более сложным понятием, чем интеграция политическая. Об этом свидетельствуют продолжающиеся споры о том, что представляет собой мировая культурная общность, каково соотношение стихийных и регулируемых процессов в ее установлении, как сохранить самобытность национальной культуры, избежать ее растворения в обезличенном потоке массовой культуры, который не знает преград и неудержимо заполняет ниши и территории, считавшиеся ранее заповедными очагами традиционного и национального. Однако следует помнить, что национальным искусство является не тогда, когда оно просто использует национальный колорит, а когда оно становится необходимым для создания автопортрета нации. А значит, не искусство нуждается в национальном сознании, а национальное сознание нуждается в искусстве, сохраняющем национально-культурную идентичность. Но чтобы не допустить такой ситуации, когда личность будет развита односторонне и фрагментарно, необходимо стремиться к созданию единой мировой культуры с особенностями, исходящими из национальной самобытности.

Наступает время проанализировать все "за" и " против" ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо.

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования и распространения отечественной классики и произведений отечественного кинематографа. Следует наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Обращение к классике возможно даже в наши дни, ведь искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова "Перспективы человека" содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: "Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном, в конечном счете, постоянной обращенностью к человеку". И если наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, находит соответствующие средства для этого, свой язык, то произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме".

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается. А закончить реферат я бы хотела словами немецкого поэта Иоганесса Бехер:

"Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!".

искусство эстетический феномен

- 75.00 Кб

Роль искусства в жизни общества, его функции

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно- образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», - говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.

В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

Цель искусства - раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.

Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху - эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей.
Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития.

Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.

Живя в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений.
В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности.

Уровень развития искусства, достижение им высокой эстетической ценности, подчеркивает К. Маркс, не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.

Прогресс искусства сильнее и ярче проявляется в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм - художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах... которые их окружают и заставляют действовать...»,- подчеркивает Энгельс, говоря об особенностях демократического реализма 19 в.

Реализм в искусстве - понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения - новых общественных отношений, нового уклада жизни,- так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни.

На ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.

Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей - критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, утверждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером.

Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм - новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.

Искусство социалистического реализма правдиво запечатлевает уклад жизни и наглядно воплощает мир этических и эстетических чувств, мыслей и идей социалистического коллектива. Оно воспитывает народ в духе социализма и коммунизма. «Наш реализм сугубо динамичен... Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей... Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны,- как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса»,- подчеркивал А. В. Луначарский,- «но он (реализм) насквозь отдается борьбе, он весь насквозь - строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и его вождей, он понимает великое значение того первого основного боя и того первого акта мирового социалистического строительства, которое происходит в нашей стране.

Кроме эстетической, художественной функции, являющейся для искусства специфической, оно выполняет также неспецифические функции. В многообразии эмоций, переживаемых человеком при восприятии произведений искусства, можно выделить даже витальные (так, возможна реакция на натюрморт с изображением аппетитных фруктов как на реальные плоды). Конечно, это далеко не самое важное, во имя чего создаются произведения искусства.

Многие наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В зависимости от овладения языком искусства люди получают удовольствие от разных произведений. В этом заключается гедонистическая функция. Человек образованный, эрудированный способен получать духовное наслаждение от освоения произведений более широкого видового и жанрового спектра, разных школ и направлений.

Искусство помогает нам развлечься и расслабиться, снять напряжение, то есть выполняет рекреативную функцию. Для того чтобы выполнять эту функцию, искусство может не быть сложным, требующим особых интеллектуальных и душевных затрат. С задачей развлечь человека, отвлечь его от повседневного, рутинного течения жизни способно и массовое искусство.

Однако процесс восприятия искусства диалектичен. Искусство не только удовлетворяет потребности человека, но и актуализирует, пробуждает, формирует их. Можно прийти в театр развлечься, а уйти изменившимся нравственно. В этом случае обнаруживается воспитательная функция искусства, которая заключается в его способности обогащать, расширять и возвышать сферу человеческих потребностей. Искусство выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность , предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

Искусство может рассматриваться и как способ коммуникации, в нем закрепляется связь между человеком и обществом, благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны. Если же рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение (функция трансляции ), поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Познавательная функция искусства В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов.

Великие произведения искусства, скажем, произведения живописи, после создания существуют не только и не столько в музеях, сколько в духовном мире человечества. Так, например, «Владимирская Богоматерь», византийская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галерее, не только представляет собой бесценный подлинник (доска, левкас, темперная живопись), но и живет самостоятельной жизнью, став фактом общественного сознания. Раз созданный художественный образ наполняется все новым и новым смыслом, претерпевает многочисленные эволюции, связанные с историческими изменениями духовного мира людей.

Воспитывая человека, помогая ему постигать духовные ценности, искусство способно формировать общественные идеалы, социальные роли индивида, то есть выполняет социальную и идеологическую функции. Способность апеллировать к социальным потребностям человека во все времена делала искусство оружием острейшей идеологической борьбы, в бурях которой одни произведения горели на костре, а другие становились знаменем, ведущим в битвы тысячные массы людей.

Однако функцию познания может осуществлять наука, рекреативную функцию – физическая культура, например. Удовлетворение человеческой потребности в красоте – также не монополия искусства. Что же является функцией исключительно искусства?

Искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу человека, в этом заключается его эмотивная функция. Произведение искусства должно вызывать у человека интерес, дарить удовольствие от его восприятия, будь то чтение, просмотр или созерцание. Оно способно переселить нас в мир художественного вымысла, заставить сопереживать, сочувствовать персонажам, лирическому герою, примерять на себя душевное состояние, запечатленное в нем. Причем эмотивная функция, в отличие от всех вышеперечисленных, присуща всем произведениям искусства вне зависимости от их видовой или жанровой принадлежности.

Однако эмоции способны вызывать не только произведения искусства. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмоции. В отличие от реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций. Чтобы человек переживал эмоции в процессе освоения произведения искусства, необходимо воздействовать на его воображение, включить человека в событие. Это совершается, как уже отмечалось, с помощью создания художественного образа.

Описание работы

Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», - говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

Горина Елена, 17 лет

БОУ НПО «ПУ №33» г. Называевск

Руководитель Бондарькова Татьяна Викторовна,

Преподаватель русского языка и литературы

Роль искусства в жизни общества

(эссе)

Многие века складывалась культура народа. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Оно тем и прекрасно, что создаётся избранными, а принадлежит миллионам и передаётся из поколения в поколение. Бессмертны прекрасные творения Рафаэля и Айвазовского, Данте и Шекспира, Моцарта и Чайковского, Пушкина и Лермонтова. «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле», - справедливо заметил Бертольт Брехт. Культура прошлых поколений создала нас теперешних. Без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Вопросы о роли искусства в обществе, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Образом художника Чарткова писатель показывает, что на пути истинного творца имеются преграды: это и желание прославиться, и стремление к быстрому обогащению деньгами. Художник, как и любой человек, подвержен соблазну. «В страсти к искусству, - говорил Гоголь,- много искушающей прелести увлечения – но только в соединении с любовью к добру, к светлому в человеке может просветить она и творящего, и тех, для кого он творит».

Главный герой избирает другую дорогу. Он губит красивые полотна, убивает добро. А талант, расставшийся с добром, - это разрушитель личности. И автор выносит приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил». Ведь талантом наделён не каждый человек, потому свои способности и силы он должен умело направлять, должен распространять любовь, свет, тепло, поучать. Вообще, Н.В.Гоголь рассматривал искусство даже как разновидность государственной службы. Кто имеет талант, тот должен быть чище.

Талант без веры, без покаяния в грехах не принёс пользы ни Чарткову, так и не сумевшему очистить свою душу и сошедшему с ума, не принесёт пользы и людям.

Истинное искусство должно иметь доброе гуманное начало с вековыми традициями. А сегодняшнему обществу, где утеряны многие нравственные ценности, где человека чаще всего оценивают по материальному положению, нужно научиться видеть прекрасное, уметь восхищаться им, самосовершенствоваться. Нужно прислушаться к мудрым словам писателя, актёра, режиссёра и просто человека Василия Макаровича Шукшина:

« Литература должна помочь нам понять, что с нами происходит». Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах.

Я уверена, что замечательное художественное произведение способно повлиять на человека, может сделать его более добрым и чистым, честным и чутким.

Во все времена человеческой цивилизации искусство всегда влияло на духовное развитие человека: или благотворно воздействовало на его моральный облик или, наоборот, вело к деградации личности. В зависимости от того, какие руки его созидали,- добрые или злые, в каком мышлении оно рождалось,- позитивном или негативном...
Всем понятно, что действие (поступки) происходят на основе мышления личности. А мышление развивается на основе той информации, которую впитывает наш мозг. И мы сами делаем выбор, какие мысли наши принимать и действовать соответственно им, или, наоборот, оказывать противодействие. Все зависит от нашего выбора.
Чтобы использовать силу мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности - учеными давно доказано, что мысли материализуются.
«Использование огромных резервов, скрытых в подсознании, позволяет решать самые сложные проблемы повседневной жизни.ю когда логика оказывается бессильной» (Джон Кехо, поэт, филантроп, активный общественный деятель, предприниматель).
С этой точкой зрения согласен и доктор Дэвид Пит, ученый-физик Канадского королевского университета и автор книги «Мост между материей и мозгом», утверждающий, что наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают".
" В 1979 году Роберт Дж. Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности».Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать, что мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность"(из книги Джона Кехо «Подсознание может все!»
«Хорошо,- скажите Вы,-а причем тут роль искусства в спасении человеческой цивилизации?»
Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Мысли совместно с действиями - это движущая сила для реализации либо достойной мечты, либо недостойной. Этот выбор совершается в мозгу мечтателя...» (из книги «Сила мысли» Гленн Бленда, автора бестселлеров и предпринимателя.)
«А причем тут искусство?»- опять спросите Вы. Да потому что искусство - это прямой результат нашего мышления.
Но как изменить наше мышление, как направить наши мысли к позитивной реализации?
Тут нужно вспомнить о духовности.Вернуться к изначальному сотворению человека, когда Бог вложил в него дух. Но человек отошел от планов Бога. начал творить зло изначально, избрав непослушание. Избрав неправильную, но собственную точку зрения. Ева сЪела запретный плод, Каин убил Авеля…
«В своем порабощении виноваты мы сами,
Ни звезды виноваты, милый Брут»
(Уильям Шекспир, перевод М.Столяровой)

И статьи Веры Воровьевой "Актуальное искусство: зритель в поисках смысла" :

В. Кандинский, «О духовном в искусстве».

Всякое искусство отражает эпоху, в которой оно рождено, предвосхищает пути развития культуры, обогащая ее новыми ценностями и идеалами, а также предостерегает общество от возможных ошибок развития. Последняя из названных функций имеет особенно глубокую связь со сферой актуального искусства. Искусство противоречивой эпохи не может не иметь противоречивых направлений. Именно таким направлением является актуальное искусство. Появление и развитие актуального искусства – закономерный процесс. Он затрагивает как отражение болезни и разобщенности, порой абсурдности современного мира, так и осмысление путей исцеления, поиска новых ценностей и новой духовной опоры культуры и человека. Этот творческий процесс, включающий великое множество разнородных явлений, способен как обогатить и возвысить искусство, так и разрушить его основы, связанные с духовным содержанием образа. Попытаемся понять, почему.

Каков возможный смысл и созидательный потенциал актуального искусства?

Современное общество, имея огромный потенциал к развитию, в немалой степени характеризуется утратой незыблемых стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого, рожденных различными идеологиями,оказались ограниченными, деструктивными, несостоятельными, несбыточными. Ценности, способные не разъединять, но объединять и по-настоящему возвышать человечество, находятся в стадии формирования и осмысления, требуя истолкования прошлого и настоящего на более высоком уровне понимания, без разделения на абсолютное добро и зло, без тотального отказа, восхваления и очернения различных путей развития. Глубина экологического, политического, духовного разлада внутри современного общества приводит к настоятельной необходимости создания новой концепции существования человека в мире, подразумевающей поиск зерна смысла и мудрости в каждом опыте прошлого, а также необходимости создания нового многообразного единства идей и культур...

...Рождение актуального искусства связано с разочарованием во всесилии разума и потому связано с аппеляцией к миру чувственного, субъективно-личностного. Аппеляция к миру чувственного, к подсознанию и душе зрителя на уровне абстрактных форм, концептов, образов и творческих действий художника, очищенных от второстепенного содержания и ясного сюжета, таит в себе новые, еще не исследованные возможности духовного воздействия на зрителя.

Рождение актуального искусства в его самых пронзительных проявлениях можно рассматривать как реанимацию человеческой души, умирающей от отсутствия сильных чувств и впечатлений в безразличии и бездуховности будней нашей эпохи.

Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жизни. Такое осознание ведет к тому, что человек уже не может механически воспроизводить ограниченный набор реакций и не страдать.

Созидательным потенциалом обладает область актуального искусства, связанная с поисками новой выразительности абстрактного образа. В творческом поиске художник совершает движение от отображения формы объектов и явлений к передаче их многомерного внутреннего содержания, идеи, смысла, вибрации, уникальной творимой ими атмосферы. Как многими веками ранее иконописец отошел от детальной передачи анатомии и пропорций человеческого тела во имя запечатления духа, пребывающего в этом теле, так и талантливый современный художник, создающий абстрактный образ, стремится к осмыслению и отображению сокровенной сути вещей.

Данная область творческого поиска способна обогатить искусство современности новой глубиной, силой и редкой духовной наполненностью.

Однако актуальное искусство имеет и противоречивые, порой деструктивные черты. Свобода во имя творческого поиска и предельной откровенности автора зачастую оборачивается бесплодной свободой от духовных ценностей и смысла творимого. Пустые формы, не наполненные ничем либо наполненные непереработынными и непереосмысленными автором разрушительными эмоциями, не переплавленными в мудрость, способны войти в резонанс с самым темным и деструктивным в душе зрителя, рождая болезненные фантазии и идеи. Зритель не поднимается выше устремления автора. Если автор не устремлен ни к чему, его искусство может принести вред. О великой и небезопасной силе воздействия искусства было известно всем цивилизациям и культурам прошлого. Свобода художника всегда была ограничена внутренней необходинмостью служения идее, ведущей человека и культуру к мудрости и осознанности. Вхождение в резонанс с искусством, идеи которого не имеют созидательного потенциала, губительно для человеческой цивилизации."

"Духовная жизнь, частью которого является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов. есть движение вперед и ввысь"

Таким образом, мы видим, что любой вид искусства, исполняемый автором, может нести в себе созидательный и разрушительный характер.

Созидательный, если он основан на духовном развитии и разрушительный - если основан на стереотипе современной идеологии...

Роль искусства в мире в целом, безусловно, огромна - как по созидательной, так и по разрушительной силе. Современное искусство играет, к сожалению, преимущественно роль разрушительную.

Действительно, если самые шумные архиноваторы современного искусства исчезают бесследно за малейшим поворотом истории, то Фидий, Микеланджело и Рафаэль, Бах, Бетховен и Моцарт вообще не поддаются времени...Все они создали в своих произведениях созидательную силу.

Сегодня. в современном искусстве мы видим превосходство материального мира над духовным, чувства над разумом, тела над душой...

" Без откровения свыше народ необуздан."- из Книги Притчей Соломоновых (29:17).

То есть, если человек действует не по воле Божией, по воле "свыше", а по своей воле, которая основана на греховной природе, -то он создает то или иное произведение искусства, несущее в себе негативные стержни. и, уверяю Вас, его произведение может нести в себе силы, разрушающие психику и духовность зрителя, читателя, слушателя...А отсюда и произрастающие негативные плоды деятельности, исходящие от изменения ценностей вследствии деградации восприятия мира. За самим человеком выбор- скажете Вы. Это так. Но выбор зачастую проявляется от того жизненного опыта, которое пережил человек, его духовного развития и воспитания...А если учитывать тот факт. что современное искусство более несет в себе разрушительный характер. чем созидательный, то и результат восприятия действительности, обязательно будет нести в себе негативный отпечаток. А отсюда и неправильный выбор...

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была чрезвычайно высока. История запечатлела немало случаев, когда восприятие прекрасного становилось непосредственным импульсом для тех или иных свершений, для изменения образа жизни. И роль современного искусства также чрезвычайно высока. Это обусловлено возрастанием в наши дни значения культуры в качестве важнейшего механизма для обеспечения самопознания и саморазвития человека во взаимодействии с окружающим миром, для опредмечивания накапливаемых духовных ценностей в художественных образах. Современное искусство не приемлет состояния застоя. Ветер перемен способен превратить его в кладовую сокровищ творческого таланта. Люди культуры всегда относились и относятся по сей день к категории граждан с оригинальными, нестандартными и креативными мыслями и идеями. Поэтому творческий бомонд создает дополнительный потенциал в процессе общественного развития.

Современное искусство обладает возможностями, позволяющими открывать таланты нового времени. Опираясь на силы общества, оно непрерывно стремится к покорению горизонтов, неся в себе мощный эмоциональный заряд. Все проблемы современного мира - страхи, эмоции, стрессовые состояния - преломляются в современном искусстве и окрашивают его в контрастные тона. Общество с его стремительностью и напряженностью с его помощью предлагает человеку задуматься о своей роли в нем и о смысле бытия в столь противоречивых и изменчивых условиях современности.

Современные художники и скульпторы поднимают и выставляют на всеобщее обозрение и обсуждение наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня. Должны ли мы думать только о себе, или нам следует сплотиться и сделать все, что в наших силах, для оказания помощи ближним. Какое будущее ожидает нас и общество, в котором мы живем? Посмотрев на работы современных мастеров, многие задаются этими вопросами. Стремительное развитие технологий обеспечивает возможность непрерывного контакта человека с искусством. И одним из его источников в наши дни становится Интернет. Многочисленные порталы и сайты об искусстве, среди которых и ресурс популярного общественно-культурного журнала Арт-флюгер , знакомят своих посетителей со всеми новостями, тенденциями и веяниями в области культуры. Темы, поднимаемые в этом и подобных ему журналах, являются животрепещущими вопросами сегодняшнего дня. Человеческое общество должно жить в гармонии с природой. А для этого ему следует стремиться, прежде всего, к гармонии с самим собой. И помочь в этом современному обществу призвано искусство.