Анализ былины илья муромец и соловей разбойник. Напевность и художественное своеобразие русского народного творчества (На примере былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»). Илья Муромец и Соловей разбойник главные герои

1. Жанр былин и его особенности.
2. Сказочные образы и мотивы.
3. Искусство исполнения былин.

Былинами называются русские народные эпические песни-сказания, широко распространенные на Руси в IX—XIII веках. Сейчас их относят к одному из направлений фольклора. В древности подобные песни-былины были очень популярны. Чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей.

Главными героями былин становились великие богатыри, народные герои. Однако некоторые песни-сказания были посвящены тем или иным великим происшествиям из истории Древней Руси. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт. Былины впитывали также в себя события более позднего времени. Именно поэтому одно и то же сказание могло стать прародителем двух, а то и трех произведений устного народного творчества. На Руси существовало несколько родов, славившихся своим талантливым умением петь былины. Семья Рябининых так же не была обделена этим удивительным качеством. Несколько поколений Рябининых занимались сказанием былин. А представительница семьи Крюковых на протяжении месяца могла каждый день напевать исследователям фольклора эти уникальные памятники древнего устного народного творчества и не разу не повториться. Главных персонажей былин насчитывается не так уж много. Все они условно подразделяются на две группы: более древние богатыри: Волх Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович, — и уже современные образы: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Все древние русские былины-сказания подчиняются одному и тому правилу построения: имеют определенную схему: зачин, основное содержание, исход. Поэтому если действие былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев-града, то зачин начинается значительно раньше. Он проявляется в том, что один добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Зачин, концовка, а так же эпитеты, встречающиеся на протяжении всей былины, выдержаны в традиционных формах, характерных для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два — три раза. Например, рассказывая о том, что творится на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути, автор утверждает, что:

Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат
На добром коне никто ту не проезживат
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

Та же самая информация повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром, и тот подвергает слова молодого человека сомнению, он не верит, что за такое короткое время можно добраться из Муромля до Киева. Художественный прием троекратного повторения успешно используется и дальше. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, проезжает мимо дома, где живут три его дочери, то опять автор трижды описывает это событие. Первые две дочери смогли увидеть только, что их отец везет с собой какого-то «мужичища-деревенщину», но третья поняла, что не батюшка ведет кого-то, а его самого побежденного тащит за собой богатырь. Этот художественный прием значительно усиливает эмоциональное восприятие былины слушателями. В песнях-сказаниях часто употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения, прочно закрепленные за каким-либо одним явлением. Так, сила обязательно должна быть великой, добрый молодец — непременно удаленький и дородный, а Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», — неминуемо самый ужасный злодей.

Создавая образ главного героя — богатыря Ильи Муромца, народные авторы воспользовались таким художественным приемом, как гиперболой. Описывая мужественного молодца, его героическую победу над Соловьем-разбойником, сказители явно приукрасили его реальные человеческие возможности. Так, например, богатырю вполне по плечу оказалось в одиночку справиться с силой великою, силушкой черной. Целый город со своим войском и князем много дней находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Причем в случившейся битве немалое значение приобретает это верное животное. Богатырский конь, как в сказке:

С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Сказочный подход к изложению сюжета также значительно усиливает эмоциональное впечатление слушателя. С нарочитой подробностью и даже скрупулезностью сказители описывают, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием придает, казалось бы, простому действию особый, более глубокий и торжественный смысл. Слушатель получает возможность более ярко нарисовать в своем воображении все происходящие. И вот, как в замедленной съемке

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал.

Богатырь преисполнен гордостью и чувством собственного достоинства. С высоты своего избранного положения он уже без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру. Без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал», — предстает он перед правителем. Его уверенность передается и другим персонажам былины. Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички хотят оставить у себя Илью Муромца воеводой. Знаменитого путешественника приветливо встречает и сам князь Владимир. Богатырь невольно вызывает уважение даже у своего злейшего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику показать свое искусство свиста, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может что-то ему указывать. Злодей требует чарку вина. И вот уже не князь — правитель города, отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, таким образом сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой царь, даже такой справедливый, как Владимир не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа. В описаниях Соловья-разбойника авторы былины также используют гиперболу. Этот персонаж не просто злодей, он разбойник невероятного для того времени масштаба. Никому не под силу было в одиночку нагнать страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град:

Как кричит злодей-разбойник по-звериному —
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертво лежат.

Это еще раз подтверждает тот факт, что в любой былине существенно преувеличены личные качества главных персонажей, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины определен сценой расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.

Слушание и исполнение былин на Руси часто являлось любимым времяпрепровождением у представителей простого народа после тяжелых ежедневных трудов. Уникален особый образ исполнения этих народных произведений: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями.

Существовали некоторые отличия в звучании былин в южных и северных областях России. На Севере, как правило, песни исполняются одним человеком, одноголосно, причем на сравнительно короткие повествовательные напевы. Южане предпочитают произносить свои сказания хором, причем по музыке былины часто напоминали современные широкораспевные донские песни. В конце многих былин можно услышать восхваление автором своего главного персонажа. Это приобретало на Руси огромное значение в плане педагогического и патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком наполнялись гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли рождаться такие богатыри.

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник:

От Киевской Руси до наших дней».

Учитель: Олещенко Ирина Владимировна

МОУ «Лицей № 37» г. Саратова

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока .

Образовательные :

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие :

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные :

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока :

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться ; не держит зла на князя Владимира , который разговаривал с богатырём грубо . Ведёт себя достойно , вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр – И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(1978г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(2007г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»


Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Жанр: былина

Главные герои былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" и их характеристика

  1. Илья Муромец. Русский богатырь. Могучий, смелый, решительный. Заступник земли русской, защитник вдов и сирот, честный и бесстрашный.
  2. Соловей-разбойник. Убийца и душегуб, бесчестный, злой, коварный, хитрый.
  3. Князь Владимир. Важный, чванливый, глупый.
План пересказа былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Илья Муромец в Киеве
  10. Недоверие князя
  11. Соловей свистит
  12. Смерть Соловья-разбойника
Кратчайшее содержание былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отправился Илья Муромец в Киев и побил врагов под Черниговым
  2. Звали его в воеводы черниговцы, но отказался Илья, и прямой дорогой в Киев поехал
  3. Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой
  4. Хотели дочери Соловья отбить разбойника, но Соловей приказал им отступить
  5. Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит
  6. Соловей свистит в Киеве, все пугаются, А Илья сносит саблей Соловью голову.
Главная мысль былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.

Чему учит былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Отзыв на былину "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Это очень интересная былина, в которой мы знакомимся с Ильей Муромцем, самым великим русским богатырем. Это настоящий защитник земли русской. Мне очень нравится Илья Муромец, потому что он надежный, он спокойный, он уверенный и непобедимый.

Пословицы к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Из села Карачарова отправляется в путь добрый молодец Илья Муромец. Заутреню он встречает уже в Муроме, и собирается к обеду быть в Киеве.
Но подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел силу черную. Побил Илья Муромец всю силу черную и в Чернигов въехал.
Радостно встретили Илью в Чернигове, звали воеводой стать. Да только отказался Илья, просит показать дорогу прямую на Киев.
Отвечают ему черниговцы, что прямая дорога заросла давно, никто по ней не ездит, потому что у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник и свищет так, что деревья к земле пригибаются, а люди мертвые лежат.
Не испугался Илья, поехал прямой дорогую. Подъезжает к реке Смородины, увидел его Соловей, да как засвищет. Конь богатырский спотыкается.
Отхлестал Илья коня, да лук достал. Пустил стрелу каленую, да выбил Соловью правый глаз. Пристегнул Соловья к стремени и повез в Киев.
Ехал Илья мимо гнезда Соловья-разбойника, а там три его дочери сидят, на дорогу смотрят. Старшие говорят, что едет Соловей, везет мужика-деревенщину. А младшая говорит, что наоборот, едет мужик-деревенщина, везет Соловья у стремечка.
Позвали тут дочери Соловья своих мужей, сказали им рогатины брать, да убить мужика-деревенщину. Похватали мужья рогатины, побежали к Илье Муромцу. Да Соловей им кричит от стремечка, чтобы бросили они рогатины, да звали мужика в гости, обедать. Но не слушает Илья посулов, дальше едет.
Приехал Илья Муромец в Киев, заходит в палаты белокаменные, поклоны на все стороны кладет, князю Владимиру особенно.
Спрашивает Владимир, кто он и откуда. Отвечает Илья, что из села он Карачарова, что под Муромом, что ехал он через Чернигов по прямой дороге.
Не верит ему князь Владимир, говорит, что под Черниговом силы черной немерено, а у реки Смородины Соловей-разбойник сидит.
Отвечает Илья, что Соловей у него к стремени пристегнут, да глаз у него выбит. Выбегает Владимир во двор на Соловья посмотреть, требует, чтобы засвистел тот по-соловьиному.
Не хочет Соловей свистеть, отвечает, что Илья его сбил, ему и приказывать.
Приказал Илья Соловью засвистеть. Просит Соловей вина выпить. Выпил чашу в полведра и как засвистит. Маковки наклоняются, окна разлетаются, князь Владимир в шубу кутается.
Быстро отвез Илья Соловья в поле, да срубил ему голову. Не будет больше Соловей свистать, да людей русских губить.

Рисунки и иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой является предметом настоящего обзора, повествует о временах Киевской Руси. Цикл произведений про этого богатыря пользовался большой популярностью среди русского народа, а в настоящее время входит в школьную программу по литературе. Данные произведения устного народного творчества отражают исторические реалии Древней Руси, поэтому интересны не только с художественной, но и с литературной точки зрения. Вступление Одной из самых известных песен про богатырей является былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ этого народного сочинения должен включать как разбор литературных приемов, так и характеристику исторического контекста повествования. Сказание начинается с описания путешествия, которое предпринял герой в стольный город Киев. Отстояв утреннюю церковную службу в Муроме, он решил поспеть к обедне в столицу. Его описание полностью соответствует языку фольклорных песен. Богатырь назван удалым, могучим, славным воином. Следующие несколько строчек посвящены местам, в которых он действует. Учащиеся должны сконцентрировать внимание на описании окрестностей города Чернигова, где, по словам неизвестного автора, находится черная сила.

Описание леса Сжатой, но детальной характеристикой событий отличается былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Анализ старинной песни должен включать подробный разбор природы, что позволит школьникам лучше понять обстановку, в которой произошло главное событие произведения. Неизвестный автор использует красочные присказки, повествуя о том, что по дорожке возле города никто пешком не ходит и на коне не ездит, и даже звери и птицы здесь не обитают. Эти эпитеты, перечисленные в песенной форме, прекрасно передают мрачную атмосферу дремучего леса, который проезжает герой. Далее следует один из важных моментов в произведении: это описание боя героя с врагом.

Образ героя в сражении Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», анализ которой, следуя композиции песни, нужно разделить на несколько смысловых частей, акцентирует внимание на ратных подвигах богатыря. В строчках, посвященных бою, автор несколько раз повторяет слово «сила», используя его на разные лады, желая в максимально выразительной форме передать мощь вражеской армии, которую побил герой. Стремясь подчеркнуть подвиг персонажа, он подробно говорит о том, как воин уничтожил противника, побив, потоптав его конем и поколов копьем.

Раскрытие персонажа в беседе с жителями Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» необходимо продолжить тщательным разбором поведения героя во время разговора с черниговцами, которые за его ратный подвиг просили его стать своим воеводой. Здесь необходимо отметить исторические реалии, отразившиеся в песне: звание воеводы в рассматриваемое время было военным, в его функции входила обязанность обороны и защиты города от неприятельских нападений, осад, ведение войск в битву или организация народного ополчения. Поэтому такая просьба со стороны жителей означает признание его воинских заслуг и воинской доблести. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» должен включать раскрытие характера богатыря через его речь, язык. Он говорит простым народным языком, в его словах звучат знакомые читателю песенные эпитеты, что сближает его с простыми мужичками из города Чернигова. Второй важный момент в данной сцене – это прямолинейность и скромность героя. Воин не говорит о своих подвигах, об опасности, которая его поджидает на пути в Киев, его интересует только сам путь в столицу, и он просит собеседников объяснить ему дорогу.

Первое упоминание отрицательного героя Понять особенности народного русского творчества позволяет описание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». В ней отразилось историческое мышление древнерусского общества, в частности, то, как люди того времени представляли себе врагов своей родной земли. Поэтому несмотря на сказочность и фантастичность внешности и поведения злодея, в нем, несомненно, угадывается собирательный образ неприятелей, с которыми древнерусские князья со своей храброй дружиной воевали за границы молодого государства. Из рассказа жителей Чернигова читатель впервые получает представление о том, как выглядит будущий главный противник богатыря. Характеристика былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» поможет школьникам понять особенности ви́дения русским народом врага: он свистит как птица и рычит как зверь, живет в дубу, и от его криков вся природа в буквальном смысле содрогается, а проезжий погибает.

Характеристика богатыря в бою Центральное место в произведении занимает сцена сражения между богатырем и злодеем. В данном случае следует обратить внимание школьников на поведение двух борцов. Неизвестный автор описывает неторопливость действий героя, который медленно взял лук, вложил в него стрелу, тщательно прицелился и выбил противнику глаз. Благодаря этому спокойному размеренному повествованию очень эпически звучит былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Характеристика героев в полной мере раскрывается именно в данном противостоянии. И если главный герой держится спокойно, уверенно, твердо, то его противник, напротив, действует изворотливо, как зверь. Недаром он наделен животными чертами: он свистит по-птичьи, кричит по-волчьему. Подобное противопоставление акцентирует внимание учащихся на храбрости богатыря и хищности разбойника. Происшествие в поле Далее былина повествует о том, как родственники злодея захотели его освободить. Оказалось, что у Соловья были дочери, которые приказали мужам, зятьям нагнать витязя в поле. Автор акцентирует внимание на огромной численности вражеского сборища. Здесь следует указать школьникам на тот факт, что они даже не сумели попытаться отобрать у богатыря его добычу. Тем самым былина как бы подчеркивает, что сражаться с ним бесполезно, и если уж он одержал победу, то никакая вражеская сила не сможет взять над ним верх. В городе Киеве Следующий важный момент в произведении – это описание столицы, куда приехал герой вместе со своим страшным, но поверженным пленником. В этой сцене нашли отражение исторические реалии жизни того времени. Перед читателем встают картины городского быта, княжеские палаты, хоромы, двор, свита, храбрая дружина. Одно из главных мест в этой сцене занимает князь Владимир Красное Солнышко, любимый герой народных сказаний. Именно к нему во дворец и приезжает богатырь и рассказывает о своем подвиге. Слушатели дивятся сказанному, и тогда Илья Муромец ведет их во двор, где находится его связанный противник. Он приказывает ему продемонстрировать свою силу, и тогда злодей в присутствии князя и его дружины снова свистит и кричит по-звериному. Тогда главный отрубает ему голову. Сравнительный анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» с другими произведениями про этого богатыря показывает, что этот любимый народный персонаж по-разному описывался в песнях. Он именуется то старым славным казаком, то храбрым воином или простым деревенским жителем. Однако главная черта этого героя – несокрушимая сила и готовность бескорыстно защитить Русскую землю от врагов красной нитью проходит через цикл сказаний о нем.

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец)

2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец - воплощение духа рус­ского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево- Печерском монастыре.)

3) Какими чертами русского национального характера наде­лён былинный герой Илья Муромец? (любовь к родной земле, общинность, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстра­шие, мощь, смелость, безрассудство, лень)

4) Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонилися. Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается - А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)

Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?

5) Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты - «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы - Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимыих; повторы - Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник...)

6) Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)

7) Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 187б-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в

Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки - зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, - исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетённая и ещё затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)