Лицемерие. Лицемерие в добрую сторону

Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния. Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться. У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

Вынуждает человека к лицемерию, в основном, . И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или реальности, который вызван . Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на говорящего. Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

Что такое лицемерие

По сути, в основе этого понятия лежит сокрытие правды. То есть, лицемеры играют на публику, демонстрируя , которые на самом деле не ощущают. Соответственно их восприятие ситуации отлично от того, которое они стремятся показать, а значит, поведение такого человека также будет идти вразрез с его ценностями и установками.

Согласно этическим стандартам, лицемерие – это негативное качество, поскольку человек ведёт себя безнравственно из-за своего , объясняя благими намерениями, высокоморальной и действием из лучших побуждений. То есть объективное значение подобных действий и смысл, приписываемый лицемером, разительно отличаются.

Иногда лицемерие может быть уместно – в случаях, когда необходимо скрыть правду. Например, в отношениях с начальством на работе или преподавателями в ВУЗе – прекратить общение с такими людьми чаще всего невозможно, даже, если они неприятны. В подобных ситуациях некоторая доля фальшивости необходима, чтобы избежать увольнения или исключения из университета.

Однако в большинстве случаев человек надевает на себя личину, которая прячет его мировоззрение, убеждения не только от общества, но зачастую и от себя. Играя социальные роли, личности не предают свои принципы, но примеряя социальную маску лицемерия, индивид скрывает истинные намерения и чувства.

К подобным действиям и лицемерию людей склоняет , в основе которой – страх непринятия и непонимания обществом, публичного осуждения.

Человеку кажется, что он не достоин любви таким, какой он есть, хуже других, потому он пытается скрыть свою дефективность. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд полагал, что окружающие склоняют к лицемерию, ведь социуму свойственны непостоянство и неуверенность. Окружение требует соответствовать высоким стандартам, не спрашивая, способен ли на это отдельно взятый индивид, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдано. То есть, индивид не получает по заслугам за пожертвование чем-то важным и должен сам понять, как оправдать такую жертву, не нарушив душевную . А значит, лицемерие является следствием попытки сохранить баланс.

Леон Фестингер американский психолог выяснил, что лицемеры чувствуют себя неуютно ввиду того, что настоящие эмоции и демонстрируемые не совпадают. Потому психотерапевт предложил концепцию , которая объясняла испытываемый при лицемерии дискомфорт. Следуя учению, когда пара человек одинакового мышления вступают в диссонанс и одна персона пытается его преодолеть, и как следствие – лицемерит.

В различных религиях также поднимается вопрос этого качества. В христианстве лицемерие является грехом, душевной болезнью, от которой следует излечиться путём исповеди – то есть получить лекарство от Бога, ведь эта характеристика базируется на вранье, а отец вранья – сам дьявол. Однако в Новом завете даётся несколько иная интерпретация лицемерия – это личность, которая делает что-то, дабы другие заметили. Исламисты акцентируют на том, что подобная персона лишь показывает себя верующей, но таковой не является. Интересно то, что в данной религии лицемерие – грех хуже неверия в Бога, и лицемеры, умирая, попадают на самый страшный, нижний ярус ада, потому что, находясь между верованием и неверованием, такие люди плетут интриги и создают беспорядки вокруг себя. В сражениях лжецы сбегают от вражеских войск, но при победе стараются получить большую часть завоёванного. Иудаизм также порицает подобное поведение и лицемерие, согласно Раши у этих людей речь и сердце существуют порознь. В свою очередь верующий человек говорит правду и в душе, и в голос.

Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие притворство можно распознать по ряду примет. В первую очередь это невербальные сигналы: неискренняя улыбка, стеклянные глаза, напряженные мышцы лица, его покраснение. Выдают лицемерие и ненатуральный тембр голоса, запинание. Крайне настораживает в общении с обманщиком отсутствие эмоциональной окраски, заинтересованности в том, о чём рассказывает индивид – интуитивно можно почувствовать, что персона не вкладывает энергию в свои слова. Тревожным звоночком лицемерия должно быть резкое изменение отношения к человеку после единичного события.

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, распознать лицемерие не очень сложно, особенно в сравнении с честными людьми. Но что делать, если вы обнаружили подобное поведение у кого-то из своих близких? Так как чаще всего лицемерие возникает из-за боязни быть собой со своими слабостями и недостатками, значит ввиду каких-либо действий человек сейчас не чувствует себя в безопасной обстановке. Потому, во-первых, необходимо осознать, что личность включила защитный механизм, а не пытается одурачить. Затем следует понять, из-за каких поступков активировалась защита в виде лицемерия и, соответственно, изменить поведение.

Как бороться с лицемерием

Возможно ли справиться с такой особенностью характера, как лицемерие? Да, если человек достаточно мотивирован на изменения. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях тогда стоит работать.

Когнитивная сфера. Для избавления от лицемерия необходимо признавать свою уникальность и не прогибаться под ожидания общества. Стандарты прочих людей могут менять индивида, потому стоит следовать собственным моральным и духовным ориентирам. Избегайте осуждения общества – лучше просто помочь в силу своих возможностей. Не стоит забывать, что целостность характера лежит в основе физического здоровья.

Ответственность. Лицемерие возникает на базе страха перед мнением других людей. Побороть его возможно лишь научившись быть в ответе за свой ежедневный выбор между добром и злом. Следует помнить, что цели и ценности, приоритеты у каждого индивида разные, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оставаться собой со своим пониманием жизни в общественном разговоре.

У любой личности должны быть непоколебимые принципы, которые недопустимо предавать, что происходит при лицемерии. Это достигается внутренним и пониманием своей иерархии ценностей, которая формируется благодаря постоянному развитию.

Адекватная самооценка. Человеку, который уважает себя, легче добиться уважения окружающих. Ему не надо предпринимать для этого особых мер, достаточно быть самим собой. Ведь лицемерие, по сути, мешает показать обществу своё настоящее «Я», заставляя постоянно идти на уступки.

Бывает так, что мы встречаемся в жизни с людьми, думающими одно, а делающими другое. Такая черта характера называется лицемерием. Именно проблему человеческого лицемерия, двуличия ставит в тексте А. П. Чехов.

Автор знакомит читателей с героем своего рассказа - хозяином городского ломбарда - Поликарпом Семеновичем Иудиным. Стоя у окна и глядя на хмурую улицу, он размышляет о существующей в жизни несправедливости: «в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть».

Кажется, что этот человек искренне готов сострадать бедным и несчастным: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Так происходит, пока мысли Иудина не прерывает работник ломбарда, который затрудняется оценить костюм, принесенный нуждающейся женщиной: «... она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо». На что Поликарп Семенович отвечает: «Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим». Таким образом, наше впечатление о герое меняется: становится ясно, что он обычный лицемер, а все его рассуждения – фарс.

Чехов считает лицемерие низким и достойным презрения качеством.

Не могу не согласиться с писателем. Лицемерие как черта характера вызывает у меня исключительно негативную реакцию, так как под маской порядочности и добросердечия у лицемеров скрывается подлая и низкая душа.

Подтверждением сказанному могут стать примеры из русской классики. Один из отрицательных персонажей русской литературы - Молчалин - герой комедии Грибоедова «Горе от ума», секретарь Фамусова. Он презирает Софью, но «в угодность дочери такого человека» готов сидеть с ней ночи напролет, играя роль возлюбленного. Так он на деле выполняет завет своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». Двуличие Молчалина раскрывается в сцене его признания Лизе. А когда выясняется, что Софья стала невольным свидетелем этой сцены, Молчалин бросается перед нею на колени, ползает у её ног, но прощения не получает. Так наказывает своего героя за подлость и лицемерие автор комедии.

Надзиратель Очумелов из рассказа Чехова «Хамелеон» - ещё один герой-лицемер в русской литературе. Золотых дел мастер Хрюкин обращается к Очумелову с жалобой на укусившего его щенка. Настроение полицейского надзирателя резко меняется в зависимости от того, кто является предполагаемым владельцем щенка, - генерал Жигалов, или некто безвестный, или брат генерала. Очумелов мгновенно переходит от самоуправства к угодничеству, от самодурства к холопству. От угроз: «Я ему покажу Кузькину мать!..» до улыбки умиления: «Да разве братец ихний приехали? Так это ихняя собачка? Очень рад...»

Она просто хочет любви, но не смотря на то, что всем нравиться, у нее никого нет. А все из-за того, что у нее ребенок. Люди, наш эгоизм и лицемерие ломают жизни других, мы способны думать лишь о себе..

Лично во мне живет зло и чувство ненависти помутняет мой рассудок. Но посмотрите на себя сначала, люди. Ведь вы же воплощение страха, подлости и лицемерия. Имейте храбрость отвечать каждый за себя.

О! А мы как раз о проститутках и лицемерках болтали… О тебе, короче.

И все таки этот мир очень сложный: вокруг столько лжи, ненависти, предательства и лицемерия… Я ужасно скучаю по своему детству.

Лучший статус:
Ты открываешь перед ним всю душу и пытаешься стать лучше для него. А он все время лицемерит. Ему на самом деле все равно.

У человека в году есть 364 настоящих счастливых дня, и лишь в день рождения все пытаются слицемерить перед тобой.

Мир настолько привык ко лжи и лицемерию, что обмануть сейчас кого-то очень трудно.

Губки бантиком возле зеркала? В руках I-Phone? Клубы? Розовые платьица? Лицемерие? Стоп! Пора остановиться!

Если уличён в двуличии,значит потерял обличие… (Людмила Морозова / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Крайняя степень лицемерия есть честность.*

Вредная. Зато не лицемерная.

среди карнавала лицемерия грех не лицемерить самой

Ее тошнит от женских пустых разговоров, от этих нескончаемых лицемерных споров…

Продажных не терпел: сбивали цену!

За точкой зрения скрывалось многоточие… (Михаил Мамчич / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Я всего лишь…всего лишь хочу вздохнуть полной грудью, послать ко всем чертям этот театр человеческого лицемерия… и полюбить – ясно, чисто,по-детски глупо, но сильно – сильно… остался один вопрос -А Я ЭТО ЕЩЁ УМЕЮ?

Мастер всяческого лицемерия и притворства.

Ненавижу лицемерие…

Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо.

Это подонки лицемерят, не смущаясь, остальным приходится прятать глаза.

Театр? Зачем? Меня он и так окружает. Маскарад человеческой лжи, равнодушия… Игра чувствами и судьбами. Пафос… Лицемерие… Спектакль… Game over?

Да я чокнутая истеричка! Да порой я могу не контролировать свои эмоции и наорать и потом иногда плакать…Но уж лучше быть такой, живой и с эмоциями, чем нюней которая не может за себя постоять и плачет по поводу и без!..

Если слишком долго носить маску, на ней отпечатаются морщины лица. (Лешек Кумор / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Говорите курение – самая вредная привычка? А как же лицемерие, предательство, эгоцентризм?3

* Лицемерие в любви есть высшая любовь к лицемерию. Leonid S. Sukhorukov

Воспитанность человека определяется способностью достаточно долго выслушивать всякую фигню, не подавая вида, что надоело слушать…

Можно ли оставаться царём зверей, отказываясь от мясной пищи? (Оскар Боэций / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Существует два способа самовосхваления: один – говорить хорошее о себе, второй – поносить других.

Обидно когда человек. которому ты доверял оказался лицемером…

Нет ничего хуже, чем лицемерная похвала глупости.

Вы правы, он не двуличен; но его единственное лицо так отвратительно! (Чарлз Перси Сноу / ЛИЦЕМЕРИЕ)

– Лицемерие это… Говоришь одно, а думаешь другое… – Если я говорю “восемь”, а думаю “ыыы” это лицемерие?

Низкий поклон – что еще нужно, чтобы плюнуть украдкой… (Михаил Мамчич / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Народ! Будете хоть немножечко проще! Поменьше лицемерия, пафоса и самолюбия! Ну бесит, правда…

Все в мире этом лицемеры, во лжи своей не знают меры, и хороши лишь на словах…

Теперь модно жрать суши, курить кальян, пить шампусик из красивых бокальчиков, фотошопить фотки и вообще притворяться тем, кем не являешься…

Лицемерие называть ошибки – опытом, ничтожество – скромностью, а глупость – оптимизмом.

Игра на сцене. Лицемерие в жизни.

Блин, ну наболело уже.) Вот у многих приложение в контакте “лицемер” и когда ты отсылаешь приглашение, на стене приглашённого высвечивается картинка с надписью “Лицемер”. И все те дружно отвечают: – Почему ты так думаешь? Я лицемер? Ах я лицемер? И т.п. Неудачные приглашения.

Лицемеры не чувствуют, лицемеры играют.

Все в Мире этом лицемеры, во лжи своей не знают меры, и хороши лишь на словах…

Снять шкуру с волка гораздо проще, чем с волка в овечьей шкуре.

Так глубоко заглядывал в рот, словно собирался плюнуть в душу. (Михаил Мамчич / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Пятачок для Винни-Пуха был разменной монетой. (Михаил Мамчич / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ / ШУТКА)

Грубость может скрывать доброе сердце, но она отталкивает и заставляет предпочитать льстивое лицемерие.

* Падая низко, делал вид, что низко кланяется. Leonid S. Sukhorukov

хаха. а вы кто? друзья мои? родные? простите, не узнала. как же предательство и лицемерие меняют лица!

Надень улыбку, детка… и вперёд. Лицемерие теперь наш лучший друг 😉

Многие из тех, кто носит крестик, не видят распятого на нём Христа. (Марат Амир / ХРИСТИАНЕ / РЕЛИГИЯ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

И если бы я сказал, что люблю тебя, ты, наверно, подумала бы, что я не искренен… Я отнюдь не лицемер, и маска у меня на все случаи одна!

Ложь – орудие пыток. (Анжелика Миропольцева / ЛИЦЕМЕРИЕ / ОБМАН / ПРИТВОРСТВО)

Как же меня стали раздражать мои одноклассницы! Лицемерки!

Лицемер – это человек, который… но кто же не лицемер?

Если прощению предшествует показное раскаяние, содеянное непременно повторится, и в худшем варианте. (Кэтрин Прайс / ЛИЦЕМЕРИЕ / ДИАЛОГ)

Похвальна правда, не скрывающая лжи. (Анжелика Миропольцева / ПОХВАЛА / ПРАВДА / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Как же противно смотреть на все это лицемерие… Как люди могут делать друг другу столько гадостей…

Нет во мне никакого притворства и не пытаюсь я изображать перед людьми того, чего нет в моем сердце, ибо считаю это ниже своего достоинства. (Али Апшерони / ЛИЦЕМЕРИЕ)

И ведь охото быть такой как они. Быть сильной и не обращать на них внимания, и ты делаешь вид, что ты такая, но не чем дышать в этой маске и приходиться сбросить её с лица. А может это и лучше?

Когда она претворяется – мы думаем что она настоящая, а когда она настоящая мы пугаемся видя это лицемерие!..

Фальшь и лицемерие производят большее впечатление, чем истина.

Коварство не в неверности, а в лицемерных ласках неверного.Неверность простить можно, коварство – никогда. (Нинон де Ланкло / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Это твоя душа, твоё лицемерие и твоё одиночество… А это моя жизнь, мои правила и моё хорошее настроение. Твои лживые смайлики и мои мысли… Мы разные и такие похожие.

Думать одно, а говорить другое – это типичный симптом раздвоения личности.

Лицемерие – костюмерная лжи. (Анжелика Миропольцева / ЛИЦЕМЕРИЕ) {АФОРИЗМ-ОПРЕДЕЛЕНИЕ}

Любят за красивую внешность, большую грудь и большую попу… За душу уже давно никто не любит. Уже никому не важно какой у тебя внутренний мир. Кругом лицемерие.

На моих руках нет крови, - сказал идол. И облизал губы. (Юрий Мезенко / ЛИЦЕМЕРИЕ)

* Двойные стандарты есть беспредел однобокости. (Леонид С. Сухоруков / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – часть человека, которую следует обуздать. Но передержав маску на себе ты уже теряешь себя… А далее фальш…

Верный единомышленник – тот, кто вместе с тобой готов менять свои взгляды. (Михаил Мамчич / ОБЩЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – дар Божий; если бы не интеллектуальные снобы и не их деньги, искусство сдохло бы с голоду вместе со своими служителями.

Мой стиль – это сарказм. А когда я подмешиваю в него немного лжи и лицемерия – я вообще самый добрый и внимательный человек на земле!)

Ссоры, обиды, радость, счастье, улыбка, лицемерие… Это жинь, деткоуу. Снимай очки, они розовые…

Не хочу больше слышать лживое и лицемерное “люблю”.

Почему нельзя просто любить???Без всего этого лицемерия, эгоизма, измен и ругани???

Она мечтает раствориться в звездном небе. Она мечтает стать свободной, как летний вечер. Ее тошнит от женских пустых разговоров. От этих нескончаемых, лицемерных споров.

Мастер всяческого лицемерия и притворства. (Квентин Крисп / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Идите все нафиг… Задолбали со своим лицемерием, обманами… Уже наверное забыли когда правду говорили?

Громче всех взывают к человечности те, кому не дают заниматься свинством. (Михаил Мамчич / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Двуличная, лицемерная, неадекватная, ненормальная, больная, глупая, эгоистичная тварь… Блин, да список бесконечный… Помогите продолжить…

А за высокими словами скрывалась поросль низменных желаний… (Михаил Мамчич / ЛИЦЕМЕРИЕ / ПОЛИТИКИ / ВЛАСТЬ)

Я ему верила, любила… Хотя не люблю. А у него для меня нашлась очередная маска лжи и лицемерия.

Мне настолько противны люди, что я в любом хорошем поступке ищу подвох, лицемерие и п*здеж. И, как правило, нахожу.

– Лицемерие это… Говоришь одно, а думаешь другое…- Если я говорю “восемь”, а думаю “ыыы” это лицемерие?

* Ничто так не заставляет вилять хвостом, как задние мысли. Leonid S. Sukhorukov (Леонид С. Сухоруков / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Почему всегда первое впечатление обо мне что я злая, а потом когда пообщаются, говорят: “Ты такая классная”. Не делайте выводов, пока не пообщаетесь лично с человеком!

Лицемерие – мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. (Михаил Михайлович Пришвин / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Лицемерие – это котурны карликов. (Александр Конопатский / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Все мужчины лжецы, болтуны, лицемеры, гордецы и трусы, похотливые и достойные презрения! Все женщины хитры, хвастливы, не искренни, любопытны и развратны! Но самое святое и возвышенное в мире – это союз этих отвратительных существ.

Вы можете не говорить того, что вы думаете, но это не значит, что вы должны говорить то, чего вы не думаете: в первом случае-это благоразумие, во втором – лицемерие.

Самый искренний комплимент – это нелепо сказанный, а не высокопарное лицемерие.

Сколько вокруг радости, приторной лести, лицемерия и все любят друг друга, а за спиной говорят: “Ненавижу эту суку 2

С особым цинизмом и в извращенной форме изнасиловал судьбу – женился из-за денег (Владимир Кафанов / ЛИЦЕМЕРИЕ / СУДЬБА / НАСИЛИЕ)

Уже никто не пытается отрицать, что все люди лицемеры… Может, хватит это доказывать?

В присутствии начальства научитесь смеяться затылком (Павел Шарпп / ЛИЦЕМЕРИЕ / НАЧАЛЬСТВО / АДАПТАЦИЯ)

Я буду смеяться и веселиться, и лишь тогда, когда я останусь наедине с собой тихонько погрущу и поплачу в подушку. Нет, не потому что я лицемерна, я просто не хочу напрягать вас, для вас я всегда с улыбкой…

Показная простота – есть утонченное лицемерие!

В очередной раз осознав, что женская дружба-миф, увидев, на каких хрупких подпорках лжи и лицемерия держится еще семья, поняв, как твоя вторая половинка легко и быстро может исчезнуть…вот тут я обосралась, господа, от страха перед жизнью, да!

Какая разница что говорят у тебя за спиной, если никто не смеет сказать в лицо…

О, привет, а мы как раз о тебе болтали! Ну, не конкретно о тебе, а о шлюхах и лицемерии.

Что бы такое пожелать, чтобы потом в страшном сне не приснилось. (Михаил Мамчич / ПОЖЕЛАНИЕ / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Она же неверная? Нет, просто стерва… Она лицемерка? Да, нет… Просто больно… Она скрывает, но всё ж сдали нервы… Её изменили когда-то невольно…

Величайшим достижением двадцать первого века стали малодушие, лицемерие и страх перед общественным мнением.

Не всем лицемерие по душе, кому-то – просто по фигу… (Михаил Мамчич / ЛИЦЕМЕРИЕ)

Ах, детка… Обсуждай меня, обсуждай… Мне так льстит это внимание…

Как шлюха, лицемерить может лишь любовь.

Главная черта мольеровских персонажей - самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий.

Другая черта мольеровских персонажей - их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Оргон в Тартюфе, Жорж Данден).

Всех отрицательных персонажей объединяет одно - нарушение меры . Мера - главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера она тождественна здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех гармонизировать мир и человеческие отношения.

«Тартюф»

Краткая историческая справка

Образцом “высокой комедии” может служить “Тартюф”. Борьба за постановку “ Тартюфа” шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками “Тартюфа” были могущественные люди - члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, “Тартюф” был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.

«Тартюф» - первая комедия Мольера, в которой обнаруживаются определенные черты реализма. В целом она, как и ранние его пьесы, подчиняется ключевым правилам и композиционным приемам классического произведения; однако, часто Мольер от них отходит (так в «Тартюфе» не вполне соблюдено правило единства времени - в сюжет включена предыстория о знакомстве Оргона и святоши).

О чем там вообще речь

“Тартюф” на одном из диалектов южной Франции значит “мошенник”, “обманщик”. Так, уже названием пьесы Мольер определяет характер главного героя, который ходит в светском платье и представляет собой очень узнаваемый портрет члена “кабалы святош”. Тартюф, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на Тартюфа свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа - лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним, отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чтобы предотвратить этот брак, мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой давно исподтишка ухаживает Тартюф, берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, Эльмира провоцирует Тартюфа на нескромные предложения, заставляющие удостовериться в его бесстыдстве и предательстве. Но, изгнав его из дома, Оргон ставит под удар собственное благополучие - Тартюф заявляет права на свою собственность, к Оргону является судебный пристав с ордером о выселении, к тому же Тартюф шантажирует Оргона неосторожно доверенной ему чужой тайной, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список “бессовестных деяний”, спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Особенности характеров

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту.

  • Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия , прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Ношение маски - свойство души Тартюфа. Лицемерие не является его единственным пороком, но оно выводится на первый план, а другие отрицательные черты это свойство усиливают и подчеркивают. Мольеру удалось синтезировать самый настоящий, сильно сгущенный почти до абсолюта концентрат лицемерия. В реальности это было бы невозможно. Злободневные черты в образе, связанные с обличением деятельности Общества Святых Даров, давно отошли на второй план, но их важно отметить с точки зрения поэтики классицизма. Неожиданным оказывается распределение текста по актам : полностью отсутствуя на сцене в I и II актах, Тартюф доминирует только в III акте, его роль заметно сокращается в IV акте и почти исчезает в V акте. Однако образ Тартюфа при этом не теряет своей мощи. Он раскрывается через идеи персонажа, его поступки, восприятие других персонажей, изображение катастрофических последствий лицемерия.
  • Также однолинейны многие другие персонажи комедии: привычные амплуа юных влюбленных представляют образы Марианы и ее жениха Валера , бойкой служанки - образ Дорины ; резонер , то есть персонаж, который “проговаривает” для зрителя моральный урок происходящего, - брат Эльмиры, Клеант .
  • Однако в каждой пьесе Мольера есть роль, которую он исполнял сам , и характер этого персонажа всегда самый жизненный, драматичный, самый неоднозначный в пьесе. В “Тартюфе” Мольер играл Оргона.

Оргон - в практическом плане взрослый человек, преуспевающий в делах, отец семейства - одновременно воплощает духовную несамодостаточность , как правило, свойственную детям. Это тип личности, нуждающийся в руководителе. Кто бы ни оказался этим руководителем, люди, подобные Оргону, проникаются к нему беспредельной благодарностью и больше доверяют своему идолу, чем самым близким. Оргону не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Оргон в плане духовном несамостоятелен, он не знает самого себя, легко поддается внушению и становится жертвой самоослепления. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов . В Оргоне Мольер создает особый тип комического характера, которому свойственна правда его личных чувств при их объективной ложности, и его муки воспринимаются зрителем как выражение нравственного возмездия, торжества положительного начала.

Форма и композиция

По форме “Тартюф” строго выдерживает классицистическое правило трех единств: действие занимает один день и целиком разворачивается в доме Оргона, единственное отступление от единства действия - линия любовных недоразумений между Валером и Марианой. Комедия написана, как всегда у Мольера, простым, ясным и естественным языком.

Композиция комедии очень своеобразна и неожиданна: главный герой Тартюф появляется только в III акте . Два первых акта - это спор о Тартюфе. Глава семейства, куда втерся Тартюф, Оргон и его мать госпожа Пернель считают Тартюфа святым человеком, их доверие к лицемеру безгранично. Религиозным энтузиазм, который в них вызвал Тартюф, делает их слепыми и смешными. На другом полюсе - сын Оргона Дамис, дочь Мари со своим возлюбленным Валером, жена Оргона Эльмира, другие герои. Среди всех этих персонажей, ненавидящих Тартюфа, особенно выделяется служанка Дорина. У Мольера во многих комедиях люди из народа умнее, талантливее, находчивее, энергии нее своих господ. Для Оргона Тартюф - верх всяких совершенств, для Дорины - это «нищий, что сюда явился худ и бос» , а теперь «мнит себя владыкой».

III и IV акты построены очень сходно: наконец появившийся Тартюф дважды попадается в «мышеловку», его сущность становится очевидной. Этот святоша решил соблазнить жену Оргона Эльмиру и действует совершенно беззастенчиво.

В первый раз его откровенные признания Эльмире слышит сын Оргона Дамис. Но его разоблачениям Оргон не верит, он не только не выгоняет Тартюфа, но, напротив, дарит ему свой дом. Потребовалось по вторить всю эту сцену специально для Оргона, чтобы он прозрел. Для разоблачения лицемера Мольер прибегает к традиционной фарсовой сцене “муж под столом”, когда Оргон своими глазами видит ухаживания Тартюфа за Эльмирой и своими ушами слышит его слова. Теперь Оргон понял истину. Но неожиданно ему возражаем госпожа Пернель, которая не может поверить в преступность Тартюфа. Как ни гневается на нее Оргон, ее ничто не может убедить, пока Тартюф не изгоняет всю семью из принадлежащего теперь ему дома и не приводит офицера, чтобы арестовать Оргона как изменника королю (Оргон доверил Тартюфу секретные документы участников Фронды). Так Мольер подчеркивает особую опасность лицемерия: трудно поверить в низость и безнравственность лицемера, пока непосредственно не столкнешься с его преступной деятельностью, не увидишь его лица без благочестивой маски.

V акт, в котором Тартюф, сбросил маску, угрожает Оргону и его семье самыми большими бедами, приобретает трагические черты, комедия перерастает в трагикомедию. Основа трагикомического в «Тартюфе» - прозрение Оргона. До тех пор пока он слепо верил Тартюфу, он вызывал только смех и осуждение. Но вот наконец Оргон понял свою ошибку, раскаялся в ней. И теперь он начинает вызывать жалость и сострадание как человек, ставший жертвой негодяя. Драматичность ситуации усиливается тем, что вместе с Оргоном на улице оказалась вся семья. И особенно драматично то, что спасения ждать неоткуда: никто из героев произведения не может побороть Тартюфа.

Но Мольер, повинуясь законам жанра, заканчивает комедию счастливой развязкой: оказывается, офицер, которого привел Тартюф, чтобы арестовать Оргона, имеет королевский приказ арестовать самого Тартюфа. Король давно следил за этим мошенником, и, как только деятельность Тартюфа стала опасной, был немедленно послан указ о его аресте. Однако завершение «Тартюфа» представляет собой мнимо счастливую развязку. Тартюф - не конкретный человек, а обобщенный образ, литературный тип, за ним стоят тысячи лицемеров. Король же, напротив, не тип, а единственный человек в государстве. Невозможно представить, чтобы Он мог знать обо всех Тартюфах. Таким образом, трагикомический оттенок произведения не снимается его благополучной концовкой.

Любую нацию, любую страну можно сплотить двумя проверенными способами: общенациональным триумфом или трагедией. К сожалению, 2015 год отчего-то подумал, что в эпоху его правления пролилось мало человеческой крови, и потому, наверное, решил под конец разойтись не на шутку. А люди ведь не могут остаться в стороне, и потому рождаются волны нелепого сочувствия, обличающие всю человеческую убогость. Чувство причастности требует крови, как древние ацтекские боги, человек готов на любые глупости, лишь бы показать свою осведомлённость.

Сейчас во всех социальных сетях все люди пишут соболезнования и ставят под специальной фотографией надпись “prayforparis”, что они хотят этим показать? Их скорбь? Их сожаление? Президент Сирии Башар Асад совершенно правильно подметил, что на протяжении пяти лет это все происходит в Сирии, Ливии, Афганистане и Ираке. Каждый божий день там погибают сотни людей. Их взрывают, казнят и издеваются над ними… Неужто жизнь французов намного дороже жизни сирийцев, ливийцев, иракцев или афганцев? Да нет, просто нам ближе «цивилизованная, Европа», нежели «варварский Восток». Многие отвечают, что там война, мол, народ сам себя до этого довёл. Прошу дичайшего пардона, но Франция себя подводила к этому аж с 1968-го года, а последний гвоздь в крышку гроба они вбили, продолжая запускать к себе толпы беженцев, не забывая при этом бомбить позиции ИГИЛовцев. Причём у приезжающих мусульман никто не спрашивал, желают ли они интегрироваться в мультикультурализм, питать уважения к геям с Монмартра или католикам из Нотр-Дам де Пари. Мультикультурализм был такой же агрессивной идеологией, как расизм, но вместо того, чтобы принуждать пришельца к покорности аборигену, он выставлял и выставляет ещё более абсурдное требование: «Пользуйся полной свободой, но только так, чтобы уважалась свобода другого, даже если она противоречит твоему образу жизни, не мешай другому находиться рядом и творить что хочется». Никто не задумался о том, что свобода – это не только братание и доброта, но и возможность осуществлять самые безжалостные нормы шариата.

Флаги, слезы, причитания… Безусловно, если в твоей душе родилось искреннее чувство сострадания, то это совсем другое дело. Но ведь большинство пишет для галочки. Поэтому как-то больше веришь людям, принёсшим цветы к посольству. Они хотя бы встали, купили эти самые цветы и пришли, а не настрочили показную глупость с нелепым хэштегом. Встречались люди, которые корчили свои гримасы, будто бы плача, приписывая, как им больно на душе. Даже если бы они действительно плакали, то это была бы показуха. Но их лица напоминали гримасу беременной обезьяны, так что сомнений не оставалось.

Одно дело – соболезнование от стран, государств, поддержка на большом уровне. Когда знаменитую статую Иисуса в Рио-де-Жанейро подсветили французским триколором – это здорово. Всё-таки это главная достопримечательность страны, её символ. Когда фанаты английской сборной предложили спеть «марсельезу» вместе с французскими фанатами – это очень круто. Раз уж непримиримые, на дух друг друга не переносящие англичане и французы готовы слиться в унисон на таком священном для обеих стран действии, как футбол, то, наверное, истинное мировое единение возможно. Только жаль, что после трагедии всё закончится. Эти жесты выражают мировое единение, но не бездумные посты с хэштегом. Когда глава государства не выражает соболезнования, это странно. Когда его не выражает человек, которому на всё это плевать, это нормально, никто не обидится. Политика скроена из лицемерия, иначе быть не может, но у тебя есть выбор.

Но уж лучше выражать соболезнование, чем язвить по этому поводу. Когда Гарик Харламов и ему подобные пишут посты на тему: «Ну что, « » сделает карикатуру», – это говорит лишь о тупорылости человека. Кто дал право ублюдкам шутить по поводу смерти? Уверены, большинство погибших не смеялось над это карикатурой. Им вообще было плевать.
Кстати, карикатуру они сделали — приведения в беретах и с багетами. И подпись «Французы возвращаются к нормальной жизни». Только это не стёб, а злая ирония над событиями, но не погибшими.

Но гораздо кощунственнее всей вышеописанной ерунды делать пиар на костях. Когда разбился злополучный «Боинг», ещё один человек с камеди клабом головного мозга Павел Воля должен был выступать в Воронеже. Выйдя на сцену, он сказал: «Ребята, я не знаю, как вы, но у меня сегодня рука не поднимается шутить, я сегодня этого не смогу, ведь это очень большая трагедия». И после этих слов он сорвал кучу оваций, аплодисментов, минуту молчания и всеобщею народную любовь. Опустим ситуацию, что люди заплатили деньги, и всё такое, гораздо обиднее, что трагедии превратились в инфоповоды, в пищу для лицемеров и остальных ужасных людей. Если уж на то пошло, то вы должны плакать о каждом невинно убиенном кенийце, о каждой невинной жертве политического цирка в Донбассе, о каждом разбившемся самолёте (не только нашем), о тех 6 людях, которые погибли при очередном взрыве газа в жилом доме. Они ведь тоже невинные жертвы, только погибли не в той стране и не в тех условиях, чтобы вызвать массовую скорбь. Вот несчастная десятимесячная малютка Дарина Громова погибла в тех условиях. Очень мерзко и тошнотворно писать такие вещи, но в честь разбившегося в автокатастрофе малыша не делают майки с принтом «Самый главный пассажир». Если уж говорить о форменном ублюдстве, то вот его явный пример. Даже человеку, предпочитающему исключительный чёрный юмор, становится понятно, что те незримые нормы морали в конкретном примере стёрты в пух и прах. Такие поступки гораздо гнуснее, чем карикатуры «Шарли».

В то время, когда Воля учил воронежцев морали, политики начали с пеной у рта порицать молодёжь, которая пошла отмечать Хэллоуин, зная о трагедии. Но дело в том, что лицемерием погибшим не помочь, а от того, что ты останешься дома, никому лучше не будет. Настроение твоё ухудшится, а сам ты проведёшь бесцельные часы, взывая себя к вселенскому состраданию. Только это сострадание должно быть искренним и прививаться воспитанием с младых ногтей. Жизнь состоит из горестных событий, и постоянно ходить с суровой миной в чёрных одеяниях, запрещая себе смеяться из уважения к погибшим, равносильно суициду. И так удавиться хочется, а тут ещё натужно скорбеть. Да и как это возможно в стране, которая начинает истерично вопить, когда в день траура не показывают запланированный КВН? Ещё одна проверка для «плачущих и сочувствующих».

Прежде чем напялить на себя майку с принтом «Самый главный пассажир», написать пост, пойми, что единственное, о чём мечтают родственники погибших, – поскорее забыть этот кошмар, а не натыкаться на аватары с горящими свечами и скорбными постами, особенно когда, помимо этих соболезнований, десятка два поста с шутками про и прочее.

То, что мы увидели во Франции, не останется рядовым случаем. Надо признать это. Но важно также помнить, что цель любого траура – не только единение народа и призывы к морали, но и урок, предостережение всем нам. Нужно не только ходить в трёхцветных ленточках, но и мысленно приготовиться к борьбе с неуловимым врагом. Поэтому сейчас нужно объединиться не путём лайков, тут необходимо кое-что посерьёзнее.