Способен ли печорин на истинную любовь. Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени»: отношение Печорина к женщинам. Cочинение «Любовь в жизни Печорина

Любовь и женщины в жизни Печорина

Григорий Печорин - молодой и привлекательный офицер. Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим.

Большинство возлюбленных Печорина - это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение - черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица. Напротив, она - настоящая "дикарка", коренная жительница Кавказа.

В романе "Герой нашего времени" описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.

Печорин в Петербурге

1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости:
" ...Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума..."
"...один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами..."
"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин..." (Грушницкий о Печорине)

2. Отношения с Верой в Петербурге

За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Печорин на Кавказе

1. "Ундина" в Тамани

По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-"ундину". Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь "ундина" покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и "ундины" заканчивается.
Смотрите: Отношения Печорина и "ундины"

2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает "волочиться" за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.

3. Встречи с Верой на Кавказе

На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.

4. Бэла

После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает.

Как хитро в деве простодушной
Я грёзы сердца возмущал!
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она...
Что ж грудь теперь моя полна
Тоской и скукой ненавистной?...
А.С.Пушкин

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов ставит перед собой задачу описать характер главного героя. Эту задачу автор открыто формулирует в предисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой едва ли не интереснее истории целого народа». Раскрывая характер Печорина, Лермонтов сталкивает его с самыми разными людьми, которые должны оттенить сильные и слабые черты характера героя.

В литературе XIX века герой чаще всего проверяется в чрезвычайных ситуациях (приключения Печорина в повестях «Тамань» и «Фаталист»), в дружбе (взаимоотношения Печорина с Грушницким и Максимом Максимовичем) или в любви (любовные истории есть в четырёх из пяти повестей, исключение составляет «Максим Максимович»), В романе герой встречает немало женщин, которые привлекают его скучающий взор. В «Тамани» это девушка-контрабандистка, в «Фаталисте» Настя — дочка сотника, в доме которого Печорин жил несколько дней, в «Бэле» черкесская княжна, в «Княжне Мери» Вера и Мери. Если две первые героини только мелькнули в жизни Печорина, то три другие станут его серьёзными увлечениями.

Эти три женщины полюбят его по-настоящему и будут страдать от своего безответного чувства. Причём в истории несчастной любви каждая из них будет вести себя очень достойно: они не будут жаловаться окружающим на холодность Печорина, не будут устраивать ему скандалы, донимать преследованиями, хотя для каждой любовь к герою будет искренним, сильным чувством, которое перевернёт их жизнь. Черкешенка Бэла погибнет в конечном счёте из-за равнодушия Печорина к ней; аристократка Мери Литовская заболеет от расстроенных чувств; умная и проницательная Вера умирает от чахотки, причиной которой, возможно, была и несчастная любовь. Надо признать, что Печорин умел выбирать для своих любовных похождений замечательных женщин, что свидетельствует о его уме, вкусе, наблюдательности, опытности, хотя и противоречит его собственному признанию, что он не любит «женщин с характером: их ли это дело!» («Княжна Мери»). Однако заводить роман с пустой и глупой барышней для него невыносимо скучно.

Таким образом, Печорина любят разные женщины, любят от всей души, самозабвенно, и все истории любви кончаются трагически. Почему? Потому что Печорин, желающий обладать душой влюблённой женщины, требующий у неё всяческих жертв и доказательств любви, сам не способен на долгую, преданную любовь. У него сложилась даже собственная философия на этот счёт: если любовь приносит страдание, она никогда не забывается, и, значит, женщина будет навек связана с человеком, который причинил ей эти любовные страдания. Парадоксально, но герой, для которого покорять женские сердца — одно из главных занятий в жизни, сам не верит в любовь. Вот его размышления перед дуэлью с Грушницким: знакомые дамы, узнав о смерти Печорина, в объятиях другого мужчины будут клеветать на мёртвого любовника, чтобы успокоить ревность теперешнего возлюбленного. В дневнике Печорин признаётся: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даёт только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! (...) Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам!» («Княжна Мери»). Иными словами, в любви Печорин демонстрирует крайний эгоизм, он говорит, что дорожит своей свободой. Но для чего она ему?

Одновременно Лермонтов показывает, что герой является страдающим эгоистом, что все несчастливые истории любви он переживает глубоко и искренне. Он доставляет страдания влюблённым в него героиням, но и сам страдает тяжело. Получив прощальное письмо от Веры, он пытается догнать её карету, чтобы «одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку...». Во время погони он понял, что Вера стала для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!». Когда же конь пал, не выдержав бешеной скачки, Печорин горько рыдает от отчаяния и бессилия. Во время последнего объяснения с княжной Мери ему до глубины души жаль её, он едва удерживается от порыва сделать ей предложение. После того как Бэла умирает на руках Печорина, Максим Максимович хочет утешить его, но Печорин так странно смеётся, что добрый штабс-капитан не на шутку пугается, не сошёл ли Печорин с ума.

Итак, все истории любви в жизни Печорина кончаются трагично, потому что сам он не верит в любовь. Можно предположить, что герой боится ответственности за женщину, которая ему доверится, или не хочет поступаться ни в чём своей свободой, не хочет ничем ограничивать собственные желания. «Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озарённых южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утёса на утёс», — признаётся он сам себе в дневнике («Княжна Мери»). Наверное, в юности он испытал немало разочарований (об этом он туманно намекает в разговоре с Мери) и разуверился в настоящей любви. На место искреннего чувства он ставит зависть к счастливому сопернику (у колодца в Пятигорске княжна Мери ласково поглядела на Грушницкого, не обратив внимания на Печорина) или скуку, которую приятно развеять любовным приключением (история с девушкой-контрабандистской, а потом с Бэлой).

Разуверившись в любви, Печорин делает свою жизнь ограниченной, лишает себя душевных переживаний, которые обогащают и украшают жизнь. Своим поведением он обрекает себя на одиночество, но сохраняет, как Евгений Онегин, «постылую свободу» (8, XXXII). Хотя искренние чувства переполняют его душу, он умеет логикой, доводами рассудка подавить их. Когда он плачет на дороге, не догнав карету Веры, его грудь разрывается от рыданий, его обычное хладнокровие исчезает как дым. Но вот его «мысли пришли в обычный порядок»: «Чего мне ещё надобно? — её видеть? — зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться».

Во всех историях любви проявляются не только сильные черты характера героя (знание жизни и людей), но и ущербность его жизненной позиции, страх перед окружающим миром, который Печорин успешно скрывает, но который явно заметен в его отношении к любви. Он умудряется пройти через многочисленные любовные приключения и остаться гордым, свободным и одиноким. Но не находит в этом счастья.

Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам признает: «Да и какое мне дело до радостей и бед человеческих…».

Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».

История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.

Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.

Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.

­Умеет ли Печорин любить?

В лирико-психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов ставит своей целью развернуто передать характер главного героя и причины его неудач. Григорий Александрович Печорин оказывается на Кавказе из-за какой-то очередной «истории», что приключилась с ним в Петербурге. Жизнь его сталкивает с самыми разными людьми из разных слоев общества и сфер деятельности. На протяжении всего произведения характер героя проверяется в любви, дружбе и чрезвычайных ситуациях.

Мы видим, что взаимоотношения у него не складываются, а личная жизнь навевает на него тоску. Печорину свойственна противоречивость характера, а также автор приписывает ему немалую долю эгоизма и скептицизма. Но главным его врагом все же является скука. Все, что он делает, только для того, чтобы как-то заполнить свою душевную пустоту. Несмотря на то, что герой наделен мужеством, силой воли, высоким интеллектом, проницательностью, живым воображением, особой формой морали, свойственной только ему, в нем не хватает душевной теплоты.

К друзьям он относится либо холодно, либо равнодушно, ничего не давая взамен. Женщины для него все одинаковы и заставляют скучать. У Печорина богатый опыт общения с противоположным полом и только одна женщина сумела удержать его внимание на долгие годы. Это Вера , с которой судьба вновь его столкнула в Пятигорске у Лиговских. Несмотря на то, что она замужем, серьезно больна, она все так же предано любит Григория со всеми его недостатками. Ей одной удается заглянуть в его порочную душу и не испугаться.

Однако герой не оценил и этой преданности, поэтому в конце повести Вера его покидает, а вместе с ней и вера в жизнь, вера в радужное будущее. Мы видим, что герой Лермонтова глубоко несчастен. Это человек, который не умеет любить. Он и хотел бы, но нечем. На прощание Вера ему говорит, что «никто не может быть так истинно несчастлив как он», и в этом она, увы, права. На Кавказе он делал и другие попытки сблизиться с женщинами, но все они трагично заканчивались.

Сочинение на тему «Печорин и его женщины» 3.67 /5 (73.33%) 3 votes

Сколько посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Для нее пишут музыку, во имя нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются на дуэли, сходят с ума, о ней поют, на ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, таким образом, выражали свою жизненную философию. И роль женщины в обществе одна из важнейших. О женских образах 19 столетия принято говорить – «пленительные», и это правда. Ведь женщина – источник радости, силы и вдохновения.
Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. В романе «Герой нашего времени» три образа женщины: Бэла, княжна Мери и Вера.


Бэла – юная черкешенка, о которой читатель узнает из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидел ее на свадьбе, был пленен ее необычной красотой. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены, и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут…У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она по традициям Кавказа.
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о Мери Печорин позволяет себе ироничный, даже насмешливый тон в отношении княжны. Мери Лиговская – очень молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, конечно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, не понимает игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском.
Мери становится предметом соперничества Грушницкого и Печорина. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. Конечно, в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Почему Печорину так скучно и одиноко? Печорин – неординарная личность, поэтому он искал особенную женщину, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но такой не было. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это всего лишь больное прошлое Печорина, временный порыв души.
Лермонтов составляет портрет героя из пороков общества. Однако, возможно, что отношения Печорина и Веры – это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтова любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой. Благодаря женским образам в романе писателю удалось раскрыть основные черты характера главного героя и придать роману неповторимость, свежесть, четкость восприятия.